Конспекты уроков музыки в среднем звене
план-конспект урока по музыке по теме

Проценко Наталья Андреевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проценко Наталья, 40 гр

КОНСПЕКТ  УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Волшебная палочка дирижера»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: Показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; познакомить со знаменитыми дирижерами.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач.

Предметные: Учить определять тему урока, ставить перед собой задачи; исполнять песню  Г.Струве  «Моя Россия» с  настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить детей с произведением Вольфганг Амадей Моцарт Увертюра «Свадьба Фигаро».  Сделать анализ прослушанного произведения.

Личностные: Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство, формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр, доска,видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент

 (2 мин)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Андреевна. Сегодня я  у вас проведу урок музыки.

Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, ребята.  Здравствуйте». «Вот идём мы вверх, вот идём мы вниз».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют, отвечают на вопросы

 Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 (5 мин)

 

 

 

Сегодня, как я вам и обещала будет проверочная работа в форме теста. На работу выделяется 10 мин. Приступаем к работе.

Тест:

1. Как называют музыканта, играющего на пианино?

a.Скрипач

b.Пианист

c.Нет такой профессии

2. Как называется окраска звука в музыке?

a.Динамика

b.Темп

c.Тембр

3. Как звучит музыка, написанная в мажорном  ладу?

a. весело, торжественно, звонко

b. Грустно, печально, тоскливо

c. Грубо, безжалостно, жёстко

4. Какие термины относятся к музыкальному жанру?

a. Басня

b. Баллада

c. Сказка

5. Напишите композиторов, которые  входят в состав «Могучей кучки»

6.Прослушайте произведения, и напишите композитора и название произведения.

7. Что такое Колорит?

8. Колокола – это

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека

3. Изучение нового материала.

 (5 мин)

Сегодня на уроке мы поговорим об одной из очень важных профессий. Посмотрите на слайд.

-Какой профессии человека вы видите?

-Что он  держит в руках?

Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о дирижёрах  симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр.  

Тема урока  называется «Волшебная палочка дирижёра»

-Ребята, а как вы думаете, почему она волшебная?

На этот вопрос  мы будем отвечать весь урок.

-Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером?

-Какими способностями, качествами должен обладать дирижер

-Продолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…»

Наш современник, главный дирижёр  Московского государственного академического симфонического оркестра, Павел Леонидович Коган ответил так: «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян».

"Дирижирование - один из наиболее сложных видов музыкально - исполнительского искусства; управление музыкальным коллективом  в процессе разучивания и публичного исполнения  музыкального произведения". 

-Скажите, сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра?

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а)  шумовые:  кастаньеты,  трещотки,  маракасы, бич, тамтам, барабаны  (большой и малый).  Их партии  записываются на одной нотной линейке  “нитке”.
б) 
с определённой высотой звучания:  литавры,  тарелки,  треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

В нашей стране много выдающихся дирижеров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижерского искусства. Посмотрите слайды, на которых будут представлении великие дирижеры нашей страны.

 1)Евгений  Светланов, -  советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986).

2)Вероника  Дударова, советский и российский дирижёр, педагог. Первая в СССР женщина-дирижер. Народная артистка СССР (1977).

Валерий  Гергиев советский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра (с 1988 года), главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996) и Украины (2003). Лауреат двух Государственных премий России (1993, 1998)

Ответы детей:

Дирижёр

Ответы детей:

В руке держит дирижерскую палочку

Ответы детей:

 Потому что с помощью нее он управляет целым оркестром, который может исполнять музыку, как единый организм.

Ответы детей:

Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп.

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости.

 4. Организация слушательской деятельности

(15 мин)

Сегодня мы познакомимся с оперой под названием «Свадьба Фигаро». В творчестве Вольфганга оперы занимали одно из значимых мест.

Опера начинается с увертюры. Что такое увертюра?

Увертюра начинается со вступительных, стремительных пассажей, а затем звучит главная партия в ре мажоре. Главная партия  исполняется всем оркестром. 

Слушаем внимательно произведение.

-Ребята, какие инструменты в данном фрагменте солировали?

-Какой характер у этого произведения?

-Какие эмоции вы испытывали, когда слушали это произведение?

Сейчас мы с вами сделаем анализ по этому произведению

С помощью приема Синквейн.

Обратите внимание на слайд, по этому примеру вы будите анализировать произведение, которое мы с вами сейчас слушали

1 стока: Имя существительное (Название синквейна)

2 срока: Два прилагательных (Раскрывающие тему синквейна)

3 строка: Три глагола (Описывают действия)

4 строка: Фраза или предложение ( Высказывают своё отношение к теме)

5 строка: Синоним (Слово резюме) 

Музыка очень светлая и радостная. В увертюре представлены характеристики основных персонажей оперы и прежде всего Фигаро. 

Фигаро человек умный, решительный в своих действиях, жизнерадостный, умеющий организовать вокруг себя людей. 

Поэтому основной характер увертюры - стремительный, светлый и жизнерадостный.

Ответы детей:

Увертюра означает открытие, вступление. Обычно она открывает оперу, драматический спектакль, сюиту. Ещё она может быть самостоятельным произведением.

Вольфганг Амадей Моцарт

Увертюра

«Свадьба Фигаро»

 

 

 

 

 

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

 6. Организация исполнительской  деятельности

(10 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Люблю тебя,моя Россия,

Твои леса,луга,поля.

Дороже нет земли,красивей,

Ты - песнь неспетая моя.

Всегда,в любое время года,

Ты молода и хороша.

Неповторимая природа,

В ней растворяется душа.

-Как называлась песня, с которой мы с вами знакомились на прошлых уроках?

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных «К», «Т», «Х», «Й»

Проговаривание текста; Пение дуэтом «Помоги другу»

Ритм мелодии

Прохлопывание ритма; Пение по рядам; Пение закрытым ртом «М»

Скачок на октаву

Графический показ, Пение по рядам; Пение закрытым ртом «М»

Ответы детей:

Песня о России

 

 

 

  

 

 

 

 Г.Струве «Песня о России»

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, личностное отношение при восприятии музыки.

7.  Рефлексия     

деятельности.       

(3 мин)

Заканчивая урок, я хочу сказать спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке. Итак, ответим на вопрос:

-Важна ли профессия дирижёра?

- В чём она заключается?

- Почему палочку дирижера называют волшебной?

- Какими качествами должен обладать дирижёр?

 Ответы детей:

Профессия Дирижёра очень важна в мире музыки

 

Личностное отношение при восприятии музыки.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                   

Проценко Наталья, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Фореллен - квинтет»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель:  Продолжить знакомство с Ф. Шубертом. Знать, что такое фореллен- квинтет.

Метапредметные: Понимать поставленную задачу урока, развитие коммуникативных умений, развитие умения планировать, оценивать свои действия.

Предметные: Формирование образного и ассоциативного мышления, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; Слушать вопрос, отвечать на поставленный вопрос

Личностные: Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; проявлять творческую инициативу.

Оборудование: Компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент(3 минуты)

         

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(7 минут)

 

 

Поздороваемся с вами по-музыкальному. «Здравствуйте ребята. Здравствуйте».

Давайте, вспомним, как называлась тема нашего прошлого урока?

А какое произведение мы с вами слушали?

На сегодняшнем уроке мы продолжим говорить о музыкальной живописи и живописной музыки.

«Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись?»

На эти и другие вопросы мы и попробуем сегодня ответить.

Сегодня мы поговорим о выдающимся композиторе Франце Шуберте. Вспомним, как он выглядит (портрет).

Одно из самых грациозных и нежных произведений композитора – песня «Форель». Она была написана на стихи немецкого поэта и музыканта

Кристиана Фридриха Даниеля Шубарта. Это озорная песенка про рыбную ловлю.

По воспоминаниям друзей, Шуберт, сочинив эту песню, в тот же день принёс ее на суд слушателей. Песню с великим удовольствием повторили несколько раз.

Тема нашего урока  называется «Фореллен - квинтет Франца Шуберта» 

Ответы детей:

Дети: слушают, анализируют

о

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

? -наблюдение за музыкой в жизни человека

3. «Открытие нового знания»

(8 минут)

Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений. Песня «Форель» имела такой успех, что композитор сочинил инструментальный квинтет. Вы знаете, что такое квинтет?

Квинтет – это музыкальный ансамбль из пяти музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов.

Франц Шуберт (1797-1828) Великий австрийский композитор, стоявший у истоков музыкального романтизма, автор более 600 песен. Все компоненты шубертовской песни – мелодика, гармония, фортепианное сопровождение отличаются подлинно новаторским характером. Наиболее выдающаяся особенность шубертовской песни – ее огромное мелодическое обаяние. Шуберт обладал исключительным мелодическим даром: его мелодии всегда легко поются, великолепно звучат. Их отличает большая напевность и непрерывность течения: они развертываются как бы «на одном дыхании».

В самую счастливую пору своей жизни Шуберт написал свой квинтет. Шел 1819 год. Еще 22 летний Шуберт сочинил квинтет по заказу своего почитателя Сильвестра Паумгартнера. В то время Шуберт путешествовал по Верхней Австрии с другом Фоглем. Промышленник Паумгартнер еще и еще раз просил друзей исполнить для него песню «Форель». Он же и настоял на необычном составе инструментов для квинтета – это скрипка, альт, виолончель, контрабас и фортепиано.

Дети слушают, представляют, дают ответы

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4. Организация слушательской деятельности

(9 минут)

Сейчас мы с вами познакомимся с произведением Франца Шуберта «Форель». Послушайте это произведение и скажите, какая музыка у этого произведения?

Слушание: «Форель».

- О чем эта песня?

- Какой образ запечатлён в песне «Форель»? (Легкий, веселый, беззаботный, игривый, светлый, непринужденный).

-В каком куплете изменяется характер?

- Какую картину помогает нарисовать сопровождение?

Что вы представляли, когда слушали? (Плескание воды, движение воды, движение рыбки.) 

Следуя за стихами и мелодией, мы как бы глазами авторов видим безмятежную картину: яркий солнечный день на берегу ручья, изящную игру быстрых форелей в прозрачной воде.

Характер песни легкий, светлый, игривый, непринужденный.

- Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений. Песня «Форель имела такой успех, что композитор сочинил инструментальный квинтет. Называется «Фореллен-квинтет» (для пяти инструментов: скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано).

Сейчас мы с вами под это произведение попробуем руками передать музыку. Молодцы ребята! Теперь не большая игра, которая называется синквейн.

Слово синквейн происходит от франзузского слова «пять». Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Посмотрите на экран.

Синквейн – это пятистишие.

1 строка- существительное. На какие вопросы отвечают существительное?

2 строка – два прилагательных к нему

3 строка – 3 глагола

4 строка – фраза, выражающая суть существительного

5 строка – существительное, подводящее итог

Ответы: о рыбной ловле

«Форель»

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л -проявление эмоциональной отзывчивости;

Л -личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(8 минут)

 

Ребята, прежде преступить к пению мы с вами должны подготовить свой голосовой аппарат к работе. Сейчас мы с вами распоемся, послушайте распевку. Молодцы. Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое называется «Добрый день». Послушайте, как оно звучит.

Теперь попробуем спеть его вместе. Послушайте первую фразу.

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Скачки мелодии

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

Дети6 разучивают песню

«Добрый день»

Л - Корректировать собственное исполнение;

К -Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минуты)

Наш урок подходит к концу.  

Что же нового вы узнали на уроке?

С произведениями, какого композитора мы познакомились?

Что это за произведения?

Какую песню мы разучили?

Молодцы ребята, До свидания!

Ответы детей:

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки



Предварительный просмотр:

Проценко Наталья, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Ты раскрой мне, природа объятья».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: познакомиться с художником В. Борисовым- Мусатовым.

Метапредметные: понимать поставленную задачу урока, развитие коммуникативных умений, развитие умения планировать, оценивать свои действия.

Предметные: формирование образного и ассоциативного мышления, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; Слушать вопрос, отвечать на поставленный вопрос

Личностные: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; проявлять творческую инициативу.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска,видеоклипы музыкальных произведений

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент(3 минуты)

         

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(7 минут)

 

 

Поздороваемся с вами по-музыкальному. «Здравствуйте ребята. Здравствуйте».

Прочитайте стихотворение со слайда:

Шире, грудь, распахнись для принятия

Чувств весенних — минутных гостей!

Ты раскрой мне, природа, объятия,

Чтоб я слился с красою твоей!

Ты, высокое небо, далекое,

Беспредельный простор голубой!

Ты, зеленое поле широкое!

Только к вам я стремлюся душой!

Эти строки написал Иван Бунин.

 Как вы думаете о чем будет сегодняшний урок?

Тема урока: «Ты раскрой мне природа объятия».

С давних времён человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось в творчестве поэтов, писателей, художников и конечно же, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

Заглянем в мастерскую русского художника В. Борисова - Мусатова- это русский художник, живописец, мастер символических изображений.

Вот он ставит на мольберт готовую картину, садится на подоконник, долго неподвижно «слушает» свою красочную композицию - звучание разных тонов в сочетании красок, любуется гармонией цветовых пятен на полотне.

В своем дневнике он записывает: «Я сижу дома, и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков, все краски…Я импровизирую…Мечты мои всегда впереди…Они мне создают целые симфонии…Мои помыслы- краски,мои краски- напевы…».

Ответы детей: о природе, о весне

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

? -наблюдение за музыкой в жизни человека

3. «Открытие нового знания»

(8 минут)

Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы, - рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь. Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы. С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

Ребята, посмотрите на экран. Перед вами картины художника В. Борисова-Мусатова. Какими словами можно передать настроение этих картин?( Ответы детей:…). Какие особенности линии, цвета, колорита композиции передают покой и тишину? (Ответы детей:..). Ребята, а вы знаете, что такое колорит? Запишите определение в свои тетради. Колорит- этосочетание, соотношение красок, цветов, создающее определенное единство картины, цветной гравюры, фрески.

Дети слушают, представляют, дают ответы

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4. Организация слушательской деятельности

(9 минут)

Д.Б. Кабалевский писал…«живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает настроения композитора от картины природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией. Мы с вами послушаем произведение Модеста Петровича Мусоргского «Рассвет на Москва – реке». Послушайте и скажите, какое настроение передает эта музыка?  «Рассвет на Москва реке» (Видеофрагмент).

Ребята, а какие пейзажи возникают в вашем воображении когда вы слушаете эту музыку?(Ответы детей:…). Послушайте это произведение еще раз и скажите, какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателю представить эту музыку? Хорошо, молодцы ребята!

Нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм.

Ответы детей: Весенней природы, восхода солнца, спокойной реки

Ответы детей: Плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо

 

 М. П. Мусоргский «Рассвет на Москва реке»

 

 

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л -проявление эмоциональной отзывчивости;

Л -личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(8 минут)

 

Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, все эти образы, будучи запечатлёнными в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна и радостна, задумчива или величава, она такова, какой видит её человек. Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Картины смены времён года, шелест листвы, плеск волн – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели это делать блестяще, их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа. Ребята, сейчас мы с вами разучим новую песню Г. Струве «Музыка».

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Скачки мелодии

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

«Музыка» Г. Струве

Л - Корректировать собственное исполнение;

К -Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минуты)

Наш урок подходит к концу.  

Что же нового вы узнали на уроке?

С произведениями, какого композитора мы познакомились?

Что это за произведения?

Запишите домашнее задание: Найти в книгах или в интернете стихи созвучные поэтов твоего края.

Ответы детей:

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки



Предварительный просмотр:

Проценко Наталья, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Космический пейзаж»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: Изучить космический пейзаж; Познакомиться с музыкальным творчеством Чарльза Айвза.

Метапредметные: Понимать поставленную задачу урока, развитие коммуникативных умений, развитие умения планировать, оценивать свои действия.

Предметные: Формирование образного и ассоциативного мышления, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; Слушать вопрос, отвечать на поставленный вопрос

Личностные: Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; проявлять творческую инициативу.

Оборудование: Компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент(3 минуты)

         

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(7 минут)

 

 

Поздороваемся с вами по-музыкальному. «Здравствуйте ребята. Здравствуйте».

Давайте, вспомним, как называлась тема нашего прошлого урока?

А какое произведение мы с вами слушали?

Послушайте стихотворение Бальмонта:

Мы видим, мы слышим,

Как светят нам солнца,

Как дышат на блики

Нездешних миров…

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Правильно ребята, мы будем говорить о космосе.

Тема нашего урока: «Космический пейзаж».

Ответы детей: Знатоки нашего края

Ответы детей: О космосе

о

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

? -наблюдение за музыкой в жизни человека

3. «Открытие нового знания»

(8 минут)

Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом  фантазия, воображение и музыка новых композиторов, чьи имена  вам еще не знакомы.

Как вы считаете, почему человека издавна влекли к себе высокое небо, далекие Звезды, загадочные дали космоса, Вселенной?

Уже в древности народ мечтал о полетах, и поэтому в сказках и мифах возникали  разные образы. Кто из вас помнит, какие?

( Баба Яга на помеле и в ступе, Иван-царевич на ковре- самолете, Иван- дурак на Коньке- Горбунке).

Начиная с 19 века о полетах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывают писатели-  фантасты:

-Дж.Верн, Г.Уэлсс, А.Беляев, братья Стругацкие, Кир Булычев и др

Позже появляются фантастические фильмы:

-«Через терни к звездам», «Звездные войны». «Армагедон»… Какие можете назвать вы?

В 20 веке был запущен первый космический корабль с человеком на борту.

- В каком году и кто был первым летчиком – космонавтом?

1961г,  космонавт- Юрий Гагарин.

 Какая древняя наука изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе? (Астрономия).

 Профессиональных астрономов немного- около 10 тысяч человек на всем земном шаре.

Вселенной мы называем безграничный  и постоянно меняющийся мир, где мы видим и солнце с планетами, и звезды, и галактики.

Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров?

Дети слушают, представляют, дают ответы

Ответы детей: Юрий Гагарин

Ответы детей: Астрономия

Ответы детей: загадочная; космическая

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4. Организация слушательской деятельности

(9 минут)

Еще в начале 20 века  американский композитор Чарльз Айвз по - своему услышал музыку космоса, написав оркестровую пьесу, с названием «Космический пейзаж».

Сейчас прозвучит  фрагмент этого произведения.

-Послушайте, насколько своеобразна, необычна музыка, как сама Вселенная, представьте этот необычный пейзаж.

Слушание «Космический пейзаж».

-Сколько вы услышали образов?

-Как меняется музыка?

-Какие инструменты вы услышали?

- Есть ли в музыке повторяющаяся интонация?

первый- образ неизвестной планеты (струнные инструменты)

второй- образ исследователей космоса (деревянно-духовые инструменты).

У трубы - повторяющаяся интонация вопросительного характера.

Космос недоступен множеству людей. Каждый человек в душе художник и он видит свою версию космоса.

Послушайте, что пишет Бальмонт:

Быть может, вся природа – мозаика цветов?

Быть может, вся природа – различность голосов?

Быть может, вся природа - лишь числа и черты?

Быть может, вся природа – желанье красоты?

Композитор Эдуард Николаевич Артемьев российский композитор, который в своей музыке создает образы Вселенной, используя новые краски, тембры, ритмы музыки. Его творчество – уникальный пример масштабного развития направления электронной музыки, наполнение ее ярким, эмоциональным содержанием.

Он писал: Музыка – состояние души, выраженное в звуке, и в этом смысле неважно какими средствами оно достигается…

Классика, Электроника, Рок-Музыка – вот те три Источника, под влияниями которых я сформировался как музыкант…

Сегодня мы послушаем его музыку под названием «Мозаика». Слово мозаика в переводе с латинского означает посвященное Музам. В изобразительном искусстве это изображение или орнамент, составленные из кусочков разноцветных камней, стекла, керамики, дерева.

После прослушивания произведения подумайте над вопросом. Какой образ создает композитор?

Слушание «Мозаика» Э. Артемьев.

Какие зрительные ассоциации возникают у вас во время слушания?

(Образ пространства, образ космического пейзажа, образ Вселенной. Музыка словно погружается в таинственную среду, чего то непознанного).

- Какие звуковые эффекты использует композитор?

Гул, шум, звуковые волны, эффекты затухания, отражения, эха.

Артемьев в этом произведении стремился увидеть мир с необычной точки, как бы еще не познанном ракурсе и осознать нем себя.

Воображение художников не могло остаться равнодушным к красотам звездного неба. Сейчас посмотрим на творчество литовского художника Микалоюса Константинаса Чюрлёниса. Посмотрите, что вы видите на этой картине, какими словам ее можно описать?

Молодцы ребята!

Дети: Слушают, анализируют

Ответы детей: Два образа; Есть повторяющиеся интонации у трубы.

Ответы детей: Образ пространства

«Космический пейзаж»

Артемьев «Мозаика»

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л -проявление эмоциональной отзывчивости;

Л -личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(8 минут)

 

Ребята, прежде преступить к пению мы с вами должны подготовить свой голосовой аппарат к работе. Сейчас мы с вами распоемся, послушайте распевку. Молодцы. Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое называется «Шел по лесу музыкант». Послушайте, как она звучит.

Теперь попробуем спеть ее вместе. Послушайте первую фразу.

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Скачки мелодии

Ми ми до; ре ре си

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных

Березы,шабада бада бада

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

Дети: разучивают песню

«Шел по лесу музыкант»

Л - Корректировать собственное исполнение;

К -Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минуты)

Наш урок подходит к концу.  

Что же нового вы узнали на уроке?

С произведениями, какого композитора мы познакомились?

Что это за произведения?

Какую песню мы разучили?

Молодцы ребята, До свидания!

Ответы детей:

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки



Предварительный просмотр:

Проценко Наталья, 40 гр.

           КОНСПЕКТ УРОКА

 

Тема урока: «Ночной пейзаж. Ноктюрн».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: познакомить учащихся на примере произведений композиторов, поэтов и художников с жанром камерной музыки – Ноктюрн.

Метапредметные: понимать поставленную учебную задачу урока.

Предметные: в результате урока учащиеся смогут уметь давать определение понятиям «квартет», «ноктюрн»;

Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент(3 минуты)

         

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(7 минут)

 

 

Прочитайте стихотворение:

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив,

 Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна,

 Как тишиною грудь полна!

Ребята, какие чувства передает вам это стихотворение?

Это пейзажная зарисовка. Она передает чувство умиротворения, тишины, созерцательности, покоя, верно? Молодцы ребята!

Обратите внимание на слайд, на нем вы видите различные пейзажи. Что общего у них?

Правильно, они передают спокойное, созерцательное настроение. Все пейзажи ночные.

Попробуйте определить, какая тема сегодня будет? На слайде разбросаны слова. Соберите их поочередно.

Правильно, тема сегодняшнего урока звучит так: «Ночной пейзаж. Ноктюрн».  Запишите себе в тетради. Ноктюрн в переводе с латинского значит «ночной». Ноктюрновая лирика в литературе, музыки, живописи имеет широкий образно- эмоциональный диапазон: от романтической сумрачной балладной фантастики до кроткой, ласковой колыбельной; от сосредоточенных раздумий в бессонную ночь до страстных любовных признаний под кровом ночи. В музыке ноктюрнами называют пьесы, предназначенные для ночного музицирования под открытым небом, а также сочинения, которые передают настроения человека, находящемся под впечатлением образов ночи. Вспомните и назовите такие произведения. Верно.

Жемчужиной русской камерной классики XIX века является Квартет №2 Александра Бородина, он состоит из 4 частей, где 3 часть носит название Ноктюрн.  Давайте вспомним, что такое квартет? (Ответы детей: кварта - это четыре, квартет – название произведения, предназначенного для четырех исполнителей). Правильно, ребята! А какие инструменты входят в состав квартета? Квартет состоит из 2 скрипок, альта и виолончели.

Ответы детей: Чувство покоя

Ответы детей: два пейзажа передают тишину

Ответы детей: Маленькая ночная серенада

Ответы детей: произведение для 4 людей

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

? -наблюдение за музыкой в жизни человека

3. «Открытие нового знания»

(8 минут)

Квартет оно из поздних сочинений Бородина – закончен в 1882 году и посвящен жене композитора Екатерине Сергеевне Бородиной. Бородин работал над ним в течение 2 лет. Строки Гейдельберского письма дают нам ключ к пониманию эмоционального тона этого лирического сочинения. (Гейдельберг город, где Бородин встречался со своей будущей женой). Послушайте: «Никогда еще я так далеко не уезжал от тебя и, кажется, никогда ты мне не была так близка, как теперь. Пойми только: я в Гейдельберге!!! Еще по дороге из Марбугра в Бонн я проезжал от Обер–Ланштейна по Рейну; мимо меня, как в панораме, проносились давно забытые берега, которые мы видели еще с тобою. Можешь думать, что я должен был чувствовать!.. Господи, сколько я пережил в это время!! Я пожирал глазами каждую горку, дорожку, домик, деревеньку – все мне сразу напоминало счастливые времена. Я с замиранием сердца караулил тот садик…где я видел тебя… Укараулил-таки!!! Узнал его сразу!! Почуял его!! Все до мельчайших подробностей воскресало в моей памяти… Пообедав наскоро, я побежал осматривать «святые места»…Чего я не перечувствовал, пробегая те дорожки, те галереи, где мы бродили с тобой в первую пору счастья! Как бы я дорого дал в ту минуту, чтобы ты была со мной!.. …Господи, сколько я пережил! Какая это была смесь счастья и горечи!..»

Дети слушают, представляют

Ответы детей:

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4. Организация слушательской деятельности

(9 минут)

Перед тем, как послушать Ноктюрн, обратите внимание на следующие моменты: 1. Какими средствами музыкальной выразительности композитор подчеркивает жанр ноктюрна? Что усиливает пейзажность Ноктюрна Бородина? 2. Какие состояния души композитора передает музыка Ноктюрна? Какие чувства вызывает эта музыка у вас? Слушание Ноктюрна целиком. Дети: 1. Мелодия, темп 2. нежность, страстность Учитель: Послушайте эту мелодию, которая звучит на фортепиано без украшений. Исполнение мелодии на фортепиано без мелизмов.

задача

Послушаем Ноктюрн

Как вы думаете, почему композитор неоднократно повторяет основную мелодию, передавая ее звучание разным голосам струнных инструментов?  Меняется ли мелодия в результате этих повторений?

Почему композитор избежал контрастности?

 Что это – творческий замысел или случайный выбор? (Композитор не использовал контраст сознательно, т.к. это противоречило бы жанру пейзажа и образу Ноктюрна).

Итак, из всего сказанного можно сделать следующие выводы:  Жанр Ноктюрна встречается в литературе (элегия) и в изобразительном искусстве (пейзаж).  Ноктюрн, это жанр камерной музыки. В творчестве А. Бородина Ноктюрн, это не просто зарисовка ночного пейзажа, а гениальное воплощение любовного диалога. Оба его участника охвачены единым страстным и трепетным чувством. Оно выражено вдохновеннейшей мелодией – одной из лучших, какие знает мировая музыка!

Нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм.

Ответы детей:

 

 М. П. Мусоргский «Ноктюрн» Бородина

 

 

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л -проявление эмоциональной отзывчивости;

Л -личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(8 минут)

 

Мелодии Ноктюрнов в большинстве случаев отличаются певучестью, широким дыханием. Жанр Ноктюрна выработал свою «Ноктюрно -образную» фактуру сопровождения, она представляет собой колышущийся фон,  ассоциирующийся с пейзажными образами. (3-я часть повторяет 1-ю). Крайние части более спокойные,  светлые. Им противопоставляется взволнованная и динамичная средняя часть. Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный. Однако середина обычно пишется в более оживленном темпе.

Сейчас мы с вами пропоем главную мелодию Ноктюрна из Квартета № 2 А.Бородина (вокализ).

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Тянущаяся мелодия

Дирижерский жест, собственный показ.

Медленный темп

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

Ноктюрна из Квартета № 2 А.Бородина (вокализ).

Л - Корректировать собственное исполнение;

К -Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минуты)

Наш урок подходит к концу.  

Что же нового вы узнали на уроке?

Какое произведение мы слушали?

Запишите домашнее задание:

Ответы детей:

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки



Предварительный просмотр:

Проценко Наталья, 40 группа

КОНСПЕКТ  УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Камерная инструментальная музыка. Этюд»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: дать учащимся представление об особенностях развития музыки в камерных жанрах на примере этюдов эпохи романтизма.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками.

Предметные: учить определять тему урока, ставить перед собой задачи; исполнять песню  А. Варламов

«Мой добрый учитель»с  настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить детей с произведениемФ.Шуберт «Революционный этюд»; Ф. Лист  «Метель». Сделать анализ прослушанных произведений.

Личностные: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство, формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр, доска,видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент

 

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Андреевна. Сегодня я  у вас проведу урок музыки.

Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, ребята.  Здравствуйте».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют, отвечают на вопросы

 Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

 

 

 

Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной инструментальной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка?

Назовите жанры, которые относятся к камерной музыке?

Сейчас я предлагаю Вам сделать небольшую творческую работу. На слайде выписаны жанры камерной музыки, среди которых представлены как вокальные жанры, так и инструментальные:

серенада; каприс; ноктюрн; фуга; баллада; прелюдия; этюд; баркарола; романс; соната.

Вокальные жанры

Инструментальный жанр

Серенада

Фуга

Баллада

Соната

Романс

Этюд

Проверим ваши ответы. Назовите мне, пожалуйста, те жанры камерной музыки, которые Вы выписали в первый столбик.

Итак, мы продолжим разговор о вокальных и инструментальных жанрах, которые получили своё второе рождение, благодаря творческой фантазии и композиторскому вдохновению, как русских, так и зарубежных композиторов. Такая обработка музыкального произведения с целью внесения новых выразительных элементов, иногда для исполнения на другом инструменте, называется – транскрипция.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Камерная инструментальная музыка. Этюд».

Ответы детей:

Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.

Ответы детей:

Баркарола, серенада, пьеса, романс, песня, прелюдия, вальс.

Ответы детей:

Серенада, баллада, баркарола, романс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека

3. Изучение нового материала.

 

А. Швейцер писал: «Иной думает, что видит картину, тогда как в действительности он слышит, ибо его художественное волнение проистекает от музыкального звучания или молчания, которое он ощущает в изображенном». Давайте рассмотрим репродукции картин в учебнике на страницах 92-93.

-Какой музыкальный образ у вас возникает при просмотре этих картин?

-Какую музыку исполняют композиторы, изображенные на гравюрах?

Этюд — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Нет скрипача, пианиста, флейтиста, музыканта любой специальности, которому в музыкальной школе, училище, консерватории не пришлось бы сыграть ни одного этюда — завершенной по форме пьесы, предназначенной для развития технических навыков и мастерства музыканта. На эту задачу указывает и значение самого слова: в переводе с французского «этюд» означает «учение», «изучение».

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости.

 4.Организация слушательской деятельности

Сегодня мы с вами познакомимся с двумя этюдами двух самых знаменитых композиторах

Под впечатлением трагических событий польского восстания 1830—1831 гг. Ф.Шопен создает свой самый известный этюд – «Этюд №12» («Революционный этюд»).

Ф.Шопен писал настолько яркие произведения, что некоторым из них были даны названия.

Послушайте и определите основную мысль этого произведения.

-Почему его назвали революционным?

-Какие качества характера человека предполагает революционное выступление?

-Как это показал в музыке композитор?

Еще один яркий представитель романтизма, повлиявший на развитие жанра «этюд» -  был венгерский композитор Ференц Лист. Мысль о преобразовании жанра этюда в произведение высокого художественного смысла зародилась у Листа еще в первые, едва ли не детские годы его концертной деятельности.

«Когда играет Лист, не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка». Так сказал об исполнительском мастерстве Ференца Листа Г. Гейне.

Слушаем внимательно произведение

-Как вы думаете, почему композитор назвал своё произведение «Метель»?

-В какой форме написано это сочинение?

-Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение?

В отличие от классиков романтики не столько утверждали конечную цель человеческих стремлений, обретаемую в упорной борьбе, сколько развертывали бесконечное движение к цели, которая постоянно отодвигалась, ускользала. Поэтому так велика в произведениях романтиков роль переходов, плавных смен настроений.

Ответы детей:

Ответы детей:

В форме вариаций

 

 «Этюд №12» («Революционный этюд»).

 

 

 

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

 6.Организация слушательской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На экране стихотворение. Прочитайте его и подумайте о ком оно.

Вы повели нас по дороге знаний.

Отдав нам много силы и ума.

А сколько приложили вы стараний,

Чтоб мы учились хорошо всегда!

Вы научили нас писать красиво,

Решать задачи и себя вести,

Всегда спокойно, чутко, терпеливо

И к каждому подход сумели вы найти.

Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с песней «Мой добрый учитель»

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных «К», «Т», «Х», «Й»

Проговаривание текста.

Ритм мелодии

Прохлопывание ритма

Скачок на октаву

Графический показ, Собственный показ

Ответы детей:

О учителе

 

 

 

  

 

 

 

 «Мой добрый учитель» А. Варламов

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, личностное отношение при восприятии музыки.

7.  Рефлексия     

деятельности.       

В заключении урока вспомним определение «этюд»?

Чем же отличается этюд от концертного этюда?

Как назывались произведения с которыми мы с вами сегодня познакомились?

Фредерик Шопен и Ференц Лист – композиторы романтики. Новаторство композиторов проявилось в расширении выразительных возможностей жанра этюда. Способствовали возникновению нового жанра – концертный этюд. Оба были прекрасными пианистами. Шопен завоевал признание слушателей в светских салонах, а Лист – в больших концертных залах.

 Дети подводят итоги, отвечают на вопросы.

 

Личностное отношение при восприятии музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Здесь вы можете найти конспекты по музыке начальных классов. По программе Е. Д. Критской....

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Здесь вы можете найти конспекты по музыке начальных классов. По программе Е. Д. Критской....

Конспекты уроков по музыке в среднем звене

Конспекты уроков музыки для 5,6,7 класса по темам второго полугодия...

Конспекты уроков по музыке в среднем звене

Конспекты уроков музыки для 5,6,7 класса...

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Здесь вы можете найти конспекты по музыке начальных классов....

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Здесь вы можете найти конспекты по музыке 1,2,3 классов...

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Конспекты уроков музыки в начальном звене...