Артикуляционная гимнастика
материал по музыке на тему

Упражнения на развитие дикции

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

(комплексы упражнений для отдельных звуков с опорными картинками и стихотворениями)

images4

images5

1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Она состоит из 21 упражнения, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.

2.ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).

Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдо-фразы.

Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»).

Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии - «штро - бас»). Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.

Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.

Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.

Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.

Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.

Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.

З.ГОЛОСОВЫЕ СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

1-4 упражнения - Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и так далее)

5  упражнение - «Волна».

6  упражнение - «От шепота до крика».

7  упражнение - «А!!!»

8  упражнение - «Крик - вой».

9  упражнение - Соединение упражнений «Волна» и «Крик - вой» на одном движении.

10  упражнение - «Крик - вой - свист».

11 упражнение - «Волна с криком чаек» (в одном движении упражнение (В одном движении упражнения № 9 и 10).

Упражнения этой группы объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.

Упражнения:

"Хомяк" (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд)

"Кружок" Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека - под верхней губой - левая щека - под нижней губой

"Лошадка" (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка "лошадка цокает копытами")

"Самовар" (сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2-3 секуны и выпустить через губы, произнося: "Пых!")

"Толстячки-худышки" (ребенок поочередно надувает и в.ягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд)

"Пароход" (слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук "ы": "ы-ы-ы")

"Покусаем язык" (улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать кончик языка - покусывать середину языка - покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить: "та-та-та");

"Чистим зубы" (Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны верхних и нижних зубов, имитируя чистящее движение. Так же "чистим" нижние и верхние зубы с внутренней стороны).

2.Артикуляционная гимнастика

использованы артикуляционные упражнения В. Емельянова

 Упражнения для нижней челюсти:

Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.

Жевательные движения с сомкнутыми губами.

Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.

“Заборчик” – верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

Упражнения для губ:

“Улыбка” – растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты).

“Трубочка” – вытягивание губ вперед.

 «Круги» - собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы.

 «Шторки» - на счёт «раз» — верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы; на счёт «два» — губа возвращается на место. На счёт «три» — нижняя  губа  опускается и обнажает нижние зубы. На счёт «четыре» — губа возвращается на место. Движения губ напоминают движение шторок, которые поочерёдно открываются и закрываются.

.Упражнения для языка:

(рот широко раскрыт , нижняя челюсть неподвижна):

“Болтушка” - движение языком вперед-назад.

 “Часики” – движение языком вправо –влево.

 “Качели” – движение языком вверх- вниз.

 Круговые движения языком .

 “Лошадки” - цокание языком.

“Лопатка” – широкий ,мягкий , расслабленный язык лежит на нижней губе.

“Иголочка” – узкий, напряженный язык высунут вперед.

“Желобок” – высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх , втянуть в себя щеки и воздух.

“Чашечка” - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края языка прижаты к коренным зубам.

  Упражнение в стихах

Улыбка

Очень любит наш роток улыбаться             ("Улыбка")

А подвижный язычок работой заниматься ( Круговые движения языком между        

                                                      губами и зубами)

Наш язык лопатку сделал раз, два              ("Лопатка")

А потом забор построил. Красота!             ("Заборчик")

Рядом с новеньким забором - желобок        ("Желобок")

По нему несется воздуха поток         (упражнение  на выработку воздушной  струи)

Мясорубку надо сделать не спеша.          ("Мясорубка")

Физкультура получилась хороша.

                                    3. Речевые упражнения.

 Сказка про язычок

«Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано. Постучал в зубки (стучат языком в зубы), в губки (стучат языком в губы), постучал в щёчки (стучат языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высовывают язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх), посмотрел на травку (язычок вниз), на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех (дразнят друг друга языком)».

  игра “Прогулка”

использованы вибрационно-вокальные упражнения  В. Емельянова.

Рассказ

Упражнение

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так.

Дети быстро “щелкают” языком на полуулыбке (высоко).

Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так.

Дети медленно “щелкают” языком, вытянув губы (низко).

И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки.

Поочередно высоко-низко, быстро-медленно “щелкать” языком.

Но однажды подул сильный ветер.

Активный долгий выдох через рот 4 раза.

Лошадка подошла к своей маме и спросила: “Можно мне погулять?”

“Щелкать” высоко.

От нижнего звука “у” до верхнего “о” - “у – о”?

“Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер”.

От верхнего “о” к нижнему “у”

“о – у”.

Но Лошадка не послушалась и побежала

“Щелкать” высоко

Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. “Ах, какая прелесть”, - подумала Лошадка, подбежала к цветки и стала его нюхать.

Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком “а”, медленно 4 раза

Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше.

“Щелкать” высоко.

Вдруг Лошадка услыхала странный звук.

Долгий звук “ш-ш-ш”

“Подойду-ка я поближе”, - решила Лошадка

“Щелкать” высоко

Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку

Звук “ш” короткий по 4 раза

Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик.

Звук “ф” по 4 раза

Застрекотал кузнечик.

Звук “ц” по 4 раза

Пролетел жук

Звук “ж” продолжительный

За ним – комар

Звук “з” продолжительный

А ветер дул все сильнее и сильнее

Продолжительный выдох

Лошадка замерзла

Звук “брр” 4 раза

И побежала домой

“Щелкать” высоко

Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама

“Щелкать” низко медленно

Она стала согревать Лошадку

Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза

  «Гонки»                        

 Пальцы превращаются в маленькие ножки и бегают по раскрытой ладони вперед и назад, сопровождаясь при этом скороговоркой:

      Ехал Грека через реку,

      Видит Грека – в реке рак.

      Сунул Грека руку в реку,

       Рак за руку Грека хвать.

