Кант в России.
план-конспект занятия по музыке (3 класс)

Платонова Елена Александровна

О развитии канта в Рссии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_-_vivat_rossiya.doc808.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема Занятия : «ВИВАТ, РОССИЯ!»                       Слайд 1

Слайд 2

Звучит Кант  «Орле Российский»

-Что вы можете сказать об услышанной музыке?

- Какие чувства она у вас вызвала?

- О чём эта песня?(воспевает русскую землю и войско)

- Какая она  по характеру? (торжественная, маршевая…)

- Кто исполнитель? (муж. хор)

- Это современная песня   или нет?

У - (Вступление к занятию у ) 

История России знает много войн, но ни когда Россия не вела захватнические войны, ей всегда приходилось обороняться, защищая свой народ, свои земли.  Сегодня мы с вами прикоснёмся к   истории нашей Родины ,  к её славным подвигам и великим  победам.  Виват, Россия!.

Слайд 3  : «ВИВАТ, РОССИЯ!»

…Что значит: Да здравствует, Россия!

- У песен такого рода есть одно общее название – давайте прочитаем  об этом в 1 абзаце учебника на  12 стр.)

 -  Как называют такие песни?  (канты)

Слайд 4

 - Канты. О них и пойдёт речь

- Запишите в тетрадях.:  «Кант - род бытовой многоголосной  песни-гимна» 

(От куда? )                    

        Слайд 5

Пришедшие в Россию с Украины, куда они, в свою очередь, проникли из Польши, канты первоначально бытовали в узких кругах при царском дворе, среди духовенства и учащихся академий и школ.

      Слайд 6

- Посмотрите, как выглядят страницы из сборника кантов 18 в. Государственный Исторический музей (Москва).

Описание: 383

                           

- Авторами кантов были учителя пения, студенты, певчие церковных хоров. Однако многие дошедшие до нас канты безымянны.  Этим они похожи на русские народные песни.

-   Первоначально канты создавались на тексты религиозного  содержания и были популярны в среде духовенства. В 18в. содержание кантов обогащается – появляются поздравительные и так называемые  виватные канты, с которыми мы с вами познакомимся сегодня на уроке. 

- Что означает слово «Виват!»? (Да здравствует!)

- Виватные канты получили свое распространение в эпоху Петра Великого. Они отражали различные торжественные события из жизни государства. В них воспевали победу и скорбели о погибших, осуждали предательство и высмеивали глупость.

Слайд 7

- По-другому, виватные канты называли – хвалебными.

- Как правило, в них было слово «виват», что в переводе означает (?)

                               Слайд 8       «Да здравствует!».

- Мелодия имела фанфарно - руладный характер.

- Исполнялись хором или группой певцов главным образом  во время придворных приемов

. Слайд9

  Живописть Российской монархии. Николай II - Вячеслав Садрицкий- я.ру    (по щелчку) Игорь Зимин. Царская работа. XIX - начало XX в.

Для них характерны мелодия, напоминающая фанфарные сигналы, имитационные переклички.

. Слайд10

- Давайте  внимательно послушаем и убедимся в правдивости сказанного.

 Звучит Кант «РАДУЙСЯ, РУССКО ЗЕМЛЕ» .wmv

-Сколько голосов? (один или несколько)

-Какие голоса звучат? (мужской, женский)

-Есть ли сопровождение?

-Все время музыка звучит одинаково или изменяется ее характер?

-Характер каждой части музыкального произведения?

(Обратить внимание учащихся на трехчастную форму произведения А-В-А.)

- А теперь простучим ритм 1-й строки  на (Стр.13),    а затем споём виватную интонацию канта.

Радуйся, Росско Земле!

Радуйся, Росско Земле!

- Схожи ли интонации музыки и речи?

Слайд 11

Описание: 44903260_1244535428_nattier3При Петре I специально сочиненные канты исполнялись при торжественных процессиях по случаю побед русского оружия. Такие процессии проходили в Москве после взятия Азова, Шлиссельбурга, Нарвы и ряда других событий. Особенно торжественной была процессия 21 декабря 1709 года, когда праздновалась победа при деревни Лесной и в Полтавской битве. Было сооружено семь триумфальных ворот.

Слайд 12

 История Москвы глазами художников Москва-информ         (по щелчку) 31 марта 

-  На самом верху ворот размещались музыканты-инструменталисты и певцы. Пелись специально сочиненные "Стихи" и канты, звучала инструментальная музыка.

