Конспекты уроков музыки для 1-4 классов
план-конспект урока по музыке по теме

Семёнова Дарья Сергеевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

                                                                                   

Тема урока: Увертюра.

Тип урока: урок получения новых знаний

Образовательная цель: воспитание общей музыкальной культуры учащихся. 

Метапредметные: развитие коммуникативных умений; развитие умения планировать, оценивать свои действия; формирование образного и ассоциативного мышления; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

Предметные: воспринимать произведения искусства; давать эстетическую оценку музыкальным и литературным произведениям; понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;

Личностные: проживание художественного образа; освоение художественного наследия; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

Музыкальный материал: либретто, программки, Увертюра, Марш Черномора и Заключительный хор из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», «Мама» Ю. Энтин.

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент (1 минуты)

         

Дети входят в класс под музыку театральных фанфар. Здравствуйте, ребята! я продолжаю проводить у вас урок музыки. Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, учитель. Здравствуйте».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(3минут)

 

 

Ребята, кто из вас когда-нибудь был в театре?

А в музыкальном театре?

У.: С чего же начинается театр?

Вот мы с вами вошли в театр,  разделись, купили программку (показать). Вы знаете, что такое программка и для чего она нужна? В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Итак, мы купили программку и прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру, а оркестр находится в оркестровой яме. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра, т.е. вступление к опере. Так начинается опера.

Дети отвечают на вопросы.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

3. «Открытие нового знания»

(8 минут)

Мы сейчас  с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки, который является основоположником, т.е. создателем первой русской оперы. Какое настроение выражает музыка?

Какую картину вы представляете себе при прослушивании мелодии?

Ответы детей.

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4. Организация слушательской деятельности

(15 минут)

Опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв?

Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В зависимости от содержания оперы бывают исторические, бытовые, сказочные. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы). Что делают художники?Оперные артисты? Что делают музыканты в оркестре?

А что делают писатели, поэты?А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто  (показать).

Главное лицо в опере – композитор. Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем?Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр. Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Герой оперы свою душу обнажает. Пусть все замрут и слушают. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана

(звучит ария).

Какая музыка по характеру? Какие думы она на вас наводит?

Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина.Слушание «Каватина Людмилы»

Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется?Оперный оркестр пению помогает и вместе с пением за красоту и выразительность музыки отвечает. А еще оркестр звуками картинный рисует: битвы, бурю и что-нибудь другое.

Он звучит на протяжении всего действия. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» под названием «Марш Черномора». А кто такой Черномор? Он настоящий или сказочный? Добрый или злой? Приготовьте листочки, карандаши, фломастеры и попробуйте под музыку отобразить ваши представления об этом персонаже. Слушайте (звучит «Марш Черномора).

А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним (игра на ударных инструментах под «Марш Черномора»). Молодцы!

А еще есть в опере отдел балета, который обеспечивает оперу по ходу действия танцами, что очень ее украшает. А теперь посмотрим балетные номера из оперы «Руслан и Людмила».

Ребята, вы очень любите петь вместе. Как называется такой коллектив?Откроем с вами  учебник и обратим внимание на нотную запись хора «Слава великим богам». Хор играет в опере большую роль.Ребята, как вы думаете, как должен прозвучать хор «Слава великим богам»? Сейчас мы с вами послушаем заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила» «Слава великим богам» (прослушивание в записи хора «Слава великим богам»). Так мы с вами узнали о счастливом окончании оперы-сказки. Завершил эту оперу заключительный хор «Слава великим богам».Вот на этой торжественной ноте мы и завершим свое сегодняшнее путешествие в оперу. Закончилась наша маленькая экскурсия. Большое это дело – опера.      

Дети отвечают на вопросы.

Ответы детей.

Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» – «Марш» П.И.Чайковского

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(5 минут)

 

 Тогда исполним с вами песню «Волщебник»

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных:

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных:

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

«Волшебник» Зацепин

Л - Корректировать собственное исполнение;

К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минут)

Подведём итоги нашего урока:

Что больше всего вам понравилось на уроке? Какой вид деятельности? Оцените свою работу, работу своих одноклассников.

Дети отвечают на вопросы.

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

                                                                                           

Тема урока: «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Образовательная цель: закрепить понятия - музыкальная форма, эпоха, музыкальные инструменты.

Метапредметные: готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.

Предметные: знать понятия: композиторская интерпретация, аранжировка; знать характерные черты, основные жанры русской музыки; расширение музыкального и общего культурного кругозора.

