Рабочая программа по музыке 3 класс (УМК "Планета знаний")
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

Шишкина Светлана Викторовна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование, планируемые результаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_muzyke_3_klass.docx63.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 53

Рассмотрено

на заседании

экспертного совета

Пр.№ ___от_____________

Председатель _______/_________

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________________

_______/__________

Утверждено

Директор гимназии

_______________

_______С.Н. Голубева

Рабочая программа

по музыке

  3  класс

Разработчик:

С.В.Шишкина

учитель  музыки

высшей квалификационной категории

Разработана на основе программы:

Программы «Музыка 1 – 4 классы». УМК «Планета знаний»,

автора:  Баклановой Т.И.,

М., АСТ Астрель, 2005 год.

 

Рассчитана на:

  34 часа в год  (1 час в неделю)

г.Нижний Новгород

2014 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая  учебная программа по  музыке для  3 класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Планета знаний», автора:  Баклановой Т.И., М., АСТ Астрель, 2005 год.

Программа разработана на основе современных научно – педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В программе уделено особое внимание знакомству детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыки, а также выявлению народно – песенных истоков русской профессиональной музыки.  Особое внимание уделено повышению роли художественного, в том числе – музыкального образования, в формировании духовно – нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно – исторических и национально – культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства, в патриотическом воспитании обучающихся, в формировании у них культуры межнациональных отношений. Сделан акцент на арт - терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам обучающихся, в том числе – к одаренным детям.

Главная  цель  музыкального образования – формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности.

Достижение данной цели предусматривает:

  • формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально - слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений,
  • формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно - образного содержания, выразительных средств и др.;
  • формирование и развитие музыкально_исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально - исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено  применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;
  • формирование и развитие музыкально - творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально - инструментальным, музыкально - танцевальным, музыкально - драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально - творческих проектов;
  • формирование и развитие музыкально – информационной культуры личности: воспитание музыкально - познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально - теоретических и музыкально – исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);
  • формирование и развитие музыкально_релаксационной  культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе  выполнения разнообразных музыкально - терапевтических упражнений  (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).

Содержание и уровень развития каждого из компонентов музыкальной культуры личности неразрывно связаны с музыкальной направленностью личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).

В 3 классе учащимся предлагается «посетить» три дворца, в которых живёт Музыка — «Концертный зал», «Музыкальный театр» и «Музыкальный музей». Там происходит дальнейшее знакомство детей с различными видами и жанрами музыкального искусства (народного, классического и современного), с его создателями и исполнителями.

Особое внимание уделено знакомству детей с камерной вокальной и инструментальной музыкой, с крупными музыкально - сценическими формами: детскими операми, балетами, опереттами и мюзиклами (в частности, из репертуара Детского музыкального театра им. Н.И. Сац).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ  3  КЛАССА.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

эмоционально - ценностное отношение к Государственному гимну России; к произведениям народной и классической музыки;

понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.

Учащиеся получат возможность для формирования:

чувства сопричастности к культуре своего народа;

понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей;

положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;

ценностно - смысловых установок, отражающих индивидуально - личностные позиции;

уважительного отношения к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимания ценности многонационального российского общества культурного разнообразия России;

положительной мотивации к изучению основ нотной грамоты;

мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;

эмоциональн - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

исполнять Государственный гимн Российской Федерации;

объяснять значение понятия «классическая музыка»;

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;

называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;

исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

называть основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);

использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки;

понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке;

устанавливать взаимосвязь народной и классической музыки;

выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;

определять на слух основные жанры музыки;

определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально - пластическом движении.

Учащиеся получат возможность научиться:

определять особенности оперетты и мюзикла как видов

Музыкально - сценического искусства;

различать и называть музыкальные инструменты симфонического оркестра; певческие голоса в академическом хоре и оперном спектакле;

называть основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры, перечислять названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других стран;

передавать настроение музыки и его изменение в игре на музыкальных инструментах;

использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя);

вносить коррективы в свою работу;

различать и соотносить замысел и результат работы;

адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания;

анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

решать творческие задачи, используя известные средства;

объяснять, как строилась работа в паре, в группе;

участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.

Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;

планировать свои действия при выполнении музыкально - творческих заданий;

руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально - творческих заданий;

определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной  и коллективной музыкально - творческой работы;

включаться в самостоятельную музыкально -  творческую деятельность (музыкально - исполнительскую, музыкально - пластическую, сочинительскую);

применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении

концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере

музыкальной культуры.

Познавательные

Учащиеся научатся:

свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться  вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;

различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства (народное, классическое, современное), по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл), по создателям музыки (композиторы);

различать звучание отдельных музыкальных инструментов;

различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;

сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;

характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;

группировать, классифицировать музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные);

различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);

устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов;

характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского - Корсакова.

 Учащиеся получат возможность научиться:

применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной

информации;

сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;

устанавливать аналогии и причинно - следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;

осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию, использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

объяснять роль Государственного гимна Российской Федерации как одного из символов Российского государства;

объяснять понятие «классическая музыка», рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах, о концертных залах

урока

Тема урока,

страницы

учебника

Задачи урока

Основные

понятия

Характеристика

учебной деятельности учащихся

Концертные

залы.

С. 6–7

Формирование представлений о концертах

как одной из наиболее

распространённых

форм публичных выступлений музыкантов.

Знакомство с историей

концертов и знаменитыми концертными залами России и зарубежных стран. Развитие

культуры восприятия

музыки и музыкально-исполнительской деятельности.

Формирование у учащихся установки на посещение концертных

залов.

Концерт.

Концертный

зал.

Знаменитые

концертные

залы.

Афиша и программа концерта. Правила поведения

в концертном

зале.

Слушать знакомые произведения классической музыки или их фрагменты в концертном

исполнении (просмотр видеозаписей).

Исполнять песни из программы для 2 класса.

2

Концерт хоровой музыки.

С. 8–9

Развитие культуры восприятия музыки, вокально-хоровых умений и навыков

учащихся.

Воспитание интереса к

хоровому пению. Музыкально-этическое

воспитание учащихся.

Формирование у учащихся установки на посещение концертов хоровых коллективов.

Хор. Виды хоровых коллективов.

Известные

российские

хоры.

Правила поведения хора

на сцене.

Слушать фрагмент концерта хоровой музыки

(видеозапись); записи выступлений различных хоровых коллективов (Государственного

академического русского народного хора им.

М.Е. Пятницкого, академического хора, церковного хора, детского хора).

Исполнять в хоровом исполнении песню

«Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского,

сл. М. Матусовского) — повторение.

3

Концерт хоровой музыки: гимн.

С. 10–13

Знакомство с Государственным гимном Российской Федерации,

с историей гимнов нашей страны. Дальнейшее развитие культуры музыкального

воспрития, вокально-хоровых умений и навыков учащихся.

Патриотическое воспитание.

Гимн. Виды

гимнов.

Слушать и исполнять Государственный гимн

Российской Федерации (муз. А. Александрова,

сл. С. Михалкова); песню «Моя Москва» (муз.

И. Дунаевского, сл. М. Лисянского, С. Агаряна).

4

Концерт хоровой музыки: церковное песнопение.

С. 14–17

Знакомство учащихся с

православным церковно-певческим искусством как одним из важных пластов традиционной отечественной

музыкальной культуры. Дальнейшее развитие умений и навыков

хорового пения. Воспитание уважительного

отношения к религиозному искусству.

Духовно-нравственное

воспитание.

Церковный

хор. Знаменный распев.

Концерты

церковных

хоров.

Слушать знаменный распев; «Всенощное бдение» П.И. Чайковского (фрагмент).

Исполнять обиходные церковные песнопения

(например, фрагмент Символа Веры, тропарь

Рождеству Христову, просительную ектению).

5

Концерт хоровой музыки: хор.

С. 18–19

Продолжение знакомства учащихся с различными жанрами хоровой музыки и её художественно-образным

содержанием. Дальнейшее знакомство с творчеством композиторов П.И. Чайковского и

Н.А. Римского-Корсакова. Дальнейшее формирование представлений учащихся о связи

русской классической

музыки с литературой

и поэзией (на материале произведений

А.С. Пушкина и

М.Ю. Лермонтова).

Развитие интереса к хоровой классической музыке как важной части

культурного наследия

России.

Хор как хоровое произведение.

Хоры русских

Композиторов-классиков. Хоровые

«краски».

Слушать и исполнять хор девушек из оперы

«Евгений Онегин» П.И. Чайковского (первую

фразу); хор «На севере диком» (муз. Н.А. Римского-Корсакова, сл. М.Ю. Лермонтова).

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах импровизации на темы «Девицы-красавицы», «Чудесный сон». Дополнительные виды учебной деятельности

Рисовать на темы «Девица-красавица», «Чудесный сон».

6

Концерт хоровой музыки: кантата.

С. 20–21

Знакомство с кантатой

как одним из жанров

музыки.

Развитие представлений о взаимосвязи музыки с историей нашей

страны, с другими видами искусства.

Патриотическое воспитание.

Кантата.

Композитор

С.С. Прокофьев.Музыкальные и

кинематографические

образы защитников Родины.

Слушать и исполнять кантату «Александр

Невский С.С. Прокофьева (фрагменты различных частей); «Вставайте, люди русские» (из

кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева).

Исполнять русскую народную песню «Вспомним, братцы, Русь и славу»; песню «Родина

моя» (муз. Ю. Гурьева, сл. С. Виноградовой).

7

Концерт камерной музыки.

С. 24–25

Дальнейшее знакомство учащихся с музыкальными жанрами.

Развитие музыкального восприятия, художественно-эстетического

вкуса и потребности в

посещении концертов

классической музыки в

концертных залах.

Формирование установки на посещение

концертов камерной

музыки.

Камерная музыка. Камерная вокальная и камерная

инструментальная музыка.

Малые музыкальные

формы.

Знаменитые

музыкантыисполнители.

Слушать записи концертов камерной музыки

(фрагменты): произведений камерной музыки

в исполнении знаменитых музыкантов.

Исполнять камерные вокальные произведения композиторов-классиков для детей (повторение).

8

Концерт камерной музыки: романс.

С. 26–29

Формирование у учащихся представлений о

романсе.

Знакомство с композиторами — авторами

знаменитых романсов.

Развитие музыкального восприятия и вокальных способностей

учащихся. Художественно-эстетическое воспитание.

Романс.

Музыкальные «краски» и образы

романсов.

Слушать романсы: «Белеет парус одинокий»

(муз. А. Варламова, сл. М. Лермонтова), «Колокольчики мои» (муз. П. Булахова,

сл. А. Толстого), «Соловей» (муз. А. Алябьева

сл. А. Дельвига), «Романс черепахи Тортиллы» из к/ф «Приключения Буратино»(муз.

А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина).

Исполнять мелодекламации текстов романсов. Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнения арт-терапи: «Цветок», «Перекличка птиц», «Волны» (повторение).

9

Концерт камерной музыки: пьеса.

С. 30–31

Формирование у учащихся представлений о

пьесе как одном из

жанров камерной инструментальной музыки.

Развитие музыкально-исполнительских умений и навыков учащихся.

Дальнейшее формирование представлений

учащихся о связи русской классической музыки с народной культурой и историей

нашей страны.

Пьеса. Композитор

А. Лядов и

его пьесы для

фортепьяно.

Слушать пьесы из цикла «Бирюльки» А. Лядова; «Про старину» А. Лядова.

Исполнять старинные русские народные песни (повторение).

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах музыкально-инструментальные

импровизации на тему «Бирюльки» («Бирюлька-юла», «Бирюлька — пирамидка», «Бирюлька-самовар» и др.) на игрушечных музыкальных инструментах.

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнения арт-терапии «Зеркало», «Юла» (повторение).

Рисовать под музыку миниатюры на тему

«Про старину».

10

Концерт камерной музыки: соната.

С. 32–33

Знакомство учащихся с

сонатой как одним из

жанров камерной инструментальной музыки,

формирование у них

первоначальных представлений о сонатной форме. Развитие представлений о взаимосвязях художественно-образного содержания

музыки и изобразительного искусства.

Художественно-эстетическое воспитание.

Соната. Композитор

Л.В. Бетховен

и его сонаты.

Слушать сонату № 14 («Лунная») Л.В. Бетховена.

Исполнять песню «Сурок» (муз. Л.В.Бетховена, русский текст Н. Райковского).

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах музыкальную картину на тему

одной из картин М. Чюрлёниса («Весенняя соната», «Солнечная соната», «Морская соната» или «Звёздная соната»); музыкальную импровизацию «Мелодия лунной ночи».

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с картинами М. Чюрлёниса, в

названиях которых встречается слово «соната». Обсуждать различные предположения

(гипотезы) учащихся о причинах использования этого музыкального термина в названиях

живописных полотен.

11

Концерт симфонической

музыки.

С. 36–37

Развитие представлений учащихся о симфонической музыке, симфоническом оркестре и

его составе.

Развитие культуры восприятия музыки и интереса к музыкально-исполнительской деятельности.

Формирование у учащихся установки на посещение концертов симфонической музыки.

Симфоническая музыка.

Симфонический оркестр.

Музыкальные инструменты симфонического

оркестра.

Знаменитые

симфонические оркестры.

Слушать «Путеводитель по оркестру для юношества» Б. Бриттена.

Повторять исполнение под аккомпанемент

симфонического оркестра (фонограмму)

Гимна РФ.

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах имитацию игры на различных

музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра (под запись произведения Б. Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества»).

12

Концерт симфонической

музыки: симфония.

С. 38–39

Знакомство учащихся

с симфонией как крупной музыкальной формой.

Дальнейшее знакомство с образами природы в музыке. Развитие

представлений учащихся о взаимосвязи

классической и народной музыки, музыки,

поэзии и других видов

искусства. Развитие

творческого воображения.

Симфония.

Взаимосвязь

симфонической и народной музыки.

Музыкальные и поэтические образы природы.

Слушать симфонию №1 (Зимние грёзы)

П. Чайковского. (фрагмент).

Исполнять романс «Зимний вечер» (муз.

М. Яковлева, сл. А. Пушкина); мелодекламацию стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога»; русскую народную песню «Цвели цветики».

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах звуковые картины, ритмические и мелодические импровизации на темы:

«Музыка зимы», «Зимние грёзы».

Дополнительные виды учебной деятельности

Рисовать фантазию на тему «Зимние грёзы».

13

Концерт симфонической

музыки:

А. Бородин.

Симфония

№2 «Богатырская».

С. 42–43

Развитие творческого

воображения.

Симфония.

Композитор

А. Бородин.

Героические

музыкальные образы.

Слушать симфонию № 2 («Богатырская»)

А. Бородина(экспозиция).

Исполнять русскую народную песню «Вспомним, братцы, Русь и славу» (повторение).

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах две контрастные «богатырские»

мелодии (музыкальные темы). Разучить мелодии русского плясового наигрыша на игрушечной гармонике или гуслях.

Дополнительные виды учебной деятельности

Сочинить две контрастные «богатырские» мелодии (музыкальные темы).

14

Концерт симфонической

музыки: симфоническая

картина.

С. 44–45

Дальнейшее знакомство с жанрами симфонической музыки и

творчеством композитора А. Лядова.

Симфоническая картина.

Сказочные

музыкальные образы.

Слушать симфонические картины А. Лядова

«Баба-яга» (фрагменты); «Волшебное озеро»

(фрагменты).

Исполнять песни о сказочных персонажах

(например, игровую русскую народную песню

«Баба-яга», «Песенка Водяного» из мультфильма «Летучий корабль» (муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Энтина).

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах ритмическую импровизацию на

тему «Баба-яга, костяная нога» (на любых народных музыкальных инструментах).

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнение арт-терапии «Звуковые волны».

15

Концерт симфонической

музыки: симфоническая

сюита.

С. 48–49

Дальнейшее знакомство с жанрами симфонической музыки. Продолжение формирования у

учащихся представлений о взаимосвязи русской классической и

народной музыки. Актуализация знаний о

жанрах русских народных песен. Сравнение

музыкальных «красок» (средств художественной выразительности) симфонической

и народной музыки. Этнокультурное воспитание.

Симфоническая сюита.

Музыкальные образы

русской старины.

Слушать симфоническую сюиту А.К. Лядова

«Восемь русских народных песен для оркестра» (фрагменты).

Исполнять русские народные песни «Я с комариком плясала», «Как у наших у ворот»;

повторять русские народные песни различных

жанров (шуточные, колыбельные, хороводные, плясовые).

16

Музыкальные театры.

С. 58–59

Формирование у учащихся представлений

о музыкальном театре

и его устройстве. Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами разных стран.

Формирование у учащихся установки на посещение музыкальных

театров.

Знакомство с основами

театрального этикета,

воспитание культуры

поведения.

Музыкальный театр. Виды музыкальных театров.

Знаменитые

музыкальные

театры. Правила поведения в театре.

Слушать фрагменты музыкальных спектаклей.

Повторять исполнение фрагментов хоров из

опер (например, «Хора девушек» из оперы

«Евгений Онегин» П.И. Чайковского, хора

«Славься!» из оперы «Иван Сусанин»

М.И. Глинки).

17

Опера.

С. 60–65

Формирование у учащихся первоначальных

представлений об опере как о крупном музыкально-сценическом

произведении.

Развитие представлений о взаимосвязи в

оперном спектакле различных видов искусства. Формирование установки на посещение

оперных спектаклей.

Полихудожественное

воспитание.

Опера. Виды

искусства,

объединённые в оперном спектакле. История

возникновения оперы.

Либретто.

Слушать фрагменты оперы «Сказка о царе

Салтане» Н.А. Римского-Корсакова; фрагменты старинной итальянской оперы (по выбору

учителя).

Повторять исполнение фрагментов хоров из

опер (например, хора «Откуда приятный и

нежный тот звон» из оперы В.А. Моцарта

«Волшебная флейта», хора «Девицы-красавицы» из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»).

18

М. Глинка.

Опера «Руслан и Людмила».

С. 66–69

Создание у учащихся

целостного представления об опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» как шедевре классической музыки.

Знакомство с музыкальными «портретами» действующих лиц оперы и музыкальными «красками», с помощью которых они были

созданы композитором.

Нравственно-эстетическое и этнокультурное воспитание.

Русская классическая

опера.

Реальные

и фантастические музыкально-поэтические образы.

Слушать хор «Лель таинственный, упоительный» (из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки); старинные народные свадебные песни;

песню Бояна, каватину Людмилы, арию Руслана, рондо Фарлафа, марш Черномора, музыку к танцам разных народов (из оперы «Руслан

и Людмила» М. Глинки); фрагменты оперы

М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Исполнять русские народные песни (например, «Бояре»).

Представлять инсценировку шествия Черномора со свитой (под музыку марша Черномора).

19

Н.А. РимскиКорсаков. Опера

«Снегурочка» (весенняя сказка).

С. 70–75

Создание у учащихся

целостного представления об опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» как шедевре

классической музыки.

Знакомство с музыкальными «портретами» действующих лиц

оперы и музыкальными «красками», с помощью которых они были

созданы композитором.

Нравственно-эстетическое и этнокультурное воспитание.

Русская классическая

опера.

Музыкальные образы

древнерусской мифологии и традиционной

народной

культуры.

Слушать фрагменты оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»: «Песня и пляска птиц»,

арию Снегурочки (из Пролога), песни Леля,

песню слепцов-гусляров, хоры «Ай, во поле

липенька», «А мы просо сеяли».

Исполнять русские народные песни

«Прощай, Масленица», «А мы просо сеяли» из

оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах озвучивание эскиза декорации к

опере «Снегурочка»; музыкальную картину-импровизацию «Весенний лес в Стране берендеев»; озвучивание рисунка на тему «Ярилина

долина».

Создавать пластические импровизации на темы: «Шествие царя Берендея», «Пляска скоморохов».

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнения арт-терапии «Перекличка птиц» и «Лесное эхо» (повторение).

Рисовать пейзаж «Ярилина долина».

20

Оперы для детей.

С. 76–79

Знакомство учащихся с

оперными спектаклями для детей и детским

музыкальным театром

им. Н. Сац. Развитие

музыкально-слуховых

представлений о современном музыкальном

языке. Дальнейшее

формирование установки на посещение оперных спектаклей.

Художественно-эстетическое и полихудожественное воспитание.

Детский музыкальный

театр.

Оперы современных композиторов

для детей.

Слушать фрагменты детских опер.

Исполнять фрагмент оперы А. Зарубы

«Репка».

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах озвучивание одного из эскизов

декораций к детской опере (например,

«Репке»).

Инсценировать «Песенку весёлых козлят» из

оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят».

Дополнительные виды учебной деятельности

Рисовать эскизы костюмов и декораций к любой детской опере (например, «Репке»).

21

Балет. П.И.

