Рабочая программа по предмету " Музыка" 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Акчурина Альфия Равильевна

В состав рабочей программы входит: пояснительная записка и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx59.2 КБ
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.doc60.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Пояснительная записка

  Рабочая программа по предмету  «Музыка» для 4 класса МАОУ СОШ п.Новониколаевский  составлена на  основе:

- Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);

-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

-общей образовательной программы ФГОС НОО МАОУ СОШ п.Новониколаевский ;

-учебного плана МАОУ СОШ п.Новониколаевский;

-примерного тематического планирования примерной программы по музыке и авторской программы «Программа по музыке» Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой УМК «Перспективная начальная школа».  

  При составлении рабочей программы произведена корректировка примерной программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.

    Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться, концепции комплекта «Перспективная начальная школа», основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД. Концептуальные положения нашли своё развитие в дидактических принципах развивающей личностно – ориентированной системе обучения «Перспективная начальная школа» и типических свойствах учебно – методического комплекта, реализующего эту систему.

Концепция(основная идея) программы

         Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве.

         Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.

         Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

Цели:

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

 воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.

Задачи:

Личностные задачи:

формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;

развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;

развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.

Познавательные и социальные задачи:

приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;

формировать целостную художественную картину мира;

воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;

развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.

Коммуникативные задачи:

формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Общая характеристика учебного процесса: методы и формы обучения:

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:

  • слушание музыки и размышление о ней;
  • пение;
  • инструментальное музицирование;
  • музыкально-пластическое движение;
  • драматизация музыкальных произведений.

               Если содержание программы 3 класса рассматривается как экспозиция наиболее значимых музыковедческих аспектов в структуре школьного музыкального образования, то задачей программы 4 класса является преломление этих аспектов в музыке разных народов мира.

Обучающиеся, освоившие интонационные основы музыки, принципы ее развития и построения, могут с интересом наблюдать за проявлением этих закономерностей музыкального искусства в музыке своего народа и в музыке других народов России и мира.

Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства и различия музыкальной речи, имеющей свои характерные особенности как в народных, так и в композиторских произведениях.

Сначала обучающиеся погружаются в русскую музыку. Обращаясь к народным песням и песням композиторов, а также к фортепианной, симфонической, вокальной, оперной и балетной музыке, они осознают самые главные отличительные черты русской музыки: песенность, певучесть, широту, преобладающую в песенной, танцевальной и маршевой музыке; распевность, наличие распевов; наличие солиста-запевалы; поступенное движение мелодии; вариационность.

 Здесь обучающиеся имеют возможность приобщиться к разным жанрам народной песни – обрядовым, лирическим, хороводным, эпическим песням-былинам, шуточным песням, частушкам, солдатским, трудовым песням. Народные песни сопровождали школьников с 1 класса. Они – живое воплощение жизни русского народа, сердечности и широты его души, красоты русской природы. Четвероклассники осознают, что русская народная песня нашла достойное продолжение в произведениях русских композиторов. Важно, чтобы они поняли, что композиторы всегда, на протяжении всей истории существования страны учились «у своего народа думать, чувствовать и творить».

  Далее обучающиеся знакомятся с народной и композиторской музыкой других народов России и мира. Они сравнивают тематику музыкальных произведений, их интонационный склад, средства выразительности, образно-смысловое содержание.

  Сопоставляя разные музыкальные примеры, учащиеся отмечают общие черты и различия, находят объяснение этому, делают обобщение, что музыка народов России и мира представляет собой очень яркую и разнообразную картину. Но главный вывод состоит в том, что музыкальный язык не требует перевода, он одинаково понятен всем народам на Земле, сближает их, помогает им общаться и дружить.

   4 класс завершает музыкальное образование в начальной школе. Поэтому, с одной стороны, содержание программы этого класса начинает «разработку» основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки), которые найдут свое продолжение в основной школе. С другой – имеет логическое завершение для школьников данной возрастной категории, которое выразилось в возвращении к теме «Композитор – Исполнитель – Слушатель». Это своего рода обобщение содержания музыкального образования обучающихся начальной школы, которое имеет арочное построение (см. музыкальный тематизм программы 1 класса) и позволяет школьникам накопить слушательский опыт, приобрести опыт исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству.

  В 4 классе обучающимся предлагаются для прослушивания различные музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, М. Балакирева, А.П. Бородина, М.И. Глинки, А.С. Грибоедова, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, И.Ф. Стравинского, Д.Б. Кабалевского, Р. Щедрина, А. Эшпая, К. Караева, Э. Бальсиса, К. Хачатуряна, И.С. Баха, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шо-пена, Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Д. Гершвина.

Кроме этого, в программе представлено большое количество народных и композиторских песен (М. Балакирев, Р. Бойко, В. Голиков, М. Дунаевский,       Г. Струве, В. Темнов. Д.Б. Кабалевский, Т. Попатенко, Н. Финк, И. Кириллина, А.Н. Пахмутова и др.), произведений для игры на элементарных музыкальных инструментах, драматизации. Общее количество песен и музыкальных произведений – 44. Из них народных песен – 14, композиторских– 22.

В качестве главных методов программы избраны следующие методы:

метод наблюдения за музыкой;

метод убеждения и увлечения музыкой;

метод импровизации;

метод переинтонирования;

метод «сочинения уже сочинённого»;

метод размышления о музыке;

метод междисциплинарных взаимодействий;

метод восхождения от частного к общему.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На   изучение   учебного материала по  предмету «Музыка»в 4классе  отводится 34 часа   (1 ч в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения музыки являются:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Содержание учебного предмета

         Тема четвёртого года обучения музыке «Музыка мира». Она раскрывается через темы учебных четвертей:

1-я четверть — «Музыка моего народа»(9ч.)

Темы: Россия — Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа.

         Идея четверти: осознание отличительных особенностей русской музыки.

Народная песня — энциклопедия жизни русского народа. Разнообразие жанров русской народной песни. От народной песни — к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов.

2-я четверть — «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»(7ч.)

Темы: «От Москвы — до самых до окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России.

         Идея четверти: всеобщность закономерностей музыки.

Музыка народов — субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций.

3-я четверть — «Между музыкой разных народов мира(10ч.)

нет непереходимых границ»

Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!

         Идея четверти: осознание интернациональности музыкального языка.

Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира. 

4-я четверть — «Композитор–исполнитель–слушатель»(8ч.)

Темы: Композитор — творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!

         Идея четверти: обобщение содержания учебной программы по курсу «Музыка» для начальных классов.

Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор — народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнитель — состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор–исполнитель–слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов.

Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Музыка»,1-4классы

Личностными результатами изучения музыки являются:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства,

общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении

различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных

характеристиках выпускника:

• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;

• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой

деятельности;

• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;

• уважающий и принимающий художественные ценности общества;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

• стремящийся жить по законам красоты;

• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое

мнение;

• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;

• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического,

физического и духовного здоровья.

Ожидаемые результаты формирования УУД по курсу «Музыка»

к концу 4-го года обучения

Личностные УУД направлены на:

- развитие художественного восприятия школьников, умения оценивать произведения разных видов искусства;

- формирование у них устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- реализацию их творческого потенциала в процессе музицирования.

Познавательные УУД направлены на:

- осознание школьниками роли музыки в жизни человека, формирование их общего представления о музыкальной картине мира;

- освоение знаний об основных закономерностях и языке музыкального искусства;

- приобретение элементарных умений и навыков в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Коммуникативные УУД направлены на:

- приобщение школьников к сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;

- развитие способности к продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- формирование доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение

        

Учебно-методическое обеспечение

Методические и учебные пособия:

1.Закон «Об образовании в РФ»

2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.        

3Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2009

4.Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост.Н.В.Лободина. – М.: Академкнига/Учебник, 2011

5.Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 4 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2014.

Образовательные диски:

1.http://www.openclass.ru,

2.http://fcior.edu.ru,

3.http://files.scool-collection.edu.ru,

4.http://festival.1september.ru,

5.http://www.viki.rdf.ru,

6.http://www.uchportal.ru,

Музыкальный материал к темам учебной программы по курсу «Музыка»

4 класс

1-я четверть «Музыка моего народа»

«Музыка». Музыка Г. Струве, слова И. Исаковой.

«Русь». Музыка В. Голикова, слова Н. Мухина.

«Как у наших у ворот». Русская народная песня (с сопровождением на ложках и бубне).

«Ходит месяц над лугами». Из альбома фортепьянных пьес «Детская музыка». С. Прокофьев.

«Играй, гармонь». Музыка В. Голикова, слова А. Дитерихса.

«Как в лесу, лесу-лесочке». Русская народная песня. Запись и обработка С. Полонского.

 «Осень». Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

«Как во городе стольном киевском». Русская народная песня.

«Первая песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. 

«Фантазия на темы И. Рябинина» для фортепьяно с оркестром. А. Аренский.

«Вставайте, люди русские!». Хор из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

«Парень с гармошкой». Г. Свиридов.

«Колыбельная» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.

Вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге» из скерцо-фантазии «Баба-Яга». А. Даргомыжский.

«Кадриль». Музыка В. Темнова, слова О. Левицкого.

 «Воронежские частушки»

«Озорные частушки» музыка Р. Щедрина

«Ария Снегурочки» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Исполняет В. Соколик.

«Частушки Бабок-Ежек». Музыка М. Дунаевского, слова Ю. Энтина.

«Тили-бом» из цикла «Три истории для детей» для голоса и фортепьяно на русские народные тексты из собрания сказок А.Н. Афанасьева.

«Сны». Музыка Р. Бойко, слова И. Михайловой.

Фрагменты из балета «Чиполлино»: «Общий танец», «Танец полицейских и Помидора», «Шествие Лимона», «Груша наигрывает на скрипке», «Строительство домика Тыквы», «Выход Помидора», «Погоня». Музыка К. Хачатуряна. Чтец В. Абдулов.

2-я четверть «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»

«Улетели журавли». Музыка Р. Бойко, слова Е. Благининой.

Концерт № 3 для фортепьяно с оркестром (главная мелодия 1-й части). С. Рахманинов.

Концерт № 3 для фортепьяно с оркестром (фрагмент). С. Рахманинов.

«Исламей». Фантазия для фортепьяно (татарская и кабардинская темы). М. Балакирев.

«Перепелочка» (фортепьянная пьеса на тему белорусской народной песни). А. Эшпай.

«Зима». Музыка Ц. Кюи.

«Здравствуй, русская зима!». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова.

«Кто о чем поет?» (в татарском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.

«На лужке». Марийская народная песня. Русский текст  В. Татаринова.

«Колыбельная». Народная песня коми. Русский текст  С. Болотина.

«Ой, тайга, ой, пурга». Чукотская народная песня. Русский текст и обработка О. Грачева.

 «Уйнапат». Эскимосская народная песня.

«Моя колыбельная». Удыгейская народная песня.

«Сокол». Аварская народная песня.

«В каждом ауле песни поют». Черкесская народная песня.

3-я четверть «Между музыкой разных народов мира нет не переходимых границ»

«Бульба». Белорусская народная песня.

«Камертон». Норвежская народная мелодия. Русский текст Я. Серпина.

«Ласточка» (в азербайджанском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.

«Мавриги». Узбекский народный танец-марш (для исполнения с музыкально-ритмическими движениями).

«Полька». Чешская народная песня-танец. Русский текст В.Викторова .

«Люли, люли, моя крошка». Литовская народная песня, русский текст Ю. Григорьева.

«Провожание». Народная песня коми.

«Солдатушки, бравы ребятушки». Русская народная песня.

«Третий танкист». Музыка Т. Попатенко, слова Я. Халецкого.

«Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

«Светлячок». Грузинская народная песня.

«Русская песня», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» для фортепьяно. П. Чайковский.

«Маленький негритенок».  К. Дебюсси.

«Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс». Д. Гершвин.

«Дело было в Каролине» (в американском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.

 «Летите, голуби, летите!». Песня из кинофильма «Мы за мир» музыка И. Дунаевского, слова

М. Матусовского

«Вариации на русскую тему». Л. ван Бетховен.

«Венецианская ночь». М. Глинка.

 «Богдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». 4-я часть симфонической сюиты «Шехеразада» (Allegro). Н.А. Римский-Корсаков.

«Баллада о детях». Музыка Н. Финка, слова З. Ямпольского.

 «Пойду ль я, выйду ль я». Русская народная песня (с сопровождением на баяне, ложках, бубне).

«Взял бы я бандуру». Украинская народная песня в исполнении капеллы бандуристов под управлением Г. Кулябы.

 «Плясовая» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.

 «Лявониха». Белорусский народный танец. Обработка для цимбал с оркестром. Н. Прошко. Солирует на цимбалах А. Славия.

 «Это для нас!». Музыка Т. Попатенко, слова М. Лаписовой.

«Ах маслинца, сметанница». Русская народная песня.

«Февраль (Масленица)» из фортепьянного альбома «Времена года». П. Чайковский.

«Веснянка». Украинская народная песня.

Концерт № 1 для фортепьяно с оркестром (главная тема финала). П. Чайковский.

 «Свадьба Солнца и Весны». Музыкальная сказка в стихах. Стихи Поликсены Соловьевой. Музыка М. Кузмина.

4-я четверть «Композитор – исполнитель – слушатель»

«Маленькая двухголосная фуга». И.С. Бах.

Симфония № 40 (соль-минор) (экспозиция 1-й части). В.А. Моцарт.

 «Вальс». А. Грибоедов.

Сцена Снегурочки с  Морозом и Весною из пролога к опере «Снегурочка». Н.А. Римский-Корсаков.

«Ария Снегурочки» из оперы «Снегурочка». Н. А. Римский-Корсаков.

«Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков.

Фрагменты из оперы «Садко». Н.А. Римский-Корсаков:

(четвертая картина) – «Песня Варяжского гостя» (бас), «Песня Индийского гостя» (тенор), «Песня Веденецкого гостя» (баритон);

(шестая картина) – «Колыбельная Волховы» (сопрано). Исполняет Г. Олейниченко.

 «Беловежская пуща». Музыка А. Пахмутовой, слова  Н. Добронравова. Исполняют: ВИА «Песняры»,

 А. Макарский, Большой детский хор под упр. В. Попова, Ф. Гойя (гитара).

«До свиданья, Москва!». Музыка А.  Пахмутовой, слова Н. Добронравова. Исполняют: Л. Лещенко и

Т. Анциферова; Л. Лещенко и Л. Долина; М. Магамаев; инструментальный ансамбль «Мелодия»; Дмитрий Маликов (инструментальная запись); Ф. Гойя (гитара).

«Поклонимся великим тем годам». Музыка А. Пахмутовой, слова М. Львова. Исполняют: Л. Зыкина, И. Кобзон, Н. Басков, Р. Ибрагимов.

 «Дом под крышей голубой». Музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова.

«Славься!». Хор из оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». М. Глинка.

                                                                      «Музыка мира»

1-я четверть «Музыка моего народа»

Понятия, термины. Акт. Баян. Былинный напев. Владимир Красное Солнышко. Глиссандо. Голосоведение. Гусли. Диссонанс. Запевала. Интонация. Кадриль. Киевская Русь. Рулада. Скерцо. Трио. Труппа. Фантазия. Фольклор. Частушки. Доля такта. Камертон. Оттенки музыкальные. Народная песня. Одноголосие.

Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Инструментальное музицирование. Музыкально-пластические движения. Драматизация музыкальных произведений.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

Задача. Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.

Вопросы и задания. Сравни интонации музыкальных произведений:

—  «Русь». Музыка В. Голикова. Стихи Н. Мухина;

—  «Как у наших у ворот». Русская народная песня;

—   «Вниз по матушке по Волге». Русская народная песня;

-   «Осенняя   песня   (Октябрь)»   из   фортепьянного  альбома «Времена года». П. Чайковский;

-  «Про Добрыню». Былинный напев;

-  «Вставайте, люди русские!»  Хор из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев;

—  «Колыбельная» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.

Найди общие черты их интонаций. Определи разницу между ними.

Чем, по-твоему, определяется интонационное богатство музыкального мира нашей Родины.

Задача. Проявлять интерес к музыкальному языку произведений своего народа.

Вопросы и задания. Вслушайся в музыкальный язык песни Ц. Кюи «Осень». Определи ее интонационные особенности. Можно ли без текста понять, что речь идет об осени? Какие средства музыкальной выразительности говорят об этом? Обрати внимание на темп, динамику, лад, направление движения мелодии, ее построение.

Найди общие черты этой песни с русскими народными песнями.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

Задача. Анализировать художественно-образное содержание музыки своего народа. Вопросы и задания. Послушай хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Ты услышал(а) здесь две контрастные темы?

Расскажи, какие средства музыкальной выразительности характеризуют каждую из них. Затем проведи сравнение характеров этих тем: призывные, энергичные и ритмичные интонации главной темы; широкая распевность второй темы.

Можно ли сравнить этот хор с народной музыкой? Почему?

Знаешь ли ты, что С. Прокофьев стремился «дать русскую песню в современном складе».

Задача. Воспроизводить мелодии по нотам, сольфеджируя их с текстом, ориентируясь на нотную запись.

Вопросы и задания. Проанализируй нотную запись «Колыбельной» А. Лядова из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен»: как движется мелодия, какими фразами она изложена, в каком темпе и с какой динамикой исполняется?

«Колыбельная» звучит одноголосно или имеет несколько голосов? Сольмизируй верхнюю строчку нотного текста, помогая себе дирижерским жестом. Точно интерпретируй длительности.

Пропой мелодию сольфеджио, старайся правильно передать художественно-образный замысел композитора.

Задача. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества

своего народа.

Вопросы и задания. Как соотносятся мелодия и поэтический текст в песне-танце «Кадриль»? Как ты думаешь, это народная музыка, или ее написал композитор? Чем она похожа на народную музыку? Перечисли общие черты, используя свои знания элементов музыкальной речи. Исполни «Кадриль» в характере, с соответствующим ' настроением, стараясь отражать ее образное содержание.

Вслушайся в интонации «Первой песни Баяна» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Исполни дирижерским жестом сначала две первые фразы темы Баяна, затем - хорового сопровождения. Опиши характер своего исполнения. Определи мелодическую разницу темы Баяна и темы хора.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

Задача. Участвовать в инсценировках народных и композиторских музыкальных произведений.

Вопросы и задания. Прослушай фрагменты из балета К. Хачатуряна   «Чиполлино».   Определи   художественно-образные характеристиками музыкальных героев сказки. Опиши интонационные особенности каждой темы и сопоставь их с характерами героев.

Придумай танцевальные движения, наиболее ярко отражающие характер каждого героя и передающие элементы музыкальной речи. Исполни подобранные движения одновременно с звучанием тем героев сказки. Соедини все номера в единую композиции» Исполняй инсценировку вместе с одноклассниками.

Выучи русскую народную песню «Как у наших у ворот» и исполни под аккомпанемент на музыкальных инструментах (ложки бубен). Опирайся при этом на ритмическую партитуру песни.

Задача. Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.

Вопросы и задания. Поставь вместе с одноклассниками музыкальный спектакль по балету К. Хачатуряна «Чиполлино» для воспитанников детского сада, для жильцов своего микрорайона, для родителей.

Разработай сценарий концерта, посвященного Дню учителя. Включи в него песни, которые ты выучил(а) на уроках музыки (как народные, так и композиторские). Собери пожелания учителей по исполнению тех или иных песен и тоже включи их в программу концерта.

Участвуй вместе с одноклассниками в репетициях по подготовке к концерту. Подготовь афишу концерта вместе с учителем музыки, а также пригласительные билеты для зрителей. Дай объявление в Интернете о концерте и месте его проведения.

2-я четверть «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»

Понятия, термины. Интерпретация. Клавишные инструменты. Народный танец. Обработка. Пентатоника. Лейтмотив. Полутон. Тарелки. Внутренний слух. Многоголосие.

Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Инструментальное музицирование. Музыкально-пластические движения. Драматизация музыкальных произведений.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

Задача. Моделировать варианты интерпретации музыкальных

произведений.

Вопросы и задания. Разучи с помощью нотной записи вторую тему 1-й части кантаты Д. Кабалевского «Песня утра, весны и мира» на стихи Ц. Солодаря.

Предложи свой исполнительский план. Исполни тему «Вы слышите голос детей» в соответствии с этим исполнительским планом.

Проанализируй собственное исполнение с точки зрения отражения художественно-образного смысла данного фрагмента кантаты.

Задача. Сопоставлять музыкальные образы произведений в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных.

Вопросы и задания. Послушай «Озорные частушки» Р. Щедрина сначала в исполнении фортепьяно, затем симфонического оркестра.

В какой интерпретации произведение звучит ближе к авторскому замыслу? В каком исполнении ярче отражается его народная основа?

Как ты думаешь, почему композитор избрал в качестве исполнителя своего творческого замысла именно симфонический оркестр? Что является лейтмотивом данной музыки?

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

Задача. Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную

запись.

Вопросы и задания. Послушай мелодии песен разных народов нашей страны: татарской, марийской, коми, чукотской.

Воспроизведи их, ориентируясь на нотную запись: сначала пропой нотами, потом с текстом. Определи особенности национальных интонаций.

Сравни интонации песен этих народов с русскими народными мелодиями. Определи общее и различное в их музыкальном языке и жанрах.

Задача. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов.

Вопросы и задания. Познакомься с фортепьянной пьесой А. Эшпая «Перепелочка». Какая песня какого народа легла в основу этой пьесы? Удалось ли композитору передать характер белорусской народной песни? Что нового привнес в нее А. Эшпай? В какой форме написана пьеса?

Послушай народную песню коми «Колыбельная». По каким признакам можно определить, что это - колыбельная песня? Отвечая, ориентируйся на нотную запись.

Что, по твоему мнению, роднит колыбельные разных народов страны? А может быть, и всего мира?

Задача. Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный).

Вопросы и задания. Сравни в записи музыку в исполнении разных хоровых коллективов:

— песню «Улетели журавли»;

—  «Вы слышите голос детей» из кантаты «Песня утра, весны и мира»;

- «Половецкие пляски с хором» из оперы «Князь Игорь».

Определи состав хоровых коллективов. Объясни целесообразность использования этих коллективов в конкретных произведениях.

Примени мысленно прием разрушения - попробуй услышать звучание конкретного произведения в исполнении другого хорового состава. Что из этого выйдет? Например, представь, что тему

«Вы слышите голос детей» из кантаты «Песня утра, весны и мира» исполняет смешанный хор, а тему «Улетай на крыльях ветра» из «Половецких плясок с хором» — мужской хор. Что при этом получится? Какие новые характеристики исполнения появятся?

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

Задача. Исполнять в составе коллектива различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов, корректировать собственное исполнение, прислушиваясь к исполнению других участников коллективного музицирования.

Вопросы и задания. Исполни песни разных народов нашей страны. Старайся точно передать образное содержание песен народных и композиторских. Ориентируйся при исполнении на нотную запись этих песен. Старайся точно соблюдать все штрихи и нюансы. Прислушивайся к пению других.

Интерпретируя произведения в хоровом пении, старайся пользоваться внутренним слухом для достижения точности ансамбля при одноголосном и многоголосном исполнении песен.

3-я четверть «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

Понятия, термины. Баллада. Банджо. Бандура. Гонг. Ашуг. Гопак. Домра. Жалейка. Капелла. Лезгинка. Народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных . нструментов. Полонез. Духовой оркестр. Речитатив. Цимбалы. Кантата. Квартет. Военный оркестр.

Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Инструментальное музицирование. Музыкально-пластические движения. Драматизация музыкальных произведений.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

Задача. Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира.

Вопросы и задания. Познакомься с музыкальным фольклором разных стран мира.

Проанализируй своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность.

Приведи конкретные примеры из музыкального фольклора разных народов, которые интонационно близки русской музыке. Чем объясняется близость и интонационное различие этой музыки.

Задача. Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа с особенностями музыкальных интонаций народов других стран мира.

Вопросы и задания. Перечисли интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа. Сопоставь их с особенностями музыкальных интонаций других народов. Объясни эти особенности на конкретных примерах.

Проанализируй музыкальные интонации и особенности музыкального языка произведений композиторов-классиков, написанных ими по музыкальным мотивам других народов. Например, пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского; фортепьянную пьесу «Маленький негритенок» из сборника «Детский уголок» К. Дебюсси; 4-ю часть симфонической сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова; фрагменты «Русская пляска» и «Лезгинка» из балета А. Хачатуряна «Гаянэ».

Задача. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Вопросы и задания. Разучи и исполни песни разных народов мира: «Бульба» (белорусская), «Камертон» (норвежская), «Полька» (чешская), «Веснянка» (украинская), «Светлячок» (грузинская), «Ах маслинца, сметанница» (русская).

Проанализируй свое исполнение и оцени его с точки зрения отражения интонационных особенностей этих песен, их образно-смыслового содержания.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

Задача. Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.

Вопросы и задания. Начинай разучивание песен с их прослушивания и разбора нотной записи. Найди в нотной записи те особенности, которые характерны только для конкретной песни. Выяви общие характеристики с другими песнями. Определи, какие элементы музыкальной речи нужно особо подчеркнуть при исполнении песни с текстом. Назови, в чем состоит содержательно-смысловое созвучие поэтического и музыкального текста песни.

 Задача. Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.

Вопросы и задания. Определи жанры и формы музыкальных произведений разных народов мира, которые предназначены для исполнения. Подбери в соответствии с этим средства их исполнения.

Разработай исполнительский план, отражающий композиторское и исполнительское развитие музыки. Разучивая произведение, придерживайся этого плана.

Дай оценку собственного исполнения, его соответствия исполнительскому плану.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

Задача. Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

Вопросы и задания. Познакомься с музыкальной сказкой в стихах, созданной сто лет назад Поликсеной Соловьевой и Михаилом Кузминым. Сказка посвящена природе и называется «Свадьба Солнца и Весны». Прослушай музыкальные номера к сказочному действу.

Определи характерные музыкально-поэтические черты героев сказки. Разучи их музыкальные темы. Участвуй в музыкально-поэтической композиции по этой сказке.

4-я четверть «Композитор — исполнитель — слушатель»

Понятия, термины. Ансамбль. Баритон. Бас. Вокально-инструментальный ансамбль. Диапазон. Джаз. Инструментальный ансамбль. Колоратура. Колоратурное сопрано. Контральто. Певческий голос. Полифонический склад. Полифония. Репертуар. Сопрано. Тенор. Фальцет. Фуга. Дуэт. Колокольчики.

Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Инструментальное музицирование. Музыкально-пластические движения. Драматизация музыкальных произведений.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

Задача. Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).

Вопросы и задания. Прослушай «Маленькую двухголосную фугу» Баха.

Расскажи о развитии музыки. Какие средства выразительности использует композитор? Каковы интонационные особенности фуги?

Передай свои чувства с помощью пластических движений, исполни дирижерским жестом каждое новое вступление темы. Попробуй объяснить значение слова «полифония».

Задача. Импровизировать, передавать опыт музыкально-гворческой деятельности в сочинении, исполнении.

Вопросы и задания. Послушай «Вальс» А. Грибоедова.

Расскажи о его характере, настроении. Определи, какие элементы музыкальной речи использовал автор для достижения большей выразительности музыки.

Попробуй сочинить поэтический текст или подбери к данному произведению соответствующее стихотворение.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

Задача. Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов.

Вопросы и задания. Проанализируй особенности музыкальной речи произведений разных композиторов. Какие средства музыкальной выразительности чаще всего использует каждый из них? Из чего складывается авторский стиль? Например, жанровые предпочтения композиторов, ладовые и тембровые характеристики произведений, содержательно-образная выразительность и т. д.

Отвечай на эти вопросы, опираясь на конкретные примеры, с которыми ты познакомился на уроках музыки.

Задача. Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов.

Вопросы и задания. Перечисли отечественных композиторов, музыка которых тебе запомнилась больше всего. Назови одно или несколько их произведений, особенно запомнившихся и полюбившихся.

Вспомни, какие зарубежные авторы стали тебе близки по содержательно-смысловым образам, которые они передавали в своих произведениях.

Какой музыке ты отдаешь предпочтение: вокальной, хоровой, инструментальной или симфонической, народной или композиторской.

Задача. Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).

Вопросы и задания. Послушай фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко» в исполнении известных оперных певцов. Соотнеси партии героев оперы с вокальными голосами, которым автор доверил их исполнение:

-  «Песня Варяжского гостя» — бас,

— «Песня Веденецкого гостя» — баритон,

- «Песня Индийского гостя» - тенор,

—  «Колыбельная Волховы» — сопрано.

Познакомься с интересным и необычным женским голосом контральто, который позволяет ему исполнять мужские партии («Песня Леля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»). Перечисли характерные особенности этого голоса.

Задача. Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).

Вопросы и задания. Коротко охарактеризуй различные виды музыки, назови конкретные произведения и их авторов. Чем отличаются друг от друга вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая музыка?

Проанализируй музыкальный материал этого года и предыдущих лет обучения: с какими видами музыки ты встречался? Перечисли композиторов, которые сочиняли в том или ином жанре музыки или в нескольких ее видах.

Задача. Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские).

Вопросы и задания. Назови конкретные произведения, написанные для разных певческих голосов: детских, мужских, женских. Вспомни их мелодию и текст. Исполни данные произведения, стараясь передать их характерные особенности.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

Задача. Участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

Вопросы и задания. Прояви инициативу в создании хора или ансамбля в твоем классе. Помоги учителю музыки в организации работы коллектива. Изучи музыкальные приоритеты участников коллектива.

Собери заявки на разучивание и исполнение конкретных музыкальных произведений конкретных авторов. Подготовь вместе с учителем план работы над ними, а также план концертной деятельности коллектива. Участвуй в репетиционно-концертной деятельности коллектива.

Задача. Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.

Вопросы и задания. Прими участие в музыкально-творческих смотрах, конкурсах, фестивалях школы, города, страны. Участвуй в музыкальных олимпиадах.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Корректировка

Музыка моего народа ( 9ч)

1

Россия-Родина моя. «Русь» стихи Н.Мухина, музыка В.Голикова. Русская народная песня «Как у наших у ворот».

2

Народная музыка как энциклопедия жизни. Русская народная песня «Как в лесу, лесу-лесочке».

3

Народная музыка как энциклопедия жизни. Русская народная песня «Тонкая рябина».

4

«Преданья старины глубокой...» Русская народная песня «Как во городе стольно-киевском».

5

«Преданья старины глубокой...» А.Аренский «Фантазия на темы И.Рябинина». «Вставайте, люди русские!»

6

Музыка в народном духе. «Парень с гармошкой» Г.Свиридов. «Колыбельная» А.Лядов

7

Музыка в народном духе. «Весёлая кадриль» стихи О.Левицкого, музыка В.Темнова.

8

Сказочные образы в музыке моего народа. «Тили-бом» из собраний сказок А.Афанасьева.

9

Сказочные образы в музыке моего народа. Фрагменты из балета «Чиполлино»

Между музыкой моего народа и музыкой народов моей страны нет непереходимых границ (7ч)

10

«От Москвы - до самых до окраин...» Концерт № 3 (фрагмент) С.Рахманинов.

11

«От Москвы - до самых до окраин...» Проект «Выставка – конкурс «Рисуем музыку»

12

Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны.

13

Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. «Зима» слова и музыка Ц.Кюи.

14

Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России. «Кто о чём поёт?» в татарском стиле.

15

Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России. «Ой, тайга, ой, пурга!» Чукотская народная песня.

16

Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России. «Моя колыбельная» Удыгейская народная песня.

Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ (10ч)

17

Выразительность и изобразительность музыки народов мира. «Бульба» Белорусская народная песня.

18

Выразительность и изобразительность музыки народов мира. «Мавриги» Узбекский народный танец-марш.

19

Своеобразие музыкальных интонаций в мире. «Светлячок» Грузинская народная песня.

20

Своеобразие музыкальных интонаций в мире. «Детский альбом» П.И.Чайковский.

21

Как музыка помогает дружить народам? Песня «Летите, голуби!» «Вариации на русскую тему» Л. Ван Бетховен

22

Как музыка помогает дружить народам? «Баллада о детях» стихи З.Ямпольского, музыка Н.Финка

23

Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? «Пойду ль я, выйду ль я». Русская народная песня.

24

Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? «Плясовая» из сюиты «Восемь русских народных песен» А. Лядов.

25

Как прекрасен этот мир! «Это для нас!» М.Лаписовой, музыка Т.Попатенко. «Ах, масленица, сметанница» Русская народная песня

26

Как прекрасен этот мир! Финал Первого концерта для фортепиано с оркестром. П.И.Чайковский.

Композитор – исполнитель – слушатель (8ч)

27

Композитор-творец красоты. «Маленькая двухголосная фуга» И.С.Бах. Симфония №40 В.А.Моцарта. «Вальс» А.Грибоедов

28

Композитор-творец красоты. Фрагменты из оперы "Снегурочка" и "Садко" Н.Римского-Корсакова

29

Галерея портретов исполнителей. «Беловежская пуща» Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова

30

Галерея портретов исполнителей. «До свиданья, Москва!» Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова

31

Галерея портретов исполнителей. «Поклонимся великим тем годам» Музыка А. Пахмутовой, слова М. Львова

32

Вслушивайся и услышишь! «Хороводная» из сюиты «Восемь русских народных песен» А. Лядов

33

Вслушивайся и услышишь! «Дом под крышей голубой» Стихи В.Орлова, музыка И.Кирилиной

34

Итоговый урок-концерт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по предметам 4 класс УМК Школа России

Раьбочие программы по предметам для 4 класса по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, физической культуре, азбуке Смоленского края с пояснительной запиской и ...

Рабочие программы по предметам. 4 класс. Программа"Начальная школа XXI века" под ред. Н. Виноградовой.

В материале помещены рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру....

Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"

1.Пояснительная записка      Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...

Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"

1.Пояснительная записка      Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...

Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"

1.Пояснительная записка      Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...

Рабочая программа по предметам 2 класс Составитель: Ведрова Т.М. учитель начальных классов

                        Пояснительная записка  к рабочей  программе  2 класс...

Рабочие программы по предметам 3 класса по программе ПНШ с Национально-региональным компонентом

Рабочие программы по всем предметам 3 класса в соответствии ФГОС НООО с Национально-региональным компонентом. Есть график проведения контольнольных и проверочных работ....