Урок музыки 3 класс "Концерт"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Зинатова Юлия Владимировна

Урок музыки по Критской в 3 классе, тема "Концерт". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kontsert_3_b.docx237.3 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_kontsert_3_b.pptx1.69 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по предмету «Музыка», предметная неделя

Март 2016 года

Ф.И.О. Зинатова Юлия Владимировна
Предмет: Музыка
Класс:    3 б класс
Тип урока:  Комбинированный урок  (урок решение учебной задачи)

Тема:  Знакомство детей  через межпредметные связи с  музыкальным жанром  «концерт».

Цель:

1.Познакомить детей с музыкальным жанром концерт

2.Вовлечь в концертно-исполнительскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

-Знакомство  с новыми музыкальными терминами и явлениями

Развивающие:

-развитие чувства музыкального стиля

-расширение словарного запаса

-развитие умения слушать и воспринимать музыку

-развитие умения сравнивать и анализировать

-развитие исполнительской культуры

Воспитательные:

     -воспитание уважения к культурному музыкальному наследию

     - воспитание  толерантности к культуре других стран и народов

Предметные:

-знание понятия: концерт, композитор, исполнитель, слушатель.

-умение проводить интонационно-образный анализ, выступать в роли слушателей и исполнителей, узнавать изученные музыкальные сочинения, определение их авторов

Личностные:

             -усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества.
Метапредметные:

Познавательные:

-освоение основных понятий урока путём включения учащихся в различные виды практической деятельности (слушательской, музыкальной, изобразительной); логические действия, работа с информацией

Регулятивные:

-целеполагание в постановке учебных задач, в опоре на имеющийся жизненно-музыкальный опыт при  восприятии музыки  и  разных форм музицирования;

коррекция и оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников

Коммуникативные:

-работа в группе;

-расширение представлений учащихся о музыкальной культуре

Основные понятия: Концерт, солист, оркестр.

Межпредметные связи: История, Изобразительное искусство, окружающий мир, география.

Ресурсы:

-основные

  1. Учебник. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. «Музыка» 3 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений  - М.: Просвещение, 2012.
  2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. 3 класс. Фонохрестоматия музыкального материала (1CDMP3).

-дополнительные

1. Музыкальный

П. Чайковский Концерт № 1 для фортепиано с оркестром 1 части,

Р. Роджерс Песенка о звукоряде из мюзикла «Звуки музыки»,

Песня «Служить России» ,авторы музыки и слов: Э.Ханок, И.Резник 

2. Художественный ряд

Эрколе де Роберти «Концерт»,

А. Менцель «Флейтовый концерт»,

К.А.Сомов  «Концерт»

Я. Вермеер «Концерт».

Карта Европы

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая

Виды учебной деятельности:

- осознание учебной деятельности,

- работа в группах,

- элементы проектной деятельности

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка выполнения домашнего задания. Вокально-хоровая работа.
  3. Введение в тему
  4. Сообщение нового материала.
  5. Закрепление изученного материала
  6. Подведение итогов. Рефлексия
  7. Домашнее задание (комментирование по его выполнению).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Учитель: Здравствуйте ребята.

  1. Проверка выполнения домашнего задания.  Вокально-хоровая работа.

Вокально-хоровая работа:

1) Прежде чем мы с вами начнём петь,  нам надо разогреть наш голосовой аппарат – это наши щёки, губы, зубы, язык, лёгкие.  Для этого сначала встанем правильно - свободно с опорой на обе ноги, корпус прямой, плечи развёрнуты.

2) Приступим к выполнению дыхательной гимнастики для хорошей работы наших органов дыхания – носа и лёгких-  когда мы будем петь песню. При выполнении дыхательной гимнастики существуют некоторые правила:

  • Вдох происходит через нос – коротко и шумно, выдох   через рот, не шумно;
  • Во время упражнения надо думать только о вдохе и следить за  одновременностью вдоха и движения,   в одном ритме со мной.

Дыхательная гимнастика по А.Н.Стрельниковой:

А) Упражнение «Повороты головы»: вдох справа, вдох слева, выдох прямо.

Б) Упражнение «Вверх, вниз»: «лицом к потолку» - вдох, прямо – выдох, «лицом к полу» - вдох, прямо – выдох.

В) Упражнение «Кошка»: лёгкие пружинистые движения + повороты то влево, то вправо + «сбрасывание» движение рук + шумный вдох.

Г) Упражнение «Обними плечи»: руки полочкой на уровне плеч + обнять себя за плечи + шумный вдох, выдох при смене рук.

3) Голосовой аппарат  певца   выполняет одновременно две  функции, с одной стороны, он  нам служит для речи,   а с другой —  служит музыкальным инструментом.  Выполним упражнения для щёк, рта, губ…

  • Артикуляционная гимнастика:

«Щёчки пожевали», «укольчики», «зубки почистили», «губки и язык покусали», Губы вытянули и круговыми движениями  вправо и влево.

  • Упражнения со звуком закрытым ртом: «мычание закрытым ртом», «скуление» ( как собачка), интонация вопроса и интонация возмущения.

Наблюдение за правильность выполнения упражнений.

  • Упражнение «Дракончик» (глиссандо на гласные звуки – а, о, у, ы, э  с самой высокой ноты - головы дракона,  до самой низкой – колючего хвоста) (карточка)
  • Для  хорошего произношения всех звуков при пении дикции предлагаю проговорить знакомую для вас скороговорку, используя  карточки с выражением эмоций. Сначала выразительно прочитаем – 1.к. «радостно», 2.к. «Испуганно», 3.к. «грустно», 4 к. «сердито»…

Скороговорка: Испугался грома Рома,

                          Заревел он громче грома,

                          От такого рёва гром,

                          Притаился за бугром.

4)Теперь мы готовы к пению песни.

Пение песни  «Служить России» ,авторы музыки и слов: Э.Ханок, И.Резник 

Полки идут стеной, красиво держат строй

И гордо шелестят знамёна

Комбат и рядовой единою судьбой

Мы связаны с тобой, друг мой

Припев

Служить России суждено тебе и мне

Служить России удивительной стране

Служить России, где солнце новое встаёт

на небе синем

Плечом к плечу идут российские войска

И пусть военная дорога нелегка

Мы будем верою и правдою служить России

В бесстрашие атак спасли мы русский флаг

И дом родной и наши песни,

А коль придёт беда, собою мы тогда,

 Отчизну заслоним, друг мой.

Полки идут стеной, красиво держат строй

И вместе с нами вся Россия

И он и ты и я – армейская семья

И этим мы сильны, друг мой.

Учитель:  Теперь приступим к изучению новой темы.  Чтобы узнать тему нашего урока, вам надо решить ребус.

Решение ребуса. (Слайд 2)

C:\Users\Юлия\Pictures\img025.jpg

Отгадывание темы урока: «Концерт». (Слайд 3)

  1. Введение в тему.

Учитель: Кто из вас был в концертном зале?

Ответы учеников: я, я, я…

Учитель: Предлагаю  сегодня отправиться в концертный зал!

      Поразмышляем над словом:

«зал» - что это?

Ответы учеников: помещение, комната.

Учитель: какой бывает зал?

Ответы учеников:  актовый, спортивный, концертный.

Учитель: Что такое концерт?

Ответы учеников: там, где выступают артисты.

  1. Сообщение нового материала.

Учитель:

Но в музыке слово концерт это не только выступление артистов.

Кто мне скажет цель нашего урока?

Ответы учеников: узнать что такое концерт. (Слайд 4)

Учитель: 

Другое значение – музыкальное произведение, которое можно послушать в концертном зале.

