Технологическая карта по музыке в 3 классе на тему "Опера Иван Сусанин"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Суюшкина Карина Михайловна

Предмет: Музыка

Класс: 3

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: «Опера «Иван Сусанин»»

Цель урока: Познакомить с  оперным театром, с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; учить определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам; воспитывать  интерес  к музыке М.И.Глинки, к его творчеству, к опере «Иван Сусанин»; воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22._muzyka_ivan_susanin_3_klass.docx33.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Предмет: Музыка

Класс: 3

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: «Опера «Иван Сусанин»»

Цель урока: Познакомить с  оперным театром, с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; учить определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам; воспитывать  интерес  к музыке М.И.Глинки, к его творчеству, к опере «Иван Сусанин»; воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.

Планируемые результаты:

1. Предметные: в результате урока учащиеся:

- познакомятся с историей возникновения жанра «опера»; с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; с музыкальными терминами: увертюра, интродукция, опера, ария, хоровая сцена, речитатив; смогут - определять и соотносить различные по смыслу интонации (темы); - воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности (вокально – хоровая, музыкально – ритмическая) на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.

2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут:

регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.

коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.

познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;

- узнавать характерные черты отдельных оперных номеров;

- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

- извлекать информацию и делать логические выводы;

- ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.

3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут:

- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;

- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

- уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности.

Оборудование: Презентация, технологическая карта урока. Видеофильм «Глинка»;Видеофильм «Опера «Иван Сусанин»;Фонограмма: Хор «Славься», Текст: хор «Славься».

Этапы урока

Содержание занятия, задания, упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 – 2 мин). Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Эпиграф: «Когда мы едины – мы непобедимы!»

Ребята, я предлагаю начать наш урок со слушания музыки.

Звучит вступление (фрагм.) из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

-Определите характер музыки?

- Подумайте, какому народу она могла бы принадлежать?

Эти качества составляют – основу русской музыки 

Ответы учащихся.

Музыка принадлежит русскому народу.

Вначале музыка сильная, грозная, а затем песенная, плавная, широкая, распевная.

Русскому народу

Личностные: формирование положительной мотивации к обучению в школе, к урокам;  привлечение жизненно – музыкального опыта в процессе знакомства с музыкой;

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность; умение корректировать результаты в случае их несоответствия;

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися

Познавательные: овладение навыками речевого высказывания, в процессе восприятия музыки;

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5 – 6 мин).

Цель: актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, портреты этих людей.

Демонстрация слайдов с изображением русских полководцев: А.В.Суворова, М.И.Кутузова, И.Муромца, И.Сусанина, А. Невского.

- Как вы думаете, кто эти люди?

- Какими они обладают качествами?

-Что их объединяет?

 -Выделите человека из этой группы, который отличается от остальных.

- Кто это?

А что вам известно о нем?

Учащиеся отмечают, что они военные, узнают знакомые образы героев Отечества, защищающие Родину в разное историческое время. Качества - храбрость, сила, отвага, смелость. Объединяет – преданность и любовь к Родине и своему народу.

Среди полководцев не военный человек, а простой крестьянин. 

Иван Сусанин.

Он совершил подвиг, защищая свой народ и Родину.

Познавательные: ориентироваться в системе знаний. Применение полученных знаний об исторических событиях.

Коммуникативные: передача собственных впечатлений, высказывание своей точки зрения; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: формирование эстетических чувств и представлений.

III. Выявление места и причины затруднения (2 мин).

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Предание о героическом подвиге Ивана Сусанина послужило толчком к созданию первой русской оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки. Вначале урока прозвучала увертюра к опере «Иван Сусанин».

- Что значит увертюра?

Увертюра – это вступление к опере, балету или драматическому спектаклю.

Знакомятся с термином «Увертюра»

Регулятивные:

использовать определённые учителем ориентиры действия;

планировать свою

деятельность по выполнению задания.

Познавательные: осознавать необходимость нового знания.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

Итак, ребята, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. 

Тема урока: «Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки».

- Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?

-Предлагаю совместно составить план урока.

1.Узнать историю возникновения оперы как жанра в музыке;

2.Познакомиться с сюжетом и главными героями оперы «Иван Сусанин»;

3. Послушать и посмотреть музыкальные фрагменты из оперы.

- Участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;

- формулируют предполагаемую тему урока

- называют виды деятельности

Регулятивные:

понимать и принимать учебную задачу. 

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

V. Реализация построенного проекта (10 – 16 мин).

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для этого я предлагаю вам отправиться в музыкальный театр.

- Постановку, каких спектаклей мы можем увидеть на сцене театра?

- Ребята, а что такое опера?

- Кто создал первую оперу?

Первую настоящую оперу создал итальянский композитор Клаудио Монтеверди. В ее основу был положен древнегреческий миф об Орфее. Монтеверди стал чередовать речитативы (говор нараспев) с распевными мелодиями, выражавшими чувства, переживания героя. Эти мелодии стали называться – ариями что по - итал. означает «дух», т.к., чтобы произнести длинную фразу, надо набрать в легкие по - больше дыхания.

Монтеверди применил одновременное пение нескольких голосов – хоры и ансамбли.

Оркестр стал играть самостоятельную роль, исполняя вступление к опере и различным действиям, создавая нужное настроение. Так возникла опера.

По - итальянски, опера означает «Труд, сочинение».

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма. Это первая русская национальная опера.

- Что вы знаете об этом композиторе?

- Внимание на экран.

- Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)

– великий русский композитор, родился в селе Новоспасском Смоленской губернии.

Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: еще в детстве он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Обучался в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов. Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии, Испании, Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина и принялся за сочинение своей первой оперы, которую назвал «Иван Сусанин».

Обратимся к учебнику, стр.18.

- О каких событиях рассказывает эта опера?

- Кто главный герой этой оперы?

- Какой подвиг совершил Иван Сусанин?

Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612году. В это время Россия была захвачена польскими войсками. Польский король Сигизмунд Ш хотел посадить на русский трон своего сына – королевича Владислава. Поляки, узнав, что в Костромской губернии скрывается молодой русский царь Михаил Романов, которого народ хотел избрать новым русским царем, пытались помешать этому.

Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. И потребовали указать им дорогу на Москву, чтобы убить Михаила.

Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой, дремучий лес, на верную гибель. Узнав правду, враги зверски убивают его.

Благодаря подвигу Ивана Сусанина враги погибли в пути, так и не найдя дороги в монастырь.

Опера состоит из четырех действий с эпилогом.

Давайте познакомимся с главными действующими лицами оперы: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды, Сигизмунд (польский король).

Время действия: 1612 – 1613 годы

- И так, театр приглашает нас занять удобнее места и как сказал А.С.Пушкин:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Слушание: Интродукция из оперы «Иван Сусанин»

Интродукция – это введение. В опере это вокальный ансамбль или хор, предваряющий действия.

Послушайте, как звучит вступительная хоровая сцена оперы «Иван Сусанин»?

- Образы, каких героев представили? Что передает музыка?

Действие первое:

1613 год, крестьяне села Домнина, среди которых — Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю.

- Какой образ охарактеризовал Глинка в первом действии оперы?

2 действие оперы переносит нас на бал в старинный замок польского короля.

- Как вы думаете, почему король устроил бал во время войны?

Представьте: Роскошный бал в замке польского короля Сигизмунда. Один за другим звучат танцы: полонезвальсмазурка.

Звучит: «Полонез»

- Определите характер танца - полонеза?

- Ребята, какая динамика? (громко или тихо)

- А такой темп у мелодии? (быстрый-медленный-умеренный)

- Подумайте, какой линией вы изобразили бы движение танца? (ломаной, волнистой, прямой).

- Каким вы представили образ польского войска?

- Какие особенности музыки подчеркивают хвастливый характер польского войска – восклицательная интонация, акценты или отрывистые звуки?

Полонез торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника.

Я предлагаю вам отправиться на бал.

Задание:

- Выразите свое отношение к музыке через исполнительство, а именно, посредством движений под музыку.

- Какими движениями вы будите сопровождать это танец? (притопывание, подскоки или шаг).

- Какая осанка должна быть?

- Что вы еще добавите? (поклоны, приседания).

А сейчас давайте посмотрим фрагмент бала из оперы «Иван Сусанин» танец Полонез.

Сравните со своими движениями. Что получилось.

- А наш бал продолжается.

Следующий танец, который мы посмотрим - это мазурка.

Родина его тоже Польша.

- Сначала, он был распространен среди крестьян, а в 19 веке стал бальным танцем.

Просмотр видеофрагмента из оперы. Танец «Мазурка»

- Обратите внимание на характер музыки и движения этого танца.

- Сравните с музыкой Полонеза?

- А вы знаете, почему этот танец так называется?

- - Название танца происходит от слова “мазуры” — так называют жителей Мазовии.

- Давайте еще раз послушаем танец. А слушая, мы будем выделять акценты ударом своего каблука. Вставайте. Готовы? Тогда слушаем и танцуем.

- Молодцы.

- Как в музыке Глинка характеризует образ русских и поляков?

Глинка в опере характеризует русских - через песни, поляков - через танцы.

Я предлагаю вам поработать в парах. У вас на столе карточки с вопросами и вариантами ответов. Вам необходимо ответить на 4 вопросов.

1.Кто создал первую оперу, и какой миф был положен в ее основу?

А) Клаудио Монтеверди

Б) М.И.Глинка

В) П.И.Чайковский

2.Кто из композиторов написал оперу «Иван Сусанин»?

А) С.С. Прокофьев

Б) М.И.Глинка

В) Н.А.Римский-Корсаков

3.Кем был Иван Сусанин?

А) Ополченец

Б) крестьянин

В) князь

4.Музыкой, каких танцев показал композитор образ польского войска? (Выбери два варианта ответа)

А) мазурка

Б) полонез

В) полька

Просмотр презентации о композиторе.

Слушают рассказ учителя

Работа с учебником (читают)

О событиях, которые происходили 300 лет назад, когда крестьянин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской - войска Польского.

Герой этой оперы - костромской крестьянин Иван Сусанин, погибает за Русь.

Учащиеся знакомятся с сюжетом оперы.

Ребята знакомятся с главными действующими лицами оперы.

Учащиеся слушают и анализируют музыку.

Сначала звучит широкая, распевная, мужественная мелодия в исполнении мужского хора «Родина моя! Русская земля…»(образ воинов – защитников).

Затем звучит быстрая, плясовая тема ее исполняет женский хор « На зов своей родной страны». Оживленная и светлая, мелодия близка хороводным песням – (образ девушек, встречающих отважных бойцов).

Затем поет весь хор – музыка сильная, решительная, маршевая (сила и неустрашимость русского народа)

Так по русскому обычаю встречают дорогих гостей.

Учащиеся приходят к выводу - образ русского народа.

Выражают свое мнение.

- Потому что король считал, что они уже победили и поэтому начал праздновать победу.

Слушают и анализируют полонез:

Торжественный, гордый, важный, величественный;

- Мелодия исполняется громко;

- Умеренный

Пластическое интонирование.

Рисуют линии, которые отражают движение танца

- Гордым, надменным, хвастливым

- Акценты

Слушают и выполняют движения.

Отмечают, изящный легкий шаг сопровождается, неглубокими и плавными приседаниями.

Осанка - строгая, горделивая.

Смотрят фрагмент бала из оперы и сравнивают со своими танцевальными движениями.

Смотрят фрагмент бала из оперы

Выражают свое мнение

- Один танец медленный, плавный, а другой более быстрый, движения четкие.

Слушают и выполняют движения.

Познавательные:

Понимать данную информацию, находить в тексте нужные сведения; выделять главное; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

владение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

формирование представлений о необходимости чередования видов деятельности для снятия умственного и физического напряжения

Коммуникативные: согласовывать свои действия с партнёром;

владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: самостоятельно определять критерии оценивания;

дают оценку своей деятельности.

Личностные:

формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки 3 класс на тему:"Опера Иван Сусанин"

Конспект урока музыки 3 класс на тему "Опера Иван Сусанин"...

Интегрированный урок: музыка и окружающий мир по теме "Смутное время. Иван Сусанин."

Материал по теме смутного времени в России 1612 года.Тема урока: Смутное время. Обобщение.Цель урока:    1.образовательные:  а) воспитывать уч-ся с образом защитника Отечества в оп...

конспект урока музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

Урок музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойАвтор: Хейчиева Юлия Сергеевнаучитель музыки «МОКУ...

Конспект урока по музыке "Опера «Иван Сусанин" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели: знакомство учащихся с понятием «опера» на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» Планируемые результаты:Предметные: познакомить учащихся с понятием ...

презентация к уроку музыки в 4 классе "Опера Иван Сусанин"

Данный материал позволит учителю более полно раскрыть тему урока, зрительный ряд подобран по возрасту учащихся....

Проект урока музыки 3 класс. Опера "Иван Сусанин"

Проект урока музыки 3 класс по теме "Опера "Иван Сусанин"...

Музыка 3 класс «Русский национальный герой Иван Сусанин»

Цель: познакомить учащихся с образом защитника Отечества через музыкальное произведение.Задачи: сформировать представление о композиторе М. И. Глинке, как уникальном явлении в русской культуре и его в...