Формирование толерантности во внеурочной деятельности.
методическая разработка по музыке на тему

Кульбицкая Олеся Олеговна

Реализация учебно-воспитательного процесса должна осуществляться в тесной и неразрывной связи с формированием толерантности, как основы гражданского общества.Для выполнения поставленной цели в школе должен строиться процесс социализации ребенка через разработку и практическое воплощение модели толерантного воспитания личности, которой присущи терпимость, понимание и принятие другого, необходимые для осознания подростком своей роли и значимости в социуме. Через всестороннее развитие социальных взаимодействий расширяется представления подростка о социальных явлениях, накапливается опыт взаимодействия с представителями различных социумов. Современная школа позволяет сформировать социальные компетенции детей через реализацию механизмов социального партнерства, моделирование социоигровых ситуаций и стимулирование социальных инициатив. Опираясь на приоритеты развития образования, целесообразно представлять школу как коммуникативное единство образовательного пространства, в рамках которого формируются не только знания в различных предметных областях, но и социальный опыт, основанный на межкультурном взаимодействий. При оценке сформированности толерантности целесообразно использовать критерий психофизического здоровья учащегося-подростка, выраженный через уровень тревожности, агрессии. Чем большее число педагогов по различным учебным дисциплинам работают с использованием социально-педагогических технологий, тем большее число учащихся положительно адаптируются в школьном, а значит и окружающем ребенка социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_dlya_sayta.odt23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разрабатывая программу внеурочной деятельности в данном смысловом ключе, необходимо определить ведущее место воспитанию толерантности.

Изложенные выше принципы находят отражение в содержании, формах, методах и приемах воспитания толерантности личности.

Если предстоит создание узкопрофильной программы внеурочной деятельности, основой которой послужит музыкальное искусство, то нелишним будет включить в неё следующие темы:

Возможные темы

Характеристика видов деятельности

Доброта начинается с детства

Становление позиции по формированию важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; определение сходств и различий музыки разных народов; сопоставление разных точек зрения и обоснование своей позиции.

Устное народное творчество. Истоки возникновения музыкального фольклора. Старинные попевки.

Слушание музыкальных лирических сцен. Разучивание попевок. Звукоимитация. внеаудиторное занятие, предусматривающее посещение выставок, музеев, концертов ДШИ.

Отечественные народные музыкальные традиции, праздники и обряды.

Беседа, разучивание попевок, закличек, постановка мини-сцен.

Музыкальные традиции, праздники, обряды других народов.

Беседа, разучивание попевок, закличек, постановка мини-сцен, возможно внеаудиторное занятие, предусматривающее посещение выставок, музеев, концертов ДШИ. Моделирование костюмов разных народов с привлечением родителей

Народная песня. Её разновидности

Слушание, разучивание, исполнение в движении.

Народный танец. Разновидности танцев отдельно взятого народа.

Просмотр, разучивание простейших движений, возможно внеаудиторное занятие, предусматривающее посещение выставок, музеев, концертов ДШИ.

Русские народные инструменты.

Слушание. Приобретение первых навыков игры на шумовых народных инструментах, танцы, игры, подпевание, импровизация, возможно внеаудиторное занятие, предусматривающее посещение выставок, музеев, концертов ДШИ.

Музыкальные инструменты различных народов.

Слушание. Приобретение первых навыков игры на шумовых народных инструментах, танцы, игры, подпевание, импровизация, возможно внеаудиторное занятие, предусматривающее посещение выставок, музеев, концертов ДШИ.

Вместе сочиняем частушки.

Игры, танцы, сочинение «современных» частушек.

Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды.

Разучить несколько наиболее известных игр народов, населяющих нашу страну.

Связь поколений

Тематические беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

Мой край родной

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, знакомство с музыкой композиторов нашего края, нашей страны.

Народные сказки о музыке и музыкальных инструментах.

Пение песен народов мира, чтение или просмотр сказок народов мира, инсценировка.

Религии народов, населяющих нашу страну.

Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества. Приобщение к законам музыкального искусства; опыт творческой деятельности.

Композиторы-песенники нашего времени.

И.О.Дунаевский – основоположник отечественной эстрадной музыки. М.Дунаевский – легенда в современной музыке. А. Пахмутова – композитор- патриот. Творчество Е. Крылатова в кинематографе. Марк Минков и «детские мульфильмы». Образ России, природы в песнях Ю. Чичкова. Прекрасный творческий союз А. Зацепина, Л. Дербенева и Ю. Энтина. Просмотр презентаций и видеофильмов о композиторах - песенниках.

Песни военных лет.

Просмотр видеофильмов о Великой Отечественной войне. Фронтовые песни. Песни послевоенных лет (Д. Тухманов, М.Таривердиев, Д. Шостакович, С. Прокофьев и др). Песни о героях наших дней. Просмотр презентаций о творчестве композиторов и исполнителей (В.Высоцкого, О. Газманова, Я. Френкеля, А. Новикова и др.)

Что такое «народная культура”?

Речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи). Развитие восприятия, произвольного внимания, речи, мышления.

Кем я хочу стать или на кого хочу быть похожим?

Дифференциация добрых поступков ; мотивировка добрых поступков; тренировка в употреблении слов, выражающих доброе отношение к людям, природе; планирование группового сотрудничества. Пение песен о разных профессиях.

Учи свое сердце доброте.

Осознание собственных нравственных позиций; управление произвольностью внимания; целенаправленное слушание музыки ; общение с выполнением этических норм.

Игры разных народов мира.

Мотивировка добрых поступков; тренировка в употреблении слов, выражающих доброе отношение к людям, природе; планирование группового сотрудничества; разучивание игр.

Компетентность педагога в данном вопросе позволит не только развивать толерантное сознание у учащихся, но также будут содействовать ему в решении собственных личностных и профессиональных проблем.

Толерантность - ценность, необходимая для достижения мира, это минимальное требование к общественным отношениям не допускать насилия и принуждения. Развитие толерантности и правовой культуры - важнейшая точка пересечения интересов общества и школы. Такое партнерство стратегически работает на развитие гражданского общества. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств. Речь идет о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД во внеурочной деятельности групп продлённого дня

Статья по формированию УУД для воспитателей ГПД....

Формирование УУД через внеурочную деятельность.

   Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов.Совершенно очевидно. что жесткой градауии по формированию определенного вида ...

"Формирование УУД во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

Изменившиеся условия жизни нашего общества ставят перед школой, перед учителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца.Именно поэтому новый Федеральный государственный обра...

Формирование УУД во внеурочной деятельности

Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).Начальное образование сегодня, это фундамент...

дидактическая игра как средство формирования УУД во внеурочной деятельности

дидактическая игра как средство формирования УУД во внеурочной деятельности...

Выступление на РМО "Формирование УУД во внеурочной деятельности

Система воспитательной работы в нач классах...