"Мир музыкальных инструментов"(занятие по музыке)
план-конспект занятия по музыке на тему

Лариса Анатольевна Соколова

Тема: « Мир музыкальных инструментов»

 

Цель: Обогащать восприятие детей красотой музыки.

 

Задачи:

 

1. Образовательные

·         углубить представление детей  о происхождении оркестра и музыкальных инструментов, взаимосвязи музыки с природой;

·         создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения  детей во время занятия;

·         закрепление названий музыкальных инструментов.

 

 

2. Развивающие

·         развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;

·         развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • развитие тонкости и чуткости тембрового слуха, чувства ритма;

·         создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения  детей во время занятия.

 

3. Воспитательные

·        воспи­тание в детях чувства радости и удовлетворения от  процесса

          беседы о музыкальных инструментах, исполнений песни, чтения

          стихотворений, игры на музыкальных инструментах;

·        воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры детей.

 

                                                   

 

 Ход занятия:

 

Под вальс дети входят в класс и песней приветствуют учителя .

Учитель.     Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Перед тем, как мы начнём наше занятие, я прочту замечательные слова великого музыканта и композитора Д.Б. Кабалевского. "Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".

Учитель.    А сейчас я предлагаю вам прослушать фрагмент музыкальной записи.

 

Звучит фрагмент П.И. Чайковского «Вальс»  (Виват)

 

Учитель.     Какие чувства пробудила у вас эта музыка? (ответы) Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали? (ответы) А кто же исполнял эту замечательную мелодию? (ответы) Правильно, самую разную музыку могут исполнить симфонический оркестр и его инструменты.

Учитель.    Тема нашего урока» Мир музыкальных инструментов»

Учитель.       А знаете ли вы, что слово «оркестр» давнего происхождения? В древние времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. Оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, как птичка. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов.

Звучит фрагмент «Жаворонок» П.И. Чайковского

 

Учитель.       Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене.

Каких  только инструментов здесь нет!

 

                        Инструменты музыкальные,

                        Я скажу вам – уникальные.

                        Их огромное количество

                        Увлекает ученичество.

 

Учитель.   Вглядитесь повнимательнее и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Впереди расположены альты,

скрипки, виолончели, чуть поодаль стоят контрабасы. Сразу за виолончелями расположилось семейство Деревянных духовых – флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Справа от них разместились их родственники Медные духовые – трубы, валторны, тромбоны и тубы. За ними барабаны и ещё много разных инструментов. Оркестр – это организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром. Ребята, подскажите, как его называют? (ответы)

 

Учитель.  Дирижёр умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот – пюпитр – и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно.

Учитель.    Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты? (ответы)                         

Учитель.      Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты ударные?

Дидактическая игра «Ударные инструменты»

Учитель.     Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты духовые?

Дидактическая игра « Духовые инструменты»

Учитель.     Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты клавишные?

Дидактическая игра «Клавишные инструменты»

Учитель.      Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты  струнные?

Дидактическая игра «Струнные инструменты»

Учитель.    Молодцы! И с этим заданием вы справились. А теперь, друзья, не шутка – физкультурная минутка.

«У жирафа пятна, пятна»

 

Учитель.  Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какой инструмент лишний. Объясните, почему?

Игра «Лишний инструмент»

Учитель.   Где бы человек не находился, в каком бы настроении он не был, он поёт песни. Песня помогает человеку и в трудную минуту, и в радостный час. Много песен сложено про музыкальные инструменты. Давайте послушаем фрагменты песен о музыкальных инструментах.

р.н.п. «Одинокая гармонь», р.н.п. «Балалайка»

Учитель.Послушайте и отгадайте загадки.

                  Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да! 
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?..
(Дудочка) 

А всего-то три струны 
Всех игрою веселит! 
Ой, звенит она, звенит, 
Ей для музыки нужны. 
Кто такая? Отгадай-ка… 
Это наша… 
(Балалайка) 

В руки ты ее возьмешь, 
То растянешь, то сожмешь! 
Звонкая, нарядная, 
Русская, двухрядная. 
Заиграет, только тронь, 
Как зовут ее? 
(Гармонь) 

Сверху — кожа, 
Снизу — тоже, 
В середине — пусто. 
(Барабан) 

Деревянные подружки 
Пляшут на его макушке, 
Бьют его, а он гремит — 
В ногу всем шагать велит. 
(Барабан)

Я стою на трех ногах, 
Ноги в черных сапогах. 
Зубы белые, педаль. 
Как зовут меня? 
(Рояль) 

У него рубашка в складку, 
Любит он плясать вприсядку, 
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет. 
Сорок пуговиц на нем 
С перламутровым огнем. 
Весельчак, а не буян 
Голосистый мой…
(Баян)

У нее вся душа нараспашку, 
И хоть пуговки есть — не рубашка, 
Не индюшка, а надувается, 
И не птица, а заливается. 
(Гармошка) 

То толстеет, то худеет, 
На весь дом голосит. 
(Гармонь)

Сам пустой, голос густой, 
Дробь отбивает, шагать помогает.
(Барабан)

Со мной в поход легко идти, 
Со мною весело в пути, 
И я крикун, и я буян, 
Я звонкий, круглый… 
(Барабан )

В лесу вырезана, гладко вытесана, 
Поет-заливается, как называется?
(Скрипка)

 

Учитель.    А теперь проверим, знаете ли вы голоса других инструментов? Вам нужно на слух определить, какой инструмент играет. Если вы угадаете, этот инструмент появится в царстве. Постарайтесь не спутать голоса инструментов (педагог включает музыкальные фрагменты  со звучанием разных инструментов).

 

 Учитель.     Вы сегодня молодцы! Постарались от души!

                        Доброе сердце вернуло любовь,

                        И музыку счастья услышим мы вновь.

 

Учитель.    Давайте подведём итог нашего занятия. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. Узнали  об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху. А что вам больше понравилось на занятии? (ответы) Ребята нарисуйте, пожалуйста, дома  один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале из ваших рисунков мы создадим свой симфонический оркестр.

 

Дети под «Вальс» покидают класс

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: « Мир музыкальных инструментов»

Цель: Обогащать восприятие детей красотой музыки.

Задачи:

1. Образовательные

  • углубить представление детей  о происхождении оркестра и музыкальных инструментов, взаимосвязи музыки с природой;
  • создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения  детей во время занятия;
  • закрепление названий музыкальных инструментов.

2. Развивающие

  • развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;
  • развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • развитие тонкости и чуткости тембрового слуха, чувства ритма;
  • создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения  детей во время занятия.

3. Воспитательные

  • воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от  процесса

          беседы о музыкальных инструментах, исполнений песни, чтения

          стихотворений, игры на музыкальных инструментах;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры детей.

                                                   

 Ход занятия:

Под вальс дети входят в класс и песней приветствуют учителя .

Учитель.     Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Перед тем, как мы начнём наше занятие, я прочту замечательные слова великого музыканта и композитора Д.Б. Кабалевского. "Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".

Учитель.    А сейчас я предлагаю вам прослушать фрагмент музыкальной записи.

Звучит фрагмент П.И. Чайковского «Вальс»  (Виват)

Учитель.     Какие чувства пробудила у вас эта музыка? (ответы) Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали? (ответы) А кто же исполнял эту замечательную мелодию? (ответы) Правильно, самую разную музыку могут исполнить симфонический оркестр и его инструменты.

Учитель.    Тема нашего урока» Мир музыкальных инструментов»

Учитель.       А знаете ли вы, что слово «оркестр» давнего происхождения? В древние времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. Оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, как птичка. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов.

Звучит фрагмент «Жаворонок» П.И. Чайковского

Учитель.       Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене.

Каких  только инструментов здесь нет!

                        Инструменты музыкальные,

                        Я скажу вам – уникальные.

                        Их огромное количество

                        Увлекает ученичество.

Учитель.   Вглядитесь повнимательнее и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Впереди расположены альты,

скрипки, виолончели, чуть поодаль стоят контрабасы. Сразу за виолончелями расположилось семейство Деревянных духовых – флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Справа от них разместились их родственники Медные духовые – трубы, валторны, тромбоны и тубы. За ними барабаны и ещё много разных инструментов. Оркестр – это организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром. Ребята, подскажите, как его называют? (ответы)

Учитель.  Дирижёр умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот – пюпитр – и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно.

Учитель.    Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты? (ответы)                        

Учитель.      Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты ударные?

Дидактическая игра «Ударные инструменты»

Учитель.     Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты духовые?

Дидактическая игра « Духовые инструменты»

Учитель.     Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты клавишные?

