Необычное в обычном. Урок для 2 или 3 класса не по ФГОС
материал по музыке (2 класс) на тему

Шевцова Татьяна Петровна

Необычное в обычном. Уникальный урок сотворчества, благодаря которому запоминаются на несколько лет и эмоции, испытанные на уроке, и основное произведение урока - "Юмореска" Р.Щедрина. Использую технологию "Диалоговое обучение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shevtsova_t.p._urok_neobychnoe_v_obychnom.docx546.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4.

Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин.

Конспект урока по музыке
для 2 или 3 класса
«Необычное в обычном»

(не по ФГОС)

 

подготовила

учитель музыки

Шевцова Татьяна Петровна.

г. Кропоткин
2015

Каждый  учитель музыки знает, что настоящее, прочувствованное восприятие музыки – основа всех форм приобщения учащихся к музыке.

Восприятие человека – так объясняет психология – представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слушает, но и слышит. Поэтому всякое сколько-нибудь сложное восприятие является  по существу своему решением определённой задачи, которое исходит из тех или иных чувственных данных, раскрывшихся в процессе восприятия, с тем, чтобы истолковать их.

Работаю 23 года в обычной общеобразовательной школе, в которой 90% учащихся не имеют иного музыкального развития, кроме единственного в неделю урока музыки, где классическая музыка звучит 20-25 минут. Всё остальное время и ребята, и их окружение – родители, друзья – слушают совсем иное. В такой ситуации восприятие классической музыки оказывается серьёзной педагогической проблемой, потому что даже педагогу-мастеру непросто развить  у учащихся настоящее, прочувствованное восприятие музыки.

Потому я, ещё в первые годы работы в школе, изучив  теоретические труды по этой проблеме (в первую очередь: статьи Д.Б.Кабалевского «Воспитание ума и сердца», «Про трёх китов и многое другое»; работы Л.П.Масловой «Педагогика искусства», В.И.Петрушина «Музыкальная психология», Ю.К.Бабанского «Оптимизация учебно-воспитательного процесса»), разработала свою технологию, предполагающую построение учебного процесса на диалоговой основе.

У каждого времени свой путь к познанию. У нашего – личностный, творческий, коммуникативный. В огромной массе своей школьники искренне хотят учиться, но на качественно иной, демократической основе. Они сами дают нам в руки способ работы с ними – общение. Общение – это урок сотворчества, совместного мышления.  Общение – это урок Свободы, где всякий может высказать себя, не подстраиваясь под кого-то, это союз равных и разных.

Вот для того, чтобы все мои уроки (хоть в младших классах, хоть в старших) были уроками сотворчества, я для прослушивания  музыки разрабатываю партитуры вопросов.

Приведу в пример один из моих уроков, который и задумывался, и состоялся как урок сотворчества. (Примечание: такие уроки были мною разработаны для  авторизованной программы. В настоящее время продолжаю пользоваться технологией «Диалоговое обучение», разрабатываю партитуры вопросов для уроков в 1-4 классах, в которых работаю по ФГОС).

Урок музыки для учащихся 2-го класса, составлен на основе авторизованной

программы учителем музыки МОУ СОШ №4 г. Кропоткина Краснодарского края Шевцовой Татьяной Петровной.

Тема урока «Необычное в обычном».

 Цель урока:  открыть «себя неизвестного», научить смотреть на мир глазами художника и  

поэта.

Задачи:

  • познакомить с новыми произведениями;
  • развивать творческое воображение и увлечённость собственным творчеством;
  • получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся;
  • развивать устойчивый интерес в общении с искусством.

Оборудование урока:  

  • мультимедийное оборудование, диск с презентацией,
  • ТСО для демонстрации музыки;
  • «Юморески» Р.Щедрина и П.Чайковского в записи и в нотных сборниках;
  • плакатик с названием «Юмореска»;
  • ноты потешки «Ехал дедушка Егор»;
  • детские музыкальные инструменты;
  • «необычные» оценки (карточки).

                                                           Ход урока:

I.Организация.

Приветствуем урок музыки попевкой «Колокольчик нам поёт».

II. Основная часть.

1. Беседа.

У.: Мы уже не один урок учимся с вами смотреть на мир глазами художников и немножко научились видеть в обычном необычное.

А для чего нам это надо?

Д.: Для того, чтобы мир вокруг был ярче…Для души…Чтобы интересней было жить…

У.: Всё верно – для того, чтобы наша душа и жизнь были наполнены красотой и добром, яркими красками и оптимизмом, а не серым унынием и пессимизмом. И для того, чтобы мы сумели открыть «себя неизвестного», то есть увидеть в себе те яркие способности, о которых вы ещё даже не подозреваете.

А ещё для чего учимся с вами смотреть на мир глазами художников и поэтов – найдите ответ в таких стихотворных строчках:

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, –

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг,

Впадайте в изумленье.

Всё будет – и всё не так

Через одно мгновенье!

Д.: Если мы будем ко всему приглядываться, то сможем увидеть много интересного. Я как-то смотрела на облака и увидела, что они быстро менялись. Это было так интересно!

У.: Мы и сегодня будем стараться увидеть в обычном необычное. И для начала обратим внимание на экран.

Scan20017(Слайд №1)

У.: Что мы здесь видим?

Д.:…

У.: А давайте представим, что это не набор мебели, а семья. Кто есть кто?

Д.:…

У.: Семья дружная?

Д.:…

У.: А кто в семье другой по характеру?

Д.:…

У.: Здесь нарисована семья или мы это себе придумали?

Д.:…

У.: С некоторыми произведениями мы поступаем так же, как с этой картинкой – придумываем своё, чтобы лучше понять замысел композитора.

2. Беседа и слушание.

У.: Сегодня мы послушаем два произведения с одинаковым названием – «Юмореска».

(Демонстрирую плакатик с названием)

У.: Как вы понимаете слово – юмореска?

Ответы учащихся.

У.: Первой прозвучит «Юмореска» уже известного вам композитора …(Слайд с портретом П.Чайковского). Во время слушания найдите ответы на такие вопросы:

  • У «Юморески» характер – «женский »или «мужской»?
  • Песенность, танцевальность или маршевость подчёркивают комический  
  • характер музыки?
  • Меняется ли характер музыки или всё время остаётся комическим?

Звучит в записи «Юмореска» П.Чайковского.

Д.: Это – «женская» «Юмореска». У неё танцевальный характер, но он часто менялся – потому что человеку, о котором рассказывает музыка, было, то весело, то грустно.

У.: А сейчас прозвучит «Юмореска», ещё незнакомого вам, Р.Щедрина (Слайд с портретом Р.Щедрина). С этим композитором мы будем знакомиться в 4-м классе. Вопросы для прослушивания остаются такими же:

  • У «Юморески» характер – «женский »или «мужской»?
  • Песенность, танцевальность или маршевость подчёркивают комический
  • характер музыки?
  • Меняется ли характер музыки или всё время остаётся комическим?

Звучит в записи «Юмореска» Р.Щедрина.

Д.: А эта «Юмореска» – «мужская» по характеру. Комический характер в ней подчёркивается маршевостью. И характер не менялся, только в самом конце было что-то непонятное: сначала – очень тихо, а потом резко громко – мы даже вздрогнули, и потому засмеялись.

3. Сообщение, способствующее пониманию характера музыки.

У.: А теперь я расскажу вам сказочку (только – это выдумка не моя), а вы решите, подходит ли она к какой-нибудь «Юмореске». Но… ни Чайковский, ни Щедрин эту сказочку не знали и «Юморески» сочиняли не о ней.

 Так вот. Живёт на свете один старик. Зовут его Хохотоп.

Как вы думаете, почему – Хохотоп?                                                    

 (Предположения ребят)

У.: Смеётся он с выдумкой, вот так:

 Методические рекомендации: можно пропеть на слог «хо» в любом ритме и на любом звуке, подражая хохоту.

У.: И топает он с выдумкой. Я буду показывать – как, а вы повторяйте.

 Методические рекомендации: здесь опять можно придумать любой ритм.

Это –  и физминутка.

У.: Топает смешной Хохотоп по свету с огромным мешком, в который прячет всякий смех. Есть у него там:

хиханьки да хаханьки,

Scan20013(слайд №5 – рисунки детей)

хохотушки да смеялки,

Scan10003(слайд №6 – рисунки детей)

смехачи-усачи

Scan10001(слайд №7 – рисунки детей)

– много чего интересного!

У.: Никогда Хохотоп мимо смешного не пройдёт. Например, на кухне у хозяйки засмеялась кастрюля. По полу пляшет, ручками машет!

Выскочила из кастрюли смехотуля

Scan10015(слайд №8 – рисунки детей)

– дед Хохотоп цап-царап и её к себе в мешок запрятал!

 А в другой раз он смешат поймал

Scan10014(слайд №9 – рисунки детей)

 Смешата выпрыгнули из заката

 И побежали к ребятам.

Но мама котят спать уложила,

Потому смешат Хохотопу подарила.

 А недавно Хохотоп у Вани

 Утянул к себе в мешок Улыбаню.

Scan10012(слайд №10 – рисунки детей)

Ваня после бани лежал в обнимку с ленивой Улыбаней,

Да ненароком Ваня зевнул,

Тут Хохотоп Улыбаню у него и утянул!

Так и собирает он разные смешочки – хихачки и хохоточки…

У.: Как вы думаете, какой «Юмореске» – Чайковского или Щедрина – созвучна, то есть подходит по настроению и содержанию, эта сказочка?

Обычно дети отвечают, что созвучна сказка «Юмореске» Щедрина.

4. Создание образа в характере музыки.

У.: Чтобы проверить наши предположения, мы сделаем то, что тоже делаем часто – создадим образ, соответствующий характеру музыки. Сейчас это будет – Хохотоп.

Под звучание в записи «Юморески» Р.Щедрина дети группами изображают Хохотопа. Одна группа, (например, мальчики) изображает, а другая наблюдает и анализирует, у кого образ получился. Затем меняются ролями.

У.: А теперь я хочу спросить:

  • Р.Щедрин писал «Юмореску» о Хохотопе или это наша выдумка?
  • А что помогла нам эта выдумка понять?

Д.: Что «Юмореска» Щедрина очень смешная.

У.: А ещё Хохотоп помог нам представить обычное – смех – в виде необычных «улыбань», «хохоточков» и т.д.

Я предлагаю вам дома нарисовать по-своему – не повторяя рисунки ребят, которые вы видели на слайдах – смех, который собирал Хохотоп.

Давайте мы его вспомним. Это – хиханьки  да  хаханьки, хохотушки  да  смеялки, смехачи-усачи, смехотуля  и  смешата, улыбаня, хихачки  и хохоточки.

Scan20015(Слайд №11)

У.: А сейчас давайте придумаем образ нашей потешке «Ехал дедушка Егор».

В виде какого смеха она вам представляется?

Дети высказывали свои мнения, что это – смехота:

«От того, как мы её шумно играем, зрители могут разбежаться – кто куда».

5. Исполнение потешки «Ехал дедушка Егор» с подыгрыванием на детских музыкальных инструментах.

Текст потешки:

1. Ехал дедушка Егор, зацепился за забор – поломался!

2. На заборе сидит утка, у неё катар желудка – заболела!

3. А на крыше сидит кот, у него болит живот – он объелся!

4. Крикнул громко медный таз: «Я поеду на Кавказ!», – всех испугал!

III. Итог урока.

1. Беседа.

У.: Наш урок, в котором было много обычного и много необычного подходит к концу. Я его хочу закончить словами великого мечтателя, всем известного сказочника Ханса Кристиана Андерсена (Слайд №12 – портрет Г.Х.Андерсена), умевшего увидеть сказку в обычной капле воды или в бутылочном горлышке, в обычном фонаре или штопальной иголке.

Вот как он говорил (Слайд №13 – портрет Г.Х.Андерсена и текст):

«…Есть о чём говорить и рассказывать и в наше время, умей только взяться за дело! Черпай мысли, откуда захочешь – из трав и злаков зелёных, из стоячих и текучих вод! Но для этого нужно обладать даром разумения – уметь, как говориться, поймать солнечный луч!»

У.: Вот и мы будем продолжать развивать своё «разумение», вот и будем черпать мысли отовсюду, видя необычное в обычных предметах. А что нам это даёт, мы уже говорили в начале урока.

У.: Оценки сегодня тоже будут необычными.

Раздаю карточки в виде улыбки, а на обратной стороне – 5 слогов, например, «хе-хе-хе-хе-хе» или «хи-хи-хи-хи-хи». Изображение таких оценок изображено на слайде №14, который детям не надо показывать.

У.: Что вы сегодня получили?

Д.:…

У.: Конечно, у всех пятёрки, потому что потрудились мы сегодня на славу.

2. Прощальная попевка «Звенит звонок – окончен урок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Необычные азбуки" к уроку чтения (1 класс)

Презентация разработана к уроку чтения для учащихся 1 класса. с использованием  УМК "Планета знаний". Презентация разработана по произведению Саши Черного "Живая азбука". К каждой букве алфавита ...

Урок в 1 классе в условиях ФГОС

Презентация на педсовете...

календарно- тематическое планирование уроков ИЗО 1 класс "Школа России" ФГОС

Календарно- тематическое планирование уроков ИЗО составлено с учетом ФГОС 2 поколения. С характеристикой основной деятельности учащихся....

Технологическая карта урока математики 3 класс по стандартам ФГОС "Перспективная начальная школа"

Задачи урока: – актуализировать умения выполнять сложение и умножение в пределах 100. - совершенствовать умение определять способы умножения суммы на число и обосновывать своё мнение. – развитие вн...

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Необычное в обычном» Направление «общеинтеллектуальное» 4 класс

Актуальность. Актуальность программы обусловлена общественной необходимостью в поддержке в ребёнке любопытства и тяги к созиданию, творческого отношения к окружающей действительности, интереса к экспе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности практикум «Необычное в обычном» Направление «общеинтеллектуальное» 2 класс

Актуальность программы обусловлена общественной необходимостью в поддержке в ребёнке любопытства и тяги к созиданию, творческого отношения к окружающей действительности, интереса к экспериментаторству...