Технологическая карта урока музыки "Звучит нестареющий Моцарт!" 2 класс
методическая разработка по музыке (2 класс)
Технологическая карта урока с подробным описанием деятельности учителя и учащихся, а такжеформируемыми УУД и планируемыми результатами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки в 5 классе.
Тема: «Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь…».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы, формы | Формируемые УУД | Планируемый результат | |
Организационный (Самоопределение к деятельности) | Приветствует класс, проверяет готовность к занятию. - Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Добрый день! - Вы готовы к нашему уроку? У нас сегодня много гостей… | Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку | Фронта-льная | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность (К) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия. | Волевая саморегуляция | |
Актуализация знаний | Провер-ка Д/з. | Проверяет домашнее задание, как учащиеся воспроизводят знания, навыки, умения и проводит их коррекцию Какое домашнее задание было к уроку? - Назовите, какие мы знаем средства музыкальной выразительности? Для чего нужны средства музыкальной выразительности? А сейчас посмотрите на доску, и проверьте все ли средства вы назвали? | Демонстрируют уровень выполнения Д/з, задают вопросы, возникшие в ходе его подготовки. Надо было повторить средства музыкальной выразительности. Стиль, форма, жанр, мелодия, тембр, темп, метр, размер, динамика, ритм, интонация. Средства музыкальной выразительности помогают лучше почувствовать и понять музыку: характер, настроение, содержание. | Фронта-льная | Личностные: определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Смыслообразование. «какое значение, смысл имеет для меня учение» Метапредметные: (Р) Волевая саморегуляция в ситуации затруднения; выделение и знаний, которые ужу были усвоены и которые еще предстоит усвоить. (К) Умение выражать свои мысли с достаточно полной точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П общеучебные) поиск, выделение, структуирование знаний (П логические) Анализ, синтез. Предметные: Обучающиеся умеют применять в реальной жизни средства музыкальной выразительности, понимают для чего нужно это умение и как его используют в реальной жизни | Умение отличать выполненное д/з от невыполненного, определять объем знаний, которые ужу были усвоены и которые еще предстоит усвоить. Умение точно выражать свои мысли Формирование четких мыслительных процесс сов, вырабо тка умения анализировать информа цию. |
Мотивация учебной деятельности | Постановка учебной задачи | Демонстрирует отрывок из к/ф «Моцарт» 1 серия «Детские годы». Проводит параллель с ранее изученными знаниями. Побуждает детей определить свою позицию. - Кто это? - Почему вы решили, что это Моцарт. | Смотрят отрывок из фильма. Отвечают на вопросы учителя. Моцарт. Обосновывают выбор правильного ответа. -Мы знаем, что он был маленький гением. | Фронта-льная | Личностные: определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Смыслообразование. Метапредметные: (Р) Волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать образовательную цель с помощью учителя. Целеполагание (К) Умение выражать свои мысли с достаточно полной точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П логические) Умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя. Подведение под понятие Предметные: ознакомление обучающихся биографией и с известными произведениями Моцарта | Подведение под понятие, целеполагание |
Организует подводящий к теме диалог. - Представляете! Будучи ребенком, какую изысканную музыку он сочиняет! Его называли ЧУДО –РЕБЕНКОМ, ОДАРЕННЫМ ребенком. Он за короткую свою жизнь написал очень много красивой, утонченной и в то же время яркой, непохожей ни на чью музыку. - А теперь попробуем сформулировать тема нашего урока? -Молодцы! «Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь…» эти слова Пушкина являются темой нашего урока. - Какими вы видите цель и задачи урока? Цель: Помочь понять, чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства, выяснить, в чем заключается «сила» музыки Моцарта. Задачи: Формирование знаний об этапах жизни и творчества В.А. Моцарта. Познакомиться с новым музыкальным материалом. | Размышляют. Формулируют тему и образовательные задачи урока. - красивая, утонченноая.
-Будем говорить о Моцарте. - Будем учиться чувствовать и понимать музыку. | |||||
Первичное закрепление | В знако-мой ситуации | Организует первичное закрепление материала в знакомой ситуации. - Ребята. Мне совсем случайно попались ноты музыки Моцарта. Представляете, в 5 лет уже сочинял музыку. Хотите послушать его первое сочинение? Звучит «Менуэт» - Что вы можете сказать охарактере этой музыке? - Используя термины на доске, охарактеризуйте прослушанную музыку.
-Итак, правильно, это музыка легкая, быстрая, звучит в среднем регистре… Моцарт родился в городе Зальцбурге. Австрия.
О Зальцбурге говорили так: «Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка!» И в самом деле. Каждый второй пел, каждый третий играл на музыкальном инструменте. Слайд 6. В один из дней в этом городе и в этом доме родился мальчик. 27 января 1756 года Мать – Мария Анна, Отец – Леопольд Моцарт -композитор и теоретик. В семье двое детей: Вольфганг и его старшая сестра Наннерль. Слайд 8. Леопольд Моцарт, рано распознавший талант ребенка, всю свою энергию стал вкладывать в его развитие. Заниматься музыкой Вольфганг начал в два с половиной года, а через пару лет отец взялся за его систематическое образование. В три года Моцарт уже играл на клавесине, в пять показал себя выдающимся исполнителем на этом инструменте, и принялся сочинять музыку. В восемь лет Вольфганг сочинил три симфонии. Слайд 9. Однажды в страстную неделю юный Моцарт с отцом прибыли в Рим. Они направились в Сикстинскую капеллу, где исполняли знаменитое произведение « МИЗЕРЕРЕ» Аллегри Пятидесятый псалом ДАВИДА переложенный на музыку для хора, под страхом отлучения от церкви это произведение запрещалось переписывать и тем более продавать. Амадей прослушал это произведение и вернувшись домой, записал его в точности по памяти. Весть об этом событии достигла и папы Римского, но вместо отлучения от церкви ПАНТИФИК пригласил Моцарта к себе и пожаловал «ОРДЕН ЗОЛОТОЙ ШПОРЫ», который давал право дворянства в Италии и свободный вход в ПАПСКИЙ ДВОРЕЦ. Весть о юном гении Моцарте быстро пронеслась по всей Европе. В четырнадцать лет Вольфганг становится академиком самой авторитетной в Европе Болонской музыкальной академии.
- А сейчас, дети, вспомните и скажите, с какими произведениями вы уже знакомы ? Я его наиграю Слайд 10. ДЛЯ УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА!!!!! - Это произведение называется «РОНДО В ТУРЕЦКОМ СТИЛЕ» (РОДЕ) или Турецкий марш. Почему он так называется? - Охарактеризуйте! !!!!! - Как сторится рондо А почему Моцарт назвал 3 часть сонаты? «Rondo Alla turca» - «Рондо в турецком стиле». -А что означает форма РОНДО ? Третья часть сонаты - финал. Rondo alla turca - сложная 3-х частная форма с прибавленным рефреном к каждой из 3-хчастей. (В народе зовётся турецкий марш, турецкое рондо). Схема такова: 1 ч. //рефрен// 2 ч. //рефрен // 3ч. (реприза ) // кода. Финал является первым обращением Моцарта к турецкому локальному колориту, тогда весьма излюбленному в то время. В этом отношении характерны острые, подчеркнутые, звенящие ритмы, в которых, кажется, слышишь удары тарелок. 1 часть (а moll - в простой 3-хчастной форме с развивающей серединой.) Она выражает по-кошачьему льстивую, вкрадчивую, но вместе с тем и неуклюжую, грубую натуру этих парней, что встретились нам кое-где в первой части и в трио менуэта. Рефрен ( a moll -в форме периода, повторенного изображающий дикую и кричащую натуру. 2 ч. (fis moll -в простой 3-х ч. Ф. с развивающейся серединой - здесь явственно ощущается звучание флейт-пикколо, которыми Моцарт пользуется для подобных мрачных настроений. В коде этот ориентальный фанатизм обрушивается на нас прямо-таки с натуралистическим неистовством - благодаря тирадам, разложенным аккордам арпеджато, коротким форшлагам создается впечатление необычного мелодического строя – как - будто фальшивого, без фиксированной высоты звучания. Рондо - это то же, что русское слово «круг», «кружок», т.е. хоровод. Рондо – хороводный танец, в котором главную мелодию исполняют все, а эпизоды – солисты или группа хора, выходящие для этого в центр круга, хоровода. -Что вы можете сказать о построении этого музыкального произведения? А(1,2,1)+ С + В(3,4,3) + С // кода -Давайте исполним эту чудесную музыку. Главную мелодию будем выделять бубнами, а в эпизодах подыгрывать колокольчиками и треугольниками. (Раздать инструменты | Слушают музыку. Участвуют в обсуждении, закрепляют раннее изученный материал Конечно!!! Танцевальная, легкая, светлая, изящная, красивая, простая , не верится, что написал ее 5ти летний ребенок. - Темп – не очень быстрый, Тембр – произведение для клавесина в среднем регистре, Динамика звука – от… - Турецкий марш Т-Турецкой музыкой называли музыку живого и веселого характера. Обычно она имела танцевальный склад и исполнялась ансамблем духовых и ударных инструментов (флейта, гобой, барабан, бубен, тарелки), что придавало ей своеобразную окраску. Празднично-веселая, танцевальная мелодия звучит с характерным сопровождением, напоминающим мелкую барабанную дробь. -Форма РОНДО. Главная мелодия постоянно повторяется через различные промежутки времени- эпизоды. -Форма РОНДО. Главная мелодия постоянно повторяется через различные промежутки времени- эпизоды. Дети исполняют. | фронта-льная | Личностные: Умение осознавать ответственность за общее дело, умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Смыслообразование. Метапредметные: (Р) Прогнозирование последовательности действий на уроке; формирование познава тельной инициативы. (П общеучебные) Умение нахо-дить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. Моделирование. Преобразование модели с целью выявления общих законов. (П логические) Установление причинно-следст-венных связей. (К) Умение выражать свои мысли с достаточно полной точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. . Предметные: формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи; складывание представления о важных событиях прошлого; формирование умения применять на практике информацию полученную из разных источников; ознакомление обучающихся со способами применения в жизненном пространстве умения слушать музыку. Личностные: Смыслообразование. Метапредметные: (Р) Прогнозирование последовательности действий на уроке; формирование познава тельной инициативы. (П общеучебные) Умение нахо-дить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (П логические) Установление причинно-следст-венных связей, построение логической цепи рассуждения. (К) Умение выражать свои мысли с достаточно полной точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. Предметные: формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи; складывание представления о важных событиях прошлого; формирование умения применять на практике информацию полученную из разных источников; ознакомление обучающихся со способами применения в жизненном пространстве умения слушать музыку. | Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. |
В изме-ненной ситуации | Организует первичное закрепление материала в незнакомой ситуации. Организует обмен мнениями. Слайд 11. А сейчас мы познакомимся еще с одним произведением Моцарта. Это произведение появилось на рубеже, когда появился новый инструмент ФОРТЕПИАНО Слайд 12. Фантазия (от греч. – воображение) в свободной форме. Фантазии обычно выполняли функции вступительных частей в циклических формах и имели характер прелюдии. Фантазия Ре минор. Моцартом написана в свободной форме. Это Моцартовские моления и искания, возникающие бурно и неожиданно. - Итак, что же воображал себе Моцарт, какое настроение? - Кто внимательно слушал? . - Дадим характеристику. -Итак, мы прослушали фрагмент «Фантазии», состоящий из нескольких настроений. А как можно понять содержание произведения если мы не послушали только фрагмент? - Поэтому ваше д/ з дослушать до конца и дать характеристику. | Участвуют в обсуждении, закрепляют раннее изученный материал Классно,…
Нет | Фронтальная | |||
Творческое приме-нение и добывание знаний в новой ситуации (проблем-ные задания) | Организует применение и добывание знаний в новой ситуации, работу с учебником. Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний, помогает учащимся выполнять самоконтроль. Не за долго до смерти летом 1756 года к Моцарту пришел человек в черном Внимание на экран. Отрывок из к/ф «Моцарт» Человек в черном откройте с. 45. Прочитайте, что называется Реквиемом. -Прочитайте письмо В. А. Моцарта другу, которое он написал в период работы над «Реквиемом». О каких чувствах рассказал Моцарт своему другу?
Не закончил!!!! -Незадолго до своей смерти Моцарт пригласил своего друга и в то же ученика Францу Зюсмайеру, который и завершил работу над этим произведением. Умер 5 декабре 1791 года. -Мы послушаем часть из «Реквиема». Какая это будет музыка? Мы только что прочитали определение в учебнике… - Какими средствами можно печаль, слезы изобразить в музыке - Какой лад будет? Итак, слушаем 7 часть из 12, она называется «ЛАКРИМОЗА»(Слезная) Слушают музыку РЕКВИЕМ» Совпали ли наши впечатления от прослушанной музыки с нашими предположениями. - Да , конец произведения отличается Выделяется верхний – самый песенный голос. Такой материал – единственный раз во всем реквиеме. Мотивы вздохов лежат в основе и вокальных партий, и в оркестровом сопровождении. Тембр тромбонов. -Кто услышал? Поднимите руку. -А почему конец этой части такой светлый, если по определению «Реквием» - это покой. Давайте предположим что Моцарт!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! -Моцарт был глубоко верующим человеком и в глубине души он верил в то, что Бог смилуется над человеком и дарует ему покой и свет! -Сейчас еще раз послушаем, и когда в конце вы услышите, что трагизм уступил место свету , то в этот момент поднимите, пожалуйста руку!(с закрытыми глазами) На этой мажорной ноте хотелось бы продолжить наш урок, исполнением песни «Тоска по весне». Какой характер, интонации? Мальчики поют свою партию, девочки свою | Участвуют в обсуждении, закрепляют раннее изученный материал, выполняют самопроверку. Реквием - музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром. В переводе с латинского реквием означает - покой, отдых. Смотрят Читают она будет спокойная, плачущая, грустная, напевная Минор Слушают музыку РЕКВИЕМ» Да Горя, страдания, слез, печаль, вздохи Конец не подходит Он не трагичный, а радостный, светлый. Мажор, 2х ч. Ф., мелодия скачкообразная, регистр средний, 3х дольный размер, динамика – не очень громко, характер светлый, | Фронта-льная, | Личностные: Смыслообразование. Проводят самооценивание, определяют уровень своих зна-ний. Метапредметные Р) Формирование познавательной инициативы. Контроль и оценка результатов деятельности. Коррекция. (П общеучебные) Умение нахо-дить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (П логические) Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждения. Подведение под понятие, выделение следствий. Классификация объектов. Набор оснований и критериев для сравнения. Контроль и оценка результатов деятельности. (К) Умение выражать свои мысли с достаточно полной точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. Предметные: создание у обучающихся представлений о музыке Моцарта ее особенностях, формирование основ анализа; формирование умения применять на практике информацию полученную из разных источников. | Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция. | |
Информация о Д/з и инструктаж по его применению | Задает Д/з и дает инструктаж о его выполнении. - Напоминаю, что д/з дослушать до конца произведение и дать характеристику при помощи средств муз выразительности. | Вникают в суть Д/з. Осмысливают его. | Фронта-льная | Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих зна-ний. Метапредметные (Р) Контроль результатов деятельности. | Самоопредление, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить. | |
Подведение итогов урока. Рефлексия. | Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поста-вленным результатом. Вот и подошел наш урок к концу. А что вам запомнилось на сегодняшнем уроке? Еще раз назовите произведения и настроения от услышанного. СЛАЙД (постепенно открывается) Давайте вспомним: «Менуэт» - Светлое, детское «Рондо в турецком стиле» – бодрое, праздничное «Фантазия» - смена настроений, искание. «Реквием» - печальное, но с надеждой на будущее. -Какой можно сделать вывод из сегодняшнего урока? Вывод: Моцарт гений талантище… С Каким настроением вы уходите с урока? | Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. Знакомились с новыми произведениями,, вспомнили… Учились понимать и чувствовать муз Моцарта, используя средства муз выразительности. Моцарт гений талантище… | Фронта-льная, | Личностные: Нравственно-этическая ориентация. Умение оценивать себя на основе критериев успешности. Метапредметные (Р) Оценка. (П) Умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) Умение выражать свои мысли с достаточно полной точностью; умение слушать и понимать речь других. | Умение контролиро вать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельнос-ти. |
Урок по музыке
в 5 классе по теме «Ты, Моцарт,бог, и сам того не знаешь…»
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Цель урока: помочь учащимся понять, чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства, выяснить, в чем заключается «сила» музыки Моцарта.
Создать условия для формирования:
- личностных УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание);
- регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, оценка);
- познавательных УУД (общеучебные, логические);
- коммуникативных УУД( планирование , постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью выражать свои мысли);
средствами предмета музыки при изучении темы «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…».
Задачи:
- способствовать формированию мотивации изучения темы ;
- актуализировать знания учащихся через их участие во фронтальном опросе;
- организовать фронтальную и групповую работу учащихся по переработке музыкальной информации, а также решению задач из реальной жизни;
- организовать рефлексию учащимися собственных знаний путем сравнения их ответов с реальными данными;
- организовать самооценку учащимися своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы;
- учащиеся осознают, какое значение имеет для них тема урока
Метапредметные:
Регулятивные:
- учащиеся умеют составлять план и определять последовательность действий;
- учащиеся умеют прогнозировать результат своих действий;
- учащиеся умеют контролировать правильность своих действий;
- учащиеся умеют корректировать свои действия;
- учащиеся умеют давать оценку своей деятельности ;
Познавательные:
- учащиеся умеют принимать цели учебной деятельности и осуществлять поиск средств её выполнения;
- учащиеся умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание;
- учащиеся умеют находить наиболее эффективный способ решения задач;
- учащиеся умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы;
- учащиеся умеют выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- учащиеся умеют определять цели и функции участников взаимодействия;
Коммуникативные:
- учащиеся умеют осуществлять инициативное сотрудничество в процессе работы ;
- учащиеся умеют с достаточной четкостью выражать свои мысли.; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения
Предметные:
- учащиеся понимают и чувствуют музыку по средствам музыкальной выразительности;
- учащиеся умеют пользоваться полученными знаниями в реальной жизни
Методы обучения:
– Объяснительно - иллюстративный;
– частично-поисковый.
Средства обучения:
1. Учебники.
2. Презентация .
3. Худ. фильм.
4. Детские шумовые инструменты.
Организационные формы:
– фронтальная;
– индивидуальная;
– групповая.
Педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/09/picture-302250-1447074870.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-483274-1411056386.jpg)
Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)
Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки". Создаются условия для формирования активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-96590-1357824958.jpg)
Технологическая карта урока математики во 2 классе. Тема урока:Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6.
Технологическая карта урока математики во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века". Тема урока: Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6....
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/08/picture-1098506-1581149878.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/13/picture-787353-1620881186.jpg)
Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/19/picture-1223749-1652990401.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...