Методическая разработка урока во 2 классе по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской
методическая разработка по музыке (2 класс) по теме

Методическая разработка урока во 2 классе по теме: "Путешествие по симфоническому оркестру"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 36320_-_4_.docx229.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок по музыке во 2 классе

Предмет: Музыка

Учитель:  Григорьева Татьяна Владимировна

Тема урока:  Путешествие по симфоническому оркестру

Тип урока: Изучение нового материала

Форма проведения: урок-путешествие.

Цель: сформировать представление об оркестре и роли дирижера в нем.

Знать из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр, узнавать звучание инструментов симфонического оркестра, усвоить  его особенности;

Развивать творческие способности, музыкальный слух, музыкальное восприятие;

Формировать эстетический вкус учащихся, расширять кругозор;

Оборудование: компьютер, проектор, карточки,

Ход урока

1.Организация начала урока

Начинается урок, звучит фрагмент из "Путеводитель по оркестру" Бентжамина Бриттена в исполнении симфонического оркестра. (слайд 1)

2. Постановка цели занятия перед учащимися.

Учитель: Добрый день ребята! (Слайд 2 с загадкой про оркестр) Подумайте и скажите, о чём идёт речь в этом четверостишье?

Он - инструмент живой, 
Он самый громкий и большой. 
С душою, трепетом, огнем 
Играет дирижер на нем.

Дети: Оркестр!

Учитель: Посмотрите, как выглядит оркестр. (слайд3)

Учитель: ребята, какая музыка вас сегодня встретила, вокальная или инструментальная?

Дети: Инструментальная.

Учитель:  почему инструментальная?

Дети: Потому что в здесь нет пения, а звучат лишь инструменты!

Учитель: Правильно! Мы сегодня с вами Познакомимся с одним из лучших музыкальных изобретений 18 века  симфоническим оркестром и отправимся в путешествие. Итак, наш урок  начался с прослушивания произведения известного английского композитора Бентжамена Бриттена.

Учитель: Кто исполнил  музыкальное произведение?

Ученики: Оркестр.

Учитель: Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр.  ОРКЕСТР – большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки. Оркестр состоит из более 100 музыкантов. Это огромная музыкальная семья.

Какие бывают инструменты в симфоническом оркестре? Как они выглядят, звучат? Как различить инструменты по звуку?  На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке!

Мы отправляемся с вами в концертный зал.

Представим себе. Открывается занавес, на сцене расположены только    инструменты, а где же музыканты? Ожидание волнительно, ну вот на  сцену выходят исполнители. Они занимают свои места. Музыка пока не звучит, но волшебное действо уже началось. Оно началось уже давно, и все в нем, начиная от постоянных мест оркестрантов до их костюмов, подчиняется  определенным правилам музыкального спектакля.

3. Введение в тему.  

Организация восприятия и осмысления новой информации

Учитель: Основателем симфонического оркестра является Йозеф Гайдн - великий австрийский композитор. (Слайд 4) Так как, Й. Гайдну нужны были новые краски для своих произведений,  он решил попробовать объединить инструменты,  строго высчитал их количество, так как сила звука у каждого инструмента разная. Так появился симфонический оркестр, который  мало изменился и по сей день.

3.1. Слушание « Симфония №40 В.А Моцарта- Видеофрагмент. ( Слайд 5)

Учитель: Ну, вот музыканты подошли к своим инструментам, сели, и  тут появляется  самый главный человек в оркестре – ДИРИЖЕР. Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре всегда одинаково и ему не нужно  искать взглядом, где сидят флейтисты, а где кларнетисты.

Чтение стихотворения Е.Маслова  «Дирижер».

Дирижерской палочкою осень

Нехотя взмахнула, повела,

Стайку скворушек, нырнувших в озимь

На румяной зорьке подняла.

Симфонический оркестр могучий

Фраки надушив пыльцой цветов,

Тишину безвольную нарушив.

Зазвучал, запел на сто ладов.

Учитель: В каком порядке  рассаживаются оркестранты, мы сейчас увидим на схеме. Оперделённый порядок рассадки музыкантов не случаен, и вы поймёте это чуть позднее. (Слайд 6).

4. Работа в тетрадях

Давайте откроем с вами  тетради, запишем тему урока «Путешествие по симфоническому оркестру»

 Схема расположения музыкантов в оркестре  ( Слайд 6)

5. Первичная проверка понимания

Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене.

Каких только инструментов здесь нет!

Вам, наверное, показалось, что расположились они на сцене, как - кому вздумается: кто в углу, кто впереди, а кто в сторонке. Но посмотрите повнимательнее и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Музыканты долго думали, как быть, и решили их по группам разделить, чтоб не путали в оркестре никогда, инструментов этих чудо - голоса.

        Впереди расположилась группа струнно-смычковых – альты, виолончели. Чуть поодаль стоят контрабасы. А здесь расположилась группа духовых – флейты, гобои, фаготы, кларнеты, трубы, валторны, тромбоны, тубы. Слева от них разместилась группа  ударных инструментов – барабаны, тарелки, литавры, а в углу стоит арфа.

        (Слайд 7) Оркестр, как хорошо организованное государство, имеет свои законы, и даже  есть у него президент – управляющий оркестром, которого называют дирижером (учитель показывает дирижерскую палочку и пюпитр).

Пюпитр (от франц.) – подставка для нот. (Учитель демонстрирует пюпитр). Дирижер умеет подчинять инструменты себе и заставляет их играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой.

Дирижер поднимает палочку, легонько стукнет о пюпитр – и… в оркестре воцаряется мертвая тишина. Взмахнет ею, и все инструменты, подчиняясь воле дирижера, заиграют согласно и дружно.

6. Знакомство группами инструментов.

        Учитель: (Слайд 8). Оркестр делится на три основные группы. Струнные, духовые и ударные.

 6.1. Струнная группа инструментов -  скрипка, альт, виолончель и контрабас. (Слайд 9).

Это самая большая по численности группа инструментов.

Эти инструменты звучат, когда по струнам водят смычком. Слева от дирижера – скрипки, а справа – альты, виолончели и контрабасы.

Это древние инструменты. Когда появились на свет первые представители его, даже установить трудно. Может быть, 800 лет назад, может быть, 600 или 400… Во всяком случае, они существуют не одну сотню лет.

Уже с самого своего появления смычковые, а особенно скрипки, приобрели многочисленных поклонников и завоевали большую любовь.

Скрипки играли и во дворцах королей  и на деревенских  праздниках  и везде

пользовались одинаково большим успехом.

Скрипки  – самые главные инструменты в симфоническом оркестре – быстрые, живые.

Скрипка – она королева оркестра. Скрипка умеет причудливо петь.

Учитель: Что необходимо для игры на струнных инструментах?

Ученики: смычок!

Учитель: Ребята, давайте тихонечко послушаем, разговор этих инструментов.(беседа на слайдах 10, 11, 12, 13), одновремкнно звучит звучание по отдельности каждого инструмента.)

Сказал однажды контрабас:

 — Имею я волшебный бас, 

Он необычный, непростой, 

Он нужен музыке любой.

Пропела тут виолончель:

 Как ты, дружище контрабас, 

 В звучанье я имею бас, 

 Но в высь, за скрипкой, я стремлюсь, 

И нот высоких не боюсь.

В беседу скромный альт вступил, 

Достойно он проговорил:

— В звучанье я не так высок, 

Басит порой мой голосок.

Зато я скрипки брат родной, 

Сестра моя гордится мной. 

Молчала скрипка до сих пор, 

Но тут вступила в разговор:

 — Прекрасны все мы и равны, 

Все граждане одной страны.

(Слайд14). Посмотрите внимательно, в чем сходство, а в чем различие этих инструментов?

Ученики: Они все одинаковые по форме, но различны по размеру,  и тембровой окраске.

Чем больше инструмент, тем ниже издаваемый им звук.

Учитель: А сейчас мы прослушаем всю  группу струнных смычковых инструментов.

Звучит А. Вивальди. Скрипичный концерт из цикла "Времена года" (Весна)

Учитель: Это одно из красивых произведений для скрипки. Как звучит инструмент, как звучит оркестр?

Ученики: Очень красивая, лирическая мелодия, скрипка словно «поет», а оркестр вторит прекрасному звучанию инструмента.

 6.2. Духовые инструменты

 Учитель: Вторая группа - духовые инструменты. Они в свою очеред делятся на духовые и медные. (Слайд 15).

Деревянные духовые музыкальные инструменты, представляют собой деревянные трубки различного устройства и формы, они звучат при вдувании в них воздуха.

Это флейта, кларнет, фагот, гобой. (Слайды в презентации каждого инструмента).  

Любой инструмент симфонического оркестра можно сравнить с  голосом или характером человека, животного, птицы. Давайте с вами мы сейчас поиграем. Будет звучать голос инструмента, а вы из находящихся у вас изображений животных попробуете определить на какой характер и голос из этих животных похоже звучание инструментов.

