Биография композиторов
учебно-методический материал по музыке на тему

Харламова Татьяна Игоревна

Композиторы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompozitory.doc68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Николай Дмитриевич Леонтович (1877—1921) — украинский композитор, хоровой дирижёр и педагог. Родился в селе Монастырёк на Подолье, в семье священника. В детстве учился музыке под руководством отца, который играл на виолончели, скрипке, гитаре, руководил хором. Профессиональное образование получил в Каменец- Подольской семинарии. Благодаря красивому голосу и прекрасным музыкальным способностям юный Николай стал дирижёром хора семинаристов. После окончания семинарии учительствовал в сельских школах Подолья, Донбасса, преподавал в Музыкально- драматическом институте имени Н. Лысенко в Киеве, организовывал хоры, самодеятельный симфонический оркестр. 8 Петербургской придворной капелле учился на регента (дирижёра хора).

Основу наследия творца составляют непревзойдённые обработки украинских народных песен для хора. Самые известные из них — «Щедрик», «Дударик», «Казака несут».

Леонтович является одним из наиболее часто исполняемых в мире украинских композиторов благодаря «Щедрику», рождественской мелодии, известной под названием «Колядка колоколов»

Когда впервые американские космонавты отправились в межзвёздное пространство, то среди музыкальных произведений был и «Щедрик» Николая Леонтовича. Это произведение исполняют во Франции, Англии, Голландии, Польше, странах Латинской Америки. Особой популярностью «Щедрик» пользуется в Канаде и США.

Рейнгольд Морицевич Глиэр (1875-1956) — композитор, дирижёр и педагог.

Он родился в Киеве в семье мастера духовых музыкальных инструментов. Однако скрипку мальчик взял в руки только в одиннадцать лет. В 14 лет Рейнгольд уже писал пьесы для фортепиано, скрипки и виолончели, которые исполнялись его братом и сестрой. Рейнгольд окончил Киевское музыкальное училище (сейчас Киевский институт музыки, который носит его имя), Московскую консерваторию.

В 1913 г. Р. М. Глиэр вернулся из Москвы в Киев в качестве профессора консерватории (класса композиции), а через год его избрали ректором этой консерватории. Композитор попробовал себя почти во всех музыкальных жанрах. Украинская тема воплотилась в симфоническом полотне «Запорожские казаки», симфонической поэме «Завещание», балете «Тарас Бульба».

Джордж Гершвин (1898—1937) — американский композитор. Он родился в нью-йоркском районе Бруклин. Его отец эмигрировал в Америку из Одессы. Джордж был вторым ребёнком в семье. Родители купили фортепиано для занятий его старшему брату. Каково же было удивление, когда младший за короткое время достиг столь больших успехов, что оставил брата далеко позади. К огромной радости братьев было решено, что заниматься на фортепиано будет Джордж.

Уже с 17 лет Джордж начинает работать пианистом-популяризатором в одном из издательств. Постепенно к нему приходит успех. Он привлекает внимание продюсеров Бродвея. Его музыку включают в мюзиклы, шоу и ревю.

Всё это время композитор работает со своим братом, который пишет тексты для его произведений. У публики и исполнителей сочинения композитора имели большой успех, многие из них использовались в кинофильмах. 

Артемий Лукьянович Ведель (1767—1808) — украинский композитор, певец, дирижёр хора. Воспитывался в Киевском духовном училище, пел в архиерейском хоре, куда и вернулся через несколько лет регентом. Работал в Москве, Харькове и Киеве. Позднее стал послушником в Киево-Печерском монастыре. Писал исключительно духовную музыку. Все его произведения написаны для хора а капелла, то есть без инструментального сопровождения. 

Василий Александрович Барвинский (1888—1963) — украинский композитор, пианист, педагог, дирижёр, музыкальный критик, организатор музыкальной жизни. Выдающийся представитель украинской музыкальной культуры XX века. Наследие композитора-лирика состоит преимущественно из камерно-инструментальных произведений.

Первой учительницей музыки композитора была мать — Евгения Любович, певица и педагог. Позднее его обучение как пианиста и композитора проходило во Львовской и Пражской консерваториях. Начало творческой и педагогической деятельности В. Барвинского связано со Львовом, где он возглавлял Высший музыкальный институт им. Н. Лысенко. Его рецензии и музыкально-критические заметки печатались в нескольких десятках газет и журналов.

В 1948 г. В. Барвинского арестовали, сослали в концлагерь. Но даже там композитор активно работал, организуя самодеятельные коллективы, обучая музыкальной грамоте всех желающих. Во Львов он смог вернуться только через 10 лет, не имея права преподавать в учебных заведениях. До последних дней жизни Василий Барвинский активно работал: восстанавливал по памяти свои уничтоженные во время ареста произведения, бесплатно консультировал пианистов, принимал участие в деятельности Союза композиторов. После смерти Василий Барвинский был реабилитирован. 

Людвиг ван Бетховен (1770 — 1827) — немецкий композитор, пианист, органист, дирижёр, которого по праву считают одним из самых выдающихся музыкантов за всю историю человечества. Творчество Бетховена тесно связано с искусством Германии и Австрии.

Людвиг ван Бетховен родился в Бонне. Мальчик рос в нищете. Как-то заметив, с каким вниманием и наслаждением четырёхлетний Людвиг слушает музыку, отец стал учить его игре на фортепиано, а затем и на скрипке. К занятиям сына он относился не только строго, но даже жестоко, заставлял его работать целыми днями, «вдохновляя» шлепками, подзатыльниками. Даже не позволял играть со сверстниками. Он стремился как можно быстрее развить талант ребёнка и сделать из него источник дохода, поэтому общее образование Людвига было поверхностным. Оно ограничилось посещением начальной школы, где юный музыкант в течение нескольких лет учился читать, писать, считать и немного освоил латынь.

Музыка Бетховена отличается стройностью, красотой формы, глубиной и богатством содержания. Он создаёт симфонии, квартеты, увертюры, сонаты, вокальные произведения. В 44 года Бетховен достигает пика славы, его произведения получают признание, становятся популярными. Но всё это не утешает композитора, поскольку именно в это время он начинает катастрофически глохнуть. Ухудшение слуха и здоровья в целом, мрачное настроение, тяжёлое материальное положение — всё это в последние годы жизни доставляло Бетховену немалые огорчения.

Музыке Бетховена присущ огромный заряд энергии. Очень важная её черта — чувство гармонии с миром, связь с человечеством, вера в жизнь. Недаром финал его Девятой симфонии — «Ода к радости» — стала гимном объединённой Европы. 

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953) — гений XX века, повлиявший на развитие мировой музыки. Сергей Сергеевич Прокофьев является автором музыки самых различных жанров: 8 опер, 7 балетов, 7 симфоний и многих камерно-инструментальных произведений, а также музыки к кинофильмам.

Родился будущий композитор в Украине, в имении Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области).

Мир балетного театра вошёл в его жизнь ещё в раннем детстве. Мать привела восьмилетнего Сергея на балет «Спящая красавица», и это представление на всю жизнь оставило след в его душе.

В возрасте 13 лет он поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил как композитор, а позднее и как пианист, — со своим Первым концертом для фортепиано с оркестром, получив наивысшую оценку и Гран- при — рояль.

Сергей Сергеевич оставил богатое наследие, среди самых популярных его произведений — балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка», симфоническая сказка «Петя и волк», опера «Война и мир».

В честь композитора назван международный донецкий аэропорт. 

Микалоюс Чюрлёнис (1875—1911) родился в городке Варене на юге Литвы в семье органиста. Он провел детские годы в Друскининкае. Чюрлёнис учился живописи в художественной школе и училище в Варшаве, а профессию композитора получил в Варшавском музыкальном институте и в Лейпцигской консерватории.

Творческая жизнь художника была короткой, но за десять лет деятельности он создал около 400 музыкальных произведений — хоровых, камерно- инструментальных, симфонических и более 300 живописных картин, графических работ, образцов художественной фотографии. 

Музыкальный словарик

А КАПЕЛЛА — пение без инструментального сопровождения. АНСАМБЛЬ — группа исполнителей, которые выступают совместно; слаженное исполнение музыки.

АРИЯ — сольная песня в опере.

БАЛЕТ — музыкально-театральное представление, содержание которого, мысли и чувства действующих лиц раскрываются средствами музыки и танца.

ВАРИАЦИИ — (от латинского — изменение, разнообразие) — музыкальное произведение, в котором основная мелодия звучит несколько раз, и каждый раз в неё вносятся изменения: мелодические, ритмические, ладовые, гармонические и т.д.

ВОКАЛИЗ — (от итальянского — звучный, созвучный) — музыкальное

произведение для исполнения голосом без слов в сопровождении

музыкального инструмента или оркестра.

ГАРМОНИЯ — созвучие, элемент музыкального языка.

ДИАПАЗОН — расстояние между низким и высоким звуками, которые

может взять голос или инструмент.

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — вокальные, инструментальные или вокально- инструментальные произведения на религиозные тексты или сюжеты. ИНТОНАЦИЯ — звуковое воплощение музыкальной мысли, носитель музыкального смысла.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА — произведения для сольного и ансамблевого исполнения в небольших помещениях.

КВАРТЕТ — это вокальный или инструментальный ансамбль, состоящий из четырёх исполнителей.

КОНЦЕРТ — это произведение инструментального жанра для любого инструмента, который «соревнуется» с оркестром.

ЛАД — объединение звуков, различных по высоте, тяготеющих друг к ДРУГУ-

ЛИБРЕТТО — это краткое литературное изложение сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла.

МЕЛОДИЯ — музыкальная мысль, выраженная одноголосно. МЮЗИКЛ — это музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, музыка, хореография.

ОБРАБОТКА — это видоизменения музыкального произведения путём использования разнообразных средств музыкальной выразительности.

ОПЕРА — вид театрального искусства, в котором сценическое действие сочетается с музыкой — вокальной и инструментальной, балетом, пантомимой и изобразительным искусством (грим, костюмы, декорации).

РЕГТАЙМ — фортепианная пьеса импровизационного характера. РЕЧИТАТИВ — разновидность вокальной музыки, приближающейся к пению.

РИТМ — упорядоченное чередование музыкальных звуков. СИМФОНИЯ — (с греческого языка — созвучие) — крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра.

ТЕМБР — это окраска звука, свойственное определённому голосу или инструменту.

ТЕМП — скорость исполнения музыкального произведения. ТОНИКА — это устойчивый, основной звук лада. УНИСОН — одноголосное пение.

ХОР — коллектив певцов, которые вместе исполняют какое-либо вокальное произведение с инструментальным сопровождением или без него.

ХОРМЕЙСТЕР — руководитель и дирижёр хора.

ЦВЕТОМУЗЫКА — явление синтеза искусств, объединение музыкальных и художественных средств в одном произведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения "Кубанские композиторы. В.Г.Захарченко - руководитель Кубанского казачьего хора"

      В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формиро...

Урок музыки во 2 классе "Осень:поэт-художник-композитор"

Урок разработан по программе "Музыка" для общеобразовательных учреждений автор В.В.Алеев, Т.Н.Кичак (2 класс)...

Зима в произведениях русских художников, поэтов и композиторов (конспект).

В основу занятия положена музыка из произведения П.И.Чайковского "На тройке". Она является фоном для начала занятия и звучит то громче, то тише, что создает определенную атмосферу в зале. В каждом из ...

Внеклассное мероприятие в 1 классе на тему: «Весна глазами поэта, художника, композитора»

Данное внеклассное мероприятие развивает у учащихся умение понимать и ценить прекрасное в действительности, принимать участие в охране природы, накапливать образные представления и впечатления, ...

Зима в произведениях русских поэтов, художников и композиторов.

Это внеклассное мероприятие знакмит детей с русскими поэтоми, художниками и композиторами. которые воспевают зиму....

"Немеркнущий подвиг и слава защитников Отечества в годы Великой Отечественой войны: "Биография Родины - биография одной семьи

"Творческая работа, принимавшая участие в районном краеведческом кункурсе: "Немеркнущий подвиг и слава народа", посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне" секция: "Биография Родины - б...

Биография и творчество великих русских композиторов.

Биография и творчество великих русских композиторов....