Путешествие в страну "Фольклор"
план-конспект занятия по музыке (3, 4 класс) по теме

Перепечина Надежда Васильевна

Обобщение изученного материала по детскому фольклору в форме игры-путешествия с применением презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_folklor.docx23.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                          Путешествие в страну «Фольклор»

Цель занятия:

 Обобщение изученного материала по русскому детскому фольклору в форме игры - путешествия.

Задачи занятия:

  1. Способствовать развитию интереса к произведениям народного фольклора;
  2. Развивать творческое мышление и актёрские способности.
  3. Воспитывать любовь к своей стране.

Оборудование урока: презентация, народные музыкальные инструменты, баян.

                                                 Ход занятия:

Учитель: Слайд №1 

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я очень рада видеть всех вас на нашем творческом объединении «Подсолнух», на котором  не первый год мы занимаемся изучением жизни русского народа: его праздников, обрядов, примет, быта. И сегодня я приглашаю вас  совершить путешествие в страну «Фольклор». Ведь, как известно, именно в этой стране  живут произведения, созданные народом и передаваемые из поколение в поколение. Иначе говоря, фольклор – это народная мудрость. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Сегодня на нашем занятии мы узнаем жанры музыкального фольклора. Но прежде, чем мы отправимся в увлекательное путешествие, мы должны вспомнить то, что мы уже знаем о народном фольклоре. А повторение пройдёт в форме игры «Своя игра». Выберите тему и номер вопроса. За правильный ответ получите рисунок с подсолнышком. В конце подсчитаем у кого их окажется больше всего. Итак, мы начинаем игру, внимание на экран! Слайд №2

                                      (проводится игра).

Молодцы! Вы правильно ответили на очень многие вопросы.

 Итак, отправляемся в увлекательное путешествие в страну музыкального фольклора. А вот и первая остановка « Прибаутки». Слайд№3 – Сейчас мы узнаем, что такое прибаутка? Прибаутка – это небольшой смешной рассказ или стишок-песенка.  Давайте разучим с вами мелодию и слова  самой известной  прибаутки «Андрей-воробей».  (Разучивание)

 - Вот такие прибаутки пели ещё во времена ваших бабушек и дедушек. Они передавались из поколения в поколение. А ещё мы вспомним уже известную нам  детскую прибаутку «Тень – тень». Для этого я предлагаю вам всем встать. Слайды№4-5

                                             Исполнение песни.

 На  следующей остановке нас ждёт «Хоровод». Слайд№6. Ребята, скажите, что такое хоровод?   Хоровод – это русский народный танец, в котором танцевальные движения выполняются коллективно, взявшись за руки, двигаясь по кругу под исполняемую песню.  Я предлагаю вам исполнить хоровод «Как под наши ворота подливалася вода». Слайд№7 . Слова хоровода на слайде.

                                           Исполнение с движениями.

- Ребята, наше путешествие продолжается и у нас остановка « Частушка». Слайд№8. - Что такое частушка?  Частушка – короткая русская народная песня, обычно, юмористического содержания. Она является неотъемлемой частью духовной жизни нашего народа. В ней ярко и образно прослеживаются все стороны жизни, все происходящие события – и горестные и радостные. И сейчас мы с вами исполним задорные частушки. . –(Здорово, здорово, у ворот Егорова, а у наших у ворот всё идёт наоборот).

Исполнение частушек.

 На очереди следующая остановка « Русские народные инструменты». Слайд№9 – Что называют народными инструментами? - были созданы народом и сопровождали человека и в трудные дни, и в праздники, на отдыхе и на работе. Какие инструменты вы видите на слайде? Слайд №10 (жеребьёвка) Назовите  их каждый. по очереди своего номера.

Дети: ложки, дудка, трещотка, рожок, гусли, гармошка.

       Учитель: Посмотрите вот на этот инструмент еще раз. Как он называется?

Дети: Ложки.

Учитель: Правильно. Это самый простой русский народный инструмент. Для чего нужна ложка?

Дети: Кормит человека.

Учитель: - А для того, чтобы ложки звучали красиво, их нужно держать правильно. Ложки имеют черенок и черпачок. Возьмите ложки за черенки так, чтобы черпачки смогли поздороваться друг с другом. (Педагог показывает) - Послушайте, я вам простучу ритм, а вы должны повторить его.  Слайд№11. Исполним русскую народную песню «Неделька» с применением  народных инструментов.

                                                       Исполнение песни.                                        

 Путешествие продолжается и мы останавливаемся на «Русских народных играх». Слайд№12.

 Что такое народные игры? Народные игры – это забавы, увлечения, зрелища, связанные с деятельностью народа.  Предлагаю поиграть в народную музыкальную игру «Весёлый бубен».  Пока звучит музыка – передаём бубен по кругу друг другу, когда музыка перестанет звучать – у кого в руках бубен, тот загадывает загадку. Если не знает загадку – выбывает из игры.

                                 Проводится игра «Весёлый бубен»

- Ребята, вдалеке  видится конечная остановка нашего путешествия  «Русские народные песни». Слайд№13. - Что вы знаете о народных песнях?  Русская народная песня – это песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни автор не известен. Давайте исполним русскую  народную песню «Во кузнице». Слайд№14

                                        Исполнение песни «Во кузнице»

- Ребята, о чём эта песня? (о труде, но с долей шутки)

- О чём ещё слагали песни? (о дружбе, о любви, о природе)

- Ребята, существуют такие песни, которые по стилю и манере исполнения очень похожи на народные, но имеют авторов. Такие песни называются композиторские в народном духе.

И сейчас я вам предлагаю исполнить такую песню . Она называется «Русская изба» на слова Пляцковского, музыку Птичкина. Слайд№15-16. Давайте  исполним эту песню.

                      Исполнение песни «Русская изба»

                                                                                                                                                           

- Сегодня, ребята, мы не можем не сказать о грядущем Великом празднике нашего народа – 70-летия Победы. Очень много было сложено военных песен. Но самой любимой у солдат была песня  «Катюша». Слайд№17.

- Как вы думаете, ребята, эта песня народная или композиторская? (Ответы детей)

- Самое удивительное, что у этой песни есть авторы: стихи Михаила Исаковского и музыка Матвея Блантера. Слайд№ 18.

 Считается, что песня  «Катюша» дала имя боевым машинам реактивной артиллерии серии «БМ». Якобы, как Катюша «выходила и песню заводила», так и гвардейские машины выходили на позиции и запевали свои боевые  «песни».

Песню «Катюша» и сейчас распевают в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляньях, а то и просто в домашнем кругу, за праздничным столом. Сейчас «Катюшу» исполняют даже российские болельщики во время матчей сборной России по футболу. И сейчас мы  её с вами разучим.

                                             Разучивание песни «Катюша».

- Ребята, вот мы с вами и закончили своё небольшое путешествие в мир музыкального фольклора, и сейчас вам предстоит заполнить наш сундучок теми знаниями о жанрах фольклора, о которых вы сегодня узнали  Слайд№19.(все эти слова написаны на доске и прикреплены на кнопки, каждый выходит и снимает то слово, о котором я говорю определение)

Учитель. ¬ Небольшой смешной стишок-песенка. ( Прибаутка)

¬ Короткая народная песня, юмористического содержания. (Частушка)

¬ Русский народный танец, в котором движения выполняются коллективно, по кругу под исполняемую песню. (Хоровод)

 ¬ Они были созданы народом и сопровождали человека и в трудные дни и в праздники, на отдыхе и на работе. (Инструменты)

¬ У неё нет автора, но её все знают и поют. (Песня)

- Это забава, увлечение, зрелище, связанная с деятельностью народа. (Народная игра).

Учитель: Таким образом, всё это  было создано народом и называется фольклором.  Фольклор – в переводе с английского – народная мудрость, народное знание, народное творчество.

Слайд№20. 

Всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

Разработка урока-путешествия с мультимедийной презентацией по теме "Путешествие с именем прилагательным" 2 класс.

Урок разработан в форме игры-путешествия с мультимедийной презентуцией по теме "Имя прилагательное". К уроку прилагается карта для путешествия по признакам имени прилагательного, воспользовавшись кото...

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек».

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек»....

Урок-путешествие "Как путешествует письмо?" 1 класс

Разработка урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России" "Как путешествует письмо?"....

Игра-путешествие "Путешествие в мир сказок"

Уважаемые коллеги, размещаю сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир сказок", которое я использовал на неделе толерантности. В ходе игры детям будет предложено вспомнить уже знакомые им сказки и п...

"Путешествие в страну знаний" урок-путешествие

Конспект данного урока поможет создать праздничное настроение, настроить учащихся на работу. Предназначен для учащихся 3 класса....