(учитель показывает и озвучивает каждый инструмент по отдельности, а дети поднимают карточки с изображением животных на соответствие)

Учитель: (Слайд 21) А теперь давайте послушаем как звучит вся группа деревянных духовых инструментов.

(Звучит отрывок из "Путеводитель по оркестру" Б. Бриттена).

 Учитель:  (Слайд 22) Медно - духовые музыкальные инструменты, представляют собой медные трубки различной  формы (Слайды в презентации каждого инструмента).  Давайте послушаем, как они звучат вместе. Звук извлекается, как и у деревянно -  духовых. (Слайд 27)

(Звучит отрывок из "Путеводитель по оркестру" Б. Бриттена).

6.3. Ударные инструменты  (Слайд 28)

Учитель: В третью группу входят ударные инструменты.  Малый  и большой барабаны, литавры -  это в составе симфонического оркестра у Й.Гайдна. Уже позднее  добавились тарелки, треугольники, бубны, тамтам, колокола и другие инструменты. Сейчас мы с вами прослушаем как они звучат все вместе.

(Звучит отрывок из "Путеводитель по оркестру" Б. Бриттена).

Учитель: Если вспомнить нашу схему расположения инструментов в оркестре (слайд), то медные духовые и ударные инструменты расположены в самых дальних рядах оркестровой площадки. Как вы думаете, почему?

Ученики : потому, что они самые громкие в оркестре.

Учитель: А размер инструмента влияет на его окраску, силу звучания?

Ученики: Да! Чем больше инструмент, тем ниже его звучание и наоборот.

Учитель: правильно, ребята, молодцы.

7. Струнно щипковые инструменты. (Слайд 29)

Учитель: А сейчас мы послушаем как звучит арфа, которая входит в группу струнных инструментов, но музыкант извлекает звук задевая стунны пальцами, а не смычком.

Звучит музыкальный фрагмент в исполнении арфы.

         Звенят серебряные струны

         Как будто струйки водяные,

И на волнах, качая шхуны,

Резвятся ветры удалые!

И ветер, и волну морскую –

Всё струны нам изображают.

Всё звуки музыки рисуют.

Какой же это инструмент играет?

8. Игра «Представьте себе» (Слайд 30)

Учитель: Давайте ребята поиграем с вами. Добрая фея взяла волшебную палочку и заколдовала вас,   в любой инструмент симфонического оркестра по выбору.

Какой инструмент вы бы предпочли? Передайте жестами этот инструмент.

Несколько учеников выходят, и по очереди  показывают  свой инструмент жестами, остальные отгадывают.

9. Исполнение песни. (слайд 31)

Учитель:  А сейчас мы с вами исполним песню “Музыкальная планета.”, Я спою начало, а вы мне будете подпевать припев!  

10. Музыкальное наблюдение. Слушание.

Учитель: Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент пьесы "Богатырские ворота" из  цикла М.П.Мусоргского "Картинки с выставки", а затем ответим на вопросы.

Создание проблемной ситуации.

(Звучит пьеса Мусоргского "Богатырские ворота"  в исполнении Большого симфонического оркестра. Видеофрагмент).

Учитель: Какой характер музыки, что вы прослушали?

Ученики: музыка звучит величественно, торжественно.

Учитель: скажите, ребята, смог бы какой нибудь один инструмент передать это величие?

Ученики: Нет, музыка, исполняемая оркестром, звучит  более красочно, ярко, сочно! (фортепиано?)

Учитель: давайте послушаем, как звучит  эта пьеса на фортепиано?

(Звучит пьеса "Богатырские ворота" в исполнении фортепиано)

Ученики: звучит более просто, менее выразительно. Симфонический оркестр даёт больше красок для создания музыки, более яркое и сильное звучание.

Учитель:  Правильно! Это действительно так.

11. Игра «Поиграем в оркестр».( Слайд 34)

Учитель делит детей на группы , раздавая им соответствующие карточки с изображением инструментов.

Звучит Симфония № 45 Й. Гайдна.( Слайд 35)

   Дети играют на инструментах, управляет “оркестром” маленький “дирижер”.

Учитель: Теперь вы понимаете, что оркестр это целое содружество музыкантов во главе с дирижером.

12. Обобщение и систематизация знаний.

 Путаница (слайд 36, 37)

Учитель: Скажите, ребята, правильно ли расположены музыканты на сцене музыканты этого оркестра?

Ученики: Нет, не правильно.

Учитель: Хорошо, ребята сейчас в этой путанице мы с вами вместе разберёмся! Сейчас я дирежёр. И займу своё место в оркестре. Я вам буду читать стихи про музыкальные инструменты, а вы, мои музыканты, займёте свои соответствующие места на сцене. Если вы ещё не очень запомнили, где ваше место на сцене, вам подсказкой будет эта схема. (слайд 38)

Струнные инструменты

Как ясен звуков перелив! В них – радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив, ее названье скрипка.

Я больше скрипочки размером. Я - альт, мой голос ниже.

Меня ты на плечо кладешь и по струне смычком ведешь… (альт)

Ножкою острой стоит на полу. Место в оркестре ей – в правом углу.

Имя приятное – как карамель. И называется… (виолончель)

Он имеет мощный бас

И зовётся - контрабас.

Деревянные духовые

 Имя – легкое дыханье, в голосе – очарованье.

 Ручейком хрустальным льется, флейтою она зовется.

 Голосом протяжным впору петь про русские просторы.

  И красиво нам с тобой пропоет сейчас гобой.

 Он по возрасту – ребенок. Голосок подвижен, звонок,

Чист и ясен – спору нет! Прозывается кларнет.

Он простужен и встревожен, и из трубок будто сложен.

 Он ворчит, а не поет. Это – дедушка фагот.

Медные духовые

Сквозь весь оркестр пробьется голос мой – никто не устоит перед трубой.

Я - медный духовой

А кулиса голос мой

Говорят, всех громче он

А зовут меня тромбон

И опять судьбе своей покорна

Пела сладкозвучная Валторна

Бу-бу-бу бубнила туба

Ох, звучу я очень грубо

Если дальше так пойдёт

Голос вовсе пропадёт

Ударные инструменты

Деревянные подружки пляшут на его макушке.

Бьют его, а он гремит, в ногу всем идти велит… (барабан)

Обтяни котел ты кожей – будет на меня похоже.

Можем тремоло играть, грома звук изображать… (литавры)

Нас увидишь за обедом – и в оркестре тут же следом.

В нас ударишь - мы не бьёмься

Мы тарелками зовёмся!

Зовут её красиво, мягко,

Но не Татьяна, и не Марфа,

Наш инструмент зовётся Арфа.

Учитель: А теперь мы выполним задание. Поиграем в игру третий лишний.

(На слайдах 39, 40 изображения групп инструментов, где "один лишний")

13. Подведение итогов.

Учитель: Мы, ребята сегодня с вами путешествовали по Сифоническому оркестру. Это удивительная страна со своими законами, правилами. Мир музыкальных инструментов широк: это и народные, и старинные, и современные. Но сегодня мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. Слушали и наслаждались звучанием различных по тембру и краске инструментов. Познакомились с составом оркестра.

Очень много лет тому назад симфонический оркестр создавался как единый организм. Он мог состоять из двадцати музыкантов, а мог включать и более двухсот. Во главе его – маэстро   - дирижёр, великий мастер владения звуком. Слушая симфонический оркестр в концертном зале, мы испытываем радость, восторг, счастье, переживаем незабываемые минуты. 

14. Рефлексия.

Учитель: Ребята, вам  понравился урок? Ответы учеников.

Учитель: Что больше всего вам запомнилось на уроке, что вам понравилось?

14.Оценка знаний

Учитель: Молодцы ребята! Вы сегодня все очень хорошо работали. И оценка всем - "отлично"

Спасибо ребята за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...

конспект урока музыки в 1 классе по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской "Край в котором ты живёшь" 2-е полугодие

Урок формирует понятие РОДИНА, прививает чувство любви и уважения к краю, в котором ты живёшь. В уроке использованы репродукции картин кубанских художников и музыка кубанского композитора В.Г.Захарчен...

Методическая разработка урока литературного чтения по программе "Школа России" для 4 класса

Тема урока: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»Цели урока: продолжить знакомить детей с творчеством К. Г. Паустовского;развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения;развивать ...

Конспект урока "Русский Восток" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной 4 класс

Конспект урока "Русский Восток" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной 4 класс ,раздел "В музыкальном театре"...

Презентация к уроку "Русский Восток" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской,Т.С.Шмагиной 4 класс

презентация к уроку "Русский Восток"по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской,Т.С.Шмагиной 4 класс...

Тематическое планирование по предмету "Музыка" 4 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Т.С. Шмагина

Тематическое планирование по предмету "Музыка"  4 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Т.С. Шмагина...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ по программе «Планета Знаний» 2 класс. Тема "Решение задач на увеличение и уменьшение".

Методическая разработка урока по математике по программе "Планета знаний" 2 класс.  Тема урока: Решение задач на увеличение и уменьшение.Тип урока: Комбинированный.Цель урока: Созд...