Урок музыки 3 класс "Образ матери в изо"
методическая разработка по музыке (3 класс) на тему

Трушова Надежда Евгеньевна

урок- презентация по программе Критской Е.Д., Шмагиной Т.С., Сргеевой Г.П.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» Я верю, что женщина – чудо такое, Какого на Млечном пути не сыскать, И если «любимая» - слово святое, То трижды священное –женщина-мать!» Л. Рогожников

Слайд 2

Рафаэль Сикстинская Мадонна

Слайд 3

В. Васнецов «Богоматерь с младенцем»

Слайд 4

Богоматерь Тихвинская Богоматерь Казанская

Слайд 5

Богоматерь Владимирская

Слайд 6

Богоматерь Владимирская 16 век

Слайд 7

Найди слова, которые передают твои чувства когда ты слушаешь музыку, смотришь картины, читаешь стихи, посвящённые Богоматери: ДОСТОИНСТВО ВЕЛИЧИЕ БЛАГОРОДСТВО МИР ТИШИНА ПРОСТОТА КРАСОТА ЛЮБОВЬ СПОКОЙСТВИЕ РАДОСТЬ

Слайд 8

А. Дейнека «Мать»

Слайд 9

К.Петров - Водкин «1918 год в Петро- граде»

Слайд 10

О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми»

Слайд 11

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ: Какие средства выразительности помогли композитору передать образ матери? ( Красивая мелодия, спокойный умеренный темп вальса) Если бы надо было исполнить песню без слов, какой инструмент вы бы выбрали для исполнения мелодии? (Певучие инструменты, например: флейта, скрипка) Найдите в тексте песни слова, в которых говорится чем красива каждая мама. (Красива по-своему каждая мама – любовью своей материнской красива!)



Предварительный просмотр:

Урок музыки в 3-м классе "Образ матери в музыке и изобразительном искусстве"

Трушова Надежда Евгеньевна, учитель музыки 

Цель:  формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.

Задачи: 1. Рассмотреть как музыка, литература и живопись разными путями идут к созданию образа матери.

2. Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребёнка в мировой культуре.

3. Воспитывать осознанное чувство уважения к матери.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт “Аве Мария” (в исп. Р. Лоретти); С. Рахманинов “Богородице Дево, Радуйся”; песня “ Мама” .

Дополнительный материал: репродукции картин - С. Рафаэль “Сикстинская мадонна”, В. Васнецов “Богоматерь с младенцем”, К. Петров-Водкин “1918 год в Петрограде”, О. Ренуар “Мадам Шарпантье с детьми”, А. Дейнека “Мать”; иконы - Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская.

Программное обеспечение: компьютерная презентация <Приложение 1>.

Оборудование: Фортепиано, мультимедийный проектор, компьютер, текст песни “Мама”.

ХОД УРОКА.

Учащиеся входят в класс под красивую спокойную музыку.

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие:

Учитель. Здравствуйте, ученики!
Вместе. Здравствуйте, учитель!

Слайд № 1

Тема урока: “Образ матери в музыке и изобразительном искусстве”.

Яверю, что женщина – чудо такое,     

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если “любимая” - слово святое,

То трижды священное – “женщина – мать!”

Л. Рогожников

2. Введение в тему урока.

- Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.

- Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!”

- Образ матери – великая тема искусства. Она и является темой нашего урока.

3. Работа по теме урока. 

- Созданная великим итальянским художником Рафаэлем “Сикстинская мадонна” - одна из самых прекрасных картин на земле.

Слайд № 2 “Сикстинская мадонна”

- В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”). Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.

- Давайте послушаем “Аве Марию” австрийского композитора Франца Шуберта .(На фоне слайда “Сикстинская мадонна” звучит “Аве Мария”, после этого учитель читает):     А.Фет.

Аве, Мария – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария – лампада тиха,     Я прошептал все четыре стиха.            

- И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево, радуйся”. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая.

- Давайте послушаем эту молитву Богородице Дево, радуйся”.