- Один из них, кант, сочинённый на заключение мира между Россией и Швецией в 1721г ,  предлагаю сейчас послушать, но сначала почитаем слова этого известного канта:

 Слайд 13

Знают турки нас и шведы
И про нас известен свет
На сраженья, на победы
Нас всегда сам Царь ведет
       

C нами труд Он разделяет

Перед нами Он в боях
Счастьем всяк из нас считает
Умереть в Его глазах
Славны были наши деды
Помнит их и швед, и лях
И парил орел победы
На Полтавских на полях

 Слайд 14

«Знают турки нас и шведы»

Слайд 15

- Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов писал, что «музыка  удваивает, утраивает армию».  Не даром для поднятия боевого духа в Отечественную войну 1812 г. музыканты были в штате каждого полка.

 Слайд 16- В пехоте сигналы подавали барабанщики,

Слайд 17 в кавалерии — трубачи,

Слайд 18   -а в гренадерских полках еще и «флейтщики».

- В знаменитом Бородинском сражении принимали участие около 3.000 военных музыкантов. В каждом полку, батальоне, эскадроне были и песенники, хранители солдатского фольклора. Репертуар песенников отражал армейские традиции. Так появилась  русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

- Сейчас мы её послушаем и вы расскажете, что  узнали из истории нашей страны, из истории русской армии.  

(Слушание  р.н.п. песни )«Солдатушки, бравы ребятушки!» Слайд 19

Вопросы:

-Что указывает на то, что песня не современная, а старинная? (само название )

-О чём эта песня? (Что для солдата Армия  - это всё: и отцы, деды,  и жёны,  и детки.  Армия становилась  для солдата родным домом, потому, как служили тогда по 25 лет.)

- Перед вами карточки.  (работа по карточкам)

 

Задание. Выберите нужные варианты ответа.

 1 вопрос - Какой характер произведения?

(песенный,  маршевый, танцевальный)

2 вопрос- В каком ладу ? (мажорКОДЫ НА СМАЙЛИКИ ВКонтакте или минорГрустный смайлик Клипарты, векторы, и Набор Иллюстраций Без Оплаты Отчислений. Image 8950362.)                                     Слайд 13

3 вопрос -Какой жанр песни?

(былинная, солдатская, историческая)

 4 вопрос -Кто исполнитель? (хор, солист, ансамбль, солист и хор)

 5 вопрос -Сколько куплетов прозвучало?

 6 вопрос -Был ли припев в этой песне?

Слайд20

 (Вокально – хоровая работа над р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки»

Слайд 21 – 25 (слова песни)

Слайд 26 

Домашнее задание: 

Стр. 12-15 учебника. Читать и отвечать на вопросы.

Слайд 27  

 (Вывод урока) проверка знаний:

- Задайте друг другу по 1 вопросу, то что запомнилось на уроке.

(Дети задают друг другу вопросы по уроку)

Или учитель:

- С каким песенным жанром  мы сегодня познакомились на уроке?

- Что вы теперь знаете о кантах?

Итог урока, заключительное  слово учителя:

- Русскому человеку всегда были присущи любовь и беззаветная преданность своей Отчизне, особенно в тяжёлые для неё моменты, когда  он не раздумывая  мог отдавал за неё свою жизнь.  Подтверждение этому мы находим в старых песнях. И я верю, что современное поколение , будет достойным продолжателем славных традиций наших предков. «Виват, Россия!»

Задание. Выберите нужные варианты ответа.

1-Какой характер произведения?

(песенный,  маршевый,  танцевальный)

2-В каком ладу ? (в мажореКОДЫ НА СМАЙЛИКИ ВКонтакте или миноре Грустный смайлик Клипарты, векторы, и Набор Иллюстраций Без Оплаты Отчислений. Image 8950362.)

3-Какой жанр песни?

(былинная,  солдатская,  историческая)

4-Кто исполнял?

(хор;       солист;      ансамбль;      солист  и  хор)

5-Сколько куплетов прозвучало?

6-Был ли припев в этой песне? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"

Красочная презентация по теме урока  делает  изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"

Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока:   Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...

Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей

Цели  урока: 1.Познакомить  учащихся  со  значением  личности  Петра 1 в истории...

«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»

                                           Предназначена для работы с учащимися 9-1...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

УМК «Школа России» Окружающий мир 4 класс Опрос по разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»

УМК «Школа России»  Окружающий мир 4 классОпрос  по  разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»...