Личностные: развитие эмоционального восприятия; понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки; выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством в процессе освоения музыкальной культуры.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

Музыкальный материал: М. П. Мусоргский. Прогулка,М. П. Мусоргский. Старый замок,«Песня рыцаря» (12 век). Г. Гладков «Песня трубадура».

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент (2 минуты)

         

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Сергеевна  и сегодня я проведу у вас урок музыки.  Музыкальное приветствие. «Осенняя песнь» П.И.Чайковский.

Музыкальное приветствие..

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(6 минут)

 

 

Сейчас прозвучит мелодия, которая рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает?

Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского. Итак, мы на выставке, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальность композитора? Постарайтесь обосновать свое мнение. Да, это музыка русского композитора М. П. Мусоргского. Называется «Прогулка» (Портрет композитора).

Эй, сюда, заходи, народ честной!

Заходи, погляди на картины дивные!

Ответы детей.

«Осень» Чайковского, слова Плещеева

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

3. «Открытие нового знания»

(10 минут)

Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:

1.        «Гном»;

2.        «Старый замок»;

3.        «Тюильрийский сад»;

4.        «Быдло»;

5.        «Балет невылупившихся птенцов»;

6.        «Два еврея – богатый и бедный»;

7.        «Лиможский рынок»;

8.        «Катакомбы»;

9.        «Избушка на курьих ножках»;

10.        «Богатырские ворота».

Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.

Итак, фортепианная сюита «Картинки с выставки». Слово сюита обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.

Сегодня мы остановимся на одной из десяти пьес. Мысленно перенесемся на сотни лет назад в Средневековье.

Ответы детей. Портрет.

Дети предполагают.

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4. Организация слушательской деятельности

(9 минут)

Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова Средневековье?

(Рыцари, прекрасные дамы, старинные замки).

Да, Средневековье – это времена замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров.

Трубадуры – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.

Трубадуры воспевали рыцарскую любовь, радость жизни. Для аккомпанемента трубадурам служили виола, арфа и другие инструменты (иллюстрации). Трубадур сам исполнял свои песни, часто в сопровождении менестреля (странствующего профессионального музыканта-инструменталиста и певца, находящегося на службе у трубадура).

Музыка, которую мы послушаем называется «Старый замок». К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».

Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он тебе напоминает? Какое здесь настроение?

О чем поет свою песню трубадур?

(Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками).

В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

Старая песня о счастье вновь звучит,

И над рекой слышится голос печальный.

Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

Старый замок – пример из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности. А вот стихотворение французского поэта Теофиля Готье «Средневековье» посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю Средневековым:

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,

Проемы ниш, куда безвестная рука

Святых и воинов врубила на века,

Капелла с башенкой – подобьем минарета,

Аркады гулкие с игрой теней и света;

Мне любы их дворы, поросшие травой,

Расталкивающей каменья мостовой,

И аист, что парит в сиянии лазурном,

Описывая круг над флюгером ажурным,

И над порталом герб, – на нем изображен.

Единорог иль лев, орел или грифон;

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,

Крутые лестницы и сводчатые залы,

Где ветер шелестит и стонет в вышине,

О битвах и пирах рассказывая мне…

И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я

Величье рыцарства и блеск Средневековья.

Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство?

Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи.

Ничто не забыто: не только « проемы ниш» и « аркады гулкие» – все то, что образует облик Средневекового замка, и ветер, шелестящий в вышине.

Древние замки, старые песни трубадуров, еще хранящие былые чувства и стремления… Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном. (Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда- то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощаются в пьесе «Старый замок»).

А теперь мы сравним пьесу «Старый замок» с «Песней рыцаря», сочиненной восемь столетий назад.

Как вы думаете, на каком инструменте аккомпанирует себе певец?

Слушание песни и обсуждение.

(Эти два произведения созвучны между собой, в них одно настроение, чувства, сожаление).

Сейчас я предлагаю «Песню современного трубадура» Г. Гладкова.

Из какого мультфильма эта песня? Что изображают звуки во вступлении?

Почему юношу называют трубадуром? Сравните «Песню трубадура» с «Песней рыцаря».

Ответы уч-ся: Музыка яркая, мелодичная, напевная, песенно-танцевальная, широкая, вольготная,

Вариации

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(8 минут)

 

А сейчас мы разучивание «Песни трубадура».

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных

Чёткое снятие рукой .

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

Любовь, уважение..

«Песни трубадура».

Л - Корректировать собственное исполнение;

К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минуты)

А теперь, ответьте на вопросы:

1.        Что такое вариации?

a)        Изменение;

b)        Перевоплощение;

c)        Форма.

