пояснительная записка
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

Брызгалова Лилия Шамильевна

пояснительная записка по музыке 3 класс по Савенковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelna_zapiska_po_muzyke.docx28.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа по музыке

Пояснительная записка.

     Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия ФГОС начального образования по предметным областям «Искусство. Музыка».

      Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самооценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребёнку познавать мир и самого себя в этом мире.

     Содержание музыкального образования в начальной школе- это запечатлённый в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций.

     Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

    Основные задачи уроков музыки:

1.Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека- творца.                                                                                                          2.Формирование у учащихся эмоционально- ценностного отношения к музыке. 3.Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта- человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.                                                                           4.Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.                                                                                                                               5.Овладени интонационно- образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.                 6.Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира. 7.Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.                                  8.Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.

     Достижение целей общего музыкального образования происходит через ключевых задач, личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.

      Предмет «Музыка» изучается в начальной школе 135 часов, из расчёта 1 час в неделю в каждом классе, а именно: в 1 классе-33часа, во 2-4 классах- по 35 часа в каждом классе.

     Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.

      Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

     Личностные результаты:

1.Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.                         2.Формирование основ национальных ценностей российского общества.             3.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии.    4.Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.  5.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.                          7.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.                                                                  8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей.                      9.Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Предметные результаты:

1.Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно- нравственном развитии.                                                                  2.Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусства и музыкальной деятельности.                                               3.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.                                                                                                       4.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций, исполнении вокально- хоровых произведений, в импровизации.

    Метапредметные результаты:

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.                                                                                  2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.      3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.                                                                           4.Формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.                           5.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.                        6.Использование знаково- символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.                                                                                                     7.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.                                                                                                                     8.Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с ауди-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. 9.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.                                                                         10.Осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.                                                11.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогии и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.  12.Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.                           13.Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                                                                                                          14.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.                                                                                                                                15.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».                             16.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.                       17.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).

    Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «незаменимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период,- та музыка, которая может вызвать ответственное чувство в душе ребёнка именно в возрасте 6-10 лет.

     В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества.

     С Учётом этого программа опирается на следующие принципы:

1)преподавание музыки в школе как живого образного искусства;                                  2)возвышение ребёнка до филосовско- эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального образования);                                       3)деятельностное освоение искусства;                                                                         4)проникновение в природу искусства и его закономерностей;                                    5)моделирование художественно-творческого процесса.

     В данной программе вокально- хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки рассматриваются не как виды музыкальной деятельности, а в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем по отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности в неразрывном единстве представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Объединённые восприятием музыки, эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки, развёртывания музыкально- художественной деятельности как целостного явления в единстве процесса и результата.

      Детское творчество в программе- это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребёнка сводится к поиску «мелодических штампов». Под детским творчеством понимается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученика, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее законченного результата, особенно на начальных этапах вхождения в музыку.

    Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле пронизывает всю жизнь ребёнка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;
  • усвоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • овладение способами музыкальной деятельности;
  • обогащение опыта музыкально- творческой деятельности.

 Весь учебно- воспитательный  процесс на уроке пронизывает опыт музыкально- творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально- хоровом исполнении, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, с жизнью.

     Специальное внимание в программе должно быть обращено на постижение музыки в ее взаимосвязях с другими искусства и жизнью.

Требования к уровню подготовки учащихся:

К концу обучения во 3 классе учащиеся способны:

  • проявлять устойчивый интерес к музыке;
  • проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;
  • приобретать навыки слушательской культуры;

решать учебные и практические задачи:

  • определять жанровые признаки;
  • характеризовать интонации по эмоционально- образному строю- лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;
  • называть запоминающиеся формы музыки;
  • определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например: Бетховен- Пятая симфония, Грин- «Пер Гюнт», Чайковский- Четвертая симфония) и напевать;
  • продирижировать главные мотивы, мелодии;
  • делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальными движениям;
  • проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

1.Закон РФ об образовании.

2.Программа коррекционно-развивающего обучения под ред.С.Г.Шевченко.

3.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

4Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством  образования и науки к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2009-2010уч.г.

5.Приказ УО и науки тамбовской области от 05.06.2009г№1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программ общего образования.

Литература и средства обучения:

Методическое пособие для учителя «Музыка» Л.В.Школяр, В.А.Школяр, В.О.Усачёва,- 2-е изд., дораб. И доп.- М.: Вентана- Граф, 2012

 «Искусство слышать» под ред. Д.Б.Кабалевского. Составитель Самигулина В.М., Издательство «Учитель» 2005г

Поурочные планы по учебнику»Музыкальное искусство» В.О.Усачевой, Л.В.Школяр.

Поурочные планы под научным руководством Д.Б.Кабалевского Авт.-сост. Т.С.Максимова.

Т.С.Максимова (авт.-сост.) под научным руководством Д.Б.Кабалевского «Музыка 1-4 классах»

Л.В.Михеева (авт.-сост) «166 биографий знаменитых композиторов» Издательство «Композитор» Санкт-Петербург,1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)

Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....

Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков

Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...

Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову

Календарно -  тематическое планирование составлено по литературным источникам:1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.2.Нечаев...

Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»

В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...

Пояснительная записка к ООП

Пояснительная записка к ООП...

Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии( труд) УМК"Гармония" 1 класс с учетом ФГОС...

Пояснительная записка к КТП по технологии.

Содержит развёрнутое пояснение к КТП по технологии для 3 класса по программе "Школа России"....