Технологическая карта к уроку музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"
методическая разработка по музыке (3 класс)

Бойко Валентин Михайлович

Разработка урока музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве" полностью раскрывает данную тему. Данный материал прошёл испытание открытыми уроками и предназначен для тиражирования.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   

             Технологическая карта урока  музыки с использованием

                  информационно-компьютерных технологий

                  Учитель: Бойко Валентин Михайлович 

                  Предмет: Музыка

                  Класс 3

                  Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема урока: «Мама, милая мама…».

Цель урока: Познакомить учащихся с духовным образом матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыке.

Задачи:

Образовательные: Познакомиться с  шедеврами мирового искусства :  «Владимирская икона Божией Матери», Леонардо да Винчи : икона «Дева Мария с ребёнком и Святая Анна»,  Франц Шуберт слова Вальтера Скотта – «Аве Мария» в исполнении Леонардо да Винчи.

Развивающие: научиться рассуждать о роли творчества выдающихся мастеров искусства в жизни людей, формулировать вопросы, связанные с творчеством в различных видах искусства, искать связь между духовными образами, воплощёнными в иконах и молитвах, с реальной жизнью

людей, исполнять песню с сопровождением, придавая особое значение её характеру.

 

Воспитательные: воспитание духовности, нравственности, приобщение к глубинным вечным ценностям.

                                                 УУД:

Личностные УУД:  Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «милосердие», «сострадание», «благодарность», «уважение» и т.д.

Регулятивные УУД:  Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 

Познавательные УУД: Сопоставлять  информацию, полученную из различных источников (на уроке, из книг, из сети Интернет).  Анализировать и сравнивать новые познания с тем багажом знаний, который был приобретён ранее. 

Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения , принимать активное участие в обсуждении того или иного образа в искусстве, отстаивать свою точку зрения, опираясь на знания, полученные ранее. 

                                          Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: ключевые понятия и термины: «пение с сопровождением», «унисон», «тропарь», «икона», «молитва».

Уметь: рассуждать о роли духовного искусства в жизни современного человека, исполнять песни с инструментальным сопровождением, анализировать детали духовного образа иконы и духовной музыки. Уметь на слух определить характер и настроение музыки, сопоставлять слуховые впечатления со зрительными, уметь чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения.

                                               Личностные результаты:

 - интерес к духовному искусству

- эстетические потребности, ценности и чувства.

-чувство нежности, любви и уважения к матери.

                                      Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера

– умение самостоятельно ставить новые задачи;

– умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

– умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, размышлять, рассуждать и делать выводы;

Предметные результаты:

– развитие музыкальной памяти, слуха, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения;

– формирование мотивационной направленности на слушание музыки, пение, развитие творческих способностей в деятельности, связанной с музыкой поэзией  и живописью;

–расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса;

– овладение способностью эмоционально воспринимать музыку, как образное искусство во взаимосвязи с жизнью.

Основные понятия:  унисон, молитва, хор, католическая и христианская церковь, икона, тропарь.

Межпредметные связи: Музыка – живопись – литература – история.

Ресурсы:

основные : 

Презентация. Тема: «Мама, милая мама…»; 

Тропарь Владимирский иконе Божией матери;

Леонардо да Винчи : икона «Дева Мария с ребёнком и Святая Анна»; 

Видеоролик : Франц Шуберт слова Вальтера Скотта – «Аве Мария» в исполнении Леонардо да Винчи.

«Мама» муз. В. Гаврилина, сл. А.Шульгиной

Учебник «Музыка» 5 класс. Г.П. Сергеева. Е.Д. Критская

дополнительные: Мультимедийные

Формы работы на уроке:

 Групповая, индивидуальная, фронтально-коллективная.

Технология:

 сообщение темы с мотивирующим приемом

     

Дидактическая

структура

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые

результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

 Время: 5 мин

Основные этапы:

1.Предварительная организация класса

2. Мобилизующее начало урока.

3.Актуализация знаний.

4.Формулировка основной учебной задачи

Проверить присутствующих и готовность к занятию. Проверка заданий и отбор удачных заданий, которые подготовили дома ученики.

Создание проблемной ситуации по уже изученному материалу

Организация беседы, коррекция результатов ответов:

– Формулирует цель урока: Познакомить учащихся с духовным образом матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыке. Обозначает, каким

образом эта цель будет достигнута.

Слушают четверостишье.

Отвечают на вопрос, поставленный учителем.

Принимают участие в  формулировании цели урока.

Формулируют задачи урока:

1.Проверить домашнее задание.

2.Познакомиться с известными иконами Божьей матери.

3.Послушать новое музыкальное произведение.

4.Разучить песню о маме.

5.Сравнить образ матери воплощенный в различных видах искусств.

Обозначить тему урока и задачи, прослушав четверостишье.

Определить характер песни и эмоционально настроится на заданную тематику.

Рассуждать о роли духовного искусства в жизни современного человека, исполнять песни с инструментальным сопровождением, анализировать детали духовного образа иконы и духовной музыки. Уметь на слух определить характер и настроение музыки, сопоставлять слуховые впечатления со зрительными, уметь чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения.

Познавательные: Сопоставлять  информацию, полученную из различных источников (на уроке, из книг, из сети Интернет).  Анализировать и сравнивать новые познания с тем багажом знаний, который был приобретён ранее. 

.Коммуникативные: 

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения , принимать активное участие в обсуждении того или иного образа в искусстве, отстаивать свою точку зрения, опираясь на знания, полученные ранее. 

Регулятивные: Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, формулировать свои мысли в устной форме.

Проверка домашнего задания

 Время: 10 мин

 Этапы: 1. Проверка домашнего задания у 1 ученика.

 

Проверка домашнего задания у 2 ученика.

Проверка домашнего задания у 3 ученика.

Учитель предлагает детям рассказать все, что они выучили о таких понятиях как : молитва, песня, величание.

Учитель включает отрывки религиозных музыкальных произведений разных жанров, и  дает возможность учащимся самостоятельно определить к какому из них относится то или иное произведение.

Учитель просит учащихся дать характеристику самым основным религиозным праздникам России.

Подводит итог вместе с учащимися:

– Какую роль в нашей жизни играет духовная музыка?

1 ученики по желанию дают определения таким понятиям как: песня, молитва, величание.

2 ученики в классе анализируют ответ и  дополняют по возможности дополняют его.

3) Дети распознают жанры звучащих религиозных произведений на слух.

4)Рассказывают о религиозных праздниках России.

Примерные ответы:

Успокаивает, заставляет задуматься над смыслом жизни,

 подумать о добре и зле.

Проверить домашнее задание используя индивидуальный опрос, коллективный анализ, самостоятельные умозаключения, слушанье музыкальных произведений с помощью технического оборудования.

Знать: терминологическую основу темы

Уметь: грамотно формулировать и четко задавать вопросы; делать грамотный анализ прослушанной композиции.

Изучение нового материала

 Время: 20мин.

 Этапы:

1.Распевание

2.Исполнение

3.Слушание и сравнительный анализ

Продолжает урок:

Читает четверостишье…

Ребята, какие чувства вложил в эти строчки автор данного стихотворения ?

Выстраивает логическую связь образа матери с религией.

Знакомит с образом Богоматери Владимирской.

Рассказывает историю иконы.

Знакомит с понятием Тропарь. Предлагает детям послушать Тропарь к иконе Владимирской Богоматери.

А теперь, давайте мы с вами полюбуемся еще одним шедевром, картиной Леонардо да Винчи: «Дева Мария с ребенком и Святая Анна».

Мария - на коленях у своей матери, Св.Анны. Годовалый ребёнок играет с ягнёнком.

Музыка Франца Шуберта слова Вальтера Скотта – Аве Мария, исполняет известный итальянский певец Робертино Лоретти. Когда он исполнял эту песню-молитву, ему было 13 лет.

                                                                        Слушание, анализ.

Продолжает разучивание песни :«Здравствуйте мамы».Ю.Чичков.

Слушают стихотворение, дают ответ на поставленный вопрос

Анализируют вместе с учителем изображение на иконе Владимирской Божьей матери.

Знакомятся с тропарем и его предназначением.

Внимательно слушают и выделяют основной смысл заключенный в Тропаре.

Знакомятся с картиной Леонардо да Винчи «Дева Мария с ребенком и Святая Анна»,дают свою характеристику картине.

Смотрят видеоролик и слушают песню «Аве Мария» обсуждают вместе с учителем.

Продолжают разучивать песню о маме.

Знать: правила пения, округления звука, четкой артикуляции, мягкого дыхания, понимать жесты дирижера.

Уметь: выразительно читать предложенный текст, и выразительно, вокально его исполнять в ансамбле с другими участниками этого процесса.

Закрепление  нового материала

 Время: 5 мин

 Сами формулируют вопросы к пройденной теме.

Учитель предлагает сформулировать вопросы к пройденному материалу.

Одни задают вопросы-другие на них отвечают.

Обобщить учащимися знания, полученные на уроке.

Знать: правила составления синквейна

Уметь: кратко и ясно выражать свои мысли.

Контроль

 Время: 4

 Этапы:

Учитель сам задает  вопросы, помогающие закрепить пройденный материал.

Дают ответы на поставленные учителем вопросы.

Примерные ответы учащихся:

Тропарь,

Богоматерь Владимирская.

Умиротворенная, небесная, серьезная, простая.

Успокаивает, заставляет задуматься

Чтобы подумать о добре и зле.

Рефлексия

 Время:

Этапы:

Сегодня на уроке я…. узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Мои ощущения…

Этот урок дал мне для жизни…

Больше всего понравилось …

Домашнее задание

 Время:

Этапы:

Выучить слова песни про маму.

                                                   

                         

                                 

                            Ход урока

Послушайте четверостишье и определите, какие чувства                                    вложил в эти строчки автор ?

Hад моим изголовьем наклоняешься ты,

И смотpю я с любовью на pодные чеpты.

   К нежной, ласковой самой, письмецо свое шлю,

                   Мама, милая мама, как тебя я люблю.

Дети: нежность, доброту, любовь, заботу…

Учитель: конечно же, наши добрые милые мамы достойны самых высоких и самых нежных чувств.

  Четверостишье, которое я вам прочитал это отрывок из песни народной артистки России Людмилы Зыкиной . Песня так и называется: « Мама, милая мама». Когда на своих концертах она исполняла эту песню, в зале у многих людей выступали слезы на глазах, как вы думаете, почему ?

 Дети: потому, что мама-это самый родной и самый близкий человек для каждого из нас, и людей переполняли чувства нежности и любви….

Учитель: вы правы, слушая такие песни, наши сердца наполняются самыми добрыми и нежными

чувствами к нашим мамам.

Учитель: ребята, кто из вас догадался, какая тема урока у нас сегодня будет?

Дети: про маму…

Учитель : молодцы, вы  сами смогли догадаться, какая будет тема урока.-                                           «Мама, милая мама»…

   Цель:  Сегодня мы с вами узнаем, как образ матери отражается  в работах художников, поэтов, музыкантов и в религиях и верах разных народов.

            Ведь мать бывает не только у людей, но и у святых.

      Во всех странах мира покровительницей матерей, материнства является божья Матерь. Просто называют ее по -разному: Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна, Всепетая. Ее образ - вечный символ страдающей матери за трагическую судьбу сына.

Ребята, что вам известно о Божьей матери?

Дети : отвечают…

Учитель: молодцы, оказывается, вы уже кое-что знаете.

Учитель : А сейчас, я предлагаю вам выполнить одно интересное задание .(работа в парах).

У вас на партах находятся листики, в них  перечислены те качества, которыми художники, поэты и музыканты наделяли образ Богоматери.

Я предлагаю вам, посовещавшись друг с другом, определить какие из этих качеств больше всего соответствуют данному образу, какие могут соответствовать и какие не соответствуют данному образу.

       

     Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской - небесной заступницы Москвы. Эта икона - величайшая святыня Руси.

                             

                              Слайд 1: Богоматерь Владимирская    

                                 «ЗАЩИТНИЦА  РУСИ  НЕБЕСНАЯ»
Согласно преданию, Владимирская икона Божией Матери написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. 
Владимирская икона Божией Матери оставалась в Иерусалиме до 450 года. 
В начале XII века она была подарена великому князю Киевскому Юрию Долгорукому.
Сын Юрия Долгорукого Андрей, отправляясь с юга России на север , 
взял с собою Владимирскую икону Божией Матери. После краткого отдыха в городе Владимире князь Андрей продолжил своё путешествие, но, отъехав на несколько верст от города, лошади, везшие икону, неожиданно встали, и все попытки заставить их стронуться с места были безуспешны. Смена лошадей также ни к чему не привела.
Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная 
и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. С тех пор икона Божьей Матери стала называться

Владимирской. 

                                                         

                  Слайд 2 : Тропарь

По уставу Русской православной церкви каждой иконе полагается свой ТРОПАРЬ.

Тропа́рь - краткое молитвенное песнопение, в котором прославляется священное лицо.

Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери, а  их в церковном календаре более ста.

     Хотите, мы с вами  послушаем тропарь к иконе Владимирской Богоматери?

                                                         Слушание:

Учитель: Ребята, как вы думаете, что является главным в тропаре мелодия или текст ?

Дети: текст.

Учитель : почему вы так решили ?

Дети : отвечают.

Учитель: правильно, главную роль играет текст, так как в нем заложен глубокий смысл, а с помощью церковного распевания, с помощью специальной мелодии этот смысл ещё более глубоко проникает в наше сердце и в нашу душу.

                 Слайд 3 :  «Дева Мария с ребенком и святая Анна»

А теперь, давайте мы с вами полюбуемся еще одним шедевром, картиной Леонардо да Винчи: «Дева Мария с ребенком и Святая Анна».

Мария - на коленях у своей матери, Св.Анны. Годовалый ребёнок играет с ягнёнком.

        Ребята, обратите внимание, с какой любовью Мария смотрит на своего сына, а Святая Анна также с глубокой нежностью смотрит на Марию и её ребёнка.

      Скажите, чьи глаза напоминают вам глаза этих любящих женщин ?

 Дети: Глаза наших мам !

Учитель: Ну конечно же, только в маминых глазах можно увидеть такую любовь, нежность и доброту.

      Существует множество молитв, посвящённых Деве Марии, одна из них называется :

Аве Мария( в переводе с латинского –Радуйся, Мария). Эту молитву еще называют ангельским приветствием. На текст этой молитвы написано много музыкальных произведений. Одно из них мы сейчас с вами послушаем. Музыка Франца Шуберта слова Вальтера Скотта – Аве Мария, исполняет известный итальянский певец Робертино Лоретти. Когда он исполнял эту песню-молитву, ему было 13 лет.

Послушайте и скажите, чем поражает эта песня, что в ней особенного ?

                                                                        Слушание:

Дети : В ней чувствуется нежность и любовь к Деве Марии.

Учитель: Правильно, слушая эту песню, на сердце становится легко и спокойно, а в нашу душу проникает огромным теплым потоком чувство нежности и доброты.

Учитель : Ребята, а кто из вас хочет сделать подарок своим любимым мамам и выучить для них красивую песню?

Дети : подымают руки…

       Сегодня мы  с вами начнём разучивать песню Юрия Чичкова

« Здравствуйте мамы» и посвятим её нашим милым и любимым мамам.

Юрий         Чичков – выдающийся композитор, написал много песен для детей : про мам, про школу, про Родину. И во всех его песнях присутствуют доброта, нежность и любовь.

Но прежде, чем мы начнём петь ,что мы должны сделать? 

     Дети: Распевание…

     Учитель: предлагаю немножечко размяться и провести дыхательную гимнастику.

     Физ.минутка : проводит дыхательную гимнастику и распевку.

                         

                                        Разучивание песни.

Ну что же, наш урок подходит к концу, но прежде, я хочу, чтобы вы ответили на мои вопросы.

  1. Сегодня на уроке я узнал…?
  2. Было интересно…?
  3. Было трудно…?
  4. Мои ощущения…
  5. Этот урок дал мне для жизни…
  6. Больше всего понравилось …

Я хочу поблагодарить вас за внимание и активность.

Домашнее задание: Выучить слова песни, а для тех, кто заинтересовался и сможет справиться

Предлагаю прочитать о творчестве Юрия Чичкова и рассказать на следующем уроке.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта первого урока в 1 классе по программе XXI века

Предлагаю готовую технологическую карту урока со всеми вопросвми и заданиями....

Технологическая карта открытого урока в 3 классе по английскому языку "Christmas card"

представляю технологическую карту, конспект урока по английскому языку в соответствии с ФГОС НОО для 3 класса по теме "Рождество", "Рождественская открытка"...

Технологическая карта к уроку математики.1 класс.Тема "2санын берурынлы санга кушу"

Технологическая карта к уроку математики для 1 класса по теме "2санын берурынлы санга кушу".Программа "Перспективная начальная школа"...

технологическая карта к уроку "объем" 1 класс

технологическая карта "объем"...

Технологическая карта по уроку математика 1 класс

Технологическая карта по математике 1 класс. ОС" Школа 2100"...

Технологическая карта к уроку математики.2 класс.УМК Планета знаний.

Технологическая карта к уроку математики.2 класс.УМК Планета знаний....