рабочая програма по музыке 2 класс
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему

Ищенко Елена Ивановна

рабочая програма по музыке 2 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_2.doc288.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по предмету музыка  для 2 класса  составлена на основе:

  1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированного Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26 ноября 2010, от 22 сентября 2011, от 18 декабря 2012.);
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19  декабря 2012 г.  № 1047  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию  на 2013-2014 учебный год»;
  3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.  № 253  «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации   имеющих государственную аккредитацию образовательных  программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  4. Учебного плана МАОУ Муллашинской   СОШ на 2014-2015 учебного года,  утвержденного директором МАОУ Муллашинской  СОШ Г.Т. Назмутдиновой  приказ № 36 ОД от 27.05.2014г.  и согласованного Управляющим Советом МАОУ  Муллашинской  СОШ  А.М. Башировой  27.05.2014, протокол №5;
  5. 5. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Муллашинской СОШ, утвержденноя приказом директора школы Назмутдиновой Г.Т. №57/2 ОД от 14.05.2011г
  6. Программы, выбранной общеобразовательным учреждением УМК «Перспективная начальная школа», музыка, 2 класс, ав. Чуракова Н.А, издательство -  М.: Академкнига/ учебник.

        Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования примерной программы по музыке и на основе авторской программы  Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-2-е изд., дораб.-М.: «Просвещение». – 2011г.;

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной           памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, соответствующие знания и умения, проявляющиеся в различных видах музыкально-творческой деятельности.

III.   ОПИСАНИЕ  МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА   В   УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ.

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Музыка» в начальной школе выделяется  во 2 классе  34 часа (1ч в неделю, 34 учебные недели).

ӀV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира. _        Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для:

-участия в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, музицировании);

- участия в музыкально-эстетической деятельности класса (школы).

V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

В основе метапрограмности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Говоря о каком-либо предмете, явлении, понятии  ученик не запоминает какие- либо определения, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или иного  знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале, он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно  проделал, как он мысленно «двигался», когда восстанавливал генезис того или другого понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления.

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества,  сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной  жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

       К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

         - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

         - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

         - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

         - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

         - овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

         - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

         - формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

         - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;

         - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).

Предметные результаты:

       Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

         - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

         - формирование общего представления о музыкальной картине мира;

         - знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

         - формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

         - формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

         - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

         - умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

         - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.

VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»  (34ч.)

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)

        Урок 1. Мелодия.   Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.

        Урок 2. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Этот урок знакомит учащихся с песнями Ю.Чичкова (сл. К.Ибряева) «Здравствуй, Родина моя!»  и Г. Струве (сл. Н Соловьевой) «Моя Россия» - о Родине, о родном крае. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.

Урок 3. Гимн России. Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России» А.Александров, С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя.  Музыкальные образы родного края.

Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)

        Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано). Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.

        Урок 5. Природа и музыка. Прогулка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

        Урок 6. Танцы, танцы, танцы… Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.

        Урок 7. Эти разные марши. Звучащие картины. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи.  Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.

        Урок 8. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

        Урок 9. Обобщающий  урок. Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (7 ч.)

        Урок 10. Великий колокольный звон. Звучащие картины. Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов («Великий колокольный звон» М.П.Мусоргского).

        Урок 11. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата («Александр Невский» С.С.Прокофьев). Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.

       Урок 12. Сергий Радонежский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные песнопения.

       Урок 13. Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов (пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви»).

       Урок 14. С Рождеством Христовым! Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление  о  религиозных  традициях. Народные славянские песнопения.

       Урок 15. Музыка на Новогоднем празднике. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику – «Новый год».

       Урок 16. Обобщающий  урок. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

 Урок 17. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.

Урок 18. Разыграй песню. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».

Урок 19. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей.

Урок 20. Проводы зимы. Встреча весны.   Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)

Урок 21. Сказка будет впереди. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога.

        Урок 22.  Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.

        Урок 23. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль  дирижера,  режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

        Урок 24. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

       Урок 25. «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.

       Урок 26. Обобщающий  урок.  Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3   четверть.

Тема раздела: «В концертном зале » (3 ч.)

        Урок 27. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»).        Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство  с  внешним  видом,  тембрами,  выразительными  возможностями музыкальных  инструментов  симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

       Урок 28. «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы  в симфонической и фортепианной  музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

       Урок 29. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)

       Урок 30. Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах! Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.

      Урок 31. Все в движении. Попутная песня. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

       Урок 32. Музыка учит людей понимать друг друга. «Два лада» (легенда). Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

       Урок 33. Природа и музыка. «Печаль моя светла».   Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

       Урок 34. Первый (международный конкурс П.И.Чайковского). Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев). Обобщающий  урок 4 четверти. Заключительный  урок – концерт. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года

полюбившихся  песен  всего учебного  год

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

  • развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
  •  понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров,  в опоре на ее интонационно-образный смысл;
  • накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
  • развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella);
  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических  движений, а также элементарного музицирования);
  • включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса обучающиеся должны уметь:

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

-продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

 - исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

VӀӀ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Тема  раздела

Кол-во часов

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»

3

Интонационно-образная природа музыкального искусства.  Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки – инструментальность, песенность.

Композитор – исполнитель – слушатель.

Сочинения отечественных композиторов о Родине.  Элементы нотной грамоты.  Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции.

Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.

Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении.

Участвовать в коллективном пении.

Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении,  показывать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.

Знакомство с символами России –  Флаг, Герб, Гимн.

Выявление общности интонаций, ритмов, характера и настроения этих произведений

«ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ»

6

Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты.

Музыкальные инструменты (фортепиано).

Знакомство с творчеством отечественных композиторов.  Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость.

Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.

Песенность,  танцевальность,  маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс).

Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.

Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции.

Интонация – источник элементов музыкальной речи.  Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

 Узнавать изученные произведения, называть их авторов, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.

Определять  основные жанры музыки (песня, танец, марш). Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Уметь отличать по ритмической основе эти танцы.

Исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение.

Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.

Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности.

«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ»

7

Композитор как создатель музыки. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата.

Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.

Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.

Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников.

Выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, кантилена, пение а-capella.

Определять и сравнивать характер, настроение и средства  музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др.

Продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения.

«ГОРИ ГРОИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»

4

Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народные музыкальные традиции Отечества.

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (инструментальное музицирование, импровизация).

Обнаруживать и выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки, характерные свойства народной и композиторской музыки, различать музыку по характеру и настроению. Воплощать  художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях  и играх.

Передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен.

«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»

6

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балет.

Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Формы построения музыки.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Передавать настроение музыки в пении, исполнять в хоре вокальные произведения  с сопровождением и без сопровождения.

Определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Исполнять различные  по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не

Определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки.

Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах.

«В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ»

3

Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством  великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение  и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ»

5

Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган).

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения.

Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях,  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Уметь сравнивать контрастные произведения по характеру.  Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности).

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Итого:

34

6.  ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Учебно-методическая литература

1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 2 кл. учеб. дляобщеобразоват. учреждений.  М.:Просвещение, 2010.

2. Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.

3. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004

2. Интернет-ресурсы.

  1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий».
  2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
  3. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
  4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
  5. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
  6. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
  7. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
  8. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

3. Технические средства обучения.

  1. Музыкальный центр.
  2. Видеомагнитофон.
  3. Фортепиано.
  4. Компьютер.
  5. Экран.

6. Проектор.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во часов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС)

Формы контроля

Дата проведения

Предметные результаты

УУД

План

Факт

1 четверть - 8 часов

 «Россия – Родина моя» 3 часа

1.

Мелодия.

1

1.Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении определять песенное начало произведений.

2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки.

3.Учить детей слышать и оценивать собственное исполнение

Интонационно-образная природа музыкального искусства.  Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки. Вокальная, инструментальная. Песенность.

  • «Рассвет на Москве – реке» М.Мусоргский

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

05.09

2.

Здравствуй, Родина моя!  Музыкальные образы родного края

1

1.Понять, что тему Родины композиторы раскрывают по-разному. 2.Создание в классе атмосферы «концертного зала».

3.Побудить к выразительному исполнению

Сочинения отечественных композиторов о Родине.  Элементы нотной грамоты.  Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции.

  • Моя Россия» Г.Струве.
  • «Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичков.

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

12.09

3.

Гимн России

1

Понять значение гимна для страны.

2.Воспитание чувства патриотизма.

3.Накопление слушательского опыта.

Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.

  • «Патриотическая песня» .М.Глинка.
  • «Гимн России» А.Александров С.Михалков.
  • «Моя Россия» Г.Струве.

«Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичков.)

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

19.09

«День, полный событий» 6 часов

4.

Музыкальные инструменты (фортепиано)

1

1.Познакомить с детской музыкой Чайковского и Прокофьева.

2.Сопоставить контрастные пьесы и произведения с одинаковыми названиями. 3.Воспитание грамотного слушателя.

Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной гр амоты

  • «Детская музыка» С.Прокофьев
  • «Детский альбом» П.Чайковский. 

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

26.09

5.

Природа и музыка.  Прогулка.

1

1.Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении различать выразительные средства музыки.

2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки

Знакомство с творчеством отечественных композиторов.  Выразительность и изобразительность в музыке.

  • «Утро – вечер» С.Прокофьев.
  • «Прогулка» С.Прокофьев
  • «Прогулка» М.Мусорского

«Научи нас веселиться»

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

03.10

6.

Танцы, танцы, танцы…

1

1.Развивать ритмический слух.

 2.Расширять представление детей о танцевальном многообразии.

 3.Выявить характерные особенности в прослушанной музыке Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм).

  • «Камаринская», «Вальс», «Полька» П.И.Чайковского.
  • Тарантелла - С .Прокофьева

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

10.10

7.

Эти разные марши. Звучащие картины.

1

1.Осмысление детьми разнообразия музыки для ходьбы.

2.Накопление детьми интонационно-слухового опыта.

3.Сравнение музыки Чайковского и Прокофьева.

Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке.

  • «Марш деревянных солдатиков».П.Чайковский
  • «Шествие кузнечиков», «Марш», «Ходит месяц над лугами» С.С.Прокофьев

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

17.10

8.

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. 

1

1.Развивать выразительную сторону вольного исполнения.

2.Определить значение музыки в отражении различных явлений жизни.

Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие

  • «Нянина сказка» П.Чайковский
  • «Сказочка» С.Прокофьев
  • «Мама». П,Чайковский

«Колыбельная медведицы» Е.Крылатов

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

24.10

2 четверть - 8 часов

9.

Обобщающий урок по теме «День, полный событий » 

1

1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту.

2.Формировать общие понятия о жанрах.

3.Продолжить работу над вокально-хоровыми умениями детей.

Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть.

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении,  передача музыкальных впечатлений учащихся

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

07.11

 «О России петь – что стремиться в храм» 7 часов

10.

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

1

1.Рассказать о значении духовной музыки.

2.Расширять слуховой опыт учащихся.

3.Воспитание любви к Родине, ее истории.

Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции. Композитор как создатель музыки

  • «Великий колокольный звон» М.Мусоргский
  • «Праздничный трезвон»

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

14.11

11.

Святые земли русской. Князь Александр Невский.

1

1.Рассказать о национальных героях страны.

2.Развивать эмоционально-образное чувство детей.

3.Расширять слушательский опыт.

 Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата.

  • Кантата «Александр Невский»  С.Прокофьев:
  • «Песнь об Александре Невском»
  • «Вставайте, люди русские»
  • Народные песнопения о Сергии Радонежском

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

21.11

12.

Сергий Радонежский.

1

Фронтальный опрос по теме.

28.11

13

Молитва.

.

1

1.Развивать ассоциативно-образное мышление детей.

2.Формировать чувство стиля музыки Чайковского.

3.Сравнительный  интонационный анализ 2

«Детский альбом»  П.Чайковский:

  • «Утренняя молитва», «В церкви»

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

05.12

14.

С Рождеством Христовым

1

1.Вспомнить историю праздника.

2.Разучить славянские песнопения, посвященные празднику.

3.Развивать исполнительские качества.

Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции Отечества.

  • «Рождественская песенка» - П.Синявский
  • Рождественские песни: «Добрый тебе вечер»
  • «Рождественское чудо»

«Тихая ночь»

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

12.12

15.

Музыка на Новогоднем празднике.

1

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

19.12

16

Обобщающий урок по теме «О России петь- что стремиться в храм»

1

Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту. 2.Формировать общие понятия о жанрах.

3.Продолжить работу над вокальными умениями детей.

Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

26.12

3 четверть - 10 часов

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 часа

17.

Русские народные инструменты.

Плясовые наигрыши.

1

Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции.

  • «Калинка» - р.н.п.
  • «Светит месяц» - вариации на тему русской народной  песни
  • «Камаринская» - р.н.п.

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

16.01

18

Разыграй песню.

1

1.Рассказать о народных праздниках и их приметах.

2.Расширять эмоционально-смысловой словарь учащихся.

3. Воспитывать уважение к народным традициям.

Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народные музыкальные традиции Отечества.

  • «Калинка» - р.н.п.
  • «Светит месяц» - вариации на тему рус. нар. песни.
  • «Камаринская» - р.н.п.      Песня – игра:
  • «Бояре, а мы к вам пришли»;

«Выходили красны девицы» - р.н.п. – игра.

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

23.01

19

Музыка в народном стиле. Сочини песенку

1

1.Формировать знания о значении музыки в жизни человека

2.Развивать исполнительские качества, творческие способности.

Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.

  • С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами».
  • «Камаринская» - р.н.п.
  • П.Чайковский:
  • «Камаринская»
  • «Мужик на гармонике играет»

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

30.01

20

Проводы зимы. Встреча весны…. 

1

1.Учить детей понимать муз. драматургию произведения.

2.Развивать творческие способности детей.

3.Воспитывать любовь к прекрасному.Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

  • Масленичные песни
  • Весенние заклички

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

06.02

В музыкальном театре. 6 часов

21

Сказка будет впереди.

1

1.Связать жизненные впечатления детей с музыкальными образами в произведениях Чайковского, Глинки, Прокофьева.

2.Уметь определять характер и настроение музыки.

3.Воспитывать умение вслушиваться в произведение.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональ-ных сферах музыки и о многообразии музыкаль-ных жанров.

  • «Песня – спор» Г.Гладков

М. Коваль «Волк и семеро козлят» фрагменты из оперы

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

13.02

22

Детский музыкальный театр.   Опера. Балет.

1

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

20.02

23

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

1

1.Охватить целостность увертюры через сравнение разных эмоциональных состояний.

2.Выделять характерные интонационные особенности музыки, изобразительные и выр Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр азительные.

  • Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки
  • «Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьев.

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

27.02

24

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

1

1.Охватить целостность увертюры через сравнение разных эмоциональных состояний.

2.Выделять характерные интонационные особенности музыки, изобразительные и выразительные.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,

хоровая, оркестровая.

  • Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка

сцена из первого действия оперы «Руслан и Людмила»

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

06.03

25

«Какое чудное мгновенье!»

Увертюра. Финал.

1

1.Расширять знания детей о многообразии муз. жанров.

2.Равивать способность сопереживания муз. образам.

3.Воспитывать чуткое отношение к «братьям меньшим».

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,хоровая, оркестровая

  • Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.Глинка

Заключительный хор из финала оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка.

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

13.03

26

Обобщающий урок по теме  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

1

Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту. 2.Формировать общие понятия о жанрах.

3.Продолжить работу над вокальными умениями детей.

Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

20.03

4 четверть - 8 часов

В концертном зале. 3часа

27

Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».

1

1.Развивать эмоциональное восприятие музыки.

2.Учить позитивно-эмоциональным отношениям.

3.Воспитание в атмосфере добра, любви.

Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

  • Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев.)

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

03.04

28

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

1

1.Продолжить знакомство детей со звучанием симф. оркестра.

2.Показать значение муз. средств для раскрытия содержания произведения. 3.Развивать слуховую активность детей.

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.

  • «Избушка на курьих ножках»
  • «Балет не вылупившихся птенцов»
  • «Богатырские ворота»

«Песня о картинах» Г.Гладков

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

10.04

29

«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра.

1

1.Продолжить знакомство детей со звучанием симф. оркестра.

2.Показать значение муз. средств для раскрытия содержания произведения.

 3.Развивать слуховую активность детей.

 Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством  великого австрийского композитора В.А.Моцарта. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

  • Увертюра «Свадьба Фигаро» В.Моцарт

Сифония№40  Моцарт.

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

17.04

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. 5 часов

30

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах.

1

1.Закрепить знания о средствах   музыкальной выразительности. 2. Познакомить с музыкой Баха.

3.Воспитание грамотного слушателя

Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган).

  • «Менуэт» И. -С.Бах.
  • «За рекою старый дом» И. -С.Бах.
  • «Токката» И.-С.Бах.

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

24.04

31

Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. 

1

1.Учить понимать изобразительный язык музыки.

2.Характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, его эмоциональное состояние, образ-портрет.

3.Воспитывать грамотного слушателя.

Выразительность и изобразительность в музыке.

  • «Тройка» Г.Свиридов

«Попутная песня» М.Глинка.

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

08.05

32

Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка.

1

1.Учить детей различать музыкальные лады.

2.Учить заинтересованно слушать, исполнять, обсуждать.

3.Воспитывать грамотных слушателей.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Д.Кабалевский:

  • «Кавалерийская»
  • «Клоуны»
  • «Карусель»
  • «Весна. Осень»  Г.Свиридов
  • «Жаворонок» М.Глинка.

«Колыбельная, «Весенняя» В.Моцарт.

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

15.05

33

Природа и музыка.«Печаль моя светла»

1

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

22.05

34

Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).

1

1.Закрепить знания детей.

2. Повторить изученную ранее музыку.

3. Познакомить с новым произведением Чайковского.

4.Воспитывать грамотных слушателей.

Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

«Весна. Осень»  Г.Свиридов, «Жаворонок» М.Глинка.

«Колыбельная, «Весенняя» В.Моцарт.

Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского)

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Л: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая програма по литературному чтению 2 класс ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование  согласно требованиям ФГОС...

Рабочая програма внеурочной деятельности по английскому языку в 3 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку 3 класс...

рабочая програма по математике 3 класс

Рабочая программа по математике 3 класс ос "Школа 2100"...

Рабочие програма по технологии УМК ПНШ 3 класс

Рабочая программа  по технологии УМК ПНШ 3 класс...

Рабочая програма технология 1 класс

Рабочая програма по технологии УМК "Школа 21 века"...