Маршрут выявления и поддержки одарённых детей
методическая разработка по музыке (2, 3 класс)

Слепенкова Ирина Алексеевна

Данная методическая разработка позволит педагогам дополнительного образования  реализовать индивидуальные  образовательные маршруты для учащихся.в комплексной образовательной программе дополнительного образования детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  учреждение дополнительного образования  Центр внешкольной работы с детьми и молодёжью Калининского района Санкт-Петербурга “Академический”

Методическая разработка

Маршрут выявления и поддержки одарённых детей

Адресат: педагоги дополнительного образования

 Автор: Слепенкова Ирина Алексеевна (педагог доп. образования)

Санкт-Петербург

(2019 год)

Оглавление

Пояснительная записка        3

«Выявление и поддержка способных и одарённых детей»        3

Заключение        5

Литература        6

Приложение        7


Пояснительная записка

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обозначены стратегические задачи совершенствования образования детей и подростков, в частности, ставится задача: развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования.

Федеральная подпрограмма «Одаренные дети»  указывает на необходимость обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, а также нацеливает на выявление одаренности с раннего возраста, на оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, на формирование личностного и профессионального самоопределения.

В Послании Президента Российской Федерации Д. А.Медведева Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года подчеркивается, что в России «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».

 В «Рабочей концепции одаренности» в рамках президентской программы «Дети России» (Москва, 1998 г) даны определения одаренности и одаренного ребенка.

  • Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
  • Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В рамках проекта «Одарённые дети и подростки», разработанного методическим отделом Центра внешкольной работы Калининского района, мною был составлен Маршрут выявления и поддержки одарённых детей, эффективно используемый в хоровой студии мальчиков и юношей. 

«Выявление и поддержка способных и одарённых детей»

        

        

        

        

        

Заключение

В «Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг.» обозначены целевые ориентиры для учреждений дополнительного образования детей, выявлена проблема, требующая решения: недостаточная работа с одаренными детьми и талантливой молодежью;

Значимым результатом представляемого опыта является реализация индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.

Литература

1. Александрова Е.А. Индивидуализация образования: учиться для себя //Народное образование. 2008. №7. С.243-250.

2. Александрова Е.А., Алешина М.В. Элементы индивидуализации учения // Школьные технологии. 2003. № 2. С.54-66.

3. Логинова Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Библиотека журнала «Методист». 2006. №9. С.4-7.

4. Бессолицына Р., Ходырев А. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения //Директор школы. 2009. №4. С.58-63.

5. Суднева О.Ю. Одаренные дети: особенности и сложности развития // Современные исследования социальных проблем. 2012. №11. C.57- 60.

6. Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. 2001. N 4. С.30-44.

7. Литвак Р.А., Бондарчук Т.В. Закономерности социализации одаренных детей в современных социокультурных условиях // Современные исследования социальных проблем. 2012. №1. С. 635-644.

8. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. М.,1997. С. 243-264

9. Липатова В.М. Специфика детской одаренности // Вестник магистратуры. 2014. №3(30). Т.1. С.86-88.

10. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. М., 2000.

11. Липатова В.М. Компетентностный подход при работе с одаренными студентами // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов, 2014. С. 182-186.

12. Фримен Дж. Одаренные дети и их образование: Обзор международных исследований // Иностранная психология. 1999. №11. С.10-18.

13. Липатова В.М. Разработка индивидуальных здоровьесберегающих маршрутов для одаренных детей // Социально-педагогическая эффективность результатов исследований молодых ученых в области здоровьесбережения учащихся. Тула, 2014. С.141- 146.

Приложение

В данном приложении приведён пример использования «Маршрута  выявления и поддержки одарённых детей» в Группе интенсивного обучения хоровой студии мальчиков и юношей.

Iступень – Выявление одарённых детей

На занятиях ведётся продолжительное педагогическое наблюдение за каждым певцом хора, его внутренней культурой, психо-физическим и эмоциональным состоянием, определяется успешность в обучении. Проводятся промежуточные мониторинги и диагностика.

IIступень –Выбор учебного материала

Для одарённого ребёнка на начальном этапе обучения очень важно максимально развивать способности, увлекать разноплановым  репертуаром. Ребенок должен охватить больший, по сравнению с обычным учащимся, объём музыкального материала. Для разучивания предлагаются произведения русской и зарубежной классики, народные песни, старинные арии. Проводится ансамблевая и индивидуальная работа.

IIIступень – Публичные выступления

Хоровая концертная деятельность:

  • Наблюдение за учащимися во время концертов, их эмоциональным состоянием, упорством в достижении результатов.
  • Наблюдение за культурой поведения в концертном зале, на сцене (до и во время исполнения произведений), способностью слушать и выполнять различные задачи.

Участие в проектах:

  • Проект «Симфония №3 Г. Малера»  Пермского театра оперы и балета в рамках «Международного Дягилевского фестиваля», участие в исполнении (г. Пермь), 2014г.
  • Проект «Собрание вертепных театров в Российском этнографическом музее» (Этнографический музей), 2011-2016 г.
  • Совместный проект с Хором мальчиков «Дебют» г. Москва «И мы никогда не забудем с тобой» (Белый зал Политехнического университета), 2015-2016 г.
  •  Проект  «Петербург. Селфи», участие в съёмках фильма (Государственная академическая Капелла), 2015 г.
  • Проект  «Живопись и музыка»  (Государственный Русский музей), 2012-2015 г.
  • Международный проект «Эдем» (Англия, Корнуол), 2015 г.
  • Международный проект «Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай», посвящённый 70-летию освобождения Австрии от фашизма (Вена, Австрия), 2015 г.
  •  Международный проект «Titanik-LIVE» (БКЗ «Октябрьский»), 2016 г.
  • Проект Бориса Гребенщикова «Симфония БГ» (Государственная академическая капелла), 2016 г.

Участие в конкурсах и фестивалях:

  • Открытый фестиваль современной музыки композиторов Санкт – Петербурга «Музыка над Невой».
  • Всероссийский фестиваль «Невские хоровые ассамблеи».
  • Всероссийский открытый конкурс – фестиваль «Русское Рождество в Санкт – Петербурге».
  • Международный фестиваль современной духовной музыки «Полифоника».
  • Международный фестиваль хоров мальчиков и юношей «Звучат мальчишек голоса» (г. Дубна, Московская область).
  • Международный фестиваль «Рождественская мистерия».
  • Международный Корнуольский мужской фестиваль – конкурс (Англия, Корнуол)
  • Городской конкурс хоров младшего возраста
  • Городской конкурс хоров мальчиков «Поют мальчишки»
  • Международный конкурс детского творчества «Маленький Моцарт»

IVступень – Социализация

Творческое партнёрство

  • Сотрудничество с профессиональными музыкантами: Владислав Чернушенко, Владимир Минин, Валерий Гергиев, Теодор Курентзис, Андрей Аниханов, Сергей Баневич, Денис Седов, Борис Гребенщиков, Андрей Думченко, Сергей Плешак.
  • Сотрудничество с музыкальными коллективами:  симфонический оркестр Капеллы;симфонический оркестр Детской филармонии; концертный хор мальчиков  детской хоровой студии «Искра»; концертный хор мальчиков хоровой школы «Балтика» (г. Сосновый бор); хоровая школа мальчиков и юношей г. Дубна; хор мальчиков «Дебют» г. Москва.

Знакомство со специализированными учебными заведениями

  • Санкт – Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт – Петербургское музыкально – педагогическое училище»
  • Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова"
  • Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М.П. Мусоргского»
  • Санкт – Петербургский государственный институт культуры
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова"

V ступень – Создание портфолио одарённых детей

  • Запись CD- диска солиста концертного хора Базуева Романа «Музыкальная акварель».
  • Запись CD- дисков концертного хора:  П.И.Чайковский «Литургия», «Рождественские песнопения».
  • DVD–диски хора с концертов и фестивалей в Государственной академической капелле, 2013-2015 г.
  • Создание видеоклипов с солистами хора: «PieJesu», «Гаммы».

C:\Users\Samsung\Desktop\IMG_0918.JPGC:\Users\Samsung\Desktop\IMG_0910.JPG

                      C:\Users\Samsung\Desktop\IMG_0896.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О реализации мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей

«Миссия … в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо ...

«Выявление и поддержка одарённых детей через интернет-конкурсы»

Статья на тему «Выявление и поддержка одарённых детей через интернет-конкурсы»...

Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей

Изобразительное искусство. Мониторинг мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей....

Выявление и поддержка одарённых детей в начальной школе

Даны основные моменты работы по выявлению и поддержке одарённых детей в начальной школе....

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В данной статье говорится о системе работы с одарёнными детьми, о способах выявления детской одарённости. Рассказываю о том, как провожу эту работу на различных уроках- математике, русском языке. Расс...

Использование и внедрение методов и форм работы по выявлению, обучению, развитию, воспитанию и поддержки одарённых детей (из опыта работы)

Каждый учитель знает, с каким трудом усваивают дети таблицу умножения. Как ускорить и облегчить процесс запоминания? Что сделать, чтобы на нас работал, великий волшебник – интерес? Ведь перед на...