Рабочая программа по музыке. 3 класс. "Планета Знаний".
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

Забродина Анна Николаевна

Рабочая программа для з класса. "Планета Знаний"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по музыке

на 2015-2016 учебный год

Предмет: музыка. 3 класс.

Учитель:

Система обучения: традиционная.

Программа: Планета Знаний. Музыка. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 2 класс. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2011г.

Пояснительная записка

Утверждённым приказом МО РФ учебным планом предусмотрено 1 час в неделю. Программа составлена из расчета 1 час в неделю по Базисному учебному плану, что составляет 34 рабочих часа  за учебный год.

Главная  цель  музыкального образования – формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности.

Достижение данной цели предусматривает:

  1. формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально - слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений,
  2. формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно - образного содержания, выразительных средств и др.;
  3. формирование и развитие музыкально_исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально - исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;
  4. формирование и развитие музыкально - творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально - инструментальным, музыкально - танцевальным, музыкально - драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально - творческих проектов;
  5. формирование и развитие музыкально – информационной культуры личности: воспитание музыкально - познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально - теоретических и музыкально - историческихзнаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);
  6. формирование и развитие музыкально_релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально - терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).

Содержание и уровень развития каждого из компонентов музыкальной культуры личности неразрывно связаны с музыкальной направленностью личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).

Также важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие её способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся.

Основные цели изучения музыки

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно - творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

2. «Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с её создателями и исполнителями 3. «Где живёт музыка?»: путешествие по концерным залам, музыкальным театрам и музеям).

В 3 классе учащимся предлагается «посетить» три дворца, в которых живёт Музыка, — «Концертный зал», «Музыкальный театр» и «Музыкальный музей». Там происходит дальнейшее знакомство детей с различными видами и жанрами музыкального искусства (народного, классического и современного), с его создателями и исполнителями.

Особое внимание уделено знакомству детей с камерной вокальной и инструментальной музыкой, с крупными музыкально - сценическими формами: детскими операми, балетами, опереттами и мюзиклами (в частности, из репертуара Детского музыкального театра им. Н.И. Сац).

Благодаря такой структуре программы её содержание логично и последовательно развёртывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем — к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них — к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате, опере и др.). Одновременно дети имеют возможность познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранением, изучением, исполнением и трансляцией в современном культурно - информационном пространстве, а также с воплощёнными в музыкальной культуре духовно – нравственными ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, ценность семьи и семейных традиций, уважительное отношение к разным народам России и других стран, интерес к их музыкальному искусству и национально - культурным традициям и др.).

Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции, любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествия по миру.

Таким образом, в программе «Музыка» в полной мере представлены все содержательные линии, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы.

Важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности обучающегося является выявление и развитие способностей.

Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей обучающихся.

Музыкальные способности:

- музыкальный слух;

- музыкальная память;

- чувство ритма;

- певческие данные.

      Творческие способности могут эффективно развиваться в процессе музыкального образования. В программе предлагаются творческие задания и вопросы, позволяющие формировать воображение, творческое мышление, потребность в самовыражении и самореализации, а также самостоятельной поисковой  и авторской музыкальной деятельности.

     Духовные способности личности -  способности, которые определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности.

Таким образом, музыкальное образование  должно способствовать повышению культуры личности обучающихся на основе выявления и развития ее музыкальных, творческих и духовных способностей.

Этому способствует целостная система задач музыкального образования:

  1. Формирование музыкально – информационной культуры личности:

- воспитание музыкально – познавательных потребностей и интересов;

- приобретение основ музыкально – теоретических и музыкально – исторических знаний;

-приобретение первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев и т.д.)

      2. Формирование культуры музыкального восприятия:

- приобретение опыта музыкально – слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений;

-  формирование потребности в восприятии музыки;

- воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку;

- развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики;

- воспитание музыкального вкуса;

- освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно – образного содержания, выразительных средств.

    3. Формирование и развитие музыкально – исполнительской культуры обучающихся:

- приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования;

- выявление и развитие музыкальных способностей обучающихся;

- потребности в различных видах музыкально – исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков;

- навыков элементарного музицирования и импровизации на детских и простейших народных инструментах.

     4. Формирование музыкально – релаксационной культуры:

- освоение детьми приемов снятия психологического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально – терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов звукотерапии, развития музыкального восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной терапии).

    5. Формирование и развитие творческих способностей обучающихся, потребности в самостоятельной музыкально – творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции.

    6. Формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкального искусства, системы духовно – нравственных ценностей и идеалов, потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации

В основе программы лежит междисциплинарный и личностно – ориентированный подход.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

эмоционально - ценностное отношение к Государственному гимну России; к произведениям народной и классической музыки;

понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.

Учащиеся получат возможность для формирования:

чувства сопричастности к культуре своего народа;

понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей;

положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;

ценностно - смысловых установок, отражающих индивидуально - личностные позиции;

уважительного отношения к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимания ценности многонационального российского общества культурного разнообразия России;

положительной мотивации к изучению основ нотной грамоты;

мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;

эмоциональн - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

исполнять Государственный гимн Российской Федерации;

объяснять значение понятия «классическая музыка»;

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;

называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;

исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

называть основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);

использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки;

понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке;

устанавливать взаимосвязь народной и классической музыки;

выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;

определять на слух основные жанры музыки;

определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально - пластическом движении.

Учащиеся получат возможность научиться:

определять особенности оперетты и мюзикла как видов

Музыкально - сценического искусства;

различать и называть музыкальные инструменты симфонического оркестра; певческие голоса в академическом хоре и оперном спектакле;

называть основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры, перечислять названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других стран;

передавать настроение музыки и его изменение в игре на музыкальных инструментах;

использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя);

вносить коррективы в свою работу;

различать и соотносить замысел и результат работы;

адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания;

анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

решать творческие задачи, используя известные средства;

объяснять, как строилась работа в паре, в группе;

участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.

Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;

планировать свои действия при выполнении музыкально - творческих заданий;

руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально - творческих заданий;

определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной  и коллективной музыкально - творческой работы;

включаться в самостоятельную музыкально -  творческую деятельность (музыкально - исполнительскую, музыкально - пластическую, сочинительскую);

применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении

концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере

музыкальной культуры.

Познавательные

Учащиеся научатся:

свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться  вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;

различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства (народное, классическое, современное), по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл), по создателям музыки (композиторы);

различать звучание отдельных музыкальных инструментов;

различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;

сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;

характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;

группировать, классифицировать музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные);

различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);

устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов;

характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского - Корсакова.

 Учащиеся получат возможность научиться:

применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной

информации;

сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;

устанавливать аналогии и причинно - следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;

осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию, использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

объяснять роль Государственного гимна Российской Федерации как одного из символов Российского государства;

объяснять понятие «классическая музыка», рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах, о концертных залах;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

  1.  «В концертном зале» (9 часов).

Концерт хоровой музыки. Концерт камерной музыки. Концерт симфонической музыки.

  1. В музыкальном театре (17 часов).

Опера. Оперетта. Балет. Мюзикл.

  1. «В музыкальном музее» (8 часов).

Музыкальные инструменты. Музыка и техника. Музыка и другие виды искусства. Музыка и книги.

КОНТРОЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ВИДАХ:

Входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

  • устный опрос;
  • практическая работа,
  • тест

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ:

  • «Звук и цвет»:

- Рисование под музыку.

- Выставка рисунков «Звуки и краски окружающего мира».

- Игра «Мы озвучиваем фильм».

- Игра – импровизация «Звук и цвет».

  • «Сказочные герои»:

- Музыкальная инсценировка сказки «Курочка Ряба».

- Постановка детской оперы «Волк и семеро козлят».

- Постановка музыкального кукольного спектакля «Колобок».

  • «Наш праздник»:

- Школьный праздник народного календаря «Масленица».

- Школьный праздник «Веселая ярмарка».

- Концерт – подарок.

  • «Полет над музыкальным миром»:

- Музыкальное соревнование «Полет на воздушном шаре к Вершине творчества».

- Школьный концерт народной музыки.

- Школьный музыкальный салон.

  • «Музыка и окружающий мир».
  • «Композиторы».
  • «Музыканты - исполнители».
  • «Европейская музыка и музыканты».
  • «Музыкальная история России».
  • «Музыкальный мир советской эпохи».
  • «Россия многонациональная».

Учебный план

п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

В концертном зале

9 часов

2

В музыкальном театре

17 часов

3

В музыкальном музее

8 часов

Итого:

34 часа

п/п

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты

репертуар

1

Концертные

залы.

С. 6–7

Формирование представлений о концертах как одной из наиболее распространённых

форм публичных выступлений музыкантов.

Знакомство с историей концертов и знаменитыми концертными залами России и зарубежных стран. Развитие

культуры восприятия

музыки и музыкально-исполнительской деятельности.

Формирование у учащихся установки на посещение концертных

залов.

Основные понятия:

Концерт.

Концертный

зал. Знаменитые

концертные залы.

Афиша и программа концерта. Правила поведения в концертном

зале.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;

П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

 называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;

М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

Слушать знакомые произведения классической музыки или их фрагменты в концертном исполнении (просмотр видеозаписей).

Исполнять песни из программы для 2 класса.

Д/З повторение пройденного материала, рисунки концертного зала

2

Концерт хоровой музыки.

С. 8–9

Развитие культуры восприятия музыки, вокально-хоровых умений и навыков

учащихся.

Воспитание интереса к

хоровому пению. Музыкально-этическое

воспитание учащихся.

Формирование у учащихся установки на посещение концертов хоровых коллективов.

Основные понятия:

Хор. Виды хоровых коллективов.

Известные российские

хоры. Правила поведения хора на сцене.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

 чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;

П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

 называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;

М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

Слушать фрагмент концерта хоровой музыки

(видеозапись); записи выступлений различных хоровых коллективов (Государственного

академического русского народного хора им.

М.Е. Пятницкого, академического хора, церковного хора, детского хора).

Исполнять в хоровом исполнении песню

«Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского,

сл. М. Матусовского) — повторение.

Д/З рисунки хоровых коллективов (детский, народный, академический, церковный)

3

Концерт хоровой музыки: гимн.

С. 10–13

Знакомство с Государственным гимном Российской Федерации,

с историей гимнов нашей страны. Дальнейшее развитие культуры музыкального

воспрития, вокально-хоровых умений и навыков учащихся.

Патриотическое воспитание.

Основные понятия:

Гимн. Виды гимнов.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л: эмоционально - ценностное отношение к Государственному гимну России

Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;

П:исполнять Государственный гимн Российской Федерации;

М: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя);

вносить коррективы в свою работу;

Слушать и исполнять Государственный гимн

Российской Федерации (муз. А. Александрова,

сл. С. Михалкова); песню «Моя Москва» (муз.

И. Дунаевского, сл. М. Лисянского, С. Агаряна)

Д/З сочинение гимна своей школы, класса или семьи

Д/у

Концерт хоровой музыки: церковное песнопение.

С. 14–17

Знакомство учащихся с

православным церковно-певческим искусством как одним из важных пластов традиционной отечественной

музыкальной культуры. Дальнейшее развитие умений и навыков

хорового пения. Воспитание уважительного

отношения к религиозному искусству.

Духовно-нравственное

воспитание.

Основные понятия:

Церковный

хор. Знаменный распев.

Концерты

церковных

хоров.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;

П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);

Слушать знаменный распев; «Всенощное бдение» П.И. Чайковского (фрагмент).

Исполнять обиходные церковные песнопения

(например, фрагмент Символа Веры, тропарь

Рождеству Христову, просительную ектению).

Д/З

4

Концерт хоровой музыки: хор.

С. 18–19

Продолжение знакомства учащихся с различными жанрами хоровой музыки и её художественно-образным

содержанием. Дальнейшее знакомство с творчеством композиторов П.И. Чайковского и

Н.А. Римского-Корсакова. Дальнейшее формирование представлений учащихся о связи

русской классической

музыки с литературой

и поэзией (на материале произведений

А.С. Пушкина и

М.Ю. Лермонтова).

Развитие интереса к хоровой классической музыке как важной части

культурного наследия

России.

Основные понятия:

Хор как хоровое произведение.

Хоры русских

Композиторов-классиков. Хоровые

«краски».

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;

П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

 называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;

П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

различать, группировать виды хоров (народный, академический, церковный)

Слушать и исполнять хор девушек из оперы

«Евгений Онегин» П.И. Чайковского (первую

фразу); хор «На севере диком» (муз. Н.А. Римского-Корсакова, сл. М.Ю. Лермонтова).

исполнять на музыкальных

инструментах импровизации на темы «Девицы-красавицы», «Чудесный сон». Дополнительные виды учебной деятельности

Д/З Рисовать на темы «Девица-красавица», «Чудесный сон».

5

Концерт хоровой музыки: кантата

С. 20-23

Знакомство с кантатой

как одним из жанров

музыки. Развитие представлений о взаимосвязи музыки с историей нашей

страны, с другими видами искусства.

Патриотическое воспитание.

Основные понятия:

 Кантата. Композитор

С.С. Прокофьев. Музыкальные и

кинематографические

образы защитников Родины.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

 чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

Л:понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей;

М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

Слушать и исполнять кантату «Александр

Невский С.С. Прокофьева (фрагменты различных частей); «Вставайте, люди русские» (из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева).

Исполнять русскую народную песню «Вспомним, братцы, Русь и славу»; песню «Родина

моя» (муз. Ю. Гурьева, сл. С. Виноградовой).

Д/З рисунки Александра Невского, повторение пройденного материала

6

Концерт камерной музыки.

С. 24–25

Дальнейшее знакомство учащихся с музыкальными жанрами.

Развитие музыкального восприятия, художественно-эстетического

вкуса и потребности в посещении концертов классической музыки в

концертных залах.

Формирование установки на посещение концертов камерной

музыки.

Основные понятия:

Камерная музыка. Камерная вокальная и камерная

инструментальная музыка. Малые музыкальные формы.

Знаменитые музыканты-исполнители.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;

П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

 называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;

М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный),

Слушать записи концертов камерной музыки

(фрагменты): произведений камерной музыки

в исполнении знаменитых музыкантов.

Исполнять камерные вокальные произведения композиторов-классиков для детей (повторение).

Д/З повторение пройденного материала

7

Концерт камерной музыки: романс

С.26-29

Формирование у учащихся представлений о романсе.

Знакомство с композиторами — авторами знаменитых романсов.

Развитие музыкального восприятия и вокальных способностей учащихся.

Основные понятия:

Романс.

Музыкальные «краски» и образы романсов.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.

Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;

П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

Слушать романсы: «Белеет парус одинокий»

(муз. А. Варламова, сл. М. Лермонтова), «Колокольчики мои» (муз. П. Булахова,

сл. А. Толстого), «Соловей» (муз. А. Алябьева

сл. А. Дельвига), «Романс черепахи Тортиллы» из к/ф «Приключения Буратино»(муз.

А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина).

Исполнять мелодекламации текстов романсов. Дополнительные виды учебной деятельности

упражнения арт-терапи: «Цветок», «Перекличка птиц», «Волны» (повторение).

Д/З послушать концерт русского романса, рисунки к прослушанным романсам

8

Концерт камерной музыки: пьеса

С.30-31

Формирование у учащихся представлений о пьесе как одном из

жанров камерной инструментальной музыки.

Развитие музыкально-исполнительских умений и навыков учащихся. Дальнейшее формирование представлении учащихся о связи русской классической музыки с народной культурой и историей нашей страны.

Основные понятия:

Пьеса. Композитор

А. Лядов и его пьесы для фортепьяно.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;

П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

 называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;

М: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя);

вносить коррективы в свою работу;

различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный),

Слушать пьесы из цикла «Бирюльки» А. Лядова; «Про старину» А. Лядова.

Исполнять старинные русские народные песни (повторение).

исполнять на музыкальных

инструментах музыкально-инструментальные

импровизации на тему «Бирюльки» («Бирюлька-юла», «Бирюлька — пирамидка», «Бирюлька-самовар» и др.) на игрушечных музыкальных инструментах.

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнения арт-терапии «Зеркало», «Юла» (повторение).

Д/З Рисовать под музыку миниатюры на тему«Русская  старина».

Фантастический рассказ на тему:»Приключения маленькой пьесы в большом Музыкальном городе»

9

Концерт камерной музыки: соната.

С. 32–33

Знакомство учащихся с

сонатой как одним из

жанров камерной инструментальной музыки,

формирование у них

первоначальных представлений о сонатной форме. Развитие представлений о взаимосвязях художественно-образного содержания

музыки и изобразительного искусства.

Художественно-эстетическое воспитание.

Основные понятия:

Соната. Композитор

Л.В. Бетховен

и его сонаты.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.

Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;

П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

решать творческие задачи, используя известные средства;

объяснять, как строилась работа в паре, в группе;

различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный),

Слушать сонату № 14 («Лунная») Л.В. Бетховена.

Исполнять песню «Сурок» (муз. Л.В.Бетховена, русский текст Н. Райковского).

исполнять на музыкальных

инструментах музыкальную картину на тему одной из картин М. Чюрлёниса («Весенняя соната», «Солнечная соната», «Морская соната» или «Звёздная соната»); музыкальную импровизацию «Мелодия лунной ночи».

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с картинами М. Чюрлёниса, в названиях которых встречается слово «соната».

Д/З сочинение музыкальных картин на основе живописных образов М. Чюрлёниса

10

Концерт симфонической

музыки.

С. 36–37

Развитие представлений учащихся о симфонической музыке, симфоническом оркестре и

его составе.

Развитие культуры восприятия музыки и интереса к музыкально-исполнительской деятельности.

Формирование у учащихся установки на посещение концертов симфонической музыки.

Основные понятия:

Симфоническая музыка.

Симфонический оркестр.

Музыкальные инструменты симфонического

оркестра. Знаменитые

симфонические оркестры.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л: эмоционально - ценностное отношение к Государственному гимну России

Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;

П:исполнять Государственный гимн Российской Федерации;

П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

 называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;

М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

Слушать «Путеводитель по оркестру для юношества» Б. Бриттена.

Повторять исполнение под аккомпанемент

симфонического оркестра (фонограмму)

Гимна РФ.

исполнять на музыкальных

инструментах имитацию игры на различных

музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра (под запись произведения Б. Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества»).

Д/З рисунки симф. оркестра

11

Концерт симфонической

музыки: симфония.

С. 38–39

Знакомство учащихся

с симфонией как крупной музыкальной формой.

Дальнейшее знакомство с образами природы в музыке. Развитие

представлений учащихся о взаимосвязи

классической и народной музыки, музыки,

поэзии и других видов

искусства. Развитие

творческого воображения.

Основные понятия:

Симфоническая музыка.

Симфонический оркестр.

Музыкальные инструменты симфонического

оркестра.

Знаменитые

симфонические оркестры.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.

Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;

П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

 называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;

М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

Слушать симфонию №1 (Зимние грёзы)

П. Чайковского. (фрагмент).

Исполнять романс «Зимний вечер» (муз.

М. Яковлева, сл. А. Пушкина); мелодекламацию стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога»; русскую народную песню «Цвели цветики».

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах звуковые картины, ритмические и мелодические импровизации на темы:

«Музыка зимы», «Зимние грёзы».

Дополнительные виды учебной деятельности

Д/З Рисовать фантазию на тему «Зимние грёзы».

12

Концерт симфонической

музыки:

А. Бородин.

Симфония

№2 «Богатырская».

С. 42–43

Развитие творческого

воображения.

Основные понятия:

Симфония. Композитор

А. Бородин.

Героические

музыкальные образы.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

 чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

Л:понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей

П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

Слушать симфонию № 2 («Богатырская»)

А. Бородина(экспозиция).

Исполнять русскую народную песню «Вспомним, братцы, Русь и славу» (повторение).

исполнять на музыкальных

инструментах две контрастные «богатырские»

мелодии (музыкальные темы). Разучить мелодии русского плясового наигрыша на игрушечной гармонике или гуслях.

Дополнительные виды учебной деятельности

Сочинить две контрастные «богатырские» мелодии (музыкальные темы).

Д/З рисунок на тему «Богатырь»

13

Концерт симфонической

музыки: симфоническая

картина.

С. 44–45

Дальнейшее знакомство с жанрами симфонической музыки и

творчеством композитора А. Лядова.

Основные понятия:

Симфоническая картина.

Сказочные

музыкальные образы.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;

П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

 называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;

М: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя);

вносить коррективы в свою работу;

решать творческие задачи, используя известные средства;

объяснять, как строилась работа в паре, в группе;

различать, группировать  виды оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);

Слушать симфонические картины А. Лядова

«Баба-яга» (фрагменты); «Волшебное озеро»

(фрагменты).

Исполнять песни о сказочных персонажах

(например, игровую русскую народную песню

«Баба-яга», «Песенка Водяного» из мультфильма «Летучий корабль» (муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Энтина).

исполнять на музыкальных

инструментах ритмическую импровизацию на

тему «Баба-яга, костяная нога» (на любых народных музыкальных инструментах).

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнение арт-терапии «Звуковые волны».

Д/З рисунок на тему: «Несуществующее животное, обитающее в волшебном озере»

14

Концерт симфонической

музыки: симфоническая

сюита.

С. 48–49

Дальнейшее знакомство с жанрами симфонической музыки. Продолжение формирования у

учащихся представлений о взаимосвязи русской классической и

народной музыки. Актуализация знаний о

жанрах русских народных песен. Сравнение

музыкальных «красок» (средств художественной выразительности) симфонической

и народной музыки. Этнокультурное воспитание.

Основные понятия:

Симфоническая сюита.

Музыкальные образы

русской старины.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;

П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

Слушать симфоническую сюиту А.К. Лядова

«Восемь русских народных песен для оркестра» (фрагменты).

Исполнять русские народные песни «Я с комариком плясала», «Как у наших у ворот»;

Д/З повторить русские народные песни различных

жанров (шуточные, колыбельные, хороводные, плясовые).

15

Музыкальные театры.

С. 58–59

Формирование у учащихся представлений

о музыкальном театре

и его устройстве. Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами разных стран.

Формирование у учащихся установки на посещение музыкальных

театров.

Знакомство с основами

театрального этикета,

воспитание культуры

поведения.

Основные понятия:

Музыкальный театр. Виды музыкальных театров.

Знаменитые

музыкальные театры. Правила поведения в театре.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров;

Л:понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей;

П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

М: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя);

вносить коррективы в свою работу;

Слушать фрагменты музыкальных спектаклей.

Повторять исполнение фрагментов хоров из

опер (например, «Хора девушек» из оперы

«Евгений Онегин» П.И. Чайковского, хора

«Славься!» из оперы «Иван Сусанин»

М.И. Глинки).

Д/З рисунок музыкального театра

16

Опера.

С. 60–65

Формирование у учащихся первоначальных

представлений об опере как о крупном музыкально-сценическом

произведении.

Развитие представлений о взаимосвязи в

оперном спектакле различных видов искусства. Формирование установки на посещение

оперных спектаклей.

Полихудожественное

воспитание.

Основные понятия:

Опера. Виды

искусства, объединённые в оперном спектакле. История возникновения оперы. Либретто.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров;

П: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;

М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов  П.И. Чайковского и Н.А. Римского - Корсакова.

Слушать фрагменты оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова; фрагменты старинной итальянской оперы (по выбору учителя).

Повторять исполнение фрагментов хоров из

опер (например, хора «Откуда приятный и

нежный тот звон» из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта», хора «Девицы-красавицы» из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»).

Д/З повторение пройденного материала

17

18

М. Глинка.

Опера «Руслан и Людмила».

С. 66–69

Создание у учащихся

целостного представления об опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» как шедевре классической музыки.

Знакомство с музыкальными «портретами» действующих лиц оперы и музыкальными «красками», с помощью которых они были

созданы композитором.

Нравственно-эстетическое и этнокультурное воспитание.

Основные понятия:

Русская классическая

опера.

Реальные и фантастические музыкально-поэтические образы.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров;

П: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;

М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки.

различать, группировать  виды оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);

различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства  по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл),

Слушать хор «Лель таинственный, упоительный» (из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки); старинные народные свадебные песни;

песню Бояна, каватину Людмилы, арию Руслана, рондо Фарлафа, марш Черномора, музыку к танцам разных народов (из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки); фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Исполнять русские народные песни (например, «Бояре»).

Д/З Представить инсценировку шествия Черномора со свитой (под музыку марша Черномора).

Рисунки героев оперы: Черномор, Руслан, Людмила, Фарлаф

19

20

Н.А. Римский-Корсаков. Опера

«Снегурочка» (весенняя сказка).

С. 70–75

Создание у учащихся

целостного представления об опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» как шедевре

классической музыки.

Знакомство с музыкальными «портретами» действующих лиц

оперы и музыкальными «красками», с помощью которых они были

созданы композитором.

Нравственно-эстетическое и этнокультурное воспитание.

Основные понятия:

Русская классическая

опера.

Музыкальные образы

древнерусской мифологии и традиционной

народной культуры.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.

Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров;

П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

П:использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки

М: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя);

вносить коррективы в свою работу;

свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов Н.А. Римского - Корсакова.

Слушать фрагменты оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»: «Песня и пляска птиц»,

арию Снегурочки (из Пролога), песни Леля,

песню слепцов-гусляров, хоры «Ай, во поле

липенька», «А мы просо сеяли».

Исполнять русские народные песни

«Прощай, Масленица», «А мы просо сеяли» из

оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

исполнять на музыкальных

инструментах озвучивание эскиза декорации к

опере «Снегурочка»; музыкальную картину-импровизацию «Весенний лес в Стране берендеев»; озвучивание рисунка на тему «Ярилина долина».

Создавать пластические импровизации на темы: «Шествие царя Берендея», «Пляска скоморохов».

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнения арт-терапии «Перекличка птиц» и «Лесное эхо» (повторение).

Д/З Рисовать пейзаж «Ярилина долина».

Эскизы декораций к опере «Снегурочка»

21

Оперы для детей.

С. 76–79

Знакомство учащихся с

оперными спектаклями для детей и детским

музыкальным театром

им. Н. Сац. Развитие

музыкально-слуховых

представлений о современном музыкальном

языке. Дальнейшее

формирование установки на посещение оперных спектаклей.

Художественно-эстетическое и полихудожественное воспитание.

Основные понятия:

Детский музыкальный

театр. Оперы современных композиторов для детей.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров;

П: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;

П:использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки

М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

Слушать фрагменты детских опер.

Исполнять фрагмент оперы А. Зарубы

«Репка».

исполнять на музыкальных

инструментах озвучивание одного из эскизов декораций к детской опере (например, «Репке»).

Инсценировать «Песенку весёлых козлят» из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят».

Д/З Рисовать эскизы костюмов и декораций к любой детской опере (например, «Репке»).

22

Балет. П.И.

Чайковский.

Балет «Лебединое озеро».

С. 80–83

Формирование у учащихся первоначальных

представлений о балете

как крупном музыкально-сценическом

произведении.

Развитие представлений о взаимосвязи в балетном спектакле

различных видов искусства. Формирование

у учащихся целостного

представления о балете

П.Чайковского «Лебединое озеро» как шедевре классической музыки.

Формирование представлений о музыкально-хореографических

образах природы и сказочных героев. Художественно-эстетическое и полихудожественное воспитание.

Основные понятия:

Балет. Виды искусства,

объединённые в балетном спектакле. История

возникновения балета. Музыкально-хореографические образы природы и сказочных героев.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.

Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров;

П: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;

М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

характеризовать образцы творчества крупнейших русских композитора П.И. Чайковского

Слушать фрагменты балета П.И. Чайковского

«Лебединое озеро»: «Русский танец», «Неаполитанский танец».

Исполнять характерные движения одного из

старинных бальных (придворных) танцев,

пластическую импровизацию «Музыкальные

волны» под музыку П.И. Чайковского к балету «Лебединое озеро».

Д/З Рисовать эскиз костюма и маски для одного из видов старинного балетного спектакля: балета-маскарада, балета на рыцарские темы или балета-фантазии.

23

Балет. П.И.

Чайковсий.

Балет «Спящая красавица».

С.84–85

Формирование у учащихся целостного

представления о балете

П.И. Чайковского

«Спящая красавица»

как шедевре русской

классической музыки.

Дальнейшее формирование представлений о

Музыкально-хореографических образах сказочных героев.

Художественно-эстетическое и полихудожественное воспитание.

Основные понятия:

Музыкально-хореографические образы красавицы, принца и

других сказочных персонажей

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.

Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров;

П: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;

М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов  П.И. Чайковского;

различать, группировать  виды оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);

Слушать и исполнять начало мелодии (на

звук «А») вальс из балета П.И. Чайковского

«Спящая красавица».

исполнять на музыкальных

инструментах озвучивание рисунка «Красавица» или «Принц».

Представлять музыкально-пластические импровизации под музыку П.И. Чайковского к

балету «Спящая красавица» на одну из следующих тем: «Кот в сапогах и белая кошечка», «Красная Шапочка и волк», «Фея Сирени и фея Карабос»; исполнять танцевальные движения вальса.

Дрисунки на тему:   "Красавица» и  "Принц»

24

Балет.

И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка».

С. 86–89

Первоначальное знакомство с историей

«Русских сезонов» в

Париже. Формирование у учащихся целостного представления о

балете И. Стравинского «Петрушка» как шедевре русской музыки ХХ века.

Знакомство с музыкально-хореографическими образами народа и народных праздничных увеселений.

Художественно-эстетическое и этнокультурное воспитание.

Основные понятия:

Музыкально-хореографические образы.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров;

П: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;

М:решать творческие задачи, используя известные средства;

объяснять, как строилась работа в паре, в группе;

различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства  по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл),

Слушать фрагменты балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».

Исполнять песни «Петрушка» (муз. И. Арсеевой, сл. Н. Френкеля); «Петрушка» (муз.

И. Брамса, сл. неизвестного автора).

Создавать танцевальную импровизацию под

музыку «Русская» из балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».

Инсценировать «Народные гулянья на масляной» (по либретто оперы И.Ф. Стравинского

Д/З  рисунки на тему:«Петрушка» и «Балерина»

25

Балет: В детском музыкальном театре.

С. 90–91

Продолжение знакомства учащихся с детским музыкальным театром. Развитие

интереса к балетному

искусству.

Дальнейшее формирование представлений об

особенностях современной музыки и хореографии.

Основные понятия:

Детский музыкальный

театр.

Детские оперные спектакли. Сказочные музыкально-хореографические образы.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров;

П: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;

М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

решать творческие задачи, используя известные средства;

объяснять, как строилась работа в паре, в группе;

различать, группировать  виды оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);

различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства  по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл),

Слушать фрагменты детских балетных спектаклей.

Исполнять на звук «А» музыкальные темы из

балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (повторение).

исполнять на музыкальных

инструментах музыкальные «портреты» персонажей детских балетных спектаклей с помощью любых музыкальных инструментов.

Инсценировать одну из сцен балета С.С. Прокофьева «Золушка» (проектная деятельность).

Д/З Рисовать эскизы занавеса, декораций и костюмов для одного из балетов-сказок; макет декорации для одного из детских балетов; гримировать одного из персонажей сказочного балета.

26

Оперетта.

С. 92–93

Первоначальное знакомство учащихся с

опереттой и с известными театрами оперетты.

Сравнительный анализ

оперетты с другими видами музыкально-сценического искусства.

Знакомство с постановками оперетт в Детском музыкальном театре им. Н. Сац. Формирование интереса к жанру оперетты и установки на посещение театра оперетты.

Музыкально-эстетическое и полихудожественное воспитание.

Основные понятия:

Оперетта. Театры оперетты. Детские

оперетты.

Сказочные

образы в опереттах.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров;

П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

П:использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки

М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства  по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл),

Слушать фрагменты известных оперетт (например, «Летучая мышь» (муз. И. Штрауса),

«Принцесса цирка» и «Королева чардаша»

(муз. И. Кальмана).

Исполнять фрагмент одной из детских оперет исполнять на музыкальных

инструментах импровизацию на тему «Песенка Кота в сапогах»  «Танец Кота в сапогах» (любой музыкальный инструмент). Подготовить постановку фрагментов детской оперетты (например, «Репка» П. Адоницкого) (проектная деятельность).

Д/З импровизация на тему: «Танец Кота в сапогах»

27

Мюзикл.

С. 94–95

Формирование у учащихся первоначальных

представлений о мюзикле как крупном музыкально-сценическом

произведении.

Сравнительный анализ

мюзикла с другими видами музыкально-сценического искусства.

Развитие представлений о современном языке музыкально-сценического искусства. Развитие музыкально-познавательных интересов учащихся. Формирование у них установки на посещение мюзиклов.

Основные понятия:

Мюзикл и его

происхождение.

Мюзиклы зарубежных и

российских

композиторов.

Детские мюзиклы.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров;

П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

П:использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки

М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства  по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл),

Слушать фрагменты известных зарубежных

мюзиклов («Ветсайдская история», «Кошки»), мюзиклов для детей.

Исполнять фрагмент одного из детских мюзиклов.

Участвовать в постановке фрагментов детского мюзикла (например, «Принц и нищий»

А. Журбина) (проектная деятельность).

Д/З рисунки фрагментов детских мюзиклов

28

Музыкальные музеи: путешествие по

музеям мира.

С. 102–105

Формирование у учащихся представлений о

музыкальных музеях,

их видах, экспонатах и

музыкально-просветительной деятельности.

Формирование у учащихся средствами музейной педагогики потребности в творческом освоении предметного мира музыкальной культуры, в его изучении и сохранении. Развитие у учащихся интереса к отечественному и мировому музыкальному наследию. Воспитание уважительного отношения к собирателям и хранителям этого наследия.

Основные понятия:

Музыкальный музей.

Виды музыкальных музеев. Музыкальный

экспонат. Музыкальное

наследие, его сохранение и

развитие. Музей музыкальной культуры им.

М.И. Глинки (г. Москва).

Дом-музей П.И. Чайковского (г. Клин).

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

Слушать фортепьянные пьесы П.И. Чайковского.

Исполнение песни П.И. Чайковского (из цикла «16 песен для детей»).

Д/З сообщение о муз. Музее мира

29

Музыкальные инструменты.

С. 106–111

Формирование у учащихся представлений

о богатстве и разнообразии музыкальных

инструментов разных

времён, стран и народов.

Формирование установки на знакомство с

музыкальными инструментами-экспонатами

музыкальных музеев.

Развитие музыкально-познавательных интересов и музыкально-исполнительских потребностей учащихся.

Основные понятия:

Экспонаты

музыкальных музеев.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.

М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

решать творческие задачи, используя известные средства;

объяснять, как строилась работа в паре, в группе;

различать, группировать  виды оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);

Слушать записи звучания старинных клавишных и духовых музыкальных инструментов; записи звучания старинной скрипки и

других струнных музыкальных инструментов.

Исполнять русские народные песни с упоминаниями о старинных народных музыкальных

инструментах (например, «На зелёном лугу»,

«Заиграй, моя волынка»); песню «Весёлый барабанщик» (муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы).

Создавать ритмо-пластические импровизации

на одну из следующих тем: «Ритмы жаркой Африки», «Русские ложкари», «Тарантелла».

Д/З рисунки старинных муз. инструментов

30

Музыка и

техника.

С. 112–113

Развитие представлений учащихся о взаимосвязи музыки и техники. Формирование

интереса к изучению

различных музыкальных устройств, многообразных способов

записи и воспроизведения звуков. Сравнительный анализ «живой» и «механической» музыки.

Развитие умственных

способностей и музыкально-познавательных интересов учащихся.

Основные понятия:

Экспонаты

музыкальных музеев

старинные

музыкальные автоматы.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

П:использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки

М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

Слушать пьесу «Музыкальная табакерка»

А. Лядова; пьесу «Шарманщик поёт»

П.И. Чайковского; звучание механического

пианино (в художественном фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»)

и других старинных механических музыкальных устройств; звучание виниловых пластинок.

Исполнять музыкальную игру «Граммофон».

исполнять на музыкальных

инструментах песню Л.В. Бетховена «Сурок»

(повторение).

Д/З рисунки различных механических муз.  инструментов

31

Музыка и

изобразительное искусство.

С. 114–117

Развитие представлений детей о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства, дальнейшее формирование у них творческих способностей на основе синтеза искусств.

Основные понятия:

Экспонаты

музыкальных музеев.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

П:использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки;

 понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке

М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

Слушать записи звучания музыкальных инструментов, изображённых в произведениях живописи и народного декоративно-прикладного

творчества.

Исполнять «Песню о картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера).

Д/З найти картины художников на которых изображены музыканты и муз. инструменты

32

Музыка и

книги.

С. 118–119

Развитие представлений детей о роли нотных изданий и книг о

музыке в музыкальном

мире.

Основные понятия:

Экспонаты

музыкальных музеев.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

П:использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки

М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

Повторение исполнения песен, сопровождавших воображаемые экскурсии по музыкальному музею (например, «Весёлый барабанщик»

(муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы) и «Песня о

картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера).

Д/З повторить слова песен

33

Школа Скрипичного ключа: уроки

сольфеджио.

Урок 1. Мажор и минор.

С. 124–125

Формирование у учащихся первоначальных

представлений о сольфеджио как учебной

дисциплине, которую

изучают в детских музыкальных школах и

студиях. Дальнейшее

развитие музыкально-слуховых представлений о мажорном и минорном ладах как важных музыкальных

«красках».

Воспитание ценностного отношения к школе,

учению и учителю.

Основные понятия:

Сольфеджио.

Лад. Мажор и минор. Диез и бемоль. Тональность.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:положительной мотивации к изучению основ нотной грамоты;

М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

решать творческие задачи, используя известные средства;

объяснять, как строилась работа в паре, в группе;

Слушать музыкальные произведения из программы для 3 класса, написанные в мажорном и минорном ладах.

Исполнять песни, написанные в разных тональностях (например, «Наш весёлый пастушок» (муз. Ю. Литовко, сл. народные), «Коровушка»; песни Л.М. Абелян «Про диез» и

«Про бемоль».

Д/З мажорные и минорные рисунки

34

Школа Скрипичного ключа: уроки

сольфеджио.

Урок 2. Интервалы.

С. 126–127

Формирование у детей

знаний и слуховых

представлений об интервалах.

Воспитание ценностного отношения к школе,

учению и учителю.

Основные понятия:

интервалы

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

Л:положительной мотивации к изучению основ нотной грамоты;

мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;

М: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя);

вносить коррективы в свою работу;

свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

Слушать звучания различных интервалов.

Исполнять пение по нотам различных интервалов; песню «Интервалы» (муз. О. Мандичевского, русский текст К. Алемасовой).

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах различные интервалы на фортепиано, детском синтезаторе или других музыкальных инструментах.

Дополнительные виды учебной деятельности

Сочинять и выполнять нотную запись мелодии и аккордов, состоящих из малых интервалов (от примы до терции).

Д/З Рисовать на тему «Дружная семья интервалов».

Д/у

Школа Скрипичного ключа: хоровой

класс.

С. 128–129

Дальнейшее формирование у детей представлений о хоровом пении и об обучении ему в детских музыкальных

школах и студиях. Воспитание ценностного

отношения к школе,

учению и учителю.

Слушание, музицирование, исполнение,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником, импровизация

П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

Исполнять упражнения на распевание; песню

Л.М. Абелян «Петь приятно и удобно»; повторять хоровые произведения из программы по

музыке для 3 класса.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАРЕСУРСОВ.

  • Шедевры музыки.  «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
  • Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
  • Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
  • Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
  • Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.
  •  Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».
  • Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.
  • Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ.

Учебно-методическое обеспечение.

  • Музыка. 3 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова – 3-е изд., дораб. – М.: АСТ Астрель, 2012г.
  • Музыка. Обучение в 3 классе.  Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова  - М.: Астрель, 2012г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

  1. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
  2. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
  3. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
  4. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.
  5. Прохорова И.А. Советская музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.
  6. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
  7. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
  8. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
  9. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный  издательский  Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.

14. Прохорова И.А. Советская музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.

15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

16.  Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 3 класса Планета знаний

Рабочая программа по УМК "Планета знаний", включающая пояснительную записку, характеристику предмета, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа, математика, 4 класс, Планета знаний.

В программе представлена пояснительная записка, основное содержание, Требования к уровню подготовки обучающихся, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение....

Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний

.1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе  программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...

Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний

.1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе  программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...