Слово концерт пришло в русский язык с других языков:

с латинского – conzerto – «состязаюсь»,

с итальянского – conzerto – «согласие».

 Поразмышляем, что значит «состязаюсь», что значит «согласие»

Ответы учеников:

Учитель: А теперь запомним (запишем) определение

Концерт музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента (Слайд 5) (флейты, арфы, трубы, виолончели, фортепиано и.т.д.) (Слад 6). Есть концерты для голоса и оркестра.

Учитель: Итак, кто же состязается между собой?

Ответы учеников: оркестр и солирующий инструмент.

Учитель:  Концерты появились в Италии в XVII веке (карта Европы на слайде) Концерты писали в России и в Европе: А.Вивальди, И.-С.Бах, Й.Гайдн, В.-А.Моцарт, П.Чайковский и С.Рахманинов. Как правило, концерты состояли из 3-х частей. (Слайд 7)

В изобразительном искусстве тоже есть концерты - это картины с названием «Концерт»: Эркоде де Роберти, Адольф фон Менцель,  Константин Андреевич Сомов, Ян Вермеер.  На всех этих картинах изображена группа людей, исполняющих музыку. Их музыка звучит красиво, потому что они играют вместе, согласуют свою игру.

(Слайды 8,9)

Учитель:

Музыкантам всего мира известен Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского. Именно этот концерт звучит на Международном конкурсе исполнителей в Москве, который носит имя П.И. Чайковского. Этот конкурс проходит раз в четыре года более 50 лет (13 раз) с 1958 года.

Так же как и  многие концерты, Концерт № 1 состоит из трех частей. (Слайды 10, 11)

 Просмотр видеофрагмента: Концерт № 1 П.И. Чайковского 1 часть (Слайд 12)

Учитель: Давайте отправимся на этот конкурс и послушаем в исполнении пианиста Сергея Григоренко отрывок из 1 части концерта.

Учитель:

Что рисует музыка 1 части?

Что представили себе, слушая музыку?

Как звучит музыка?

Ответы учеников эмоциональному словарю:… (Слайд 13)

Обобщить ответы детей: П. Чайковский любил природу, народ и свою Родину. В 1 части концерта показаны его чувства и отношение к этому.

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Деление по группам – на две  команды. Название команд: «Солнышко», «Облако».
  2. Эмоциональное пропевание отрывка песни  «Папа может» одной группой и отгадывание  эмоции другой группой противоположной команды.

(Приложение 1)

  1.  Составить пазл . (Приложение 2) (Слайд 14)
  2. Решить тест (Приложение 3) (Слайд 15 – 16)

Учитель: В продолжении разговора о концерте, как о музыкальном произведении, где солист и оркестр (т.е. большая группа других исполнителей) «состязаются» между собой давайте вспомним «Песенку о звукоряде» Р. Роджерса из мюзикла «Звуки музыки». Вспомним, как исполняется песня? (учительница поет одна, дети – тоже самое вместе, т.е. как бы соревнуются в исполнении)

Исполнение песни «Песенки о звукоряде» Р.Роджерса

1.Учитель.

2.До - наш дом, наш милый дом,

Ре - ребячья болтовня,

Ми - микстура перед сном,

Фа - фантазия моя.

Соль - в солонке на столе,

Ля - лягушки под кустом,

Си - сигнал на корабле,

Что плывет обратно в ДО.

Ноты в звуки превратим,

Мы споем любой мотив.


3. До - наш дом, наш милый дом,

Ре - ребячья болтовня,

Ми - микстура перед сном,

Фа - фантазия моя.

Соль - в солонке на столе, в солонке на столе,

Ля - лягушки под кустом, лягушки под кустом,

Си - сигнал на корабле, корабле

Что плывет обратно в ДО

Ноты в звуки превратим,

Мы споем любой мотив.

Ноты в звуки превратим,

Мы споем любой мотив.

  1. Подведение итогов.

Рефлексия  «Поле цветов».

Учитель: На  партах у каждой команды представлена картина, которую надо заполнить цветами, выбор цветка должен соответствовать вашему настроению на уроке: оттенки красного –   вам было интересно, радостно; оттенки синего –  скучно, грустно, неинтересно. (Слайд 17 -18)

  1. Домашнее задание (комментарий по его выполнению)

Учить песню Г.Струве «Тихая моя, нежная моя мама…»

Приложение 1

Папа может, папа может,все, что угодно,
Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить!

Папа может, папа может быть кем угодно,
Только мамой, только мамой не может быть!
Только мамой, только мамой не может быть!

Папа может, папа может,все, что угодно,
Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить!

Папа может, папа может быть кем угодно,
Только мамой, только мамой не может быть!
Только мамой, только мамой не может быть!

Папа может, папа может,все, что угодно,
Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить!

Папа может, папа может быть кем угодно,
Только мамой, только мамой не может быть!
Только мамой, только мамой не может быть!

Папа может, папа может,все, что угодно,
Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить!

Папа может, папа может быть кем угодно,
Только мамой, только мамой не может быть!
Только мамой, только мамой не может быть!

Приложение 2

Составить пазл из предложенных картин.

  1. Константин Андреевич Сомов

  1. Ян Веермер «Концерт»

vermeer-concert

Приложение 3

Тест

1.Что такое концерт?

А) музыкальное произведение

Б) комната

В) песня

2. Когда появились первые концерты?

А) в 21 веке

Б) в 17 веке

В) в 19 веке

3.Сколько частей имеет концерт?

А) 1 часть

Б) 6 частей

В) 3 части


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И. И. Левитан” Март”

Слайд 2

Решите ребус:

Слайд 3

Концерт

Слайд 4

Цель урока? - познакомиться музыкальным произведением – концерт.

Слайд 5

Концерт – музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента

Слайд 6

Солирующими инструментами могут быть: фортепиано, флейта, скрипка, арфа и.т.д. Есть концерты для голоса и оркестра.

Слайд 7

Антонио Вивальди Иоган Себастьян Бах Йозеф Гайдн Пётр Чайковский Сергей Рахманинов Вольфган Амадей Моцарт

Слайд 8

Эрколе де Роберти «Концерт» Адольф фон Менцель «Флейтовый концерт»

Слайд 9

Константин Андреевич Сомов «Концерт» Ян Вермеер «Концерт»

Слайд 10

П.И. Чайковский (1840-1893г.) Концерт № 1 для фортепиано с оркестром 1875г.

Слайд 11

Международный конкурс исполнителей имени П.И. Чайковского

Слайд 13

Словарь эмоциональных состояний: Весело Празднично Приподнято Блестяще Мечтательно Торжественно Восторженно Призывно Победно Энергично Мужественно Решительно Душевно Сердечно Ласково Любовно Напористо Строго Уверенно Широко Напряженно Тяжело Нежно Равнодушно Сонливо Добродушно Спокойно Сосредоточенно

Слайд 14

Константин Андреевич Сомов «Концерт» Ян Вермеер «Концерт»

Слайд 15

Тест 1.Что такое концерт? А) музыкальное произведение Б) комната В) песня 2. Когда появились первые концерты? А) в 21 веке Б) в 17 веке В) в 19 веке 3. Сколько частей имеет концерт? А) 1 часть Б) 6 частей В) 3 части

Слайд 16

Ответы: А Б 3) В

Слайд 17

«Поле цветов» Красный цветок – вам было интересно, радостно Голубой цветок – вам было неинтересно, скучно.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в III классе. Тема урока: «Русская народная музыка».

IIIкласс. Тема урока: «Русская народная музыка».Тип урока: урок-этюд.Цель. Развитие интереса и уважения к своим национальным истокам.Задачи:Закрепить знания учащихся по теме на примере русских н...

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...