Информационная карта урока музыки в 3 классе по теме "Петя и волк"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Муравина Юлия Александровна

Конспект урока музыки по теме "Петя и волк"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_petya_i_volk.docx20.54 КБ
Office presentation icon petya_i_volk.ppt2.21 МБ
Файл sopostavlenie.pptx459.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Этапы

Ход занятия

Примечания

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Открытие нового знания.

Включение нового знания в систему знаний.

Физминутка.

Обобщение изученного материала. Подведение итогов.

-Ребята, я очень рада всех вас видеть на нашем уроке.

-Сегодня наша встреча необыкновенная, волшебная. Мы с вами отправимся в путешествие. Подравняйтесь, все готовы? Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в сказку.

Пойдём потихонечку на носочках, чтобы сказку не вспугнуть.

-Ребята, посмотрите, наш гномик горько плачет. (Дети видят гнома и две картинки с изображением двух мальчиков в народном и строгом костюмах).

-Гномик, расскажи нам, что с тобой произошло.

Гномик: Как же мне не плакать, пришли ко мне гости, Дима (картинка мальчика в народном костюме) и Антон (картинка мальчика в строгом костюме), принесли с собой инструменты. Хотели мы вечер музыки устроить, да прилетела злая колдунья, и все инструменты перемешала. Помогите, пожалуйста, Диме и Антону собрать свои инструменты.

 – Какие инструменты мы будем собирать для Димы? (народные)

 – Какие для Антона? (симфонические)

Музыкально-дидактическая игра « Музыкальные инструменты».

-Молодцы! Гномик нам в благодарность приготовил самый настоящий сюрприз, он приглашает нас в симфоническую сказку.

С болота, поросшего ряской,

 С полей, из лесного дупла,

 Певучая, добрая сказка,

 По нотным тропинкам сошла.

 К тесовому дому под ели,

 Тропинка тебя приведет,

 Расскажут о Пете и Волке,

 скрипки, кларнет и фагот.

 Упрятаны в нотных страницах,

 Поляны, луга и леса.

 Для каждого зверя и птицы

 у сказки свои голоса:

 Пичугою флейта просвищет,

 Закрякает уткой фагот,

 А злого презлого волчищу,

 Валторны заменят собой,

 Однако к чему торопиться?

 Твоя эта сказка, бери,

 Волшебные – двери страницы,

 В нее поскорей отвори.

-Сегодня мы с вами поговорим о симфонической сказке «Петя и волк», которую написал для детей С.С. Прокофьев. Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?. (Ответы детей)

-Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки.

-Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Обращение внимания детей на слайд «Симфонический оркестр».

-Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке.

-Каждый персонаж сказки изображается каким-то похожим на него по характеру звучания музыкальным инструментом. У каждого героя есть своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется. Такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Характер темы может меняться в зависимости от действия, происходящего в сказке, но она всегда узнаваема. Сейчас мы с вами в этом убедимся сами. Я попрошу вас записать, какого персонажа изображает тот или иной инструмент.

Знакомство с персонажами сказки.

А теперь я познакомлю вас с экранизацией Диснея на нашу симфоническую сказку

Сказка (просмотр).

-Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок.

-И так же, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе. Например, утка и птичка (гобой и флейта) очень забавно спорят друг с другом,— каждый играет кусочек своей музыкальной темы. Вот зазвучал кларнет — крадется кошка; заворчал фагот — дедушка ругает Петю; страшно рявкнули валторны — появился волк; гобой испуганно закрякал и смолк — волк проглотил утку.

Так музыкальным языком рассказывает композитор симфоническую сказку.

-Ребята, композитор так правдоподобно нарисовал музыкальными звуками образ волка, что все персонажи сказки разбежались и побросали свои инструменты. Прошу вас помочь мне  подобрать пару к каждому персонажу.

Музыкально-дидактическая игра «Подбери пару».

(Дети подбирают музыкальный инструмент, который исполняет главную партию каждого персонажа.)

