Музыка 3 класс «Русский национальный герой Иван Сусанин»
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Мачулина Любовь Алексеевна

Цель: познакомить учащихся с образом защитника Отечества через музыкальное произведение.

Задачи: сформировать представление о композиторе М. И. Глинке, как уникальном явлении в русской культуре и его вкладе в сокровищницу мирового музыкального искусства, развивать умения и навыки на основе изученного материала (учить уметь слушать биографию композитора, опираясь на музыкальные произведения; обогащать  духовный мир, познакомить учащихся с гениальной оперой Глинки, ее отличительными особенностями; расширить развивающийся познавательный потенциал личности учащихся, художественно - информационное пространство через освоение учащимися основных источников и каналов информации о  героическом подвиге костромского крестьянина Сусанина, гениальной первой русской  исторической опере, завоевавшей мировую известность; 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_3_klass_natsionalnyy_geroy_ivan_susanin.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка 3 класс «Русский национальный герой Иван Сусанин»

Цель: познакомить учащихся с образом защитника Отечества через музыкальное произведение.

Задачи: сформировать представление о композиторе М. И. Глинке, как уникальном                явлении в русской культуре и его вкладе в сокровищницу мирового музыкального искусства.

Планируемые результаты

Личностные:

- осознание значимости отобранного материала;

- формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости;

- формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

- готовность к преодолению трудностей; 

Познавательные УУД:

- развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи; 

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение  находить общее решение;

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты:

- развивать умения и навыки на основе изученного материала (учить уметь слушать биографию композитора, опираясь на музыкальные произведения; обогащать  духовный мир, познакомить учащихся с гениальной оперой Глинки, ее отличительными особенностями; расширить развивающийся познавательный потенциал личности учащихся, художественно - информационное пространство через освоение учащимися основных источников и каналов информации о  героическом подвиге костромского крестьянина Сусанина, гениальной первой русской  исторической опере, завоевавшей мировую известность; 

- создание условий для исследовательской деятельности учащихся;

- выведение алгоритма действий.

Тип урока:  урок новых знаний

Дидактический материал:

*Иллюстрации, портрет композитора, тексты песен.

*Нотная запись. (отрывок из оперы: «Иван Сусанин»)

*Раздаточный материал.( бумажные клавиши)

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор Учебник.  рабочая тетрадь

Ход урока.

  1. Вход под музыку М. Глинки «Полонез из оперы «Жизнь за царя».

Приветствие.

  1. Работа по теме урока.

1.Беседа.

  -- Как вы думаете, можно ли назвать маршем эту музыку?

         (Нет, эта мелодия лёгкая, больше похожа на танец)

      -- Это не марш, это  польский танец - полонез.

       П о л о н е з – польский танец (первоначально воинственный танец рыцарей). Особенно популярны были полонезы в XIX веке, из них есть очень известные такие, как полонез Шопена, Агинского. А этот полонез композитора М. Глинки из оперы «Жизнь за царя».

(Просмотр видео фрагмента)

      -- Что вы знаете о Глинке? (Биография М. Глинка)

        Глинка – основоположник национальной композиторской школы. Его сочинения оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов.

      -- Какие вы знаете его произведения?

(«Арагонская хота», «Ты, соловушка, умолкни!», «Попутная песня» и т. д.

Композитор написал ещё две оперы !Руслан и Людмила», «Иван Сусанин».)

      Учитель:  О  подвигах и доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, кино, музыке. Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, кантаты, солдатские песни и другие произведения. Русские композиторы, художники, писатели, поэты постоянно обращаются в своём  творчестве к теме защиты Родины. Это образы Александра Невского, Ивана Сусанина и т. д. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусств.

         

 Учитель: Сегодня на уроке нас ожидает удивительная музыка из оперы «Иван Сусанин», которая расскажет о героях прошлого времени. Её написал М. Глинка.

          Опера была написана в 1936 году и в этом же году состоялась премьера этой оперы на сцене Петербургского Большого театра. В ней главный герой – Иван Сусанин.

          -- Может, из вас кто-нибудь знает, какой геройский поступок он совершил?

(рассказы детей, стихотворения)

 М. Глинка сочинил об этих события арию, которая так и называется  «Ария Сусанина»

2.Слушание: ария Сусанина.

 Учитель:

 Ария состоит из трёх частей. Сегодня мы прослушаем с вами одну из частей этой арии.

-- Какой характер у этого героя? (сильный, мужественный)

-- Можем ли мы назвать его героем? Почему?

-- Да, он совершил великий подвиг, не пожалел своей жизни.

-- О чём думал герой перед смертью? (Он обращался к Богу с просьбой принять минуты смерти, прибавления силы, молится, а утром его убивают)

-- В каком темпе звучала музыка? (в умеренном)

-- Какой голос звучал? (бас)

-- Что такое патриотизм? (преданность и любовь к Отечеству)

-- Можно Сусанина назвать патриотом Родины?

-- Какие чувства вызывает эта ария? (чувства печали, скорби)

3.Просмотр фрагмента оперы «Славься»

 Учитель:

Завершает оперу хор «Славься».

-- Опера героическая. Почему?

Прославляется Русь-матушка с её героями.

--Почему в конце оперы поёт хор «Славься»?

       Учитель: Прозвучала музыка, завершающая оперу. Этот хор и уже известная ария Сусанина являются самым важным моментом в опере: подвиг Сусанина, его гибель ради спасения Москвы от врага и торжество в спасённой от врага Москве – вот на этом остром контрасте построена могучая патриотическая опера М. Глинки.

-- Вы обратили внимание на звон колоколов во время звучания хора?

-- Как они звучали? (торжественно и призывно, подчёркивая праздничный характер музыки)

4. Исполнение оперы.

-- по нотам; со словами

-- со словами и хлопками;

-- в ансамбле с учителем.

       Учитель: Каждый гражданин должен беречь свою Родину, быть патриотом своей страны, каким и был Сусанин. Когда вы подрастёте, то станете хорошими защитниками Отечества.

       Многие композиторы написали и продолжают писать песни о Родине, о своём крае. Хорошая песня – это целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное сочинение. Ведь даже в совсем небольшом музыкальном сочинении, каким является песня, можно так много сказать о жизни, о людях, о добрых чувствах. В песне композитора В. Баснера  «С чего начинается Родина» мы споём об этом.

5. Исполнение песня В. Баснера «С чего начинается Родина».

6. Выставление отметок с комментированием.

  1. Рефлексия

 Учитель: Закончился наш урок музыки, все старались, кто как мог, и сейчас я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке.

Красный круг – недоволен своей работой.

Жёлтый круг – есть над чем работать.

Зелёный круг – доволен своей работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"

           Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...

урок музыки 3 класс на тему:"Опера Иван Сусанин"

Конспект урока музыки 3 класс на тему "Опера Иван Сусанин"...

конспект урока музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

Урок музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойАвтор: Хейчиева Юлия Сергеевнаучитель музыки «МОКУ...

Технологическая карта по музыке в 3 классе на тему "Опера Иван Сусанин"

Предмет: МузыкаКласс: 3Тип урока: открытие нового знанияТема урока: «Опера «Иван Сусанин»»Цель урока: Познакомить с  оперным театром, с музыкальным и литературным содержан...

Конспект урока по музыке "Опера «Иван Сусанин" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели: знакомство учащихся с понятием «опера» на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» Планируемые результаты:Предметные: познакомить учащихся с понятием ...

презентация к уроку музыки в 4 классе "Опера Иван Сусанин"

Данный материал позволит учителю более полно раскрыть тему урока, зрительный ряд подобран по возрасту учащихся....

Конспект к уроку по литературному чтению 3 класс русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

Тема урока: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк» Цели: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки вол...