Главные вкладки

    Пояснительная записка по музыке для 3 класса УМК "Планета Знаний"
    рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

    Склярова Наталья Александровна

    Рабочая  учебная программа по  музыке для  1- 4 классов разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта   начального  общего образования, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Планета знаний», автора:  Баклановой Т.И., М., АСТ Астрель, 2007 год.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_muzyka_3_klass_baklanova.doc86.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Рабочая  учебная программа по  музыке для  1- 4 классов разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта   начального  общего образования, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Планета знаний», автора:  Баклановой Т.И., М., АСТ Астрель, 2007 год.

    Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю. В 2015-2016 уч.году будет проведено 34 часа.

    Программа разработана на основе современных научно – педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В программе уделено особое внимание знакомству детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыки, а также выявлению народно – песенных истоков русской профессиональной музыки.  Особое внимание уделено повышению роли художественного, в том числе – музыкального образования, в формировании духовно – нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно – исторических и национально – культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства, в патриотическом воспитании обучающихся, в формировании у них культуры межнациональных отношений. Сделан акцент на арт - терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам обучающихся, в том числе – к одаренным детям.

    Главная  цель  музыкального образования – формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности.

    Достижение данной цели предусматривает:

    1. формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально - слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений,
    2. формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно - образного содержания, выразительных средств и др.;
    3. формирование и развитие музыкально_исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально - исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами,предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;
    4. формирование и развитие музыкально - творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально - инструментальным, музыкально - танцевальным, музыкально - драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально - творческих проектов;
    5. формирование и развитие музыкально – информационной культуры личности: воспитание музыкально - познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально - теоретических и музыкально - историческихзнаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);
    6. формирование и развитие музыкально_релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально - терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).

    Содержание и уровень развития каждого из компонентов музыкальной культуры личности неразрывно связаны с музыкальной направленностью личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).

    Также важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие её способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся.

    Основные цели изучения музыки в начальной школе:

    • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
    • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
    • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
    • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
    • овладение практическими умениями и навыками в учебно - творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

    Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвёртый классы в общей учебно - игровой форме — воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года):

    1. «Где музыка берёт начало?»: путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов (1 класс).

    2. «Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с её создателями и исполнителями (2 класс).

    3. «Где живёт музыка?»: путешествие по концерным залам, музыкальным театрам и музеям (3 класс).

    4. «Музыкальная жизнь разных стран и народов»: музыкальное путешествие по России и странам Европы (4 класс).

    В соответствии с этими образовательными маршрутами в 1 классе учащимся предлагается совершить путешествие от мира звуков природы к музыкальным звукам.

     Во 2 классе учащиеся приглашаются на «экскурсию» в сокровищницу Волшебницы музыки, где хранятся предметы, символизирующие сущность музыкального искусства и его роль в жизни человека .

    В 3 классе учащимся предлагается «посетить» три дворца, в которых живёт Музыка, — «Концертный зал», «Музыкальный театр» и «Музыкальный музей». Там происходит дальнейшее знакомство детей с различными видами и жанрами музыкального искусства (народного, классического и современного), с его создателями и исполнителями.

    Особое внимание уделено знакомству детей с камерной вокальной и инструментальной музыкой, с крупными музыкально - сценическими формами: детскими операми, балетами, опереттами и мюзиклами (в частности, из репертуара Детского музыкального театра им. Н.И. Сац).

    Благодаря такой структуре программы её содержание логично и последовательно развёртывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем — к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них — к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате, опере и др.). Одновременно дети имеют возможность познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранением, изучением, исполнением и трансляцией в современном культурно - информационном пространстве, а также с воплощёнными в музыкальной культуре духовно – нравственными ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, ценность семьи и семейных традиций, уважительное отношение к разным народам России и других стран, интерес к их музыкальному искусству и национально - культурным традициям и др.).

    Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции, любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествия по миру.

    Таким образом, в программе «Музыка» для 1–4 классов в полной мере представлены все содержательные линии, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы.

    Важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности обучающегося является выявление и развитие способностей.

    Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей обучающихся.

    Музыкальные способности:

    - музыкальный слух;

    - музыкальная память;

    - чувство ритма;

    - певческие данные.

          Творческие способности могут эффективно развиваться в процессе музыкального образования. В программе предлагаются творческие задания и вопросы, позволяющие формировать воображение, творческое мышление, потребность в самовыражении и самореализации, а также самостоятельной поисковой  и авторской музыкальной деятельности.

         Духовные способности личности -  способности, которые определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности.

    Таким образом, музыкальное образование  должно способствовать повышению культуры личности обучающихся на основе выявления и развития ее музыкальных, творческих и духовных способностей.

    Этому способствует целостная система задач музыкального образования:

    1. Формирование музыкально – информационной культуры личности:

    - воспитание музыкально – познавательных потребностей и интересов;

    - приобретение основ музыкально – теоретических и музыкально – исторических знаний;

    -приобретение первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев и т.д.)

          2. Формирование культуры музыкального восприятия:

    - приобретение опыта музыкально – слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений;

    -  формирование потребности в восприятии музыки;

    - воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку;

    - развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики;

    - воспитание музыкального вкуса;

    - освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно – образного содержания, выразительных средств.

        3. Формирование и развитие музыкально – исполнительской культуры обучающихся:

    - приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования;

    - выявление и развитие музыкальных способностей обучающихся;

    - потребности в различных видах музыкально – исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков;

    - навыков элементарного музицирования и импровизации на детских и простейших народных инструментах.

         4. Формирование музыкально – релаксационной культуры:

    - освоение детьми приемов снятия психологического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально – терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов звукотерапии, развития музыкального восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной терапии).

        5. Формирование и развитие творческих способностей обучающихся, потребности в самостоятельной музыкально – творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции.

        6. Формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкального искусства, системы духовно – нравственных ценностей и идеалов, потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации

    В основе программы лежит междисциплинарный и личностно – ориентированный подход.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА.

    ЛИЧНОСТНЫЕ

    У учащихся будут сформированы:

    мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

    чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

    эмоционально - ценностное отношение к Государственному гимну России; к произведениям народной и классической музыки;

    понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.

    Учащиеся получат возможность для формирования:

    чувства сопричастности к культуре своего народа;

    понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей;

    положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;

    ценностно - смысловых установок, отражающих индивидуально - личностные позиции;

    уважительного отношения к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимания ценности многонационального российского общества культурного разнообразия России;

    положительной мотивации к изучению основ нотной грамоты;

    мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;

    эмоциональн - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.

    ПРЕДМЕТНЫЕ

    Учащиеся научатся:

    исполнять Государственный гимн Российской Федерации;

    объяснять значение понятия «классическая музыка»;

    узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

    называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;

    называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;

    исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

    различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

    называть основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);

    использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки;

    понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке;

    устанавливать взаимосвязь народной и классической музыки;

    выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;

    определять на слух основные жанры музыки;

    определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

    передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально - пластическом движении.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    определять особенности оперетты и мюзикла как видов

    Музыкально - сценического искусства;

    различать и называть музыкальные инструменты симфонического оркестра; певческие голоса в академическом хоре и оперном спектакле;

    называть основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры, перечислять названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других стран;

    передавать настроение музыки и его изменение в игре на музыкальных инструментах;

    использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

    применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

    Регулятивные

    Учащиеся научатся:

    определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

    выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

    планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя);

    вносить коррективы в свою работу;

    различать и соотносить замысел и результат работы;

    адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания;

    анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

    решать творческие задачи, используя известные средства;

    объяснять, как строилась работа в паре, в группе;

    участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

    реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;

    планировать свои действия при выполнении музыкально - творческих заданий;

    руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально - творческих заданий;

    определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной  и коллективной музыкально - творческой работы;

    включаться в самостоятельную музыкально -  творческую деятельность (музыкально - исполнительскую, музыкально - пластическую, сочинительскую);

    применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении

    концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере

    музыкальной культуры.

    Познавательные

    Учащиеся научатся:

    свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

    осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться  вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;

    различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства (народное, классическое, современное), по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл), по создателям музыки (композиторы);

    различать звучание отдельных музыкальных инструментов;

    различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;

    сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;

    характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;

    группировать, классифицировать музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные);

    различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);

    устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов;

    характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского - Корсакова.

     Учащиеся получат возможность научиться:

    применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной

    информации;

    сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;

    устанавливать аналогии и причинно - следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;

    осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию, использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

    выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

    Коммуникативные

    Учащиеся научатся:

    объяснять роль Государственного гимна Российской Федерации как одного из символов Российского государства;

    объяснять понятие «классическая музыка», рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах, о концертных залах;

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

    3 КЛАСС.

    1. «В концертном зале» (9 часов).

    Концерт хоровой музыки. Концерт камерной музыки. Концерт симфонической музыки.

    1. В музыкальном театре (18 часов).

    Опера. Оперетта. Балет. Мюзикл.

    1. «В музыкальном музее» (7 часов).

    Музыкальные инструменты. Музыка и техника. Музыка и другие виды искусства. Музыка и книги.

    КОНТРОЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ВИДАХ:

    Входной, текущий, тематический, итоговый.

    Форма контроля:

    • устный опрос;
    • практическая работа,
    • тест

    Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста.

    ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ:

    • «Звук и цвет»:

    - Рисование под музыку.

    - Выставка рисунков «Звуки и краски окружающего мира».

    - Игра «Мы озвучиваем фильм».

    - Игра – импровизация «Звук и цвет».

    • «Сказочные герои»:

    - Музыкальная инсценировка сказки «Курочка Ряба».

    - Постановка детской оперы «Волк и семеро козлят».

    - Постановка музыкального кукольного спектакля «Колобок».

    • «Наш праздник»:

    - Школьный праздник народного календаря «Масленица».

    - Школьный праздник «Веселая ярмарка».

    - Концерт – подарок.

    • «Полет над музыкальным миром»:

    - Музыкальное соревнование «Полет на воздушном шаре к Вершине творчества».

    - Школьный концерт народной музыки.

    - Школьный музыкальный салон.

    • «Музыка и окружающий мир».
    • «Композиторы».
    • «Музыканты - исполнители».
    • «Европейская музыка и музыканты».
    • «Музыкальная история России».
    • «Музыкальный мир советской эпохи».
    • «Россия многонациональная».

    УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ.

    • Музыка. 1 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова – 3-е изд., дораб. – М.: АСТ Астрель, 2010г.
    • Музыка. Обучение в 1 классе.  Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова  - М.: Астрель, 2005г.
    • Музыка. 2 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова – 2-е изд., дораб. – М.: АСТ Астрель, 2010г.
    • Музыка. 3 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова – 3-е изд., дораб. – М.: АСТ Астрель, 2010г.
    • Музыка. 4 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова – М.: АСТ Астрель, 2010г.
    • Музыка. Обучение во 2 классе.  Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова  - М.: Астрель, 2006г
    • Музыка. Обучение в 3 классе.  Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова  - М.: Астрель, 2007г.
    • Музыка. Обучение в 4 классе.  Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова  - М.: Астрель, 2010г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка. Изобразительное искусство. 1 класс ФГОС

    Пояснительная записка. Изобразительное искусство. 1 класс ФГОС...

    Пояснительная записка по музыке по программе "Планета знаний""

    Пояснительная записка по музыке по программе "Планета знаний" 4 класс....

    пояснительная записка по музыке Критская 1 класс

    Рабочая  учебная программа по  музыке для  1-го  класса составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, в соответствии с федеральн...

    Пояснительная записка к программе 2 класса УМК "Планета знаний"

    Пояснительная записка составлена к календарно-тематическому планированию для 2 класса УМК "Планета знаний" по всем предметам...