       «Мячик и насос»:

- Делаем короткий вдохи со звуком «сссс», надуваем себя;

- из полностью накаченного мяча вынимаем пробку и медленно  

   сдуваемся со звуком «шшшш»; чтобы снять напряжение, изображаем

   усталость.

  «Открываем пробку»

Произносим два-три раза цепочку словосочетаний «птки-птке-птка-птко-птку-пткы», беззвучно, только воздушным потоком.

Скороговорки

Исполнение скороговорок, чистоговорок в различных вариантах говорения - от шепота до громкого звучания, от медленного темпа до быстрого, от коллективного проговаривания до распределения текста по ролям.  Произносится  текст активным шепотом на крепком выдохе в ладошку

Жарко жабе лежать в луже.

Жаба ждет дождя и тужит

-Ох ужасная жара!

 Лить дождю уже пора.

                                     

Марина  любила малину  

Малина манила Марину.

Три дня по малину ходила,

С собою Ирину водила.                        

 

 Мышки, не  мешайте кошке

 Ловить мошек на окошке.

 Кошка мошку лапкой – хвать!

 Лучше кошке не мешать.          

     

Хвастал храбрый краб три дня:

«Краба нет храбрей меня!»

   Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.

       Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  Карл у Клары украл кораллы.

  А Клара у Карла украла кларнет!

  Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:

 «Хохо-хехе-хихи-хаха, хохо-хехе-хихи-хаха»  

     Упражнения на развитие мышечной

активности и раскрепощение рук.

  «Сердитый ёжик»              

            Игра развивает мышечную активность.

Пальцы рук переплетаются между собой и торчат как колючки ёжика. Ёжик сердится на нас и пугает – «пф, пф, пф».

            Шел по лесу хмурый ежик.

            Не жалел коротких ножек.

            Нес детишкам он грибочки.

            Растерял их возле кочки.

 «Уточка»                            

 Упражнение помогает в раскрепощении рук, в освоении кантилены.

Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

            На волнах качаясь,

            Уточка плывет.

            То нырнет, то вынырнет –

            Лапками гребет.

 «Сороконожки»              

Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегают» по предплечью, затем по плечу другой руки и скрепляются в замок на затылке.

            Две сороконожки бежали по дорожке,

            Всё бежали и бежали,

            Всё друг дружку догоняли.

            Как друг дружечку догнали,

            Так друг дружечку обняли.

            Так друг дружечку обняли,

            Что едва мы их разняли.

            Хоть и нет у змейки ножек,

            Очень быстро по дорожке,

            Широко открыв свой рот

            За лягушками ползёт

Фонопедические  упражнения

Развиваем  ассоциативное мышление, обучаем элементарной импровизации.

Объясните детям, что  в паузах, которые  делает  учитель, надо  изобразить предложение звуками.

 Примерные  тексты:

1. «Весенние  голоса»

Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко)

С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком как бы изображая бульканье ручейка)

До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)

Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом “волну” - вверх-вниз)

И дальше побежал (булькаем)

Выбрались из под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре) расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет)

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур)

И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух)

Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно)

Вот и пришла весна (каждый изображает свой “весенний звук”- дети выбирают звук сами)

Говорю ребятам, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной. Я говорю текст, а дети его озвучивают. Используем шумовые инструменты, которые есть в школе, а также изготовленные из баночек, пластиковых бутылочек с использованием крупы, гороха и т.д.

2.  «Горе-водитель» (аналогично)

Ранним  утром, проколупав  глаза, проснулся  тракторист  Вася. Выпив  литр  молока,  и  закусив  батоном, он  собрался  в  поле. Подойдя  к  своему  боевому  коню, пнул  по  колесу, а потом  по  привычку  шлёпнулся  в  пыльное  сиденье. Завел  трактор  и  помчался  в  поле. Ошметки  грязи  летели  из-под  колес  в  разные  стороны. Вдруг  неожиданно  он  оказался  на  курином  дворе.  От  испуга  он  повернул  направо  и  не  заметил, как  оказался  в  реке. Трактор  пошёл  ко  дну.  А  Василий, прощаясь  с  трактором, рыдал  на  берегу.

Дети делают артикуляционную гимнастику по методу В. Емельянова.
1. Покусать кончик языка.
2. Покусать язык, высовывая его вперед и убирая назад, покусывать всю поверхность.
3. Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.
4. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась.
5. Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.
6. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.
7. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику лица, поднимая лицевые мышцы, как гантели
8. Поставив указательный палец на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.
«Замок»
Старый замок полон звуков (а-а-а шепотом)
Пит сегодня – озорник!
То он выл (в-в-в),
А то мяукал (мя-у, мя-у),
То он хрюкал (хрю –хрю -хрю),
То он топал (топ –топ -топ),
То жужжал (ж-жж-ж-ж),
А то он укал (у-у-у-у-у),
И кричал Ау- Ау-Ау.
Ну а то тихонько-тихо тонким голосом пищал (и-и-и-и-и)
Старый замок полон звуков (а-а-а-а шепотом).

Список литературы:

  1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.
  2. Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4. – С.38-43.
  3. Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений "Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. - С.52-54
  4. Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С.54-59.
  5. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.
  6. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.
  7. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.
  8. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.
  9. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. С. 61 – 63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика

При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата...

Артикуляционная гимнастика

Письмо формируется на основе устной  речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы ребёнок научился  произносить сложные звуки  С,...

Презентация . Артикуляционная гимнастика

В данной презентации представлен комплекс упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях . Презентацию можно использовать как на занятиях в начальной школе так и в дет...

Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида

Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

информация для родителей, примеры артикуляциооной гимнастики, методические указания для ее проведения...

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речев...