Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Музыки" 2 класс. ФГОС
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:

  1. пояснительную записку;
  2. учебно-тематический план изучения предмета;
  3. содержание программы;
  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  5. систему оценки достижения планируемых результатов освоения предмета;
  6. планируемых результатов освоения предмета;
  7. описание материально – технического обеспечения образовательного процесса;
  8. календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muz.doc293 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                          02.20

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЙБЫШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 «Рассмотрено»                                                                            «Утверждаю»

на заседании                                                                                 Директор школы:

педагогического совета                                                               Калюжная К.К.____

школы                                                                                            Приказ № 43

Протокол № 9        от 31.08.2015

от 29.08.2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Искусство» (музыка)

 (УМК «Школа России»)

2 класс

                                                               Составитель рабочей учебной программы:

                                                               Радченкова Тамара Ивановна,

                                                               учитель начальных классов, ВКК,

                                                               МКОУ Куйбышевская ООШ

х. Индычий  

 2015

        Рабочая программа по предмету «Искусство» (музыка) представляет собой целостный документ, включающий 8 разделов:

1. пояснительная записка;

2. учебно – тематический план изучения предмета;

3. содержание программы;

4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5. система оценки достижения планируемых результатов освоения

    предмета;

6. планируемые результаты  освоения предмета;

7. описание материально – технического обеспечения образовательного  

    процесса;

8. календарно – тематическое  планирование.

  1. Пояснительная записка

               Программа по музыке для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по музыке, завершённой предметной линии учебников «Музыка», авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.  (УМК «Школа России»).

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказа Минобр науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (ред. Приказов Минобр науки России от 26.11.2010 № 124, от 22.09.2011 № 2357).
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (начальная школа) (М. Просвещение, 2011).
  • Приказа Департамента образования, науки и  молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.02.2011г. № 197-76 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные

программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011-2012 учебный год».

  • Письма МОиН РФ от 16.08.10г №03-48 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования».
  • Письма МОиН РФ от 10.02.11г №03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
  • Учебного плана МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области на 2015-2016 учебный год

Цели и задачи изучения курса

      Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования:

• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;

• воспитание  эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;

• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

•  обогащение  знаний о музыкальном искусстве;  овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов

  • Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • Метод эмоциональной драматургии;
  • Метод создания «композиций»;
  • Метод игры;
  • Метод художественного контекста.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

В качестве форм промежуточного  и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное автором.

Основные виды учебной деятельности школьников

  • Слушание музыки.  
  • Пение.  
  • Инструментальное музицирование.
  • Музыкально-пластическое движение.
  • Драматизация музыкальных произведений.

Формы организации учебного процесса. Для реализации программы используются следующие педагогические технологии:

  • информационно – коммуникативные технологии;
  • объяснительно- иллюстративное обучение;
  • игровая;
  • проблемно- поисковая;
  • личностно-ориентированная;
  • здоровьесберегающая.

Основной формой организации учебно- воспитательного процесса  является урок. Широко применяются следующие типы уроков:

  • урок изучение нового материала;
  • урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • комбинированный урок;
  • урок-практикум;
  • урок-исследование;
  • урок контроля умений и навыков.

Учебно – методический комплекс

1. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. – Музыка. Рабочие программы 1-4 класс. – М.: Просвещение. – 2011

2. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Музыка  2 класс. Учебник. – М.: Просвещение.- 2011

3. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Музыка 2 класс. Рабочая тетрадь для учащихся.– М.: Просвещение.- 2011

4. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Коллекция ЦОР по музыке        (компакт-диск).– М.: Просвещение. – 2010

                               Общая характеристика учебного предмета

      Содержание программы
 базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа.

        Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.

        Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
       Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

      Примерная программа по музыке разработана с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников  умения учиться.

       Музыка  в начальной школе  является одним  из  основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как  духовного  наследия человечества.          

       Опыт эмоционально–образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально–творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования,  обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.

                       

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение предмета «Искусство» (музыка) во 2 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.

Диагностика по четвертям

Диагностический материал

Период обучения

IIч

IIIч

IVч

Итого

 Тест

1

1

1

1

4

Школа претерпевает радикальные изменения. Главной проблемой становится переустройство сферы образования на новых принципах, соответствующих утверждающимся государственно-политическим и социально-экономическим отношениям и закрепленных Законом РФ «Об образовании».
      В связи с этим учитываются следующие тенденции развития образования:
      - от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;

- от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
      - от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

- от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
      Важнейшей составляющей педагогического процесса становится
личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.

  1. Учебно – тематический план изучения предмета с определением основных видов деятельности учащихся

Содержательные линии

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Россия — Родина моя (3ч)

Музыкальный пейзаж. Образы родной природы к музыке русских композиторов. Песенность, как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).

Мелодия. Здравствуй. Родина моя! Моя Россия. Гимн России.

Примерный музыкальный материал

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Гимн России А. Александров, слова С. Михалкова.

Патриотическая песня. М. Глинка, слова Д. Машистова; Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Размышлять об отечествен

ной музыке, ее характере и средствах выразительности.

Подбирать слова отражавшие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций).

Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках.

Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.Исполнять Гимн России.Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы.Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.

Исполнять мелодии с ориента

цией на нотную запись.Расши

рять запас музыкальных впечатлений в самостоятель

ной творческой деятельности.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

День, полный событий (6ч)

Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано — его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.

Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы... Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

Обобщающий урок 1 четверти.

Примерный музыкальный материал

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский; Детская музыка.

Пьесы. С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Начинаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса; Спят усталые игрушки. А. Островский, слова 3. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная песня; Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразитель

ные и изобразительные особен

ности музыки.Выявлять различные по смыслу музы

кальные интонации.Опреде

лять жизненную основу музы

кальных произведений.Вопло

щать эмоциональные состоя

ния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музы

кальных инструментах, импро

визация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение.

Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью компози

тора.Анализировать вырази

тельные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимо

действии.Понимать основные термины и понятия музыкаль

ного искусства.Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельнос

ти.Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе).

Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.

Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.Выполнять творчес

кие задания; рисовать, переда

вать в движении содержание музыкального произведения.

Различать особенности построения музыки: двухчаст

ная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках.

«О России петь — что стремиться в храм» (7ч)

Колокольное звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.

Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Рождество Христово.

Обобщающий урок II четверти.

Примерный музыкальный материал   Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев. Народные песнопе-ния  о Сергии Радонежском. Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский. Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского. Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народные славянские песнопения. Рождественская песенка Слова и музыка П. Синявского.

Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.

Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.

Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.

Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов.

Исполнять рождественские песни на уроке и дома.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания в рабочей тетради/

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5ч)

Фольклор — народная мудрость, Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица). встреча весны. Песня-игра. песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, заклички,  потешки.

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Выходили красны Девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Музыка о народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны.

Примерный музыкальный материал

Светит месяц: Камаринская, плясовые наигрыши А. Шнитке.

Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни.

Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев. Камаринская. М. Чайковский. Прибаутки. В. Комраков. слова народные; Реченька. А. Абрамов, слова Е. Карасева. Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.

Разыгрывать народные игровые песни, песни- диалоги, песни-хороводы.

Общаться и взаимодейство

вать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) вопло

щения различных образов русского фольклора.

Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических. пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок,  закличек.

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках.Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России.

Узнавать народные мелодии в сочинениях русских компози

торов. Выявлять особенности традиционных праздников народов России.Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образное отечественного музыкального фольклора.Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

В музыкальном театре (4ч)

Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песен

ность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы - характеристики главных действующих лиц. Финал.

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.

Примерный музыкальный материал

Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; Марш Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.

Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лип опер и балетов.

Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.Выявлять особенности развитии образов. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

В концертном зале (3ч)

Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различ

ных групп инструмен

тов симфонического оркестра. Партитура.

Музыкальная живо

пись. «Картинки с выставки» М. Мусорг

ского. Жанры симфони

ческой музыки: увер

тюра, симфония. Симфония № 40 соль минор В.-А. Моцарта. Увертюра к опере «свадьба Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразитель

ность и изобразитель

ность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского

Симфоническая сказка «Петя и Волк».

Обобщающий урок III четверти.

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увертюра.

Примерный музыкальный материал

Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев.

Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский. Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт; Увертюра К опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт;

Увертюра. К опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Песня о картинах. Ген. Гладков, слова А. Кушнера.

Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.

Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.

Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках.

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.

Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6ч)

Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха. М. Глинки. В.-А. Моцарта, Г. Свиридова. Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия - рисунок, лад - цвет). Международный конкурс исполнителей им. П. И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. И всё это — Бах! Всё в движении. Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?

Обобщающий урок IV четверти — заключительный урок-концерт.

Примерный музыкальный материал

Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Токката ре минор для органа; Хорал;  Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах. Весенняя. В.-А. Моцарт. слова И.-Ф. Овербек. пер. Т. Сикорской; Колыбельная Б. Флис - В.-А. Моцарт. русский текст С. Свириденко. Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника; Песня жаворонка. П. Чайковский концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). II. Чайковский. Тройка; весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г.Свиридов. Кавалерийская; Клоуны: Карусель (слова И. Рахилло), Д. Кабалевский. Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова Л. Ошанина; Сказки гуляют по свету. Е. Птичкин. слова М. Пляцковско-го; Это очень интересно; Пони. С. Никитина, слова Ю. Мориц; До чего же грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей". С.Соснин, слова П. Синявского; Старый добрый клавесин. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского: Большой хоровод. Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.

Понимать триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкальнопоэтического творчества.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников.

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.

Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.

Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.

Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.

Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе семь разделов.

  1. Содержание программы, 2 класс, 34 ч

Россия — Родина моя (3ч)

      Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
      
Музыкальный материал: «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский; «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова; «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева; «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

День, полный событий (6ч)

      Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент — фортепиано.
      
Музыкальный материал: пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский; Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев; «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского; «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса; «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой; «Ай-я, жу-жу», латышская народная песня; «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

«О России петь — что стремиться в храм» (7ч)

      Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.
      
Музыкальный материал: «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев; Народные песнопения о Сергии Радонежском; «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский; «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского; Народные славянские песнопения; «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо»; «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5ч)

      Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
      
Музыкальный материал: плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская», «Наигрыш». А. Шнитке; Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»; «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев; «Камаринская». П. Чайковский; Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.

В музыкальном театре (4ч)

      Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
      
Музыкальный материал: «Волк и семеро козлят» (фрагменты из детской оперы-сказки). М. Коваль; «Золушка» (фрагменты из балета); «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский; «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Песня-спор» из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.

В концертном зале (3ч)

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
      
Музыкальный материал: симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев; «Картинки с выставки», пьесы из Фортепианной сюиты. М. Мусоргский; Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Песня о картинах». Гр. Гладков, слова Ю. Энтина.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6ч)

      Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
      
Музыкальный материал: «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; «Менуэт» из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа, хорал, ария из Сюиты № 3. И. С. Бах; «Весенняя». В. А. Моцарт, слова Овербек, перевод Т. Сикорской; «Колыбельная». Б. Флис — В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко; «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Песня жаворонка». П. Чайковский; Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (фрагменты 1-й части). П. Чайковский; «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский; «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова; «Пусть всегда будет солнце!». А. Островский, слова Л. Ошанина; «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

            Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально–образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально–творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.

            Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых ориентаций и духовно - нравственных оснований; становлению самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

           Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству — направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.
          Художественная эмпатия, эмоционально–эстетический отклик на музыку обеспечивают
коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

           Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально–учебной, художественно–творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений,

импровизацию, коллективное музицирование:

  • насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;
  • умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
  • умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
  • каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.

                                                        Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «5»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «3»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «2»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны -учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

                                     

Нормы оценок.

«5»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

«4»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

«3»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

«2»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.  

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке.

                         

  1. Планируемые результаты освоения учебного  предмета

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты

Личностные результаты

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
  • Формирование уважительного отношения к культуре других народов.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
  • Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. 

Предметные результаты

  • Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
  • Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
  • Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
  • Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

Знать/понимать:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш);
  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
  • Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.

Уметь:

  • Выявлять жанровое начало  музыки;
  • Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.

  1. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

          Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения.

           Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для проведения демонстраций учителем или для постоянной экспозиции в кабинете начальных классов.
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса).
  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся), Данное оборудование  используется при проведении фронтальных ученических работ.
  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241.

Д

2.

Критская, Е. Д. Музыка. 2 класс,  учебник для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2013.

К

3.

Критская, Е. Д. Музыка. 2 класс, рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Г. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2013.

Д

4.

Музыка. Хрестоматия музыкального материала. Пособие для учителя / Е. Д. Критская. - М.: Просвеще-ние, 2011.

Д

5.

Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмаги-на. - М.: Просвещение, 2011.

К

Печатные пособия

1.

Портреты  композиторов.

Д

2.

Таблица  «Музыкальные инструменты».

Д

3.

Таблица «Нотная грамота».

Д

Технические средства обучения

1.

Ноутбук.

Д

2.

Мультимедиа проектор.

Д

3.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.

Д

4.

Экран (на штативе или навесной).

Д

5.

Фотоаппарат.

П

6.

Магнитофон.

Д

7.

Музыкальный центр.

Д

Экранно-звуковые пособия

      1.

Критская Е. Д. Музыка. 1-4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие/ Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - Режим доступа: http://prosv.ru/inetod/rnusl-4/index.htm

Д

      2.

 Критская Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_l- 4kl/index.html

Д

      3.

Видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.

Д

      4.

Музыка. Фонохрестоматия. 3 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2013.-1 электрон, опт. диск (CD-Rom).

К

Учебно-практическое оборудование

1.

Баян.

К

2.

Балалайка.

К

3.

Гитара.

К

Единые образовательные ресурсы

1.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru

2.

Электронные образовательные ресурсы. http://eorhelp.ru

3.

Российский образовательный портал. http://www.school.edu.ru

4.

Начальная школа - детям, родителям, учителям. Библиотека ресурсов для учителя начальной школы. http://www.nachalka.com

5.

ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки. http://pedsovet.org/m

6.

Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов. http://www.it-n.ru

Специализированная учебная мебель

      1.

Столы ученические.

К

      2.

Стулья.

К

      3.

Стеллажи для книг и оборудования.

Д

      4.

Мебель для проекционного оборудования.

Д

      5.

Мебель для хранения таблиц и плакатов.

Д


8.  Календарно – тематическое планирование уроков музыки во 2 классе

         

№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты освоения материала  в соответствии с ФГОС

предметные

метапредметные

личностные

Россия — Родина моя (3ч)

1

Мелодия

Здравствуй, Родина моя!

В

М. П. Мусоргский, опера «Хованщина».  Композиторская и народная музыка

Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя!». Г. Струве «Моя Россия»

Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.

Подбирать слова отражав

шие содержание музыкаль

ных произведений

Воплощать характер и настроение песен о Роди

не в своем исполнении на уроках и школьных празд

Воплощать художествен

но-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке

Исполнять Гимн России.

Закреплять основные термины и понятия музы

кального искусства.

испонять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение.

Адекватная мотивация учебной деятельности. Я – слушатель.

2

Моя Россия. Музыкальные образцы родного края

З

Россия - Родина моя. Музыка о родном крае. Композиторская и народная музыка

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимо

действие со сверстниками при решении различных твор

ческих, музы

кальных задач.

3

Гимн России

З

Гимн России - главная песня нашей Родины. Символ России. Столица

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

 Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание.

День, полный событий (6ч)

4

Музыкальный инструмент - фортепиано

З

Музыкальный инструмент – фортепиано, его история и устройство. Картины природы - звуками фортепиано

Знать: значение слов: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, пианист

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании.

Наличие эмоционального отношения к искусству, инте

реса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

5

Природа и музыка. Прогулка

ИНЗ

Песенность, танце

вальность и марше

вость в музыке русских композиторов. Мелодия. Регистр. Изобразительность в музыке

Знать понятия: песен

ность, танцевальность, маршевость, мелодия, регистр. Уметь характеризовать их выразительностьные возможности

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач.

Принятие образа «хорошего уче

ника». Понима

ние роли музыки в собственной жизни.

6

Танцы, танцы, танцы...

З

Танцевальные ритмы. Пластика движений. Разнообразие танцевальной музыки

Знать разнообраз

ные танцевальные жанры (народный, классический бальный танец, современный эстрадный)

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью

Наличие эмоцио

нального отноше

ния к искусству, интерес к отдель

ным видам музы

кально-практи

ческой деятель

ности.

7

Эти разные марши

З

Интонация шага. Ритмы маршей. Разнообразие маршевой музыки

Знать отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага. Уметь:определять на слух маршевую музыку; выделять среди произведе

ний пьесы маршевого характера

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Формирование уважительного отношения к истории и куль

туре. Осознание своей этничес

кой принадлеж

ности.

8

«Расскажи

сказку».Колы

бельные

З

Сказочные образы в музыке С. С. Прокофьева и П. И.Чай

ковского. Колыбель

ные – самые древние песни. Интонация колыбельной; темп, динамика, вырази

тельность исполнения

Знать понятия: мелодия, аккомпанемент, вступле

ние, темп, динамика, фраза; отличительные черты колыбельной песни. Уметь называть фамилии композиторов: П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Развитие моти

вов музыкально-учебной деятель

ности и реализа

ция творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

9

Великий колокольный звон

ИНЗ

Разнообразие колокольных звонов, голоса - тембры колоколов. Композиторы, включавшие звоны колоколов в свои произведения

Знать: колокольные звоны: благовест, трезвон, набат, метельный звон; понятие голоса- тембры

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: читать простое схематическое изображение.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве.

Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления.

«О России петь — что стремиться в храм» (7ч)

10-11

Святые земли Русской

ИНЗ

Святые земли Русской - Александр Невский и Сергий Радонежский. Нацио

нальные герои, кото

рых любят, чтят и помнят. Музыка в их честь

Знать понятия: кантата, народные песнопения, икона, житие, молитва, церковные песнопения.Уметь называть имена святых

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: пони

мать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные: обращаться за помощью, слушать собеседника.

Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа.

12-13

Молитва

З

Страницы «Детского альбома» П. И. Чайковского - день, прожитый ребенком, начинающийся и заканчивающийся молитвой

Уметь:проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки; характеризовать произведения П. И. Чайковского

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

14-16

Рождество Христово

З

Праздники православной церкви. Евангелие. Сочельник. Колядки. Песнопения

Знать понятия: народные церковные праздники, Евангелие, сочельник, колядки. Уметь выразительно исполнять рождественские песнопения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве.

Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5ч)

17

Русские народные инструменты

В

Оркестр русских народных инструментов. Плясовые наигрыши. Вариации. Инструментальные импровизации учащихся

Знать понятие вариации. Уметь: определять на слух русские народные инструменты; импровизировать

в игре на народных инструментах

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Развитие эмоцио

нально-открыто

го, позитивно-уважительного отношения к вечным пробле

мам жизни и искусства

18

Плясовые наигрыши.

Разыграй песню

З

Фольклор - народная мудрость. Русские народные песни. Хоровод. Разыгрывание песен

Знать понятие фольклор. Уметь: выразительно разыгрывать народные песни

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения.

19

Музыка в народном стиле. Сочини песенку

ИНЗ

Авторская музыка в народном стиле. Инструментальная импровизация учащихся.Мелодическая импровизация на тексты народных песенок

Знать понятие музыка в народном стиле.

Уметь: сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст; импровизировать в игре на народных инструментах

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию

Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи.

20

Обряды и праздники русского народа

ИНЗ

Проводы зимы: Масленица. Встреча весны

Знать историю и содержание народных праздников.

Уметь выразительно исполнять обрядовые песни

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве.

Внутренняя пози

ция, эмоциональ

ная отзывчи

вость,сопережи

вание, уважение к чувствам и настроениям другого человека.

21

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр

В

Удивительный мир театра. Детский музыкальный театр. Опера М. Коваля «Волк и семеро козлят»

Знать понятия: опера, музыкальный театр

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные высказывания.

Развитие эмоцио

нального восп

риятия произве

дений искусства, интереса к от

дельным видам музыкально-практической деятельности.

В музыкальном театре (4ч)

22

Опера. Балет. Театр оперы и балета

ИНЗ

Опера. Примадонна. Дуэт. Трио. Хор Балет. Балерина. Тан

цор. Кордебалет. Дра

матургия развития балетных сцен в бале

те С. С. Прокофьева «Золушка».Театры оперы и балета мира.

Знать понятия: балет, театр, опера, оркестр, дирижер, увертюра, финал, солист, дуэт, трио, хор, балерина, танцор, кордебалет; знаменитые театры оперы и балета всего мира

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа.

23

Волшебная палочка

З

Дирижер - руководитель оркестра. Дирижерские жесты. Ролевая игра «Играем в дирижера»

Знать понятия: оркестр, дирижер.

Уметь«элементарно» дирижировать музыкой

Регулятивные: составлять план и

последовательность действий.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства.

24-25

Опера М. И.Глинки «Руслан и Людмила»

ИНЗ

Поэма А. С. Пушкина и опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сравнительный анализ

Знать понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра, финал. Уметь проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов

Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей.

Этические чувства, уважи

тельное отноше

ние к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям.

В концертном зале (3ч)

26

Симфоничес

кая сказка.

С. Прокофьев «Петя и волк»

В

Концертный зал. Большой зал Мос

ковской консервато

рии. Симфоническая сказка С. С. Прокофь

ева «Петя и волк». Знакомство с инстру

ментами симфонического оркестра

Знать понятия: концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура; назва

ния инструментов симфонического оркестра. Уметь различать на слух инструменты симфонического  оркестра

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании.

Развитие моти

вов музыкально-учебной деятель

ности и реализа

ция творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

27

Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Музыкальные впечатления

ИНЗ

Музыкальные портреты и образы в сюите М. П. Мусорского «Картинки с выставки»

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки; называть полное имя М.П.Мусоргского; выделять изобразительность и выразительность в музыке

Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: задавать вопросы.

Развитие эмоцио

нального воспри

ятия произведе

ний искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

28

Звучит нестареющий Моцарт! Увертюра к Симфонии №40

ИНЗ

Жизнь и творчество В.-А. Моцарта. Сравнительный анализ музыки М. И. Глинки и В.-А. Моцарта.

Знать понятия: опера, симфония, рондо, партитура, контраст, увертюра.

 Уметь сравнивать музыкальные произведения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6ч)

29

Волшебный цветик-семицветик

ИНЗ

Музыкальная речь – интонация. Музыкальный язык. Музыка И.-С. Баха. Музыкальный инструмент - орган

Знать понятия: интонация, темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент.

Уметь отличать на слух тембр органа

Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: 

ориентироваться в информационно материале учебника.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение.

Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости.

30

«И всё это - И.-С.Бах!»(Орган)

31

Всё в движении

ИНЗ

Выразительность и изобразительность музыки. Контраст. Сравнительный анализ произведений Г. В. Свиридова, М. И. Глинки

Знать понятия: изобразительность и выразительность музыки, темп, контраст. Уметь анализировать произведения

Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначаль

ный контроль своего участия в инте

ресных видах музыкальной деятель

ности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и резуль

тат деятельности.Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей.

Этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям.

32

Музыка учит людей понимать друг друга

     З

Песня. Танец. Марш. Композитор - исполнитель - слушатель. Творчество Д. Б. Кабалевского

Знать понятия: песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель

33

Два лада. Природа и музыка

ИНЗ

«Волшебный цветик- семицветик». Музыкальный лад: мажор, минор. Тембр.

Краска. Выразитель

ность. Сопоставле

ние. Легенда. Природа и музыка

Знать понятие музыкаль

ный лад. Уметь: на слух определять мажор и минор; называть и давать характеристику средствам музыкальной выразительности

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера.

34

Мир композитора. П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев

ИНЗ

Конкурс исполнителей им. П. И. Чай

ковского. Инструмен

тальный концерт. Музыкальная речь и музыкальный язык. П. И. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром

Знать понятия: консерватория, концертный зал, конкурс

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Развитие

позитивно

уважительного отношения к вечным пробле

мам жизни и искусства

33-34

Могут ли иссякнуть мелодии?

    О

Международные музыкальные конкурсы. Мир композитора

Знать понятия: интонация, музыкальная речь, народная и композиторская музыка, театр, опера, балет, оркестр, дирижер, концертный зал,

партитура, лад. Уметь различать на слух тембры инструментов (мажор, минор)

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 1 класс Система Л. В. Занкова ФГОС

Рабочие программы по математике, русскому языку, литературе, окружающему миру, технологии, физической культуре. Системе Л. В. Занкова, все программы составлены в соответствии с новыми ФГОС. В рабочих ...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 2 класс УМК "Школа России"

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по русскому языку, математике. окружающему миру, литературному чтению, технологии и ИЗО УМК "Школа России" 2 класс....

Рабочие программы с календарно-тематическим планированием 3 класс

Рабочая программа по русскому языку Рабочая программа по математикеРабочая программа по литературному чтению...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. 4 класс (УМК Школа России")

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК "Школа России")...

рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК "Школа России")

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК "Школа России")...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 2 класс II вид для детей с ОВЗ

Рабочие программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС...