Коррекция развития средствами эвритмии
статья по музыке на тему

Максимова Алла Гранитовна

      Жизнь на Земле ткется неустанно и ЭВРИТМИЯ исходит из того, что каждая проявленная форма, которую мы находим в природе, есть пришедшее к покою движение. В ЭВРИТМИИ нам явлены формы движений сил, создающих окружающий нас земной мир, в том числе и венец творения - ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА.

«Человек, будучи прекраснейшим и совершеннейшим творением Бога, будучи его подобием и малым миром, обладает телом, устроенным более гармонично и совершенно, нежели у прочих созданий, и заключает в себе все числа, меры, веса, движения и элементы, короче, - все, что принадлежит к полноте его существа; и все в нем, как в превосходнейшем произведении, достигает того совершенства, до которого никогда не возвышаются другие вещественные тела».
Агриппа Неттесгеймский (1486-1535).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_maksimovoy_a.g.odt29.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ  ЭВРИТМИИ

   Жизнь на Земле ткется неустанно и ЭВРИТМИЯ исходит из того, что каждая проявленная форма, которую мы находим в природе, есть пришедшее к покою движение. В ЭВРИТМИИ нам явлены формы движений сил, создающих окружающий нас земной мир, в том числе и венец творения - ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА.

«Человек, будучи прекраснейшим и совершеннейшим творением Бога, будучи его подобием и малым миром, обладает телом, устроенным более гармонично и совершенно, нежели у прочих созданий, и заключает в себе все числа, меры, веса, движения и элементы, короче, - все, что принадлежит к полноте его существа; и все в нем, как в превосходнейшем произведении, достигает того совершенства, до которого никогда не возвышаются другие вещественные тела».
Агриппа Неттесгеймский (1486-1535).


В здоровом организме действие  созидающих сил формирования и роста отображается в гармоничной пластичности тела и в слаженности взаимодействия внутренних процессов. Здоровое тело радует, здоровый человек чувствует себя, как говорят, «в тонусе». В больном организме необходимое созвучие образующих сил и телесности утеряно, движения (в широком понимании) искажены. Тело беспокоит. Внешне это выражается в различного рода неловкостях, зажимах: оно где-то излишне расслаблено, где-то излишне напряжено, движения могут быть несобранными, бесконтрольными или жесткими, судорожными... Внутренняя жизнь организма - состояние органов, динамика и ритмы протекания их функций - также нарушены у больного.

Вновь погрузиться в поток здоровых образующих сил нам дает возможность ЭВРИТМИЯ .ЭВРИТМИЯ помогает мобилизовать и направить собственные целительные силы, привнести правильный импульс тому или иному органу или системе органов и противодействовать таким образом болезненным тенденциям. В ЭВРИТМИЧЕСКИХ движениях звуков речи находит свое выражение та богатая палитра пластических сил, что дифференцированно действует в целостной организации человека.

 Движения, соответствующие звукам речи, являются ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМИ элементами  ЭВРИТМИИ.             Можно подобрать ряд эвритмических движений,которые будут соответствовать определённому физиологическому процессу в организме ,определённому органу.

  Для целительной эвритмии движение одного или нескольких звуков повторяется  многократно.


При ЭВРИТМИЧЕСКОМ исполнении звуков задействовано все человеческое существо, мы движением всего тела совершаем те воздушные жесты, которые возникают при произнесении того или иного звука. (Самыми выразительными при этом, конечно, являются руки человека.) Попробуйте произнести, например, звук «А», а затем «У». Заметьте, как по-разному мы формируем выдыхаемый воздушный поток при помощи различного расположения губ, языка, неба . В первом случае образуется широкий открытый поток воздуха, во втором он формируется достаточно узко. Можно ясно увидеть тот же принцип формы и в ЭВРИТМИЧЕСКОМ движении: у ЭВРИТМИЧЕСКОГО движения звука «А» - раскрытые в форме угла руки, у ЭВРИТМИЧЕСКОГО «У» - руки сводятся в параллельное положение.
А если произнести, например, «Р» или «Б» или «Л»…? Какое движение может соответствовать таким создаваемым воздушным формам? Внимательно понаблюдав процесс произнесения звуков речи, можно придти к правильным идеям. Таким образом, можно самостоятельно проследить, что ЭВРИТМИЧЕСКИЕ движения отнюдь не произвольны, за ними стоят определенные объективные закономерности, которые обнаруживаются, в частности, и в образовании речи, и, при более глубоком изучении, в строении человеческого организма.

  В ЭВРИТМИИ весь спектр упражнений очень многообразен и охватывает полярность. С одной стороны есть упражнения структурирующего плана, которые стимулируют в целом укрепляющие, формообразующие силы в организме, с другой стороны мы находим также упражнения, которые, наоборот, способствуют внутренней подвижности на всех уровнях, активизируют обменные процессы, растворяют застывшее и отвердевшее, противодействуют застоям в организме, возвращают органам их естественную пластичность.
Выбирая определенную последовательность и количество упражнений, а так же внимательно выстраивая способ выполнения каждого отдельного упражнения, можно создать комплекс, который будет оказывать терапевтическое воздействие сообразно индивидуальному состоянию здоровья конкретного ребёнка

Терапия  эвритмией

В ЭВРИТМИИ  мы работаем с движением звука, как с живой субстанцией высокого порядка. Когда мы упражняем тот или иной звук, нам открываются формы движения, лежащие в основе всей органической жизни природы, мы познаем их, сливаемся с ними. В определенном смысле мы пробуждаемся в собственном движении, которое произвольно и не осознается в повседневной жизни. Движение становится оформленным в согласии с космическими силами, создающими организм. Потому в процессе выполнения ЭВРИТМИЧЕСКОГО упражнения требуется хорошая внутренняя концентрация. Здесь должно быть активно все существо человека: и мысли, и чувства, и воля его. Исполняя движение, важно внутренне погрузиться как в телесные, так и в конкретные душевно-духовные переживания, связанные с ним. Благодаря этому мы на душевно-духовном уровне меняем, оздоравливаем свое отношение к собственному телу и к болезни. Происходит воздействие глубоко на физический уровень, вплоть до деятельности отдельных органов и систем органов.

Движения выполняются всем телом, могут задействоваться прыжки, передвижения по определенным пространственным формам. Важным терапевтическим фактором является темп выполнения упражнений и его изменение. При соответствующих показаниях возможно исполнение упражнения отдельно, например, только руками, ладонями, пальцами, либо ступнями, ногами, плечами  В зависимости от состояния ребёнка занятие может проводиться в положении сидя или лежа. Помимо основных упражнений в ЭВРИТМИИ могут выполняться и другие характерные упражнения, а также подготовительные упражнения с медными шарами, медными палочками, различного рода ритмические упражнения.

Максимова А.Г. , учитель-дефектолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности ребенка с проблемами в развитии средствами изобразительной и музыкальной деятельности.

Реферат Воспитание личности ребенка с проблемами в развитии средствами изобразительной и музыкальной  деятельности....

коррекция развития памяти внимания мышления

в материале даны примеры упражнений, которые помогают детям развивать память, внимание, мышление....

Игры и упражнения для коррекции, развития зрительно-пространственных представлений

Успеваемость  для  детей  младшего  школьного  возраста  -  главный  объективный  и  субъективный  показатель  их...

Аналитическая справка о стабильных результатах динамики в коррекции развития обучающихся с ОВЗ

В настоящее время одной из актуальных проблем современной коррекционоой школы остается проблема эффективности образовательного процесса. Ее решение предполагает совершенствование условий, методов и фо...

Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учителя начальных классов

В данной статье представлен анализ положительной динамики в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за 2015-2016, 2016-2017 уч.г. Образец данной аналитической справки мож...

Использование метода педагогической эвритмии для развития и коррекции познавательной деятельности у детей с РАС»

Использование метода педагогической эвритмии для развития  и коррекции познавательной   деятельности   у детей  с  РАС»...

Коррекция, развитие и формирование высших психических функций. Методы нейропсихологической коррекции.

Любая форма дизонтогенеза (развитие, отклоняющееся от нормы) непременно сопровождается дисфункцией тех или иных параметров психической деятельности. Своевременная нейропсихологическая диагностика и ко...