Чайковский.

Балет «Лебединое озеро».

С. 80–83

Формирование у учащихся первоначальных

представлений о балете

как крупном музыкально-сценическом

произведении.

Развитие представлений о взаимосвязи в балетном спектакле

различных видов искусства. Формирование

у учащихся целостного

представления о балете

П.Чайковского «Лебединое озеро» как шедевре классической музыки.

Формирование представлений о музыкально-хореографических

образах природы и сказочных героев. Художественно-эстетическое и полихудожественное воспитание.

Балет. Виды

искусства,

объединённые в балетном спектакле. История

возникновения балета. Музыкальнохореографические образы природы и

сказочных героев.

Слушать фрагменты балета П.И. Чайковского

«Лебединое озеро»: «Русский танец», «Неаполитанский танец».

Исполнять характерные движения одного из

старинных бальных (придворных) танцев,

пластическую импровизацию «Музыкальные

волны» под музыку П.И. Чайковского к балету «Лебединое озеро». Дополнительные виды учебной деятельности

Рисовать эскиз костюма и маски для одного из

видов старинного балетного спектакля: балета-маскарада, балета на рыцарские темы или балета-фантазии.

22

Балет. П.И.

Чайковсий.

Балет «Спя%

щая красавица».

С.84–85

Формирование у учащихся целостного

представления о балете

П.И. Чайковского

«Спящая красавица»

как шедевре русской

классической музыки.

Дальнейшее формирование представлений о

Музыкально-хореографических образах сказочных героев.

Художественно-эстетическое и полихудожественное воспитание.

Музыкально-хореографические образы красавицы, принца и

других сказочных персонажей.

Слушать и исполнять начало мелодии (на

звук «А») вальс из балета П.И. Чайковского

«Спящая красавица».

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах озвучивание рисунка «Красавица» или «Принц».

Представлять музыкально-пластические импровизации под музыку П.И. Чайковского к

балету «Спящая красавица» на одну из следующих тем: «Кот в сапогах и белая кошечка», «Красная Шапочка и волк», «Фея Сирени и

фея Карабос»; исполнять танцевальные движения вальса.

Дополнительные виды учебной деятельности

Рисовать Красавицу и Принца.

23

Балет.

И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка».

С. 86–89

Первоначальное знакомство с историей

«Русских сезонов» в

Париже. Формирование у учащихся целостного представления о

балете И. Стравинского «Петрушка» как шедевре русской музыки

ХХ века.

Знакомство с музыкально-хореографическими образами народа

и народных праздничных увеселений.

Художественно-эстетическое и этнокультурное воспитание.

Музыкально-хореографические образы.

Слушать фрагменты балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».

Исполнять песни «Петрушка» (муз. И. Арсеевой, сл. Н. Френкеля); «Петрушка» (муз.

И. Брамса, сл. неизвестного автора).

Создавать танцевальную импровизацию под

музыку «Русская» из балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».

Инсценировать «Народные гулянья на масляной» (по либретто оперы И.Ф. Стравинского

«Петрушка») — проектная деятельность.

24

Балет: В детском музыкальном театре.

С. 90–91

Продолжение знакомства учащихся с детским музыкальным театром. Развитие

интереса к балетному

искусству.

Дальнейшее формирование представлений об

особенностях современной музыки и хореографии.

Детский музыкальный

театр.

Детские оперные спектакли. Сказочные музыкально-хореографические образы.

Слушать фрагменты детских балетных спектаклей.

Исполнять на звук «А» музыкальные темы из

балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (повторение).

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах музыкальные «портреты» персонажей детских балетных спектаклей с помощью любых музыкальных инструментов.

Инсценировать одну из сцен балета С.С. Прокофьева «Золушка» (проектная деятельность).

Дополнительные виды учебной деятельности

Рисовать эскизы занавеса, декораций и костюмов для одного из балетов-сказок; макет декорации для одного из детских балетов; гримировать одного из персонажей сказочного балета.

25

Оперетта.

С. 92–93

Первоначальное знакомство учащихся с

опереттой и с известными театрами оперетты.

Сравнительный анализ

оперетты с другими видами музыкально-сценического искусства.

Знакомство с постановками оперетт в Детском

музыкальном театре им. Н. Сац. Формирование интереса к жанру

оперетты и установки

на посещение театра

оперетты.

