Система словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку

Степочкина Татьяна Валентиновна

«Система словарной работы на уроках русского языка в начальной школе» - это пятиминутки на каждый урок, включающие в себя обязательно минутку чистописания, орфографическую «разминку» и, наконец, один из видов грамматического разбора или развитие речи. Сборник состоит из тематических блоков (птицы, деревья, путешествия, школа, инструменты, непроизносимые согласные и т.д.) для каллиграфической и словарной работы на уроке русского языка. Каждый блок представлен четырьмя уроками с разными видами заданий на основе словарных слов, а пятый урок предполагает контрольный словарный диктант по изученному тематическому блоку. Названия блоков из класса в класс могут повторяться, но задания усложняются, количество словарных слов по данной теме расширяется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Блок "Птицы" 3 класс171.59 КБ
Файл Блок "Птицы" 4 класс60.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

жаворонок

сорока

ворона

воробей

соловей

ласточка

снегирь

ястреб

синица

Урок 1.     Блок  «Птицы»            3 класс

1.Минутка чистописания

Упражнение над соединениями букв.

2. Игра «Глаз-фотограф»

Демонстрируются карточки со словами 1-2 секунды. Задача: успеть прочитать и запомнить, как слово пишется.

жаворонок

сорока

ворона

воробей

соловей

ласточка

снегирь

3. Выпишите в тетрадь слова с сочетаниями –оло-, -оро-.

- Что знаете об этих птицах? (Ворона, воробей – воришки, живут возле человека, кормятся тем, что найдут вблизи жилья человека. Воробей – ворота. Ворона – вороной – черный. Сорока –сорка – трещит, тарахтит Соловей -  певчая птичка довольно невзрачна на вид — один лишь желтоватый цвет на ее перышках; по этому признаку и было дано ей название — ведь соловый означает «желтоватый». И однокоренной глагол осоловеть буквально означал, конечно, не «стать похожим на соловья», а «пожелтеть».)

4. Отгадайте загадку:

Красногрудых птиц сюда

К нам приносят холода.

Корм скорей им собери –

Прилетели …(снегири)

5. Запись предложений под диктовку.

- Выслушайте предложения. Какие орфограммы нужно вспомнить, чтобы грамотно записать предложения?

Саша Орлов кормит зимой птиц. Он припас корм, сделал кормушку. В птичью столовую слетелись

Дополните последнее предложение словами с доски. Подчеркните однокоренные слова (корм, кормушку). Какое слово является проверочным?

6. Составьте «лесенку» слов, выделив общий корень –снег-. (снег, снежок, снежная, снежинка, снеговик, снегоход, снеговой, снеговичок)

7. Запишите предложение: По дорожке в липовой аллее  разгуливают снегири. Разберите его по членам предложения и составьте схему.

