Конспекты уроков музыки в начальном звене
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Белугина Мария Алексеевна

Ниже представлены конспекты уроков музыки для начального звена. Раздаточный материал к конспектам прикреплен ниже.

Презентации могут видоизменяться и подходят структурой к каждому конспекту.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Музыка в цирке»

Цель: расширение представлений об особенностях звучания цирковой музыки; знакомство с понятием «Мажор» и «Минор».

Задачи:

  1. Обучающая: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов: понятие минор, мажор.
  2. Развивающая: развивать вокально-хоровых навыков, развивать интерес к музыке, развивать творческого отношения к музыке, развивать общую музыкальность детей, развивать музыкальный кругозор.
  3. Воспитательная: воспитывать музыкальную культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку.

Тип урока: Открытие «нового» знания.

Методы и приемы: наглядный (видео, фото), словесный (беседа, рассказ), рассуждение о музыке.

Материалы, оборудование: раздаточный материал (пазл, картинки с тучкой и солнцем), ноты, флешка с презентацией и музыкой.

Музыкальный репертуар: «Галоп» И. О. Дунаевского; М. Блантер «Катюша».

Структура урока:    

  1. Орг. момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Рефлексия
  5. Итог

Этап

Задачи

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Т

Организационный момент

Настроить на работу урока

Все знают, что в жизни есть праздники: дни рождения, 8 марта, Новый год, но есть места, где каждое представление – это праздник. Там блестящие, яркие разноцветные костюмы и веселые маски, остроумные клоуны. Наши любимые животные выступают в необычных ролях. Звуки оркестра создают радостное настроение. Где же это бывает? (в цирке)

- Здравствуйте!

- В цирке

2 минуты

Организация слушательской деятельности

Воспитывать музыкальную культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку.

Расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов: понятие минор, мажор.

расширение представлений об особенностях звучания цирковой музыки

Поднимите руки те, кто из вас был когда-нибудь в цирке?

Очень хорошо. Так, о чем мы с вами будем сегодня говорить? Вы догадались?

Но, мы с вами находимся на уроке музыки, давайте подумаем, что будем слушать на нашем уроке?

Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Музыка в цирке».

- ребята, напомните мне пожалуйста, а кто у нас в цирке есть?

- всё верно. А, как вы думаете цель нашего урока будет в чем заключаться?

 Всё верно. Я тут совсем забыла вам сказать, что мне пришло письмо для вас. Оно от Волка и зайца. Я его вам зачитаю:

«Дорогие ребята! Рассудите нас с волком. Волк говорит, что музыка не нужна в цирке. А я, заяц, говорю, что нужна. Как вы думаете? Заяц».

Давайте поможем зайцу и волку! Для начала я предлагаю просмотреть начало мультфильма «Ну погоди в цирке» без музыкального сопровождения. Представим, что волк прав, и музыка в цирке не нужна.

Мультфильм «Ну погоди в цирке»

без музыки.

Скажите, поняли ли вы, что волк и заяц находятся в цирке? Интересно ли смотреть мультфильм без музыки?

- А, теперь давайте посмотрим со звуком. И подумает, подходит ли эта мелодия под действия. После слушания мы порассуждаем какая была музыка и к чему бы она больше подошла. Какая музыка должна звучать в цирке.

Мультфильм «Ну погоди в цирке»

Скажите, какая музыка была? Какое у не настроение? Подходит ли она для цирка?

Верно, грустная музыка называется «Минором». Эта музыка сама по себе достаточно печальная и хмурая, совсем как тучка перед сильным дождиком.

Всё верно, а как вы думаете, какая музыка бы больше подошла?

Давайте посмотрим еще раз и убедимся, что мы правильно сделали вывод.

Мультфильм «Ну погоди в цирке»

- ребята и какой же мы можем сделать вывод? Какая музыка должна звучать в цирке?

Правильно, в цирке должна звучать веселая музыка, радостная и яркая, совсем как солнышко. Такую музыку называют «Мажором».

Групповая работа: на пару выдается один листок с картинками Солнца и тучки. Задача ребят подписать лады к картинке. Солнце – мажор, тучка – минор.

Ребята, а как вы думаете нужна ли музыка для животных, которые выступают в цирке?

А, вы когда-нибудь смотрели на выступление артистов с цирковыми лошадьми? Наездники выполняют сложные трюки, а цирковые лошади бегают по кругу?

Выступление наездников тоже всегда сопровождается музыкой. Давайте ее послушаем и немного пофантазируем, какие могли бы трюки выполнять наездники, какие были бы лошадки, как эти лошадки бы выглядели.

«Галоп» И. О. Дунаевского.

Как звучит музыка? Расскажите, каких лошадок вы представили.

Кто скажет, какой лад у музыки?

Давайте попробуем изобразить бег лошадки с помощью нашего языка. И, не забудем размять наши глазки.

Гимнастика языка и глаз

Наши лошадки так звонко бежали.

Ну, а теперь попробуем изобразить цокот бегущих лошадок, но уже с музыкой.

«Галоп» И. О. Дунаевского.

Индивидуальная работа: даю ребенку пазлы по теме урока.

Ребята, а как вы думаете в цирке есть поющие артисты? Верно, но мы с вами не цирковые артисты, поэтому поем.

- про цирк

- цирковую музыку

- Веселые клоуны, акробаты, дрессированные звери

- узнать про музыку цирка.

- Нет! Совсем не понятно.

- музыка была грустной, не интересной. Сонливой и скучной. Она не подходит для циркового представления.

- Веселая, задорная, активная.

- Веселая, задорная, активная.

- Конечно

- музыка звучит ярко, бодро, жизнерадостно, очень подвижно.

Дети рассказывают каких лошадок они представили.

- Лад Мажор

Нет, они не поют.

22 минут

Организация исполнительской деятельности

Развивать вокально-хоровых навыков, развивать интерес к музыке, развивать творческого отношения к музыке, развивать общую музыкальность детей, развивать музыкальный кругозор.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Восходящее, нисходящее движение мелодии

- Скачки

- Собственный показ

- Дирижерский жест

- Гармоническая поддержка

Ритмические:

- Умеренный темп

- Неровный ритм

- Прохлопывание ритма

- Разучивание в медленном темпе

Дикционные:

- Проговаривание сложных словосочетаний

- Четкое проговаривание текста в медленном темпе

«С-с-с» - выдыхаем, играем языком (трубочка, на бочок, проколоть щёчки), лопнуть надутые щёки.

Повторяем текст 1 куплета и припева.

Продолжаем разучивать мелодию.

Поем под гармоническую поддержку.

Исполнение песни

10 минут

Рефлексия

Выявить и осознать основные компоненты деятельности

- я вам раздала картинки со смайликами. Разукрасите их.

Красный – вам не понравился урок, вы были не довольны.

Зеленый – вам всё понравилось

*Делают вышеназванное*

3 минуты

Итог

Закрепить полученные знания

- Какая была тема нашего урока?

- Какие новые термины вы узнали?

- Назовите 3 слова с которыми у вас ассоциируется урок.

- Всем спасибо за урок, до свидания.

Ответы детей

3 минуты



Предварительный просмотр:

Тема: «Музыка в цирке»

Цель: расширение музыкального кругозора на примере цирковой музыки; знакомство с понятием «Мажор» и «Минор».

Задачи:

  1. Обучающая: расширение знаний об особенностях характера музыки, на примере «Галоп» И. О. Дунаевского;
  2. Развивающая: развивать вокально-хоровых навыки, развивать творческого отношения к музыке, развивать общую музыкальность детей, развивать музыкальный кругозор, развивать интерес к музыке.
  3. Воспитательная: воспитывать музыкальную культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на цирковую музыку.
  4. Тип урока: Открытие «нового» знания.

Методы и приемы: наглядный (видео, фото), словесный (беседа, рассказ), метод рассуждения о музыки, метод импровизации

Материалы, оборудование: раздаточный материал (пазл с картинкой, листок для одного ребенок), ноты, флешка с презентацией и музыкой, два мячика для жонглирования.  

Музыкальный репертуар: «Галоп» И. О. Дунаевского; Д.Б. Кабалевский «Клоуны»; М. Блантер «Катюша».

Структура урока:    

  1. Орг. момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Рефлексия
  5. Итог

Этап

Задачи

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Т

Организационный момент

Воспитывать музыкальную культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку, воспитывать любовь и уважение к своим истокам.

- Здравствуйте ребята! А, вы знали, что у каждого человека есть свой талант? Сейчас я вам покажу интересную вещь, ваша задача угадать, что же я делаю и назвать человека, который так умеет.

Жонглирую мячиками

- что же я делала? А, как называется такая профессия?

Верно, ну, а где же можно её встретить?

- Здравствуйте!

- Жонглировали, жонглер.

- В цирке

2 минуты

Организация слушательской деятельности

Расширение знаний об особенностях характера музыки, на примере «Галоп» И. О. Дунаевского;

Всё верно, как вы думаете какая у нас будет тема урока?

Поднимите руки те, кто из вас был когда-нибудь в цирке? Очень хорошо.

Так, о чем мы с вами будем сегодня говорить? Вы догадались?

Но, мы с вами находимся на уроке музыки, давайте подумаем, что будем слушать на нашем уроке?

- ребята, напомните мне пожалуйста, а кто у нас в цирке есть?

- всё верно. А, как вы думаете цель нашего урока будет в чем заключаться?

- Всегда представление в цирке начинают клоуны, они имеют разную внешность, характер.

Давайте послушаем одно произведение. Ваша задача определить какие клоуны звучали, какой у них характер. Немного пофантазировать и придумать им имена.

Д.Б. Кабалевский «Клоуны»

- Сколько клоунов вы услышали?

- Какое у них было настроение?

- как бы вы их назвали?

Хорошо, всё верно.

Сегодня мы с вами познакомимся с двумя клоунами.

Посмотрите на слайд. Клоун, который жизнерадостный, активный – его зовут Мажор.

Клоун, который грустный, печальный – его зовут Минор.

Всё верно. Я тут совсем забыла вам сказать, что мне пришло письмо для вас. Оно от Волка и зайца. Я его вам зачитаю:

«Дорогие ребята! Рассудите нас с волком. Волк говорит, что музыка не нужна в цирке. А я, заяц, говорю, что нужна. Как вы думаете? Заяц».

Давайте поможем зайцу и волку! Для начала я предлагаю просмотреть начало мультфильма «Ну погоди в цирке» без музыкального сопровождения. Представим, что волк прав, и музыка в цирке не нужна.

Мультфильм «Ну погоди в цирке»

без музыки.

Скажите, поняли ли вы, что волк и заяц находятся в цирке? Интересно ли смотреть мультфильм без музыки?

- А, теперь давайте посмотрим со звуком. И подумает, подходит ли эта мелодия под действия. После слушания мы порассуждаем какая была музыка и к чему бы она больше подошла. Какая музыка должна звучать в цирке.

Мультфильм «Ну погоди в цирке»

Скажите, какая музыка была? Какое у неё настроение? Подходит ли она для цирка?

Верно, грустная музыка называется «Минором». Эта музыка сама по себе достаточно печальная и хмурая, совсем как тучка перед сильным дождиком.

Всё верно, а как вы думаете, какая музыка бы больше подошла?

Давайте посмотрим еще раз и убедимся, что мы правильно сделали вывод.

Мультфильм «Ну погоди в цирке»

- ребята и какой же мы можем сделать вывод? Какая музыка должна звучать в цирке?

Правильно, в цирке должна звучать веселая музыка, радостная и яркая, совсем как солнышко. Кто помнит как это называется? Какой лад?

Групповая работа: на пару выдаются разные детали пазлов. Задача ребят собрать картинку клоунов.

- как здорово у ребят получилось, но мы с вами знаем, что в цирке есть не только люди, но еще и…каких вы знаете?

Ребята, а как вы думаете нужна ли музыка для животных, которые выступают в цирке?

А, вы когда-нибудь смотрели на выступление артистов с цирковыми лошадьми? Наездники выполняют сложные трюки, а цирковые лошади бегают по кругу?

Выступление наездников тоже всегда сопровождается музыкой. Давайте послушаем и немного пофантазируем, какие могли бы трюки выполнять наездники, какие были бы лошадки, как эти лошадки бы выглядели.

«Галоп» И. О. Дунаевского.

Как звучит музыка? Расскажите, каких лошадок вы представили.

Кто скажет, какой лад у музыки?

- Как вы думаете, а мы смогли бы изобразить звук цоканья лошадок? Есть идеи как это сделать?

Давайте попробуем изобразить звук цоканья лошадок под музыку.

«Галоп» И. О. Дунаевского.

Какие мы с вами молодцы.

Индивидуальная работа: даю одному ребенку картинку с не четким контуром. Задача обвести по контуру.

- ребята, что же получилось на рисунке?

Всё верно, а как вы думаете в цирке есть поющие артисты? Верно, но мы с вами не цирковые артисты, поэтому поем.

- Цирк

- про цирк

- цирковую музыку

Музыку цирка

- Веселые клоуны, акробаты, дрессированные звери

- послушать про музыку цирка.

- два клоуна звучит.

У одного клоуна было грустное настроение, а у другого веселое.

(дети предлагают имена)

- Нет! Совсем не понятно.

- музыка была грустной, не интересной. Сонливой и скучной. Она не подходит для циркового представления.

- Веселая, задорная, активная.

- Веселая, задорная, активная

- Конечно

- музыка звучит ярко, бодро, жизнерадостно, очень подвижно.

Дети рассказывают каких лошадок они представили.

- Лад Мажор

- Музыка звучит ярко, бодро, жизнерадостно, очень подвижно.

- Мажор

- Животные. Львы, собаки, кошки, тигры, тюлени, верблюды.

- да

- да, видели в цирке.

Ребята рассказывают

- Лад мажор

- да. Цокать языком.

Цоканье языком

- Лошадка

- Нет

22 минут

Организация исполнительской деятельности

Развивать вокально-хоровых навыков, развивать интерес к музыке, развивать творческого отношения к музыке, развивать общую музыкальность детей, развивать музыкальный кругозор.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Восходящее, нисходящее движение мелодии

- Скачки

- Собственный показ

- Дирижерский жест

- Гармоническая поддержка

Ритмические:

- Умеренный темп

- Неровный ритм

- Прохлопывание ритма

- Разучивание в медленном темпе

Дикционные:

- Проговаривание сложных словосочетаний

- Четкое проговаривание текста в медленном темпе

«С-с-с» - выдыхаем, играем языком (трубочка, на бочок, проколоть щёчки), лопнуть надутые щёки.

Повторяем текст 1 куплета и припева.

Продолжаем разучивать мелодию.

Поем под гармоническую поддержку.

10 минут

Рефлексия

Выявить и осознать основные компоненты деятельности

- я вам раздала картинки со смайликами. Разукрасите их.

Красный – вам не понравился урок, вы были не довольны.

Зеленый – вам всё понравилось

Ребята разукрашивают картинки смайликов

3 минуты

Итог

Закрепить полученные знания

- Какая была тема нашего урока?

- Какие новые термины вы узнали?

- Назовите 3 слова с которыми у вас ассоциируется урок.

- о каком животном мы с вами говорили?

- кто мне назовет животных, которые выступают в цирке?

- Всем спасибо за урок, до свидания.

«В цирке»

«Мажор» и «Минор»

(Ребята называют)

О лошадке

- Львы, собаки, кошки, тигры, тюлени, верблюды и т.д.

3 минуты



Предварительный просмотр:

Тема: «Музыка в цирке»

Цель: знакомство с особенностями цирковой музыки, на примере «Марш» и «Галоп» И. Дунаевского; знакомство с ладом «Мажор» и «Минор» на примере цирковой музыки.

Задачи:

  1. Обучающая: расширение знаний об особенностях характера музыки, на примере «Галоп» и «Марш» И. О. Дунаевского; формировать навык определения лада звучания прослушанного произведения
  2. Развивающая: развивать вокально-хоровых навыки (интонация, темп, дикция), формировать представление об особенностях цирковой музыки, развивать общую музыкальность детей, расширять музыкальный кругозор, развивать интерес к прослушиванию цирковой музыки.
  3. Воспитательная: воспитывать культуру поведения при прослушивании музыки, воспитывать интерес к звучанию цирковой музыки.
  4. Тип урока: Открытие «нового» знания.

Методы и приемы: метод иллюстраций (фото), словесный (беседа, рассказ), метод рассуждения о музыки, метод.

Материалы, оборудование: раздаточный материал (пазлы, картинка для обводки по контуру), ноты, флешка с презентацией и музыкой и видео, коробка, мячики для жонглирования.

Музыкальный репертуар: «Галоп» и «Марш» И. О. Дунаевского; Д.Б. Кабалевский «Клоуны»; М. Блантер «Катюша».

Структура урока:    

  1. Орг. момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Рефлексия
  5. Итог

Этап

Задачи

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Т

Организационный момент

Настроить на урок. Подвести к организации  слушательсткой деятельности

- Здравствуйте ребята, я пришла к вам сегодня с необычной коробочкой. Посмотрите на неё внимательно, как вы думаете, что же там может лежать?

Всё верно.

Достаю мячики из коробки.

Ребята, а кто-то из вас умеет жонглировать?

Если ответят «да», то дать попробовать.

Давайте покажу как это делать.

Жонглирую.

Ребята, как вы думаете, а где могут работать жонглеры?

 - Здравствуйте. Кажется, в коробке лежат мячики.

Нет! Да!

В цирке!

2 минуты

Организация слушательской деятельности

Верно, в цирке могут работать жонглёры. А, как вы думаете кто еще есть в цирке?

Верно, а как вы считаете нужна ли нам музыка в цирке? Почему?

Давайте попробуем сформулировать тему и цель нашего урока. Какая была бы у нас тема?

А, цель урока?

Всё верно. Когда последний раз я была в цирке, то видела как на арену выходили два клоуна. Но цирк у нас существовал еще и раньше. Один известный композитор – Дмитрий Борисович Кабалевский, однажды тоже побывал в цирке и так сильно вдохновился выступлением двух клоунов, что сочинил целое произведение.

Сейчас мы с вами послушаем «Клоуны» Д.Б. Кабалевского, ваша задача прислушаться и определить какое же было настроение у этих клоунов, пофантазировать и рассказать, чем эти клоуны могли бы заниматься.

Слушаем Д.Б. Кабалевский «Клоуны»

Как вы думаете, какое настроение у клоунов? Чем они могли бы заниматься?

Верно, Дмитрий Борисович Кабалевский заложил в своем произведении два настроения: грустное и веселое. Но мы с вами ребята умные и сейчас находимся на уроке музыки, поэтому будем говорить, как настоящие музыканты.

Когда звучит грустная музыка – мы её называем минором.

Когда звучит веселая музыка – мы её называем мажором.

 

Групповая: на каждую парту дается пазл с картинкой цирка.

Достаю конверт с письмом из коробочки.

Ребята, кажется это письмо не моё. Может кто-то узнает его?


Проношу среди детей, показываю.

Оно от Волка и зайца. Я его вам зачитаю:

«Дорогие ребята! Рассудите нас с волком. Волк говорит, что музыка не нужна в цирке. А я, заяц, говорю, что нужна. Как вы думаете? Заяц».

Давайте поможем зайцу и волку! Для начала я предлагаю просмотреть начало мультфильма «Ну погоди в цирке» без музыкального сопровождения. Представим, что волк прав, и музыка в цирке не нужна.

Мультфильм «Ну погоди в цирке»

без музыки.

Скажите, поняли ли вы, что волк и заяц находятся в цирке? Интересно ли смотреть мультфильм без музыки?

- А, теперь давайте посмотрим со звуком. И подумает, подходит ли эта мелодия под действия. После слушания мы порассуждаем какая была музыка и к чему бы она больше подошла. Какая музыка должна звучать в цирке.

Мультфильм «Ну погоди в цирке»

С грустной музыкой

Скажите, какая музыка была? Какое у не настроение? Подходит ли она для цирка?

Всё верно, а как вы думаете, какая музыка бы больше подошла?

А, какой лад у этой музыки?

Давайте посмотрим еще раз и убедимся, что мы правильно сделали вывод.

Мультфильм «Ну погоди в цирке»

С оригинальной музыкой

- ребята и какой же мы можем сделать вывод? Какая музыка должна звучать в цирке?

Правильно, в цирке должна звучать веселая музыка, радостная и яркая.

А, какой лад был у звучащей музыки на видео?

Ребята, а как вы думаете нужна ли музыка для животных, которые выступают в цирке?  Какая была бы музыка?

А, вы когда-нибудь смотрели на выступление артистов с цирковыми лошадьми? Наездники выполняют сложные трюки, а цирковые лошади бегают по кругу? Выступление наездников тоже всегда сопровождается музыкой. Давайте ее послушаем и немного пофантазируем, какие могли бы трюки выполнять наездники, какие были бы лошадки, как эти лошадки бы выглядели.

«Галоп» И. О. Дунаевского.

Как звучит музыка? Расскажите, каких лошадок вы представили.

Кто скажет, какой лад у музыки?

Давайте попробуем изобразить бег лошадки с помощью нашего языка. И, не забудем размять наши глазки.

Гимнастика языка и глаз

Наши лошадки так звонко бежали.  Ну, а теперь попробуем изобразить цокот бегущих лошадок, но уже с музыкой.

«Галоп» И. О. Дунаевского.

Индивидуальная работа: даю ребенку картинку лошадки

Ребята, а как вы думаете в цирке есть поющие артисты? Верно, но мы с вами не цирковые артисты, поэтому поем.

 Акробаты, жонглёры, дрессировщики, клоуны и т.д.

Да, нужна. Чтоб было интересней смотреть.

«Цирк»

«Послушать музыку цирка»

- два клоуна. Один веселый, другой грустный. Веселый клоун играет в мячик, а грустный плачет.

 - ничего не понятно. Не интересно.

- Печальная, скудная, грустная.

Совсем не подходит.

- подошла бы более веселая, энергичная.

- минор

- музыка должна быть энергичной, веселой и жизнерадостной.

- мажор

- Да. Быстрая, энергичная, живая.

Дополнения детей

Дети рассказывают

о своих представлениях

- лад Мажор

Гимнастика языка и глаз

- нет, не бывает.

22 минут

Организация исполнительской деятельности

Развивать вокально-хоровых навыков, развивать интерес к музыке, развивать творческого отношения к музыке, развивать общую музыкальность детей, развивать музыкальный кругозор.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Восходящее, нисходящее движение мелодии

- Скачки

- Собственный показ

- Дирижерский жест

- Гармоническая поддержка

Ритмические:

- Умеренный темп

- Неровный ритм

- Прохлопывание ритма

- Разучивание в медленном темпе

Дикционные:

- Проговаривание сложных словосочетаний

- Четкое проговаривание текста в медленном темпе

«С-с-с» - выдыхаем, играем языком (трубочка, на бочок, проколоть щёчки), лопнуть надутые щёки.

Повторяем текст 1 куплета и припева.

Продолжаем разучивать мелодию.

Поем под гармоническую поддержку.

Дети исполняют песню

10 минут

Рефлексия

Провести самоанализ

- я вам раздала картинки со смайликами. Разукрасите их.

Красный – вам не понравился урок, вы были не довольны.

Зеленый – вам всё понравилось

Ребята разукрашивают картинки смайликов

3 минуты

Итог

Закрепить полученные знания

- Какая была тема нашего урока?

- Какие новые термины вы узнали?

- Назовите 3 слова с которыми у вас ассоциируется урок.

- кто мне назовет животных, которые выступают в цирке?

- Всем спасибо за урок, до свидания.

«Цирк»

«Мажор» и «Минор»

(Ребята называют)

- Львы, собаки, кошки, тигры, тюлени, верблюды и т.д.

3 минуты



Предварительный просмотр:

Picture background



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока:

Слайд 3

Тема урока: Цирк

Слайд 4

Цель урока :

Слайд 5

Цель урока : познакомиться м музыкой цирка

Слайд 7

Мажор Минор

Слайд 13

Итог: Какая была тема урока? Какие новые термины узнали? Что эти слова означают? Назовите 3 ассоциации с которыми у вас ассоциируется урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Тема урока:

Слайд 4

Тема урока: Цирк

Слайд 5

Цель урока :

Слайд 6

Цель урока : познакомиться м музыкой цирка

Слайд 8

Сколько клоунов услышали? Как бы вы их назвали? Какое у них настроение?

Слайд 17

Итог: Какая была тема урока? Какие новые термины узнали? Что эти слова означают? Назовите 3 ассоциации с которыми у вас ассоциируется урок.



Предварительный просмотр:

Тема: «Звучит нестареющий Моцарт».

Цель: Знакомство учеников с биографией В.А. Моцарта, его творчеством музыкальным наследием

Задачи:

  1. Обучающая: прививать любовь к хоровому пению; формировать у обучающихся представления о В.А.Моцарте не только как о композиторе и музыканте, но и как о человеке. Углубление восприятия знакомых музыкальных терминов и понятий.
  2. Развивающие: развивать умение размышлять о музыке, сравнивать и обобщать, развивать мышление; развивать вокально-хоровые навыки; продолжить развивать мышление.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, вызывать эмоциональный отклик у детей. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.

Тип урока: открытие «нового» знания

Методы и приемы: словесный метод (беседа, диалог), наглядно-слуховой метод, наглядно-зрительный метод (собственный показ), практический метод, метод активного слушания.

Материалы, оборудование: Презентация, раздаточный материал (листок с биографией Моцарта, таблица для анализа произведения), ноты, ноутбук, колонка.

Музыкальный материал: песня на слова Якова Шведова и музыку Анатолия Новикова «Смуглянка»; В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Фрагмент увертюры к опере «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарт.

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Организация исполнительской деятельности

3. Организация слушательской деятельности

4. Рефлексия

5. Итог

Челябинск, 2025

Этапы

Задачи

Ход деятельности учителя

Ход деятельности обучающихся

Т

Организационный момент

Настроить на работу.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Алексеевна, сегодня я у вас буду вести урок музыки. Давайте поздороваемся на музыкальном языке. Как вы думаете, что для этого нужно сделать?

- Верно!

Музыкальная попевка «Здравствуйте ребята»

Учащиеся готовятся к уроку.

- Здравствуйте, Мария Алексеевна

- спеть!

2 минуты

Организация исполнительской деятельности

прививать любовь к хоровому пению

Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.

- Сегодня мы с вами познакомимся и разучим одну красивую и эстетичную песню. Ребята, а вы помните, как нужно себя вести при пении?

- верно, послушаем как звучит 1 куплет и припев.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

-Пение на одной ноте.

-Интонирование мелодии в верхнем регистре;

-Распевы

-Скачки на сексту вниз

-Собственный показ;

-Работа над песней

-«Эхо»

-Звуковысотный показ

-Гармоническая поддержка

-Дирижерский жест

Ритмические:

-Умеренный темп;

-Паузы;

-Триоли.

-Чередование коротких и длинных нот

-Прохлопывание ритма.

-Проговаривание слов в ритме и темпе песни.

-Собственный показ

Дикционные:

- Четкое проговаривание согласной на концах слов: «Т».

-Проговаривание труднопроизносимых мест.

-Собственный показ

- сидеть ровно, спинки прямо, голову не опускать.

Дети разучивают 1 куплет и припев.

 

10 минут

Ораганизация слушательской деятельности

Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.

воспитывать любовь к музыке, вызывать эмоциональный отклик у детей. Продолжить развивать мышление

 Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Петровна и сегодня урок музыки проведу у вас я. На уроке мы познакомимся с одним известным композитором, но, чтобы узнать его фамилию, вам нужно разгадать ребус. На слайде вы видите ребус. Если сможете его отгадать, то узнаете фамилию известного композитора, о котором мы будем сегодня говорить.

Верно! Как вы думаете какая у нас будет тема урока? Тема нашего урока - «Моцарт».

Вольфганг Амадей Моцарт - великий австрийский композитор, дирижер, представитель Венской классической школы музыки. За свою весьма краткую жизнь написал более 600 музыкальных произведений, первые из которых были написаны в раннем детстве.

Композитор проявил свои способности в музыке, будучи совсем ребенком. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу.

Моцарт создавал легкие, гармоничные и прекрасные произведения, которые стали классикой для детей и взрослых. Научно доказано, что его сонаты и концерты положительно влияют на умственную деятельность человека, помогают стать собранными и логично мыслить.

Сейчас мы обратимя к следующему слайду.

 «И жив композитор, и души открыты, любовь поселяется в них!» 

Как вы думаете, что это значит?

Действительно, пока жива музыка композитора, он живёт с нами. В нашей памяти и сердце. А если говорить, о таком гениальном музыканте, как В.А. Моцарт, то он живёт в сердцах людей всего мира. Когда человек, вдохновляется он начинает посвящать кому-то музыку.

А вы знаете, что такое серенада?

Серенада – это музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь. В истории музыки существует несколько трактовок этого понятия.

В самом старом значении серенада — песня, исполненная для возлюбленной, обычно в вечернее или ночное время и часто под её окном. Такой жанр был распространён в Средневековье

 Вы узнали, что такое серенада, теперь ответьте на вопрос, после ее прослушивания: Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Какие средства музыкальной выразительности помогли вам определить настроение произведения?

Что вы можете сказать о серенаде?

Групповая работа: заполнить карточку про Моцарта

Индивидуальная работа: заполнить карточку с характером произведения.

В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

Мы прослушали серенаду, но есть у нашего замечательного композитора еще одно произведение, с которым мы с вами сейчас познакомимся. Это опера, под названием "Свадьба Фигаро".

Ребята, вы помните, что такое опера?

 Опера – это род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки.

Сегодня мы с вами познакомимся с увертюрой к опере «Свадьба Фигаро». Кто же из вас напомнит мне, что такое увертюра?

Верно. Увертюра – это Музыкальное оркестровое сочинение, служащее началом или вступлением оперы, или концерта.

Ребята, сейчас мы с вами прослушаем фрагмент увертюры, и вы постараетесь определить какой характер у этого произведения.

Фрагмент увертюры к опере «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарт

Какое настроение вам передала эта увертюра?

Какая она была по характеру?

Ребята, скажите, чем отличаются два произведения, которые мы сегодня прослушали? И чем похожи.

Какие средства музыкальной выразительности вам помогли определить настроение музыки?

Все верно. Вы большие молодцы!

Моцарт

Композитор Моцарт.

Пока жива музыка композитора, он живёт с нами.

Нет

Светлое, радостное, счастливое, танцевальное, величественное.

Мелодия, темп.

Она очень таинственная, завораживающая, забавная, озорная, мелодия в ней то утихала, то звучала с новой силой, в ней есть какая-то тайна.

Ответы детей

Вступление к опере

Радостное, веселое, завораживающее, шутливое, хорошее.

Быстрая, веселая, суетливая. Мелодия звучала спокойно, наблюдались резкие переходы

Первая веселая, задорная, а вторая – спокойная, тихая.

Мелодия была спокойная, умеренный темп.

22 минуты

Рефлексия

Провести самоанализ своей деятельности

Рефлексия «На уроке я…»

Ребята, обратите внимание на слайд. Сейчас мы с вами попробуем ответить на следующие вопросы:

На уроке я смогла….

На уроке у меня возникли трудности с….

На уроке мне понравилось…

На уроке мне запомнилось…

Оценивают свою работу.

Отвечают на вопросы.

3 минуты

Итог урока

Подведение итогов урока.

А теперь давайте подведём итог урока.

- С какими произведениями мы познакомились?

- о каком композиторе мы сегодня узнали?

- какие слова мы сегодня повторили?

Спасибо за урок!

 

3 минуты


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Школа-интернат№4                                                                                                                                            Учитель: Усманоа А.А.

Дата: 05.05.25                                                                                                                                                       Методист: Литвяк А.В.

Класс: 3                                                                                                                                                                 Руководитель ДП: Литвяк А.В.

                                                                                                                                                                               Разработчик: Белугина М.А.

Тема: «Героическая симфония Людвига ван Бетховена».

Цель: знакомство учащихся с новым жанром в музыке – симфония, через «Героическую» симфонию немецкого композитора Л. ван Бетховена.

Задачи:

Обучающая: показать интонационно-смысловую связь между «Героической» симфонией и песней о Петербурге. Формировать знания о новом жанре «симфония». Формировать знания о симфонии, как о многочастном произведении. Формировать ощущение соответствия цвета и звука. Формировать ощущение музыки путем выбора цветовой гаммы.

Развивающие: развитие музыкального мышления, через анализ музыкального произведения; совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать. Развивать вокально- хоровые навыки, необходимые для выразительного пения. Развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере исполнения.

Воспитательные: создать эмоциональный настрой, созвучный характеру музыкального образа. Воспитывать умение слушать музыкальное произведение. Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников. Формировать коллективные усилия и непосредственное взаимодействие детей.

Тип урока: открытие «нового» знания

Методы и приемы: словесный метод (беседа, диалог), наглядно-слуховой метод, наглядно-зрительный метод (собственный показ), практический метод, метод активного слушания, Метод музыкального обобщения, Метод эмоциональной драматургии.

Материалы, оборудование: Презентация, раздаточный материал (рабочий лист для цветного анализа музыки), ноты, ноутбук, колонка.

Музыкальный материал: Симфония Л. ван Бетховен «Героическая» 1, 2, 4. Части (фрагменты), «Катюша» М. Блантер.

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Организация исполнительской деятельности

3. Организация слушательской деятельности

4. Рефлексия

5. Итог

Челябинск, 2025

Этапы

Задачи

Ход деятельности учителя

Ход деятельности обучающихся

Т

Организационный момент

Настроить на работу.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Алексеевна, сегодня я у вас буду вести урок музыки. Давайте поздороваемся на музыкальном языке. Как вы думаете, что для этого нужно сделать?

- Верно!

Музыкальная попевка «Здравствуйте ребята»

Учащиеся готовятся к уроку.

- Здравствуйте, Мария Алексеевна

- спеть!

2 минуты

Организация исполнительской деятельности

Прививать любовь к хоровому пению

Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.

Развивать вокально- хоровые навыки, необходимые для выразительного пения. Развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере исполнения.

- Сегодня мы с вами познакомимся и разучим одну красивую песню. Ребята, а вы помните, как нужно себя вести при пении?

- верно, послушаем как звучит 1 куплет и припев.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

-Пение на одной ноте.

-Интонирование мелодии в верхнем регистре;

-Распевы

-Скачки на сексту вниз

-Собственный показ;

-Работа над песней

-«Эхо»

-Звуковысотный показ

-Гармоническая поддержка

-Дирижерский жест

Ритмические:

-Умеренный темп;

-Паузы;

-Триоли.

-Чередование коротких и длинных нот

-Прохлопывание ритма.

-Проговаривание слов в ритме и темпе песни.

-Собственный показ

Дикционные:

- Четкое проговаривание согласной на концах слов: «Т».

-Проговаривание труднопроизносимых мест.

-Собственный показ

- сидеть ровно, спинки прямо, голову не опускать.

Дети разучивают 1 куплет и припев.

 

10 минут

Организация слушательской деятельности

показать интонационно-смысловую связь между «Героической» симфонией и песней о Петербурге. Формировать знания о новом жанре «симфония». Формировать знания о симфонии, как о многочастном произведении. Формировать ощущение соответствия цвета и звука. Формировать ощущение музыки путем выбора цветовой гаммы.

развитие музыкального мышления, через анализ музыкального произведения; совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать.

создать эмоциональный настрой, созвучный характеру музыкального образа. Воспитывать умение слушать музыкальное произведение. Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников. Формировать коллективные усилия и непосредственное взаимодействие детей.

 Предлагаю вам прослушать стихотворение и определить какие слова для вас являются незнакомыми, объяснить, как вы поняли смысл этого стихотворения.

«Вечные образы- силу человеческого духа, творческую мощь,

Неизбежность смерти и всепоглащающее опьянение жизнью -

Бетховен соединил воедино в «Героической» симфонии и из этого сотворил поэму обо всем великом, что может быть присуще человеку»

Какие слова в этой цитате вам показались новыми, незнакомыми?

Симфония с греческого означает созвучие - единство мыслей, идей звуковых образов.

Симфония –это произведение, написанное для симфонического оркестра, и состоит из нескольких частей.

Людвиг ванн Бетховен - гениальный немецкий композитор, и музыкант. Даже великий Моцарт сказал о нем: «Посмотрите на него, он еще заставит всех о себе говорить!».

Людвиг ванн Бетховен прожил нелегкую творческую жизнь.

В 27 лет начал терять слух, для него это было большой трагедией, но несмотря на это, он продолжал работать. Бетховен- сильный, волевой, свободолюбивый человек.

        Во всех его произведениях добро борется со злом. Бетховен написал 9 симфоний, но 3-ю «Героическую» он считал самой лучшей. В начале симфония была посвящена лидеру французской революции Наполеону, но позже он поменял посвящение, назвав симфонию «Героической» и посвятив ее борьбе французского народа за свободу. Сегодня мы только немного прикоснемся к миру Бетховена и попытаемся понять, что же он хотел рассказать в своей музыке. Открываем книгу на странице 106, читаем название нашей темы.

Что значат эти слова? Об этом   мы узнаем из текста.

Что же значат эти слова –призыв к мужеству?

 

А теперь посмотрите на картину И. Айвазовского, она созвучна с происшествием на «Титанике», представьте себя на месте этих несчастных людей, потерявших последнюю надежду.

Что же это за музыка, которая заставляла людей сохранять спокойствие? Давайте послушаем ее.

У вас на столах цветные карточки, каждый цвет выражает определенное эмоциональное состояние музыки.

Вы выбираете те цвета, которые считаете, что больше подходят для выражения музыкального образа. Слова подсказки вы найдете на отдельных листочках.

1-й фрагмент. Прослушивание.

Работа с карточками. Объяснение – почему именно этот цвет?

2-й фрагмент. Прослушивание.

Работа с карточками.

3-й фрагмент. Прослушивание.

Работа с карточками.

Делаем вывод. Какой же образ создала музыка Бетховена?

Какой человек, по-вашему, является героем?

Чем отличается 2-я часть от1-й и 4-й?

Конечно, 2-я часть так и называется «Похоронный марш» по погибшим героям французской революции. Мы не дослушали Финальную часть до конца, но как вы думаете, чем закончится Симфония-? Победой или поражением главного героя?

 

Правильно, финал 3-й симфонии называют «праздником мира» или «народным праздником». Последний вопрос. Почему именно «Героическую» симфонию играли музыканты на тонувшем «Титанике»?

 

Всё верно! Давайте, подведем наши итоги нашего урока.

Симфония, Бетховен.

«Героическая». Призыв к мужеству.

Читают текст

Заиграв, «Героическую» симфонию, музыканты как бы заставляли людей сохранять спокойствие, не поддаваться панике.

Образ героический мужественный.

Это человек, который не жалея, своей жизни, защищает людей и свою Родину.

Она звучит трагично, скорбно.

Победной

Потому, что эта симфония про мужественных и смелых людей, которые не страшась, смерти сражались за свою свободу.

22 минуты

Рефлексия

Провести самоанализ своей деятельности

Рефлексия «На уроке я…»

Сейчас вы вытяните по одной бумажке и ответите на написанный на ней вопрос.

Отвечают на вопросы.

3 минуты

Итог урока

Подведение итогов урока.

Ребята давайте ответим на следующие вопросы:

- С каким произведениями мы познакомились?

- о каком композиторе мы сегодня узнали?

- какие слова мы сегодня повторили?

Спасибо за урок!

 Ответы детей

3 минуты


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Школа-интернат№4                                                                                                                                            Учитель: Усманоа А.А.

Дата: 27.04.25                                                                                                                                                      Методист: Литвяк А.В.

Класс: 3                                                                                                                                                                 Руководитель ДП: Литвяк А.В.

                                                                                                                                                                               Разработчик: Белугина М.А.

Тема: Э. Григ сюита «Пер Гюнт»

  1. Цель: знакомство с симфонической сюитой «Пер Гюнт»; углубление интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений. Знакомство с новыми терминами: вариация, сюита, драма.

Задачи:

  1. Обучающая: познакомить с симфонической сюитой «Пер Гюнт»; углубление интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений. формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о средствах музыкальной выразительности.
  2. Развивающие: развивать у учащихся музыкальную память, тембровый слух, творческое воображение, эмоциональный отклик на музыкальные произведения, вокально-хоровые навыки.
  3. Воспитательные: прививать любовь к хоровому пению. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру. Воспитывать слушательскую культуру, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой. воспитание интереса к музыкальному искусству посредством восприятия и исполнения музыкальных произведений.

Тип урока: открытие «нового» знания

Методы и приемы: словесный метод (беседа, диалог), наглядно-слуховой метод, наглядно-зрительный метод (собственный показ), практический метод, метод пластического интонирования.

Материалы, оборудование: Презентация, раздаточный материал (листок с биографией Моцарта, таблица для анализа произведения), ноты, ноутбук, колонка.

Музыкальный материал: фрагменты из сюиты «Пер гюнт» Э. Грига: «Утро», «Танец Анитры», «В Пещере горного короля», «Песня Сольвейг»; «Солнечный круг» группы «Непоседы» (автор слов — Ошанин Л., композитор — Островский А.)

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Организация исполнительской деятельности

3. Организация слушательской деятельности

4. Рефлексия

5. Итог

Челябинск, 2025

Этапы

Задачи

Ход деятельности учителя

Ход деятельности обучающихся

Т

Организационный момент

Настроить на работу.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Алексеевна, сегодня я у вас буду вести урок музыки. Давайте поздороваемся на музыкальном языке. Как вы думаете, что для этого нужно сделать?

- Верно!

Музыкальная попевка «Здравствуйте ребята»

Учащиеся готовятся к уроку.

- Здравствуйте, Мария Алексеевна

- спеть!

2 минуты

Организация исполнительской деятельности

прививать любовь к хоровому пению

Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.

- Сегодня мы с вами познакомимся и разучим одну красивую песню. Ребята, а вы помните, как нужно себя вести при пении?

- верно, послушаем как звучит 1 куплет и припев.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

-Пение на одной ноте.

-Интонирование мелодии в верхнем регистре;

-Распевы

-Скачки на сексту вниз

-Собственный показ;

-Работа над песней

-«Эхо»

-Звуковысотный показ

-Гармоническая поддержка

-Дирижерский жест

Ритмические:

-Умеренный темп;

-Паузы;

-Триоли.

-Чередование коротких и длинных нот

-Прохлопывание ритма.

-Проговаривание слов в ритме и темпе песни.

-Собственный показ

Дикционные:

- Четкое проговаривание согласной на концах слов: «Т».

-Проговаривание труднопроизносимых мест.

-Собственный показ

- сидеть ровно, спинки прямо, голову не опускать.

Дети разучивают 1 куплет и припев.

 

10 минут

Ораганизация слушательской деятельности

Развивать у учащихся музыкальную память, тембровый слух, творческое воображение, эмоциональный отклик на музыкальные произведения,  

 У нас сегодня необычный урок. Мы с вами с помощью музыки совершим путешествие в красивую страну Норвегию. Она находится у Северного моря. В ней много морских заливов, гор, скал, снегов, озёр.

Прочитайте на слайде, какие сказочные существа есть в Норвегии

 

В этой стране родился, жил и творил прекрасный композитор, пианист, дирижер Эдвард Григ, которого очень любил норвежский народ. Всё его творчество тесно связано с жизнью и бытом норвежского народа, с образами родной природы. В своих произведениях Григ отражал разные стороны жизни в Норвегии – и радости, и скорби. Григ очень часто использовал в своих произведениях народную норвежскую музыку. Самой знаменитой музыкой Э.Грига является музыка, сочиненная для постановки спектакля, драмы, писателя Генриха Ибсена «Пер Гюнт».

Ребята, а как вы думаете, что такое Драма?

Запишите в тетрадь:

Драма - литературное произведение для постановки на сцене.

Людям, посещавшим театр, так понравилась эта музыка, что наиболее полюбившиеся музыкальные картины Григ объединил в сюиту. Так и появилось на свет гениальное произведение Сюита «Пер Гюнт»

Что же такое сюита?

Запишите в тетрадь:

Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру.

Пер Гюнт – главный герой драмы. Юноша, красив и смел, но неисправимый фантазер, искатель приключений. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. От горя умирает мать. Отправляется Пер Гюнт странствовать по миру в поисках счастья, оставив в деревне любимую девушку по имени Сольвейг. Было ему тогда всего лишь 20 лет. Во время путешествия он попадал в разные страны: в Америку, в Египет, в Китай и в Африку.

Как вы думаете какая же будет у нас цель урока?

Сегодня на уроке мы проследим путь странствий главного героя и познакомимся с самыми яркими музыкальными картинами сюиты.

Открывает сюиту музыкальная картина «Утро» . Пер Гюнт, путешествуя по Египту встречает восход солнца, но перед глазами его — родная Норвегия. Сейчас зазвучит музыка, и мы услышим приветливую песню пастушка, журчание ручейка, увидим, как прекрасна долина, прозрачен и чист воздух. Все это рисует изумительная музыка Грига.

Слушание «Утро»

-О чем рассказывает эта музыка?

-Как удалось композитору нарисовать картину утра, при помощи каких средств музыкальной выразительности?

-Скажите, а главная мелодия звучит один раз, или она повторяется?

- Этот повтор абсолютно одинаковый, или каждый раз что-то изменяется? Что?

Такое развитие музыки называется – вариационным.

Запишите в тетрадь:

 Вариация – изменение (повторение главной мелодии с изменениями создает форму вариаций).

-А почему, как вы думаете, композитор выбрал такое развитие, почему не сделал простой повтор? Что он хотел этим показать?

- А как вы услышали, что солнце взошло? Как называется самая яркая точка, наивысшая точка напряжения?

-Давайте сейчас попробуем жестом показать, как восходит солнце, развитие музыки и отметить кульминацию.

Представьте, что у вас в руках тоненький лучик. Он очень слабенький, самый первый. Надо очень нежно и плавно, в характере музыки отпустить его в небо.

Пластическое интонирование «Утро»

В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигал сказочного богатства. Разбогатевший Пер, путешествуя по жаркой Аравийской пустыне попадает к вождю племени бедуинов.  Арабы принимают его за важную персону. Красивая, но коварная дочь вождя Анитра, - пытается очаровать Пера своей красотой и танцем.

Слушание «Танец Анитры»

 

— Какая музыка по характеру?

-Какие инструменты симфонического оркестра исполнили мелодию легкую, отрывистую и напевную?

-Как вы думаете какой характера у Анитры?

Прочитайте на слайде ответ:

«Красив и грациозен

Танец девушки Анитры был.

Блеск в очах, восточный пыл…

Дом родной Пер позабыл.»

Но Анитра обманывает его. Её чувства к Перу не искренни. Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и галопом скачет обратно в пустыню, оставив Пера одного.

Однажды Пер Гюнт долго бродив по горам, уставший решил прилечь отдохнуть в пещере, пока какие- то тени не стали обступать его. Они дробились, превращались в крылатых зверей. Перу стало страшно, он пытался бежать, но не тут- то было! Нечисть не пускала его. Это были тролли.

А, вы знаете кто это такие?

Тролли – ночные существа и боятся только одного – ясного солнца, от которого они рассыпаются и превращаются в камни.

И сам горный король сделал Перу предложение - вступить в мир троллей, заглушить в себе все человеческое и жениться на его дочери.

Взамен горный король обещает Перу несметные богатства.

Как вы думаете, как поступит Пер Гюнт?

 О, нет, даже такой беспечный сумасброд, как Пер, не согласен на это, ведь у него уже есть невеста - красавица Сольвейг. Разъяренные тролли хотят разорвать Пера в клочья. И если бы не раздавшийся звон церковного колокола, кто знает, что бы произошло!

Слушание «В Пещере горного короля»

- Как музыка звучала в начале? .

- Что произошло дальше?

- Что это изменилось в музыке

Один и тот же прием развития музыки позволил композитору нарисовать такие контрастные картины – «Утро», и «В пещере горного короля». Два разных образа: образ спокойствия, красоты и образ зла.

Тролли устроили дикий танец вокруг Пера

-Танец какой?

Долго путешествовал Пер Гюнт в поисках счастья - 40 лет. И все эти годы ждала и продолжала любить его невеста Сольвейг.. Все эти сорок лет она молилась и надеялась, что он вернётся.

Слушание «Песня Сольвейг»

О чем поет Сольвейг?

-Какое настроение у Сольвейг?

-Всегда такое? Музыка менялась? Какая стала?

подвижная, светлая

А почему появилась контрастная, подвижная и светлая мелодия?

 

Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни.

Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.

За сорок лет странствий Пер Гюнт побывал в разных странах. Он торговал, богател, научился хитрить и обманывать, стал дельцом и торговцем. Однажды, встречая восход солнца в Египте, Пер Гюнт вдруг вспомнил Норвегию и решил вернуться. Его не узнали на Родине. Лишь только Сольвейг, его невеста, поняла, кто перед ней стоит.  Её возлюбленный остался для нее прежним - смелым и добрым. Она верила ему, была счастлива своей любовью. А Пер Гюнт путешествуя долгих сорок лет, счастья так и не нашел.

Как вы думаете, где же он обрел свое счастье? С кем?

Вернувшись домой он понимает, что здесь оставалось самое дорогое, что у него есть: невеста Сольвейг, которая ждала его долгих сорок лет, и конечно же, его родная земля.

- Норвегия - родина гномов, троллей, эльфов. По легенде эти сказочные существа живут в горах и скалах, которых много в Норвегии.

Это что-то грустное и печальное

Это какая-то музыка

Посмотреть путешествие Пер Гюнта.

О пробуждении природы, о красоте родного края

Плавная мелодия, спокойный темп, тембры инструментов.

от пиано постепенно нарастает до форте, прибавляются музыкальные инструменты

постепенное пробуждение природы

кульминация

Дети выполняют задание

Легкая, отрывистая, изящная

струнные инструменты

Разные ответы детей

Это гномы. Маленькие создания.

Согласился.

настороженно, тихо, таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно

Музыка стала звучать быстрее и громче

Темп и динамика

Быстрый, стремительный, дикий, страшный

Она поет о любви к Перу

грустное, печальное

Подвижная, светлая

Эта мелодия передает надежду на встречу

Со своей любимой. Дома

22 минуты

Рефлексия

Провести самоанализ своей деятельности

Рефлексия «На уроке я…»

Ребята, обратите внимание на слайд. Сейчас мы с вами попробуем ответить на следующие вопросы:

На уроке я смогла….

На уроке у меня возникли трудности с….

На уроке мне понравилось…

Оценивают свою работу.

Отвечают на вопросы.

3 минуты

Итог урока

Подведение итогов урока.

А теперь давайте подведём итог урока.

- С какими произведениями мы познакомились?

- о каком композиторе мы сегодня узнали?

- из какой страны Эдвард Григ?

Что такое сюита?

Что такое вариация?

Что такое драма?

По мифологии какой страны сочинял музыку Эдвард Григ?

- какие слова мы сегодня узнали?

Спасибо за урок!

 

3 минуты



Предварительный просмотр:

Школа-интернат№4                                                                                                                                            Учитель: Усманоа А.А.

Дата: 24.04.25                                                                                                                                                      Методист: Литвяк А.В.

Класс: 4                                                                                                                                                                 Руководитель ДП: Литвяк А.В.

                                                                                                                                                                               Разработчик: Белугина М.А.

Тема: «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»»

Цель: знакомство детей с историей и музыкальным произведением «Иван Сусанин» (опера М. И. Глинки).

Задачи:

  1. Обучающая: ознакомить с историческим событием, связанным с Иваном Сусаниным. Рассказать о значении оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Познакомить с основными музыкальными темами произведения.  
  2. Развивающие: развивать умение слушать и анализировать музыкальное произведение. Развивать внимание, память, музыкальный слух. Формировать умение выразительно слушать музыку, выделять основные настроения и образы из прослушанного материала.  
  3. Воспитательные: воспитывать патриотизм, интерес к истории и культуре России. Воспитывать гордость за героическое прошлое России. Воспитывать уважение к национальной культуре и искусству.

Тип урока: открытие «нового» знания

Методы и приемы: словесный метод (беседа, диалог), наглядно-слуховой метод, наглядно-зрительный метод (собственный показ), практический метод, метод активного слушания.

Материалы, оборудование: Презентация, раздаточный материал (листок с вопросами по теме), ноты, ноутбук, колонка.

Музыкальный материал: фрагмент оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки (хор крестьян), А. Островский, Л. Ошанин «Пусть всегда будет солнце».

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Организация исполнительской деятельности

3. Организация слушательской деятельности

4. Рефлексия

5. Итог

Челябинск, 2025

Этапы

Задачи

Ход деятельности учителя

Ход деятельности обучающихся

Т

Организационный момент

Настроить на работу.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Алексеевна, сегодня я у вас буду вести урок музыки. Давайте поздороваемся на музыкальном языке. Как вы думаете, что для этого нужно сделать?

- Верно!

Музыкальная попевка «Здравствуйте ребята»

Учащиеся готовятся к уроку.

- Здравствуйте, Мария Алексеевна

- спеть!

2 минуты

Организация исполнительской деятельности

прививать любовь к хоровому пению

Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.

- Сегодня мы с вами познакомимся разучим одну красивую песню. Ребята, а вы помните, как нужно себя вести при пении?

- верно, послушаем как звучит 1 куплет и припев.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

-Пение на одной ноте.

-Интонирование мелодии в верхнем регистре;

-Распевы

-Скачки на сексту вниз

-Собственный показ;

-Работа над песней

-«Эхо»

-Звуковысотный показ

-Гармоническая поддержка

-Дирижерский жест

Ритмические:

-Умеренный темп;

-Паузы;

-Триоли.

-Чередование коротких и длинных нот

-Прохлопывание ритма.

-Проговаривание слов в ритме и темпе песни.

-Собственный показ

Дикционные:

- Четкое проговаривание согласной на концах слов: «Т».

-Проговаривание труднопроизносимых мест.

-Собственный показ

- сидеть ровно, спинки прямо, голову не опускать.

Дети разучивают 1 куплет и припев.

 

10 минут

Ораганизация слушательской деятельности

Познакомить с историческим событием, связанным с Иваном Сусаниным. Рассказать о значении оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Познакомить с основными музыкальными темами произведения.  

развивать умение слушать и анализировать музыкальное произведение. Развивать внимание, память, музыкальный слух. Формировать умение выразительно слушать музыку, выделять основные настроения и образы из прослушанного материала.

воспитывать патриотизм, интерес к истории и культуре России. Воспитывать гордость за героическое прошлое России. Воспитывать уважение к национальной культуре и искусству.

Ребята, сегодня я включу для вас музыку из одной очень знаменитой русской оперы. Внимательно слушайте! Постарайтесь представить, о чём эта музыка, какие чувства она вызывает. Потом попробуем вместе угадать, какую тему мы сегодня будем изучать.

Включается отрывок из оперы «Иван Сусанин» Михаила Глинки — хор крестьян

Итак, ребята, какие мысли или образы появились у вас, когда вы слушали эту музыку? Что вы почувствовали?  

Очень хорошо! А теперь попробуйте предположить, о ком или о чём может быть эта музыка. Кто, по вашему мнению, её герой?

— Вы даже близко угадали! Сегодня на уроке мы познакомимся с историей и музыкой об одном великом русском герое. Его зовут Иван Сусанин. А ещё узнаем, почему эта опера так важна для нашей культуры.

Иван Сусанин — прославленный русский крестьянин. Он стал героем благодаря своему мужеству и преданности Родине.

 В далёком XVI веке Россия была в трудном положении, и Иван Сусанин навсегда вошёл в историю, спасая царя. Как вы думаете, что он сделал?  

Да, именно! Когда враги шли на Москву, Иван Сусанин завёл их в лес, где они заблудились, а снаряды к царю не дошли. Благодаря этому Россия избавилась от захватчиков.

А теперь поговорим о музыке. После прослушивания музыкального фрагмента ответьте мне на вопрос: Какое настроение вы почувствовали в музыке?  

Включается фрагмент из оперы «Иван Сусанин» — хор крестьян.

Какое настроение вы почувствовали в музыке?  

Отлично! Эта музыка показывает силу и стойкость народа, его единство. Композитор Михаил Глинка создал оперу, чтобы прославить героя и дать людям надежду.

(на слайде фотографии из оперы.)

Посмотрите, в опере есть много красивых мелодий и героических моментов. Как вы думаете, чем же нам помогает музыка в опере?

Музыка помогает нам понять чувства героев — их страх, решимость и мужество. Иван Сусанин – герой, который помог царю. Музыка славит народ и его помощь. Опера Глинки очень красивая и сильная.  

В конце урока я хочу, чтобы вы поняли — музыка не только красива, но и рассказывает истории. Через неё мы чувствуем прошлое, знакомимся с героями и учимся ценить нашу Родину.

Запишите домашнее задание: заполнить карточку с вопросами по сегодняшней теме урока.

Карточка

1. Кто такой Иван Сусанин?

2. Почему Иван Сусанин стал героем России?

3. В каком историческом времени жил Иван Сусанин?

4. Какую роль сыграла музыка Михаила Глинки в опере «Иван Сусанин»?

5. Какое настроение передаёт музыка из оперы «Иван Сусанин»?

6. Почему важно помнить историю Иван Сусанина?

ощущение торжества, героизма, чего-то важного и исторического.

Дети делают предположения

Помог царю?  

Музыка звучит торжественно и величественно.  

Прочувствовать серьезные моменты

Записывают домашнее задание

22 минуты

Рефлексия

Провести самоанализ своей деятельности

Рефлексия «На уроке я…»

Ребята, обратите внимание на слайд. Сейчас мы с вами попробуем ответить на следующие вопросы:

На уроке я смогла….

На уроке у меня возникли трудности с….

На уроке мне понравилось…

На уроке мне запомнилось…

Оценивают свою работу.

Отвечают на вопросы.

3 минуты

Итог урока

Подведение итогов урока.

А теперь давайте подведём итог урока.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?  

Какие чувства у вас вызвала музыка из оперы?  

Как музыка помогает понять историю и героев?  

Чем была значима опера «Иван Сусанин» для русской культуры?

На уроке я узнал(а), что Иван Сусанин спас царя и был очень смелым человеком.

Музыка из оперы вызвала у меня восхищение и гордость за героев.

Музыка помогает понять героев лучше, потому что через неё мы чувствуем их чувства и переживания.

Опера «Иван Сусанин» значима для русской культуры, потому что показывает важные исторические события и воспевает героизм русского народа.

3 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Здесь вы можете найти конспекты по музыке начальных классов. По программе Е. Д. Критской....

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Здесь вы можете найти конспекты по музыке начальных классов. По программе Е. Д. Критской....

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Здесь вы можете найти конспекты по музыке начальных классов....

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Здесь вы можете найти конспекты по музыке 1,2,3 классов...

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Конспекты уроков музыки в начальном звене...

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Ниже представлены конпекты для проведения уроков музыки в начальном звене.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"32959575","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Ниже представлены конспекты уроков музыки для 1, 2, 3 классо....