Музыкально-эстетическое и полихудожественное воспитание.

Оперетта. Театры оперетты. Детские

оперетты.

Сказочные

образы в опереттах.

Слушать фрагменты известных оперетт (например, «Летучая мышь» (муз. И. Штрауса),

«Принцесса цирка» и «Королева чардаша»

(муз. И. Кальмана).

Исполнять фрагмент одной из детских оперетт.

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах импровизацию на тему «Песенка Кота в сапогах» или «Танец Кота в сапогах» (любой музыкальный инструмент). Подготовить постановку фрагментов детской

оперетты ( например, «Репка» П. Аедоницкого) (проектная деятельность).

26

Мюзикл.

С. 94–95

Формирование у учащихся первоначальных

представлений о мюзикле как крупном музыкально-сценическом

произведении.

Сравнительный анализ

мюзикла с другими видами музыкально-сценического искусства.

Развитие представлений о современном языке музыкально-сценического искусства. Развитие музыкально-познавательных интересов учащихся. Формирование у них установки на посещение

мюзиклов.

Мюзикл и его

происхождение.

Мюзиклы зарубежных и

российских

композиторов.

Детские мюзиклы.

Слушать фрагменты известных зарубежных

мюзиклов («Ветсайдская история», «Кошки»), мюзиклов для детей.

Исполнять фрагмент одного из детских мюзиклов.

Участвовать в постановке фрагментов детского мюзикла (например, «Принц и нищий»

А. Журбина) (проектная деятельность).

27

Музыкальные музеи: путешествие по

музеям мира.

С. 102–105

Формирование у учащихся представлений о

музыкальных музеях,

их видах, экспонатах и

музыкально-просветительной деятельности.

Формирование у учащихся средствами музейной педагогики потребности в творческом

освоении предметного

мира музыкальной

культуры, в его изучении и сохранении. Развитие у учащихся интереса к отечественному

и мировому музыкальному наследию. Воспитание уважительного отношения к собирателям и хранителям

этого наследия.

Музыкальный музей.

Виды музыкальных музеев. Музыкальный

экспонат.

Музыкальное

наследие, его

сохранение и

развитие. Музей музыкальной

культуры им.

М.И. Глинки

(г. Москва).

Дом-музей

П.И. Чайковского

(г. Клин).

Слушать фортепьянные пьесы П.И. Чайковского.

Исполнение песни П.И. Чайковского (из цик%

ла «16 песен для детей»).

28

Музыкальные инструменты.

С. 106–111

Формирование у учащихся представлений

о богатстве и разнообразии музыкальных

инструментов разных

времён, стран и народов.

Формирование установки на знакомство с

музыкальными инструментами-экспонатами

музыкальных музеев.

Развитие музыкально-познавательных интересов и музыкально-исполнительских потребностей учащихся.

Экспонаты

музыкальных музеев.

Слушать записи звучания старинных клавишных и духовых музыкальных инструментов; записи звучания старинной скрипки и

других струнных музыкальных инструментов.

Исполнять русские народные песни с упоминаниями о старинных народных музыкальных

инструментах (например, «На зелёном лугу»,

«Заиграй, моя волынка»); песню «Весёлый барабанщик» (муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы).

Создавать ритмо-пластические импровизации

на одну из следующих тем: «Ритмы жаркой

Африки», «Русские ложкари», «Тарантелла».

29

Музыка и

техника.

С. 112–113

Развитие представлений учащихся о взаимосвязи музыки и техники. Формирование

интереса к изучению

различных музыкальных устройств, многообразных способов

записи и воспроизведения звуков. Сравнительный анализ «живой» и «механической» музыки.

Развитие умственных

способностей и музыкально-познавательных интересов учащихся.

Экспонаты

музыкальных музеев

старинные

музыкальные автоматы.

Слушать пьесу «Музыкальная табакерка»

А. Лядова; пьесу «Шарманщик поёт»

П.И. Чайковского; звучание механического

пианино (в художественном фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»)

и других старинных механических музыкальных устройств; звучание виниловых пластинок.

Исполнять музыкальную игру «Граммофон».

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах песню Л.В. Бетховена «Сурок»

(повторение).

30

Музыка и

изобразительное искусство.

С. 114–117

Развитие представлений детей о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства,

дальнейшее формирование у них творческих способностей на основе синтеза искусств.