============= _______________

        ↓           ↓

_ . _ . _    _  _  _  

        ↓

~~~~~~~

Разгуливают (где?) в аллее, разгуливают (по чему?) по дорожке, в аллее (какой?) липовой.

Урок 2.     Блок  «Птицы»            3 класс

1.Минутка чистописания

Упражнение над формой букв.

2. Разгадайте ребусы и запишите каллиграфически эти слова:

C:\Users\Наталья Николаевна\Desktop\Учитель года\жаворонок.gifC:\Users\Наталья Николаевна\Desktop\Учитель года\ласточка.jpgC:\Users\Наталья Николаевна\Desktop\Учитель года\ворона.gifC:\Users\Наталья Николаевна\Desktop\Учитель года\воробей.jpgC:\Users\Наталья Николаевна\Desktop\Учитель года\сорока.jpg

(жаворонок,ласточка, ворона, воробей, сорока)

- Окраска какой птицы указывает на её название? (соловей).

- Запишите аккуратно названия этих птиц.

3. Чтение текста

Жаворонок

          Жаворонок возвращается к нам с первыми проталинами. Песни жаворонка звенят от зари до зари. Но ценность жаворонка не только в красоте его песен. Он собирает зёрнышки сорных трав, поедает различных вредных насекомых.

          Песня жаворонкавсегда звенит в ясном небе и очень редко – на земле. Не зря жаворонка называют поднебесным певцом. Слишком много он имеет врагов, чтобы свободно петь на земле. Жаворонка может схватить ястреб или хорёк, горностай или ласка.Даже полевой мыши и хомяка певец пугается. Вот почему, как серебряный колокольчик, звучит песня жаворонка в вышине. Отсюда он видит ястреба, может спуститься на землю и спрятаться во ржи или бурьяне.

- Почему пение жаворонка не услышишь на земле?

- Найдите и зачитайте в тексте сравнение.

3. Разбор предложения

- Запомните и повторите предложение: Жаворонки в небе подняли трезвон.

- Сколько слов в предложении? (5)

- Запись с комментированным управлением на доске и в тетрадях. Составление схемы предложения.(В предложении говорится о жаворонках – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой, доказываю: кто это? - Жаворонки – выражено существительным. О жаворонках говорится, что они подняли – это сказуемое, подчёркиваю двумя линиями. Доказываю: что сделали? –подняли – выражено глаголом. Жаворонки подняли – это грамматическая основа предложения. Построим пары слов: зададим от главных членов предложения вопросыко второстепенным. Подняли (что?) трезвон, дополнение, выражено существительным, подняли (где?) в небе, обстоятельство, выражено существительным с предлогом.

Карточка  для детей

Урок 2.     Блок  «Птицы»            3 класс

Прочитайте текст.

Жаворонок

          Жаворонок возвращается к нам с первыми проталинами. Песни жаворонка звенят от зари до зари. Но ценность жаворонка не только в красоте его песен. Он собирает зёрнышки сорных трав, поедает различных вредных насекомых.

          Песня жаворонка всегда звенит в ясном небе и очень редко – на земле. Не зря жаворонка называют поднебесным певцом. Слишком много он имеет врагов, чтобы свободно петь на земле. Жаворонка может схватить ястреб или хорёк, горностай или ласка. Даже полевой мыши и хомяка певец пугается. Вот почему, как серебряный колокольчик, звучит песня жаворонка в вышине. Отсюда он видит ястреба, может спуститься на землю и спрятаться во ржи или бурьяне.

- Почему пение жаворонка не услышишь на земле?

- Найдите и зачитайте в тексте сравнение.

Урок 3.     Блок  «Птицы»            3 класс

  1. Минутка чистописания

Упражнение над формой букв.

яс  ястреб (добавляется новое слово на стенд)

  1. Работа с текстом «Воробей на часах».

- Прочитайте рассказ «Воробей на часах» про себя. Приготовьтесь прочитать выразительно.

Воробей на часах

В саду прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица. Летит по задворкам ястреб-разбойник. Старый воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб ближе и ближе. Закричал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом кинулись в кусты.

     Всё смолкло. Только воробей-часовой сидит на ветке, глаз с ястреба не спускает. Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз. А воробей камнем упал в кусты.

     Ястреб ни с чем и остался.

 Л.Толстой

  1. Выразительное чтение рассказа детьми вслух (при выразительном чтении обязательно называть автора и заголовок).

- Назовите в тексте слова с непроверяемым написанием.

- Выпишите все однокоренные слова к слову «воробей» (воробушки, воробей, воробьята).Выделите корень.

- Образуйте и запишите однокоренное прилагательное. Назовите в нем орфограммы.

- Приведите свой пример, когда можно сказать «ни с чем остался».

        

4. Разбор предложения.

- Запомните предложение: В саду прыгали молодые воробушки. (5 слов)

- Какие орфограммы надо знать, чтобы грамотно написать это предложение? (предлоги пиши отдельно, безударные гласные, проверяемые ударением, непроверяемые безударные гласные –оро-, начало предложения пиши с заглавной буквы, в конце предложения поставь точку).

5. Комментированное управление с записью на доске и в тетрадях. Разбор предложения по членам. Составление схемы предложения.

В предложении говорится о воробушках. Доказываю: кто это? Воробушки – подлежащее, подчеркиваю одной линией, выражено существительным. О воробушках говорится, что они прыгали. Доказываю: воробушки что делали? – прыгали  - это сказуемое, подчёркиваю двумя линиями, выражено глаголом. Воробушки прыгали – это грамматическая основа предложения. Составляю пары слов: воробушки (какие?) молодые – это определение, подчёркиваю волнистой линией, выражено прилагательным, прыгали (где?) в саду – это обстоятельство, выражено существительным с предлогом.

================  _________________

              ↓                                       ↓

- . - . - . - . - . - . - . -     ̴̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴

Воробушки (какие?) молодые, прыгали (где?) в саду.

Карточка  для детей

Урок 3.     Блок  «Птицы»            3 класс

Прочитайте рассказ. Приготовьтесь читать выразительно.

Воробей на часах

В саду прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица. Летит по задворкам ястреб-разбойник. Старый воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб ближе и ближе. Закричал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом кинулись в кусты.

     Всё смолкло. Только воробей-часовой сидит на ветке, глаз с ястреба не спускает. Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз. А воробей камнем упал в кусты.

     Ястреб ни с чем и остался.

 Л.Толстой

1.Назовите в тексте слова с непроверяемым написанием.

2. Выпишите все однокоренные слова к слову «воробей».Выделите корень.

3. Образуйте и запишите однокоренное прилагательное. Назовите в нём орфограммы.

4. Приведите свой пример, когда можно сказать «ни с чем остался».

Урок4.     Блок  «Птицы»            3 класс

1.Минутка чистописания

 -  Назовите общий элемент букв:

    (овал)

- Пропишите аккуратно в тетради

- Допишите слоги в словах …гирь, …рона, …бей, …вей, …рока.

- Запишите слова со стенда в три столбика: в первый столбик – с ударением на первом слоге, во второй столбик – с ударением на втором слоге, в третий столбик – с ударением на третьем слоге. В третий столбик допишите еще одно слово самостоятельно. Можете воспользоваться орфографическим словарём.

2. Работа с текстом. Устно.

- Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выделите начало, середину, концовку.

Стояли трескучие морозы. Каждое утро я выносил птицам свежий корм. Один раз у кормушки я увидел синицу. Она лежала на снегу. Я принёс птичку домой и поместил в клетку. Синичка открыла глаза и стала поправлять перья. Я поставил ей в клетку чашку с семенами и блюдце с водой. Синичка прожила у нас всю зиму. Весной я её выпустил.

- Запишите в тетрадь ещё одно новое словарное слово: синица.

3. Коллективное изложение

Город на берёзе

На молодую берёзку наш дедушка повесил птичий дом – дуплянку. Стали в дуплянке пичуги селиться. Весной прилетают, песни поют, птенцов выводят.

     Шли годы. Росла молодая берёза. И дуплянка – птичий дом – постепенно подымалась вверх, как на лифте.

     Потом наш отец повесил вторую дуплянку. Прошло время – и она вверх поднялась. Потом мы с братишкой повесили по дуплянке. И теперь на всех четырёх этажах у нас птицы поселились. Прямо-таки дружный, весёлый птичий городок на берёзе!

     А голосистый какой!

(По Э.Шиму)

- Кто первый повесил птичий домик?

- Как птицы отнеслись к дуплянке?

- Что изменилось, спустя годы?

- Кто повесил вторую дуплянку?

- Сколько дуплянок теперь висит на берёзе?

- Закончите рассказ, связав концовку с заголовком.

Предлагаю два варианта работы: коллективно составляем текст, обсуждая каждое предложение, или каждая группа записывает свое изложение, а позже читают тексты. Это зависит от степени подготовленности класса.

Карточка  для детей

Урок 4.     Блок  «Птицы»            3 класс

  1. Прочитайте текст с карандашом в руке. Озаглавьте его. Выделите начало, середину, концовку.

