Рабочая программа по музыке УМК "Школа 2100" 3 класс
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

Программа составлена в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе непрерывного образования» / Музыка. Авторы: Усачёва В.О., Школяр Л.В. «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа», М: Баласс.

Цель программы: «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитывать в учащихся музыкальную культуру, как часть всей их духовной культуры». Цель достигается решением трёх ведущих взаимосвязанных задач, реализующихся на основе развития музыкального восприятия учащихся.

Задачи программы:

«Первая педагогическая задача – формирование эмоционального отношения к музыке на основе её восприятия. У школьника необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, пробуждать активное стремление к усвоению знаний, приобретению умений и навыков, желание слушать и исполнять музыку…

Вторая педагогическая задача – формирование осознанного отношения к музыке. Школьнику важно приобрести опыт осознанного восприятия произведений; уметь применять музыкальные знания, не только чувствовать, но и понимать характер музыкальных образов, логику их развития…

Третья педагогическая задача – формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе её исполнения, прежде всего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования.

 В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 уч. год на изучение данной программы выделено:3 класс -  34 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа №11

Утверждаю

Директор МОУ СОШ №11

___________Певцова О.Е.

«___»____________2014 г.

Рабочая программа

по музыке

(базовый уровень)

УМК «Школа 2100»

3 класс «Б»

2014-2015 учебный год

Составитель

учитель Дудник В.В.

г.Орехово-Зуево

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Музыка»( (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа.   В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы./Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2013.)

          Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.                                                                        

         Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

  • общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • задачам образования – развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они

  • музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
  • учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.

Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.

Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.

3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.

Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.

4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.

5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Отталкиваясь от особенностей восприятия музыки учащимися младших классов – образность, ассоциативность, развитое воображение и интуиция – содержание учебников по искусству основывается на знаково-символической природе книги. Каждая новая проблема, новое содержание рождают новые средства, требуют новых форм изложения материалов:

  • создаётся эмоционально-образная атмосфера, которая была бы близка детям, вызывала адекватные звучащей музыке ассоциации, способствовала бы освоению музыкального знания в определённой логике;
  • используются средства изобразительного ряда, способствующие одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии.

Одним из главных приёмов организации изобразительного материала становится монтаж (наплывы, крупные планы, многомерность композиционных замыслов). Это позволяет свободно устанавливать любые связи между внешне несовместимыми и, казалось бы, никак не сочетаемыми явлениями, делает видимыми содержательные линии картины, даёт возможность, благодаря ассоциативному ряду, «путешествовать» по полифонической ткани изображения, вслушиваться в «звучащую» картину.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

Уход от бытующих в практике начальной школы тенденций преподавания либо упрощённого искусства, либо упрощённого преподавания искусства, обеспечивается основополагающим принципом содержания предмета – принципом возвышения детей до философского содержания искусства. При этом роль учителя вытекает из самой природы искусства, где общечеловеческое, в виде художественной идеи нравственно-эстетического содержания, воплощается, транслируется и воспринимается как «единство в многообразии» – во множестве индивидуальных интерпретаций. Это заставляет учителя организовывать постижение общечеловеческих идеалов обязательно как деятельность равноправных партнёров по проникновению в природу искусства, в природу художественного творчества. Для этого в учебниках всех классов персонифицирован приём подачи материала: сведения о музыкальном искусстве, его явлениях, событиях, фактах, понятиях, формулировках, обозначениях дети получают как бы «из уст учителя», прообразом которого является учитель-просветитель, ищущий вместе с детьми естественный и увлекательный путь приобщения детей к музыке. Беседа о музыке рассматривается не только как метод подачи материала, но прежде всего как способ общения в коллективной деятельности, где противоречия, индивидуальные подходы и трактовки музыки являются закономерным явлением в процессе приближения к общей истине.

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ существования человека как Человека, развитие его родовой способности, в отличие от животного, осваивать мир эстетически. Каждая встреча с музыкой доказывает ребёнку, что любить её, ценить, заниматься музыкой надо не потому, что это модно и престижно, а потому что сам эстетический взгляд на мир – это не поиск некоей абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное существование в человеческом мире.

К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры. У детей появляется чувство, что от них зависит человеческий прогресс вообще, а музыкальные сокровища – это не только собрание «музейных экспонатов», но и безостановочный, постоянно развивающийся культурно-исторический процесс, в котором главным становится его обогащение через собственное живое творчество. Отношение к продуктам детского творчества – сочинённой мелодии, спетой песне, придуманной драматизации, воплощению музыки в рисунке и т.д. – рассматривается как факт развития ребёнком человеческой культуры.

2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Личностные результаты постижения музыкального искусства становятся объективным фундаментом развития мотивов музыкально-учебной деятельности. Но устойчивая мотивация формируется лишь в том случае, если школьник, занимаясь музыкой, понимает конкретный смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя и сам непосредственно её воспроизводит. Урочная деятельность, содержание учебников так или иначе направлены на одно: поставить школьников в позицию музыкантов, воспроизводящих или заново создающих произведение. Отсюда обращение к детям:

  • Читайте. Смотрите. Слушайте (формирование культуры слушания).
  • Сочините. Пропойте. Доскажите. «Пересочините» (навыки творческой деятельности).
  • Прикоснитесь пальцами к клавиатуре (рождение первого музыкального звука).
  • Заигрывай (знакомство с народными играми, способами «вхождения» в игру).

Музыка – искусство идеальное пространственно-временное, поэтому разработан приём использования пространства клавиатуры не для изучения схемы расположения нот, октав, гамм, аккордов. Живописные партитуры, сочетающие нотную графику и рисунок самой клавиатуры, рассчитаны на то, что ребёнок, без конкретного знания нот, визуально будет «переносить» звуки с партитуры на реальную клавиатуру. Следовательно, клавиатура в учебниках – это полотно, на котором конкретизируется идеальный пластический и пространственный музыкальный образ на основе собственных ощущений ребёнком пространства, времени, объёма, движения, а также и цветовых ассоциаций звучания.

Предусмотрено, что в 3-м и 4-м классе школьники, осваивая музыкальную речь, выполняют свои индивидуальные проекты, связанные с восприятием природных и жизненных явлений: «утро жизни», «восход», «ночь», «характер человека» и прочее.

Таким образом, программа и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.

В учебниках доступным языком даётся представление о музыкальной культуре многонациональной России. Здесь, особенно на начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении.

Учебник 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах – от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта.

Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать не случайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.

Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).

В представленных материалах широко используется нотная графика. Применение нотной записи не преследует целей заучивания нотных примеров, ритмических рисунков, они, скорее, иллюстрируют объяснения учителя, выступают ассоциативным обрамлением музыкальной фразы, мелодии. Педагогическая задача – постепенно сделать для учеников общение с нотными обозначениями привычным и естественным, а главное – приучать находить важные содержательные соответствия между слышимым звучанием музыки и его выражением (отображением) в нотных знаках.

Основное содержание программы

Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б.Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с ее неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, тетрадь для музыкальных записей, нотная хрестоматия, видео и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования.

Общими целями образования предмета «Музыка» являются - ориентация на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса.

Задачами образования являются - развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражение в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Широкий интегративный контекст программы «Музыка» (связи с предметами «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир») придает больший объем в восприятии и усвоения содержания программного материала. Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов- классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности. Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания, звучат не более 1-2 мин. для 1 классов, а для 2 классов - 2-3 минуты. В 3 и 4 классах слушание музыки занимает до 4-5 минут в зависимости от жанра музыкального произведения.

Содержание 3 класса также раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребенка, Но содержание уроков углубляется за счет привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем как «Песенность, танцевальность, маршевость», «Основы музыкальной грамоты», «Формы музыки». Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусств и между музыкой и стилями композиторов разных национальностей и стран. Учащиеся получают представление об интонации, как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах ее построения и ведущих музыкальных жанрах - от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии.                                                                                                                                                        

                    Тематика 2–4-го классов организована по триместрам. Некоторые незначительные изменения не затрагивают основное содержание программы и вызваны объективными условиями её реализации в современной российской школе.

           Основные виды учебной деятельности младших школьников:

Слушание музыки

  • опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение

  • самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизаций.

Инструментальное музицирование

  • коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение

  • общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластический образ. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений

-театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игр-драматизаций. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных видов искусств.                                                                                                                                                                                              

3 класс

Характерные черты русской музыки (9 часов)

Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.
Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).
Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни.

Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности (7 часов)

Род, родник, Родина — духовно-нравственные основы устного народного творчества.
Исторически сложившиеся фольклорные жанры.
Обрядовость как сущность русского народного творчества.
Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе.
Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.
Свадебный обряд — ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни.

Истоки русского классического романса (10 часов)

Многообразная интонационная сфера городского музицирования.
От крестьянской песни к городскому салонному романсу.
Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр.

Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения.

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре ( 8 часов)

Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).
Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков.

Музыкальный материал

«Песня о школе» Д.Кабалевский

«Мы – третьеклассники» Д.Кабалевский

Увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе

«Ночь» балет «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина (фрагменты)

«Золотые рыбки» балет «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина (фрагменты)

«Царь Горох» балет «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина (фрагменты)

«Скворушка прощается» Т. Попатенко

«Полонез» Ф. Шопена

«Ночь» «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»  Э. Грига

Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки

 «Дружат дети всей Земли» Д. Львова-Компанейца

Главная мелодия «Арагонской хоты» М. Глинки

Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена

Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена (ля-мажор и до-минор)

 «Болтунья» С. Прокофьева.

«Барабан» Д. Кабалевского

«Кто дежурные?» Д. Кабалевского

 «Кузнец» И. Арсеева

«Марш» Э. Грига

«Три подружки» («Резвушка», «Плакса», «Злюка»)

«Перепёлочка»

 «Кузнец»

 «Доброе утро»

«Кукушка» швейцарская народная песня

  Темы петушка, Звездочёта, царя Дадона, воеводы Полкана из пролога оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова

«Котёнок и щенок» Т. Попатенко

«Арагонская хота» М. Глинки

«Почему медведь зимой спит» Л. Книппера

 «Петя и волк» С. Прокофьева

«Марш» Ф. Шуберта

«Во поле берёза стояла» русская народная песня

«Песня о пограничнике» С. Бугославского

«Купание в котлах» – сцена из балета «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина  

«Тихо – громко» И. Арсеева

Финал Четвертой симфонии П. Чайковского фрагмент

«Песня о пограничнике» С.Богуславский

«Орлёнок» В. Белого

Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена

«Со вьюном я хожу» русская народная песня

«Любитель-рыболов» М. Старокадомского

«Вальс» Ф. Шуберта

 «Пьеса» («Аллегретто») Ф. Шуберта

«Любитель-рыболов» М.Старокадомский

«Утро» Э. Грига слушание фрагмента.

«В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига

 «Детский альбом» П. И. Чайковского

Главная тема «Песни Сольвейг» Э. Грига (из музыки к драмеГ. Ибсена «Пер Гюнт»)

«Пастушья песня» французская народная песня

Главная тема 3-й части Шестой симфонии  маршевый эпизод П.Чайковского

 «Песня Сольвейг»  

Ария Сусанина

 «Классное рондо»

«Зачем нам выстроили дом» Д. Кабалевского

«Спящая княжна» А. Бородина

 «Камаринская» М.И. Глинка

«Крокодил и Чебурашка" В.Шаинский

 «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига

«Песенка о капитане» И. Дунаевского

Увертюра И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта» .

 Описание места учебного предмета в учебном плане.

  В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах предметная область «Искусство» включает учебный предмет «Музыка», на который отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: в  3  классе  34 часа в год.

Тематическое планирование 3 класс «Б».

Класс

Разделы, темы

Авторская программа

Рабочая программа

1

3

Характерные черты русской музыки

8

9

2

Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности

12

7

3

Истоки русского классического романса

6

10

4

Композиторская музыка для церкви

2

--

5

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре

6                                (34 часа)

8                               (34 часа)

ИТОГО

33 (34)

135

33 (34)

135

 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Музыка».

Целенаправленная организация и планомерное формирование содержания музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся:

  • реализация творческого потенциала;
  • готовности выражать свое отношение к искусству;
  • становлению эстетических идеалов и самосознания;
  • позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.

       Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству - направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой Родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач. Одним из результатов обучения предмета «Музыка» является осмысление и присвоение учащимися начальной школы системы ценностей:

Ценность добра - осознания себя как части мира, в котором люди соединены многочисленными связями, и осознания законов нравственной жизни.

Ценность общения - понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы - основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви к природе через тексты художественных и научных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности напевности и музыкальности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность духовной истинны - осознание ценности научного и духовного познания культуры человека.

Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование позитивного отношения к семье, близким, уважения к старшим.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие целеустремленности, ответственности, самостоятельности.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране, ее истории, языку, культуре, ее народу.  

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

-наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

-формирование личностного смысла постижения искусства и расширения ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

-приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

-развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

-наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

-ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.)

-овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

-применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства

-планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимания их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

-участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функция и ролей;

-умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

-развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека; -общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

-представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественнообразного содержания музыкальных произведений в различных видов музыкальной и учебно-творческой деятельности;

-готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

-участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов.

Основные предметные требования к уровню подготовки учащихся начальной школы:

3 класс

  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов, сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов.
  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными).
  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным по сравнению с предыдущими годами обучения миром музыкальных образов.
  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (комнозитор - исполнитель - слушатель).
  • развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения.
  • совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды), развитие навыков свободного дирижирования.
  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования, развитие ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся, развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

В результате изучения предмета музыка ученик начальной школы к окончанию 3 класса должен:

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

- различать виды музыкально-исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении;

- участвовать в коллективном пении;

- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору обучающегося).

- выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

- ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония, концерт и др.);

- различать характер музыки, ее динамические регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;

- передавать настроение музыки и его изменение в игре на музыкальных инструментах;

- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС «Б»

№ п/п

ур. по теме

Наименование

разделов и тем

Характеристика основных видов

деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки

прохождения

Характерные черты русской музыки.

Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость (9 часов).

Повторение. Песня, танец, марш как  три коренные основы всей музыки («три кита»).

Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

01.09.14-06.09.14

04.09.14

Из песни, танца и марша образуется песенность, танцевальность и маршевость.

Учиться  выделять  характерные  интонационные   музыкальные особенности.

08.09.14-13.09.14

11.09.14

Углубление понятия песенность.

Возможность научиться слышать различные человеческие состояния.

15.09.14-20.09.14

18.09.14

Песенность в вокальной и инструментальной музыке.

Знать и ценить отечественные, народные музыкальные традиции.

22.09.14-27.09.14

25.09.14

Углубление понятия танцевальность.

Применить элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

29.09.14-04.10.14

02.10.14

Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.

Возможность научиться опыту музыкально-творческой деятельности через слушание.

13.10.14-18.10.14

16.10.14

Углубление понятия маршевость.

Определять характер, настроение, жанровую основу  музыкальных произведений.

20.10.14-25.10.14

23.10.14

Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении.

Определять на слух основные жанры музыки: настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

27.10.14-01.11.14

30.10.14

Песенность, танцевальность и маршевость выводят нас на  музыкальные просторы.

Научиться   правилам поведения и пения на уроке. Определять характер, настроение, жанровую основу  музыкальных произведений.

03.11.14-08.11.14

06.11.14

Народное музыкальное творчество – энциклопедия русской интонационности.

Интонация (7 часов).

Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная.

Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.

10.11.14-14.11.14

13.11.14

Сходство и различие музыкальной и разговорной речи.

Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

24.11.14-28.11.14

27.11.14

Интонация – выразительно-смысловая частица музыки.

Определять настроение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижировать.

01.12.14-05.12.14

04.12.14

Выразительные и изобразительные интонации.

Определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности.

08.12.14-12.12.14

11.12.14

Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи.

Выделять основные формы музыки и приемы музыкального развития.

15.12.14-19.12.14

18.12.14

Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение.

Учиться ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет).

22.12.14-26.12.14

     25.12.14

Интонация – основа музыки. Обобщение.

Чувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни

29.12.14-31.12.14

Истоки русского классического романса.

Развитие музыки (10 часов)

Знакомство с понятием развитие музыки.

Учиться ориентироваться в многообразии музыкальных жанров.

12.01.15-16.01.15

15.01.15

Композиторское и исполнительское развитие музыки.

Учиться внимательно, вдумчиво воспринимать  музыкальное   произведение.

19.01.15-23.01.15

22.01.15

Сходство и различие интонации в процессе развития музыки.

Определять на слух основные жанры музыки, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

26.01.15-30.01.15

29.01.15

Развитие музыки в процессе работы над каноном.

Выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека

02.02.15-06.02.15

05.02.15

Развитие музыки в процессе работы над каноном, продолжение.

Различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение.

09.02.15-13.02.15

12.02.15

Знакомство с понятием кульминация.

Находить интонации для характеристики образного смысла слов  и выражений.

23.02.15-27.02.15

26.02.15

Интонационно-мелодическое развитие музыки.

Определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности.

02.03.15-06.02.15

05.03.15

Ладово-гармоническое развитие музыки.

Учиться общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов.

09.03.15-13.03.15

12.03.15

Развитие музыки в произведениях

Э. Грига.

Знать и ценить музыкальные традиции народов мира.

16.03.15-20.03.15

19.03.15

Обобщение по теме «Развитие музыки».

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира

23.03.15-27.03.15

26.03.15

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре.

Построение (формы) музыки (8 часов)

Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения.

Исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают.

30.03.15-03.04.15

02.04.15

Двух- и трёхчастные формы музыкального произведения.

Находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности.

13.04.15-17.04.15

16.04.15

Знакомство с формой рондо.

Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы

20.04.15-24.04.15

23.04.15

Вариационная форма построения музыки.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения.

27.04.15-01.05.15

30.05.15

Средства построения музыки – повторение и контраст.

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание.

04.05.15-08.05.15

07.05.15

 Общие представления о музыкальной жизни города.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения.

11.05.15-15.05.15

14.05.15

Обобщение по теме «Построение музыки».  

Учиться  опыту музыкально-творческой деятельности через слушание.

18.05.15-22.05.15

21.05.15

Итоговое обобщение  и повторение.

Урок-концерт.

Использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных играх; выделять отдельные признаки предмета и объединять их по общему признаку.

25.05.15-29.05.15

28.05.15

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол - во

Примечание

Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция)

Примерная программа основного общего образования по музыке

Авторская программа по музыке В.О.Усачевой, Л.В.Школяр

Хрестоматия с нотным материалом

Сборники песен и хоров

Учебники по музыке

Творческие тетради

Книги о музыке и музыкантах

Справочные пособия, энциклопедии

Д

Д

Д

Д

К

Д

Ф

Печатные пособия

Таблицы: признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности

 Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных оркестрах, расположение партий в хоре

Портреты композиторов и исполнителей

Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы

Дидактический раздаточный материал

Карточки с признаками характера звучания

Поэтические тексты песен

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Ф

Ф

Технические средства обучения

Классная доска (магнитная) с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок

Интерактивная доска

Мультимедийный проектор

Компьютер

Д

Д

Д

Д

Д

Экранно–звуковые пособия

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального образования по музыке

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения

Д

Д

Д

Учебно-практическое оборудование

Музыкальные инструменты:

Фортепиано

народные инструменты (деревянные ложки)

Д

Д

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);

П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).

Для реализации цели и задач обучения по данной программе используется УМК по предмету «Музыка» издательства «Баласс».

УМК

Дидакт.пособия, не входящие в УМК

Содержание УМК

Автор(ы)

Название

Год издания

Имеются у каждого уч-ся

Автор, название, издательство

В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. Музыка.  Рабочие программы 1 -4 классы. 2013 г.

1.

Учебник

В.О. Усачёва, Л.В. Школяр

Музыка. 3 класс. 2012 г.

2.

Раб.тетрадь

В.О. Усачёва, Л.В. Школяр

Рабочая тетрадь. 3 класс  2014 г.

3.

Электронные приложения

В.О. Усачёва, Л.В. Школяр

Электронное приложение к учебнику «Музыка 3 класс.»

1

Согласовано    

Руководитель ШМО

___________Данилова  Н.Б.  

 Протокол  ШМО №

 от «____»  ___________  2014г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________Артамонова Т.К.

«____» ______________ 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке ПНШ 1 класс

УМК "Перспективная начальная школа". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС (по Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В.)...

Рабочая программа по музыке для 1 класса, основанная на программе Критской, Сергеевой

Рабочая программа  по музыке для 1 класса по ФГОсу. Составлена на основе программы Критской, Сергеевой. Имеет приложение в виде тестов для контрольно-обобщающих уроков....

Рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Планета Знаний"

      Рабочая программа по музыке составлена на основе  Примерной основной  образовательной программы начального общего образования по музыке М.:АСТ Астрель, 2009 г.,...

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"...

Рабочая программа по музыке для 1 класса программа "Гармония"

Представлена рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Гармония"...

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XXI в"

       Рабочая программа по музыке для 2  класса составлена на основе:- федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования...