Рабочая программа по музыке для 4 класса " Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по музыке (4 класс) на тему

Моргунова Лилия Александровна

Рабочая программа по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.progr_.po_muzyke.doc151 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____        /______________        /

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        2016г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МКОУ Бут ООШ № 7

_____        /______________        /

ФИО

«___» _________        2016г.

«Утверждено»

Руководитель МКОУ БутООШ № 7

_____        /______________        /

ФИО

Приказ №        ______  от

«___» _________        2016г.

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАН

по    музыке(школа2100)

4 класс

Моргуновой Лилии Александровны( 1КК)

Пояснительная записка к рабочей программе «Музыка»

     Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы и на основе программы, разработанной авторами (Л.В.Школяр, В.О.Усачева) (УМК «Школа 2100»).

    Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

  • общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • задачам образования – развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Планируемые результаты освоения программного материала:

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности..

 Программа по музыке строится на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.

Особенности содержания программы и тематики

  Тематика 2–4-го классов организована по четвертям. Некоторые незначительные изменения не затрагивают основное содержание программы и вызваны объективными условиями её реализации в современной российской школе.

Программа и педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского – уникальное наследие отечественной педагогики, которое непременно должно быть в арсенале современного учителя музыки.

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами музыки и усвоить

  • нравственно-эстетические ориентаций в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;
  • первоначальные представления о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;
  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;
  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);
  • развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера;  выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
  • совершенствование умения  передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и  формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);
  • развить ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
  • развить умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Задачи предмета «Музыка» в 4  классе заключаются в следующем:

- понятие интернациональности музыкального языка;

- совершенствование умения целостно воспринимать музыку и размышлять о ней, сопоставляя интонации музыки разных стран мира;

воспитание навыков вдумчивого вслушивания в музыкальные произведения, умения анализировать их содержание и средства выразительности;

- выявление особенностей интонационно – образного воплощения содержания музыкальных произведений в творчестве И.С.Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Э.Грига.

- формирование  навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски)Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.        

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и базируется на изучении школьниками основ музыкального искусства:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности); интонация как носитель образного смысла музыкального произведения; основные средства музыкальной выразительности; развитие музыки на основе повтора, контраста, вариативности;

     формы музыки – одночастная, двухчастная, трёхчастная, куплетная, рондо, вариации.

  • Освоение различных видов творческой деятельности, способствующих проникновению в образ, смысл произведения, проживанию его самим ребёнком.
  • Постижение различных пластов музыкальной культуры, стилей национальных и индивидуальных, основываясь на приеме «полистилистики» (намеренном соединении произведений различных стилистических явлений).

Музыкальная культура мира осваивается младшими школьниками при выявлении сходства и различия русской музыки и музыки других стран и народов.

Зарубежная народная и композиторская музыка, так же как и русская, трактуется в программе широко и многозначно: как искусство специфического художественно-образного выражения чувств, мыслей, отношений людей разных стран и национальностей. Акцент в отборе и организации музыкального материала делается на образцы отечественной и мировой музыкальной культуры.

Критерии отбора музыкального материала заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского. Среди них: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.

Содержание программы концентрируется в учебных темах каждого полугодия. Музыкальные произведения, предлагаемые в программе, повторяются в разных учебных темах с новыми задачами. Такой принцип  расположения музыкального материала условно назван принципом «концентрической спирали». Его реализация в учебно-воспитательном процессе даёт возможность  возвращения школьника к уже  знакомым музыкальным сочинениям, что будет служить необходимым стимулом для повторного «вживания» ребенка в их содержание, интонационно-образные особенности, будет порождать новые мысли и чувства, ассоциации с другими образцами музыки, закреплять уже полученные представления, знания, исполнительские навыки и умения. Постоянное обращение к музыке одних и тех же композиторов, смысловые повторы произведений  способствуют формированию у детей основ чувства стиля уже в начальной школе.

        Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания школьников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на формирование основ музыкальной культуры.

  • Метод драматургии урока музыки как урока искусства;
  • Метод создания  «композиций» в форме диалога, раскрывающего содержание музыкального произведения (объединение разных форм общения с музыкой при исполнении одного произведения);
  • Метод создания художественного контекста. Направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы). Данный метод даёт возможность представить музыку в богатстве её связей, понять сходство и отличие от других искусств;
  • Метод перспективы и ретроспективы в обучении («забегания вперед» и «возвращения к пройденному» у Д. Б. Кабалевского). Установление связей предусматривается на трёх уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями;
  • Метод размышления о музыке. Направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей (выбор проблемы учителем и предъявление её для самостоятельного решения ученикам);
  • Метод интонационного постижения музыки (переинтонирования). Направлен на раскрытие учащимися сущностных основ музыкального искусства, раскрывает специфику жизни музыкальной интонации во времени. Самое главное – через собственно музыкальную интонацию внимание учащихся направляется на постижение человека в музыке, его чувств, мыслей, эстетических идеалов, духовных ценностей;
  • Метод моделирования художественно-творческого процесса. Направлен на развитие способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации. Школьники постигают смысл произведения как свой собственный, ставя себя в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника;
  • Метод музыкальных обобщений. Направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке, воплощенных в тематизме программы; на формирование художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.

Говоря о приемах музыкального обучения, необходимо подчеркнуть то, что основным приёмом изучения программы «Музыка» и способом практического  освоения её материала в начальной школе  является игра. Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры позволяют сделать процесс постижения основных закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным. В игре развивается мышление ребенка, речь, воображение, музыкальные способности, осваиваются диалоговые формы общения с музыкой. Урок музыки как урок искусства – основная форма учебно-воспитательного процесса, стержнем которого является полноценная художественная деятельность детей в любой форме приобщения к искусству и где отношения «учитель-ученик» основываются на сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве. Личностно-ориентированный подход к ребенку проявляется в формировании его положительной мотивации к занятиям музыкой как искусством, созданием ситуаций успеха. Существуют  также разнообразные  «жанры» уроков музыки -  урок- путешествие, урок- концерт, урок -размышление, урок - репортаж и  другие.

  Место учебного предмета в учебном плане. В соответствии с базисным учебным планом курс «Музыка» изучается в  4  классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.

1

Музыка моего народа.

• Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» – сквозная линия содержания        программы.

4-го класса. Обобщение первоначальных  представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Формирование на этом материале умений и навыков хорового, ансамблевого, инструменального,         вокально-инструментального музицирования.

•  Включение в  занятия  образцов музыкального фольклора (аутентичного,   подлинного  и  стилизованно- го), духовной музыки, произведений

«золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в  различных формах и видах музыкальноис-полнительской и  творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.

• Музыка Русской православной церкви как часть отечественной художественной        культуры,         как

«звено» в храмовом синтезе искусств (слово, иконопись, архитектура). Богатство        содержания         русских народных песен, их  жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины,  хороводные,  обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный  фольклор.  Значение музыки в народных праздниках на Руси.

•  «Академическая» и  «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли,  хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижёры,  хоры, оркестры. Русские народ- ные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и  др.).  Оркестр русских  народных инструментов.

•  Интонационное родство музыки русских  композиторов с  народным музыкальным фольклором: общность  тем,  сюжетов, образов, приёмов развития.

16

п/п

Темы  по полугодиям

Проблемный контекст уроков

Кол-во часов

2

Между         музыкой         моего народа  и музыкой  разных народов мира нет непереходимых границ.

• Каждый народ   имеет   свой  музыкальный и разговорный (литературный)  язык. Богатство и  многообразие  музыкальной культуры разных стран и народов.

• Музыкальный язык интернационален,  понятен всем  без  перевода. Музыка – это  язык, который выражает чувства и мысли людей.

• Многообразие жанров, тем,  сюжетов  и образов в народной и профессиональной музыке разных стран и народов.

• Сходство и различие музыкально- го языка русской музыки с музыкой ближнего зарубежья,  западноевропейской музыкой, музыкой других национальных школ.

• Поиск интонационно-образных особенностей, характерных черт музыкального языка.

18


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ /

Тема урока

Колич. часов

Планируемые результаты

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Фактич.

1 четверть Музыка моего народа (9 часов)

1.

Музыка моего народа

1

Знание характерных особенностей русских народных песен; умение определять жанры русских народных песен: былины, трудовые, солдатские, исторические, плясовые, частушки;

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.

08.09

2.

Русская народная песня

1

15.09

3.

Русская народная и композиторская музыка.

1

22.09

4.

Частушки

1

29.09

5.

Жанры русских народных песен

1

06.10

6.

«Русский шаг» в солдатской песне

1

13.10

7.

Русские народные инструменты

1

20.10

8.

Особенности композиторской музыки

1

26.10

9.

Лаборатория музыки. Обобщение

1

10.11

2 четверть. Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ (7 часов)

10

Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ

1

Знать  слова и мелодию гимна России;

имена великих русских и зарубежных композиторов и наиболее известные их произведения (3-4 изученных произведения);

наиболее распространённые музыкальные инструменты;

народные традиции родного края, фольклорные праздники и обряды.

Универсальные способы деятельности

Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности..

17.11

11

Молдавская народная музыка

1

24.11

12

Музыка народов Закавказья

1

01.12

13

Музыка Славянских народов

1

08.12

14

Взаимосвязь композиторской и народной музыки.

1

15.12

15

Песни о Днепре-реке.

1

22.12

16

Лаборатория музыки. Обобщение.

1

29.12

3 четверть. Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.(10 ч.)

17

Музыкальный язык.

1

Умение высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки;знание названий различных видов оркестров;узнавание музыкальных произведений, изученных в 4 классе

Освоенные обучающимися при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Формирование адекватной самооценки своих достижений, проявление личной заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий

12.01

18

Разучиваем, поём песню и размышляем.

1

19.01

19

Взаимопроникновение музыкального языка.

1

26.01

20

Музыка русских композиторов в духе народных мелодий других стран мира.

1

02.02

21

Французская народная песня в творчестве В.А.Моцарта.

1

09.02

22

Японская народная песня в музыке Д.Б.Кабалевского.

1

16.02

23

Африканские народные мотивы в музыке К.Караева.

1

02.03

24

Польские народные песни и танцы в творчестве Ф.Шопена.

1

09.03

25

Музыкальный язык – интернационален.

1

16.03

26

Обобщение тем четверти.

1

23.03

4 четверть. Композитор-исполнитель-слушатель.(9 ч.)

27

Композитор-исполнитель-слушатель.

1

Обогащение опыта восприятия музыкальных произведений;

Исполнение мелодий знакомых музыкальных произведений и танцевальных движений;

участие в хоровом исполнительстве;

музицирование на детских музыкальных инструментах;

передачи музыкальных впечатлений в движении, рисунке

Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности..

06.04

28

Дети как исполнители.

1

13.04

29

Дети как слушатели.

1

20.04

30

Дети как композиторы

1

27.04

31

Мелодии кантаты «Песня утра, весны и мира» Д.Кабалевского

1

04.05

32

Песни весны.

1

11.05

33

Музыка всегда со мной.

1

18.05

34

Музыка всегда со мной.

Обобщение тем четверти и года

1

25.05

Учебно – методическое обеспечение

  1. Примерные программы начального общего образования. В 2х ч. Ч.1. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2010
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010
  3. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010
  4. Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. 4 класс.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 4 класса:

  • -  наличие интереса к предмету «Музыка», который выражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);
  •      -  знание характерных особенностей русских народных песен;
  •      -  умение определять жанры русских народных песен: былины, трудовые,
  •      солдатские, исторические, плясовые, частушки;
  •     -  умение отличать музыку Закавказья от музыки славянских народов;
  •     -умение высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки;
  • -  знание названий различных видов оркестров;
  • -  узнавание музыкальных произведений, изученных в 4 классе (не менее 4х);
  • -  знание имён выдающихся отечественных композиторов  (П. И.Чайковский, В. А. Моцарт, Н. А. Римский – Корсаков, М. И. Глинка, А. П. Бородин, С. С. Прокофьева также И.С Бах, Ф.Шуберт, Ф Шопен, Э.Григ.);
  •      -  знание русских народных  музыкальных инструментов  (гусли, баян, гармонь, балалайка,  ложки, трещотка);
  • -  проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);
  • - знание гимна России.

Требования к уровню подготовки окончивших начальную школу

Требования заключаются в следующем:

Знать/ понимать

  • слова и мелодию гимна России;
  • имена великих русских и зарубежных композиторов и наиболее известные их произведения (3-4 изученных произведения);
  • наиболее распространённые музыкальные инструменты;
  • народные традиции родного края, фольклорные праздники и обряды.

Уметь

  • различать основные виды и жанры музыкального искусства;
  • узнавать изученные произведения разных жанров и называть имена их создателей;
  • сравнивать различные музыкальные произведения (фрагменты), определять средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика);
  • передавать характер музыки в пении, танцевально-пластическом движении.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения опыта восприятия музыкальных произведений;
  • исполнения мелодий знакомых музыкальных произведений и танцевальных движений;
  • участие в хоровом исполнительстве;
  • музицирование на детских музыкальных инструментах;
  • передачи музыкальных впечатлений в движении, рисунке и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. 1 класс школа 2100.

Рабочая программа по математике. 1 класс школа 2100....

Рабочая программа по музыке. 4 класс. Школа 2100.

Рабочая программа по музыке для 4 класса (ФГОС, ОС "Школа 2100")...

Рабочая программа по музыке. 1 класс. Школа 2100.

Включает Рабочую программу и Тематическое планирование....