Конспекты уроков музыки в начальном звене
план-конспект урока по музыке (1, 2, 3 класс)
Ниже представлены конспекты уроков музыки для 1, 2, 3 классо.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.64 КБ | |
| 35.72 КБ | |
| 37.31 КБ | |
| 35.98 КБ | |
| 39.19 КБ | |
| 35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Школа №154 | Учитель музыки: Бардин С.Д. |
Дата: 23.01.24. | Руководитель практики ЧПК №1: Шелепова Д.А. |
Класс: 1 «А» | Преподаватель фортепиано: Мизина Л.В. |
Студентка 30 группы Качалова Ксения Сергеевна | Преподаватель вокала: Булатова А.С. Преподаватель дирижирования: Земскова О.А. |
Тема: «Музыка вечера»
Цель: Знакомство детей с жанром колыбельной песни, расширить художественные представления детей о жанре вечернего пейзажа в музыке.
Задачи:
- Обучающая: познакомить с жанром колыбельной песни, рассмотреть обстоятельства, при которых звучит колыбельная песня.
- Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки (дыхание и дикция), развивать интерес к музыке, развивать внимание с помощью музыкальных произведений.
- Воспитательная: воспитывать музыкальную культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку.
Тип урока: открытия нового знания.
Методы и приемы: наглядный, словесный (беседа, рассказ), сопоставления и сравнения произведений (на примере 2-х песен), пластического интонирования (движения под Умку), художественно-практический.
Материалы, оборудование: флешка, ноты, листок раскраска, таблица «Колыбельная».
Музыкальный репертуар: «Спят усталые игрушки» - муз. А. Островский и сл. З. Петрова, «Колыбельная медведицы» - муз. Е. Крылатов и сл. Ю. Яковлев, «Когда мои друзья со мной» - муз. В. Шаинский и сл. М. Танича.
Структура урока:
- Орг. момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Рефлексия
- Итог
Этап | Задачи | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж |
Организационный момент | Воспитывать музыкальную культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку. Развивать интерес к музыке. | - Здравствуйте ребята, рада вас сегодня видеть. Меня зовут Ксения Сергеевна, сегодня я проведу урок музыки. А на какую тему, мы сегодня и узнаем… - Сегодня у нас будет необыкновенное, доброе утро, ведь наш урок мы посвятим новой интересной теме. Но для начала вспомните, что вы изучили на прошлом уроке? Слушаю ответы детей. Если не получается, подвожу наводящими вопросами. - Верно, а какие звуки можно услышать утром? Звуки чего или кого? Дети отвечают на вопросы. По ситуации задать дополнительные вопросы. - Кто-нибудь может назвать фамилии композиторов, музыка которых звучала на прошлом уроке? Д: Чайковский, Григ! - Верно. Молодцы! - У вас было домашнее задание, покажите, что у вас получилось. Проверяю домашнее задание. | - Утро. Отвечают на вопросы. - П.И.Чайковский, Э.Григ. | 3 минуты |
Организация слушательской деятельности | Познакомить с жанром колыбельной песни, рассмотреть обстоятельства, при которых звучит колыбельная песня. Развивать внимание с помощью музыкальных произведений. | Слайд с фото вечера. - Ребята, посмотрите на эту фотографию, какое время суток изображено? Д: Вечер. - Почему вы так решили? Д: - Нет солнца, на улице темнеет… - Я не просто так показала вам эту фотографию. В ней кроется тема нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, как она может называться? Варианты ответов детей. - Да. Вспомните, на прошлом уроке вы слушали МУЗЫКУ утра, так что у нас будет связано с вечером? Д: - Музыка. - Верно. Так и назовем нашу тему: «Музыка вечера» (записать тему на доске). И сегодня мы с вами познакомимся с новым жанром, каким вы мне сейчас и скажите. Какие песни исполняются вечером, перед сном? (Эти песни поет мама своему ребенку, когда его укладывает.) Д: - Колыбельная. - Верно. Колыбельную можно узнать сразу - по одной лишь интонации. Какая музыка в колыбельных: спокойная, убаюкивающая или громкая и быстрая? Ответы детей. - Отлично, у вас хорошие ответы. Именно этим колыбельная и отличается от других жанров. У неё простой мотив, добрые и нежные слова. Колыбельная – это первые уроки любви. И в связи с нашей темой, хочу предложить вам игру. У нас есть сердечки или же жизни. И каждый раз, когда в классе будет становиться громко, наши жизни будут пропадать! Если мы потеряем все жизни, то проиграем… Поэтому соблюдаем тишину, но также можно отвечать на вопросы по руке. Только по руке! Благодаря ей наши сердечки могут сохраниться. Вешаю на доску вырезанные сердечки – 5 штук. - И так, наша игра началась. Выпрямите спинки, сядьте ровно, глазки поднимите на меня. Готовлю видео, чтобы посмотреть. - Ребята, сейчас мы прослушаем песню. Внимательно слушайте, чтобы потом вы смогли ответить на мои вопросы: О чём или о ком будет песня? Какие строки из песни вам запомнились? Какие эмоции у вас вызвала эта песня? Включаю видео – «Спят усталые игрушки». Внимательно слушаем до конца. Даю кому-то раскраску. Выбрать слова, которые подходят к этой музыке. Вывожу вопросы на слайд. - О чём или о ком была песня? Ответы детей. - Какие строки или слова запомнились вам? Ответы детей. - Какие эмоции у вас вызвала эта песня? Ответы детей. - Хочу поделиться с вами интересным фактом. Заставка, которую мы с вами посмотрели на самом деле является вторым вариантом анимации. Первая была более темной и тусклой, многих она даже пугала, поэтому решили переделать на другую. Зайчик собирал своих друзей посмотреть программу. Которую мы с вами обычно смотрим перед сном. Показываю фотографию этого видео. Физ-минутка: - Ребята, нам следует немного взбодриться. Выполняется сидя за столом. Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки) Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало - (встают, руки вверх с разведенными пальцами) Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо) Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу) Солнце клонится всё ниже. Вот и спряталось за тучи, Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки). - Теперь я включу вам ещё одну песню. Слушайте, чтобы потом вы ответить на мои вопросы. Подумайте, есть ли в этих песнях что-то общее? Включаю второе видео Умка – «Колыбельная медведицы». - Какая была песня? Ответы детей. - Есть ли что-то общее между 1 и 2 произведением? Ответы детей. - А теперь, чтобы прочувствовать эту песню, предлагаю изобразить музыку в движениях. Встаем, я включаю, а вы двигаетесь под музыку. | Отвечают на вопросы. - Вечер… - Музыка. - Колыбельная. - Спокойная, тихая… Смотрят видео и слушают песню из него. Отвечают на вопросы. Смотрят видео и слушают песню из него. Отвечают на вопросы. Интонируют под музыку. | 18 минут |
Организация исполнительской деятельности | Развивать вокально-хоровые навыки (дыхание и дикция). | Работа с картиной Ивана Ивановича Шишкина «Лес вечером» (слайд) - Обратите внимание на картину Ивана Ивановича Шишкина «Лес вечером». Какое настроение в ней передал художник? Д.: - Светлое, спокойное… - Какие краски он использовал? Д.: - Спокойные, не очень яркие. - Хорошо, а если Работа с картиной Ивана Константиновича Айвазовского. «Вид приморского города вечером с зажжённым маяком». - Какое настроение в ней передал художник? Д.: - Загадочное, волшебное, сказочное. - Какие краски он использовал? Д.: - Красивые, темные - Вы хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнем. И отправимся в путь с нашими друзьями! На прошлом занятии вы слушали песню «Если с другом вышел в путь». Мы начнём её разучивать, но для начала распоёмся. - Надули свои щёчки. Надуваем щеки, протягиваем «S-s». Распеваю на одном звуке 2-3 раза – «Кто с юлой подружится, тот совсем закружится». Проговариваю текст припева: - Что мне снег, что мне зной, Что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной! Пропеваю припев. - Теперь поём вместе со мной, по руке. Дальше работаю с дирижированием. Гармоническая поддержка и т.д. - На этом закончим. | Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Дыхательная гимнастика и распевка. Начинают разучивать припев песни. | 14 минут |
Рефлексия | - И так, у меня для вас задание. Будьте внимательны. Пусть поднимут большой палец вверх те, кому понравился урок, и кто доволен своей работой. … - Ага. А теперь пусть похлопают по парте те, кого урок удовлетворил, но не был где-то понятен. … - Ну и наконец, кому было на уроке было трудно, и он ничего не понял, поднимите две руки вверх. | Делают всё вышесказанное. | 2 минуты | |
Итог | Закрепить полученные знания | - У меня к вам несколько вопросов, сейчас проверим, кто был самым внимательным на уроке. Открываю слайд с вопросами. - Как называлась тема урока? Отвечают. - Какая музыка звучит в вечернее время? Отвечают. - Чем колыбельные отличаются от других песен? Отвечают. - Все большие молодцы! Теперь пора подвести итоги нашей игры. Если сердечек много – радуемся (наклейки?). Если мало – Ребята, сегодня вы были очень шумными, надеюсь в следующий раз нам удастся победить в этой игре. - Спасибо вам за прекрасный урок. (Мне очень понравилось, как Вы работали сегодня.) Урок окончен. Отдыхайте. | - Музыка вечера. - Колыбельные. - Отвечают. | 3 минуты |
Предварительный просмотр:
Школа №154 | Учитель музыки: Бардин С.Д. |
Дата: 19.04.24. | Руководитель практики ЧПК №1: Шелепова Д.А. |
Класс: 3 «Н» | Преподаватель фортепиано: Мизина Л.В. |
Студентка 30 группы Качалова Ксения Сергеевна | Преподаватель вокала: Булатова А.С. Преподаватель дирижирования: Земскова О.А. |
Тема: «Мир Прокофьева»
Цель: Знакомство и повторение музыкальных произведений Сергея Сергеевича Прокофьева.
Задачи:
- Обучающая: содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса; познакомить с музыкальными произведениями, накопить музыкальные впечатления; обогатить впечатления ребенка посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями; научить детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.
- Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки, музыкальные и творческие способности учащихся; развивать познавательный интерес обучающихся; развивать интерес к исполнительской деятельности; развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.
- Воспитательная: формировать эмоционально - ценностного отношения к музыке; способствовать повышению творческой активности, заинтересованности каждого ребенка; воспитывать у детей слуховую сосредоточенность во время музыки; воспитывать любовь и интерес к музыке.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Методы и приемы: наглядный, словесный (беседа, рассказ), художественно-практический, рассуждение о музыке.
Материалы, оборудование: флешка, ноты, листок раскраска.
Музыкальный репертуар: «Утро» - Э. Григ; «Шествие солнца» - С. Прокофьев (скифская сюита); «Мелодия» - П. Чайковский; «Весна», «Тройка», «Снег идет» - Г. Свиридов.
Структура урока:
- Орг. момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Рефлексия
- Итог
Этап | Задачи | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный момент | Воспитывать любовь и интерес к музыке. | - Здравствуйте, ребята! Любите ли вы сказки? Так вот сегодняшний урок у нас будет немного сказочным и поможет нам попасть в нашу сказку аленький цветочек. | - Здравствуйте! - Да! | 2 минуты | ||||||||
Организация слушательской деятельности | Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса; познакомить с музыкальными произведениями, накопить музыкальные впечатления; обогатить впечатления ребенка посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями; научить детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности; формировать эмоционально - ценностного отношения к музыке; способствовать повышению творческой активности, заинтересованности каждого ребенка; воспитывать у детей слуховую сосредоточенность во время музыки. | Рисую цветок с разноцветными лепестками. - Нарисуйте у себя в тетради такой же цветочек, а пока вы рисуете, послушайте знакомую, красивую музыку. Потом скажите мне название произведения. Звучит «Утро» Э. Григ (записываю произведение на фиолетовом лепестке) - Кто скажет, как называется произведение? - Как вы думаете, с помощью чего композитору так точно удалось передать картину утра. - Многие композиторы обращались в своем творчестве ко временам года, времени суток, и с точностью могли воспроизвести в звуках то, что они представляли, один из таких композитор – Прокофьев. Как думаете, почему я говорю об этом композиторе? Ответы детей. - Тема нашего урока: мир Сергея Сергеевича Прокофьева. Мы с вами уже немного знаем творчество композитора. Давайте вспомним, с какими произведениями С. Прокофьева мы уже знакомы? Ответы детей. - Вы, наверное, уже заметили, что музыка Прокофьева интонационно богата и красочна. Сейчас мы познакомимся с вами с прекрасной, сказочной сюитой, написанной композитором на древнерусский сюжет «Скифская сюита», которую композитор написал после окончания консерватории (задумывалась как балет). - А кто мне скажет, что такое сюита? А скифская? Ответы детей. - Правильно. Сейчас мы с вами будем в роли внимательных слушателей. Итак. 4 часть «Скифской сюиты» называется «Шествие солнца». Пока слушаете подумайте, что вы услышите в музыке. Раздаю индивидуальные и групповые задания. Включаю произведение. - Что вы услышали в этой музыке? Насколько выразительны были интонации? Ответы детей. - Обращаю внимание на звучание оркестра, на его состав. Какими инструментами передаётся сказочность? Ответы детей. - Молодцы! Записываю название произведения на желтом лепестке. Физкульт минутка. Краб. - Наш сказочный урок продолжает знакомый нам русский композитор П. Чайковский. Музыка Чайковского мелодична и красива. Помните сколько у него произведений, связанных с природой. Его музыка выразительна и изобразительна как у художника картина! - Я предлагаю вам послушать «Мелодию» П.И. Чайковского. Ответьте на следующий вопрос: «О чём рассказали вам интонации мелодии». Включаю «Мелодия» - Чайковский. - О чём рассказали вам интонации мелодии? Какой она была? Записываю название произведения на розовом лепестке. - Всё правильно. Молодцы! А какие звучали инструменты? - А кто исполнял «Мелодию» оркестр или ансамбль? (камерный) | Рисуют цветок Слушают «Утро» Э.Грига - Утро! - С помощью нот, звуков, инструментов, интонации. - песня: «Болтушка», симфоническая сказка «Петя и волк», вальс из балета «Золушка», кантата «Александр Невский». - инструментальная музыка, состоит из нескольких частей. Слушают «Шествие солнца» С.Прокофьев. - Солнце, которое поднималось всё выше! - колокольчики, ксилофон, скрипки, треугольник, бубен, литавры, флейта. Танцуют. Слушают «Мелодия» П.И.Чайковский. Ответы детей. - Скрипки, фортепиано. - Ансамбль струнных инструментов и фортепиано. | 22 минут | ||||||||
Организация исполнительской деятельности | Развивать вокально-хоровые навыки, музыкальные и творческие способности учащихся; развивать познавательный интерес обучающихся; развивать интерес к исполнительской деятельности; развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности. | Записываю название песни на голубом лепестке. «Прадедушка» - песня. - А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и оправиться в путешествие. - Обращаю внимание ребят на то, что передаёт в этой песне изобразительная интонация? С помощью чего? Делаем дыхательную разминку. «С-с-с» - выдыхаем, играем языком (трубочка, на бочок, проколоть щёчки), лопнуть надутые щёки. - А теперь поём. Поём под минус.
- И ещё одно произведение, которое мы с вами послушаем, называется оно «Снег идёт» советского композитора Г. Свиридова. Будьте внимательны. Записываю название песни на белом лепестке. - Чьё исполнение вы слышали? Какой была музыка? Что хотел передать композитор? Какой инструмент добавил сказочный эффект? Правильно. | Ответы детей. Дыхательная разминка. Поют. Слушают «Снег идёт» Г.Свиридов. - Женский хор, однообразной, монотонной, интонации передали снегопад. Флейта. | 10 минут | ||||||||
Рефлексия | Выявить и осознать основные компоненты деятельности | - Задание: найти сходство и различие музыкальной речи, С. Прокофьева, П. Чайковского, Э. Грига, Г. Свиридова. - А сейчас вернёмся к нашему аленькому цветочку, и я вас попрошу закрасить тот лепесток, который больше всего тронул ваше сердце. | Красят лепестки. | 3 минуты | ||||||||
Итог | Закрепить полученные знания | - Какую тему урока мы сегодня с вами проходили? - Что нового узнали? - Чему научились? Д/з: Я хочу, чтобы сегодняшний урок вы перенесли домой и задание на дом: сочините сказку на ту музыку, которая вам понравилась. Пусть она будет совсем маленькая, но созвучна с музыкой. Желаю вам удачи! | - Чудесная лютня! Ответы детей. - До свидания! | 3 минуты |
Предварительный просмотр:
Школа №154 | Учитель музыки: Бардин С.Д. |
Дата: 05.03.24. | Руководитель практики ЧПК №1: Шелепова Д.А. |
Класс: 1 «А» | Преподаватель фортепиано: Мизина Л.В. |
Студентка 30 группы Качалова Ксения Сергеевна | Преподаватель вокала: Булатова А.С. Преподаватель дирижирования: Земскова О.А. |
Тема: «Музыкальные инструменты»
Цель: Расширение представления учащихся об музыкальных инструментах в симфоническом оркестре.
Задачи:
- Обучающая: обогатить впечатления ребенка посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями, содействовать обогащению знаний детей о музыкальных инструментах симфонического оркестра, учить на слух распознавать звучания инструментов в симфоническом оркестре.
- Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки (дыхание и дикция), развивать интерес к музыке, развивать творческого отношения к музыке, закрепить знания песни, развивать общую музыкальность детей.
- Воспитательная: воспитывать музыкальную культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку.
Тип урока: урок углубления и систематизации знаний.
Методы и приемы: наглядный, словесный (беседа, рассказ), художественно-практический, рассуждение о музыке.
Материалы, оборудование: флешка, ноты, листок раскраска.
Музыкальный репертуар: «Гроза» («Лето») из цикла «Времена года» - Антонио Вивальди, «Маленький Оркестр» - МультиВарик ТВ, «Если с другом вышел в путь» - муз. В. Шаинского и сл. М. Танича, Увертюра из к/ф Дети капитана Гранта (из мультика) – И. Дунаевский.
Структура урока:
- Орг. момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Рефлексия
- Итог
Этап | Задачи | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный момент | Воспитывать музыкальную культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку. Развивать интерес к музыке. | - Здравствуйте ребята! Ого! Смотрите куда мы попали! Что изображено на слайде? Слайд – сцена театра. - Верно, как думаете… Что мы сегодня с вами там увидим? … - Хорошо, я вас услышала. А, что, если (загадочно) там будет много-много людей. И все они. Будут слушаться только одного человека! Он будет жестикулировать, а они будут играть на музыкальных инструментах. Как это будет называться? - Верно, это оркестр! А какие музыкальные инструменты входят в оркестр? | - Театр! Варианты ответов. - Оркестр! Ответы детей. | 3 минуты | ||||||||
Организация слушательской деятельности | Обогатить впечатления ребенка посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями, содействовать обогащению знаний детей о музыкальных инструментах симфонического оркестра, развивать общую музыкальность детей. Учить на слух распознавать звучания инструментов в симфоническом оркестре. | - Как думаете, как будет называться тема сегодняшнего урока? - Тема нашего урока: «Музыкальные инструменты», молодцы. Что мы будем делать на нашем урока? Слайд. - Как вы уже поняли сегодня, мы поговорим об оркестре, а именно о симфоническом оркестре. Знаете ли вы что такое симфонический? - Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов, играющих на струнных - смычковых, духовых и ударных инструментах. Какие инструменты оркестра вы знаете? - Войдя в концертный зал, мы услышим, как музыканты настраивают свои инструменты. По щелчку мыши звуковое сопровождение слайда. - Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся все инструменты. Кто может их назвать? Слайд – перечень инструментов.
- Познакомимся с каждой группой симфонического оркестра и услышим звучание инструментов. И так, первая группа, которую называют душой оркестра. Сейчас мы послушаем, и вы скажите мне какой музыкальный инструмент звучал. Слушаем «Гроза» (Лето) – Антонио Вивальди. - Какой музыкальный инструмент вы услышали? Верно. Слайд – струнников. - Струнные смычковые инструменты. Назовите инструменты, изображенные на слайде. … - Скрипки играли и во дворцах королей, и на деревенских праздниках и везде пользовались одинаково большим успехом. В семействе смычковых, которое играет в симфоническом оркестре, четыре представителя. Самые главные среди них скрипки. Какие они по звучанию? - А еще они великолепные рассказчицы. Давайте все изобразим как играем на скрипке. … - Им вторят и помогают альты. Вообще альты по характеру своему очень общительные. Они любят всем в оркестре помогать. - Виолончель не так скромна, как альт. Она знает, что голос у нее очень красивый. Она умеет так проникновенно петь, что слезы невольно накатываются на глаза... - Последний представитель смычковых. Кто это? - Верно, а у него какой голос? - Смычковые самые богатые по разнообразию звучания. Но сила звука у каждого из инструментов невелика, и именно поэтому в оркестре их больше всех и находятся они ближе всех к дирижеру. Первая скрипка – это концертмейстер оркестра, второй по значимости музыкант после дирижера. Она помогает музыкантам привести игру в соответствие дирижерскому замыслу, отвечает за строй и звучание оркестра, ведет главную партию. - А вы знаете, как аплодируют скрипачи? Скрипачи не хлопают в ладоши, они используют смычок. Ударяют им об корпус скрипки. Раздаю пазл на парту. Листочек – соотнести инструменты друг с другом (индивидуально). - Посмотрите на слайд и подумайте к какой группе относятся эти инструменты? - Что интересно, уже все деревянные духовые инструменты не деревянные, а металлические. Их столько же представителей сколько и струнных инструментов, 4. Фагот, кларнет, гобой и флейта. Голоса деревянных духовых очень схожи с человеческими, а флейта умеет подражать еще и щебетанью птичек, вздохам ветерка. Но это не вся её особенность, так же она отличается тем, как нужно её держать. Пока одни деревянные духовые инструменты держат прямо, она направлена в сторону. - А как думаете, какой инструмент самый низкий будет? - Верно. И сейчас мы с вами сыграем в игру. Слайд – угадай чей голос звучит. - Какие инструменты изображены на слайде? И как их можно общим словом назвать? - Верно. Кратко их называют «Медь» очень мощная и сильная группа оркестра. Одна труба может заглушить все скрипки, альты, виолончели, контрабасы, деревянные духовые вместе взятые. - Попробуйте угадать по силуэту, какой это инструмент и сказать, как он звучит. Слайд – тени медных инструментов и звуки. - Ударные инструменты… Кто же может о них рассказать? - Предлагаю нам всем вместе размяться. Я буду показывать движения под музыку, повторяйте за мной. Встаем. Включаю мультик «Маленький Оркестр» Физ-минутка Из чего состоит маленький оркестр (маршируем вокруг себя) Скрипочки и флейты, трубы, барабан (разминаем кисти рук-кулачки) За пюпитром стоит дирижер маэстро (поднять-опустить руки) Он для инструментов лучший капитан (вертолётик) Припев: Как будто бы на палубе большого корабля (покачиваемся, круг руками над головой) Он дирижерской палочкой махнет и тра-ля-ля (от груди в стороны, хлопки) Плывут по морю музыки, как будто по волнам (плывем руками) Басы, гитары, дудочки, как славно трам-пам-пам (ладошки покачать, хлопки). - Молодцы, присаживаемся. Кто самый внимательный скажет мне, какие инструменты были в мультике? - И так… Ударные инструменты, какие они? А кто сможет перечислить? - Семейство ударных очень многочисленное. Большой и малый барабаны, литавры, треугольники. Бубен, тарелки, ксилофон, колокольчики, колокола. Даже фортепиано и рояль причисляют к семейству ударных. Только называют их не просто ударные, а… - Как думаете, что объединяет их? - Объединяет их это: звук извлекается с помощью удара по инструменту. Поэтому и называются они Ударные. - Так же рояль и арфа не входят в постоянный состав оркестра. Они являются дополнением, в зависимости от партии. - Мы познакомились сегодня с инструментами симфонического оркестра и группами, в которые они объединяются. Посмотрите, как схематично выглядит симфонический оркестр на сцене. Как думаете, они расположены как захотят или есть особенная закономерность? - На самом деле инструменты распределены в строгом порядке. Струнных инструментов в оркестре много. Это объясняется просто: звук данных инструментов самый слабый. Для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа. И располагаются струнные всегда ближе к дирижеру, к слушателям. С духовыми инструментами дело обстоит по-другому. Деревянных духовых в оркестре бывает по 2 или 3 основных. Из медных духовых инструментов в оркестре обычно 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона и 1 туба. Однако число медных может быть и больше. Ударная группа в оркестре не имеет постоянного состава. Состав часто меняется от произведения. Только литавры являются непременным участником каждого концерта. Очень часто такие инструменты как рояль, арфа солируют в оркестре. - А теперь послушаем музыку в исполнении оркестра. Слушайте внимательно, а потом скажите, кто какие инструменты услышал. Включаю увертюру из кф Дети капитана Гранта. - Какие инструменты вы услышали? Чья партия была ведущей, более яркой? С чем у вас ассоциируется эта музыка? | - Музыкальные инструменты. Варианты ответов. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. - Скрипки! - Скрипка, альт, виолончель, контрабас. - Быстрые, живые. Имитируют игру на скрипке. - Контрабас! - Низкий, тяжелый. Ответы детей. Ответы детей. - Духовые деревянные инструменты! - Фагот. Игра на слух. - Труба, валторна, тромбон, туба. - Медные духовые инструменты. Угадывают тень. Ответы детей. Повторяют движения. - Флейты, скрипки, барабан, дудочки, трубы. Ответы детей. - Клавишно-ударные. Ответ детей. Ответы детей. Слушают симфонический оркестр. Ответы детей. | 22 минут | ||||||||
Организация исполнительской деятельности | Развивать вокально-хоровые навыки (дыхание и дикция). Закрепление выученной песни. | - Давайте сыграем в игру и попробуем изобразить оркестр. Я буду дирижером. 1 ряд – скрипки, 2 ряд – трубы, 3 ряд – барабаны. У каждого из вас будет свой жест и звук, вы должны их показывать, когда я указываю на ваш ряд. Говорить я не могу, почему? Какая особенность у дирижера, кто это? Верно. И так скрипки ведут смычком и говорят «пилик», трубы держать инструмент и руку вперед выдвигают «ду-ду», барабаны стучат «бум». Я могу показывать одновременно на несколько рядов, будьте готовы. Играем в игру «Оркестр» - Молодцы, у нас получился отличный оркестр. А теперь хочу узнать, что же за песня сейчас зазвучит. Включаю «Если с другом вышел в путь». - Так. 1 ряд напомните мне текст первого куплета. По руке, все вместе. - А кто сможет спеть припев? Делаем дыхательную разминку. «С-с-с» - выдыхаем, играем языком (трубочка, на бочок, проколоть щёчки), лопнуть надутые щёки. Обычные распевки. Поём под минус. - Я вам сейчас перечислю инструменты, а вы мне скажите, какой из музыкальных инструментов не является ударным? Барабан, фагот, бубен, литавра. - Какой инструмент причисляют к семейству струнных смычковых? Виолончель, рояль, туба, флейта. - Голоса какой группы инструментов очень схожи с человеческим, а некоторые инструменты этой группы умеют подражать еще и щебетанью птичек, вздоху ветерка? Струнные смычковые, духовые деревянные, духовые медные, ударные.
| Ответы детей. - Если с другом вышел в путь. 1 ряд проговаривает 1 куплет. Один человек поет припев. Распеваются, поют. - Фагот. - Виолончель. - Духовные деревянные. | 10 минут | ||||||||
Рефлексия | - И так, у меня для вас задание. Помните, мы с вами играли в игру «Оркестр»? Какие инструменты мы изображали, их было всего 3. - Сейчас мы ещё раз поиграем на музыкальных инструментах, но по-другому. Пусть сыграют на скрипке те, кто доволен своей работой на уроке и всё понял. … - Ага. А теперь пусть прозвучат трубы тех, кого урок удовлетворил, но не был где-то понятен. Почему? Что именно было не понятно? … - Ну и наконец, кому было на уроке было трудно, и он ничего не понял, станьте барабанами. Обоснуй свой выбор. | - Скрипка, барабан, трубы. Изображают инструменты Ответы детей. Ответы детей. | 2 минуты | |||||||||
Итог | Закрепить полученные знания | - Обо всех ли инструментах симфонического оркестра мы вам сегодня рассказали? - Какие инструменты мы сегодня рассмотрели и послушали? На каком бы хотелось сыграть именно вам? Изобразите игру. Спасибо за урок, до свидания. | - Да! Перечисляют. - До свидания! | 3 минуты |
Предварительный просмотр:
Школа №154 | Учитель музыки: Бардин С.Д. |
Дата: 13.02.24. | Руководитель практики ЧПК №1: Шелепова Д.А. |
Класс: 1 «А» | Преподаватель фортепиано: Мизина Л.В. |
Студентка 30 группы Качалова Ксения Сергеевна | Преподаватель вокала: Булатова А.С. Преподаватель дирижирования: Земскова О.А. |
Тема: «Разыграй сказку»
Цель: Знакомство с русской традицией ярмарочных гуляний с помощью народной музыки.
Задачи:
- Обучающая: познакомить с образом ярмарки на примере песни «Пляска скоморохов» из оперы П. И. Чайковского «Снегурочка».
- Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки (дыхание и дикция), развивать интерес к музыке, развивать творческого отношения к музыке, закрепить знания песни.
- Воспитательная: воспитывать музыкальную культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Методы и приемы: наглядный, словесный (беседа, рассказ), забегания вперед, художественно-практический, размышления о музыке.
Материалы, оборудование: флешка, ноты, листок раскраска.
Музыкальный репертуар: «Приходите в гости к нам» - песня из к/ф «Там, на неведомых дорожках» В. Дашкевич, «Пляска скоморохов» - опера «Снегурочка» П. И. Чайковский, «Бояре, а мы к вам пришли!» - русская народная, «Когда мои друзья со мной» - муз. В. Шаинский и сл. М. Танича.
Структура урока:
- Орг. момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Рефлексия
- Итог
Этап | Задачи | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный момент | Воспитывать музыкальную культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку. Развивать интерес к музыке. | - Здравствуйте, ребята. Скажите, о ком вы говорили на прошлом уроке? Ответы детей. Если не отвечают, помогаю наводящими вопросами. - Отлично. А это положительные персонажи или нет? Ответы. - Ага. Ребята, у нас с вами сегодня будет необычный урок… Мы отправимся в чудесную страну и там нас ждёт одно интересное мероприятие. Вы готовы? Ответы детей. - Тогда вперёд! | - Баба Яга! Кикимора! - Нет. - Да! | 3 минуты | ||||||||
Организация слушательской деятельности | Знакомство с образом ярмарки на примере песен «Девицы, красавицы» и «Уж как по мосту, мосточку» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». | Включаю видео с песней «Приходите в гости к нам» - песня из к/ф «Там, на неведомых дорожках», В. Дашкевич. - Не наяву и не во сне, Без страха и без робости Мы снова бродим по стране, Которой нет на глобусе. - Догадались, в какой стране мы сегодня побываем? Ответы детей. - Мы ответим без подсказки. К нам придет сегодня… (сказка) Слайд. - Ребята, сегодня мы отправимся с вами в Сказку и попробуем её разыграть. Как бы вы назвали тему нашего урока? А чем мы будем с вами заниматься? Ответы детей. - Тема нашего урока будет: Разыграй сказку. Мы попадём в сказку, где будет проходит ярмарка. Но прежде, чем пойти туда, нам нужно узнать, что же такое ярмарка. Ваши варианты ответов. Ответы детей. - Как вы представляете себе ярмарку? Ответы детей. - С чем ассоциируется у вас это слово? Ответы детей. - Молодцы, ребята! Все ваши ответы правильные. Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить всё: урожай, бублики, валенки, бочки для засолки, мёд. На ярмарку люди приходили отдохнуть и повеселиться, на людей посмотреть, себя показать. На Руси ярмарки проводили в разное время года. Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например, яблоки, круглые, сладкие, медовые, подходи, покупай, налетай, не зевай. Для того чтобы представить себе, что происходило на ярмарке, я попрошу вас выполнить следующее задание. Мы поделимся с вами на команды. Каждый участник команды должен встать со своего места. Выдаю раскраску. Включаю слайд с 3 фотографиями – бублики, тарелки, сувениры. 1 команда (по 2 человека), вы будете продавать вкусные сушки, баранки, бублики. Подумайте, как вы будете зазывать покупателей. 2 команда вы продаете посуду, украшенную хохломской росписью. 3 команда вы продаете сказочных птиц, сувениры. - Каждый из вас продавец. По моей команде каждый, начинает расхваливать свой товар, не сговариваясь. И так, начали! Если дети тихо, не смело нахваливают свой товар, то игру нужно остановить. Сказать, что к вашему товару уж точно никто не подойдет. Показать, как нужно нахваливать товар (Покупаем, маковые сушки, бублики, только у нас, самые вкусные. Подходи покупай сказочные птицы, птицы счастья, покупай, не скупись, ну и т. д.) Дать команду снова на игру. - Молодцы ребята, теперь мимо вашего товара точно никто не пройдет мимо. И у вас появилось представление, что происходило на ярмарках. Спасибо, садитесь. Дети присаживаются на свои места. - На ярмарках не только продавали товар, но и обязательно веселились: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили. А ещё на ярмарках всегда присутствовал один интересный герой. И кто этот герой, я думаю, вы догадаетесь после того, как я прочту вам шуточный стих. Зачитываю стих. Трали-вали! Ту-ру-ру! Что творится-то в миру – Кенгуру в Берлине Ездит на пингвине! А вот в городе Орле Слон летает на метле, И свистят там раки! Только это враки! Но зато улыбку смог Подарить вам… (Скоморох)! - Ребята, кто такие скоморохи? Ответы детей. На слайде показываю фото Скомороха. - Скоморохи – это странствующие актеры Древней Руси, певцы, шутники, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Это популярные персонажи русского фольклора, главные герои множества народных сказок. Сейчас мы посмотрим с вами фрагмент из оперы «Снегурочка», написал её Римский-Корсаков. Называется пляска скоморохов. Смотрите внимательно, потом скажите, что же необычного вам запомнилось. Чем отличается пляска скоморохов от других танцев? Включаю видео фрагмент из «Снегурочка» - Пляска скоморохов. - Какая была музыка? Передает ли она характер персонажей? Ответы детей. - Без этого весельчака не проходила ни одна ярмарка на Руси. Ярмарки проходили в разных городах, но мы сегодня узнаем, как проходили ярмарки в Святогорске. Физ-минутка. «Кочка-мостик-столбик» Для игры нужно встать. Я говорю и показываю движения. Иногда буду путать слова и движения, специально. Игра на внимание. Кочка – на корточки. Мост – руки вперед. Столб – руки по швам. - Отлично, вот мы с вами и размялись, теперь продолжаем. Включаю слайд с фотографией картины. - Обратите внимание на картину Бориса Кустодиева -«Ярмарка». Какие краски использовал художник? Помогают ли эти краски нам почувствовать ярмарочное настроение? А что же происходило на ярмарке в Святогорске? Славились они своим многолюдьем и весельем. Они всегда приходились на теплое летнее время. Многоголосый ярмарочный табор оживал с первыми лучами солнца. Поднимался ярмарочный флаг. Купцы раскладывали всевозможные товары. Цыгане выводили на показ лошадей. Шарманщики устраивались рядом с каруселями. И сейчас предлагаю сыграть в любимую на то время игру. «Бояре, а мы к вам пришли!» Выходят несколько человек и делятся на 2 команды. Выстраиваются в две линии, берутся за руки. Команды по очереди приближаются друг к другу в такт словам. Нужно выбрать «невесту» и «жениха». Команды на встречу друг другу по очереди. Начинает 1 команда вперёд-назад, потом 2 команда. В конце невеста и жених выходят в паре танцевать. Включаю видео с игрой. | Смотрят видео Отвечают на заданные вопросы. Предложения детей на тему урока. Выполняют данное им задание. Садятся за парту. Отвечают на вопросы. Смотрят видео Отвечают на вопросы Физкульт минутка Смотрят на картину со слайда Играют в игру. | 18 минут | ||||||||
Организация исполнительской деятельности | Развивать вокально-хоровые навыки (дыхание и дикция). Закрепление выученной песни. | - Ребята, на ярмарках всегда исполняют песни, предлагаю и нам спеть. Какую песню мы с вами разучиваем все уроки? Ответы детей. Делаем дыхательную разминку. «С-с-с» - выдыхаем, играем языком (трубочка, на бочок, проколоть щёчки), лопнуть надутые щёки. - Хорошо, кто может напомнить мне текст песни? Спрашиваю ребят. Начинаем петь под минус. Если есть ошибки, стараемся исправить эти нюансы.
| - Если с другом вышел в путь. | 14 минут | ||||||||
Рефлексия | - И так, у меня для вас задание. Будьте внимательны. Пусть поднимут большой палец вверх те, кому понравился урок, и кто доволен своей работой. … - Ага. А теперь пусть похлопают по парте те, кого урок удовлетворил, но не был где-то понятен. … - Ну и наконец, кому было на уроке было трудно, и он ничего не понял, поднимите две руки вверх. | Делают всё вышесказанное. | 2 минуты | |||||||||
Итог | Закрепить полученные знания | - И так, давайте вспомним, где мы сегодня побывали, в роли кого вы сегодня выступали? Какие пьесы и песни П. И. Чайковского прослушали? С какими жанрами народной музыки познакомились? Что интересного и нового вы узнали? Ответы детей. - Спасибо за урок, до свидания. | Отвечают на вопросы. | 3 минуты |
Предварительный просмотр:
Школа №154 | Учитель музыки: Бардин С.Д. |
Дата: 12.03.24. | Руководитель практики ЧПК №1: Шелепова Д.А. |
Класс: 2 «В» | Преподаватель фортепиано: Мизина Л.В. |
Студентка 30 группы Качалова Ксения Сергеевна | Преподаватель вокала: Булатова А.С. Преподаватель дирижирования: Земскова О.А. |
Тема: «Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьев»
Цель: Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева - «Петя и Волк» и темами героев сказки.
Задачи:
- Обучающая: дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов; научить детей слушать музыку, понимать её характер; научить распознавать тембры отдельных инструментов; формировать знания о средствах музыкальной выразительности – «музыкальных красках» через знакомство с музыкальным симфоническим произведением С. С. Прокофьева «Петя и Волк».
- Развивающая: развивать способность анализировать выразительные и изобразительные интонации героев симфонической сказки С.С. Прокофьева; развивать вокально-хоровые навыки, музыкальные и творческие способности учащихся; развивать музыкальное мышление и познавательный интерес обучающихся; развивать интерес к исполнительской деятельности.
- Воспитательная: формировать эмоционально - ценностного отношения к музыке; воспитывать интерес к русскому творчеству; способствовать повышению творческой активности, заинтересованности каждого ребенка; формировать интерес к изучению творчества композитора С. С. Прокофьева.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: наглядный, словесный (беседа, рассказ), художественно-практический, рассуждение о музыке.
Материалы, оборудование: флешка, ноты, листок раскраска и пазл.
Музыкальный репертуар: «Прадедушка» - А. Ермолов, «Маленький Оркестр» - МультиВарик ТВ, фрагменты из Симфонической сказки «Петя и Волк» - С. Прокофьев.
Структура урока:
- Орг. момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Рефлексия
- Итог
Этап | Задачи | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный момент | Формировать эмоционально - ценностного отношения к музыке; воспитывать интерес к русскому творчеству; способствовать повышению творческой активности, заинтересованности, каждого ребенка | - Здравствуйте ребята! ДЗ??? - Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Угадай». Выходит один ведущий и встает спиной к классу. Ребята по одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Учащиеся играют несколько раз. - Хорошо! Ребята, как же удалось ведущему, не видя вас, точно определить ваши имена? Ответ принимается по поднятой руке, полным ответом. - Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал? - Хорошо! Какие же вы молодцы! | - Здравствуйте! Играют в игру. - Удалось определить имена по голосу. Ответы детей. | 3 минуты | ||||||||
Организация слушательской деятельности | Формировать интерес к изучению творчества композитора С. С. Прокофьева; дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов; научить детей слушать музыку, понимать её характер; научить распознавать тембры отдельных инструментов; формировать знания о средствах музыкальной выразительности – «музыкальных красках» через знакомство с музыкальным симфоническим произведением С. С. Прокофьева «Петя и Волк»; развивать способность анализировать выразительные и изобразительные интонации героев симфонической сказки С.С. Прокофьева | - У каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. Сейчас давайте откроем тетради и запишем в них новое для вас слово ТЕМБР, и дадим ему очень легкое и короткое определение. Тембр – это окраска звука. Ждем, когда дети запишут. - Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у музыкального инструмента? - Правильно! У каждого музыкального инструмента есть свой определенный тембр. А музыкальных инструментов существует огромное количество. Как вы думаете, почему я начала спрашивать о музыкальных инструментах? - Верно. Сегодня мы познакомимся с инструментами симфонического оркестра, но главная гостья нашего урока - сказка «Петя и волк», с которой нам также предстоит знакомство. - А написал эту сказку русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев в 1936 году. Новый слайд - Это сказка не обычная - это музыкальная, симфоническая сказка. А называется она «симфонической», потому что написана для симфонического оркестра. Сергей Сергеевич Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. СКАЗКА: Пионер Петя встречает на лужайке знакомую Птичку, которая начинает спорить с Уткой, кто из них является настоящей птицей. Появляется Кошка, чтобы схватить одну из птиц, но Птица улетает на дерево, а Утка успела нырнуть в пруд. Появляется Дедушка, который предупреждает внука о том, что в лесу бродит Волк и надо быть осторожным. А тут и Волк не заставил себя долго ждать. Кошка залезла на дерево, а Утка некстати вылезла на берег - тут Волк её и проглотил. Птичка по просьбе Пети отвлекает Волка, и смелый пионер накидывает Волку на хвост верёвку. Подоспевшие Охотники вместе с Петей связывают Волка и несут его в зоопарк. История кончается торжественным шествием с участием всех персонажей под звучание всего симфонического оркестра. - Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив. Давайте в тетрадях запишем еще один не понятный для вас термин. Слайд: Лейтмотив- краткая музыкальная тема, постоянно звучащая при появлении одного и того же персонажа или при упоминании о нем. - Сергей Сергеевич Прокофьев хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов. Раздаю пазл и раскраску. - Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив. А сейчас приступаем к работе. - Петя – главный герой сказки, отважный пионер. Возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами? Слайд. Ответ по поднятой руке. - Спасибо! Слушаем тему Пети, а затем отвечаем на вопрос: Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка? Слайд с видео. - Какой же характер у Пети? (Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, и возможно, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда скачущая, как будто Петя подпрыгивает.) - Хорошо! А тема его звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнная смычковая группа инструментов: скрипка, альт и виолончель и контрабас. - Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. Ее лейтмотив исполняет флейта. Слайд. - Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы: Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку? Видео с птичкой. (Настроение у птички веселое, радостное, счастливое. Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.) - Неплохо! Тему следующего персонажа утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент. Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря». Какой изображает утку музыка? Видео про утку. (Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.) - Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет - еще один из семейства деревянно-духовых инструментов. Прослушав тему, что вы можете сказать о кошке? Видео кошка. (Кошка на мягких лапках как будто осторожно крадется к птичке.) - Я вижу, что вы устали. Давайте немного разомнёмся. Встаём и задвигаем стулья за парту. Слайд. Физ-минутка мультик «Маленький Оркестр» Физ-минутка Из чего состоит маленький оркестр (маршируем вокруг себя) Скрипочки и флейты, трубы, барабан (разминаем кисти рук-кулачки) За пюпитром стоит дирижер маэстро (поднять-опустить руки) Он для инструментов лучший капитан (вертолётик) Припев: Как будто бы на палубе большого корабля (покачиваемся, круг руками над головой) Он дирижерской палочкой махнет и тра-ля-ля (от груди в стороны, хлопки) Плывут по морю музыки, как будто по волнам (плывем руками) Басы, гитары, дудочки, как славно трам-пам-пам (ладошки покачать, хлопки). - Молодцы, присаживаемся. Кто самый внимательный скажет мне, какие инструменты были в мультике? - Отлично! Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. Слайд. - Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, ведь места опасные. «Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушая, подумайте, похожа ли мелодия на ворчливого дедушку. Видео дедушки. - Похожа ли мелодия на ворчливого дедушку? - Молодцы! Еще один персонаж сказки – волк! Слайд. - Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. После прослушивания ответьте на вопросы: Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке? Видео волк. (Музыка изображает Волка опасным хищником. Это злой Волк! Слышно, как он воет.) - Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка. Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. Видео охотники. - Какие инструменты исполняют ее? - Правильно, тему Охотников исполняют барабаны, группа ударных инструментов. | Записывают в тетради. - Да, есть. - Сегодня мы познакомимся с ними. Записывают в тетрадь. Ответы детей. Слушают тему Пети. Ответы детей. Смотрят видео. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Смотрят видео. - Да! Смотрят видео. Ответы детей. Смотрят видео. - Это барабаны! | 22 минут | ||||||||
Организация исполнительской деятельности | Развивать вокально-хоровые навыки, музыкальные и творческие способности учащихся; развивать музыкальное мышление и познавательный интерес обучающихся; развивать интерес к исполнительской деятельности |
- А теперь хочу узнать, что же за песня сейчас зазвучит. Включаю «Прадедушка». - Так. 2 ряд напомните мне текст первого куплета. Поёт только 2 ряд! По руке, все вместе. Делаем дыхательную разминку. «С-с-с» - выдыхаем, играем языком (трубочка, на бочок, проколоть щёчки), лопнуть надутые щёки. Обычные распевки. Поём под минус. | - Прадедушка! 2 ряд поет 1 куплет. | 10 минут | ||||||||
Рефлексия | Выявить и осознать основные компоненты деятельности | - Ребята, что вы узнали сегодня в результате нашего урока? - Правильно! Как же много вы запомнили! Также мы познакомились с темами героев сказки Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и Волк». На следующем уроке мы продолжим знакомиться с инструментами симфонического оркестра, узнаем содержание сказки. - Если вам понравился урок – покажите солнышко (ладошка), если не понравился – тучку (кулачок) | - Сегодня на уроке мы узнали о инструментах симфонического оркестра, записали новые понятия: тембр и лейтмотив, познакомились со сказкой «Петя и Волк». | 3 минуты | ||||||||
Итог | Закрепить полученные знания | - Нарисовать героя сказки, который вам понравился и его инструмент. Спасибо за урок! До свидания! | - До свидания! | 2 минуты |
Предварительный просмотр:
Школа №154 | Учитель музыки: Бардин С.Д. |
Дата: 19.03.24. | Руководитель практики ЧПК №1: Шелепова Д.А. |
Класс: 1 «А» | Преподаватель фортепиано: Мизина Л.В. |
Студентка 30 группы Качалова Ксения Сергеевна | Преподаватель вокала: Булатова А.С. Преподаватель дирижирования: Земскова О.А. |
Тема: «Чудесная лютня»
Цель: Знакомство с алжирской сказкой «Чудесная лютня» и с музыкальным инструментом лютня.
Задачи:
- Обучающая: познакомить с музыкальным инструментом - лютня; содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса; обогатить впечатления ребенка посредством знакомства с алжирской сказкой «Чудесная лютня».
- Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки, музыкальные и творческие способности учащихся; развивать познавательный интерес обучающихся; развивать интерес к исполнительской деятельности; развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.
- Воспитательная: формировать эмоционально - ценностного отношения к музыке; воспитывать интерес к музыкальным сказкам; способствовать повышению творческой активности, заинтересованности каждого ребенка; воспитывать у детей слуховую сосредоточенность во время музыки; воспитывать любовь и интерес к музыке.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: наглядный, словесный (беседа, рассказ), художественно-практический, рассуждение о музыке.
Материалы, оборудование: флешка, ноты, листок раскраска, пазл, лютни.
Музыкальный репертуар: «Если с другом вышел в путь» - муз. В. Шаинского и сл. М. Танича.
Структура урока:
- Орг. момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Рефлексия
- Итог
Этап | Задачи | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный момент | Воспитывать любовь и интерес к музыке. | - Здравствуйте ребята! Скажите, что мы проходили на последних занятиях? - Поводили хороводы, изучили музыкальные инструменты симфонического оркестра. Верно? - Какие инструменты входят в струнно-смычковую группу? Спрашиваем про прошлые уроки. ?Игра на 3 ряда – скрипка, труба, барабан и дирижер? | - Здравствуйте! Ответы детей. - Да. - Скрипка, виолончель, альт, контрабас. | 3 минуты | ||||||||
Организация слушательской деятельности | Формировать эмоционально - ценностного отношения к музыке; воспитывать интерес к музыкальным сказкам; способствовать повышению творческой активности, заинтересованности каждого ребенка; воспитывать у детей слуховую сосредоточенность во время музыки; познакомить с музыкальным инструментом - лютня; содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса; обогатить впечатления ребенка посредством знакомства с алжирской сказкой «Чудесная лютня». | - На прошлых занятиях мы познакомились с музыкальными инструментами. Обратите внимание на слайд, я буду читать загадку, а вы должны сказать, как называется каждый музыкальный предмет? Угадай с одной попытки, Ну-ка, время не тяни! Я похожа на улитку, Медным трубам я сродни. Инструмент я духовой, И, бывает, полковой. (Валторна - 1 слайд) Очень весело поет, Если дунете в нее, Ду-ду, ду-ду-ду. Да-да, да-да-да! Вот так поет она всегда. Не палочка, не трубочка, А что же это? ... (Дудочка - 2 слайд) Деревянный духовой, Не кларнет и не гобой, Низким голосом поёт, Называется… (Фагот - 3 слайд) Движенья плавные смычка приводят в трепет струны. Мотив звучит издалека, поёт про вечер лунный. Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка, Звучит мечтательный мотив. Я называюсь… (Скрипка - 4 слайд) Звучит сигнал, на бой зовёт! Вставай, солдат, она поёт! (Труба - 5 слайд) Только заиграет, Сердце замирает, Дудочка большая, Нежная такая. И дышать сейчас не смейте! Заиграл на чём? На - … (Флейта- 6 слайд) - Давайте немного разомнёмся. Встаём и задвигаем стулья за парту. Слайд. Физ-минутка мультик «Маленький Оркестр» Физ-минутка Из чего состоит маленький оркестр (маршируем вокруг себя) Скрипочки и флейты, трубы, барабан (разминаем кисти рук-кулачки) За пюпитром стоит дирижер маэстро (поднять-опустить руки) Он для инструментов лучший капитан (вертолётик) Припев: Как будто бы на палубе большого корабля (покачиваемся, круг руками над головой) Он дирижерской палочкой махнет и тра-ля-ля (от груди в стороны, хлопки) Плывут по морю музыки, как будто по волнам (плывем руками) Басы, гитары, дудочки, как славно трам-пам-пам (ладошки покачать, хлопки). - Молодцы, присаживаемся. Кто самый внимательный скажет мне, какие инструменты были в мультике? - А сегодня мы познакомимся ещё с одним удивительным, необычным музыкальным инструментом, название которого «Лютня». Тема нашего урока «Чудесная лютня». Включаю видео на 6 минут про Лютню. | Отгадывают загадки. - Валторна! - Дудочка! - Фагот. - Скрипка. - Труба. - Флейте. Повторяют движения к физкульт минутке. Смотрят видео. | 22 минут | ||||||||
Организация исполнительской деятельности | Развивать вокально-хоровые навыки, музыкальные и творческие способности учащихся; развивать познавательный интерес обучающихся; развивать интерес к исполнительской деятельности; развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности. |
- А теперь хочу узнать, что же за песня сейчас зазвучит. Включаю «Если с другом вышел в путь». - Верно! Повторяйте за мной. Делаем дыхательную разминку. «С-с-с» - выдыхаем, играем языком (трубочка, на бочок, проколоть щёчки), лопнуть надутые щёки. - А теперь поём. Поём под минус. | - Если с другом вышел в путь! Дыхательная разминка. Поют. | 10 минут | ||||||||
Рефлексия | Выявить и осознать основные компоненты деятельности | - Ребята, сегодня у нас с вами последний урок вместе. Поэтому предлагаю вам немного порисовать. Раздаю напечатанные лютни. - Разукрасьте лютню так, сколько знаний вы сегодня получили и насколько был интересный урок. Пустая – ничего не понравилось. Половина – что-то непонятно, Вся – урок понравился. | Разукрашивают лютню. | 3 минуты | ||||||||
Итог | Закрепить полученные знания | - Какую тему урока мы сегодня с вами проходили? - Что нового узнали? - Чему научились? - Мне было очень приятно с вами работать, всем спасибо и до свидания. | - Чудесная лютня! Ответы детей. - До свидания! | 2 минуты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков музыки в начальном звене
Здесь вы можете найти конспекты по музыке начальных классов. По программе Е. Д. Критской....

Конспекты уроков музыки в начальном звене
Здесь вы можете найти конспекты по музыке начальных классов. По программе Е. Д. Критской....

Конспекты уроков музыки в начальном звене
Здесь вы можете найти конспекты по музыке начальных классов....

Конспекты уроков музыки в начальном звене
Ниже представлены конпекты для проведения уроков музыки в начальном звене.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"32959575","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Конспекты уроков музыки в начальном звене
Ниже представлены конспекты уроков музыки для начального звена. Раздаточный материал к конспектам прикреплен ниже.Презентации могут видоизменяться и подходят структурой к каждому конспекту....








