Конспекты уроков музыки в начальном звене
план-конспект урока по музыке
Ниже представлены конпекты для проведения уроков музыки в начальном звене.

Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дата: 30.01.24 | Учитель музыки: Бардин С. Д. |
Школа №154 | Руководитель практики: Шелепова Д. А. |
Класс: 2 «В» | Преподаватель фортепиано: Фоменко И. В. |
Студентки 30 группы Федоровской Ксении | Преподаватель вокала: Гапонова М. А. Преподаватель дирижирования: Седлецкая И. К. |
Тема урока музыки: «Проводы зимы. Встреча весны»
Цель: знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки) приобщение детей к народным истокам.
Задачи:
Образовательная: усвоить характерные черты народной музыки (простота мелодии и ритмов, напевность, повторность). Знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица. Закрепить 1 куплет и припев «Прадедушка», формирование у детей певческих умений и навыков.
Развивающая: развивать творческое отношение к музыке, развитие способностей различать характер песен, инструментальных пьес, средств музыкальной выразительности, содействовать развитию сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса, умение работать в группах.
Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения, приобщать к доброжелательному отношению друг к другу, доставить радость от совместной музыкально - игровой деятельности, формировать интерес к русской музыкальной культуре, воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны. Сформировать чувство уважения к народным праздникам, русскому фольклору, уважения к народным обычаям и традициям.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: словесный метод (беседа, рассказ), наглядно-зрительный метод (собственный показ), наглядно-слуховой метод, практический метод, метод проблемного обучения (тема, цели урока), забегания вперед и возвращение к пройденному, метод эмоционального воздействия и драматургии урока, размышления о музыке, обобщающий метод.
Материалы, оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, проектор, аудио - материалы, презентация, раздаточный материал.
Музыкальный репертуар: р.н.п. – «Проводы зимы», р.н.п. «Как вставала я ранешенько», р.н.п. «Блины», муз. А. Ермолова, сл. М. Загота – «Прадедушка», р.н.п. – «Частушки».
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Организация слушательской деятельности
5. Рефлексия
6. Итог урока
Челябинск, 2024
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
1.Организационный момент | совершенствовать эмоциональную сферу, воспитывать интерес и любовь к музыке. | (звучит музыка р.н.п «Проводы зимы») - Здравствуйте, ребята! Встаем со своих мест. Давайте поприветствуем друг друга. Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!» Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться Будем думать, рассуждать Можем мы урок начать. - Отлично, молодцы, теперь мы готовы начинать. Присаживайтесь на свои места. Мы готовы приступать к уроку. | - Здравствуйте (Музыкальное приветствие) Поют | 2 минуты | ||||||||
2.Организация слушательской деятельности | развивать ладовое чувство, внимание способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её и исполнять, разучить 1 куплет с припевом. | - Какая музыка по настроению встретила вас в классе? Вам понравилась песня? А настроение у вас изменилось? Почему? Как вы думаете - кто ее сочинил эту музыку композитор или народ? Где чаще исполняют русские народные песни? Нас скоро ожидает праздник, а вот какой -Отгадайте мою загадку: Загадка: Всюду ярмарки, гулянья, Веселится весь народ! Провожают зиму, холод, Ведь весна уж у ворот! Всю неделю отдыхают, Всех блинами угощают! (Масленица) - Правильно, Масленица! А что такое Масленица? Верно! Тогда как будет звучать наша тема сегодняшнего урока? Какую цель мы должны поставить? - Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности. А кто из вас бывал на таком народном гулянье, знает, что же это за праздник Масленица? - Почему этот праздник получил такое название? - Чем блины хозяйки смазывают? - Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить. Кого ж надо было задобрить? - Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла. Зима недаром злиться, прошла ее пора, Весна в окно стучится и гонит со двора. - А вы хотите узнать, как на Руси отмечали проводы зимы? (индивидуальное задание). Я сейчас загадаю загадки! Рассказ: Давным - давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю, по всей России уже началась масленая неделя. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар, и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями, которые дошли и до наших дней. А кто их придумывал? Как эти песни дошли до нашего времени? (Пока несколько детей читают рассказ, для всех остальных задаю загадки) Загадки: 1. Танец этот интересный, Исполняют его с песней, Дружно вертится, идет Наш весенний... (хоровод) 2. На толпу гладит вальяжно, Испускает гордо пар. Чтоб согреться, очень важен На гулянье... (самовар) 3. Он вкусней, чем сладкий торт, И полезный для здоровья. Макай блин в него и — в рот! Ух, объедение какое! (мед) 4. Вот снег растаял и с полей Бежит стремительный … (ручей) 5. Дом построен для певца Без окошка и крыльца. (Скворечник) Все дни масленой недели имеют свои названия: - Понедельник - наступает встреча, яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье - устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами. - В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали? Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили… Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили. Давайте вместе встретим масленицу хороводом! (1 ряд водит хоровод) Хоровод «Как вставала я ранешенько» - Какая песня по настроению? Чем мы выразили понедельник? - Второй день Масленицы – Заигрыш беспечный вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи, а за них награда - сдобный и румяный масленичный блин. А в какие игры играют на Масленицу? - А еще на масленицу играли в такие игры, как: Катание с гор; Бой мешками; Ледяной стол; Снежный тир; Кулачные бои; Перетягивание каната; Жмурки. - называется игра ручеёк. (2 ряд играет в игру) Русская народная игра «Ручеёк» Дети встают в «ручеек» – делятся на пары, и, держась за руки, поднимают их вверх. Кому-то пары не достается – он становится водящим. Его задача – пройтись по длинному «живому» коридору и выбрать себе напарника. Новая пара встает в конец «потока». А тот, у кого забрали друга, ищет ему замену – теперь его очередь выбирать! - Вы запомните эту игру и будете играть на улице или на перемене. Чем мы во вторник занимались? | - Русская народная песня - на праздниках, посиделках, на гуляньях -Масленица - Долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла. - «Проводы зимы. Встреча весны». познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки и поговорки. - Да, знаем - От традиции печь блины - Маслом - Зимушку - Народ - Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение - Хоровод - Самовар - Мед - Ручей - Скворечник - Из соломы - Весёлая, задорная. Песней - играли | 8 минут | ||||||||
3.Ораганизация исполнительской деятельности | сформировать представления о музыке в народном стиле, ввести понятия народной и композиторской музыки, способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воображения. | - Вот среда подходит «Лакомкой зовется». - Мы сейчас послушаем с вами песенку, а вы подумайте с чем она связана, и что делают в третий день? Слушаем р.н.п. «Блины» - Какая песня по настроению, о чем в ней поется? - Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи! Какое главное угощение на празднике? - На что блины похожи? Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца, Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. - Сейчас так же мы печём блины, для нас это один из символа. Мы в течении всей недели печём блины. Раньше наши прабабушки, прадедушки, бабушки… отдельное внимание уделяли этому – пекли блины только в среду. И даже во время войны в масленицу людям поставляли блины на фронт. А мы с вами ещё знаем песню «Прадедушка». - На прошлом уроке мы с вами пели песню. Она называется «Прадедушка». Нам вспомнить и спеть песню. Песня «Прадедушка» - музыка А. Ермолова, слова М. Загота
- Какая замечательная песня. И сейчас мы с вами разучим эту песню. Встаем со своих мест. Стоим ровно, на двух ногах, как настоящие певцы, спину держим ровно. Старайтесь четко проговаривать слова, чтобы было понятно про что вы поете. Давайте сейчас повторим первый куплет с припевом, разучим второй куплет (учим мелодию под фортепиано, поем под музыку). Молодцы ребята! - Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Сейчас откройте, пожалуйста, дневники. Запишем домашнее задание: закрепить 1 куплет и припев песни «Прадедушка» Что мы в среду делали? | Слушают - Про блины - Блины - На солнышко Поют - Кушали блины | 10 минут | ||||||||
4.Организация слушательской деятельности | развивать ладовое чувство, внимание способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её и исполнять. | - Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц А вы знаете поговорки, пословицы об этом празднике? «Не житье - бытье, а масленица», - Как вы понимаете смысл этой поговорки – «Не житье – бытье, а масленица» «На горках покататься, в блинах поваляться» «Не все коту масленица, а будет и Великий пост» - Сразу после Масленицы начинается Великий пост, который длится до Пасхи, и в это время отменяются игры, развлечения, верующие люди не кушают мяса, молочные продукты, - Наступает четверг широкий - середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит Ледяные крепости, снежные бои. Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих. - Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева Что вы видите, какой праздник здесь изображен? Докажите - Какие приметы праздника вы видите? - Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать, вглядываясь в эту картину? - А какой музыкальный инструмент главный на празднике? Отгадайте? Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента? 1.В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (гармонь). - А какой инструмент как брат гармони – только еще современнее? 2.У него рубашка в складку, Голосистый мой …(баян) - Вот картина Кустодиева ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей. А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть? подскажите мне…Ребята, а вы знаете, что такое частушки? Частушка - это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок Кто сочиняет частушки? исполняются они в оживленном темпе, характер частушки - озорной, насмешливый, шутливый Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? Я сейчас спою вам несколько частушек, а вы мне подыграйте ритмично на музыкальных инструментах (раздаю музыкальные инструменты 3 ряду: рубель, трещотки, деревянные ложки, бубны, погремушки) р.н.п. «Частушки» Частушки про Масленицу. 1. Вместе дружно мы живем вам частушки пропоем Нынче масленку встречаем всех блинами угощаем 2. В понедельник с ясной зорьки Все катаются на горке. Яства всякие жуют, Громко песенки поют. - А теперь, мы все вместе споем частушки. Я начну –вы не зевайте, и за мной все повторяйте, если будем дружно петь – будет песенка звенеть! 3. Частушки исполняем Веселей играй, гармошка. Масленица, не грусти! Приходи весна скорее, Зиму прочь от нас гони! 4. Мы вам спели, что хотели, Хорошо ли, плохо ли. А теперь мы вас попросим, Чтоб вы нам похлопали. - Как мы четверг выразили? Частушкой звонкой - В пятницу и субботу ходили к родственникам в гости. Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? - Для чего сжигали? В последний день праздника люди просили друг у друга прощения. А кто знает, как называют в народе этот день? А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье. А у кого вы будете просить прощение? Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!». - Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой. | - Так говорят о привольной хорошей жизни - Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры. - Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон. - Гармошка - Баян - Частушка (ответы детей) - Народ. Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать - «Разгуляй». Частушкой звонкой - Сжигали чучело в костре - Как символ победы весны, сжигали лютую зиму - Прощеное воскресенье | 15 минут | ||||||||
5.Рефлексия | выявить и осознать основные компоненты деятельности | «Блинчики» - Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Блинчики» (1. Было легко и интересно, 2. Было трудно, но интересно, 3. Было трудно и неинтересно). | Оценивают свою работу | 2 минуты | ||||||||
6.Итог урока | развивать внимание, совершенствовать эмоциональную сферу. | - И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее. Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? Где побывали? А мы сейчас проверим были вы внимательны на уроке. Давайте отгадаем мои загадки: Загадки: 1. Желтая тарелка на небе висит, Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце) 2. И с икрой, и со сметаной – Всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны – Наши солнышки-… (блины)! 3. Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки) 4. Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры) - А блины на Масленице символ чего? - Молодцы, все загадки отгадали. Давайте сами оценим свою работу: Кто доволен своей работой? Почему ты доволен? А трудности вам встречались? Как вы их преодолели? Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали – Молодцы! До свидания! | - Солнце - Блины - Частушки - Игры - Символ солнца - До свидания! | 3 минуты |
Предварительный просмотр:
Дата: 06.02.24 | Учитель музыки: Бардин С. Д. |
Школа №154 | Руководитель практики: Шелепова Д. А. |
Класс: 2 «В» | Преподаватель фортепиано: Фоменко И. В. |
Студентки 30 группы Федоровской Ксении | Преподаватель вокала: Гапонова М. А. Преподаватель дирижирования: Седлецкая И. К. |
Тема урока музыки: «Музыкальный театр. Детская опера»
Цель: Знакомство с музыкальным театром, с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят».
Задачи:
Образовательная: расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанру «опера», познакомить с понятиями афиша, солист, хор, декорации. Закрепить 1 куплет и припев «Прадедушка», формирование у детей певческих умений и навыков.
Развивающая: развивать творческое отношение к музыке, развитие способностей различать характер песен, средств музыкальной выразительности, содействовать развитию сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса, умение работать в группах (по парам), научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя;
Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения, приобщать к доброжелательному отношению друг к другу, доставить радость от совместной музыкально - игровой деятельности, формировать интерес к музыкальной культуре, воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны, любовь к музыкальному искусству.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: словесный метод (беседа, рассказ), наглядно-зрительный метод (собственный показ), наглядно-слуховой метод, практический метод, метод проблемного обучения (тема, цели урока), метод эмоционального воздействия и драматургии урока, размышления о музыке, обобщающий метод.
Материалы, оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, проектор, аудио - материалы, презентация, раздаточный материал - картинку с изображением козлят, лучики жёлтого и голубого цвета, Солнышко.
Музыкальный репертуар: М. Коваль – «Колыбельная мамы Козы», «тема Малыша и Военного марша», «Заключительный хор»; муз. А. Ермолова, сл. М. Загота – «Прадедушка».
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Организация слушательской деятельности
5. Рефлексия
6. Итог урока
Челябинск, 2024
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
1.Организационный момент | совершенствовать эмоциональную сферу, воспитывать интерес и любовь к музыке. | - Здравствуйте, ребята! Встаем со своих мест. Давайте поприветствуем друг друга. Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!» Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться Будем думать, рассуждать Можем мы урок начать. - Отлично, молодцы, теперь мы готовы начинать. Присаживайтесь на свои места. Мы готовы приступать к уроку. | - Здравствуйте (Музыкальное приветствие) Поют | 2 минуты | ||||||||
2.Организация слушательской деятельности | развивать ладовое чувство, внимание способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её и исполнять, вспомнить 1 куплет с припевом. | - А вы как считаете, есть ли в нашей жизни чудеса? Где можно встретиться с чудесами? Хорошо. Прием «Необъявленная тема». - Итак, тема нашего урока… Я думаю, вы сами догадаетесь, когда отгадаете мои загадки! Прием «Шаг за шагом». (Класс делится на 3 группы, обычно по рядам, в группе выбирается лидер, который дает ответы). 1. Он пишет музыку для нас, Мелодии играет, Стихи положит он на вальс. Кто песни сочиняет? (Композитор) 2. Нужен музыке не только «сочинитель», Нужен тот, кто будет петь. Он... (исполнитель) 3. Тот, кто песни не поет, а слушает, Называется, ребята, ... (слушатель) 4. Если текст соединить с мелодией И потом исполнить это вместе, То, что вы услышите, конечно же, Называется легко и просто — ... (песня) 5. Под музыку эту проводят парад, Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш.) 6. Ярко зал весь засверкал, Приглашает всех на бал, Попрошу ответить вас, Что за танец этот? (Вальс) 7. Пел с душою, молодец! Будешь знатный ты ... (Певец.) 8. Коллектив музыкантов, что вместе играют, И музыку вместе они исполняют. Бывает он струнный и духовой, Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр) 9. Он руками машет плавно, Слышит каждый инструмент. Он в оркестре самый главный, Он в оркестре - президент! (Дирижёр.) 10.В кинотеатре – широкий экран, В цирке – манеж иль арена. Ну, а в театре, существует, Площадка особая - …(Сцена) 11. Чтоб смотрелось представленье интереснее, В благодарность слышались овации, Надобно на сцене оформление: Дом, деревья и другие… (Декорации) 12. Коль спектакль завершился – Слышно «Браво!», комплименты; Всем актёрам, в благодарность, Дарим мы… (Аплодисменты) - Молодцы! Скажите, кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный!!! Тогда как будет звучать наша тема урока? - Ребята, скажите, какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре? Правильно, такие спектакли называются «опера» и «балет». - Но посмотрите, перед входом в театр висит афиша. А кто знает, что такое афиша? Афиша – это красочное объявление о спектакле. (записать определение в тетрадь). А какую информацию мы можем узнать из афиши? Давайте внимательно посмотрим на эту афишу. Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся? Скажите, вам знакомо это название? Правильно в основе оперы лежит сказка. А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши. Давайте войдем в театр…. - Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению. Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят». - Правильно. Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь. Сначала мы познакомимся с мамой Козой. Послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза. Прослушивание Колыбельной мамы Козы. - Скажите, какую песню поет коза? Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев. Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной. Кто услышал имена козлят? Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят? Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш. Прослушивание темы Малыша и Военного марша. - Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш? Я хочу пригласить к доске мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы - сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром. Мальчики, а потом девочки маршируют под звуки Военного марша. Молодцы! Прием «Ассоциации». Сейчас мы продолжим работу в группах. Каждая группа получает картинку с изображением козленка. Ваша задача: дать козленку имя, сбоку написать по три слова-ассоциации к данному образу и предметы, которые, по вашему мнению, могут принадлежать этому герою. Результаты работы: лидер группы представляет своего героя, не называя имени. Класс должен отгадать имя козленка. | - да, везде. На улице, дома, на празднике. - Композитор - Исполнитель - Слушатель - Песня - Марш - Вальс - Певец - Оркестр - Дирижёр - Сцена - Декорации - Аплодисменты - О театре. «Музыкальный театр. Детская опера» - Музыкальные (ответы детей) - «Волк и семеро козлят» - Да, это сказка - Мариан Коваль - мама Коза, козлята и Волк - колыбельную - Она добрая, нежная, любит своих козлят - Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топотушка, Малыш. О характере козлят. - Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша (Дети работают в группах.) | 13 минут | ||||||||
3.Ораганизация исполнительской деятельности | сформировать представления о музыке в народном стиле, ввести понятия народной и композиторской музыки, способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воображения. | - Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе, то есть хором. Прослушивание заключительного хора оперы-сказки «Волк и семеро козлят». А мы с вами ещё знаем песню «Прадедушка». - На прошлом уроке мы с вами пели песню. Нам вспомнить и спеть песню. Песня «Прадедушка» - музыка А. Ермолова, слова М. Загота
- Какая замечательная песня. И сейчас мы с вами разучим эту песню. Встаем со своих мест. Стоим ровно, на двух ногах, как настоящие певцы, спину держим ровно. Старайтесь четко проговаривать слова, чтобы было понятно про что вы поете. Давайте сейчас повторим первый куплет с припевом, разучим второй куплет (учим мелодию под фортепиано, поем под музыку). Молодцы ребята! - Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Сейчас откройте, пожалуйста, дневники. Запишем домашнее задание: закрепить 1 куплет и припев песни «Прадедушка», нарисовать афишу к музыкальному спектаклю. | (Ответы детей) Поют (Записывают домашнее задание) | 10 минут | ||||||||
4.Организация слушательской деятельности | развивать ладовое чувство, внимание способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её и исполнять. | Приём «Послушать – сговориться – обсудить». (работа в парах) Ученики придумывают и записывают 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу. Учитель записывает слова на доске. Затем из записанных слов выбираются 3 слова, с которыми в ходе дискуссии составляются предложения. Например, Опера, солист, хор. Опера – музыкальный спектакль, где все действующие лица поют под сопровождение оркестра. Солист – главный герой оперы, который исполняет свои песни соло, т.е. один. Хор – коллектив певцов. | 10 минут | |||||||||
5.Рефлексия | выявить и осознать основные компоненты деятельности | «Солнышко» На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. | Оценивают свою работу | 2 минуты | ||||||||
6.Итог урока | развивать внимание, совершенствовать эмоциональную сферу. | - И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее. Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? Где побывали? А мы сейчас проверим были вы внимательны на уроке. - Куда привела вас песня? - В чем особенность оперы? - С какой оперой познакомились? - Какой композитор ее написал? - Что вам больше всего запомнилось, понравилось? Давайте сами оценим свою работу: Кто доволен своей работой? Почему ты доволен? А трудности вам встречались? Как вы их преодолели? Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали – Молодцы! До свидания! | - В оперу (ответы детей) - До свидания! | 3 минуты |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по музыке Тема «Жанры вокальной и инструментальной музыки» Цель: формирование представлений о тесной связи музыки и литературы через общность жанров вокальной и инструментальной музыки. Планируемые результаты: Предметные: - сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность, овладение основами музыкальной грамотности, способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и с ключевыми понятиями музыкального искусства: вокализ, песня без слов, баркарола. Личностные: - умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов, умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать и делать выводы. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Оборудование: учебник «Музыка» 4 класс - Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С, УМК «Школа России»; компьютер, флешка с материалом, ноты, фортепиано, набор детских музыкальных инструментов, презентация. Музыкальный репертуар: Г.Свиридов «Романс», С.Рахманинов «Вокализ», Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера», Ф.Шуберт «Баркарола», «Венецианская ночь» М. Глинки (оркестр), песня «Наш край» Д. Кабалевский; компьютер, проектор, экран, фортепиано, презентация. Структура урока: 1. Организационно - мотивационный 2. Актуализация знаний 3. Формулирование темы урока 4. Постановка цели и задач урока 5. Организация слушательской деятельности 6. Организация исполнительской деятельности. 7. Рефлексия 8. Итог урока Челябинск, 2025 |
Ход урока:
№ п/п | Этап урока | Время | Цель этапа | Методы и приемы | ФОУД | Деятельность | Формируемые УУД | |
Учителя | Обучающихся | |||||||
1. | Организационно – мотивационный | 2 мин. | создание условий для возникновения у обуч-ся потребности включения в УД | словесный метод (беседа, рассказ), наглядно-зрительный метод (собственный показ). | Ф | Слайд №1 Музыкальное приветствие учителя Организация учебной мотивации Настраивание обучающихся на деятельность. - Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. - А что такое фольклор? Правильно. - А какие произведения мы слушали? А как выдумаете это вокальные или инструментальные сочинения? Почему? - Верно. И сегодня мы продолжим разговор о вокальной и инструментальной музыке, и попытаемся выяснить что общего между ними и в чем отличие. | Приветствуют учителя. Выполняют задания мотивационной работы. Отвечают на вопросы учителя. - Мы говорили о том, как фольклор отражается в творчестве А.Лядова и Н. Римского-Корсакова. Фольклор - это народная мудрость. Симфоническую картину Лядова «Кикимору» и «Шехеразаду» Римского-Корсакова. - Инструментальные. Потому что их исполнял симфонический оркестр. | Личностные -развитие эмоционально -нравственной отзывчивости. Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2. | Актуализация знаний | 3 мин. | повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления обуч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | метод обобщения через жанр, метод тождества и контраста, беседа. | Ф | - Что же такое вокальное музыка? Правильно. Какие жанры вокальной музыки вы знаете? Слайд №5 - Предлагаю вам послушать произведение и подумать к какой музыке оно относится, к вокальной или инструментальной Итак, что же это за произведение? Вы узнали его? - Правильно. И мы помним, что вокализ это... - Какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение? Слайд №6 - Да. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». Слайд №7 И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей». | Это музыка для пения. -Песня, романс, кантата, оратория, опера. Слушают «Вокализ» С. Рахманинова. Это «Вокализ» Рахманинова. Это произведение для пения с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке (обычно «а»). Чувства задушевности, широта и неторопливость мелодического развития сближают его с лирической народной песней. | Познавательные -самостоятельное решение задач повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса. Регулятивные -выстраивание самостоятельного маршрута общения с музыкальным произведением. Коммуникативные -умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке. Личностные -определение границы собственного знания и «незнания». |
3. | Формулирование темы урока | 3 мин. | организация анализа обуч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | метод обобщения через жанр, метод тождества и контраста, беседа. | Ф | Работа над темой урока - Как вы думаете, как будет звучать наша тема урока? Слайд №8 (Жанры вокальной и инструментальной музыки). - Хорошо! | Формулируют тему урока. | Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию Личностные: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; |
4. | Постановка цели и задач урока | 2 мин. | постановка целей и задач учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | словесный метод (беседа, рассказ), метод проблемного обучения (тема, цели урока) | Ф | Самостоятельное формулирование цели и задач урока обучающимися - Как вы думаете, чему нам нужно сегодня научиться? | Формулируют цели и задачи урока. | Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию Личностные: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; |
5. | Организация слушательской деятельности | 15 мин. | обеспечение восприятия текста, осмысление событий | метод обобщения через жанр, метод тождества и контраста, метод интонационно-стилевого постижения музыки, пластическое интонирование, беседа. | Ф | - Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада. Слайд №9 Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.
(Звучит романс Г.Свиридова) - Почему композитор назвал своё произведение «Романс»? - Пел ли здесь кто-нибудь? - Какие черты вокальной музыки романса перешли в инструментальную музыку? - Всё правильно. Мы слышим выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка и фортепиано, по своему звучанию напоминающее переборы гитары. - И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса. - А сейчас мы с вами познакомимся с новым композитором. Слайд №10 - Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). - Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде. Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка. - Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте, -Какие черты песен на воде можно услышать в произведении? -Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке? - Похожа она на песню? Можем ли мы сказать, что это песня без слов? Именно Ф. Мендельсон впервые применил название «песня без слов», написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования. В жанре баркаролы сочинял и Ф. Шуберт Слайд №11 Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»? (Звучит «Баркарола» Ф.Шуберта) - Так почему романс назван «Баркаролой»? - Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде? - Что общего между песнями без слов и баркаролой? Физминутка Пластическое интонирование «Баркарола» Ф.Шуберта - Сейчас я предлагаю ещё раз прослушать Баркаролу Михаила Глинки, но в инструментальном исполнении. Текст будем читать сами. Слайд №12 СЛУШАНИЕ: «Венецианская ночь» М. Глинки (оркестр) - Вы прослушали баркаролы Ф. Мендельсона и М. Глинки. Что общего заметили? Что напоминают мелодии этих произведений? Разучивание песни | - Открытое проявление чувств. - Нет. - Композитор хотел показать выразительность мелодии. Слушают «Песню венецианских гондольеров» Мендельсона. - Плавная мелодия, мягкое и певучее звучание кларнета подобно голосу певца. - Сопровождение на фортепиано вызывает ассоциации с мягким покачиванием лодки на воде. - Да - Присутствует ритм монотонной гребли. - Спокойное монотонное покачивание. - Меланхоличная мелодия. -Лирический характер песен. - Напевная мелодия. - Мягкое сопровождение. Ученик читает текст Н. Кукольника под музыку М. Глинки -Есть мерность ритма, мягкое качающееся движение меланхоличных мелодий. -Они напоминают монотонный ритм гребли и монотонность покачивания лодки. | Регулятивные: оценка уровня и качества усвоения Личностные: анализ объектов, классификация объектов Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Личностные -творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира. Познавательные -преобразование музыкального образа в пространственно-графический, анализ произведения с целью выделения существенных признаков. Регулятивные -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися. Регулятивные -выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, осознание уровня усвоения. |
6. | Организация исполнительской деятельности | 5 мин. | обеспечение восприятия текста, осмысление событий | наглядно-слуховой метод, практический метод. | Ф | - Сегодня на уроке мы с вами разучим песню Д. Кабалевского «Наш край». Разучивание песни «Наш край» Д. Кабалевский Запишем домашнее задание Слайд №14 В тетради сравнить настроение романса («Венецианская ночь» М.И. Глинки) с настроением картины «Итальянский пейзаж» А. Мордвинова. | Исполняют песню Записывают домашнее задание | Личностные: эмоциональная отзывчивость на музыку Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
7. | Рефлексия | 5 мин. | углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи; уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | метод интонационно-стилевого постижения музыки, беседа. | Ф | Лестница успеха. Слайд №15 А теперь давайте оценим свою работу на уроке. - Если у вас все получилось и вам понравился урок, то нарисуйте на первую ступеньку улыбающийся смайлик. - Если у вас получалось, но были трудности нарисуйте задумчивый смайлик. - Если вам было трудно на уроке грустный смайлик. | Оценивают свою деятельность. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено Познавательные: рефлексия. |
8. | Итог урока | 5 мин. | самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | метод обобщения через жанр, метод тождества и контраста, метод интонационно-стилевого постижения музыки, беседа. | Ф | Слайд №16 - О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили? - Что такое вокализ? - Что такое романс? - Что такое баркарола? - Что такое песни без слов? - С какими композиторами встретились сегодня на уроке? - Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки? Да - это мелодия-душа музыки. Молодцы ребята. Вы все хорошо потрудились, все получают пятерки. Спасибо за внимание, урок окончен! Слайд №17 Музыкальное прощание. | Отвечают на вопросы. - Все эти произведения звучат как выразительная речь человека. | Познавательные - умение размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. Регулятивные - самостоятельно выражать эмоциональное отношение к музыкальным произведениям. Коммуникативные - умение выражать своё отношение к музыкальному произведению. Личностные - развитие умения воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным содержанием, определять их характер и настроение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков музыки в начальном звене
Здесь вы можете найти конспекты по музыке начальных классов. По программе Е. Д. Критской....

Конспекты уроков музыки в начальном звене
Здесь вы можете найти конспекты по музыке начальных классов. По программе Е. Д. Критской....

Конспекты уроков музыки в начальном звене
Здесь вы можете найти конспекты по музыке начальных классов....

Конспекты уроков музыки в начальном звене
Ниже представлены конспекты уроков музыки для начального звена. Раздаточный материал к конспектам прикреплен ниже.Презентации могут видоизменяться и подходят структурой к каждому конспекту....

Конспекты уроков музыки в начальном звене
Ниже представлены конспекты уроков музыки для 1, 2, 3 классо....