Дидактическая игра «Клавишные инструменты»

Учитель.      Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты  струнные?

Дидактическая игра «Струнные инструменты»

Учитель.    Молодцы! И с этим заданием вы справились. А теперь, друзья, не шутка – физкультурная минутка.

«У жирафа пятна, пятна»

Учитель.  Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какой инструмент лишний. Объясните, почему?

Игра «Лишний инструмент»

Учитель.   Где бы человек не находился, в каком бы настроении он не был, он поёт песни. Песня помогает человеку и в трудную минуту, и в радостный час. Много песен сложено про музыкальные инструменты. Давайте послушаем фрагменты песен о музыкальных инструментах.

р.н.п. «Одинокая гармонь», р.н.п. «Балалайка»

Учитель.Послушайте и отгадайте загадки.

                  Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да! 
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?..
(Дудочка) 

А всего-то три струны 
Всех игрою веселит! 
Ой, звенит она, звенит, 
Ей для музыки нужны. 
Кто такая? Отгадай-ка… 
Это наша… 
(Балалайка) 

В руки ты ее возьмешь, 
То растянешь, то сожмешь! 
Звонкая, нарядная, 
Русская, двухрядная. 
Заиграет, только тронь, 
Как зовут ее? 
(Гармонь) 

Сверху — кожа, 
Снизу — тоже, 
В середине — пусто. 
(Барабан) 

Деревянные подружки 
Пляшут на его макушке, 
Бьют его, а он гремит — 
В ногу всем шагать велит. 
(Барабан)

Я стою на трех ногах, 
Ноги в черных сапогах. 
Зубы белые, педаль. 
Как зовут меня? 
(Рояль) 

У него рубашка в складку, 
Любит он плясать вприсядку, 
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет. 
Сорок пуговиц на нем 
С перламутровым огнем. 
Весельчак, а не буян 
Голосистый мой…
(Баян)

У нее вся душа нараспашку, 
И хоть пуговки есть — не рубашка, 
Не индюшка, а надувается, 
И не птица, а заливается. 
(Гармошка) 

То толстеет, то худеет, 
На весь дом голосит. 
(Гармонь)

Сам пустой, голос густой, 
Дробь отбивает, шагать помогает.
(Барабан)

Со мной в поход легко идти, 
Со мною весело в пути, 
И я крикун, и я буян, 
Я звонкий, круглый… 
(Барабан )

В лесу вырезана, гладко вытесана, 
Поет-заливается, как называется?
(Скрипка)

Учитель.    А теперь проверим, знаете ли вы голоса других инструментов? Вам нужно на слух определить, какой инструмент играет. Если вы угадаете, этот инструмент появится в царстве. Постарайтесь не спутать голоса инструментов (педагог включает музыкальные фрагменты  со звучанием разных инструментов).

 Учитель.     Вы сегодня молодцы! Постарались от души!

                        Доброе сердце вернуло любовь,

                        И музыку счастья услышим мы вновь.

Учитель.    Давайте подведём итог нашего занятия. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. Узнали  об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху. А что вам больше понравилось на занятии? (ответы) Ребята нарисуйте, пожалуйста, дома  один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале из ваших рисунков мы создадим свой симфонический оркестр.

Дети под «Вальс» покидают класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия по музыке. История возникновения музыкальных инструментов.

Данный конспект занятия по музыке формирует у детей представление о возникновении музыкальных инструментов, знакомит с произведениями Ж. Бизе "Кармен", П. Чайковского "Щелкунчик" , Ф. Шуберт "Аве Мари...

Конспект открытого занятия по музыке. Тема:"Музыкальные инструменты симфонического оркестра"

Познакомить обучающихся с инструментами симфонического оркестра, повысить творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка, формирование умение мыслить.Урок соответсвует ФГОС...

конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...

Дополнительный информационный материал для 1 класса "Музыка, её звуки и инструменты" по теме "Знакомство с музыкальными инструментами"

Наглядно-методическое пособие по музыке для 1 класса по теме "Знакомство с музыкальными инструментами"...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА по музыкеТема: «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов»Цели деятельности учителя: расширение и закрепление знаний учащихся о русских народны...

Презентация к дефектологическому занятию на тему: "Музыка. Музыкальные инструменты"

Представляю вашему вниманию презентацию и задания к дефектологическому занятию с обучающимися начальной школы на тему:"Музыка. Музыкальные инструменты."...