Экспонаты

музыкальных музеев.

Слушать записи звучания музыкальных инструментов, изображённых в произведениях живописи и народного декоративно-прикладного

творчества.

Исполнять «Песню о картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера).

31

Музыка и

книги.

С. 118–119

Развитие представлений детей о роли нотных изданий и книг о

музыке в музыкальном

мире.

Экспонаты

музыкальных музеев.

Повторение исполнения песен, сопровождавших воображаемые экскурсии по музыкальному музею (например, «Весёлый барабанщик»

(муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы) и «Песня о

картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера).

ДУ

Школа Скрипичного ключа: уроки

сольфеджио.

Урок 1. Мажор и минор.

С. 124–125

Формирование у учащихся первоначальных

представлений о сольфеджио как учебной

дисциплине, которую

изучают в детских музыкальных школах и

студиях. Дальнейшее

развитие музыкально-слуховых представлений о мажорном и минорном ладах как важных музыкальных

«красках».

Воспитание ценностного отношения к школе,

учению и учителю.

Сольфеджио.

Лад. Мажор и

минор. Диез и

бемоль. Тональность.

Слушать музыкальные произведения из программы для 3 класса, написанные в мажорном

и минорном ладах.

Исполнять песни, написанные в разных тональностях (например, «Наш весёлый пастушок» (муз. Ю. Литовко, сл. народные), «Коровушка»; песни Л.М. Абелян «Про диез» и

«Про бемоль».

ДУ

Школа Скрипичного ключа: уроки

сольфеджио.

Урок 2. Интервалы.

С. 126–127

Формирование у детей

знаний и слуховых

представлений об интервалах.

Воспитание ценностного отношения к школе,

учению и учителю.

Слушать звучания различных интервалов.

Исполнять пение по нотам различных интервалов; песню «Интервалы» (муз. О. Мандичевского, русский текст К. Алемасовой).

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах различные интервалы на фортепиано, детском синтезаторе или других музыкальных инструментах.

Дополнительные виды учебной деятельности

Сочинять и выполнять нотную запись мелодии и аккордов, состоящих из малых интервалов (от примы до терции).

Рисовать на тему «Дружная семья интервалов».

ДУ

Школа Скрипичного ключа: хоровой

класс.

С. 128–129

Дальнейшее формирование у детей представлений о хоровом пении

и об обучении ему в детских музыкальных

школах и студиях. Воспитание ценностного

отношения к школе,

учению и учителю.

Исполнять упражнения на распевание; песню

Л.М. Абелян «Петь приятно и удобно»; повторять хоровые произведения из программы по

музыке для 3 класса.

ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИЕСЯ 3 КЛАССА

выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям;

задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально - выразительным средствам;

участвовать в коллективном обсуждении;

высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

выслушивать друг друга, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в группе;

слышать в музыке и делиться своими впечатлениями о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;

активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека;

выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

 Учащиеся получат возможность научиться:

участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

конструктивно разрешать конфликты посредством учёта

интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкальной деятельности.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАРЕСУРСОВ.

  • Шедевры музыки.  «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
  • Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
  • Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
  • Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
  • Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.
  •  Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».
  • Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.
  • Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ.

  • Музыка. 3 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова – 3-е изд., дораб. – М.: АСТ Астрель, 2013г.
  • Музыка. Обучение в 3 классе.  Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова  - М.: Астрель, 2007г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

  1. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
  2. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
  3. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
  4. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.
  5. Прохорова И.А. Советская музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.
  6. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
  7. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
  8. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
  9. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный  издательский  Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.

14. Прохорова И.А. Советская музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.

15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

16.  Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 3 класса Планета знаний

Рабочая программа по УМК "Планета знаний", включающая пояснительную записку, характеристику предмета, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по музыке УМК Планета знаний

Рабочая программа разработана в соответствии с актуальными задачами модернизации российского образования, с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным образовате...

Рабочая программа, математика, 4 класс, Планета знаний.

В программе представлена пояснительная записка, основное содержание, Требования к уровню подготовки обучающихся, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение....

Рабочая программа по музыке УМК "Планета знаний" 1 класс

Рабочая программа по предмету «Музыка» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального...

Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний

.1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе  программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...

Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний

.1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе  программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...