2.        Слово «рококо» означает:

a)        Украшение;

b)        Орнамент;

c)        Раковина.

3.        Сколько вариаций в стиле рококо мы слушали?

a)        Три;

b)        Четыре;

c)        Две.

Что означает слово менуэт? В какой стране он появился?

Итог урока: Мы сегодня слушали и исполняли музыку великого русского композитора П.И.Чайковского и вновь насладились его прекрасными музыкальными мелодиями.

Ответы детей.

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА                                                                                    

Тема урока: Разыграй сказку

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Образовательная цель: познакомить учащихся с образцами русского народного фольклора;  научить выделять наиболее характерные интонации героев; воспитывать интерес к русскому фольклору.

Метапредметные: анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация ответов на задания; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Предметные: воспринимать произведения искусства; давать эстетическую оценку музыкальным и литературным произведениям ; понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром.

Личностные: проживание художественного образа; освоение художественного наследия;; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

Музыкальный материал: - «Баба - Яга» А. Лядова; песенка бабушки – рассказчицы «баба - Яга»; «Баба - Яга», песенка – дразнилка, обр. М. Иорданского; «Мы маленькие дети, нам хочется гулять».

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент (1 минуты)

         

Здравствуйте, ребята! я продолжаю проводить у вас урок музыки. Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, учитель. Здравствуйте».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(3минут)

 

 

- Сегодня Муза обратилась к нам за помощью. Кто – то спрятался в коробочке,

 шуршит, позвякивает, а выходить не хочет. Что нам необходимо сделать для того, чтобы узнать, кто же спрятался в коробочке?

Совершенно верно. Чтобы вам легче было угадывать, я включу музыку, которая передаст характер спрятанного в коробочке персонажа. Внимательно прослушайте и скажите, кто там может быть. Узнали вы, кто же спрятался в коробочке? (Баба - Яга).

 Почему вы так решили?

Дети отвечают на вопросы.

Звучит отрывок произведения А. Лядова «Баба - Яга»

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

3. «Открытие нового знания»

(8 минут)

- Скажите, пожалуйста, это персонаж добрый или злой?

- Если это Баба – Яга, то какая она, как выглядит, во что она одета?

Что вам подсказывает музыка? (может быть организовано повторное слушание).

- хитрая, обманщица, коварная, дружит с Кощеем, с разбойниками, она ужасно

 одетая, с метлой, у неё костяная нога, кривой нос…

А теперь давайте посмотрим, отгадали вы или нет? Молодцы, ребята. Вы правильно угадали, а что вам  помогло в этом? (Музыка)

А какие еще произведения про Бабу – Ягу вызнает. (русская народная

сказка «Баба – Яга»).

Песенка бабушки - рассказчицы из русской народной сказки «Баба - Яга»:

Баба – яга, костяная нога.

Нос крючком, голова сучком,

Не ходи за селом, не мети помелом,

Не стучи ступкою, не тряси клюшкою.

- Давайте споём её Музе, может, она ей понравится.

- А можно инсценировать эту сказку. Я буду автором, а вы – артистами и зрителями (распределение ролей).

Работа над интонационной выразительностью речи, пения, движений .

- Вы очень хорошо сыграли сказку.

Ответы детей.

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

4. Организация слушательской деятельности

(15 минут)

Ребята, наше путешествие продолжается. Голоса ночного леса, подводного мира оживают благодаря чудесному дару гусляра. Долетела до глубокого дна Ильмень – озера. Начались чудеса: всколыхнулось трость – дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Очарованный Садко приближается к той, что краше всех. Он хочет знать, кто она, кто другие сестры-девицы. Но не отвечает на вопрос красавица, а только ласково благодарит гусляра за прекрасную грустную песню, что "долетела до глубокого дна Ильмень-озера" и покорила всех своей искренностью.

1. Слушание сцены появления лебедей

2. Просмотр сцены появления лебедей

По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню «Заиграйте, мои гусельки».

Слушание второй песни Садко «Заиграйте, мои гусельки». Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка».

Давайте мы разучим немного эту песню. Обратите внимание что главная мелодия песни многократно повторяется, но каждый раз появляется в новом оркестровом наряде.

В награду за песню Волхова обещает Садко, что он поймает трех рыбок «золотое перо», которые принесут ему богатство и славу.

И действительно все, что пообещала Волхова, сбылось. Теперь богат гусляр, и поет ему славу народ. Садко собирает дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать про далекие края, чтобы знать ему, куда плыть.

Варяжский гость рассказывает про свою родину – туманный северный край. Чудеса и дивные богатства далекой Индии восхваляет гость Индийский. Город звонких песен, торговый город Веденец, что средь моря встал, воспевает Веденецкий гость.Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Наигрываю первую фразу). Что можно сказать о характере музыки? (Суровая, мужественная, величественная музыка. Разучиваем мелодию, затем слушаем первый фрагмент “Песня Варяжского гостя”.Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.(Музыка – мощная, могучая, гордая.) Как называется низкий мужской голос? (Бас.)Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.

Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя? (напеваю песню Индийского гостя). Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий. Разучиваем мелодию и слушаем второй фрагмент “Песня Индийского гостя”.

Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.(Музыка медленная, плавная, чарующая.) Как называется высокий мужской голос? (Тенор.)Последним о своей стране поёт Веденецкий гость.

Определите характер музыки. Расскажите о песне, используя словарь эмоций.

(Очаровательная, восхитительная, блестящая. Мужской голос, исполняющий песню, называется – баритон )

Какие музыкальные средства использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания различных образов?(Темп, динамику, тембр, мелодию)В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?(Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.)

“А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми”. Садко корабли, собрал дружину и отправился в путешествие.

Двенадцать лет он по морю плавает, а дани царю морскому не платил. И вот он велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается, нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. Потребовал морской царь выкуп и спустился Садко на дно морское развеселил все морское дно своими песнями и отдал морской царь в жены ему царевну Волхову. И снова помогает Волхова Садко, теперь вернуться на землю.

В последней седьмой картине мы познакомимся еще с одной песней.

На берегу Ильмень – озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию.

Звучит фрагмент из оперы «Садко» «Колыбельная Волховы». Просмотр видеоролика .

Какую песню поёт наша героиня? (Мелодия очень медленная похожая на колыбельную, поет морская царевна, она фантастическая героиня )

Фантастические переливы оркестровых красок дают понять чудесное происхождение героини. Конечно же, это колыбельная Волховы.

Римский-Корсаков писал в своей летописи «Вариации колыбельной песни Волховы, прощание с Садко и исчезновение считаю одними из лучших страниц среди своей музыки фантастического содержания».

«Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, словно начинает расплываться, глуше и глуше звучит ее голос, и исчезла Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась.

А я, царевна Волхова,

Подруга вещая твоя,

Туманом легким растекусь

 И быстрой речкой обернусь.

Голос исчезающей Волховы, тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы, показывая, как утренний туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.

Развеялись волшебные чары подводного царства, весь новгородский люд приветствуют смелого Садко, который проложил путь Новгороду в страны заморские. Слышится торжественный трезвон колоколов, и вместе торжественно поют: «Морю синему слава, Волхове – реке слава!»

Как вы думаете, Садко реальный герой или выдуманный.(Реальный. Это опера – былина, поэтому здесь описываются реальные события, но добавлена сказка.)

Озеро Ильмень существует на самом деле и река Волхов есть. Как в жизни наших предков сочеталось реальное и таинственное, так и у Римского – Корсакова противопоставляются два образа, два мира. Но побеждает всегда реальное, человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на какое – то время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, возвращаются вновь в природу т.к. обречены на невозможность соединения с людьми.

Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка

Дети отвечают на вопросы.

Ответы детей.

опера «Садко», “Песня Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”, “Песня Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова;

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(5 минут)

 

А сейчас мы с вами исполним песню  «мы маленькие дети, нам хочется гулять».

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных: «спугнуть», «распахнуть».

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных:

«выйду», «страна».

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

« мы маленькие дети, нам хочется гулять».

Л - Корректировать собственное исполнение;

К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минут)

Подведём итоги нашего урока:

- О ком мы сегодня говорили на уроке?

- С какими произведениями познакомились?

- В каком возрасте состоялось первое выступление Ф. Шопена на сцене?

- Что такое вальс?

- Любимый музыкальный инструмент Ф. Шопена?

- В чём были ваши затруднения на сегодняшнем уроке?

Оцените себя самостоятельно. Спасибо за урок!

Дети отвечают на вопросы.

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА                                                                                  

Тема урока: Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

Тип урока: открытие новых знаний.

Образовательная цель: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» -шедевром  русского оперного искусства.

Метапредметные: готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;  развивать навыки музыкального восприятия слухового анализа; развитие коммуникативных умений; развитие умения планировать, оценивать свои действия; формирование образного и ассоциативного мышления.

Предметные: воспринимать произведения искусства; давать эстетическую оценку музыкальным и литературным произведениям; понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;

Личностные: проживание художественного образа; освоение художественного наследия; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

Музыкальный материал: либретто, программки, Увертюра, Марш Черномора и Заключительный хор из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», «Волшебник» А.Зацепин.

