А. С. Пушкин и музыка
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Урок музыки в 3 классе. Знакомит с музыкальными произведениям, созданными на произведения А. С. Пушкина. Закрепляет знания о творчестве Н. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin_i_muzyka.docx26.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок-представление в 3 классе
Тема: А.С. Пушкин и музыка

 

Задачи: познакомить с музыкальными произведениям, созданными на произведения А. С. Пушкина.  На примере прослушанных фрагментов выделить средства выразительности. Закрепить знания о творчестве Н. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского.


Музыкальный материал:

Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»,

М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»,

П.И. Чайковский   опера «Евгений Онегин»,

Романс «Я помню чудное мгновение»,

Литература: А. С. Пушкин: «Сказка о царе Салтане», поэма «Руслан и Людмила», роман «Евгений Онегин», стихотворения «Я помню чудное мгновенье», «Зимнее утро».

Изобразительный ряд: портреты Н. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского и А. С. Пушкина, иллюстрации И. Я. Билибина к произведениям Пушкина.

Ход урока

Мороз и солнце – день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Проснись, красавица, проснись…»

- Всем известны строчки, а кто же автор этих стихов?

- Да, хорошо известный нам поэт Александр Сергеевич Пушкин. Но сегодняшний урок необычный. А знаете – почему? Сегодня урок-знакомство.

- Сегодня мы познакомимся с Пушкиным не только как с поэтом, но и как с человеком, вдохновляющим художника к написанию портрета, композитора – к написанию музыки.

- Вошло в обычай называть Пушкина великим национальным поэтом преимущественно перед всеми другими русскими поэтами. И это, действительно так, был он великим и гениальным. Едва ли не в каждом крупном городе России есть бульвар или городской парк, украшенный бюстом курчавого человека, а улица им. Пушкина тоже есть практически в каждом городе. Его произведения читаются и переводятся на другие языки мира. Действительно, сила гениальности поэта настолько велика, а его личность настолько интересна, что сотни людей искусства обращались и обращаются к творчеству и образу Пушкина.

- А теперь вспомните главное отличие музыки от других видов искусства. (Музыка – искусство временное, его нельзя потрогать, понюхать или остановить.) 
- Молодцы, все верно. Музыка передаёт настроение, постоянно находится в движении, изменяется, и каждый воспринимает эти изменения по-разному.

- Как вы думаете, какие из перечисленных особенностей присущи и морской стихии? (Постоянно изменяется, движется, в разные дни выглядит по-разному.) 
- Эти черты заметили и музыканты. С помощью особых средств выразительности они смогли достаточно точно воспроизвести звучание морской стихии. Причём море в их произведениях обладает собственных характером, а порой является полноправным участником событий.

- Сейчас мы послушаем фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане». Фрагмент называется «Три чуда».

- О каких чудесах рассказывали купцы царю? (Живёт в городе белка, песенки поёт да орешки всё грызет. Выходят из моря 33 богатыря. Появляется царевна-Лебедь.) 
- Правильно. Теперь слушаем, а ваша задача – догадаться по музыке, где какое чудо.

                                    (Фрагменты трёх чудес.) 

Первое чудо – это...? (Царевна-Лебедь). Второе чудо – это...? (Белка, поющая песенки). 
- Почему вы так решили, что за подсказка прозвучала в музыке?
(Русская народная песня «Во саду-ли, в огороде».) 
- Правильно.

- А третье чудо? (Витязи морские.) 
- Что в музыке подсказало вам такой ответ?
(Плавное изменение громкости, как будто набегающие волны, повторения.) 
Вспомните, если получится, дословно, как в сказке описывается это чудо.

В свете ж есть иное диво.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в шумном беге.

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

- Посмотрите, как точно автор сумел передать характер морской стихии, её непредсказуемость, красоту и мощь.

- Давайте мы с вами побудем в роли оркестра и попробуем изобразить такую волну. Садимся ровно, по моему сигналу мягко набираем воздух и шипим. Внимательно следите за рукой, я покажу, когда надо прибавить звук, а когда нужно уходить.

                                 (Упражнение «Волна».) 

- Какие средства выразительности мы использовали для достижения эффекта бегущей воды? (Нарастающую и стихающую динамику, прихотливый ритм, плавное ведение мелодии.) 

- Обратите внимание на ещё один портрет, чей он?

- Почему он вдруг появился рядом с портретом А. С. Пушкина? (Это Н. Римский-Корсаков. Он написал оперы на сказки Пушкина.) 

- Молодцы. А ещё и одного, и другого называют великими сказочниками. А.С. Пушкина – в литературе, а Н. Римского-Корсакова – в музыке. Музыка, которую мы слушали на нашем уроке, написана этим прекрасным композитором.
- Пушкин тоже относится к морю как к живому существу, послушайте
     
Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул и вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

- Поэт разговаривает и прощается с морем, как с полноправным собеседником. На произведения А. С. Пушкина М. И. Глинка написал оперу «Руслан и Людмила» и несколько романсов.

- Самый известный из них «Я помню чудное мгновение…»

Это стихотворение А. Пушкина, которое учили наизусть и современники, и потомки великого поэта, легло в основу романса М. Глинки «Я помню чудное мгновенье...» - одного из лучших русских романсов XIX века. Сохранив поэтический образ, звучность, метрику пушкинского стиха, Глинка придал ему широкое мелодическое дыхание, подчеркнул переломы в настроении, внёс живое биение пульса в фортепианное сопровождение - и сумел стать равным великому мастеру стиха. Пушкин посвятил стихи Анне Петровне Керн, а Глинка посвятил музыку её дочери Екатерине. Сейчас мы с вами послушаем это замечательное творение.            

                         (Слушание романса в записи).

- На сколько частей можно разделить романс? О чём эти части рассказывают и как они звучат? (Первая часть романса говорила о зарождении любви, о том, что это было чудное мгновение. Мелодия звучит легко, певуче, светло, ритм ровный, средняя часть рассказывает о разлуке, чувствуется напряжение, тревога, сопровождение становится более резким, драматичным. Затем музыка постепенно успокаивается и замедляется, как бы подчёркивая строчки:

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои:
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви.

А в третьей части говорится о счастье новой встречи. Звучит та же вдохновенная мелодия, что и в первой части.)

- Романс заканчивается так же, как начинается: очень мягко и благородно. Может быть, это образ «гения чистой красоты», а может, самого автора, охваченного нежным и глубоким чувством. Музыка чётко следует за содержанием стихотворения, она чутко откликается на каждое настроение, каждую фразу. Удивительно певучую мелодию невозможно отделить от фортепианного сопровождения - вместе они представляют единое художественное целое.

- Глинка написал оперу на сюжет сказки поэта Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».

- Голос у Черномора такой маленький, такой крошечный, что его вообще не слышно. Этот злой карлик в опере не поёт. Он не произносит ни слова. И всё же мы получаем представление о том, что же это за существо.

Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора.

Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей…

В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина торжественного сказочного шествия.

      В опере про карлика рассказывает музыка - марш под которую он выходит на сцену. Сначала появляются слуги Черномора, которые несут его длинную-предлинную бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и борода в десять раз длиннее самого Черномора. Карлик ещё не появился, а нам уже смешно, под марш шагает борода. И музыка смеётся над Черномором. Прямо чувствуешь, что карлик изо всех сил старается казаться огромным, важно надувается, хочет подняться на цыпочки, но ничего у него не получается. Все вокруг почтительно ему кланяются, но тут же, отвернувшись, хихикают.  Грозно покрикивает Черномор, но вдруг голос его срывается на смешной писк.

       С юмором, характерным для русского сказочного фольклора, композитор рисует образ Черномора. Грандиозные «трубные кличи» и нежные, хрустальные тембры колокольчиков подчёркивают одновременно чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и смелостью человека.

        Послушайте «Марш Черномора». Обратите внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия - высокая и звонкая, в исполнении колокольчиков - напомнит о том, что этот герой сказочный и бояться его не надо.

        Опера «Евгений Онегин» (семилетний труд Пушкина — 1823—1830 гг.). Появление ее в 1878 году ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве.

       Велика роль Петра Ильича Чайковского, прикоснувшегося к творению Пушкина. Органично включены в превосходную ткань оперы отдельные стихотворные тексты: ария Гремина, ариозо Ленского и др.

     

Итог урока. Рефлексия.

     Какова же была основная цель нашего урока? Увидеть Пушкина-поэта в других видах искусства, попытаться понять, почему этот человек вызывает к себе такой интерес.

  1. Скажите, а узнали ли вы что-то новое о поэте из сегодняшнего урока?
  2. Открыли ли для себя что-то такое, о чем не догадывались?
  3. Может быть кто-то стал по-другому воспринимать Пушкина?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения, изо и музыки по произведению А.С.Пушкина "Зимний вечер"

Данный урок позволяет работать над развитием творческих способностей обучающихся,  развивает общеучебные умения и навыки, позволяет сэкономить время на прохождение материала по различным предмета...

Интегрированный урок (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"

Конспект интегрированного урока (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"...

Конспект комбинированного урока-проекта (литература+музыка) "Пушкин в литературе и в музыке".

Конспект содержит материалы по теме "Пушкин в литературе и в музыке". Представлены подробные выступления детей в творческих группах....

Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»

Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО.«Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.

Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1Формировать умение   анализировать и сравнивать выр...

Презентация "Сказочные образы А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского-Корсакова" ( Сказка о царе Салтане)

Презентация помогает создать визуальные образы, созданные поэтом и композитором в своих произведениях (Сказке о царе Салтане)...