Урок музыки 4 кл Шуман
презентация к уроку по музыке (4 класс) по теме

Муравьева Татьяна Юрьевна

урок музыки 4 кл УМК "Планета знаний" НА КАРНАВАЛАХ. Роберт Шуман. «Карнавал». 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Сокольская средняя общеобразовательная школа

Сокольского района Нижегородской области

КОНСПЕКТ УРОКА  МУЗЫКИ  

В 4 КЛАССЕ

УМК «Планета знаний»

Тема: Роберт Шуман. «Карнавал».

Учитель начальных классов

Муравьева Т.Ю.

п. Сокольское

2014 г.

Урок 8. НА КАРНАВАЛАХ.

Роберт Шуман. «Карнавал».

Цель урока – знакомство учащихся с карнавалом как одной из традиционных форм бытования музыки и с образами карнавала в классической музыке.с отраженными в балете образами древнеславянской культуры. Развитие интереса учащихся к русской классической музыке как «зеркалу» истории России.

Этапы урока:

  1. Игровая ситуация путешествия с помощью волшебного музыкального глобуса в Венецию для участия в венецианском карнавале (с использованием иллюстративных материалов и подготовленных заранее карнавальных масок).
  2. Слушание и инсценирование отрывков из  произведений             Р. Шумана «Карнавал» - 20 марш и «Карнавал» - оп. 9.

Ход урока:

Слайд 1

Родина карнавала – Венеция. В официальные документы карнавал был занесен в 1094 году.

В старину во время карнавала богатые венецианские вельможи веселились в роскошных дворцах, а простой люд – на улицах и площадях. Повсеместно выступали уличные актеры и музыканты, разыгрывались смешные сценки и представления.

Герои Венецианского карнавала – это Арлекин, Пьеро, Коломбина, великаны и карлики, кавалеры, наряженные дамами, и девушки в мужских костюмах.

Слайд 2

В наши дни карнавал в Венеции длится около двух недель. На городских площадях устраиваются «исторические» концерты, фейерверки и танцы. В театрах ставятся спектакли на тему карнавала. Венецианский карнавал 2014 проходил с 21.02.14 по 05.03.14.

Слайд 3

Роберт Александр Шуман (1810-1856)

«Разум ошибается, чувство - никогда»,- говорил Шуман.

    Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в саксонском городке Цвиккау. Отец его, Август Шуман, владел издательством, выпускавшим книги карманного формата. Дела Шумана старшего шли успешно.

    В шесть лет Шумана отдали в частную школ у Дёнера, семи лет он стал учеником известного органиста Иоганна Кунтша, а уже в 1819 году, побывав вместе с отцом на концерте пианиста-виртуоза Игнаца Мошелеса, маленький Роберт принял решение стать профессиональным музыкантом. Тогда родители только улыбнулись в ответ. Они прочили сыну совсем другую будущность и не могли предположить, что музыка станет для него чем-то большим, чем просто детское увлечение. Пока же родители одобряли увлечение Роберта. Август Шуман, желая сделать приятное своему баловню (Роберт был младшим в семье), приглашал в дом музыкантов-любителей.

   В шестнадцать он со страстью пишет стихи (а также романы и трагедии).

   Юность композитора была омрачена двумя тяжелыми потерями – сначала умер его отец, а затем, вследствие долгой психической болезни, скончалась сестра. Первое столь близкое столкновение со смертью легло непосильным грузом на плечи впечатлительного, всегда готового впасть в отчаяние Шумана. Возможно, в смерти сестры он увидел еще и своеобразное предостережение себе самому (известно, что композитор всю жизнь боялся сойти с ума).

   Оставаться в осиротевшем родном доме Шуману было невыносимо. Утешения он искал в поездках, много путешествуя по немецким городам. А в 1828 году юноша поступил на юридический факультет Лейпцигского университета. Юриспруденция не привлекала его, казалась ему слишком «низменной материей». С куда большим рвением он предавался занятиям совсем другого рода - много общался с музыкантами, брал уроки игры на фортепиано. Но в 1832 году ему пришлось отказаться от мечты стать пианистом виртуозом. Желая достичь совершенства в игре на фортепиано, он сконструировал особое приспособление для тренировки безымянного, самого слабого, пальца и «разрабатывал» его, пока не изувечил. Правая рука оказалась практически парализованной. О публичных выступлениях теперь нечего было и думать.

   В 1830 году Шуман бросил университет и стал домашним учителем. Примерно в это же время он становится автором почтенной «Всеобщей музыкальной газеты». Сотрудничество продолжалось недолго. После восторженной публикации о неизвестном тогда Шопене, Шуман был уволен.

   В результате музыкант основал «Новый музыкальный журнал». Композитор был весьма чутким музыкальным критиком. Журнальная деятельность, впрочем, не помешала ему писать музыку. Именно в 1830-е годы он создал свои лучшие фортепианные циклы.

   Слайд 4

В 1840 году Роберт Шуман женился на Кларе Вик, очень одаренной пианистке. Клара родила Шуману восьмерых детей, однако не оставила музыкальной карьеры. Муж был ей предан и буквально оживал в ее присутствии, когда же Клара уезжала на гастроли, впадал в депрессию и много пил.

   В 1840 году он пишет свои лучшие песенные циклы, в 1841-м - четыре крупных симфонических произведения, в 1842-м – несколько квартетов и квинтетов. Шуманы много гастролируют (так, в 1844 году они побывали даже в России, хотя здесь большая часть лавров досталась Кларе, а не Шуману). Но уже и в эти, казалось бы, безоблачные годы начинает давать о себе знать тяжелое психическое расстройство, сведшее, в конце концов, музыканта в могилу. Временами Шуман становится замкнутым, раздражительным. Только Клара может удержать его от необдуманных поступков. Композитору становится все труднее общаться с людьми.

   Слайд 5

В 1843 году он пытается вести в консерватории Лейпцига классы композиции и чтения партитур, но преподавательская деятельность мучительна для него, и он с отвращением оставляет ее. В 1844 году он прекращает работу в своем журнале.

   Шуманы в поисках уединения переезжают в Дрезден. Но и здесь психическое состояние композитора продолжает ухудшаться. Через несколько лет Роберт Шуман в последний раз пробует «включиться» в общественную жизнь – становится дирижером городского оркестра в Дюссельдорфе. Но взаимопонимания с оркестрантами Шуману достичь не удается, и он вновь оказывается в одиночестве.

   В начале 1854 года он пытается покончить с собой. В состоянии умопомешательства Шуман пытался утопиться в Рейне. Его спасают, но душевное здоровье к нему больше не возвращается. 29 июля 1856 года композитор умирает в частной клинике для душевнобольных.

   

Слайд 6

Шуман был тонким интеллектуалом, обладающим пылкой и упрямой натурой. Не только даром, но и крестом стали для Шумана его душевная чуткость и отзывчивость ко всему возвышенному.

Слушание и инсенирование отрывков из  произведений Р. Шумана «Карнавал» - 20 марш и «Карнавал» - оп. 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в III классе. Тема урока: «Русская народная музыка».

IIIкласс. Тема урока: «Русская народная музыка».Тип урока: урок-этюд.Цель. Развитие интереса и уважения к своим национальным истокам.Задачи:Закрепить знания учащихся по теме на примере русских н...

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...

Урок музыки "Музыка вокруг нас. Музыка осени."

Разработка содержит технологическую карту урока и презентацию. На уроке подразумевается разучиваение с обучающимися песни "Скворушка прощается"...