Статья "Терапевтическая функция музыкального искусства"
статья по музыке по теме

Ильина Юлия Александровна

Материалы межрегинальной научно-практической конференции. Кострома, 21 февраля 2013 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ильина Ю.А.

г. Санкт-Петербург[1]

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Музыка издавна используется в терапевтической практике, и об этом, на мой взгляд, педагоги должны информировать своих учеников. Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. Первые описания влияния музыки на эмоциональное состояние можно встретить в работах древнегреческого философа Пифагора, который рассматривал музыку как источник ритма, способного определять правильный ритм жизнедеятельности человека. Данное представление Пифагора опиралось на предложенное им понятие «эвритмия» - «способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: пении, игре, танце, речи, жестах, поступках, в рождении и смерти» [1, с. 10]. Через этот ритм человек, как своего рода микрокосмос, может войти в мир гармонии, а затем подключиться к ритму мирового целого. Взгляды Пифагора особенно интересны учащимся, потому что его имя знакомо ребятам по урокам математики.

Особенности влияния музыки на душевные состояния рассматривались Аристотелем, который связывал душевные состояния слушателя с подражанием характеру музыки и считал музыку средством очищения души (катарсис) и лечения. Дорийский лад рекомендовался Аристотелем для использования в воспитательных целях, так как ему «свойственна наибольшая стойкость» и он «отличается по преимуществу мужественным характером» [2, с. 179].

Музыкотерапия широко использовалась в Древней Индии и Китае. Индийская философия утверждает, например, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки. Ни одно искусство не способно так вдохновлять личность, как музыка.

В начале 19 века французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль впервые ввел музыку в лечебные процедуры внутри психиатрических учреждений.

Можно отметить и интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины в России. По инициативе В.М.Бехтерева в России в 1913году был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С.С. Корсарова, В. М. Бехтерева, И. М. Догеля и других выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную.

Во второй половине 20 века музыкотерапия выделяется как самостоятельное направление. Она широко практикуется в странах Европы и США. Этот период характеризуется организацией музыкально-психотерапевтических обществ и центров в Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии, России.

В американском направлении механизмы музыкотерапии основаны на идеях психоанализа. Катарсическая разрядка, достигаемая при помощи музыки во время психотерапевтического сеанса, помогает пациенту вспомнить психотравмирующие ситуации. Механизм связан с тем, что слушание того или иного музыкального произведения вызывает определенные ассоциации и переживания, поэтому особое значение имеет подбор музыкальных произведений, которые используют в сеансе. В связи с этим особое внимание американских музыкотерапевтов занимает отбор музыкальных произведений и составление каталогов лечебных музыкальных произведений.

В русле музыкотерапии сложились отдельные психотерапевтические направления. Наибольший интерес для педагогов, обучающих детей музыке, может представлять музыкотерапия по Нордофф-Роббинсону. Это музыкально-творческий подход, в котором делается акцент на уникальную роль живой музыки. От музыкотерапевта требуется умение спонтанно музицировать. Через игру на музыкальных инструментах он вовлекает клиента в процесс создания музыки. Понимание сложностей клиента позволяет терапевту создать замысел музыкального произведения и стимулировать его действия в соответствии с поставленными задачами. Используемые инструменты должны быть достаточно выразительными и легкими в овладении для человека без специальной музыкальной подготовки. Поэтому чаще используется барабан, который дополняется цимбалами, литаврами. В терапевтическую процедуру может включаться вокальная импровизация.

Показано, что музыка может повышать психический тонус, снижать раздражительность и агрессивность, позитивно воздействовать на снятие депрессии. Групповое музицирование способствует преодолению аутизма.

Литература

1. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Изотова Е. И., Никифорова Е.В. - М.: Академия, 2004.

2. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: ВЛАДОС, 1997.


[1] © Ильина Ю.А., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по программе "К вершинам музыкального искусства". Авторы:М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тематическое планирование по музыке, по программе "К вершинам музыкального искусства", для 1 класса, УМК "Гармония". Тематическое планирование выполнено с ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки.

В данном материале освещена проблема духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музыкального искусства и приведены примеры использования методов воспитания в практике....

Музыкальное искусство как психокоррекция эмоционального состояния

Статья"Музыкальное искусство как психорекция эмоционального состояния  и условия духовно-нравственного развития гимназистов...

Урок музыкального искусства в 4 классе с презентацией

Урок  музыкального искусства в 4 классе  по теме: "В царстве музыки. Повторение. Этот урок проводится в конце учебного года, где повторяется изученный материал  в течении года....

Рабочая программа по предмету «Музыкальное искусство», 2 класс

Рабочая программа по предмету «Музыкальное искусство»  составлена на основе примерной программы начального общего образования Министерства образования РФ, программы «Музыкальное искусство»» автор...

Рабочая программа 1 класс. 2014-2015 М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства

Рабочая программа 1 класс. 2014-2015   М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства...