Музыкально-дидактические игры - неотъемлемая составная часть уроков музыки
учебно-методический материал по музыке (3, 4 класс) на тему

Черная Марина Анатольевна

Музыкально-дидактические игры - неотъемлемая составная часть уроков музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл games.docx35.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры - неотъемлемая             составная часть уроков музыки.

ВВЕДЕНИЕ.Я хочу поделиться, какие музыкально-дидактические игры могут быть включены в урок музыки, чтобы урок стал более интересным и живым. На моих уроках я использую несколько игр для закрепления материала, для постановки проблемных вопросов, для обобщения и повторения. А какую игру возьмет педагог к своему уроку, зависит от постановки цели и задач самого урока. Музыкально-дидактические игры  украсят любой урок, являясь его составной частью.

 Все музыкальные игры разбиты на группы. Почти каждая игра может быть проведена в упрощённом или усложнённом варианте. Поэтому, организуя игры с детьми надо внимательно присмотреться к ним, оценить их индивидуальные особенности. Если ребята быстро и легко справляются с заданиями, можно предлагать им более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка в том, что он что- либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Данные игры позволяют учащимся познакомиться с различными музыкальными инструментами, изучить особенности их звучания, а так же заставляют творчески работать, развивают образное мышление, фантазию, речь.

I/1. «Загадочный инструмент»

Музыкальные инструменты: загадочный инструмент, живое слово, лидер инструмент, составь инструмент, собери слово, свой оркестр, угадай инструмент.

Играющие выбирают водящего. Он выходит из класса. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например:арфа)

Водящий возвращается в класс и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента: деревянная основа, имеет струны, каких размеров, играть с помощью смычка или медиатра,  имеет певучие звучание и т.д.

 Новым водящим становится игрок, назвавший последний признак. В данном случае: имеет певучее звучание. Идеально было бы иметь картинки с изображением музыкальных инструментов и запись их звучания на диске.

2.«Лидер-инструмент»

Выбирается водящий, он выходит из класса. Все остальные загадывают музыкальный инструмент. Например: треугольник. Репетируют «игру» на данном инструменте. А кто-то один из игроков /об этом договариваются/ является лидером, т.е. он солирует на каком-то ином инструменте, допустим на дудочке.

Когда заходит водящий, все игроки играют на одном инструменте, а лидер на своём. Задача водящего найти лидера. Если лидер найден верно, водящий должен сказать на каком инструменте играл он, на каких все остальные ребята. Лидер становится новым водящим.

3.«Собери слово»

Собрать из букв, которые расположены в разброс ,название музыкального инструмента. Буква в круге — начало слова.

4.«Живое слово»

Участвуют 2 команды. Учитель раздаёт каждому игроку заранее заготовленные буквы. Буквы имеют 2 цвета. Участники сначала должны собраться в команды /каждая команда имеет свой цвет/, а затем составить из букв название музыкального инструмента, построиться так, чтобы можно было прочитать слово. Выигрывает команда, сделавшая задание быстрее.

Примечание: участников столько, сколько кол-во букв.

5. «Составь инструмент»

Ученикам надо составить название музыкального инструмента из первых букв следующих слов, которые назовёт учитель. Например: учитель называет слова: 1)лиса, олень, жук, курица, индюк.2)сом, кот, рот, изюм, пони, крот, аист.

Учащиеся составляют из первых букв слово:1) ложки,2)скрипка

6. «Свой оркестр»

Для игры понадобятся открытки с изображением музыкальных инструментов. Учитель включает любую веселую музыку и показывает открытки, чередуя друг с другом. Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята». Для оживления игры иногда учитель очень быстро меняет открытки. Некоторые ребята не могут быстро сориентироваться, путаются. Это вносит нотки юмора, оживление в игру. Если учитель открытки не показывает, ученики просто сидят и слушают музыку.

Игра воспитывает внимательность, наблюдательность, умение быстро переключаться.

II Следующие данные игры позволяют учащимся в игровой форме познакомиться с нотным станом, со средствами музыкальной выразительности (ритмом, регистром, динамикой, темпом и т.д.), чисто интонировать, уметь слышать и фиксировать движение звуков и в целом мелодии.

Изучение нотной грамоты: учим ноты, рисуем музыку, шумные ноты, запрещённые ноты, волшебная горка, ёлочка, воздушные шарики, музыкальные ребусы, фотоохота, рыбная ловля, музыкальная таблица, эхо (динамика); лисичка, птичка, медведь (регистры).

1.«Рисуем музыку»

Это творческая работа. Для ребят начальных классов она трудновата. Но можно им задание несколько упростить.

Ребята выбирают любую песню. Но они должны обязательно хорошо знать мелодию (Покажем на примере «Моя Родина»)

Сначала чертим основную линию. _____________ С неё мы начинаем рисовать музыку. Далее ставим на линии точку – это первый звук песни. Далее медленно попеваем мелодию и на каждый слог ставим точку. Если звук ниже предыдущего, то точка рисуется соответственно. Надо следить за тем, что если в песне встретится такой же звук, как первый, то он тоже должен быть на линии. И так все ноты. Полученные точки соединяем. Если необходимо, подписываем слова. Задание трудное, но очень полезное для развития музыкального слуха.

2.«Шумные ноты»

На доске написаны вразброс ноты.

В руках у педагога указка. Учитель показывает на первую ноту. В данном случае это нота-ре. Педагог задаёт ребятам вопросы:

Это нота ми?

…./Дети молчат, мотают головой, т.к. это не нота названная учителем/

Это нота си?

Это нота ре?

Да. /Ребята 3 раза хлопают/

Подобные опросы проводятся и со следующими нотами.

Выигрывает ряд, где будет допущено меньше ошибок.

3.«Запрещённая нота»

Перед началом игры выбирается запрещённая нота. Например: «ми». На доске написана гамма /от До до До/. Учитель показывает на любую ноту. Учащиеся называют эту ноту и хлопают. Если учитель укажет на запрещённую ноту, ученики молчат. Если кто-то случайно хлопнет или выкрикнет, то данному ряду, где сидит зевака, приписывается штрафное очко. Выигрывает ряд, который получит меньше штрафных очков. Игру можно проводить под музыку. В данном варианте ребята всё время хлопают. Но как только учитель укажет на запрещённую ноту, ребята перестают хлопать. Игра развивает внимание, умение следить за игрой.

4.«Волшебная ёлочка»

На веточках ёлки написаны, то есть, зашифрованы слова, например: … ка. Надо подобрать к каждому слову игрушку, например: шарик в котором на нотном стане располагается нота ре. Если повесить шарик с нотой ре на веточку со словом …ка, то получится слово река. Упрощённый вариант: на игрушках ноты не располагать на нотном стане, а писать словами.

Данные игры позволяют учащимся в игровой форме познакомиться с нотным станом, с средствами музыкальной выразительности (ритмом, регистром, динамикой, темпом и т.д.), чисто интонировать, уметь слышать и фиксировать движение звуков и в целом мелодии.

Последующие  данные игры позволяют учащимся фантазировать, мечтать, размышлять, побыть в роли актёров, поэтов, композиторов, развивают речь.

III.Творческие: инсценировка песни, сочини рассказ и сыграй на фортепиано, сочини мелодию к стихам, рисуем музыку.

1.«Сочини рассказ и сыграй на фортепиано»

Ребятам предлагается сыграть на фортепиано животных или природные явления, например: порхающую птичку, грациозную кошку, медведя, дождик, движение ручейка, гром и т.д. Не подготовленные ребята, которые никогда не играли на фортепиано, ошибаются и изображают птичек в низком регистре. Когда ребята с помощью проб и ошибок познакомятся с муз. регистрами им предлагается сочинить небольшой рассказ и его исполнить на фортепиано.

2.«Сочини мелодию к стихам»

Ребятам предлагается на известный детский стих сочинить мелодию. Задачу можно усложнить выучить несложный стих известного автора, например: С. Михалкова «Котята», а затем первую часть сочиняет преподаватель, а фразы: «Раз котёнок самый белый» – первый ученик. «Два котёнок, самый смелый» — второй ученик.«Три котёнок самый умный» — третий ученик

ВЫВОД: Благодаря использованию музыкальных игр повышается учебная мотивация учащихся, что особенно важно для учащихся 5-7 классов, которые на уроках музыки стесняются петь….. Развиваются коммуникативные навыки, повышается уровень познавательных процессов, ребята быстрее запоминают слова песен, когда применяется пантомима, мимика, танцевальные движения, наглядность. Из — за постоянной смены игровых форм, внимание учащихся более концентрированное, устойчивое.  А  мультимедийные презентации программы Power Point позволяют иллюстрировать свой рассказ красочными

картинами, иллюстрациями, фотографиями, видео и звуковыми фрагментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ

ИГРА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ  ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ...

Музыкально-дидактические игры на уроках музыки в начальной школе.

Важную  роль  в  развитии  личности  школьника  на  уроках  музыки в  начальной  школе  имеет музыкально -  дидактическая  игра, котора...