Выступление на РМО "Формирование УУД во внеурочной деятельности
методическая разработка на тему
Система воспитательной работы в нач классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО
Тоцкого района
Тема:
«Формирование УУД во внеурочной деятельности».
Учитель начальных классов
ДавыденкоР.В.
2015г.
« Не для школы, для жизни учимся» ( латинское изречение)
«Главной задачей образования является производство компетентных людей – людей которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и … чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении сей своей жизни» ( американский ученый Малкольм Ноулз)
Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Нам необходимо создать условия для проявления и развития различных способностей, специальную систему поддержки талантливых учеников, расширять систему олимпиад, конкурсов, соревнований и т.д.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения является преемником многих идей, реализованных в предшествующих образовательных программах. Несомненными его отличиями являются: особое внимание к освоению образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования. Кроме этого, значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входят привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это, в свою очередь, означает возрастание роли внеурочной работы, в рамках которой создаются дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого.
В материалах по ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:
-расширение общекультурного кругозора;
-формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
-включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
-формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
-участие в общественно значимых делах;
-помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
-создание пространства для межличностного и межвозрастного пространства.
Наша задача создать пространство детства в школе, возможность ребенку сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика – на роль ребенка; подростка – на спортсмена, художника, актера и т.п. Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования и внеклассной работы появляется реальная возможность расширить круг общения как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знает о учебных успехах и неудачах.
внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, КТД, беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, конкурсами, фестивалями т.п.
Всякий коллектив сплачивают единые цели и деятельность, поэтому каждый месяц имеет ключевую тему, соответствие разработанной и утвержденной нами программе, КТД. Все это объединяет школу на месяц по решению определенных задач, хотя каждый класс делает на своем возрастном уровне. Получается за год 9 больших блоков, это месячники, тематические недели, интеллектуальные марафоны.
Например, сентябрь очень важен для установления нормальных отношений среди учащихся: в классах появляются новые ученики, многие ребята могут измениться за лето и в положительную сторону, и наоборот. Среди наших учеников много детей из соседних сел - Амерханово, Сайфутдиново, Преображенка, Саиновка. Поэтому очень важен период адаптации детей, которые с 1 класса вынуждены каждый день приезжать в другую школу. Ведь именно среди своих сверстников ребенок занимает свое определенное место, проявляет свои главные качества. Поэтому ключевой темой начала учебного года мы определили тему: «Я среди людей. Мир вокруг меня».
Наши педагоги уверены в том, что школа диалога культур способна не только решить проблему использования национальных ценностей как средства объединения детей на уровне человеческого эмоционально-насыщенного общения, но и раскрыть перед каждым из них возможности внесения своего вклада в укрепление и обогащение этих ценностей.
Культура межнационального общения невозможна без сформированности у субъектов воспитательного процесса такого качества личности, как толерантность, представляющая проявление отношений человека к другим людям, это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Мы хотим, чтоб ученики поняли: толерантность - это часть культуры человека XXI века. В воспитании толерантности прослеживается цепочка: семья – школа – село – страна.
В сентябре дается старт месячнику помощи пожилым людям «Дорогие мои старики» (1.09-1.10)
Весело и активно проходит вместе с родителями традиционный праздник «Золотая Осень».
Команды соревнуются в «конкурсе букетов», «Осенних блюд», «Художественных номеров».
Творчески подходят школьники к месячнику по озеленению школы «Сделаем наш дом уютней».
В 1-4 классах проводится праздник «Посвящение в школьники». На нем ребята знакомятся, учатся общаться, играют, соревнуются.
Именно в коллективе личность выходит на процессы «самости»: самоопределяется, самореализуется, самосовершенствуется.
Поэтому ключевой темой октября становится « Я познаю себя»: ведь мы понимаем, что ребенок развивает, воспитывает, строит себя сам; он достигает того, на что достает его собственных сил и своевременной помощи извне. Вот в этой своевременной помощи извне и заключается дело воспитания.
Наши педагоги понимают, что для обеспечения воспитательного процесса новыми технологиями работы с учениками принципиально важно использовать методы и формы работы, положительно влияющие на развитие личности каждого ученика, которые в центр всей образовательной системы ставят личность ученика, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Главной целью становится разностороннее, свободное и творческое развитие учащегося, формирование у него положительной « Я» - концепции. Нам близок социокультурологический подход к воспитанию, разработанный Н.Е. Щурковой и рассматриващий воспитание как «питание человека всеми достижениями человеческой культуры». Воспитание – это постоянное восхождение к культуре и воссоздание культуры. Цель воспитания – формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, не уничтожая в нем свободы проявления собственного «Я», черт индивидуальности. Таким образом, программа воспитания – это своеобразный алгоритм педагогического мышления: норма – человек – «Я» - общество – жизнь, достойная человека.
Поэтому интересно проходит праздник «Нашим учителям посвящается». Ребята демонстрируют свои таланты, придумывают конкурсы, рисуют поздравительные газеты, удивляют юмористическими грамотами учителям.
