Интегрированный урок по музыке "Интонация"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Кирьянова Ольга Николаевна

Цель: обобщить и закрепить тему «Интонация – основа музыки»;

Продолжить знакомство с творчеством Э.Грига и П.И.Чайковского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по музыке36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 3 класс

        

Тема: «Интонация – основа музыки».

Цель: обобщить и закрепить тему «Интонация – основа музыки»;

Продолжить знакомство с творчеством Э.Грига и П.И.Чайковского

Образовательные задачи:

Закрепить понятия:

- «Интонация», «Зерно интонации;

-выразительность и изобразительность интонации;

- средства музыкальной выразительности.

Развивающие задачи:

- прививать любовь к природе;

-развивать музыкальные способности: слух, вокально-хоровые навыки;

- добиваться эмоциональной отзывчивости;

- содействовать проявлению музыкального слуха.

Воспитательная задача:

Бережное отношение, любовь к лучшим образцам мирового искусства.

Музыкальный материал: С.Прокофьев «Болтунья», Э.Григ «Утро», П.И. Чайковский «Зимнее утро», «Марш» из балета «Щелкунчик»,

«Солнечная песенка» муз. Е.Рушанского, сл А.Матюшкина,

«Смешной человечек» муз. А.Журбина, сл. П.Синявского.

Оборудование: диски СД, мультимедиа, караоке.

                                                Ход урока

Заходят в класс под «Болтунью» С.Прокофьева.

Музыкальное приветствие.

- Ребята, кто вспомнит, как называется тема второй четверти?

(Интонация)

- Интонация – основа музыки, От яркости интонации зависит яркость музыки.

- Давайте вспомним, что такое интонация? (Как мы говорим или поём).

- Отсюда следует, какая бывает речь? (Музыкальная речь и разговорная речь).

- Музыкальная речь, чем записывается? (нотами, которые имеют определённую высоту и длительность).

- А разговорная речь, чем записывается) (Буквами).

- А с какой интонацией мы с вами должны говорить или петь? (С выражением, соблюдая знаки препинания, паузы, выделение сильных  слов и слогов во фразах, наиболее важных звуков в мелодиях).

- Ребята, а болтунья Лиза правильно пела? (нет)

- А почему неправильно?

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло.

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Звучит «Утро» Э.Григ (пластическое интонирование)

- Как называется это музыкальное  произведение? («Утро»

- Кто его сочинил? (Э.Григ).

-Какая главная мысль этого произведения? Что Э.Григ хотел показать нам этим музыкальным произведением? (наступление утра в природе).

- В чём заключается выразительность интонации в этом музыкальном произведении? (в том, что Э.Григ показал наступление утра жизнерадостным, восторженным, нежным, светлым).

- А в чём заключается изобразительность интонации? (в движении солнца из-за горизонта)

- Какими средствами музыкальной выразительности Э.Григ достиг этого?

На доске строится Цветик-семицветик из средств музыкальной выразительности.     Работа с карточками.

Возьмите карточки, внимательно прочитайте слова и подумайте, к каким средствам музыкальной выразительности они относятся. А теперь выйдите, те дети у кого слова относятся к темпу. И мы узнаем, какой был темп у музыкального произведения «Утро».

  1. Темп – умеренный, медленный.
  2.  Динамика – очень громко, громко, тихо, очень тихо.
  3. Ритм – ровный, плавный.
  4. Регистр – высокий, средний, низкий.
  5. Тембр – флейта, гобой, скрипка.
  6. Характер – спокойный, нежный, светлый, ласковый.
  7. Лад – мажор, минор.

Ну, вот у нас с вами получился цветок, только чего ребята не хватает? (серединки)

                Ровно семь цветов у радуги,

               А у музыки семь нот,

        На земле для нашей радости

        Вечно музыка живёт.

Этот цветок музыкальный. Все его лепестки, как бы вырастают из главного свойства музыки – Интонация.

- Ребята, послушайте, что я сейчас вам наиграю? (интонация)

- А сейчас, что вам я наиграла? (зерно  - интонации).

- А что содержится в зерне интонации? (зародыш ритма, мелодии, характера).

- А сейчас, я хочу предложить вам поиграть в игру «Угадай мелодию».

Наигрываю несколько звуков.

  1. «Смешной человечек» - запевы поют по рядам, припевы все вместе.
  2. «Солнечная песенка» - поют с движениями.

- Ребята, сегодня мы с вами слушали музыку Э.Грига, а кто из вас помнит, кто из русских композиторов был его лучшим другом?

(П.И.Чайковский)

П.И.Чайковский и Э.Григ познакомились в Лейпциге в Германии. Между ними завязалась дружба. Они писали друг другу письма, обменивались музыкальными сочинениями.

 – «Моему дорогому, высокочтимому другу Эдварду Григу на память о П.И.Чайковском».

- «Любимому и уважаемому русскому мастеру» Э.Григ

- Одно из своих произведений П.И.Чайковский посвятил тоже утру, но название его состоит из двух слов. Чтобы узнать второе слово, мы сейчас с вами послушаем музыкальное произведение  и обратим внимание на настроение, характер этого произведения. И подумаем, каким же увидел утро П.И.Чайковский. ( Подсказка – это слово относится к временам года).

        «Зимнее утро» П.И.Чайковский – слушание

- Как вы думаете, каким увидел утро Пётр Ильич? (холодное, скучное, грустное)

- А как вы думаете, к какому времени года относится утро П.И.Чайковского? (зима)

- Правильно ребята! Молодцы! Сейчас я вам предлагаю побывать в роли художников и нарисовать зимнее утро. Каким вы его увидели.

        Рисуют. Показ рисунков.

Итог урока: о чём ребята мы с вами сегодня говорили?

Когда будете слушать музыку, вспоминайте волшебный музыкальный цветок. Его лепестки помогут вам глубже понять замысел композитора, какие мысли и чувства хотел донести до нас композитор. Домашнее задание: дорисовать в тетрадях зимнее утро.

                             Сегодня все были молодцы.

Выход под музыку П.И.Чайковского «Марш» из балета «Щелкунчик».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...