«Виды музыкальной деятельности обучающихся в коррекционной школе VIII вида»
методическая разработка по музыке (1 класс) на тему

Бухамер Наталья Геннадьевна

Музыкальное воспитание в специальном (коррекционном) образовательном учреждении является основной частью учебного процесса в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно - развивающие задачи. По мере овладения различными видами музыкальной деятельности дети самостоятельно используют их  в различных ситуациях: во время уроков, во внеклассной работе, в быту совместно с нормально развивающимися сверстниками. 

Музыкальная деятельность способствует формированию у обучающихся коррекционных учреждений  эстетических потребностей знаний, умений,  необходимых в повседневной жизни.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx23.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – Верх-Ирменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

    Учебно – методическое пособие для учителей музыки  

 

 «Виды музыкальной деятельности  

обучающихся в коррекционной школе VIII вида»  

                         

                                Выполнила учитель музыки

                                      1 категории

                                 Бухамер Наталья Геннадьевна

                            2014 год

                       

  Музыкальное воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на овладения детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии музыкальной культурой, развитии их музыкальных способностей и формировании творческих качеств с целью преодоления негативных последствий основного дефекта, подготовка к самостоятельной жизни.

 Задачи музыкального воспитания:

- формировать знания о музыке;

- корригировать отклонения интеллектуального развития;

- совершенствовать певческие навыки;

- развивать певческую активность;

- развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку;

- развивать музыкально – исполнительские навыки, активизировать творческие способности.

   Известно, что полноценное формирование личности ребёнка возможно только в условиях его совместной деятельности со взрослыми. В ходе общения как ведущей психической деятельности складываются различные формы умственной и двигательной активности, которые в будущем получают самостоятельное развитие, а также важнейшие психические процессы.

  Для успешного осуществления эстетического воспитания детей с ОВЗ средствами музыки (пения) учитель музыки должен знать особенности певческого голоса ребёнка данной категории, те требования, которые к нему можно предъявлять в процессе коррекционного обучения, целенаправленно соблюдать охранительные условия, необходимые для развития детского голоса.

 У детей, поступающих в учреждение, не только отсутствует вокально-хоровая подготовка, но и имеются множественные речевые нарушения, эмоционально-поведенческие расстройства. Остро встаёт вопрос о голосовой структуре ребёнка с ОВЗ и выработки основных направлений деятельности руководителя музыкального воспитания по совершенствованию, преодолению нарушений голосовых функций, занимающих значительное место в общей структуре дефекта. Для решения необходимы оптимальные условия, способствующие правильному функционированию детского голосового аппарата с учётом требований охранительного режима:

  1. Обучение пению без ущерба духовному и физическому здоровью детей;
  2. Максимальное включение защитных механизмов голосообразования в процессе певческой фонации: пение энергетически экономно.

 

Под этим подразумеваются следующие показатели:

 1. Использование щадящих режимов работы гортани. Учёт возрастных особенностей поющих. Общепринятым является деление детских голосов на грудной и фальцетный режимы:

- от «ФА – СОЛЬ» малой октавы до «РЕ -  МИ» первой октавы – грудной режим;

- от «МИ – ФА» первой октавы до «СИ – ЛЯ» второй октавы – фальцетный режим.

2. Голосообразующий вдох, превосходящий речевой  и активный выдох.

3. Певческое вибрато и произвольное управление им.

4. Специфическая артикуляция.

 Все эти компоненты относятся к защитным механизмам голосообразования.

Как правило, у детей с ОВЗ не сформирован эталон пения, для этого необходимо на каждом уроке, музыкальном занятии  предлагать детям для прослушивания высококачественные записи певцов, детских, женских голосов.

 У детей с ОВЗ отсутствуют представления вокально – телесных ощущений, поскольку нет певческого голоса.

 В музыкальном воспитании детей с ОВЗ коррекционной школы используются различные виды музыкальной деятельности. К ним относятся:

- хоровое и сольное пение;

- игра на музыкальных инструментах;

- слушание музыки;

- музыкально – ритмические движения;

- инсценирование песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;

- рассказы детей (размышления) по поводу услышанной музыки;

- изучение элементов нотной грамоты;

- творческие индивидуальные занятия – детские рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений, написание небольших сочинений, рассказов о музыке и др.

 В музыкальном развитии обучающихся специальных (коррекционных) учреждений можно условно выделить три периода.

ПЕРВЫЙ, пропедевтический, период, - от 6 до 8 лет (1 класс). Дети накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт музыкально-слуховых и ритмических представлений, интонирование мелодии голосом. Для разучивание используются песни звукоподражательного характера (голоса птиц, животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации). Мелодии песен

Простые, в диапазоне кварты (МИ 1 – ЛЯ 1) – для подготовительного класса или сексты (РЕ 1 – СИ 1, для 1 класса), ритмический рисунок состоит из четвертных и восьмых длительностей, темп и сила звучания средние, дыхание кратковременное.

ВО ВТОРОМ периоде, от 9 до 11 лет (2-4 классы), происходит развитие координации слуха и голоса, музыки и движения, идёт накопление знаний, овладение исполнительскими умениями. У учащихся 2-4 классов диапазон пения увеличивается до октавы (ДО 1  – ДО 2), дыхание становится более устойчивым, дети могут петь протяжённые фразы, лучше произносят слова. Подбираются песни о природе, окружающей действительности, певческие упражнения строятся на материале посильном для учеников. Они помогают формированию дикции, артикуляции, певческого дыхания, ансамбля. Для развития координации слуха и голоса, певческого дыхания важно выбирать произведения, имеющие не только равномерные, но и протяжные звуки. Мелодии выбираются более сложные, в медленном и среднем темпе, динамика тихая и умеренно громкая. В этой возрастной группе проявляют себя дети, музыкально более одарённые, они заметно опережают своих сверстников. Обнаруживается это в следующем: чистота интонирования, звонкий голос, выразительное пение, артистичность, интерес к музыке.

В ТРЕТЬЕМ периоде, в возрасте от 12 до 16 лет (5 – 8 классы), практические действия подкрепляются элементарными знаниями о музыке, обучающиеся овладевают навыками игры на музыкальных инструментах. Певческий диапазон увеличивается до интервала децима: СИ малой октавы – РЕ – ФА 2 октавы. Дети овладевают певческим дыханием. В этом возрасте используется разнообразный песенный репертуар, темп от медленного до подвижного, динамика от тихой до умеренно громкой. Петь громко не рекомендуется, в связи с начавшейся мутацией.

 Процесс обучения пению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья длителен и сложен, так как требует интенсивной  мыслительной активности и интеллектуального напряжения. Занятия пением положительно воздействуют на дыхание, укрепляют голосовой аппарат, а также активно развивают музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, ладовое чувство, чувство ритма.

 Игре на музыкальных инструментах должно уделяться особое внимание, так ка именно музыкальное исполнительство повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, чувства ритма, эмоциональному реагированию, воспитывает навыки коллективной деятельности. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети знакомятся с богатством оттенков музыкальных звуков, различными приёмами исполнения.

 Основой музыкального восприятия обучающего с ОВЗ является направленность на мелодию. Однако мелодия воспринимается не изолированно, а вместе с гармонией, ритмом, тембром, фактурой.

 В 1925 году Л. С. Выготским была написана работа «Психология искусства», в которой он пытался ответить на актуальные вопросы психологии творчества и этики. Культурно – историческая концепция, лежащая в основе данной работы, охватывает сферу психически регулируемого поведения.  По мнению Л. С. Выготского любое восприятие произведений искусства требует активного творческого процесса, в ходе которого происходит не только возникновение яркого чувства, представления. Под воздействием музыки осуществляется упорядочение внутренних процессов эмоционального развития, которое сопровождается значительным расходом нервно – психической энергии.

 Сам процесс музыкального воздействия зависит от:

- дифференциала настроения, чувственного тона ощущений, вызываемых конкретным произведением;

- особенности личности воспринимающего.

 Таким образом, можно заключить, что в процессе участия обучающихся коррекционных учреждений в различных видах музыкальной деятельности при музыкальном восприятии происходят следующие процессы:

 - Образуются музыкальные представления, включающие запас сведений музыкального содержания (музыкальная интонация, особенности звукообразования и т.д); получают дальнейшее развитие мыслительная способность, внимание, сосредоточенность, концентрация памяти.

 - Развивается эмоциональная сфера, формируются эстетические чувства, отзывчивость на музыку; воспитывают такие качества личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

 - Улучшается положительная мотивация поведения, динамика развития сознательной саморегуляции музыкальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...

Программа по социализации и адаптации обучающихся коррекционных школ VIII вида « НАДЕЖДА »

Социализация и интеграция  детей с ограниченными возможностями здоровья,  представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что вып...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

В данных методических рекомендациях показана специфика логопедического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предложен материал для обследованияи рекомендации по написанию з...

Конспект мультимедийной разработки итогового учебного занятия "Осень" для обучающихся коррекционных школ VIII вида

Конспект разбаботан с учетом интелектуальных возможностей обучающихся, воспитанников коррекционных школ VIII вида по предмету "Оружающий мир"...

Рабочая программа по математике 2 класс для обучающихся коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по математике для обучающихся коррекционной школы VIII вида...

Исследование игровой деятельности учащихся специальной коррекционной школы VIII вида

Реферат отражает особенности игровой деятельности у детей с ОВЗ...

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...