Проводимый в октябре интеллектуальный марафон « Умники и умницы» дает возможность каждому ученику творчески проявить себя, иногда с самой неожиданной стороны. Также и заседания пресс-клуба «Ступени»: выпуск классной газеты «Кто Я», рукописных книг «По ступенькам мудрости», « С нами не соскучишься», «Наша классная семья».
Ключевая тема ноября – «Здесь родины моей начало…»
Любовь к Родине, патриотизм начинается с любви к близким, к дому, к школе. Вот почему гражданско-патриотическое воспитание в школе имеет четко обозначенную линию: семья - школа – родное село – родная страна.
По традиции в ноябре мы проводим конкурс инсценирования патриотической песни «Песня в истории моей страны». При инсценировании песни используются свои плакаты, рисунки, возможности медиа проектора, кадры военных лет, но самое главное – от души спеть песню. Ребята стараются узнать историю создания песни, обращаются за помощью к родителям, педагогам музыкальной школы.
Гордостью нашей школы и односельчан является школьный комплексный краеведческий музей, без экскурсии в который не обходится ни одно значимое мероприятие. Посещая музей, ребята узнают, что село основано в 1830 году переселенцами из Курской, Воронежской и Харьковской, Полтавской губерний. Поэтому жители села имеют и украинские, и русские корни. Первым переселенцам казалось, что это идеальное место указал им сам Бог, отсюда и название села – Богдановка.
Богом данная земля привлекала многих, поэтому рядом с селом чуть позже обосновались представители других наций: Амерханово, Сайфутдиново. Перемещалось население сел, стали они многонациональными. Однако каждая нация пытается, пусть даже по крупинке, возродить свой язык, культуру, сохранить и вспомнить обычаи, традиции, обряды.
Так же мы празднуем Праздник Белых Журавлей, предложенный поэтом Расулом Гамзатовым, - праздник Памяти и Поэзии. Каждый класс рисуют герб, читают стихи, вспоминают погибших на войне.
Ключевая тема декабря – « Во мне взрослеет гражданин». Именно в декабре по традиции в школе мы проводим неделю правовых знаний (10 декабря – Международный день прав человека, 12 декабря – день Конституции РФ). В начальных классах проходят классные часы по правилам дорожного движения, о правах ребенка и правилах безопасности Знакомим ребят с мемориальными досками на стене школы в честь выпускников школы – Героя Советского Союза Арендаренко И.И. и Героя Социалистического Труда Мохунова Г.А. Судьбы наших выпускников-героев служат примером для молодых, что в жизни можно заслужить признание народа и трудовыми, и боевыми успехами. В декабре мы торжественно принимаем первоклассников в «Светлячки» Так как в школе работает пионерская дружина им А. Матросова. Для детей проводится праздничная программа с героями сказок. Сказочные персонажи знакомят ребят с символами детского объединения: девизом, заповедями, песней-гимном. В конце праздника всем первоклассникам вручается паспорт «Светлячков».
В декабре открывается мастерская Деда Мороза: ребята рисуют газеты, украшают окна, придумывают карнавальные костюмы. Фантазиям
искрометным идеям нет предела. Поэтому новогодний утренник «Путешествие в сказочную страну» проходит интересно и весело.
Ключевая тема января - « В союзе с красотой» реализуется в рамках разработанной в школе программы «В мире прекрасного». Традиционным стало в нашей школе проведение в январе « Недели искусства». Каждый день недели происходит что-то интересное и познавательное: проводятся викторины по искусству, конкурс «Умницы и умники», конкурсы рисунков. Всю неделю в библиотеке для ребят проводятся выставки книг по искусству и репродукции картин «Художники разных эпох».
С большим успехом в начальных классах проходит праздник «Прощай, Азбука» на котором ребята совершают увлекательное путешествие по страницам своей первой учебной книги. Первоклассники с огромным желанием учувствуют в конкурсах по страницам своей первой учебной книги. Первоклассники с огромным желанием участвуют в конкурсах, читают стихи, слушают песни, участвуют в викторине «Азбука научила нас дружить!» Вместе ребята демонстрируют знания букв, слогов и слов, проявляют смекалку и внимательность. Библиотекарь Зенина Татьяна Егоровна рассказывает, что в школе есть место, где всегда найдется интересная книга. Праздник получается легким, задорным, познавательным, чем и нравится всем ребятам.
Ключевая тема февраля «Растим патриотов». На первой недели ребята начальной школы учувствуют в концерте ко «Дню родной школы». Ребята ответственно готовятся к смотру строя и песни, посвященному Дню Защитника Отечества: разучивают девиз, речёвку, песню. Активно проходит строевая подготовка. Здесь очень важно плечо друга, взаимопонимание, взаимоподдержка.
В феврале проходят сборы, посвящённые героям-антифашистам и встречи с ветеранами Вов и ветеранами-интернационалистами.
Большую роль в воспитательной системе мы отводим работе с семьей. Ключевая тема марта - «Моя будущая семья». Взаимодействие с родителями в нашей школе носит характер «встречного» движения, что помогает избегать конфликтов между школой и родителями. Программа « Семья» дает возможность для реализации дополнительных возможностей сотрудничества семьи и школы в условиях профильной школы. Родители участвуют в проведении классных часов, походах, спортивных и творческих мероприятиях. Работает семейный клуб «Ладушка», где дети узнают о семейных традициях, ценностях и увлечениях.
.
К концерту учащихся «Праздник наших мам и дам» ребята готовят фотоколлажи по классам « Мамы наши любимые», « Когда мой папа был солдат».
Очень тактично и ненавязчиво предлагают педагоги школы возможности продемонстрировать свою культуру для учеников различных национальностей. Это классные часы «Расскажи мне о себе», рассказ о поездке на каникулах на свою историческую родину, подготовка докладов и рефератов на НОУ по темам, содержащим сведения о культуре своего народа: «Татарская национальная кухня», «Популярные песни и частушки жителей села Богдановки», «Оренбургский пуховый платок».
.
.
Ключевая тема апреля «Наше здоровье в наших руках». В апреле проходит месячник, посвящённый дню здоровья. Проводятся любимые детьми Веселые старты.
Традиционной становится акция «Украсим наш школьный двор», в рамках которой проводим конкурс на лучшую клумбу. Итоги этого конкурса объявляются1 сентября на Линейке. В этом году наш 3 класс получил 1 место за свою клумбу и приз – настенные часы. Клумбы, конечно, помогали делать наши родители: вырезали из баллонов поделки, приносили землю, красили. Так же проводим экологический субботник во дворе школы и возле памятника.
Ключевая тема мая: «Вот и стали мы на год взрослее». 9 мая под эгидой Вахта Памяти проводилась акция «Бессмертный полк». Жители села Богдановка вышли с портретами фронтовиков, чтобы почтить их память. Дети гордо и мужественно держали плакаты своих дедов и прадедов, неся в сердце подвиги своих героев. После митинга бабушки подходили и благодарили учителей за большую проделанную работу. Подготовка к акции в этом году началась раньше обычного, так как хотелось сделать акцию полной и понятной, привлечь как можно больше фронтовиков, не потому что важно было именно количество, а чтобы донести информацию об этой акции до тех, кто о ней еще не знал. Мы также изготавливали сами стенды. Фотографии форматировали, увеличивали, обрабатывали. На сайте Подвиг народа искали информацию о наградах, если у близких такая информация не сохранилась. Изображение разных наград располагали рядом с данными фотографии. Движение «Бессметного полка» началось от порога школы до памятника «Вечного огня». Наши ребята принимали участие в областном конкурсе сочинений «Письмо потомка: Что я знаю о войне?» и заняли призовые места. На классных часах прошло обсуждение сочинений. Каждый ребенок с гордостью рассказывал о подвиге прадедушки.
На День детства у нас проводится праздник «Все мы на планете - Солнышкины дети». Начинается он традиционно с построения всей дружины на торжественную линейку и сдачи рапортов командиров отрядов. Затем проходит отчет всех министров школьного правительства и концерт. На празднике объявляются победители конкурсов «Лучший класс года» и «Лучший ученик года». В этом году наш 1 класс занял 1 место в этом конкурсе. А лучшим учеником стал Глущенко Олег.
В мае проводим экскурсии и походы по изучению родного края. Ребята ждут их с нетерпением.
Ожидаемые результаты:
-рост общей активности школьников при проведении школьных дел
-повышение познавательного интереса у учащихся
-повышение качества образования школьников
-повышение результативности участия в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях
-осознанный выбор профессии
-повышение уровня воспитанности, уровня развития коммуникативных навыков, организаторских способностей (укрепление сотрудничества учителей, учащихся и родителей)
-развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Чем должны руководствоваться мы, учителя, для выполнения этих задач и достижения этих результатов?
Прежде всего, мы должны помнить следующие правила:
1.Главным есть не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2.На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3.Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
4.Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5.Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот , кто использует на практике.
6.Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7.Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем.
8.Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
9.Поощряйте исследовательскую работу учеников.
10.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Все эти правила касаются всего учебно-воспитательного процесса: основного образования, дополнительного образования и внеурочной внеклассной деятельности.
По словам Герберта Спенсера (англ. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования – это не знания, а действия».
«Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» ( Л.Н.Толстой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-139513-1352318792.jpg)
Презентация к выступлению на вебинаре на тему: "Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка"
В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учр...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-141163-1352543662.jpg)
Выступление на пед. совете,2012, внеурочная деятельность.
Выступление на пед. совете,2012, внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-384557-1389936483.jpg)
Выступление по теме "Модель организации внеурочной деятельности обучающихся"
Выступление на семинаре...
Статья для выступления на педагогическом совете "Организация внеурочной деятельности в начальной школе" (декабрь 2014 год)
"Целью данной работы является раскрытие смысла внеурочной деятельности в школе, знакомство коллег с направлениями этой работы....
Статья для выступления на педагогическом совете "Организация внеурочной деятельности в начальной школе" (декабрь 2014 год)
Цель работы: знакомство коллег с работой по данному направлению....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/21/picture-128392-1350770711.jpg)
Выступление на городском семинаре. Система внеурочной деятельности младшего школьника при реализации ФГОС НОО.
Настоящее...будущее и прошлое......