Музыкальное эстетическое воспитание в школе-интернате VIII вида
материал по музыке на тему

Первухина Лариса Владимировна
Музыкальное эстетическое воспитание в школе-интернате VIII вида
Первухина Лариса  Владимировна
    Музыкально эстетическое воспитание начинается с того, что ребенка     учат воспринимать прекрасное. Работа по формированию эстетического восприятия обычно начинается задолго до поступления ребенка в школу. С миром звуков и красок малыши знакомятся еще в семье, получая от взрослых свои первые игрушки.
Звучание, яркая окраска игрушек вызывают у маленьких детей первые реакции. Постепенно ребенок все больше познает мир прекрасного, приучается сравнивать, сопоставлять, выделять из воспринятого подлинно прекрасное. Поэтому к моменту поступления в школу нормально развивающийся ребенок уже имеет некоторые представления, понятия и суждения о прекрасном.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_metodicheskoe_obedinenie_uchiteley_muzyki.docx27.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное эстетическое воспитание в школе-интернате VIII вида

Первухина Лариса  Владимировна

    Музыкально эстетическое воспитание начинается с того, что ребенка     учат воспринимать прекрасное. Работа по формированию эстетического восприятия обычно начинается задолго до поступления ребенка в школу. С миром звуков и красок малыши знакомятся еще в семье, получая от взрослых свои первые игрушки.

Звучание, яркая окраска игрушек вызывают у маленьких детей первые реакции. Постепенно ребенок все больше познает мир прекрасного, приучается сравнивать, сопоставлять, выделять из воспринятого подлинно прекрасное. Поэтому к моменту поступления в школу нормально развивающийся ребенок уже имеет некоторые представления, понятия и суждения о прекрасном.

Эстетическое развитие ребенка с нарушением интеллекта происходит значительно медленнее. Часто при поступлении в I класс специальной коррекционной школы VIII вида ребенок с нарушением интеллекта не может найти в окружающей обстановке предметы определенного цвета, не умеет дифференцировать звуки и т. д.

Это объясняется тем, что ребенок с нарушением интеллекта не умеет использовать анализаторы для восприятия действительности, его взгляд как бы скользит по предметам, слух не улавливает многих звуков. Он слушает, но не слышит, смотрит, но не видит. И происходит это часто не из-за физических недостатков, а потому, что ребенок не осмысливает воспринятого, не испытывает потребности познать окружающий мир.

Пассивность детей с нарушениями интеллекта в познавательной деятельности приводит к тому, что их эстетическое восприятие при поступлении в I класс специальной коррекционной школы VIII вида значительно отстает от нормы.

Поэтому с первых дней обучения ребенка в специальной коррекционной школе VIII вида возникает необходимость в развитии эстетического и музыкального вкуса, наблюдательности, в формировании умения анализировать и сравнивать воспринятое.

Другими словами, возникает потребность в систематической работе с учащимися по развитию их эстетических и музыкальных восприятий как начальной стадии музыкально эстетического воспитания.

Музыкально эстетическое воспитание в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-компенсаторные задачи. (слайд 2)

Для того, что бы ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, на уроках и во внеурочной деятельности необходима коррекция и развитие его высших психических функций (ВПФ), эмоционально-волевой, двигательной, социальной сфер.(слайд 3)

Оказывая сильное эмоциональное воздействие, музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с ОВЗ, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком. Следовательно, очень важен правильный подбор педагогом музыкальных произведений для слушания и пения, а так же то, как он сможет пробудить у воспитанников интерес, стимулировать активность, поможет детям с ОВЗ, в развитии способностей, духовно-нравственном становлении личности. (слайд 4)

В нашей школе-интернате, где я работаю учителем музыки.ритмики и музыкальным руководителем в течение 14 лет, ведется большая систематизированная работа по музыкальному воспитанию – как одному из направлений художественно-эстетического развития учащихся. (слайд 5) Начинается эта работа на уроках музыки и продолжается на репетициях вокальной и хоровой студии, а так же при подготовке классных часов совместно с классными руководителями и внеклассных занятий совместно с воспитателями. (слайд 6) В связи с этим, можно отметить, что цели, задачи и принципы для урочной и внеклассной музыкальной деятельности будут схожими.

