Конспекты уроков среднего звена
учебно-методический материал по музыке

Руденко (Варганова) Елена Витальевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Руденко Елена, 40 гр.

5 класс

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ                                                                                                       

Тема урока: «Волшебная палочка дирижера»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; познакомить со знаменитыми дирижерами.

Планируемые результаты:

Метапредметные: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать,

Предметные: научится осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; понимать, что различные жанры в музыке могут преобразовываться друг в друга чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы.

Личностные: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, умение работать в паре, группе.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, фортепиано, флеш-накопитель, фрагмент рассказа «Сирень» Ю. Нагибина

Музыкальный материал: Б.Окуджава «Надежды маленький оркестрик», Иоганн Себастьян Бах. Браденбургский концерт №3, первая часть, увертюра к опере «Свадьба фигаро» В.А. Моцарт, Р.Вагнер «Полёт валькирии», И.Стравинский балет «Весна священная» финал.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент. (1 минута)

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.

Дети заходят в класс.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

2.Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)

 

 

 

 

Сегодня на уроке мы поговорим об одной из очень важных профессий. Посмотрите слайд. Какой профессии человека вы видите?

Что он держит в руках?

А как вы думаете, какая у него палочка?

А почему она волшебная?

Кто попробует сформулировать, как будет звучать тема нашего урока?

Тема урока называется «Волшебная палочка дирижера».  Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о дирижёрах симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр.  

Очень часто композиторов сравнивают с художниками. Художник рисует красками, а композитор музыкой.

Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? Какими способностями, качествами должен обладать дирижерПродолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…» 

Учащиеся: Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром.

 В руке держит дирижерскую палочку

О дирижере и его палочке

Волшебная

Потому что с помощью нее он управляет целым оркестром, который может исполнять музыку, как единый организм.

Волшебная палочка дирижера

Дети записывают в тетрадь число и тему урока.

Ответы детей

П - усвоение знания материала прошлого урока

3.Изучение нового материала. (5 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наш современник, главный дирижёр Московского государственного академического симфонического оркестра, Павел Леонидович Коган ответил так: «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян».

Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Творчество Светланова уже сегодня является достоянием всего человечества.

 Е.Светланов - почетный дирижер Большого театра. ГЛАВНЫЙ ТЕАТР И САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Владимир Теодорович Спиваков — всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель. С апреля 2003 года Владимир Спиваков является Президентом Московского международного Дома музыки.  Провозглашен Артистом мира ЮНЕСКО за выдающийся вклад в мировое искусство.

Михаил Плетнёв - один из самых неординарных музыкантов нашего времени - сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора.

Ростропович Мстислав Леопольдович - (1927—2007) русский виолончелист, дирижер, общественный деятель.

Лондонская газета «Таймс» назвала его величайшим из   музыкантов. Его имя включено в число «Сорока бессмертных» – почетных членов Академии искусств Франции. 

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека

П - открытие новых знаний, нового материала

4.Организация слушательской деятельности. (10 минут)

6.Организация исполнительской деятельности. (5 минут)

Пользуясь текстом, который лежит перед вами, попробуйте узнать солирующие группы инструментов, заполните таблицу.  (Работа в группе)  

Ребята, какие инструменты вы услышали?

Верно. Огромные современные струнные коллективы начинались с небольших оркестров, состоявших из десяти, двенадцати, четырнадцати инструментов. Состав оркестра зависел от финансовых возможностей королевства, где они создавались. Но Баху это не мешало создавать прекрасную музыку!

Скрипка - самый важный инструмент оркестра.  Это самый совершенный инструмент из всех струнных.

Дети, какие инструменты в данном фрагменте солировали?

"В увертюре "Свадьба Фигаро" мы слышим деревянные духовые, которые то по-хорошему соперничают со струнными, то сливаются с ними. Но так бывало не всегда, раньше было по-другому. Первые деревянные духовые играли ужасно, инструменты плохо держали строй. Со временем их качество улучшилось, они стали технически более совершенны. И Моцарт, и Гайдн начали писать мелодии для деревянных духовых.

Какие музыкальные инструменты звучали здесь ярче всех?

"Происходят серьезные изменения в музыке: у Вагнера медные духовые звучат намного ярче, чем в ранних оркестрах

Молодцы, мы с вами заполнили нашу таблицу!

Скажите, как вы понимаете кто такой бард? Как исполняются песни бардов? Сегодня мы с вами познакомимся с бардовской песней и разучим её.

Ребята, мы с вами сегодня будем как настоящий маленький оркестрик. Мы будем исполнять песню которая называется «Надежды маленький оркестрик». Автора этой песни вы наверняка знаете. Это Булат Окуджава. Он знаменит в жанре бардовской песни.

Учащиеся слушают и анализируют музыку

Играли скрипки

Главную мелодию исполняли скрипки, но хорошо была слышна партия деревянных духовых.

медные духовые

солируют ударные инструменты, и медные духовые.

Иоганн Себастьян Бах. БРАНДЕНБУРГСКИЙ КОНЦЕРТ № 3, первая часть (звучит фрагмент Бранденбургского концерта № 3 И. С. Баха).

УВЕРТЮРА К ОПЕРЕ "СВАДЬБА ФИГАРО" (звучит фрагмент увертюры В.А.Моцарта). ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

Р.ВАГНЕР "ПОЛЁТ ВАЛЬКИРИЙ" (звучит фрагмент музыки Вагнера).

И.СТРАВИНСКИЙ. БАЛЕТ "ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ", ФИНАЛ (звучит фрагмент финала балета И.Стравинского).

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

Л - (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

5.«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (5 минут)

Теперь обратимся к главному вопросу нашего урока: Сложно ли быть дирижером и для чего он нужен?

Учитель даёт каждой группе задания:

1 группа: кроссворд

2 группа:

Сравнить: скрипка - балалайка, установив

а) общие признаки _________________(музыкальные инструменты, струнные) 

б) различие_______________________________ (балалайка - струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у каждого инструмента - свой тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)

тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)

3 группа:

После работы каждая группа оглашает ответ по своему заданию. Учитель подводит итог, благодарит рабочие группы и просит детей оценить выступавших учащихся от каждой группы, а также оценить свою работу в группе.

8.Рефлексия деятельности.       Итог урока (3 минуты)

Важна ли профессия дирижера? В чем она заключается? Какими качествами должен обладать дирижер? Какая группа является фундаментом оркестра?

Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке?

Что можете сказать о выполнении задания?

В чем вы испытывали затруднения?

Р - оценка собственной работы, подведение итогов



Предварительный просмотр:

Руденко Елена

5 класс

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Полифония в музыке и живописи»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: развитие чувства стиля, способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха.

Планируемые результаты:

Метапредметные: освоить понятия – полифония, фуга. Органная музыка; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

Предметные: развивать интонационно-слуховой опыт обучащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа при вокализации главных тем произведений И.С.Баха «Ave Maria»; закрепить знания: песенность, песнопения, пение a capella, полифония, фуга, токката;

Личностные: осмысление взаимодействия искусств (музыки, изобразительного искусства и литературы) как средства расширения представлений о содержании образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, фортепиано, флеш-накопитель, учебник по музыке 5 класс Критская.

Музыкальный материал: «Аве Мария» И.С.Бах, «Токката и фуга ре-минор» И.С.Бах, «Органная прелюдия соль-минор» И.С.Бах, Б.Окуджава «Надежды маленький оркестрик»

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент. (1 минута)

 

Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть.

Музыкальное приветствие

Дыхательная гимнастика

Распевание

Дети заходят в класс.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

2.Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)

 

Самостоятельная работа по теме прошлого урока.

Сегодня мы познакомимся с творчеством одного из величайших немецких композиторов, которого еще называют «архитектором» музыки.

Как вы думаете, о ком пойдет речь?

Бетховен о своем соотечественнике говорил: «Не ручей, а море должно быть имя ему».

о немецком композиторе И.С. Бахе

П - усвоение знания материала прошлого урока

3.Изучение нового материала. (5 минут)

 

Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) великий немецкий композитор,

представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Я думаю, что мало найдётся таких людей, которым не знакомо имя Баха. А музыку этого гения, не спутаешь ни с какой другой; она возвышает, облагораживает, заставляет слушателя задуматься о смысле жизни, о её высоких ценностях и идеалах.

Послушайте знакомое вам произведение Баха и вспомните, как оно называется, и дайте характеристику музыке.

Откройте учебник (стр. 132) и прочтите тему урока.

Определите цель урока.

План:

познакомиться с творчеством немецкого композитора И.С. Баха;

узнать, что такое полифония и фуга;

слушать и анализировать произведения И.С. Баха;

Вашим домашним заданием будет: сравнить произведения Баха с архитектурой Кельнского собора.

Сформулируйте проблемный вопрос, на который мы попробуем ответить на уроке.

Иога́нн Себастья́н Бах считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Родился в немецком городе Эйзенахе. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Он много лет проработал в церкви Святого Фомы органистом.

Его наследие включает в себя произведения разных жанров. Среди них мессы и кантаты, хоралы и произведения для органа, клавиры и вокальные сочинения, в том числе и пьесы для детей.

В XVIII веке Бах не считался крупным композитором. Музыка его была более естественна в выражении чувств. Яркая, живая, волнующая, она возвышала и вносила в душу любовь не только к Всевышнему, но и простому человеку, что не соответствовало господствовавшим в ту пору сухим нормам средневековой церкви.

Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Любимым инструментом для Баха был орган.

произведение называется «Аве Мария», по характеру музыка задумчивая, нежная, возвышенная, мелодичная, задушевная.

Тема урока: «Полифония в музыке и живописи».

Цель: продолжить знакомство с творчеством И.С. Баха, усвоить понятия: полифония, фуга.

- Что такое полифония и фуга?

«Аве Мария» И.С.Бах

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека

П - открытие новых знаний, нового материала

4.Организация слушательской деятельности. (10 минут)

Вершиной творчества Баха является его органная музыка. Именно в ней композитор воплотил величие и могущество человеческого духа. Его органная музыка созвучна величию и красоте соборов. Органные произведения знают и любят слушатели всего мира. Среди них органная Токката и фуга ре – минор

Слушание: «Токката и фуга ре - минор» И. Бах 

Слушателей поражает в музыке Токкаты то, что за вступительным разделом, похожим на страстную речь человека, начинается взволнованное движение, напоминающее безостановочный поток, который прерывают властные аккорды. В свободной импровизационной манере композитор переходит от одного эпизода к другому: друг друга сменяют пассажи, звучание органа подобно торжественному пению церковного хора, возникают переплетения голосов, много голосов (полифония).

Беседа по характеру произведения

«Токката и фуга ре-минор» И.С.Бах

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

5. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (5 минут)

Этот термин «полифония» для вас является новым. Так, что же такое полифония?

Запишите определение:

Полифония - это вид многоголосия в музыке, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии.

Прочтите на стр. 133 высказывание Баха: «Каждое полифоническое произведение – это беседа разных голосов. Если одному из голосов сказать нечего, он некоторое время помолчит, пока не придёт время вновь вступить в беседу. Самое главное в полифонии, никто не должен вмешиваться в разговор голосов в середине разговора или говорить без надобности».

Это высказывание непосредственно относится к такой музыкальной форме, как фуга.

Фуга – является вершиной полифонической музыки, где музыкальная тема последовательно повторяется в разных голосах, в разных регистрах.

Прочтите стихи русского писателя и поэта Ивана Бунина.

Под орган душа тоскует…

Под орган душа тоскует,

Плачет и поет.

Торжествует, негодует

Горестно зовет:

О благий и скорбный! Буди

Милостив к земле!

Скудны, нищи, жалки люди

И в добре, и в зле!

О Иисусе, в крестной муке

Преклонивший лик!

Есть святые в сердце звуки, —

Дай для них язык!

А теперь послушайте Органную прелюдию соль-мажор И.С. Баха и скажите, созвучны ли стихи Бунина с органной музыкой Баха.

Слушание: Прелюдия соль-минор И.С. Баха

Дети записывают определение полифонии в тетрадь.

Ответы детей.

«Органная прелюдия соль минор» И.С. Бах

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

6. Организация исполнительской деятельности. (5 минут)

ВХР

Вокально-хоровые  трудности

Методы и приёмы

Произношение согласных «М», «Т», «Х», «Й»

Проговаривание текста.

Ритм мелодии

Прохлопывание ритма

Скачок на октаву

Графический показ

Замыкание фраз

Дирижерский жест, показ учителя

Б.Окуджава «Надежды маленький оркестрик»

Л - (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

7.Рефлексия деятельности.       (Итог урока 3 минуты)

- А что вы можете сказать о музыке Баха? В чем ее величие, великая жизненная сила?

Что самое главное необходимо запомнить с урока?

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Спасибо за урок!

Ответы детей

Р - оценка собственной работы, подведение итогов

 



Предварительный просмотр:

Руденко Елена

5 класс

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Застывшая музыка»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.

Планируемые результаты:

Метапредметные: определить элементы выразительности музыки и архитектуры, найти черты их сходства и различия; рассмотреть способы воплощения “музыкальности” в архитектуре и “архитектурности” в музыке; подвести к пониманию синтеза искусств, как к одному из важнейших процессов, призванному развивать и обогащать сложившиеся традиции.

Предметные: развивать способность наблюдать, исследовать, проектировать, анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные знания в ситуации интеграции изучаемого предмета с иными областями искусства и жизнедеятельности человека;

Личностные: формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства, пробуждать интерес к историческому и культурному наследию человечества; способствовать патриотическому воспитанию учащихся, толерантному отношению к различному вероисповеданию.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, фортепиано, флеш-накопитель,

Музыкальный материал: «Богородице, Дево, радуйся», И.С.Бах органная фуга соль минор, Б.Окуджава «Надежды маленький оркестрик»

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент. (1 минута)

 

Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть.

Музыкальное приветствие

Дыхательная гимнастика

Распевание

Дети заходят в класс.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

2.Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)

 

Самостоятельная работа по теме прошлого урока

Скажите, с какими видами искусства мы связываем музыку?

- Внимание на экран! С каким видом искусства предстоит встреча сегодня? Как можно назвать одним словом эти сооружения?

Беседа по поставленному вопросу: архитектура и музыка. Если учащиеся не определяют понятие «архитектура» - им предлагается отгадать ребус.

- Музыка и архитектура…

Древнеримский архитектор и строитель Марк Витрувий Поллион, живший ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он написал, что архитектор“... должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах и БЫТЬ ЗНАКОМЫМ  С МУЗЫКОЙ...”

изобразительное искусство, литература

П - усвоение знания материала прошлого урока

3.Изучение нового материала. (5 минут)

 

Какой возникает вопрос?

Кроме этого знаменитый немецкий философ Фридрих Шеллинг сказал интересную фразу “Архитектура – это застывшая музыка”. Как вы понимаете эту мысль? Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

Итак, какова тема нашего урока и какие цели и задачи можно поставить сегодня? Каким образом мы сможем ответить на поставленные вопросы?

Для того, чтобы решить наши задачи я предлагаю провести исследование. В любом виде искусства есть свои средства выразительности. Давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства (музыка и архитектура) родственные связи. Перед вами (на слайдах) небольшой “музыкально-архитектурный” фотоальбом.  Элементы музыкальной речи будем «переводить”  на язык архитектуры с помощью фотографий, которые я подобрала для каждого элемента выразительности. (Суть исследования заключается в сопоставлении элементов выразительности, происходит поиск соответствий).

Попробуйте посмотреть на них и найти схожие черты, точки соприкосновения:

мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии (очертание архитектурных строений), соответствующие русской песенности;

гармония (консонанс, диссонанс) – здесь “благозвучие”, красивое сочетание;

ритм (порядок, чередование в музыке) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;

лад (мажор, минор) – настроение зависит от индивидуального восприятия здания или событий, связанных с ним, комфортность;

тембр (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты(колорит), можно представить народный музыкальный инструмент;

темп (движение) – отражение происходящего;

регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;

динамика (громкость звучания музыки) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;

звуковедение (легато, стаккато, нон легато) – здесь очень много плавных линий и нон легато в отделке и ступенях, лестница похожа на восходящую мелодию;

форма (построение музыки) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.

Итак, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы.

как связаны эти два вида искусства, что между ними общего или различного

дети затрудняются ответить

учащимися проговаривается тема, задачи урока и пути решения

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека

П - открытие новых знаний, нового материала

4.Организация слушательской деятельности. (10 минут)

Но среди всех архитектурных сооружений есть особенные: люди приходят в их стены не ради зрелищ или возвеличивания, а для того, чтобы остаться наедине со своей душой, время здесь исчисляется не минутами и часами, а веками и вечными ценностями. Что это за архитектурные сооружения, вам поможет определить музыка.

    (слушание «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся»)

- Куда перенесло вас сейчас ваше воображение?

- Верно. Звучал «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся»). Как звучала музыка?

           (на слайде 2 вида храмов – католический и православный)

- Как вы думаете, в каком из этих храмов может звучать такая музыка? (дети дискутируют, определяют, аргументируют). Слева на слайде западноевропейский готический собор, устремлённый своими острыми шпилями в небо как символ стремления души ввысь. Люди, которые приходят в них с молитвой, - христиане-католики. Справа христианский православный храм. Присмотритесь: его купола имеют особую форму, напоминающую спокойное пламя церковных свечей. Они символ молитвенного горения христиан, их веры в единение с Богом, способное через человеческую душу принести в окружающий мир мудрость и благополучие. Если мы войдём в эти храмы, то сразу почувствуем, что здесь в едином целом объединились и прошлое, и настоящее, и будущее.

Давайте войдем в католический храм. Чем он отличается? Католические соборы существуют с времён Средневековья: очень высокие, строгие, с вытянутыми стрельчатыми окнами и порталами. Греческий распев, который мы послушали, сопровождал католическую службу на протяжении нескольких веков. A capella – так называется пение без инструментального сопровождения. Но в начале IX века в служение католической церкви вводится музыкальный инструмент. Что же это за инструмент?

       (поиск информации в учебнике, стр. 128, дети озвучивают)

В храм, церковь

поиск информации в учебнике, стр. 128, дети озвучивают

«Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся»

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

5. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (5 минут)

Самый большой в мире музыкальный инструмент – орган. Теперь здесь стало возможным услышать не только хор в его сопровождении, но и самостоятельное звучание “короля инструментов”. Орган так велик, что давно уже стал частью архитектуры католического храма, в пространство которого его встраивают. Многоголосная органная музыка и сама во многом похожа на архитектуру: тяжеловесные “фундаменты” басов, целые башни из повторяющихся в разных регистрах мелодий-тем, возводящих звуковые города, а может и целые Вселенные. Этот духовой музыкальный инструмент состоит из нескольких тысяч труб, потому всегда звучит величественно и властно.

- Перед вами алтарная часть одного из красивейших готических соборов в Канаде. Многоцветные витражи, возвышающиеся кружевные орнаменты алтаря, скульптуры святых, будто готовые в любой момент ожить – всё это, в сочетании с органной музыкой, производит на слушателей огромное впечатление.

- Одним из величайших “архитекторов” музыки признан немецкий композитор И.С.Бах – удивительный композитор, чьи творения пережили произведения, созданные и до его рождения, и веками позже. Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития из сплетения равноправных мелодий, - настоящий экзамен для слушателя.

           (слушание - И.С.Бах. Органная прелюдия Соль-минор)

- О чём эта музыка? (беседа о многоголосии, звуковедении, регистрах.)

Помните ли вы, что такое мелодия?

Так где, в каком регистре возникла эта музыкальная мысль?

А дальше?

А предыдущие голоса в этот момент замолкали?

А как менялась динамика?

Соберите всё воедино: одноголосный высокий “шпиль” темы, затем более плотное звучание двух голосов, трёх, затем басы, как основание, как фундамент. Вам это ничего не напоминает? (Готический собор). Посмотрите на это музыкальное построение и с другой точки зрения. Слово “прелюдия” переводится как “вступление”. Вот-вот начнётся главное – католическая служба. Вступление в неё с музыкальной темы в высоком регистре тоже символично: небо, Бог, обращённый к мольбам прихожан, объединение сил земного и небесного в финале, когда зазвучали все регистры вместе.

Музыкальная мысль

В высоком

Она спускалась по регистрам вниз

Нет, они продолжали звучать

Чем больше голосов, тем громче, напряженнее

И.С.Бах. Органная прелюдия G-moll

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

6. Организация исполнительской деятельности. (5 минут)

ВХР

Вокально-хоровые  трудности

Методы и приёмы

Произношение согласных «М», «Т», «Х», «Й»

Проговаривание текста.

Ритм мелодии

Прохлопывание ритма

Скачок на октаву

Графический показ

Замыкание фраз

Дирижерский жест, показ учителя

Б. Окуджава «Надежды маленький оркестрик»

Л - (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

7.Рефлексия деятельности.       (Итог урока 3 минуты)

Какие виды искусства мы попробовали связать? Что мы выявили? Есть ли между ними общие черты? Можно ли утвердить высказывание что «архитектура – это застывшая музыка»? Как вы это объясните?

- А если мы это высказывание перевернем, как оно будет звучать?

(«архитектура – это ожившая музыка» и «музыка – это ожившая архитектура»)

         - Какие новые знания вы получили на уроке?

         - Все ли вам было понятно на уроке? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

         - Понравился ли вам урок?

         - Как вы сегодня поработали на уроке?

Оцените свою работу на уроке самостоятельно. Поставьте себе оценку.

Спасибо за урок!

Р - оценка собственной работы, подведение итогов

 



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Конспект внеклассного мероприятия по теме:

«Гармония в музыке»

Выполнила:

Студентка группы 40

Руденко Елена

Челябинск, 2018

Класс: 6

Тема: «Гармония в музыке»

Цели: познакомить детей с понятиями «гармония», «мажор», «минор»; создать условия для осознания и осмысления того, что значит гармония, музыкальная гармония.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

Ход мероприятия:

Этап

Время

Содержание

  1. Организационный

3 мин.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное мероприятие.

(Дети под музыку входят в класс)

- Сегодня мы совершим путешествие в Музыкальную страну. Сейчас делимся на 2 команды. 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда. Вы будете между собой соревноваться. За активность на уроке, и за правильные ответы вы будете получать жетон. У какой команды будет больше смайлов, та команда победила.

  1. Основной

30 мин.

Ребята, у вас на столах тексты (цитаты и фрагменты стихотворений). Дайте краткое пояснение (работа в группах).

1) «Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт». (Александр Александрович Блок)

2) Кто музыки не носит сам в себе,

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть изменником, лгуном.

…Не верь такому. (В.Шекспир)

3) Те люди, которые думают, будто сначала можно решить материальные проблемы, а потом духовные - разрубают фактически человека пополам. У нас всё взаимосвязано. Человек, у которого внутренняя гармония, - он и работает иначе, он и относится к окружающим людям иначе. (Александр Мень)

 Какое понятие в этих литературных фрагментах является ключевым?

 Вы, наверное, догадались, о гармонии сегодня пойдёт речь на уроке.

Тема нашего урока: «Гармония в музыке». Открываем тетради, записываем тему урока. Слово гармония оставили в наследство человечеству древние гре-ки.

- Как вы думаете, что они называли гармонией? (Запись в тетрадь: Гармония – это соразмерность, согласие в сочетании чего-либо).

-В чем может проявлять себя гармония?

Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла - в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре.            

Само понятие «гармония» употреблялось чрезвычайно широко и многознач-но. Оно обозначало и закономерное устройство природы и космоса, и красоту физического и нравственного мира человека и принципы строения художе-ственного произведения, и закономерности эстетического восприятия.

- Что же означает гармония в музыке?

Итак, ребята, гармония в музыке – выражает основное свойство - благозвучие – порядок в царстве звуков, аккордов, ладов.

- Вспомните, почему не всякий набор звуков можно назвать мелодией? (звуки должны быть взаимосвязаны между собой; содержать  интонацию…)

- Всякий ли порядок аккордов, звуков в музыке можно назвать гармонией? (демонстрация) Нет согласованности.

- Какую приставку нужно добавить к понятию, чтобы получилось слово, про-тивоположное по значению?(комфорт-дискомфорт; гармония-дисгармония)

Музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по определён-ным законам.

Сегодня мы сможем услышать гармонию в музыке в наивысшем её проявлении.

Обратимся к творчеству великого немецкого композитора И.С.Баха (1685-1750) – видеоэнциклопедия - просмотр (6минут) активное прослушивание. Ребята делают тезисные записи в тетради, затем рассказывают, что узнали и запомнили.

- Чем удивительна судьба композитора? Что запомнилось вам?

( В 9 лет осиротел. Любимый инструмент – орган. 13 детей во втором браке. В конце жизни ослеп, продолжал сочинять. Создал более 1000 произведений). И.С.Бах был человеком серьёзным и весёлым, строгим и сердечным, великим и скромным. Когда его спросили, как он добился таких успехов в своём искусстве, он ответил: «Мне пришлось быть прилежным; кто будет столь же прилежен, достигнет того же».       

Сегодня мы сможем услышать гармонию в музыке в наивысшем её проявлении. Одно из таких произведений Прелюдия до мажор И. С. Баха.

Вслушаемся в звучание Прелюдии до мажор И.С.Баха.

- Что выражает музыка? Какое состояние души она передаёт?  (покой, равновесие, умиротворение, отрешение от всего суетного…слайд?)

- За счёт каких выразительных средств это достигнуто? Отчего ее музыка кажется такой светлой, такой умиротворенной, отрешенной от всего мелкого, суетного? (Каковы темп? Динамика? Ритм? Движение мелодических линий?...

- Какие средства музыкальной выразительности не претерпевают изменений? Давайте послушаем еще раз и ответим на этот вопрос. Темп, ритм, динамика, движение мелодии

И лишь гармония бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорными, то минорными созвучиями, то чуть омрачаясь неустойчивыми аккордами, то вновь умиротворяясь. В этих чуть уловимых мерцаниях, в этой игре созвучий со всей очевидностью обнаруживает себя движущая сила гармонии, построенная на противоположности светлого и затемненного, зыбкого и твердого, печального и радостного.

  1. Заключительный

7 мин.

В конце урока мы должны с вами подвести итог всего нашего сегодняшнего урока.

- Что означает гармония?

- Где присутствует гармония?

- Основные свойства гармонии в музыке?

- Какое «открытие» вы сделали для себя на уроке?

Каждая команда подсчитывает свои жетоны.

И хотелось бы закончить наш урок следующими строками: 
У каждого из нас есть много звуков в сердца глубине, 
Неясных дум, неспетых песен много. 
Наполни смыслом, светом их. 
И в каждый день, что проживёшь, 
Ты капельку гармонии внесёшь. 
Живите в гармонии с музыкой, с собой, с мыслями, чувствами и тогда мир будет в вашей душе.

 Оцените самостоятельно вашу работу на уроке.



Предварительный просмотр:

Руденко Елена, 40 гр.

7 класс

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ               

Тема урока: «Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховена»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: знакомство обучающихся с жанром соната на примере классической “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.

Планируемые результаты:

Метапредметные: умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; вставать на позицию другого человека

Предметные: Научится воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; вести диалог; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству; формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; осознание жизненного смысла музыкальных образов; усвоение жизненного содержания «Патетической сонаты».

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, фортепиано, флеш-накопитель,

Музыкальный материал: «Патетическая» соната Л.В.Бетховена, симфония №5 Л.В.Бетховена

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент. (1 минута)

 

Добрый день, ребята! Я очень рада с вами познакомиться.

Проверка домашнего задания

Дети заходят в класс.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

2.Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)

 

 

 

 

Ребята, где можно слушать музыку?

Какую музыку вы любите слушать?

Кто любит популярную музыку?

Кто любит рок?

Кто предпочитает классическую музыку?

Большинство из вас любит популярную современную музыку. Но я надеюсь, что в конце урока ваше мнение изменится в пользу классической музыки.

С музыкой каких композиторов вы познакомились на предыдущих уроках?

Они - композиторы какой страны?

А вы знаете немецких композиторов?

Послушайте одну известную музыкальную тему и назовите ее автора.

Кто автор этой музыки?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Тема нашего урока “В концертном зале. Патетическая соната Л.В.Бетховена”. Сегодня мы познакомимся с жанром Соната, послушаем сонату №8 Л.В.Бетховена, разучим новую песню.

Дома, на концерте, в транспорте и т.д.

Ответы детей

Мусоргский, Рахманинов

Они русские композиторы

Да. Бах, Бетховен.

Ответы детей

Музыка Бетховена.

Симфония № 5 Л.В.Бетховена (Тема “Так судьба стучится в дверь”).

П - усвоение знания материала прошлого урока

3.Изучение нового материала. (5 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, как вы думаете, что такое соната?

Соната - это крупное музыкальное произведение из 3 или 4 частей для одного или двух инструментов.

Особое место жанр сонаты занимал в творчестве великого немецкого композитора и пианиста Людвига Ван Бетховена. Родился он в 1770 году в г. Бонн в семье музыкантов. Свое первое публичное выступление в концертном зале он дал в возрасте 7 лет.

Бетховен стал законодателем классической фортепианной сонаты. Он пытался показать в сонатах, как человек идет к своей победе, преодолевая борьбу, трудности и лишения. Одна из самых ярких его сонат – “Патетическая”, так назвал ее сам композитор.

Почему автор назвал свою сонату «Патетическая»?

«Патетическая», то есть страстная, взволнованная.

Послушайте вступление сонаты и скажите, какое душевное состояние передает музыка?

Какое душевное состояние передает музыка?

Молодцы, я согласна с вами. Бетховен сочинил эту сонату в самые трудные годы своей жизни, когда он почувствовал первые признаки страшной болезни - глухоты. Возможно, это он и хотел передать в музыке?..

В «Патетической сонате Бетховен словно говорит слушателям, что готов сражаться с недугом. Если начало сонаты исполнено печально, то дальше следует настоящий взлёт духа и решимости.

Ответы детей

Дети отвечают

Ответы детей

«Патетическая соната» Л.В.Бетховен

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека

П - открытие новых знаний, нового материала

4.Организация слушательской деятельности. (10 минут)

5. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (5 минут)

6.Организация исполнительской деятельности. (5 минут)

Слушание темы вступления “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.

Послушайте и подумайте какие интонации мы слышим: повествует ли о чём-то музыка? Может быть, она вопросы задаёт нам? Или, может быть, это какое-то восклицание?

Давайте попробуем по-другому: вы сейчас представите эту музыку в виде разговора людей. Сколько людей участвует в разговоре? Как каждый из них говорит?

В этом несложно будет разобраться, если особенно внимательно вслушаетесь в ту часть фрагмента, которую я обозначу знаком «Внимание!»

Главная тема (c-moll) имеет героический характер. В её основе – восходящее движение по гамме гармонического минора.

Побочная партия – лирическая и скорбная. Но с главной партией похожи - устремленностью, бурной порывистостью, взволнованная страстность), подчеркнутое общей минорной окраской.

Послушайте 2 и 3 части.

  • Как меняется состояние героя в каждой из них?
  • В какой части музыка скорее выражает напряжение мысли, а в какой передаёт движение?
  • Каким предстает в этой музыке человек?
  • Какие чувства переживает герой?

Письменно ответьте на вопросы под каждым заголовком.

Какую мысль в целом утверждает композитор, прибегая к рондообразности построения финала?

Давайте проверим себя.

  • Что вы написали про №2 часть? (Сравнение)

2 часть (Медленно, певуче – мажор)

Музыка, лирико-философского склада, воспринимается как осмысление событий I части, как необходимый момент самоуглубления, внутренней сосредоточенности.

Тема лишена «вздохов» (задержаний), орнаментальных украшений, в ней подчеркнута строгая, мужественная простота.

  • Что получилось с характеристикой к 3 части? (Сравнение)

3 часть.Финал

Финал сонаты, в целом умеряет драматизм сонатного Allegro. Его характер более объективен, в нём больше народности, жанровости (танцевальный оттенок в главной теме). Следовательно, трагедия «рока» разрешается в «Патетической» в оптимистическом ключе. В рондосонатной форме финала велика роль среднего эпизода. Своим уверенным, энергичным характером, волевыми квартовыми интонациями он подготавливает жизнеутверждающий вывод коды.

Патетическая соната» стала первым произведением Бетховена, всемирная слава которого пережила века. Знаменитая тема из второй части использовалась в бесчисленном множестве музыкальных вариаций, от англиканских кантусов до популярных песен.

На примере сонаты №8 «Патетической» Бетховена мы подробно познакомились с сонатной формой в музыке. Кстати, эту сонату Бетховен написал, когда ему было 29  лет. И уже первые признаки глухоты были проявлены. Музыка Бетховена наполнена образами борьбы, стремлением не сдаваться, именно этому учит нас музыка, которая была написана уже около 250 лет назад.

Дети ответили неуверенно и неточно. То есть, с первого раза в интонациях не разобрались.

Борьба, не останавливаться – идти вперёд, достигать своих целей

М.Минков «Дорога добра»

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

Л - (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

7.Рефлексия деятельности.       (Итог урока 3 минуты)

  • С какой формой мы познакомились?
  • В какой части жанра сонаты встречается эта форма?
  • Из каких разделов состоит эта форма?
  • Какое произведение мы послушали?

Спасибо за урок!

Сонатная форма.

В 1 части.

Экспозиция, разработка, реприза и кода.

Соната №8 «Патетическая» Бетховена.

Р - оценка собственной работы, подведение итогов

 



Предварительный просмотр:

 Руденко Елена

КОНСПЕКТ УРОКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ”

                                                                                                               

Тема урока: «Мир бардовской песни»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: Знакомство с одним из видов отечественной музыкальной культуры - авторской (бардовской) песней; Понимание авторской песни, как духовно-нравственного камертона, заключенного в сочетании стихов и искренней музыки.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

  • развивать умение размышлять: сравнивать, сопоставлять, анализировать;
  • развивать творческие музыкальные способности: музыкальный слух, память, певческие навыки, эмоциональность восприятия музыкальных произведений.

Предметные: 

  • помочь обучающимся раскрыть понимание авторской песни, как духовно-нравственного камертона, как лирически-исповедальных, сатирических, романтических песен;
  • познакомить обучающихся  с выдающимися представителями авторской песни: В.Высоцким, Ю.Визбором, Б.Окуджавой, О.Митяевым, а также современными авторами-исполнителями:
  • определить грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем же ценность бардовской песни;
  • расширить представление обучающихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем.

Личностные:

  • воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре своей страны;
  • воспитывать чувства доброты, любви, чувства юмора и товарищества.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, фортепиано, гитара, флеш-накопитель

Музыкальный материал: О.Митяев “Изгиб гитары”,

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент. (1 минута)

 

Звучит песня О.Митяева “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”.

Здравствуйте, ребята!

А теперь предлагаю поздороваться по музыкальному. Сначала я пою вам: “Здравствуйте, ребята”, а вы мне отвечаете: “Здравствуйте, учитель”.

Музыкальное приветствие.

Дети заходят в класс.

Музыкальное приветствие.

“Изгиб гитары” О.Митяев

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

2.Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)

 

 

 

 

Скажите, ребята,.какая песня открыла наш сегодняшний урок?

2. Как вы думаете, эта песня сегодняшнего времени?

3.Слышали ли вы её раньше?

4. Кто её исполнял?

5.К какому жанру или виду музыки она относится?

Учитель. Прозвучала песня под названием «Как здорово» или «Изгиб гитары» в исполнении самого автора Олега Митяева. Этой песне около 30 лет. Сейчас эту песню можно услышать на различных мероприятиях, в компаниях, в машине и т п.

Сегодня наш урок мы посвятим авторской или по –другому бардовской песне, поговорим о её прошлом и настоящем. Познакомимся с выдающимися представителями этого песенного жанра и разучим авторские песни.

Как правило, автор стихов. музыки, исполнитель-это одно и тоже лицо

 

Учитель. Обратимся к презентации и прочитаем определение слова бард и бардовская песня.

Слайд 1

Главный вопрос нашего сегодняшнего занятия:

 

Как вы думаете, что важнее в таких песнях? Мелодия или стихи?

К этому вопросу мы вернёмся с вами в конце нашего занятия.

(поэзия, мелодия как дополнение.3 аккорда, тихий голос)

Учитель: Тема войны, армии всегда популярна в народе, молодые ребята, отправляясь служить, часто брали с собой гитару, сочиняли песни о своем житье-бытье, пели о себе и для себя.

Учащиеся: это была песня “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”

 Предположения учащихся.

Ответы учащихся.

Предположения учащихся.

П - усвоение знания материала прошлого урока

3.Изучение нового материала. (5 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель. Современный жанр устной поэзии, сформировавшийся на рубеже 50-60 годов в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов.

Сравнивают с древнегреческими лириками, русскими гуслярами, которые сопровождали свои стихи игрой на инструменте.

Слайд 2

Учитель. Кто же авторы-исполнители авторских песен? Чьи имена знают все?

Какова тематика авторских песен? О чём пели эти люди?

(Война, любовь, дружба, природа. юмор)

Учитель. Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава (1924-1997)

Слайд 3

Учитель.Нам он интересен ,как писатель, поэт, автор многих песен о Великой Отечественной войне, поскольку сам фронтовик.

Давайте послушаем его голос

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека

П - открытие новых знаний, нового материала

4.Организация слушательской деятельности. (10 минут)

6.Организация исполнительской деятельности. (5 минут)

Пользуясь текстом, который лежит перед вами, попробуйте узнать солирующие группы инструментов, заполните таблицу.  (Работа в группе)  

Ребята, какие инструменты вы услышали?

Верно. Огромные современные струнные коллективы начинались с небольших оркестров, состоявших из десяти, двенадцати, четырнадцати инструментов. Состав оркестра зависел от финансовых возможностей королевства, где они создавались. Но Баху это не мешало создавать прекрасную музыку!

Скрипка - самый важный инструмент оркестра.  Это самый совершенный инструмент из всех струнных.

Дети, какие инструменты в данном фрагменте солировали?

"В увертюре "Свадьба Фигаро" мы слышим деревянные духовые, которые то по-хорошему соперничают со струнными, то сливаются с ними. Но так бывало не всегда, раньше было по-другому. Первые деревянные духовые играли ужасно, инструменты плохо держали строй. Со временем их качество улучшилось, они стали технически более совершенны. И Моцарт, и Гайдн начали писать мелодии для деревянных духовых.

Какие музыкальные инструменты звучали здесь ярче всех?

"Происходят серьезные изменения в музыке: у Вагнера медные духовые звучат намного ярче, чем в ранних оркестрах

Молодцы, мы с вами заполнили нашу таблицу!

Ребята, в начале урока вы отвечали на вопросы о бардовской песне. Скажите, как вы понимаете кто такой бард? Как исполняются песни бардов? Сегодня мы с вами познакомимся с бардовской песней и разучим её.

Ребята, мы с вами сегодня будем как настоящий маленький оркестрик. Мы будем исполнять песню которая называется «Надежды маленький оркестрик». Автора этой песни вы наверняка знаете. Это Булат Окуджава. Он знаменит в жанре бардовской песни.

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приёмы

Ритм мелодии

Прохлопывание ритма

Скачок на октаву

Графический показ

Замыкание фраз

Дирижерский жест, показ учителя

Учащиеся слушают и анализируют музыку

Играли скрипки

Главную мелодию исполняли скрипки, но хорошо была слышна партия деревянных духовых.

медные духовые

солируют ударные инструменты, и медные духовые.

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

Л - (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

5.«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (5 минут)

Теперь обратимся к главному вопросу нашего урока: Сложно ли быть дирижером и для чего он нужен?

Учитель даёт каждой группе задания:

1 группа: кроссворд

2 группа:

Сравнить: скрипка - балалайка, установив

а) общие признаки _________________(музыкальные инструменты, струнные) 

б) различие_______________________________ (балалайка - струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у каждого инструмента - свой тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)

тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)

3 группа:

После работы каждая группа оглашает ответ по своему заданию. Учитель подводит итог, благодарит рабочие группы и просит детей оценить выступавших учащихся от каждой группы, а также оценить свою работу в группе.

8.Рефлексия деятельности.       Итог урока (3 минуты)

Важна ли профессия дирижера? В чем она заключается? Какими качествами должен обладать дирижер? Какая группа является фундаментом оркестра?

Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке?

Что можете сказать о выполнении задания?

В чем вы испытывали затруднения?

Р - оценка собственной работы, подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

По программе Е. Д. Критской....

Конспекты уроков по музыке в среднем звене

Конспекты уроков музыки для 5,6,7 класса по темам второго полугодия...

Конспект урока "Почему звенит звонок?"

Конспект урока по программе "Школа России" 1 класс....

Конспект урока "Средние века: время рыцарей и замков"

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс "Школа России" на тему: "Средние века: время рыцарей и замков" включает в себя разные виды работ (в группах, парах) и ...

Конспекты уроков начального звена

Конспекты уроков начального звена...