Рабочая программа по музыке 2-4 классов
рабочая программа по музыке (2, 3, 4 класс)

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части духовной культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.v.shkolyar_2-4_kl.rabochaya_programma.muzyka.doc344 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное искусство

 

                                     Пояснительная записка 

Класс – 2, количество часов по учебному плану всего - 34, в неделю - 1 час.

При организации изучения музыки, выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования руководствуюсь следующими документами:

  • стандарт общего образования по музыке;
  • примерные программы по музыке;
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по музыке.

        План составлен на основе концепции развивающего обучения, реализуемой на основании учебно-методического комплекса «Искусство слышать» И.В. Кадобновой, Л.В. Школяр, В.О. Усачевой, О.В. Кузьминой.

        

Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.

Содержание музыкального образования в начальной школе — это запечатленный в музыке духовный опыт человечества , в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

  • Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
  • Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
  • Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
  • Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.
  • Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше  представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре.

Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период — та музыка, которая может вызвать ответное чувство и душе ребенка именно в возрасте 6—11 лет.

В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыкальное искусство» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается на следующие принципы:

  • преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
  • возвышение ребенка до понимания философско-эсте- тической сущности искусства;
  • деятельностное освоение искусства;
  • моделирование художественно-творческого процесса.

В данной программе вокально-хоровое исполнительство

детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки выступают не как виды музыкальной деятельности, а рассматриваются в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем но отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности выдвигаются деятельность композитора, исполнителя, слушателя, которые представлены в неразрывном единстве, обьединенные восприятием музыки, эти ви-

ды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки.

Детское творчество в программе — это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребенка сводится к поиску «мелодических штампов». Под детским творчеством пони мается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученн ка, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее закон ченного результата, особенно на начальных этапах вхож дения в музыку.

Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле действительно пронизывает всю жизнь ребенка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.

Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живет музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.

  • Первая включает содержание, раскрывающее идею музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живет только в развитии и определенных формах.
  • Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне — рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.

Основные требования к уровню подготовки

учащихся 2 класса

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

  • проявлять устойчивый интерес к музыке;
  • проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;
  • приобретать навыки слушательской культуры;

решать учебные и практические задачи:

  • определять жанровые признаки;
  • характеризовать интонации по эмоционально-образному строю — лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;
  • называть запомнившиеся формы музыки;
  • определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен- Пятая симфония, Григ — «Пер Гюнт», Чайковский — Четвертая симфония) и напеть, продирижировать главные мотивы мелодии;
  • делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;
  • проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).

Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать не случайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.

Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей.

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка уч-ся, ч

Теоретическое обучение, часы

1

« Музыка в жизни»

               8

              8

2

«Музыка-искусство интонируемого смысла».

           

              10

             10

3

«Тема» и «Развитие» - жизнь художественного образа

               10

              10

4

«Развитие» как становление художественной формы.

               6

              6

итого

           

                34  

     

             34      

Тематическое планирование по дисциплине    «Музыкальное искусство» 2 класс

2 класс «Музыка» по программе В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр

Тема

Музыкальный материал для слушания

Музыка для исполнения

Домашнее задание

Примечания

Дата проведения

урока

                                             

                                            Всеобщее в жизни и в музыке(8ч.)

                                             1 четверть

1.Что общего в жизни и в музыке.

5 симфония Л.В.Бетховена (фрагмент)

Ж.Бизе «Кармен» (вступление к опере)

С.С.Прокофьев «Мимолётности»№1,5

Р.н.п «Во поле берёза стояла», Д.Кабалевский «Зачем нам выстроили дом?»

Популярные детские песни

Поразмышлять о всеобщем в жизни и музыке

Конкурс в течение года на лучшего исполнителя, слушателя, сочинителя музыки, на лучшую творческую работу по теме: «По следам Пера Гюнта»

«Музыка живая?», «Музыка и я», «Моё любимое произведение»

2. Песенность, танцевальность, маршевость

П.И.Чайковский «Сладкая грёза», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»

Работа над репертуаром

Р.н.п «Во поле берёза стояла»,Д.Кабалевский «Зачем нам выстроили дом?»

