урок музыки с интеграцией шахмат
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему

Усманова Ольга Владиславовна

Урок разработан для участия в Международной научно-практической конференции "Шахматы в общеобразовательных школах Республики Татарстан, России и в других странах мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzykishahmaty.docx28.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 1 классе на тему

 «Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Пешка».

Усманова О.В.

учителя музыки МБОУ «СОШ № 7 г. Лениногорска» РТ

  1. Цели и задачи урока:

Цель: - формировать знания о музыкальных жанрах и их особенностях;

            -вызвать интерес учащихся к ИГРЕ в шахматы через музыкально-игровую

            деятельность.

Задачи:

Образовательная:

  • научить учащихся различать разновидности звучания музыкальных жанров, с их
  • тембровой окраской, выразительными возможностями и особенностями.

Развивающая:

  • развивать творческие музыкальные способности через практические умения и навыки в процессе слушания, исполнения, движения под музыку, её пластическое интонирование и игре на шумовых музыкальных инструментах.

Воспитательная:

  • воспитать музыкально - эстетический вкус, интерес к исполнительской деятельности.

      2. Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научатся различать разновидности звучания музыкальных жанров;
  • Совершенствуют навыки тактических приемов при изучении музыкального искусства.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Учатся определять тему, цель урока, анализировать тембровое звучания музыкальных жанров и инструментов;
  • Учатся оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.

Познавательные УУД:

  • Учатся извлекать информацию, выявлять сущность, особенности музыкальных понятий, на основе анализа делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Учатся оформлять свои мысли в устной форме, участвовать в диалоге, слушать и
  • понимать позицию другого, петь и играть.
  • формируют потребность общения с исполнительской культурой.

Личностные:

  • Учатся выражать своё отношение к прослушанному музыкальному произведению,
  • чувства эмоции, опираться на свой личностный имеющийся опыт и использовать его на практике;
  • формируют потребность общения с исполнительской культурой.

3.Основные понятия: жанр, мелодия, пульс, притопы, дирижёр, пешка, шахматная игра.

4. Ресурсы: презентация, шумовые музыкальные инструменты.

5. Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

1. Организационный этап

Музыкальное приветствие

2. Мотивация  учебной деятельности.

Звучит марш.

Учитель: Ребята, прислушайтесь. Вы слышите? Что за музыка прозвучала, кто мне подскажет?

Дети: Марш

Учитель: А как вы догадались? (ответы детей)

3. Введение в тему. Постановка цели урока.

Учитель: У маршей особый ритм, он чёткий, как будто сердечко отстукивает ритм. А этот ритм в музыке называется ПУЛЬС. (Повторяют хором). Это особенность марша. Давайте покажем под музыку пульс.

      Под музыку в класс заходят маршем  Пешка

Пешка: Ой, здравствуйте. Я шла в своё королевство и услышала музыку. Она такая ритмичная, что сами ноги привели к вам. Как же называется этот ритм?

Дети: Пульс.

Пешка:  А куда  я попала?

Дети: На урок музыки?

Пешка: Ребята, помогите найти дорогу в моё королевство. Вы знаете, как оно выглядит?

Вся в квадратах – белых, чёрных –

Деревянная доска,

А ряды фигур точёных –

Деревянные войска.

         Люди их передвигают,

         И внимательно играют.

         Как же эта игра, моё королевство, называется?

Дети: Шахматы

Учитель: Молодцы.  Вы знаете  королевство Шахмат?! А кто хоть раз побывал в нём и

пробовал играть в эту удивительную игру?

Она на самом деле удивительная,  а почему, вы мне ответите, посмотрев фильм об этом

королевстве.

4. Открытие новых знаний

  • (фрагмент из м/ф сказки «Шахматное королевство»)

Учитель: так что удивительного вы заметили? (ответы детей)

Учитель: Да, это воинственное, и в тоже время, музыкальное королевство. На каких музыкальных инструментах играют шахматные герои?

Пешка: Какие же вы молодцы! Разрешите с вами познакомиться.

Пешка, маленький солдат,

Лишь команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат,

Отправиться вперед.

 Учитель: Первым ходом можно ей

                   Сделать шаг двойной.

                   А потом — вперед, вперед,

                   За шажком шажок.

                   Ну а как же Пешка бьет?

Пешка:  Бьет наискосок.        

                Всю доску пройти должна

                Пешка до конца. —

                Превратится там она,

                В генерала, не в бойца.

Учитель: Ну, если наша гостья может стать королём, то мы сможем помочь вам, уважаемая Пешка, правда ребята?

5. Первичная проверка понимания

Пешка: Я очень рада, что попала именно к вам. Я люблю музыку, но не всё о ней знаю.   

Вот мне бы хотелось узнать, как называется танец-песня, который исполняется в кругу.

Дети: Хоровод.

Учитель: Мы исполним для вас, уважаемая Пешка, самую известную в нашей стране

хороводную песню.

♫  Распевание:  «Во поле берёза стояла» (исполнение в хороводе).

Пешка 2: Молодцы, а вот я хожу только вперёд, по кругу не получается.

Учитель: Ну, тогда  мы приглашаем вас, уважаемая Пешка, в Музыкальное королевство,

где живут весёлые нотки.

Исполнение песни «Весёлые нотки»

Учитель: Кто мне назовет жанр, который мы сейчас с вами исполнили?

Дети: Песня.

Учитель: Это самый любимый жанр детей. Песня сплачивает людей, может и развеселить,

и заставить призадуматься. А по какой особенности мы можем узнать песню?

Дети: Мелодия

Учитель: Мы послушаем инструментальную музыку «Сладкая грёза», которую написал

Композитор (на слайде портрет композитора).   Подскажите, как его зовут?

Эту пьесу исполнят инструменты, которые вам знакомы.  Они «пропоют»  нам замечательную мелодию.  а вы постарайтесь услышать её и покажите мелодическую линию рукой. Сначала

девочки, потом мальчики, затем вместе. Я вам помогу.

Слушание «Сладкая грёза» П.И.Чайковского

Пешка: Ребята, а как называется инструмент, который так красиво «пропел» мелодию у

девочек?

Дети: Скрипка.

Пешка: А кто мне назовет инструмент, напевающий мелодию с мальчиками?

Дети: Виолончель.

Учитель: Какая любознательная наша гостья.   Я слышала, что Пешка любит звучание

музыкальных инструментов, а как они называются, не знает. Поможем ей разобраться?

Пешка:  Я приготовила для вас загадки про музыкальные инструменты, вы их внимательно

послушайте и хором, в конце загадки, назовите их:

1. Как будто девушка запела,    
   
И в зале словно посветлело.
   
Скользит мелодия так гибко.
   
Затихло все: играет...

2. Три струны, играет звонко
   
Инструмент тот — «треуголка».
   
Поскорее узнавай-ка,
   
Что же это?

3.Со мной в поход легко идти, 
 
Со мною весело в пути, 
 
И я крикун, и я буян, 
 
Я звонкий, круглый...

Пешка: Спасибо, ребята! Поднимете руки, кто узнал все инструменты? Молодцы!

Учитель: Потрудились мы на славу. Пора и отдохнуть. Приглашаю на Музыкальную

переменку.

♫  Физминутка «Итальянская полька»

Пешка: А что мы сейчас делали?

Дети: танцевали.

Учитель: Как называется музыкальный жанр,  который танцуют?

Дети: Танец.

Учитель: У танца тоже есть своя особенность, которая приглашает нас пуститься в пляс. Это ПРИТОПЫ. Мы их дружно показали во время физминутки. А сейчас их исполним с помощью шумовых инструментов.

Учитель: Мы приглашаем вас, уважаемая Пешка, присоединиться к нашему  оркестру.

Шумовой оркестр «На горе-то калина»

Учитель: Молодцы! Давайте поаплодируем!

Пешка: Замечательные Притопы получились у вас в исполнении разных инструментов.  А вы можете рассказать маме или друзьям об особенностях каждого музыкального жанра? А мне можете рассказать?

6. Закрепление и самопроверка

Учитель: Ну, давайте попробуем.

- Какая особенность у марша, которая помогает нам ритмично маршировать?

- А что есть такое у танца, от чего мы начинаем двигаться, пританцовывать?

- А как называется Душа всей музыки, она особенность у песни?

Пешка:   Спасибо, ребята. С вами было очень весело! Я многое узнала о музыке и расскажу своим друзьям, пешкам.

- А вы можете рассказать о том. Что узнали на уроке своим друзьям?

 И в знак благодарности друг другу давайте исполним замечательную песню  «Шахматная страна».

1. Будет когда нибудь, поверьте, шахматная страна.

    Всяких резных фигур и пешек эта страна полна.

    Вдруг посетит нас вдохновенье, шахматы оживут.

    Ждёт здесь кого-то пораженье, победа, успех придут.

ПрипевШахматная страна - 2 раза! Кто нам расскажет, кто покажет - Где она? Где она? 

Шахматная страна - 2 раза! Это для всех ребяток – праздник - Шахматная страна!

Пешка: До свиданья, ребята! Я хочу вас пригласить в свою страну, которая называется

ШАХМАТЫ. Это очень увлекательная игра. Она поможет вам стать умными, внимательными,

 сообразительными, что очень поможет учиться только на «5»!

Учитель: Мы обещаем об этом серьёзно подумать, правда, ребята. До новых встреч (пешка уходит).

7. Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель: Я тоже хочу проверить, что вы поняли о музыкальных жанрах?

Перед вами музыкальные жанры: МАРШ, ПЕСНЯ, ТАНЕЦ. А под ними заблудившиеся

музыкальные инструменты.  Помогите им найти тот жанр, который ближе по характеру

звучания скрипке, балалайке и барабану.

      Наш урок завершается. Вы были замечательными исполнителями, внимательными

 слушателями и интересными собеседниками.

 Завершение урока: - Прозвенел звонок

                                  - Закончился урок

                                  - До новых встреч, ребята!

                                         - До новых встреч, учитель!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка(интеграция с литературным чтением,введением в историю) в 4 классе по теме:<<Закрепление знаний о наречии>>.

 Цели урока: Закреплять знания об образовании наречий.1)  совершенствование знаний детей об образовании наречий от имениприлагательного и имени существительного с предлогом при ...

Крылов "Ворона и Лисица" иллюстрирование басни, проблемно-диалогический урок с элементами интеграции

Подробный проект урока Крылов "Ворона и Лисица" урок с элементами интеграции....

Интегрированный урок русского языка (интеграция с литературным чтением, введением в историю) по теме; «Закрепление знаний о наречии».

Интегрированный  урок русского языка (интеграция с литературным чтением, введением в историю)по теме; «Закрепление знаний о наречии»....

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Статья-"Интеграция предметных областей на уроках музыки"

Музыка рассказывает о жизни в звуках,живопись-в красках,проза и поэзия-в слове!...