-Ребята, сегодня мы много говорим о героях сказки «Петя и волк». Мы слушали музыкальные портреты этих персонажей, а еще этих героев можно нарисовать пластически. Передать в двигательных этюдах характерные особенности каждого их персонажей. А поможет нам опять волшебство музыки.

Пластическая импровизация

Под каждую из музыкальных тем дети выполняют двигательные импровизации, стараясь передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие тому или иному персонажу.

-Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?

-А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая эмоционально насыщенной, волшебной?

-Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами.

-Итак давайте все вместе вспомним, чему был посвящён наш урок?

-Кто является автором симфонической сказки «Петя и волк»?

-Почему эта сказка является симфонической?

-Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным.

-Всем спасибо за внимание, наше занятие окончено.

Звучит музыка «В гостях у сказки».

Музыкально-дидактическая игра « Музыкальные инструменты» Приложение 2.

Слайд № 1

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайды № 6-11

Слайд № 12-17

Мультфильм «Петя и волк»

Музыкально-дидактическая игра «Подбери пару» – Приложение 3.

Аудиозаписи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С болота, поросшего ряской, С полей, из лесного дупла, Певучая, добрая сказка, По нотным тропинкам сошла. К тесовому дому под ели, Тропинка тебя приведет, Расскажут о Пете и Волке, скрипки, кларнет и фагот. Упрятаны в нотных страницах, Поляны, луга и леса .

Слайд 2

Для каждого зверя и птицы у сказки свои голоса: Пичугою флейта просвищет, Закрякает уткой фагот, А злого презлого волчищу, Валторны заменят собой, Однако к чему торопиться? Твоя эта сказка, бери, Волшебные – двери страницы, В нее поскорей отвори.

Слайд 3

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953) Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»

Слайд 4

Симфоническая сказка «Петя и волк» учит детей любить и понимать симфоническую музыку, знакомиться с музыкальными инструментами, особенностями звучания каждого из них

Слайд 5

Симфонический оркестр – это большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические произведения

Слайд 6

Струнные смычковые инструменты Скрипка, альт, виолончель, контрабас скрипка

Слайд 7

Деревянные духовые инструменты Флейта, гобой, кларнет, фагот

Слайд 8

Медные духовые инструменты Валторны

Слайд 9

Ударные инструменты Барабан , литавры

Слайд 10

Персонажи сказки

Слайд 11

Петя мальчик смелый, находчивый и добрый. Ходит он легко, даже вприпрыжку. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, весёлая. Петю изображают струнные инструменты – мягкие, с тёплым тембром.

Слайд 12

Птичка хлопотливая, юркая, вёрткая и тема птички такая же – то быстрая, проворная, то лёгкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи.

Слайд 13

Утка ходит вперевалку, неуклюже. Мелодия утки медленная, неповоротливая. Музыка изображает эту походку – неторопливую, важную. Гобой имеет немного гнусавый голос и изображает кряканье очень похоже.

Слайд 14

Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он звучит очень подвижно, с разными тембровыми окрасками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками

Слайд 15

Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия. Ходит дедушка медленно, с трудом. И музыка медленная, передаёт его тяжёлую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет фагот – самый низкий деревянный духовой инструмент.

Слайд 16

Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная.

Слайд 17

Так как любимое дело охотников – пострелять, поэтому их изображают барабаны и литавры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Скрипка кларнет гобой флейта

Слайд 2

фагот литавра в алторна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

Технологическая карта урока музыки. 3 класс "Музыкальные инструменты. Скрипка".

Урок разработан для 3 класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергееевой.Цели урока: 1.     Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте....

Технологическая карта урока музыки, 4 класс

Технологическая карта урока музыки 4 класс по теме "С чего начинается Родина?",предметная линия Т. Баклановой....

Технологическая карта урока. Музыка 2 класс. "Инструмент оркестр. Фортепиано"

Урок музыки во 2 классе. Тема "Инструмент оркестр. Фортепиано". Автор УМК: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак "Музыка 1-4 классы"....

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки 3 класс «Мир Бетховена»

Губченко Мария ГеннадьевнаТехнологическая карта урока музыки 3 класс «Мир Бетховена»...