конспект урока музыки "Древнейшая песнь материнства". 3-й класс
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Шевченко Маргарита Витальевна

Урок музыки в третьем классе "Древнейшая песнь материнства" изучается в рамках раздела "О России петь, что стремиться в храм"   (по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина.). Урок соответствует требованиям ФГОС. 

Цель урока: Познакомить учащихся с образом  материнства воспетом в церковной музыке, в стихах поэтов, картинах художников.

Задачи.

Обучающие. Формировать знания о духовной музыке русских и зарубежных композиторов, пробуждать интерес к церковной музыке, выявлять интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику, распевность.

Развивающие. Совершенствовать музыкальное восприятие, музыкальную память, творческий потенциал в процессе изучения темы, развивать умение анализировать, сравнивать музыкальные произведения с поэтическими текстами, художественными полотнами.

Узнают понятия песнопение, молитва, икона.

 

Воспитательные. Развитие духовно-нравственных и этических чувств, понимание и сопереживание. Почитание Богородицы; внимательное, заботливое отношение и уважение к матери в семье. Формирование лучших качеств (доброта, любовь к близким людям, забота).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок музыки 3-й класс38.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Древнейшая песнь материнства.

 

Педагогические цели

Формировать и развивать музыкально-художественную культуру личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства; познакомить с произведениями, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери; способствовать развитию умений сравнивать и сопоставлять музыкальные образы и картины художников, проводить интонационно-образный анализ произведений

 искусства, находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения; содействовать развитию вокально-хоровых навыков; развивать музыкальное восприятие, музыкальную память

Тип урока

Расширение и углубление новых знаний

Проблема урока

Почему художники, композиторы и поэты обращались к теме материнства с древнейших времён?

Планируемые результаты (предметные)

Узнают понятия   икона, церковная музыка,   тропарь.

Научатся: сопоставлять музыкальные и художественные образы, В. Гаврилина, К. Петрова-Водкина, О. Ренуара, Ж.Боржуа, иконы и тропарь Владимирской иконе Божьей Матери; подбирать слова, которые передают чувства при прослушивании музыки, просмотре картины, чтении стихотворений, посвященных Богоматери (М. Волошин).

Личностные результаты

Понимают связь между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора; оценивают и осуществляют коммуникативные действия в соответствии с определенной ситуацией

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные: понимают цель выполняемых действий; адекватно воспринимают содержательную оценку своей работы; выполняют музыкально-творческие задания по заданным правилам; выражают в словесной форме образный смысл и общий замысел произведений.

Познавательные: осуществляют поиск информации для выполнения учебных заданий; свободно ориентируются в учебнике; анализируют музыкальное произведение; делают выводы.

Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию; понимают содержание вопросов и воспроизводят несложные вопросы о музыке; понимают важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимают и передают информацию; оформляют свои мысли в устной форме.

Основное содержание темы, понятия и термины

Икона. Храм. Церковная музыка. Тропарь. Молитва.   Картина. Образ Богородицы в церковной музыке, стихах поэтов, картинах художников

Образовательные ресурсы

Учебник, с. 44-47

Музыкальный материал

Песни «Мама» (муз. А. Шульгина, сл. В. Гаврилина),  «Мама» (муз. Ж.Боржуа, сл. Ю.Энтина),   Тропарь Владимирской иконе Божьей Матери.

 

1. Организационный этап.

Вход в класс под музыку «Мама» В. Гаврилина.   Приветствие:

Ученики. Музыка, здравствуй! – 2 раза

                 Музыка, музыка.

                 Праздник прекрасный – 2 раза

                 Нам дарит музыка.

                 Здравствуйте, гости – 2 раза

                 Добро пожаловать!

                 К нам на урок – 2 раза

                 Добро пожаловать!

Учитель. Здравствуйте, девочки! – 2 раза

Девочки. Здравствуйте!  

Учитель. Здравствуйте, мальчики! – 2 раза

Мальчики. Здравствуйте!  

Вместе. Здравствуйте, здравствуйте все!

Садятся на места.

2. Повторение изученного материала. Актуализация прежних знаний.

Учитель: Ребята, послушайте, пожалуйста, прекрасную мелодию и вспомните, где вы её слышали?

Учащиеся слушают фонограмму песни «Ave, Maria!» Франца Шуберта и отвечают на вопрос.

Учитель: Скажите, а как звучала тема нашего прошлого урока? (Ответы учащихся).  (Слайд № 2).

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами слушали разную музыку, знакомились с различными произведениями искусства, посвящёнными Деве Марии, Богородице. Кто же такая Богородица, кто мне скажет? (Ответ учащихся). А как Богородицу называют в западных странах с католической верой? (Ответ учащихся).

Учитель: Ребята, а сейчас я хотела бы узнать, как вы запомнили материал прошлого урока. Но сначала давайте разделимся на две группы, чтобы выполнить моё задание.  Смотрите, у меня в руках два листа.  Сейчас  я попрошу подойти ко мне представителя от каждой группы, чтобы выбрать себе один из этих листов. Покажите всем, кто изображён на ваших листах.  (Слайд №3).

      Узнали? Хорошо. А теперь я вам раздам листики с фамилиями композиторов, поэтов, художников и названиями их произведений. Дело в том, что они все у меня перепутались. Сейчас вы должны разобраться во всём этом и подобрать к своим иллюстрациям только те  произведения и тех авторов, которые подходят именно к вашим иллюстрациям. Когда справитесь с работой, поменяйтесь местами и проверьте правильность выполнения задания друг друга. Итак, начинаем.

Учащиеся, разделившись на группы, выполняют задание, затем меняются местами и проверяют друг друга.  (Слайды  №4 – 5).

Учитель: Ну что, справились? А теперь давайте оценим работу друг друга и выскажем свои аргументы.

Учащиеся оценивают друг друга и высказывают своё мнение по поводу оценок. Учитель в свою очередь высказывает своё мнение, соглашаясь или нет с оценками ребят.

3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Хорошо. А теперь давайте  вспомним, под какую музыку мы с вами заходили сегодня в класс?

Учащиеся: Сегодня в класс мы заходили под песню А.Шульгина и В.Гаврилина «Мама».

Учитель: Правильно. А чьи портреты мы видим сегодня на доске? (Ответы).

Учитель: Да, это ваши мамы вместе с вами. Я хочу сказать всем спасибо за выполнение домашнего задания. Вы все старались. Молодцы. Я думаю, что в   листах самооценки за домашнее задание вы все поставите себе какую оценку? (Ответы).

Учитель: Ну а сейчас скажите, кому сегодня мы посвятим наш урок? (Маме). Правильно, маме. (Слайд №6).

        Есть особые произведения в искусстве раскрывающие  великие, вечные темы. Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к матери средствами искусства. Проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери, как  в православной вере относятся к образу матери и материнству. Тема материнства с древнейших времён от века к веку волновала художников всех народов, наверное, потому, что эта тема близка каждому человеку, независимо от возраста, страны и национальности.  (Слайд №7).

       Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова русского поэта Сергея Островского:

Пусть ей вечно солнце рукоплещет.
                   Так она и будет жить в веках:

                    Самая прекрасная из женщин –
                   Женщина с ребенком на руках!

Ребята, в конце урока мы с вами ответим на следующий вопрос: почему Сергей Островский считает женщину с ребёнком на руках самой прекрасной из всех женщин, а сейчас давайте попытаемся определить тему нашего урока. Ответьте мне на такой вопрос: С каких времён художники, поэты и композиторы обращались к образу матери? (Ответы). Правильно. Смотрите, я запишу это слово на доске. А теперь скажите, как на Руси называли песню более сокращённо? Не песня, а ...?  (Ответы). Так, запишем и это слово. Ну и последний вопрос, какое качество  появляется у женщины, родившей ребёнка? Она ведь становится матерью, значит, у неё появляется чувство…  (Ответы). Хорошо. А теперь посмотрите, что у нас получилось. Как же будет правильно звучать тема нашего урока? (Ответы). (Слайд №8).

С темой определились. Какие же цели и задачи мы сегодня поставим перед собой? Что мы должны с вами узнать? На какой вопрос мы будем искать ответ? (Слайд №9).

Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель помогает.

Цель: Узнать, почему художники, композиторы и поэты обращались к теме материнства с древнейших времён?

Задачи: Проследить, как музыка, литература и живопись создают образ матери, материнства.

          Воспитывать любовь и уважение к матери.

          Развивать творческие, познавательные и вокально-хоровые навыки.          

4. Первичное закрепление.

Учитель: Многие  виды  искусства могут рассказать нам о матери и материнстве. Это и картины, и стихи, и музыка. Посмотрите на экран и скажите,   что перед вами? (Икона). (Слайд №10).

          А вы знаете, как писались иконы?

Ребята некоторым из вас я давала индивидуальные задания. И сейчас о том, как писались иконы нам расскажет ….

Сообщение №1: Слово «икона» по-гречески – образ. Икона, есть образ, а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом) и лик на ней не несет чьих-то индивидуальных черт.   (Слайд №11).

Учитель:   Когда художник пишет деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями (Слайды  №12 - 17):

 «Утоли мои печали», « Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость», «Умиление». Каждая из этих икон получила название от того о чем молятся этой иконе. Одна из таких икон –  «Богоматерь Владимирская» -  небесная заступница Москвы. (Слайд №18).  

         Она особенно близка сердцу русского человека.  Эта икона – величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.  

Кстати, ребята,  давайте вспомним, кто такая Богородица?   (дети отвечают).

Образ Божьей Матери это пример великой любви ко всему человечеству. Богородица – это, прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах, как вечный символ страдающей матери.

Учитель: Действительно, посмотрите, изображение на иконе передаёт полное нежности общение ребёнка с матерью, предвидящей страдания, ожидающие её сына. Подняв по-ребячески округлое лицо, он припал к щеке склонившейся матери и обнял её за шею. (Слайд №19).

Ребята, давайте проследим путь иконы Владимирской Божьей Матери и  узнаем, как она попала в Россию. Об этом нам расскажет….  (Слайд №20 - 25).

Сообщение №2: Предполагают, что икона «Богоматерь Владимирская» была написана с натуры великим евангелистом Лукою и из Византии попала в Вышгород, что близ Киева, в начале XIIв. Потом икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а затем была временно в 1395 г. перенесена в Москву. Во время нашествия войск татарского хана Тамерлана, Железного Хромца, икона спасла город от гибели. в 1480 г. икона окончательно водворилась в Успенском соборе Московского Кремля, став небесной заступницей города и всего Русского государства. После октября 1917 г. хранилася в Третьяковской галерее. В сентябре 1999 года образ Пречистой был перенесён в храм-музей Святителя Николая при Государственной Третьяковской галерее, где находится и поныне. На иконе – поясное изображение Девы Марии, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери, нежно прильнув к ее щеке. Такой тип изображения получил название «Богоматерь Умиление».

Учитель:   Путь иконы из Сиона в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву - путь многовековой, а образ остаётся неизменным.    (Слайд №20).

Многое "видела" и "слышала" икона. Вот что пишет об этом   Максим Волошин в своём стихотворении. Пожалуйста,  ребята. (Слайд №26).

 1. Не на троне — на Её руке,
Левой ручкой обнимая шею, —
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует… Немею —
Нет ни сил, ни слов на языке…
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит.

2.И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье

Страшная история России
Вся прошла перед Твоим Лицом...                                                                                                                        Здесь, в Успенском — в сердце стен Кремлёвых,
Умилясь на нежный облик  Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялось светлою слезой!

 В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной Красоты!

 

Учитель:  Ребята, по выражению художника  Игоря Грабаря, эта икона –  «Древнейшая песнь материнства».  Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся).

Учитель: По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой тропарь.  Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери, а их в церковном календаре более ста. Существует тропарь и к Владимирской иконе Божией Матери. В нем частично рассказана история иконы. Но прежде чем послушать произведение, давайте узнаем, что такое тропарь. (Слайд №27).

Тропа́рь — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо.

Послушайте Тропарь Владимирской иконе Божией Матери и скажите (Слайд №28).:

1. Кто  исполняет это  произведение?

2. Какой характер музыки у данного произведения?

3. Какие чувства вы испытали, слушая это произведение?

4. Где можно услышать это произведение?

Слушание - Тропарь Владимирской иконе Божией Матери. Ответы на вопросы учителя.

Учитель: А сейчас я попрошу вас оценить свою работу на данном этапе  и работу своих товарищей, которые готовили индивидуальные задания.

Учащиеся высказывают свои мнения, ставят  оценки  в листы самооценки.

Учитель: Богородица – прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери.   (Слайд №29).

Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.  Ребята, а  вы бывали в церкви?  Что вы там видели? (Слайд №30). (Ответы учащихся).

Давайте и мы с вами попробуем зажечь свою свечу. Давайте встанем, закроем глаза и представим, что у нас в руке зажжённая свеча. А сейчас   сделаем глубокий вдох и легонечко подуем на нашу свечу, но пламя её не должно погаснуть. Сделаем это на звук «у».

А вы помните, чем пахнет в церкви? Какие ощущения там мы испытываем? (Ответы учащихся).

А теперь давайте попытаемся   вдохнуть эти запахи и передать те ощущения покоя, умиротворения и радости в выдохе на слове «Ах».

Далее учащиеся выполняют вокальные упражнения.

4. Исполнительская деятельность.

Учитель: Ребята, у каждой эпохи свой идеал женщины, вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину. Женский характер всегда привлекал особое внимание художников. Созданные в портретном искусстве образы женщин несут в себе поэтический идеал в гармоническом единстве его душевных качеств и внешнего облика. По портретам мы можем судить как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, мода, литература, искусство и сама живопись. (Слайд №31).

Давайте обратимся ещё к двум картинам: "Петроградской мадонне" К. Петрова-Водкина и к фрагменту   картины "Мадам Шарпантье с детьми" О. Ренуара.  Откройте  учебник на странице 46 – 47. Внимательно рассмотрите  иллюстрации. Кто изображён на картине К. Петрова-Водкина? (Слайд №32).

На картине К. Петрова-Водкина «Петроградская мадонна»

изображены мать и ребенок, мать нежно обнимает ребенка, она спокойна, жест матери, сжимающей руку ребенка, воспринимается как желание уберечь сына от невзгод.

Учитель: Ребята, скажите, похожа она на произведения изобразительного искусства, которые мы смотрели с вами до этого? Чем похожа?  (Ответы учащихся).

А теперь давайте обратимся к другому произведению. Эта картина была написана французским художником 19 века Огюстом Ренуаром. Что на ней изображено? (Слайд №33).

На картине Пьера Огюста  Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми» мы видим  мать с двумя девочками,  отдыхающими  после игры, рядом с ними спокойно лежит собака, мать смотрит на них ласково, с любовью и нежностью.

Учитель: Ребята, на обеих картинах художники постарались передать образ мамы: нежный, ласковый, добрый. Мы с вами на прошлом уроке  и на внеурочной деятельности  выучили   песню, которая тоже посвящена маме.  Она уже   звучала сегодня, когда вы заходили в класс.  Это песня «Мама» В.Гаврилина.  Какие чувства оно передаёт и с какой интонацией  мы её должны исполнять, особенно слово «мама»? (Ответы учащихся).

Учитель: Давайте все сядем ровно, вспомним певческую установку сидя  и приготовимся к исполнению.  

Исполнение песни «Мама» В.Гаврилина.  Работа над характером исполнения.

Учитель: Ребята, а сейчас давайте оценим ваше исполнение.  Как вы считаете, какие оценки вы получили за исполнительскую деятельность?

Учащиеся высказывают свои мнения, ставят оценки в листы самооценки.

5. Закрепление пройденного материала (организация деятельности по применению новых знаний).

(Слайд №34).

Учитель: Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская. Ведь все самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Посмотрите, ребята, я приготовила для вас листочки с этими словами. Давайте попытаемся образовать из  них словосочетания. Желающие по одному подходите к столу, выбирайте нужные слова и крепите на доску.

Учащиеся по желанию выполняют задания у доски.

Учитель: Ребята, какой образ сопровождал нас сегодня на уроке? Давайте вернёмся к нашей цели и задачам. (Слайд №35).

Достигли мы сегодня нашей цели? Все ли задачи решили? Давайте же ответим на вопрос, почему художники, композиторы и поэты обращались к теме материнства с древнейших времён?  

(Слайд №36).А почему Сергей Островский считает женщину с ребёнком на руках самой прекрасной из всех женщин?

А чем изображение на иконах отличается от изображения на картинах?

Что ещё нового вы сегодня узнали?

На иконах и на картинах художников изображена женщина с младенцем без короны, без богатой одежды. Но почему весь мир называет Её Царицей Небесной? (Ответы учащихся).

Учитель:  Вот перед вами слова. (Слайд №37).Найдите среди них те, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, стихи, смотрите на картины, посвященные Богоматери. Можете придумать свои.

Учащиеся в группе выполняют задание, проговаривают слова вслух.

Учитель:  Ребята, Богородица, прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах, как вечный символ страдающий матери. И в   любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия.  Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, старайтесь не причинять ей боли своими словами и поступками.  

А теперь давайте вспомним цели нашего урока. Скажите, все ли цели нами достигнуты? Что нового вы для себя узнали на уроке? (Ответы учащихся).

Учитель:  Ну а сейчас обратите своё внимание на листы самооценки. Каких оценок там у вас больше? Что же получается в итоге?

Учащиеся выставляют себе итоговую оценку и высказывают своё мнение.

6. Домашнее задание. Рефлексия.  

(Слайд №38).

Учитель:  Ребята, вы все знаете и любите праздник Пасхи Христовой. Знаете, что отмечают его всегда весной. И в это время какое дерево цветёт?  (Ответы учащихся). Правильно верба. Так вот, домашним заданием будет для вас нарисовать букетики вербы или найти стихи о вербочках, о вербном воскресении.

Учитель:  Ну что ж, наш урок подходит к концу. Закончить бы его хотелось ещё одной песней. Скажите, какой праздник мы будем отмечать через несколько дней? (Ответы учащихся). Правильно. (Слайд №39). Давайте споём сейчас песню, которую мы выучили с вами на внеурочных занятиях к этому дню.

Учащиеся встают и исполняют песню «Мама» из одноимённого кинофильма.

Учитель: Посмотрите  на доску или на экран, кто это перед вами? (Слайд №40).

 Предполагаемый ответ: образы богоматери, о которых говорили на уроке.

Учитель:  Всмотритесь ещё раз в эти изображения, «пролистайте» в памяти весь урок (в это время учитель кладет на парту каждому ребенку бумажного ангела). Мы уже с вами знаем, что одной из этих икон молятся о мире на Земле, а другая помогает быть здоровыми. У каждого из нас с вами есть ангел- хранитель, и он спустился к вам, возьмите его аккуратно в ладошки, и скажите ему свою просьбу может кто-то хочет попросить ,чтобы его не коснулась война, а кто-то –  здоровья себе и своей маме или другому близкому человеку.  Возьмите   своего ангела и прикрепите  к Богородице, а он донесет вашу просьбу. (В зависимости от того кто - что просил, дети прикрепляют рядом с изображениями своих ангелов).

Давайте улыбнёмся друг другу. Спасибо за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Древнейшая песнь Материнства"

Конспект урока музыки с презентацией  в 3 классе. Можно использовать для проведения классного часа ,посвященному ДнюМатери...

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

конспект урока музыки с презентацией по теме "Древнейшая песнь материнства" в 3 классе (УМК Е.Д. Критская)

представлен конспект открытого урока музыки в 3 классе по учебно-методическому комплекту Е.Д.Критская. к уроку прилагается презентация. урок по типу комбинированный.номер 2 в разделе "О России петь, ч...

Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»

Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...

Конспект урока изобразительного искусства «Материнство. Изображение матери и дитя» (УМК Б.М. Неменского, 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представления о едином образе матери в искусстве разных народов; совершенствование навыков и умений в изображении человека.Планируемые результатыПредметные: -уме...