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент (1 минуты)

         

Дети входят в класс под музыку театральных фанфар. Здравствуйте, ребята! я продолжаю проводить у вас урок музыки. Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, учитель. Здравствуйте».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(3минут)

 

 

Ребята, кто из вас когда-нибудь был в театре?

А в музыкальном театре?

У.: С чего же начинается театр?

Вот мы с вами вошли в театр,  разделись, купили программку (показать). Вы знаете, что такое программка и для чего она нужна? В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Итак, мы купили программку и прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру, а оркестр находится в оркестровой яме. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра, т.е. вступление к опере. Так начинается опера.

Дети отвечают на вопросы.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

3. «Открытие нового знания»

(8 минут)

Мы сейчас  с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки, который является основоположником, т.е. создателем первой русской оперы. Какой характер отражает музыка?

Ответы детей.

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4. Организация слушательской деятельности

(15 минут)

Опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв?

Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В зависимости от содержания оперы бывают исторические, бытовые, сказочные. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы). Что делают художники?Оперные артисты? Что делают музыканты в оркестре?

А что делают писатели, поэты?А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто  (показать).

Главное лицо в опере – композитор. Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем?Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр. Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Герой оперы свою душу обнажает. Пусть все замрут и слушают. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана

(звучит ария).

Какая музыка по характеру? Какие думы она на вас наводит?

Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина.Слушание «Каватина Людмилы»

Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется?Оперный оркестр пению помогает и вместе с пением за красоту и выразительность музыки отвечает. А еще оркестр звуками картинный рисует: битвы, бурю и что-нибудь другое.

Он звучит на протяжении всего действия. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» под названием «Марш Черномора». А кто такой Черномор? Он настоящий или сказочный? Добрый или злой? Приготовьте листочки, карандаши, фломастеры и попробуйте под музыку отобразить ваши представления об этом персонаже. Слушайте (звучит «Марш Черномора).

А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним (игра на ударных инструментах под «Марш Черномора»). Молодцы!

А еще есть в опере отдел балета, который обеспечивает оперу по ходу действия танцами, что очень ее украшает. А теперь посмотрим балетные номера из оперы «Руслан и Людмила».

Ребята, вы очень любите петь вместе. Как называется такой коллектив?Откроем с вами  учебник и обратим внимание на нотную запись хора «Слава великим богам». Хор играет в опере большую роль.Ребята, как вы думаете, как должен прозвучать хор «Слава великим богам»? Сейчас мы с вами послушаем заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила» «Слава великим богам» (прослушивание в записи хора «Слава великим богам»). Так мы с вами узнали о счастливом окончании оперы-сказки. Завершил эту оперу заключительный хор «Слава великим богам».Вот на этой торжественной ноте мы и завершим свое сегодняшнее путешествие в оперу. Закончилась наша маленькая экскурсия.

Дети отвечают на вопросы.

Ответы детей.

Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» – «Марш» П.И.Чайковского

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(5 минут)

 

 Ребята, как звучал хор «Славься»? И с вами песню «Волщебник», также  исполним как этот хор, ярко.

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных:

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных:

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

«Волшебник» Зацепин

Л - Корректировать собственное исполнение;

К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минут)

Подведём итоги нашего урока:

Что больше всего вам понравилось на уроке? Какой вид деятельности? Оцените свою работу, работу своих одноклассников.

Дети отвечают на вопросы.

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

                                                                                           

Тема урока: Музыкальные портреты

Тип урока: усвоение новых знаний.

Образовательная цель: показать, как своими средствами выразительности музыка рисует портреты сказочных персонажей и людей.

Метапредметные: наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности; обобщение, систематизация, определение музыкальных понятий, портретов русских и зарубежных композиторов.

Предметные: знать понятия: композиторская интерпретация, аранжировка; знать характерные черты, основные жанры русской музыки; расширение музыкального и общего культурного кругозора.

Личностные: развитие эмоционального восприятия; понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки; выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством в процессе освоения музыкальной культуры.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

Музыкальный материал: фонохрестоматия музыкального материала П.И. Чайковский «Баба-Яга», С. С. Прокофьев «Болтунья»; нотный материал попевки «Любопытная Варвара; «Мы маленькие дети, нам хочется гулять» Ю.Энтин.

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент (2 минуты)

         

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Сергеевна  и сегодня я проведу у вас урок музыки.  Музыкальное приветствие.

- Я пришла сегодня в класс, очень рада видеть вас.

- И мы тоже рады

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А, чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(6 минут)

 

 

Сегодня на уроке у нас будут происходить различные чудеса. А поможет нам в этом…Музыка. Мы с Вами знаем, что музыка обладает волшебным свойством. Она может рассказать нам о нашей жизни, может передать любое настроение человека, его чувства, переживания. Музыка может нарисовать картины природы. И все это благодаря музыкальному языку.

А может ли музыка выразить черты человеческого характера, нарисовать его портрет, как это может сделать художник.

Вот об этом и будем сегодня размышлять.

Дети отвечают.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

3. Организация слушательской деятельности

(9 минут)

-  Давайте послушаем муз. произведение и попробуем нарисовать портрет. Инструментальная или вокальная музыка? Выбор определения которые подходит под описание  этой музыки

Прочтите фрагмент-видио.1

Какие черты характера вы увидели у девочки Лиды? (болтливая, весёлая, любознательная, трудолюбивая)Как их показал композитор?Какие из них положительные, какие отрицательные?

Ребята послушайте стихотворение А.Усачева «Любопытная Варвара»

Какую картину представляет попевка? (портрет).Чей портрет?Сколько персонажей?Кто это может быть? А что такое песня? Звучит песня «Любопытная Варвара»

Звучит музыка П. Чайковского «Баба Яга»

В каком характере звучит музыка ?Как Вы думаете, к нам пришел обычный человек или сказочный персонаж?Как он выглядит? Что он может делать под эту музыку?Какой характер у этого незнакомца ?(Обобщить ответы детей и подвести к названию пьесы «Баба-Яга»)

Загадка про Бабу Ягу

В дремучем лесу затерялась избушка.

В избушке живет непростая старушка -

Берет помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица!

Вокальная или инструментальная музыка? Подбор определений по учебнику? Определиться сказочный или персонаж из реальной жизни?

Предположительные названия? Название помещается на доску. Даётся понятие «пьеса». Учитель вносит игрушку. (Баба Яга)

Ответы детей. Портрет.

Дети отвечают.

П.И. Чайковский «Баба-Яга», С. С. Прокофьев

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

3. «Открытие нового знания»

(10 минут)

Ребята, посмотрите  на картинку, что это? Верно! А что такое портрет?

Портрет –это  изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, ребята а вы узнали  человека на картинке? Это С.В. Рахманинов- это композитор с произведением которым мы с вами познакомимся!  

Ответы уч-ся: Музыка яркая, мелодичная, напевная, песенно-танцевальная, широкая, вольготная,

С. С. Прокофьева «Болтунья»

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(8 минут)

 

Ребята сегодня мы свами читали стихи, а что будет если стихотворение сопровождать музыкой? Верно, получится песня.  Сегодня мы начнем разучивать песню «мы маленькие дети»

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных

Дирижерский жест,аувтакт, собственный показ.

Допевание гласных

Д.ж.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.д.ж

Любовь, уважение..

«мы маленькие дети, нам хочется гулять»

Л - Корректировать собственное исполнение;

К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минуты)

Подведём итоги нашего сегодняшнего урока.

- Ребята, что мы сегодня нового узнали о волшебных свойствах музыки?

- Какой музыкальный портрет героя Вам больше всего понравился?

Какое открытие вы сделали на уроке?

Чему научились? - Оцените свою работу на уроке самостоятельно. Спасибо за урок!

Ответы детей.

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

                                                                                   

Тема урока: В музыкальном театре.

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Образовательная цель: обобщение знаний о театре, как синтетическом виде искусства

Метапредметные: формирование образного и ассоциативного мышления, развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа; развитие коммуникативных умений; развитие умения планировать, оценивать свои действия.

Предметные: воспринимать произведения искусства; давать эстетическую оценку музыкальным и литературным произведениям; понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;

Личностные: проживание художественного образа; освоение художественного наследия; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

Музыкальный материал: фрагменты:балет «Щелкунчик» П.И.Чайковский; опера «Садко» Н.А.Римский - Корсаков;

Хор «Славны были наши деды»; «Все мы делим пополам» муз. В.Шаинского, сл. М Пляцковского; «Танец маленьких утят» муз.«Настоящий друг» муз. Савельева, сл.Пляцковского

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент (1 минуты)

         

Дети входят в класс под музыку театральных фанфар. Здравствуйте, ребята! я продолжаю проводить у вас урок музыки. Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, учитель. Здравствуйте».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(3минут)

 

 

Как вы думайте о чем мы будем с вами говорить сегодня?

Тема урока «Музыкальный театр». Телевидение, радио, компьютер – с ними вы встречаетесь ежедневно, все это окружает вашу жизнь. А есть ли в ней место театру?

Вы заходили в красивое здание, усаживались в мягкие кресла, разглядывали занавес, смотрели спектакль? Если да, то вы видели театр только с одной стороны, а на нашем уроке мы попробуем рассмотреть его с других, самых неожиданных сторон. Что для вас означает это слово?

Дети отвечают на вопросы.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

3. Организация слушательской деятельности

(15 минут)

  Посмотрите фрагмент произведения, что вы увидите?

Как называется такое исполнение? .   Солист - ансамбль - хор. - Солист может быть только в опере?

Какие исполнители бывают кроме солистов? Что значит ансамбль?

Давайте мы послушаем  ансамбль, а вы мне скажете, как он называется?

Ребята, как вы думаете, солисты и ансамбли в балете должны быть организованы? Кто придумывает для них движения?

- Ребята, у нас с вами сегодня будет свой балетмейстер.

Давайте исполним все движения без ошибок.

Подвижная пауза: исполнение «Танец маленьких утят».

- Ребята, как назевается исполнение вокального произведения большим количеством певцов. :

  - Ребята, а мы можем быть хором?

Ответы детей.

Фрагмент оперы «Садко».

«Все мы делим пополам» (дуэт мальчиков).

«Славны были наши деды»

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4.«Открытие нового знания»

(8 минут)

Сегодня на уроке мы попробуем освоить интересные профессии. Что это за профессии, я думаю, вы догадаетесь сами. Давайте мы с вами посетим наш собственный музыкальный театр. Усаживайтесь удобнее, будьте внимательны, не мешайте выступлению наших артистов.

– О каких профессиях пойдет речь?( Видио фрагмент)

Как вы думаете какая профессия была главной в данном фрагменте?(дирижер)- Профессия Дирижер, для чего она нужна в театре, какую роль она ? - У нас сегодня тоже есть свои дирижеры. Они будут руководить нами.

Ритмическая разминка.

- Как называют людей исполнителей разных ролей в театре?

-  Артисты театра - театральная труппа. Кто такой артист?

Дети отвечают на вопросы.

Ответы детей.

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(5 минут)

 

Ребята, а мы можем быть артистами? Тогда  исполним с вами песню «настоящий друг»

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных:

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных:

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

«Маленький принц».

Л - Корректировать собственное исполнение;

К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минут)

Подведём итоги нашего урока:

А. Барто «Поход в театр».

Вот такая история, а чтобы с вами такого не произошло, я приготовила для вас «Памятки поведения в театре».

Ну что ж ребята, вы замечательно сегодня поработали на уроке, проявили свои таланты, и я вам желаю быть хорошими зрителями и чаще ходить в театр.

Лучшая награда для артистов это аплодисменты. Давайте все вместе поблагодарим наших артистов, кто помогал нам сегодня в путешествии. Судя по аплодисментам, вам очень понравилось, и наши артисты получили самую высокую оценку. . Спасибо за урок!

Дети отвечают на вопросы.

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

                                                                                   

Тема урока: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Тип урока: комбинированный.

Образовательная цель: формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, о его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока..

Метапредметные: умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации; развивать навыки музыкального восприятия; развитие коммуникативных умений; развитие умения планировать, оценивать свои действия; формирование образного и ассоциативного мышления.

Предметные: воспринимать произведения искусства; давать эстетическую оценку музыкальным и литературным произведения; понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;

Личностные: формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,  проживание художественного образа; освоение художественного наследия; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

Музыкальный материал: •        «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского; Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьев,         «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка, Г. Гладков «Песня друзей»

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент (1 минуты)

         

Дети входят в класс под музыку театральных фанфар. Здравствуйте, ребята! я продолжаю проводить у вас урок музыки. Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, учитель. Здравствуйте».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(3минут)

 

 

Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке? Что такое музыкальный театр?

Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня.

 Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре?

Что такое опера?

Ребята, какой кит открыл двери нам в этот музыкальный спектакль?: Ребята, с персонажами какой оперы мы познакомились на предыдущих уроках?

Что такое балет?

А какой кит привёл нас в балет?

Ребята, с персонажами какого балета мы познакомились на прошлом уроке?

Дети отвечают на вопросы.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

3. «Открытие нового знания»

(8 минут)

Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета.

Я уже говорила вам о том, что во многих больших городах России есть театры оперы и балета.

В Москве это известный во всём мире Большой театр. Этот театр был основан в 1826 году. Самые лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.

  А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство (перед слушанием музыкального фрагмента, рассказываю немного детям о сказке Гофмана «Щелкунчик»).

Ответы детей.

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

4. Организация слушательской деятельности

(15 минут)

А кто исполнил эту музыку?

Какие музыкальные инструменты вы услышали?

Ребята, а в каком музыкальном спектакле исполняется эта музыка?Ребята, какой кит вы услышали?Что вам подсказало, что это кит марш?Как звучит мелодия? А в балете марш звучит как обычно, или по-особенному? В чём особенность?

Почему в балете, а не в опере?Мы знаем, что балет строится только на танцах, а как же звучит марш в балете? Как его исполняют?

Ребята мы говорим с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на доске).

Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?

Что такое симфонический оркестр?

А кто стоит во главе симфонического оркестра?

Кто такой дирижёр?

А как он руководит оркестром? С помощью чего?

Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Посмотрите на фотографию дирижёра.

(На доске появляется фото дирижера крупным планом.)

Как вы думаете, как звучит музыка в «исполнении» дирижёра на фотографии?Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?Какие у него движения? Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра. Закроем глаза и послушаем ещё раз этот фрагмент и попробуем исполнить марш танцевально.

Мы с вами прослушали фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского – «Марш». А сейчас я вас попрошу послушать ещё один музыкальный фрагмент, и сравнить его с предыдущим.

 Ребята, похожа ли музыка этого музыкального фрагмента на предыдущий?: Чем отличается? Какой кит прозвучал?

В каком музыкальном спектакле звучит эта музыка?

Какое настроение в этой музыке?

 А слышны ли были музыкальные инструменты? Какие?

Ребята, а только ли в этой музыке слышен кит песня. Можно ли услышать ещё какой-либо кит?

А теперь мы с вами прослушаем ещё раз этот фрагмент и представим себя в роли дирижёра. Покажем эту музыку с помощью жестов.

Похожи ли были наши жесты в этих двух фрагментах?

Итак, с каким китом мы с вами встретились в этих двух музыкальных фрагментах?

Куда, в какие музыкальные спектакли нас привёл сегодня кит марш?А одинаково ли звучат марши в опере и в балете?Как звучит марш в опере?Как звучит марш в балете?А сейчас я хочу представить вам ещё один музыкальный фрагмент. Послушайте его.Попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым симфоническим оркестром.

Какими жестами вы показали музыку? Почему ваши жесты были разными? Молодцы. Именно сама музыка подсказывает дирижёру, какими жестами её нужно озвучить.

Дети отвечают на вопросы.

Ответы детей.

Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» – «Марш» П.И.Чайковского

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(5 минут)

 

 Ребята а как вы думайте, артисты которые играют в оркестре дружные? А какую песню вы знаете про дружбу? Сегодня мы с вами начнем учить песню Г.Гладкова «Песня друзей»

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных:

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных:

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

Г.Гладкова «Песня друзей»

Л - Корректировать собственное исполнение;

К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минут)

Подведём итоги нашего урока:

А. Барто «Поход в театр».

Вот такая история, а чтобы с вами такого не произошло, я приготовила для вас «Памятки поведения в театре».

Ну что ж ребята, вы замечательно сегодня поработали на уроке, проявили свои таланты, и я вам желаю быть хорошими зрителями и чаще ходить в театр.

Лучшая награда для артистов это аплодисменты. Давайте все вместе поблагодарим наших артистов, кто помогал нам сегодня в путешествии. Судя по аплодисментам, вам очень понравилось, и наши артисты получили самую высокую оценку. . Спасибо за урок!

Дети отвечают на вопросы.

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Конспекты уроков музыки для 5-7 классов

По программе Е. Д. Критской....

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...

Конспект урока музыки во 2-ом классе на тему "Здравствуй, Родина моя! Музыкальные образы родного края!"

Общедидактическая цель: Использование ИКТ при ознакомлении с музыкальной грамотой на уроках музыки во 2-ом классе.Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.Вид урока: комбинир...

План – конспект урока музыки для учащихся 2 класса на тему «Музыкальные инструменты симфонического оркестра»

План – конспект урока музыки для учащихся 2 класса  «Музыкальные инструменты симфонического оркестра»...

Конспект урока музыка «Музыкальный сказочник» "(4 класс)

Тип урока: «открытия» нового знания.Цель: знакомство с композитором Римским – Корсаковым – как “музыкальным сказочником”.Планируемые результаты:Предметные: Поз...

Конспект урока музыки "Мюзикл" в 3 классе.

Конспект урока музыки "Мюзикл" в 3 классе....