С. Рахманинов “Богородице Дево, радуйся” из всенощного бдения - слушание.

(На фоне музыки идут слайды)

Слайд № 3 В. Васнецов “Богоматерь с младенцем”

Слайд № 4 Богоматерь Казанская и Тихвинская

Слайд № 5 Богоматерь Владимирская

Слайд № 6 икона Богоматери Владимирской, 16 век

(Остановиться на слайде № 6)

- Ребята, что вы увидели в музыке? (картины, иконы)

- Правильно. А вы знаете, как получается икона? Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона, то есть образ, а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом).

- Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. Посмотрите, как младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности. Эта икона - величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.  Ребята, а сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери.

Слайд № 7

ДОСТОИНСТВО

МИР

РАДОСТЬ

ВЕЛИЧИЕ

ПРОСТОТА

КРАСОТА

БЛАГОРОДСТВО

ТИШИНА

СПОКОЙСТВИЕ

ЛЮБОВЬ

 

 

(Ответы детей)

- Хорошо, всё правильно, вы молодцы! А сейчас давайте немного отдохнём.

4. Музыкальная разминка “Любопытная Варвара”.

- Самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов. 

Слайд № 8 А. Дейнека “Мать”

- Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки. Она написана более семидесяти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.

Слайд № 9 К. Петров-Водкин “1918 год в Петрограде”

- И эта картина, тоже написанная русским художником Козьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным в 1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь. Ребята, скажите, похожа она на произведения изобразительного искусства, которые мы смотрели с вами до этого? Чем похожа? (обнимая и ласково сжимая руку ребёнка, мать так же оберегает своё дитя от жизненных невзгод).

- Как сам художник назвал свою картину? Читаем (“1918 год в Петрограде”).

- Можно ли дать другое название этой картине? (Да, например, “Петроградская мадонна”)

Слайд № 10 О. Ренуар “Мадам Шарпонтье с детьми”

- А сейчас перед вами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара.

Что изображено на ней? (Мать и её дети в непринуждённых позах. Наверно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними спокойно лежит собака. От картины исходит тепло, уют, любовь.)

Слайд  №11.  Фильм – «Портрет матери в изобразительном искусстве».

Рисунки детей «Моя мама».

- Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?

- Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками.

Исполнение песни «Мама»

Слайд № 12

Вопросы:

  1. Какие средства выразительности помогли композитору передать образ матери? (красивая мелодия, неторопливый темп, )
  2. Если бы надо было исполнить песню без слов, какой инструмент вы бы выбрали для исполнения мелодии? (певучие инструменты, например, флейта, скрипка)
  3. Найдите в тексте песни слова, в которых говорится,  какая мама? (Тихая , нежная , добрая)

 Слайд №13.  

5. Итог урока.

Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.

6. Домашнее задание.

Выучить небольшое стихотворение о маме.

Слайд №14. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к уроку музыки во 2 классе "Картинки с выставки"

Методический материал к уроку музыки во 2 классе "Картинки с выставки"...

Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи"

Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи". Урок по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой в теме: "О России петь-что стремиться в храм"...

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства для первого класса, посвященный дню Матери «Ты на свете лучше всех, Мама»

Цели:Познавательная:Почему каждому человеку нужна семья, мама. Раскрыть смысл слов: «нежность», «доброта», «ласка», «забота», «верность», «прекрасные чувства», «отношения».Разобрать музыкальные поняти...

Технологическая карта к уроку музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"

Разработка урока музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве" полностью раскрывает данную тему. Данный материал прошёл испытание открытыми урокам...

Методическая разработка к уроку музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"

Данная презентация предназначена для использования в ходе урока музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"...

Материал к интегрированному уроку музыки и английского языка в рамках реализации проекта "Другой урок".

Материал к интегрированному уроку музыки и английского языка  "Урок для маленьких леди и джентльменов" поможет учителю вызвать интерес к английскому языку, смотивирует к творческой деят...

методическая разработка - технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»

технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» составлена согласно образцу для проведения открытого урока для участия педагога в ...