________________________________________________

Стояли трескучие морозы. Каждое утро я выносил птицам свежий корм. Один раз у кормушки я увидел синицу. Она лежала на снегу. Я принёс птичку домой и поместил в клетку. Синичка открыла глаза и стала поправлять перья. Я поставил ей в клетку чашку с семенами и блюдце с водой. Синичка прожила у нас всю зиму. Весной я её выпустил.

- Запишите в тетрадь ещё одно словарное слово: синица.

Город на берёзе

На молодую берёзку наш дедушка повесил птичий дом – дуплянку. Стали в дуплянке пичуги селиться. Весной прилетают, песни поют, птенцов выводят.

     Шли годы. Росла молодая берёза. И дуплянка – птичий дом – постепенно подымалась вверх, как на лифте.

     Потом наш отец повесил вторую дуплянку. Прошло время – и она вверх поднялась. Потом мы с братишкой повесили по дуплянке. И теперь на всех четырёх этажах у нас птицы поселились.

(По Э.Шиму)

- Кто первый повесил птичий домик?

- Как птицы отнеслись к дуплянке?

- Что изменилось, спустя годы?

- Кто повесил вторую дуплянку?

- Сколько дуплянок теперь висит на берёзе?

- Закончите рассказ, связав концовку с  заголовком.



Предварительный просмотр:

воробей

ворона

сорока

скворец

кречет

канарейка

горихвост

тетерев

коростель

зарянка

чибис

индюк

горлица

павлин

ласточка

снегирь

петух

куропатка

дятел

свиристель

соловей

Урок 1.     Блок  «Птицы»            4 класс

Исследование, наблюдение слов.

Форма - работа группами.

Оборудование:

запись голосов свиристеля, дятла, перепёлки, зяблика.

Изображения горлицы, соловья, горихвоста, павлина, канарейки, индюка.

  1. Минутка чистописания. 

Упражнения для отработки нижнего и верхнего соединения букв.

  1. Выпишите слова с сочетанием –оро-, -оло-. Назовите орфограмму. (Соловей, коростель, сорока, ворона, воробей). Проверьте правильность нижнего соединения букв.
  2. Назовите и запишите слова с проверяемой безударной гласной (скворец - скворушка, снегирь - снег, петух - петь).
  3. Запишите слова с парной согласной на конце (индюк, чибис, тетерев, горихвост, кречет).
  4. Объясните, используя толковый словарь, значение слов: павлин, канарейка и индюк (Слайд 2).

          Первое место по красоте среди птиц занимает павлин. Это слово родственно слову «павильон», которое во французском языке имеет значение «палатка, шатер». Распущенное павлинье надхвостье действительно похоже на красочный сказочный шатер.

          Названия слов канарейка и индюк связаны с названием родины этих птиц. Канарейки водятся на Канарских островах, откуда еще в XVI веке их привезли в Европу. Родина индюка – Америка, которую первоначально ошибочно называли Индией: слово индюк имеет значение «индийский петух».

  1. Рассматривание изображений птиц: горлица, соловей, горихвост (слайды 3,4,5).

- Соотнесите внешний вид и название этих птиц. (Работа с использованием карточки для детей).

          Название птицы горлица родственно слову «горло». У горлицы большой зоб, который отличает ее от других птиц.

Черно-рыжая манишка,

Подвижной с рыжинкой хвост…

На селе любой мальчишка

Сразу скажет: горихвост! – вы безошибочно соотнесли внешний вид и название этой птицы.

          Цвет  нежно-серый - издавна на Руси назывался «соловый» - и дал название птице «соловей».

  1. Следующие птицы получили название за свое пение: свиристель, дятел, перепёлка, зяблик (Слайды 6,7,8,).

(Звучат голоса птиц – определите, которая из птиц издает такой звук).

          В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «визг, свист». Название птицы «свиристель» и название музыкального инструмента «свирель» - родственные слова.

          Название «дятел» состоит в родстве  со словами «долбить, долото», но в нем произошли большие звуковые изменения.

         А вот птицу перепелку раньше называли пелепелкой. Название птице тоже дали по крику, который она издает «Пел-пел-пел!».

          Громко и звонко поет зяблик. Но только тучка наплывет на солнце, зяблик сразу сникает, насупливается, нос вешает. Сидит недовольный и уныло произносит:»Тр-р-р-р-рю!» Будто у него от холода зуб на зуб не попадает. Кто такого увидит – сразу подумает: «Ишь, зяблик какой! Чуть солнце за тучку, он уж и нахохлился, задрожал!»

Урок 1.     Блок  «Птицы»            4 класс

Карточки для детей.

Первое место по красоте среди птиц занимает павлин. Это слово родственно слову «павильон», которое во французском языке имеет значение «палатка, шатер». Распущенное павлинье надхвостье действительно похоже на красочный сказочный шатер.

Названия слов канарейка и индюк связаны с названием родины этих птиц. Канарейки водятся на Канарских островах, откуда еще в XVI веке их привезли в Европу. Родина индюка – Америка, которую первоначально ошибочно называли Индией: слово «индюк» имеет значение «индийский петух».

Название птицы горлица родственно слову «горло». У горлицы большой зоб, который отличает ее от других птиц.

Черно-рыжая манишка,

Подвижной с рыжинкой хвост…

На селе любой мальчишка

      Сразу скажет: горихвост!

Цвет  нежно-серый - издавна на Руси назывался соловый - и дал название птице соловей.

В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «визг, свист». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель - родственные слова.

Название дятел состоит в родстве  со словами «долбить, долото», но в нем произошли большие звуковые изменения.

А вот птицу перепёлку раньше называли пелепелкой. Название птице тоже дали по крику, который она издает «Пел-пел-пел!».

Громко и звонко поет зяблик. Но только тучка наплывет на солнце, зяблик сразу сникает, насупливается, нос вешает. Сидит недовольный и уныло произносит: «Тр-р-р-р-рю!» Будто у него от холода зуб на зуб не попадает. Кто такого увидит – сразу подумает: «Ишь, зяблик какой! Чуть солнце за тучку, он уж и нахохлился, задрожал!»

Урок 2.     Блок  «Птицы»            4 класс

Повторение.

Раздаточный материал: кроссворд

Форма - работа парами

  1. Минутка чистописания. Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв

Запишите названия птиц, где встречаются буквы д, у, з.

  1. Решите кроссворд «Птицы»

1.Птица, поющая всегда на заре.

2.Черно-рыжая манишка,

Подвижной с рыжинкой хвост…

На селе любой мальчишка

Сразу скажет…

3.Птица, издающая звук, будто у нее от холода зуб на зуб не попадает.

4.Птичка, отличающаяся от других большим зобом, горлом.

5.Название этой птицы родственное слову «свирель».

6.Название этой птицы родственно словам «долото, долбить», но в нем произошли большие звуковые изменения.

7.Название этой птице дала родина Канарские острова.

8.Название этой птицы дословно переводится «индийский петух».

9.Название этой птицы родственно французскому слову «павильон, палатка, шатёр».

6

3

7

1

9

2

5

8

4

  1. Взаимопроверка.

Обменяйтесь кроссвордами.

Проверьте слова, сверяя записи в кроссворде по карточкам на стен

Урок 2.     Блок  «Птицы»            4 класс

Карточка для детей

1.Решите кроссворд «Птицы»

1.Птица, поющая всегда на заре.

2.Черно-рыжая манишка,

Подвижной с рыжинкой хвост…

На селе любой мальчишка

Сразу скажет…

3.Птица, издающая звук, будто у нее от холода зуб на зуб не попадает.

4.Птичка, отличающаяся от других большим зобом, горлом.

5.Название этой птицы родственное слову «свирель».

6.Название этой птицы родственно словам «долото, долбить», но в нем произошли большие звуковые изменения.

7.Название этой птице дала родина Канарские острова.

8.Название этой птицы дословно переводится «индийский петух».

9.Название этой птицы родственно французскому слову «павильон, палатка, шатёр».

6

3

7

1

9

2

5

8

4

2.Обменяйтесь кроссвордами.

Проверьте записанные слова, сверяя записи в кроссворде по карточкам на стенде.

Урок 3.     Блок  «Птицы»            4 класс

Исследование. Развитие письменной речи.

Фронтальная работа. Групповая работа

Оборудование: запись голосов птиц кречета, коростеля, чибиса, чижа, синицы, дрозда, тетерева, грача, чайки, гагары, скворца.

Классическая музыка в размере 2/4, в среднем темпе.

  1. Слушание голосов птиц.

Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц. Послушайте их.

 «Кре-кре!» - это кречет подает о себе знак.

А коростель кричит: «Корст-корст!», по-другому его зовут еще дергач.

«Чиви-чиви! Чиби-чиби!» зовет кого-то чибис.

«Чи-чи! Чи-чи!» - вторит ему чиж.

«Синь-синь!» - посвистывает синица.

«Дро-тро! Дро-тро!» - возмущается дрозд.

«Те-тер! Те-тер!» - называет себя тетерев.

«Гра-гра!» - представляется грач.

«Чай-чай-чай!» - так кричат чайки.

«Га-га! Га-га!» - поддакивает им гагара.

«Сквор-сквор!»  - поют скворцы.

  1. Упражнение в каллиграфии.

Письмо под ритмичную музыку (подойдёт «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского и др.) наклонных коротких линий простым карандашом.

 

Запись по палочкам-выручалочкам  каллиграфическим почерком названий птиц: кречет, коростель, чибис, чиж, синица, дрозд, тетерев, грач, чайка, гагара, скворец.

  1. Развитие речи. Работа с текстом.

 Даны два текста группам детей: «Грач-храбрец» и  «Длиннохвостые разбойники». По истечении трёх минут каждая группа зачитывает свои коллективные работы, с опорой на предложенный план.

Грач-храбрец.

Расположи части так, чтобы получился связный рассказ.

          Но тут произошло неожиданное. Снизу навстречу хищнику ринулся грач-храбрец. Противники на мгновение сцепились и тотчас же разошлись, готовые к новой атаке. В воздухе закружились перья.

          Лесной пират не выдержал натиска, стал  трусливо отступать.

          Солнце разорвало тучи и бросило на мокрую землю горячие лучи. Широкая луговина так и засверкала.

          Голуби то вдруг рассыпались по небу, словно гонимые ветром снежные хлопья, то собирались вместе, кружась и кувыркаясь в воздухе. Один голубь оторвался от стаи и стал набирать высоту. Но вдруг с птицей что-то случилось. Она замерла на месте, будто натолкнулась на невидимую преграду. Оказывается, одинокого голубка преследовал ястреб. Еще бы немного, и ястреб ударил добычу.

(А.Дорохов)

Какая часть является вступлением?

Прочитайте заключительную часть.

В какой последовательности развивались события, о которых говорится в основной части?

Пользуясь текстом, напишите ответы на вопросы:

1. Что произошло с одним из голубей?

2. Как сражался грач-храбрец с ястребом?

Длиннохвостые разбойники

          Мы с сыном шли по лесной тропинке. Вдруг впереди нас застрекотали сороки. Мы вышли из кустов на лужайку. По лужку мечется заяц. Около него две сороки. Заяц на них так и наскакивает.

          Отлетит сорока – вторая уже сзади подлетает. Глядим мы и ничего понять не можем. Стали мы подходить ближе. Заметил нас заяц, поскакал в лес. Сороки тоже прочь полетели. Вдруг видим: лежит в ямке маленький серый комочек. Да ведь это зайчонок!

          Это зайчиха своего детёныша так храбро защищала. Неверно говорят, что заяц – трусишка.

(Г.Скребицкий)

Пользуясь текстом, напишите ответы на вопросы:

1. Какое происшествие увидели люди однажды в лесу?

2. Как защищала зайчиха своего детёныша?

Карточки для детей

Урок 3.     Блок  «Птицы»            4 класс

Вариант II

Расположи части так, чтобы получился связный рассказ.

Грач-храбрец

          Но тут произошло неожиданное. Снизу навстречу хищнику ринулся грач-храбрец. Противники на мгновение сцепились и тотчас же разошлись, готовые к новой атаке. В воздухе закружились перья.

          Лесной пират не выдержал натиска, стал  трусливо отступать.

          Солнце разорвало тучи и бросило на мокрую землю горячие лучи. Широкая луговина так и засверкала.

          Голуби то вдруг рассыпались по небу, словно гонимые ветром снежные хлопья, то собирались вместе, кружась и кувыркаясь в воздухе. Один голубь оторвался от стаи и стал набирать высоту. Но вдруг с птицей что-то случилось. Она замерла на месте, будто натолкнулась на невидимую преграду. Оказывается, одинокого голубка преследовал ястреб. Еще бы немного, и ястреб ударил добычу.

(А.Дорохов)

Какая часть является вступлением?

Прочитайте заключительную часть.

В какой последовательности развивались события, о которых говорится в основной части?

Пользуясь текстом, напишите ответы на вопросы:

1. Что произошло с одним из голубей?

2. Как сражался грач-храбрец с ястребом?

Урок 3.     Блок  «Птицы»            4 класс

Вариант I

Прочитайте текст, подчеркивая карандашом словарные слова.

Длиннохвостые разбойники

          Мы с сыном шли по лесной тропинке. Вдруг впереди нас застрекотали сороки. Мы вышли из кустов на лужайку. По лужку мечется заяц. Около него две сороки. Заяц на них так и наскакивает.

          Отлетит сорока – вторая уже сзади подлетает. Глядим мы и ничего понять не можем. Стали мы подходить ближе. Заметил нас заяц, поскакал в лес. Сороки тоже прочь полетели. Вдруг видим: лежит в ямке маленький серый комочек. Да ведь это зайчонок!

          Это зайчиха своего детёныша так храбро защищала. Неверно говорят, что заяц – трусишка.

(Г.Скребицкий)

Пользуясь текстом, напишите ответы на вопросы:

1. Какое происшествие увидели люди однажды в лесу?

2. Как защищала зайчиха своего детёныша?

Урок 4.     Блок  «Птицы»            4 класс

Развитие речи

Форма работы – парная

Оборудование: карточки с текстами для детей

  1. Чистописание. 

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв

 

- Прочитайте названия птиц  с буквами б, в.

Воробей, ворона, скворец, горихвост, тетерев, чибис, павлин, свиристель, соловей.

  1. Развитие письменной речи

Прочитайте текст с карандашом, подчеркивая словарные слова.

Русская осень

          В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первые соловьи. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. Думаешь, что это пятна солнца, а это два жёлтых клёна стоят между ёлками. Тёплый красный свет идёт от осины. Березняки наполнены белым матовым и пронзительно-жёлтым светом. Замечаешь вдруг синий холод лесной речушки, никем не сорванный красный гриб, заросли ежевики, огонь рябины, серебристые ниточки паутины. Что ни шаг – новые краски.

(По В.Пескову)

Назовите эти орфограммы (10 слов).

Письменно ответьте на вопросы:

  1. Какие праздники отмечает природа?
  2. Как готовится природа к празднику осени?
  3. Какими красками встречает нас осенний лес?

Проверка групповой работы. Представитель от каждой группы зачитывает по одному ответу на вопрос.

- Какие важные знания мы сейчас повторили? (повторили словарные слова; письменно передали краткое содержание прочитанного текста). Где пригодятся эти знания? (грамотно выполнять непроверяемые написания, находить в тексте нужную информацию, письменно передавать краткое содержание текста).

3.Повторение изученных за неделю словарных слов. Классификация. Подготовка к контрольному словарному диктанту.

- Запишите с карточек названия птиц в два столбика: перелётные и зимующие.

- Какие слова нельзя отнести ни к одной группе. Каким общим словом их назвать? (домашние: индюк, петух).

-Обменяйтесь в группе тетрадями. Выполните взаимопроверку.

4.Развитие устной речи.

Составьте группой свой текст-повествование на тему «Птицы осенью» (3-4 предложения).

5.Прочитайте текст «Снегирь». Объясните название птицы.

Снегирь

          Многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они снегири, потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание – жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что летом они живут гораздо севернее, где зимой очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям наша зима тёплой.

          Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.

           Весной снегири будут уже далеко на севере – на родине. Совьют там гнёзда, выведут и вскормят птенцов. И лишь поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист.

            Добро пожаловать! У  нас в лесу всегда рады гостям, если они не вредные.

Запишите, начав предложение так: «Снегирь получил такое название, потому что…»

Карточки для детей.

Урок 4.     Блок  «Птицы»            4 класс

1.Прочитайте текст, подчеркивая карандашом словарные слова.

Русская осень

          В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первые соловьи. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. Думаешь, что это пятна солнца, а это два жёлтых клёна стоят между ёлками. Тёплый красный свет идёт от осины. Березняки наполнены белым матовым и пронзительно-жёлтым светом. Замечаешь вдруг синий холод лесной речушки, никем не сорванный красный гриб, заросли ежевики, огонь рябины, серебристые ниточки паутины. Что ни шаг – новые краски.

(По В.Пескову)

Письменно ответьте на вопросы:

  1. Какие праздники отмечает природа?
  2. Как готовится природа к празднику осени?
  3. Какими красками встречает нас осенний лес?

  1. Прочитайте текст.

Снегирь

          Многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они снегири, потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание – жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что летом они живут гораздо севернее, где зимой очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям наша зима тёплой.

          Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.

           Весной снегири будут уже далеко на севере – на родине. Совьют там гнёзда, выведут и вскормят птенцов. И лишь поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист.

            Добро пожаловать! У  нас в лесу всегда рады гостям, если они не вредные.

Объясните название птицы.

Запишите, начав предложение так: «Снегирь получил такое название, потому что…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Доклад "Использование мультимедийных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"

Доклад "Использование мультимедйных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Статья "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС."

В статье изложен опыт работы со словарными словами в начальной школе....

Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Доклад на районном Мо учителей начальных классов (из опыта работы)...

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

Работа со словарными словами в начальной школе                                           ...