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности: (слайд 7)

  • умение слушать музыку,
  • слухоречевое координирование,
  • точность интонирования,
  • умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней,
  • умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности;
  • исполнительские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, решающихся на уроках музыки и во внеурочной музыкальной деятельности:

Задачи образовательные: (слайд 8) (направленные на формирование знаний о музыке)

  • формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а так же в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
  • формировать музыкально-эстетический словарь;
  • формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.

Задачи коррекционные: (слайд 9) (решение которых, способствует коррекции сфер личности ребенка с ОВЗ)

  • корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
  • корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
  • помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
  • содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.

Задачи развивающие: (слайд 10) (направленные на развитие и совершенствование музыкально-исполнительских навыков, творческих способностей)

  • совершенствовать певческие навыки;
  • развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;
  • активизировать творческие способности.

Задачи воспитательные: (слайд 11) (решение которых способствует воспитанию чувства товарищества, коллективизма, взаимопомощи, ответственности, толерантности; повышению общего культурного уровня воспитанников)

  • повышать культурный уровень воспитанников;
  • развивать художественный вкус детей;
  • обогащать их музыкальный кругозор;
  • создавать атмосферу творчества;
  • воспитывать чувство товарищества, коллективизма, взаимопомощи, ответственности за общее дело, толерантности.

Кроме задач, при работе с детьми, имеющими особенности развития, нужно обязательно учитыватьпедагогические принципы: (слайд 12)

  • доступности;
  • побуждение детей к познавательной деятельности;
  • последовательного формирования мыслительной деятельности от простого к сложному;
  • наглядности и эмоциональности, индивидуального и дифференцированного подхода, которые предполагают учет особенностей высшей нервной деятельности ребенка;
  • многократной повторяемости с элементами новизны, т.к. старые рефлекторные связи изменяются с трудом, а новые быстро разрушаются;
  • активизация внимания с использованием частой смены видов деятельности;
  • соблюдения тщательной дозировки заданий;
  • темп работы, соответствующий работе детей.

Цель, задачи и принципы системы музыкального воспитания направлены на решение главной задачи - формирование личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. (слайд 13)

Исходя из целей, задач и принципов системы музыкального воспитания мною были созданы рабочие программы.(слайд 14)

Основу программ составляют интегрированные уроки и занятия. В своей деятельности уже несколько лет я с успехом применяю такую педагогическую технологию как интеграция. (слайд 15) Это обусловлено не только веяниями времени, когда возникает потребность в целостных знаниях о мире вещей и явлений, но и особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья. Недостаточность интеллектуального развития детей затрудняет восприятие и анализ произведений, сопоставление музыкальных образов с образами реальной действительности.

Восприятие музыки – важнейшая область музыкальной практики. (слайд 16) Поэтому очень важно научить детей с ограниченными возможностями здоровья внимательно слушать музыку, благодаря чему дети, активно приобщаются к музыкальной культуре: приобретают способность к художественному восприятию, постигают особенности музыкального искусства, происходит развитие и совершенствование процессов творческого (художественного) мышления и воображения, что оказывает огромное влияние на формирование личности человека.

Музыкальный образ труден для восприятия, т.к. лишен непосредственной живописи и конкретного слова. (слайд 17) Он не передает точных понятий, не создает зрительно ощутимых картин, не пересказывает событий. Музыка не столько изображение предметного мира, сколько отображение человеческих чувств и мыслей. Поэтому восприятие слушателя достаточно часто нуждается в дополнительных «опорах», в роли которых могут выступать другие более доступные виды искусства.

В связи с этим, очень важно на уроках и во внеклассной музыкальной деятельности, при прослушивании музыкальных произведений, знакомстве с новыми песнями опираться на имеющийся у школьников жизненный опыт (а это предметы и образы окружающего мира) и знания, полученные на других предметах. (слайд 18)

Таким образом, у учащихся, благодаря интеграции содержания учебного процесса, будет происходить формирование основных понятий. Но этого еще не достаточно для формирования личности человека.

Мне очень близко одно из направлений гуманистической психологии - экзистенциальная психология, которая говорит об уникальности личного опыта конкретного человека, несводимого к общим схемам. (слайд 19)

Поэтому, я считаю, очень важно научить детей выражать свое, личное отношение к звучащей музыке, учить ребенка объяснять, почему у него возникло то или иное мнение. (слайд 20) Нередко случается, что ребенок, разобравшись с помощью учителя, меняет свое негативное, скорее всего, спонтанно возникшее суждение, на позитивное. А если не меняет, то учится объяснять и доказывать, почему он думает именно так. Это происходит благодаря беседе, в которой я обращаюсь с вопросами по содержанию музыки, по ее эмоциональному воздействию, не только конкретно к этому ученику, а ко всему классу или ко всей вокальной или хоровой студии. При чем, рассматриваем это мнение как правильное, истинное. И в ходе беседы, в которую обычно постепенно включаются все учащиеся, высказывая свои предположения по данному вопросу, мы стараемся разобраться, где истинное, а где ложное.

Такие беседы на уроках музыки, репетициях я считаю самым важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дети учатся высказывать свое мнение, а для этого нужна определенная смелость; учатся его отстаивать, т.е. брать ответственность за свои слова; учатся слушать и уважать мнение другого, т.е. толерантности; учатся анализировать информацию и делать выводы, т.е. рефлексии; учатся общению. Все эти качества, безусловно, пригодятся воспитанникам в их дальнейшей жизни.

Беседовать о музыке и не только я начинаю с детьми уже с первого класса. Спланировать, продумать все возможные вопросы при подготовке к уроку практически не возможно, поэтому нужно быть готовым к совершенно неожиданным вопросам. Я импровизирую на уроке и детей стараюсь учить импровизациям.

Используемые мною приемы на уроках и во внеклассной работе помогают детям лучше понять, осознать, разобраться в звучащей музыке, полюбить ее. У детей возникает желание и потребность слушать ее вновь и вновь, при этом они понимают, что музыка не абстрагируется от жизни, она составная и необходимая ее часть. Постепенно дети начинают понимать, что слушать прекрасное, видеть прекрасное, говорить о прекрасном – значит улучшаться!

Огромное влияние на формирование личности воспитанников оказывает подготовка и участие во внеклассных занятиях, которые в течение года проводят классные руководители и воспитатели. (слайд 21) Тематика этих занятий разнообразна, зависит от рабочей программы воспитателя и планов классных руководителей. Участие детей в совместной подготовке своего внеклассного мероприятия, способствует созданию благоприятного психологического климата в классе, развитию творческих способностей учащихся. А главное формированию таких важных качеств личности как ответственность, взаимопомощь, толерантность, терпение.

Наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности.

Музыкально – театральная студия «Непоседы» нашей школы-интерната с 2002 года принимают активное участие в школьных, городских. краевых, всероссийских конкурсах и награждены наградами разного уровня.

  (слайд 22)

Благодаря участию в этой интересной деятельности (а подготовленные концертные номера являются основной составляющей проектов), дети видят, что их выступления очень нравятся людям, их ждут, им рады, что они такие же полноценные дети.  (слайд 23)

Таким образом, музыкальная деятельность в системе музыкального эстетического воспитания школы-интерната способствует формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развитию человеческой индивидуальности, помогает ребенку понять этот мир во всем его многообразии связей и отношений, стать полноправным членом общества. (слайд 27)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина: "Что? Где? Когда?" по теме "Развитие вкусовых качеств" для учащихся 1 класса школы-интернат №6 VIII вида

Данное занятие относится к предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". В игравой форме дети знакомятся с вкусовыми качествами....

Интеллектуально-развлекательная викторина: Эрудит-кафе "Мозгодром" для учащихся начальных классов школы-интернат № 6 VIII вида

Данное занятие содержит: разного вида кроссворды, загадки,загадки-шутки и ребусы направленные на коррекцию мыслительных операций, внимания, пополнение словарного запаса....

Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.

Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.Эстетическое образование  является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития реб...

«Виды музыкальной деятельности обучающихся в коррекционной школе VIII вида»

Музыкальное воспитание в специальном (коррекционном) образовательном учреждении является основной частью учебного процесса в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, корр...

Экспертиза образовательной среды МБС(к)ОУ «Школа интернат №12 VIII вида» г. Перми

Экспертиза образовательной среды МБС(к)ОУ «Школа интернат №12 VIII вида» г. Перми детей 3-4 класса,рекомендации....

Развивающий курс "Янтарики". Музыкально-эстетическое воспитание для подготовительной группы в общеобразовательной школе для детей (6-7 лет).

Искусство для детей – яркая страница в большом искусстве взрослых. Встреча с прекрасным в жизни и искусстве вызывает у детей эмоции. Воздействуя на чувства, прекрасное рождает мысли, формирует и...