конспект урока по музыке
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Егорова Наталья Александровна

конспект урока по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx39.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, дата

музыка

Класс 3

Егорова Н.А.

Тема урока

Опера «Руслан и Людмила». Я славил Лирою преданья. Фарлаф. Увертюра.

УМК

Программа по музыке для 3 класса авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Цель

Содействовать развитию познавательного интереса к предмету музыка.

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Способствовать формированию знаний и представлений у обучающихся по теме урока "Опера «Руслан и Людмила». Я славил Лирою преданья. Фарлаф. Увертюра".

- Способствовать  формированию знаний у обучающихся о композиторе произведения А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» Михаиле Ивановиче Глинке.

Регулятивные УУД: способствовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, развивать самоконтроль при прослушивании музыкальных произведений, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

Познавательные УУД: способствовать формированию умения усваивать музыкальные термины, оценивать  значение творчества великого композитора М.И. Глинка.

Коммуникативные УУД: способствовать формированию умений формулировать свои мысли и обосновывать собственную точку зрения, учитывать позиций других людей.

способствовать формированию осознания личностного смысла учения, воспитание любви к классической музыке и бережного отношению к истории своего народа.

Оборудование

учебник ;аудиозаписи музыкальных композиций: увертюра«Руслан и Людмила» М.И.Глинки, ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, 2-е действие оперы " Руслан и Людмила". Фарлаф. М.И.Глинки; видеофрагмент "Каватина-Людмилы".

Методы и приемы обучения

словесные (беседа);

наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

практические (работа с презентацией);

прием  эмоционального настроя на урок, приём целеполагания.

План урока:

  1. Организационный момент-1 мин.
  2. Подведение к теме урока и постановке целей-5мин.
  3. Изучение нового материала -26мин.
  4. Закрепление изученного материала –5мин.
  5. Подведение итогов-2 мин.
  6. Рефлексия-1мин.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

I. Организационно-мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Александровна, и сегодня урок музыки проведу у вас я.

.

- Ребята, давайте проверим свою готовность к уроку, улыбнемся и пожелаем друг другу удачи.

- (Приветствуют учителя)

- (Улыбаются друг другу)

Личностные УУД.

Метод беседы.

Прием слухового восприятия.  

Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.

Дидактические средства: слово учителя.

II. Подведение к теме урока. Постановка целей и задач

Целепологание

- Ребята, кто из вас был в театре?

- А кто был в музыкальном театре?

-Как вы думаете, что можно  посмотреть и послушать в детском музыкальном театре?

- Что вам больше всего нравится смотреть и слушать?

- Конечно, раз  музыкальный театр детский, то часто основу музыкальных произведений составляют сказки или сказочный сюжет.

- А кто является героями сказок, приведите примеры.

-Послушайте сказочный отрывок из литературного чтения. Ваша задача вспомнить из какого произведения данный отрывок.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

-Молодцы. Поэма - сказка  «Руслан и Людмила» была с восторгом прочитана русским композитором М. И. Глинкой. Он написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила»

-Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

- Давайте поставим цель к нашему уроку.

- (Ответы детей)

-(можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.п.)

-(Сказки)

-(Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри, животные)

- (Слушают учителя)

- Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила".

- Опера "Руслан и Людмила"

-(Познакомится с оперой «Руслан и Людмила»)

Регулятивные УУД

Метод объяснения.

Прием слухового восприятия и зрительного восприятия.

Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.

Дидактические средства: слова учителя.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.

Прием слухового восприятия.

Дидактические средства: презентация, слова учителя.

Регулятивные, коммуникативные УУД.

Метод беседы, поощрения, педагогической поддержки.

Приемы слухового восприятия, развития воображения, мышления.

Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.

Дидактические средства: слова учителя.

Познавательные и коммуникативные УУД.

Метод беседы, поощрения, демонстрации.

Прием зрительного и слухового восприятия.

Фронтальная форма.

Дидактические средства: слова учителя, презентация.

III.

Изучение нового материала

Прослушивание музыкального произведения «Руслан и Людмила» и его анализ.

Прослушивание арии Руслана из оперы "Руслан и Людмила"

Просмотр музыкального видеофрагмента из оперы "Руслан и Людмила" "Каватина Людмилы"

Прослушивание второго действия оперы "Руслан и Людмила". Фарлаф.

- Ребята, а кто из вас знает, о чем опера "Руслан и Людмила"?

-Опера начинается со сцены свадебного пира:

Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. 

 -Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

-А теперь представьте, что мы с вами пришли в музыкальный театр , купили программку.

- А вы знаете, что такое программка и для чего она нужна?

-Итак, мы купили программку и попали прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра. Так начинается опера.

-А что же такое увертюра?

- На странице 74 вашего учебника, прочитаем точное определение.

- Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки.

- Каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»?

- А кто мне может сказать, что такое опера?

-Да, опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом.

А как называется этот перерыв в театре?

-Правильно.  Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы).

-А что делают художники в театре?

-Оперные артисты?

-Что делают музыканты в оркестре?

-А что делают писатели, поэты?

-Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем?

-Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр.

М. И. Глинка не просто пересказал содержание поэмы, но и для каждого героя композитор создал свой музыкальный портрет. Он языком музыки дополнил слова А.С. Пушкина  и поэтому музыкальные портреты получились очень яркими и интересными.

Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе, что герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана из оперы «Руслан и Людмила»

 

-Какая музыка по характеру? Каким вы представили себе Руслана?

-Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина. Каватина это - небольшая лирическая ария.

- Сейчас вы увидите музыкальный фрагмент из оперы, который называется «Каватина Людмилы». 

-Что вы можете сказать об этом персонаже? В каком настроении исполнен этот фрагмент?

- Ребята, а кто из вас знает, как звали соперника Руслана, который тоже отправился на поиски Людмилы?

- Откройте 72 страницу учебника и прочитайте как А.С. Пушкин характеризует Фарлафа.

- Выше всего он ставит лень и довольство; он рад получить Людмилу, но не прилагая для того особых сил. Ему обещает помочь злая колдунья Наина.

- А как композитор относится к этому персонажу мы узнаем послушав сцену из 2 действия оперы. В ней злобная колдунья Наина обещает Фарлафу свою помощь. Партию Фарлафа в опере исполняет самый низкий мужской голос

БАС.

- В чем отличие между героями Руслана и Фарлафа?

Физминутка

- Как в доброй сказке, как вы думаете какой финал этой оперы?

- (Ответы детей)

- (Слушают учителя)

- (-Программа  - это печатный путеводитель спектакля. В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание.

)

- (Увертюра – это вступление к опере или к балету).

-(Учащийся читает определение, что такое увертюра)

- ( Слушают увертюру "Руслан и Людмила)

- (Опера – это музыкальный спектакль, где поют герои)

-(Антракт)

- (Декорации, грим, костюмы)

- (Играют и поют)

-(Играют на музыкальных инструментах)

-(Пишут рассказы, сказки, стихи)

- (Без музыки)

-(Слушают учителя)

- (Слушают арию Руслана из оперы "Руслан и Людмила")

- (Ответы детей)

- (Каватина Людмилы отражает различные настроения шаловливо-грациозной девушки, но способной и на большое искреннее чувство)

- (Фарлаф)

- (Ответы детей) 

-(Слушают 2 сцену оперы)

- (Фарлаф трусишка, болтун, подлый, самовлюбленный хвастун. Руслан - честный , искренний, благородный, порядочный, мужественный,храбрый воин )

- (Ответы детей)

Регулятивные, коммуникативные УУД.

метод объяснения, поощрения, педагогической поддержки.

Прием зрительного и слухового восприятия, прием логического мышления.

Дидактические средства: слово учителя, презентация.

Коммуникативные, познавательные, личностные УУД.

Методы рассказа, беседы, демонстрация, поощрение.

Приемы слухового и зрительного восприятия, ответа на поставленный вопрос, развития мышления.

Фронтальная форма организации деятельности.

Дидактические средства: слова учителя, презентация.

Познавательные и коммуникативные УУД.

Метод беседы, демонстрация, поощрения.

Прием зрительного и слухового восприятия,  самостоятельного обучения.

Фронтальная форма работы.

Дидактические средства: презентация, слова учителя.

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.

Методы демонстрации аудиозаписи, демонстрации, беседы, анализа, поощрения.

Приемы зрительного и слухового восприятия, сравнения.

Фронтальная форма.

Дидактические средства: аудиозапись музыкального произведения «Руслан и Людмила» М.И.Глинка, слова учителя.

Познавательные, коммуникативные, личностные УУД.

Методы рассказа, беседы, демонстрация, поощрение.

Приемы слухового и зрительного восприятия, ответа на поставленный вопрос, развития мышления.

Фронтальная форма организации деятельности.

Дидактические средства: слова учителя, презентация.

Коммуникативные, познавательные, личностные УУД.

Методы рассказа, беседы, демонстрация, поощрение.

Приемы слухового и зрительного восприятия, ответа на поставленный вопрос, развития мышления.

Фронтальная форма организации деятельности.

Дидактические средства: слова учителя, презентация.

Познавательные и коммуникативные УУД.

Метод беседы, демонстрация, поощрения.

Прием зрительного и слухового восприятия,  самостоятельного обучения.

Фронтальная форма работы.

Дидактические средства: слова учителя, аудиозапись ария Руслана из оперы "Руслан и Людмила"

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.

Методы демонстрации видеофрагмента, демонстрации, беседы, анализа, поощрения.

Приемы зрительного и слухового восприятия, сравнения.

Фронтальная форма.

Дидактические средства: слова учителя.

Приемы слухового и зрительного восприятия, ответа на поставленный вопрос, развития мышления.

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.

Методы демонстрации, беседы, анализа, поощрения.

Приемы зрительного и слухового восприятия, сравнения.

Фронтальная форма.

Дидактические средства: слова учителя.

Регулятивные и личностные УУД.

Метод упражнения, демонстрация.

Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.

Дидактические средства: образцовое показание физических упражнений.

IV.

Закрепление изученного материала

-Сейчас я вам предлагаю почувствовать себя художниками. Я предлагаю нарисовать вам образ одного из героев поэмы «Руслан и Людмила» и описать их. Можно охарактеризовать вашего героя тремя прилагательными, только чтобы они не повторялись. (Руслан, Людмила, Фарлаф)

Проверка работ.

Личностные, регулятивные, коммуникативные,  познавательные УУД.

Методы объяснения, беседы, поощрения, педагогической поддержки.

Фронтальная и индивидуальная формы организации деятельности обучающихся.

 Самостоятельная творческая работа.

Дидактические средства: слова учителя

V.Подведение итогов

- А теперь давайте подведем итоги.

- С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?

-Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?

-Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?

- Что вам заполнилось больше всего?

- (отвечают на поставленные вопросы учителя, подводят итоги урока)

Коммуникативные УУД.

Метод опроса.

Прием слухового восприятия, прием ответа на поставленный вопрос.

Фронтальная форма.

Дидактические средства: слова учителя.

VI. Рефлексия

- Ребята, кому сегодня было все понятно, не возникали трудности поднимите две руки верх, у кого были небольшие трудности, поднимите одну руку вверх, а кто совсем не справлялся, тот не поднимает руки.

Покажите результативность.

-(Показывают результативность, оценивают самостоятельно  свою деятельность на уроке)

Личностные, регулятивные УУД.

Прием зрительного и слухового восприятия, самооценивания.

Индивидуальная и фронтальная форма организации деятельности обучающихся

Дидактические средства: слова учителя.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке на тему: «Музыка Венгрии».

Конспект урока по  музыкена тему: «Музыка Венгрии»....

Конспект урока по музыке "Зима в музыке" 1 класс

Конспект урока по музыке в 1  «А» классеУчреждение:  КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-АмуреУчитель музыки: Третьякова Евгения ВладимировнаПредмет: музыкаТема: "Зима в музыке".Программа...

конспект урока по музыке "Развитие музыки"

материал разработан в помощь учителю....

Конспект урока по музыке:" Музыка в кино "

Цель: продолжать знакомить детей с детскими песнями в кино.Задачи:Образовательная: формировать значимость музыки в жзни.Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию эстетики детей, любви к ...

Конспект урока по музыке в 3 классе: Изобразительные и выразительные интонации в речи и музыке.

Данный урок помогает раскрыть тему "Интонации в музыке и речи", что между ними общего. урок на эту тему проводится в 3 классе во 2 четверти....

Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных

Конспект урока в 3 классеТема: «Образы животных в музыке»Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.Задачи:1. Развитие сп...

конспект урока по музыке в 3 классе "Природа и музыка"

Конспект урока по музыке для 3 класса "Природа и музыка" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной....