ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Ирина Васильевна Еськова

Технологическая карта урока музыки для 4 класса разработана с учётом новых требований к структуре урока музыки. Цель урока: расширять и углублять знания о культуре и обычаях народа  через лучшие образцы музыкального фольклора и композиторского творчества.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

МБОУ «Обоянская СОШ №1»

Учитель музыки: Еськова Ирина Васильевна

Класс: 4 класс

Тема урока: «Родной обычай старины. Светлый праздник»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: расширять и углублять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образцы музыкального фольклора и композиторского творчества.

Учебные задачи:

личностные результаты:

  1. Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;
  2. Формировать умение выражать свое отношение к исполняемому произведению.

Метапредметные  результаты:

  1. П. – познание музыкальной культуры, обычаев и традиций своей страны;
  2. Р. – развивать формирование эмоционально осознанного отношения к музыкальному искусству;
  3. К. – формирование умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Предметные  результаты:

  1. Знать имена известных исполнителей;
  2. Сформировать первоначальные представления о роли музыки в жизни человека.

Оснащение урока:

Музыкальный ряд: звон колоколов, Ермолов «Апрель», С. Рахманинов «Светлый праздник», тропарь «Христос воскрес»

Литературный ряд: легенда о колоколе

Зрительный ряд: презентация, видео - фрагмент

Материалы для обучающихся: раздаточный материал, пенал

Материалы для учителя (оборудование): технологическая карта, презентация, аудиофайлы, видеофайлы


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

Методы обучения

1. Мотивация к учебной деятельности

(Вход под звон колоколов)

Приветствуют учителя

ЛУУД:

самоопределение

Поощрения

2.  Актуализация опорных знаний

- Скажите ребята, под какую музыку вы входили?

- Слышали вы их раньше? Где?

- Хорошо, верно.

- Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам посмотреть видео.

-Сформулируйте тему урока.

(на фоне колокольного звона)

-  в церкви.

(смотрят видеоролик)

(хором читают)

КУУД:

умение  полно и точно выражать свои мысли

РУУД:

Целеполагание

Повторение

3.Организация познавательной деятельности

- А что вы знаете о Пасхе?

- Я с вами согласна.

- Давайте познакомимся  с историей этого праздника. Я предлагаю вам послушать Тропарь «Христос Воскрес», (слайд)

Тропарь – это краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника.

- Что вы представили, слушая тропарь?

-Вам захотелось узнать об этом празднике больше?

-Хорошо, тогда  внимательно слушайте меня.

Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году.

У русских крестьян был обычай: в течение 40 дней Пасхи, ходить друг к другу в гости, поздравлять своих соседей, дарить крашеные яйца и куличи, играть в пасхальные игры. Особой популярностью у российской ребятни в старину пользовалась игра «Катание яиц»

(слайд). Люди приветствовали  друг друга возгласом «Христос Воскресе». И что слышали  в ответ?

Устраивали пасхальный пир. Главным угощением пасхального стола является…?

Они обходили дома один за другим, пели песни, играли и ждали подарков. Таких людей называли волочебниками.

- А вы знаете, что означает это слово?

- Слово это означает «поющие под окнами», а обряд носит название «хождение волочебников». 

- Вы знаете, как называется первое воскресенье после Пасхи?

В народе этот день называется Красной горкой. Это особая пора для молодежи. Это время свадеб, первого весеннего гуляния на вольном воздухе. Дети в этот день пели, водили хороводы, играли в игры, качались на качелях.

- Хорошо. А вы знаете, как проходит первая неделя после Пасхи?

Первая неделя после пасхи называется Светлой. Все 7 дней в храмах открыты колокольни, и каждый может подняться туда и звонить в колокола. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном.

- А вы знаете, как называют человека, который звонит в колокола?

- Церковный служитель, в обязанности которого входит звонить в колокола – это звонарь.

- Вот как это происходит (видеоролик)

- В народе с любовью и нежностью относились к колоколам.

Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время, люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула, оповещал людей о каких-либо важных событиях.

Сейчас вы узнали об обычаях народного праздника, а теперь давайте поговорим о композиторах, которые были неравнодушны к этому празднику.

- Ребята, обратите внимание на слайд, кто это? (слайд)

- Правильно! Одним из таких композиторов был Рахманинов. Он очень почитал этот праздник.

В его произведениях очень важны христианские мотивы.

Особую роль в жизни Сергея сыграла бабушка - Софья Александровна Бутакова, которая иногда увозила любимого внука к себе в Новгород. Живя у бабушки, Сережа часто бывал с ней на службах. Он посещал и новгородские монастыри, где слушал монашеское пение - старинные знаменные распевы. И первое впечатление мощного и стройного колокольного звучания стало и самым сильным, отложившим отпечаток на всю последующую жизнь великого композитора. Пение церковных колоколов стало символом его творчества.

- послушайте фрагмент из произведения С. Рахманинова «Светлый праздник» и обратите внимание на звучание фортепиано.

- Какой же темп у этого произведения?

- что же напомнило вам звучание фортепиано?

- Верно. Звон колоколов.

- Ребята, какой у нас сейчас месяц?

Верно. А Пасха в этом году очень ранняя, и наступает она в апреле.

- И сейчас я предлагаю вам разучить такую песню. Называется она «Апрель». У вас на столах есть текст. Сначала послушайте её, а потом мы с вами попробуем её спеть.

Сядьте правильно и удобно.

- А теперь давайте встанем из-за парт, и споём её стоя.

- Присаживайтесь.

И так, ребята, давайте подведём итог, решив кроссворд.

В настоящее время Пасха по-прежнему остается одним из самых почитаемых праздников для каждого. Не мудрено, ведь его смысл – возрождение и непременная победа жизненной силы

(Внимательно слушают учителя)

(Внимательно слушают учителя)

«Воистину Воскресе».

- Пасха и яйца

 

- нет

(Внимательно слушают учителя)

- нет

(Внимательно слушают учителя)

-звонарь

- С. Рахманинов

(Ответы детей)

- быстрый

- звон колоколов

апрель

 (Внимательно слушают учителя)

(Смотрят видео)

(Внимательно слушают учителя)

ПУУД:

Умение структурировать знания

КУУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

ПУУД:

Выделение необходимой информации

РУУД: прогнозирование, саморегуляция

КУУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

ПУУД:

Умение структурировать знания

КУУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

ЛУУД:

Самоопределение

РУУД:

целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Подводящий диалог

Рассказ

Побуждающий диалог

Рассказ

Стимулирования

Рассказ

Наглядно - слуховой метод

Рассказ

Подводящий диалог

Рассказ

Побуждающий диалог

 

анализ произведения

Побуждающий диалог

Повторение

4. Рефлексия учебной деятельности

Цыпленок, как и пасхальное яйцо, является символом возрождения и непрерывности жизни.

Я предлагаю вам раскрасить его.

Жёлтым или оранжевым цветом – у вас хорошее настроение, а если серый – плохое.

- Спасибо за урок, до свидания!

(выполняют творческое задание)

- до свидания!

ЛУУД:

самоопределение

Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Технологическая карта урока  музыки в 4  классепо программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.Сеу4.Шмагиной...

Технологическая карта. Урок музыки.Тема: Цвет и звук:"Музыка витража"

Урок муыки 4 класс, на тему Цвет и звук: "Музыка витража". УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Технологическая карта урока музыки Мир музыки Бетховена Батищева Н.А

Технологическая карта урока музыки Мир музыки Бетховена Батищева Н.А...