Популярные детские песни

Подбирать слова, отражающие содержание музыки

3. Раскрытие в музыке внутреннего мира человека

Э.Григ «Пер Гюнт»-пьесы из сюиты

Работа над репертуаром

Знать названия пьес

4. Раскрытие в музыке внутреннего мира человека

П.И.Чайковский «Сладкая грёза», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»

Э.Григ «Пер Гюнт»-пьесы из сюиты

Работа над репертуаром

Подбирать слова, отражающие содержание музыки

5. Раскрытие в музыке внутреннего мира человека

П.И.Чайковский «Сладкая грёза», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»

Э.Григ «Пер Гюнт»-пьесы из сюиты

Работа над репертуаром

Подбирать слова, отражающие содержание музыки

6.                                            Всеобщее в жизни и в музыке

П.И.Чайковский «Сладкая грёза», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»

Э.Григ «Пер Гюнт»-пьесы из сюиты

Работа над репертуаром

Повторить слова песен

7. Тест-викторина по теме «Всеобщее в жизни и в музыке»

Угадай мелодию

Конкурс на лучшее исполнение

Закрепить основные понятия и термины

Подведение итогов творческого конкурса

8. Урок-концерт

Любимые музыкальные произведения

Конкурс на лучшее исполнение

Подведение итогов творческого конкурса

                                                 2 четверть

                                     

                                          Музыка-искусство интонируемого смысла(10ч.)

1.Музыка-искусство интонируемого смысла

С.С. Прокофьев «Болтунья»

Р.н.п.  «Новогодние поздравления Овсени и Таусени,

«Котёнок и щенок» Популярные детские песни

Учиться распознавать интонации

Конкурс в течение года на лучшего исполнителя, слушателя, сочинителя музыки, на лучшую творческую работу по теме: «По следам Пера Гюнта»

«Живая музыка?», «Музыка и я», «Моё любимое произведение»

2.Интонация

С.В.Рахманинов «Вокализ», «Богородице, Дево, радуйся»

Работа над репертуаром:

Р.н.п.  «Новогодние поздравления Овсени и Таусени,

«Котёнок и щенок» Популярные детские песни

Выразительное чтение стихотворений

3.О чем говорит и что выражает музыка?

А.С.Даргомыжский романсы «Титулярный советник», «Старый капрал»

Работа над репертуаром

Распознавать интонации в музыке

4.Изобразительность в музыке

А.П.Бородин «Спящая княжна», «В монастыре»

Работа над репертуаром

Распознавать интонации в музыке

5.Интонация

Фрагмент из народного свадебного обряда («Рязанская свадьба») и из обряда заупокойной службы

Работа над репертуаром

Анализировать интонации в музыке

6.Очем говорит и что выражает музыка?

С.иТ.Никитины «Снег идёт»

Работа над репертуаром

Повторить термины и понятия

7.Тест –викторина по теме «Интонация»

Угадай мелодию

Конкурс на лучшее исполнение

Передать интонации в  собственном пении

Подведение итогов творческого конкурса

8.Урок-концерт

Конкурс на лучшее исполнение

Подведение итогов творческого конкурса

         3 четверть

                                                   

                                            Музыка-искусство интонируемого смысла (продолжение темы)

1.Музыка-искусство интонируемого смысла

М.И.Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»

Н.А.Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Р.н.п. «Мать Мария», «Добрая сказка» А.Пахмутова

Популярные детские песни

Повторить термины и понятия

Конкурс в течение года на лучшего исполнителя, слушателя, сочинителя музыки, на лучшую творческую работу по теме: «По следам Пера Гюнта»

«Живая музыка?», «Музыка и я», «Моё любимое произведение»

2.О чем говорит, что выражает, что изображает музыка?

И.О.Дунаевский увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта», «Весёлый ветер»

Работа над репертуаром: Р.н.п. «Мать Мария», «Добрая сказка» А.Пахмутова

Популярные детские песни

Распознавать интонации в музыке

                                           

                         

                               «Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа(10 ч)

3. «Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа

Ф.Шопен Полонез А-dur и «Юношеский» полонез g-moll, cis-moll, прелюдии №7,20

Работа над репертуаром

Поразмышлять над темой урока

4. «Живая» музыка

Р.Шуман фортепианные пьесы   «Порыв», «Отчего?»

Работа над репертуаром

Подобрать стихотворение, соответствующее настроению пьесы

5.  «Живая» музыка

К.Дебюсси «Ветер на равнине»

К.Сен-Санс «Аквариум»

Работа над репертуаром

Нарисовать рисунок

6.  Музыкальная речь

И.С.Бах Хоральные прелюдии Es- dur, f- moll

Работа над репертуаром

Подобрать иллюстрации к музыке

7. Всё растёт, всё изменяется

Ф.Шуберт «Форель»

Работа над репертуаром

Подобрать иллюстрации к музыке

8. Развитие в музыке

Э.Григ из сюиты «Пер Гюнт»

Работа над репертуаром

Повторить названия частей сюиты

9.Итоговый урок-викторина по теме развитие в музыке

Музыкальная викторина

Конкурс на лучшее исполнение

Повторить термины и понятия

Подведение итогов творческого конкурса

10.Урок-концерт

Любимые произведения

Конкурс на лучшее исполнение

Подведение итогов творческого конкурса

        

                                                     4 четверть

 1.«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа

М.И.Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»

Колыбельная песня,

«Разговор с кактусом»,

Популярные детские песни

Повторить слова песен

Конкурс в течение года на лучшего исполнителя, слушателя, сочинителя музыки, на лучшую творческую работу по теме: «По следам Пера Гюнта»

«Живая музыка?», «Музыка и я», «Моё любимое произведение»

 2.«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа

Н.А.Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Работа над репертуаром: Колыбельная песня,

«Разговор с кактусом»,

Популярные детские песни

Инсценировать песню

                         

                                «Развитие» как становление  художественной формы(6 ч)

 3.Развитие в музыке

Работа по пройденному в году музыкальному  материалу

Работа над репертуаром

Научиться различать особенности построения музыки

4.Простые музыкальные формы

Работа по пройденному в году музыкальному  материалу

Работа над репертуаром

Научиться различать особенности построения музыки

5.Простые музыкальные формы  

Работа по пройденному в году музыкальному  материалу

Работа над репертуаром

Научиться различать особенности построения музыки

6. Форма вариаций и рондо в музыке

Работа по пройденному в году музыкальному  материалу

Работа над репертуаром

Повторить

Понятия и термины

7.Итоговый тест по теме «Развитие как становление художественной формы»

Музыкальная викторина

Подведение итогов конкурса на лучшего исполнителя

Знать названия произведений

Подведение итогов творческого конкурса

8.Урок – концерт любимых произведений

Подведение итогов конкурса на лучшего слушателя музыки

Подведение итогов конкурса на лучшего исполнителя

Подведение итогов творческого конкурса

     

                                     Пояснительная записка

 

Класс – 3, количество часов по учебному плану всего - 34, в неделю - 1 час.

При организации изучения музыки, выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования руководствуюсь следующими документами:

  • стандарт общего образования по музыке;
  • примерные программы по музыке;
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по музыке.

        План составлен на основе концепции развивающего обучения, реализуемой на основании учебно-методического комплекса «Искусство слышать» И.В. Кадобновой, Л.В. Школяр, В.О. Усачевой, О.В. Кузьминой.

        

Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.

Содержание музыкального образования в начальной школе — это запечатленный в музыке духовный опыт человечества , в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

  • Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
  • Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
  • Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
  • Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.
  • Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше  представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре.

Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период — та музыка, которая может вызвать ответное чувство и душе ребенка именно в возрасте 6—11 лет.

В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыкальное искусство» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается на следующие принципы:

  • преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
  • возвышение ребенка до понимания философско-эсте- тической сущности искусства;
  • деятельностное освоение искусства;
  • моделирование художественно-творческого процесса.

В данной программе вокально-хоровое исполнительство

детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки выступают не как виды музыкальной деятельности, а рассматриваются в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем но отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности выдвигаются деятельность композитора, исполнителя, слушателя, которые представлены в неразрывном единстве, обьединенные восприятием музыки, эти ви-

ды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки.

Детское творчество в программе — это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребенка сводится к поиску «мелодических штампов». Под детским творчеством пони мается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученн ка, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее закон ченного результата, особенно на начальных этапах вхож дения в музыку.

Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле действительно пронизывает всю жизнь ребенка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.

Основная идея содержания третьего года обучения отражение истории и души народа в музыке России. Учитель в каждом регионе страны начнет занятия с музыки, бытующей в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая, как музыка исторически становилась универсальным среством общения, передачи духовных ценностей.

Раскрытие этой идеи начинается с уроков-монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие ее форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?» Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержатель ные линии.

  • Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства. Оно протекает как изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера.
  • Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность (в частности, на основе обработок народной

музыки) утверждается мысль, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» (М.И. Глинка).

Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира.

Основные требования к уровню подготовки

учащихся 3 класса

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

  • проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора, понимание синкретики народного творчества;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
  • сравнивать народную и профессиональную музыку;
  • свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
  • узнавать произведения, называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);
  • приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
  • различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;
  • самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.

Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.

  • Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН). синкретики народного творчества;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
  • сравнивать народную и профессиональную музыку;
  • свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
  • узнавать произведения, называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);
  • приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
  • различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;
  • самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.

Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.

Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).

1

«Характерные черты русской музыки»

               8

              8

2

«Народное музыкальное творчество-«энциклопедия» русской интонационности. Народная музыка Бурятии.

           

              12

             12

3

Истоки русского классического романса.

               6

              6

4

Композиторская музыка для церкви.

               2

              2

5

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской и бурятской музыкальной культуре.

               6

              6

итого

              34

              34

Тематическое планирование «Музыкальное искусство» 3 класс

3 класс «Музыка» В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр

Дата проведения урока

Тема

Материал для слушания

Домашнее задание

Примечания

             

                                           Характерные черты русской музыки(8ч.)

                                                                  1 четверть

1.Интонационно-образный язык  русской музыки

М.И.Глинка «Патриотическая песнь», хор «Славься»из оперы «Иван Сусанин», «Камаринская», «Вальс – фантазия», «Я помню чудное виденье», «Ноченька»

Знать слова гимна России

Подготовка творческих работ, конкурс на лучшего исполнителя, слушателя русской песни

2.Музыкальный портрет П.И.Чайковского

П.И.Чайковский финал 4 симфонии, «Средь шумного бала», «У камелька»,  «На тройке»

Найти общее в музыке

3.Музыкальный портрет М.П.Мусоргкого

М.П.Мусоргский»  «С няней», «В углу», «Средь шумного бала», сцены из оперы «Борис Годунов», «Богатырские ворота», «Гопак», «Трепак»

Найти общее в музыке

4.Интонационно-образный язык музыки русских композиторов

С.В.Рахманинов Фортепианный концерт ре минор, «Вокализ»

Найти общее в музыке

5.Музыкальная культура России

Н.А.Римский-Корсаков «Снегурочка» (ария Снегурочки, хор), «Садко»

Повторить понятия

6.Музыкальная культура России

А .П.Бородин «Богатырская симфония», «Князь Игорь»

Знать слова песен

7.Итоговый урок по теме: «Характерные черты русской музыки»

Музыкальная викторина

Термины и понятия

8.Урок-концерт

Подведение промежуточных итогов

        Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской  интонационности(12ч.)

                                                 2 четверть

1. Обрядовость - ведущее начало  русского и бурятского фольклора

Подлинные мелодии народных сказителей .

Драматизация песен

Подготовка творческих работ, конкурс на лучшего исполнителя, слушателя русской песни и бурятской.

2. Героика в  народном былинном эпосе

Народный былинный эпос. Были «Алёша Попович и Тугарин(Сокольник), «Ой по морю было по морюшку», «Садко и морской царь»,

Бурятский эпос «Гэсэр»

Нарисовать рисунок

3. Знаменный распев

Знаменные распевы, улигеры бурятские народные

Разыгрывание песен, распев.

4. Протяжная песня как особый интонационный склад русской и бурятской  музыки

«Как Иван-то ходит, бродит»,  «Ургэнхэн Баргуужан»

Выразите-льное исполне-ние песен

5. Частушки и страдания

«Частушки под язык», «Дудик-дудик», шуточные бурятские песни

Сочинить частушку

6. Танцевальные жанры

Плясовые «Камаринская», «Калинка»,хоровод «Во поле берёза», Бурятский ёхор, Тетерин наадан

Знать названия танцев

7.Урок- викторина по теме «        Народное музыкальное творчество

По теме четверти

Термины и понятия повторить

8.Урок –концерт

Подведение промежуточных итогов

                                                 3 четверть

1.Инструментальные плясовые наигрыши. Бурятские народные инструменты.

Русская плясовая «Калинка»,

Ёхор наадан.

Узнавать на слух жанры музыки

Подготовка творческих работ, конкурс на лучшего исполнителя, слушателя русской и бурятской песни

2.Обрядовые песни

«Не по погребу бочонок» обрядовые песни бурятского народа «Буубэйхэн» рождение ребенка

Узнавать на слух жанры музыки

3.Путешествие по страницам русской и бурятской музыки

Музыкальная викторина и игра

Узнавать на слух жанры музыки

4.Урок- тест

Узнавать на слух жанры музыки

                  Истоки русского классического романса(6ч)

5.Интонационная сфера городского  музицирования

Ковой-то нету,а мне больно жаль»,песни в исполнении Ф.Шаляпина «Ноченька», «Прощай радость, жизнь моя»

Знать стилевые особенности

6. Крестьянская песня и городской салонный романс

«Сидел Ваня», «Выхожу один я на дорогу», «Степь да степь кругом»

Знать стилевые особенности

7. Городская лирика (общепопулярная) и  старинный романс

«Коробейники», «Светит месяц», «Тонкая рябина», «Утро туманное», «Домик – крошечка»

Знать стилевые особенности

8. Урок-исследование:

взаимодействие музыки городского музицирования

Обзорно классический, старинный романс и песня

Повторить термины, понятия

9. Тест по теме, викторина

Музыкальная викторина

Знать слова песен

10.Урок - концерт

Подведение промежуточных итогов

                             

                                 Композиторская музыка (2ч.)

                                             4 четверть

1.Музыка для церкви как часть культуры России

П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя»

Сопоставить музыкальные образы

Конкурс  «Знаток русской      музыки».

2. Композиторская музыка

Исполнение композиторских произведений

Сопоставить музыкальные образы

 

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре(6ч.)

3. Обработки народных песен

Инструментальные плясовые наигрыши ,старинные бурятские песни в обработке «Энэ нугаара» .

Творческая работа

4.Композиторская музыка в русском стиле

Обзор музыкальной картины России

Творческая работа

5. Творческие работы по теме «Народная музыка»

Обзор музыкальной картины России и Бурятии

Творческая работа

6. Защита творческих работ

Обзор музыкальной картины России

Творческая работа

7. Итоговый тест по теме «Народная и профессионально-композиторская музыка в русской и бурятской  музыкальной культуре»,  викторина

Музыкальная викторина, итоги конкурса « Знаток – русской и бурятской     музыки»

Повторить понятия и термины

Подведение  итогов творческих конкурсов

8. Урок-концерт

     

                                     Пояснительная записка

 

Класс – 4, количество часов по учебному плану всего - 34, в неделю - 1 час.

При организации изучения музыки, выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования руководствуюсь следующими документами:

  • стандарт общего образования по музыке;
  • примерные программы по музыке;
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по музыке.

        План составлен на основе концепции развивающего обучения, реализуемой на основании учебно-методического комплекса «Искусство слышать» И.В. Кадобновой, Л.В. Школяр, В.О. Усачевой, О.В. Кузьминой.

 

Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.

Содержание музыкального образования в начальной школе — это запечатленный в музыке духовный опыт человечества , в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

  • Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
  • Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
  • Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
  • Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.
  • Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше  представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре.

Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период — та музыка, которая может вызвать ответное чувство и душе ребенка именно в возрасте 6—11 лет.

В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыкальное искусство» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается на следующие принципы:

  • преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
  • возвышение ребенка до понимания философско-эсте- тической сущности искусства;
  • деятельностное освоение искусства;
  • моделирование художественно-творческого процесса.

В данной программе вокально-хоровое исполнительство

детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки выступают не как виды музыкальной деятельности, а рассматриваются в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем но отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности выдвигаются деятельность композитора, исполнителя, слушателя, которые представлены в неразрывном единстве, обьединенные восприятием музыки, эти ви-

ды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки.

Детское творчество в программе — это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребенка сводится к поиску «мелодических штампов». Под детским творчеством пони мается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученн ка, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее закон ченного результата, особенно на начальных этапах вхож дения в музыку.

Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле действительно пронизывает всю жизнь ребенка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.

Основная идея содержания четвертого года обучения — развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как русская музыка «училась» у музыки других стран; чем  и как она «учила» зарубежную музыку.

Процесс взаимодействия прослеживается не только исторически и не только на уровне совпадений жанров  и форм музыкальных культур России и мира (европейской музыки в первую очередь), а акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и что обращение одного народа к музыке другого народа обогащает ее особыми чертами.

4 класс — итог начальной школы. На этом году обучения обобщается вся проблематика начальной школы — от родовых истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии; реализуется (проверяется как важнейший навык слушательской культуры) способность к содержательному анализу музыкального произведения.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

  • проявлять общую осведомленность о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;
  • проявлять интерес, определенные пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы,

любимые жанры, любимые исполнители — 2-3 примера);

  • мотивировать выбор той или иной музыки (что он «ищет в ней, чего ждет от нее);
  • ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении

в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);

  • понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;
  • выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально-художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от

начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).

Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.

Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).

4 класс «Музыка» В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр

Дата проведения

Тема

Материал для слушания

Домашнее задание

Примечания

                   

                          Многоцветие музыкальной картины мира(7ч.)

     1 четверть

1.Музыка стран мира:

Германии, Польши, Венгрии

Гимн России .И.С.Бах «токката и фуга ре минор»

Знать слова гимна России

2.Музыка стран мира: Испании, Норвегии, США

П -де Сарасате «Цыганские напевы», Испанская народная малагуэнья, дуэт гитар. Гершвин «Колыбельная»

Подготовка творческих работ: сообщений, исследований

3.Специфика музыкального высказывания

В.А.Моцарт «Фантазия ре минор», «Фантазия  до минор», «Весенняя песня», «Турецкий марш»,Л.В.Бетховен Симфония №3 «Героическая»,финал 9 симфонии

Наблюдение за развитием музыки разных композиторов

4.Взаимосвязь музыкального языка и национальной разговорной речи

Итальянские народные песни «Ты, моё солнце», «Санта Лючия»,Дж.Россини Увертюра к опере «Сорока -воровка»,Дж.Верди «Стретта Манрико» из оперы»Трубадур»

Сравнение стилей музыки разных композиторов

5.Особенности западно-европейской музыки

Ф.Шуберт Вальс си минор, песни, «Аве Мария», Ф.Шопен Мазурки, полонезы, прелюдии

Сравнение стилей музыки разных композиторов

6..Соотнесение особенностей западной и русской музыки

И Брамс «Венгерские танцы» и Н.А.Римский –Корсаков «Шехерезада»

Подготовка творческих работ: сообщений, исследований

7.Музыкальная картина мира-итоговый урок, викторина

По  изученным музыкальным произведениям

Подготовка творческих работ: сообщений, исследований

8.Урок –«Музыкальное турне»

По  изученным музыкальным произведениям

Защита творческих работ, сообщений

                       

                          Музыка мира сквозь «призму» русской классики(8ч)

      2 четверть

1. Музыка мира сквозь «призму» русской классики

А.П.Бородин «Хор половецких девушек» и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»

Наблюдение за развитием музыки разных композиторов

Подготовка творческих работ, сообщений

2.Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики

М.И.Глинка «Арагонская хота»,персидский хор из  оперы «Руслан и Людмила»

Наблюдение за развитием музыки разных композиторов

3.Путешествие в Италию

С.С.Прокофьев «Тарантелла»

Сравнение стилей музыки разных композиторов

4.Путешествие в Испанию

М.И.Глинка «Арагонская хота»,персидский хор из  оперы «Руслан и Людмила»

Сравнение стилей музыки разных композиторов

5.Путешествие в Японию

Д.Б.Кабалевский .Вариации на японскую песню»  «Вишенка»

Сравнение стилей музыки разных композиторов

6.Путешествие на Украину

«Веснянка», «Гопак»

Сравнение стилей музыки разных композиторов

7.Тест по теме, викторина

По  изученным музыкальным произведениям

Подготовка творческих работ: сообщений, исследований

8 .Урок - концерт

По  изученным музыкальным произведениям

Защита творческих работ, сообщений

3 четверть

                   1.Музыкальное общение без границ

М.Глинка «Жаворонок», «Ты, моё солнце» Ит.н.п

Подготовка творческих работ, сообщений

2.Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Беларусь, Украина

«Перепёлочка», «Лявониха»

Наблюдение за развитием музыки разных композиторов

3. Знакомство с музыкой ближнего зарубежья -Молдова, Казахстан, Балтия

«Молдавеняска», «Камаджай», «Вей, ветерок»

Наблюдение за развитием музыки разных композиторов

4.Музыкальные портреты выдающихся представителей зарубежных национальных музыкальных культур

А.И.Хачатурян «Русская пляска» из балета «Гаянэ»

Сравнение стилей музыки разных композиторов

5.Музыкальный салон как  форма музыкального представительства

Г.Гусейнли «Цыплята»

Сравнение стилей музыки разных композиторов

6. Музыкальный салон как  форма музыкального представительства

А.Г.Рубинштейн «Персидская песня» (в исполнении Ф.Шаляпина)

Сравнение стилей музыки разных композиторов

7. Музыкальный салон как  форма музыкального представительства

А.Александров «Нас много на шаре земном»

Подготовка творческих работ

8.Творческие работы

По  изученным музыкальным произведениям

Защита творческих работ, сообщений

9.Тест по теме, викторина

По  изученным музыкальным произведениям

Защита творческих работ, сообщений

10 .Урок - концерт

По  изученным музыкальным произведениям

Защита творческих работ, сообщений

                                         

                                         Искусство слышать музыку(9ч)

    4 четверть

1.Искусство слышать музыку

Обзор музыкальных произведений русских классиков

Подготовка творческих работ, сообщений

2.Произведения крупной формы, как этап развития музыкальной культуры человека  

Обзор музыкальных произведений Западной Европы

Сравнение стилей музыки разных композиторов

3.Русская опера

М.И Глинка «Руслан и Людмила»

Сравнение стилей музыки разных композиторов

4.Западная опера

В.А.Моцарт «Волшебная флейта»

Сравнение стилей музыки разных композиторов

5.Обобщение проблематики - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии

По  изученным музыкальным произведениям

Подготовка к защите творческих работ

6. .Обобщение проблематики - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии

По  изученным музыкальным произведениям

Защита творческих работ, сообщений

7.Защита творческих работ

По  изученным музыкальным произведениям

Повторить термины, понятия

8.Итоговый тест, викторина

По  изученным музыкальным произведениям

Защита творческих работ, сообщений

9. Защита творческих работ

По  изученным музыкальным произведениям

Знать слова песен

Защита творческих работ, сообщений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке ПНШ 1 класс

УМК "Перспективная начальная школа". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС (по Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В.)...

Рабочая программа по музыке для 1 класса, основанная на программе Критской, Сергеевой

Рабочая программа  по музыке для 1 класса по ФГОсу. Составлена на основе программы Критской, Сергеевой. Имеет приложение в виде тестов для контрольно-обобщающих уроков....

Рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Планета Знаний"

      Рабочая программа по музыке составлена на основе  Примерной основной  образовательной программы начального общего образования по музыке М.:АСТ Астрель, 2009 г.,...

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"...

Рабочая программа по музыке для 1 класса программа "Гармония"

Представлена рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Гармония"...

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XXI в"

       Рабочая программа по музыке для 2  класса составлена на основе:- федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования...