Конспекты уроков музыки в начальном звене
план-конспект урока по музыке

Суворкова Екатерина Алексеевна

Здесь вы можете найти конспекты по музыке начальных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1a2.doc55 КБ
Microsoft Office document icon 2a2.doc57.5 КБ
Microsoft Office document icon 3a.2.doc53.5 КБ
Microsoft Office document icon 4a2.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 15.04.20

Школа№4

Класс: 1а

Студентка 40 группы

Суворкова Екатерина

Учитель музыки: _____

Тема урока музыки: «Природа просыпается»

Цель: Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру; учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Планируемые результаты:

Предметные:  

1)Выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи.

2)Наблюдать за объектами окружающего мира.

Личностные:

1) Формирование социальной роли ученика.

2)Формирование положительного  отношенияк учению

Тип занятия: «Открытие» нового знания

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, метод сравнения, метод размышления о музыке.

Материалы, оборудование: ноты, доска, музыкальный проигрыватель

Музыкальный реп-р: П. Чайковского. «Песня жаворонка», «Жаворонок»

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Организация исполнительской деятельности
  5. Итог урока

Этап урока

УУД

Действия учителя

Действия ученика

T

1

Организационный момент

Коммуникативные: осуществление учебного сотрудничества с учителем и учениками

Познавательные: усвоение знания материала прошлого урока

-Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. 

Меня зовут Екатерина Алексеевна, и я сегодня проведу у вас урок музыки. 

5 мин

2

Актуализация знаний

 Л – Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

-Скажите, о чём нам может рассказать музыка?

-О каком времени года пойдёт беседа?

-А о чём вы ребята вспоминаете при слове «весна»? Какие ассоциации вызывает у вас это время года?

-Вы любите природу? А, что же вам нравится в ней?

-Что значит «красивая природа»?

-Расскажите о самом ярком своём впечатление, которая произвела на вас природа?

-Человек, видя, слыша, переживая различные явления природы пропускает свои чувства через себя.

-А, что нужно художнику для создания своих произведений?

-А, что нужно композитору?

- А, что нужно поэту?

-Художник- воспевает красоту природы в цвете, композитору – нужны звуки, поэту – слова.

- Слушая произведение поэтическое о весне, какие картины вы себе представили? В какой цвет вы окрасите весну? -Ребята, а для кого из вас весна- любимое время года?

-Очень часто весну называют художницей, почему? Как вы думаете, почему говорят –природа просыпается, как вы понимаете эти слова?

- И так тема нашей встречи: «Природа просыпается»?

-  Мы с вами проследим взаимодействие музыки, поэзии и живописи в создании образа весны

10 мин

3

Организация слушательской деятельности

Коммуникативные: прививать интерес и любовь к музыке, литературе, потребность общения с искусством, совершенствование эмоциональной сфер учащихся.

Личностные: воспитание художественного, музыкального и эстетического вкусов, нравственных качеств личности.

-О красоте весны создано огромное количество музыкальных произведений, стихотворений, написано очень много картин.

-Русский композитор П. Чайковский в своём произведении «Детский альбом», написанный для детей, одну из музыкальных пьес назвал «Жаворонок». -А когда прилетают жаворонки, кто скажет?

-Послушаем произведение П.И. Чайковского                           Звучит музыка П. Чайковского. «Песня жаворонка»

-Как прозвучала мелодия: напевно, протяжно или отрывисто?

-Какое время года рисует эта музыка?

-В какой цвет вы окрасите раннюю весну?

- Картину родной природы особенно хорошо чувствуют художники.

-Если вы захотите написать картину, какой основной цвет будет присутствовать в ваших картинах

-Внимательно рассмотрите репродукции

- Можно ли сказать, что настроение этих произведений похоже?

-Почему?

-Как и художники, композиторы тоже сочиняли музыку о природе, писали песни и в частности о весне, а какую песню о весне вы знаете?

10 мин

4

Организация исполнительской деятельности

Личностные: развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен

Сегодня на уроке мы продолжим разучивать песню «Дождик»

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных «К», «Т», «Х», «Й»

Проговаривание текста; Пение дуэтом «Помоги другу»

Ритм мелодии

Прохлопывание ритма; Пение по рядам; Пение закрытым ртом «М»

Скачок на октаву

Графический показ, Пение по рядам; Пение закрытым ртом «М»

10 мне

5

Итог урока

Коммуникативные: сотрудничество с учителем

Познавательные: систематизация и обобщение знаний

-Рассмотрите репродукции картин художников:

К.Юон «Мартовское солнце»;

 Н. Ромадин «Розовый вечер»;

-Какой показана весна в картинах художников?

-Составьте рассказ об изменениях природы весной по картинке.

5 мин



Предварительный просмотр:

Дата: 17.04.20

Школа№4

Класс: 2а

Студентка 40 группы

Суворкова Екатерина

Учитель музыки: _____

Тема урока музыки: ««Снегурочка» - весенняя сказка Н.А.Римский – Корсаков»

Цель: знакомство с образом Снегурочки в опере Римского – Корсакова.

Планируемые результаты:

Предметные:  

1) Научиться следить за развитием образов в опере «Снегурочка»

2)Умение понимать музыкальное произведение через разнообразные формы и образы;

Личностные:

1) Проявлять культуру слушания наследия оперного искусства Н.А. Римского-Корсакова

2) Воспитывать музыкальный вкус у обучающихся

Тип занятия: «Открытие» нового знания

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, метод сравнения, метод размышления о музыке.

Материалы, оборудование: ноты, доска, музыкальный проигрыватель

Музыкальный реп-р: Ария « С подружками по ягоды ходить»; «А мы просо сеяли»; «Дружба крепкая» песня

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Организация исполнительской деятельности
  5. Итог урока

Этап урока

УУД

Действия учителя

Действия ученика

T

1

Организационный момент

Коммуникативные: осуществление учебного сотрудничества с учителем и учениками

Познавательные: усвоение знания материала прошлого урока

-Здравствуйте ребята. Присаживайтесь.
Меня зовут Екатерина Алексеевна, и я сегодня проведу урок.

5 мин

2

Актуализация знаний

 Л – Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали знакомство с музыкой замечательного произведения Н.А. Римского-Корсакова. Назовите его.

- Что такое опера?

- С какими фрагментами оперы мы познакомились? Какие картины изображала музыка?

- А почему я назвала оперу «Снегурочка» замечательным произведением?

- Что в ней такого сказочного? В опере одновременно как бы «существуют» два мира - реальный и выдуманный, фантастический.

- Опера «Снегурочка».

- Опера – музыкальный спектакль с участием певцов, хора и симфонического оркестра.

- Вступление - красочная музыкальная картина, изображающее царство природы, просыпающееся от зимней спячки; «Песня и пляска птиц» - оркестр изображал голоса птиц и звучал хор, «Первая песня Леля»

- Это опера – сказка.

10 мин

3

Организация слушательской деятельности

Коммуникативные: прививать интерес и любовь к музыке, литературе, потребность общения с искусством, совершенствование эмоциональной сфер учащихся.

Личностные: воспитание художественного, музыкального и эстетического вкусов, нравственных качеств личности.

Первое знакомство с героиней происходит в арии. Ария – это песня главной героини, в которой она делится своими мыслями и дается ее музыкальная характеристика. Давайте внимательно послушаем, о чем и как поет девушка. Ария « С подружками по ягоды ходить». (Видеофрагмент)

О чем поет Снегурочка, близки ли ее интонации народным песням, какой инструмент вторит голосу Снегурочки?

Какими слова и можно передать характер музыки?

Скажите, а какой вам показалась Снегурочка, сказочной или реальной?

Как называется такой певческий голос?

- Итак, мы увидели сказочную веселую, беззаботную девушку, не ведающую ни горя, ни любви, лишенную человеческих чувств и тепла.

И вот она попадает к людям, что же с ней произойдет?

Пастух Лель поет ей свои песни и ждет от нее любви. Но Снегурочка холодна и Лелю становится скучно с ней и он убегает к веселым девушкам – берендейкам.

Давайте вспомним, как веселятся парни и девушки в канун праздника солнца – Ярилина дня. Сейчас мы с вами прослушаем и окунемся в мир старинной песни «А мы просо сеяли». Пока молодежь веселилась, что чувствовала Снегурочка?

Она почувствовала горькую обиду, она поняла, что между ней и людьми существует огромное различие, она не умеет любить, у нее нет душевного тепла. И тогда она обращается к матери Весне, которая дарит ей волшебный венок. В нем заключена великая сила человеческой  любви. И Снегурочка вдруг увидела мир другими глазами:

Ах, мама, что теперь со мной!

Какой красой зеленый лес оделся!

Ее переполняют чувства, о которых она не знала. Какая опасность подстерегала Снегурочку?

 Надев венок, Снегурочка встретила Мизгиря, который был влюблен в нее и, полюбила сама.

Настает Ярилин день – праздник Солнца, лета. Царь Берендей благославляет молодые пары. Мизгирь подводит Снегурочку. Ласково спрашивает у нее Берендей – охотно ли она отдает свое сердце Мизгирю?

-Великий царь! Спроси меня сто раз

Сто раз отвечу, что люблю его! отвечает Снегурочка.

И в этот миг яркий луч солнца падает на нее. Снегурочка начинает таять. Давайте посмотрим эту сцену и подумаем, изменилась ли музыка, характеризующая Снегурочку? (Видеофрагмент)

Выберите слова, подходящие по смыслу из нашего словаря.

Почему изменилась характеристика?

Опера заканчивается гимном Солнцу. Ведь с гибелью Снегурочки закончилось вмешательство Мороза и засияло солнце над сказочной страной берендеев. Жизнь продолжается.

-У нее необычайно высокий голос- сказочный, холодный, неживой

-Голос Снегурочки называется сопрано- это высокий женский голос

-Она могла растаять

-Потому что изменилась ее душа

10 мин

4

Организация исполнительской деятельности

Личностные: развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен

Когда мы с вами вспомнили содержание оперы, предлагаю вам вспомнить песню, которую мы разучили на прошлом уроке с движениями.

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных «К», «Т», «Х», «Й»

Проговаривание текста; Пение дуэтом «Помоги другу»

Ритм мелодии

Прохлопывание ритма; Пение по рядам; Пение закрытым ртом «М»

Скачок на октаву

Графический показ, Пение по рядам; Пение закрытым ртом «М»

10 мне

5

Итог урока

Коммуникативные: сотрудничество с учителем

Познавательные: систематизация и обобщение знаний

Домашнее задание:  напишете тест по этой теме.

1) Назовите автора оперы «Снегурочка»?

1. М.И. Глинка

2. Н.А. Римский-Корсаков

3. П. И. Чайковский
2) По какому литературному произведению создана опера «Снегурочка»?

1. по русской народной сказке

2. по сказке А. Островского

3. по сказке А.С. Пушкина

3) Что такое опера?

1. крупное музыкальное произведение в нескольких частях, исполняемое симфоническим оркестром;

2. вокальное произведение сложного характера в сопровождении симфонического оркестра;

3. музыкально-драматический спектакль, где артисты передают мысли, чувства, настроение через пение.

4) Как называется драматическое произведение, по которому создаётся опера?

1. сказка

2. либретто

3. монолог

5) Что такое ария?

1. музыкальный диалог героев;

2. сцена из оперы, в которой участвуют несколько героев;

3. музыкальный монолог одного из героев оперы.

6) Как называется высокий женский голос?

1. сопрано

2. тенор

3. альт

7) Какой инструмент симфонического оркестра имитирует звучание пастушьего рожка Леля в опере?

1. флейта

2. кларнет

3. труба

8) Какой инструмент симфонического оркестра имитирует журчание ручейка – всё, что осталось от Снегурочки?

1. скрипка

2. арфа

3. гусли

5 мин



Предварительный просмотр:

Дата: 14.04.20

Школа№4

Класс: 3а

Студентка 40 группы

Суворкова Екатерина

Учитель музыки: _____

Тема урока музыки: «Картины, изображающие музыкальные инструменты»

Цель: знакомство с произведениями И. С. Баха «Шутка», П. И. Чайковского «Мелодия», Н. Паганини «Каприс»; расширение и углубление знаний о музыкальных инструментах – флейты и скрипки; формирование умения различать звучание скрипки и флейты; 

Планируемые результаты:

Предметные:

1) углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями: И. С. Баха «Шутка», «Мелодия» П.И. Чайковский

2) умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

Личносные:

1) формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово

2) понимание эмоциональной силы музыки и формирование умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки

Тип занятия: «Открытие» нового знания

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, метод сравнения, метод размышления о музыке.

Материалы, оборудование: ноты, доска, музыкальный проигрыватель

Музыкальный реп-р: И. С. Бах «Шутка»; «Мелодия» П. И. Чайковский; «Если добрый ты» Композитор: Савельев Б. Автор слов: Хайт А. 

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Организация исполнительской деятельности
  5. Итог урока

Этап урока

УУД

Действия учителя

Действия ученика

T

1

Организационный момент

Коммуникативные: осуществление учебного сотрудничества с учителем и учениками

Познавательные: усвоение знания материала прошлого урока

-Здравствуйте ребята. Присаживайтесь.
Меня зовут Екатерина Алексеевна, и я сегодня проведу урок.

5 мин

2

Актуализация знаний

 Л – Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

Ребята, как вы думайте, когда стали появляться первые музыкальные инструменты на земле?

– Первые инструменты на земле появились тогда, когда человек только ещё становился человеком. Вставая на задние конечности, он пытался добыть огонь, стуча  двумя камнями друг о друга.

– Что у него получилось?

– Да, он издавал звук, ритм.

– Какие музыкальные инструменты вы знаете? Ответы детей

10 мин

3

Организация слушательской деятельности

Коммуникативные: прививать интерес и любовь к музыке, литературе, потребность общения с искусством, совершенствование эмоциональной сфер учащихся.

Личностные: воспитание художественного, музыкального и эстетического вкусов, нравственных качеств личности.

– Ребята, к какой группе музыкальных инструментов относится флейта? Почему?

– Да, флейта – это древний духовой музыкальный инструмент. Его название происходит от латинского «флатус» – дуновение.

обращаю внимание детей на изображение флейты

– О происхождении флейты сложены легенды! Вот одна из них: Древнегреческий Бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан (показываю картину «Пан» Врубеля.) полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Она боялась некрасивого, колченогого Пана. Однажды, убегая от него, нимфа попросила Бога реки спасти её, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана. Этот деревянный духовой инструмент получил распространение у многих народов мира.

– Послушайте и определите, как звучит голос флейты в «Шутке» немецкого композитора И. С. Баха.

Звучит: И. С. Бах «Шутка»

– Что исполняет флейта в этой пьесе – мелодию или аккомпанемент?

– Правильно, флейта ведет мелодию.

– Какие качества этой музыки подчеркивает звучание флейты?

– Да, ребята, тембр флейты может передавать различные настроения: весёлую беззаботность и горестное одиночество.

Ребята, посмотрим на картины «Мальчик-флейтист» нидерландской художницы Юдит Лейстер и «Музыкантши» неизвестного автора. Можно ли представить музыку, которую они играют?

– Правильно. Можно, потому что изображены играющие люди.

– Какая музыка звучит с этих картин? Что вы представляете?

– Обратите внимание на изображение скрипки. К какой группе музыкальных инструментов относится скрипка?– Скрипка относится к группе струнно-смычковых, так как играют смычком. Скрипка и флейта относятся к профессиональным или народным музыкальным инструментам?

– Скрипка и флейта относятся к профессиональным инструментам, потому что входят в состав симфонического оркестра.

– Скрипка – это струнный, смычковый музыкальный инструмент. На свете много разных музыкальных инструментов, но скрипку называют искуснейшей. Её нежный высокий голос узнает любой. Скрипку можно услышать везде: и в концертном зале, и на деревенском празднике, и в цыганском таборе. Композиторы всего мира доверяют ей свои самые сокровенные чувства и мысли. Ведь у скрипки есть душа, которая поёт.

– Давайте превратимся в слушателей и послушаем «Мелодию» П. И. Чайковского

Звучит «Мелодия» П. И. Чайковский

– Как звучала скрипка? Какие ощущения и эмоции она у вас вызвала?

– Да, ребята, скрипка звучит и нежно, и волнующе, и изящно.

– Менялась ли динамика?

10 мин

4

Организация исполнительской деятельности

Личностные: развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен

Мы с вами познакомились с инструментами, а теперь мы с вами споем песню, которую разучили на прошлом уроке

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных «К», «Т», «Х», «Й»

Проговаривание текста; Пение дуэтом «Помоги другу»

Ритм мелодии

Прохлопывание ритма; Пение по рядам; Пение закрытым ртом «М»

Скачок на октаву

Графический показ, Пение по рядам; Пение закрытым ртом «М»

10 мне

5

Итог урока

Коммуникативные: сотрудничество с учителем

Познавательные: систематизация и обобщение знаний

Ребята, с какими музыкальными инструментами вы сегодня познакомились?

Домашнее задание:

 Ответить на вопросы:

– К какой группе инструментов относится скрипка? Флейта?

– С какими музыкальными произведениями познакомились?

Нарисовать эскиз понравившихся музыкальных инструментов. 

5 мин



Предварительный просмотр:

Дата: 16.04.20

Школа№4

Класс: 4а

Студентка 40 группы

Суворкова Екатерина

Учитель музыки: _____

Тема урока музыки: ««Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.»»

Цель: Формирование потребности в общении с музыкой; учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека

Планируемые результаты:

Предметные:

1)формирование умения слушать и анализировать музыку Р. Шумана;

2) формирование умения выражать собственное мнение после прослушивания музыки.

Личностные:

1) формирование эмоциональной отзывчивости при слушании музыки Р. Шумана

2) формирование умения слушать и анализировать музыку

Тип занятия: «Открытие» нового знания

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, метод сравнения, метод размышления о музыке.

Материалы, оборудование: ноты, доска, музыкальный проигрыватель

Музыкальный реп-р: Р. Шумана «Грёзы», Струве «Моя Россия»

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Организация исполнительской деятельности
  5. Итог урока

Этап урока

УУД

Действия учителя

Действия ученика

T

1

Организационный момент

Коммуникативные: осуществление учебного сотрудничества с учителем и учениками

Познавательные: усвоение знания материала прошлого урока

-Здравствуйте ребята. Присаживайтесь.
Меня зовут Екатерина Алексеевна, и я сегодня проведу урок.

5 мин

2

Актуализация знаний

 Л – Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

Немецкий композитор Роберт Шуман (1810-1856) хотел, чтобы "музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще". Само это желание резко отличает Роберта Шумана от многих композиторов его поколения, которые грешили бессодержательным сочинительством. Шуман боролся за прогресс в музыке всеми силами.

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в семействе весьма немузыкальном. Отец его был известный книгопродавец Фридрих Август Шуман в Цвиккау, а он сам был младший из пяти детей.

Шуман был замечательным пианистом. В основном писал музыку к фортепиано. Для детей были написаны ряд произведений среди которых «Карнавал», «Альбом для юношества», в который вошли пьесы «Дед Мороз», «Весёлый крестьянин» и другие.

10 мин

3

Организация слушательской деятельности

Коммуникативные: прививать интерес и любовь к музыке, литературе, потребность общения с искусством, совершенствование эмоциональной сфер учащихся.

Личностные: воспитание художественного, музыкального и эстетического вкусов, нравственных качеств личности.

Слушание музыки Р.Шумана «Грёзы»

Какой характер музыки? Какую картину она рисует? Это реальные картины или фантастические? Какое название вы дали бы этим картинам? Можем сказать , что это произведение романтичное? «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана

Развитие слуха - это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка - прислушайся, какие звуки они издают.

Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность.

Постепенно знакомься со всеми самыми значительными произведениями всех значительных мастеров.

Ищи среди твоих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

Прилежанием и настойчивостью ты всегда достигнешь более высокого.

Ученью нет конца.

10 мин

4

Организация исполнительской деятельности

Личностные: развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен

На уроке мы продолжим разучивать песню «Моя Россия»

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных «К», «Т», «Х», «Й»

Проговаривание текста; Пение дуэтом «Помоги другу»

Ритм мелодии

Прохлопывание ритма; Пение по рядам; Пение закрытым ртом «М»

Скачок на октаву

Графический показ, Пение по рядам; Пение закрытым ртом «М»

10 мне

5

Итог урока

Коммуникативные: сотрудничество с учителем

Познавательные: систематизация и обобщение знаний

Домашнее задание: Вдумчиво прочтите «Жизненные правила для музыкантов « Р. Шумана. Какие из них вы считаете наиболее важными? Почему?

5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ урока музыки в начальной школе «ТОЛЬЯТТИ – ГОРОД МОЛОДОЙ, А ЧТО ЖЕ БЫЛО В НЕМ ДО НАС С ТОБОЙ?»

ЦЕЛИ:  познакомить с  культурно-историческими  и музыкальными  традициями родного городаЗАДАЧИ:  расширить  знания о  творчестве  Тольяттинских  композитор...

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Здесь вы можете найти конспекты по музыке начальных классов. По программе Е. Д. Критской....

Конспекты уроков музыки в среднем звене

По программе Е. Д. Критской....

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Здесь вы можете найти конспекты по музыке начальных классов. По программе Е. Д. Критской....

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Здесь вы можете найти конспекты по музыке 1,2,3 классов...

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Конспекты уроков музыки в начальном звене...