Конспект урока по музыке "Опера «Иван Сусанин" (УМК "Школа России", 3 класс)
материал по музыке (3 класс)

Цели: знакомство учащихся с понятием «опера» на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»

 

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с понятием опера и рассказать об М.И. Глинки "Иван Сусанин"

Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию музыки; адекватной самооценке, готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное

понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

 

Тип занятия: урок открытия «нового» знания

 

Методы и приёмы: урок размышления о музыке, наглядность, ЭО, словесный

 

Оборудование: Учебник «Музыка. 3 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; 2012 г. ; CD-диск «Комплекс уроков по музыке. 3 класс»; фонохрестоматия. 3 класс.; синтезатор; презентация; дневники музыкальных наблюдений

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

5

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет очень интересная тема, которая должна понравиться многим. Но сначала давайте споём, поприветствуем друг друга.

Слушают учителя. Поют музыкальную распевку «Здравствуйте».

Коммуникативные: Умение отвечать за себя. Участвовать в диалоге. Высказывать свою точку зрения. Познавательные: Учиться работать по предложенному плану Формировать умения анализировать информацию и правильно её усваивать.

II. Организация слушательской деятельности

16

Ребята, посмотрите, пожалуйста, портреты

этих людей.

Демонстрация слайдов с изображением

русских полководцев: А.В.Суворова,

М.И.Кутузова, И.Муромца, И.Сусанина,  А.

Невского.

- Как вы думаете, кто эти люди?  

- Какими они обладают качествами?

-Что их объединяет?

 

 -Выделите  человека  из  этой  группы,

который отличается от остальных.

- Кто это?

Иван Сусанин

 - А что вам известно о нем?

Он совершил подвиг, защищая свой народ и

Родину

 Предание  о  героическом  подвиге    Ивана

Сусанина  послужило  толчком    к  созданию

первой  русской  оперы    «Иван  Сусанин»  

М.И. Глинки.

Вначале урока прозвучала увертюра к опере

«Иван Сусанин».

- Что значит увертюра?

Увертюра – это вступление к опере, балету

или драматическому спектаклю

Учащиеся  отмечают,  что  они  военные,

узнают знакомые образы героев Отечества,

защищающие  Родину  в  разное

историческое время. Качества - храбрость,

сила,  отвага,  смелость.  Объединяет  –

преданность  и  любовь  к  Родине  и  своему

народу.

 Ответы учащихся

 

 

Среди  полководцев  не военный  человек,    а

простой  крестьянин.  

 

 

Предполагаемые ответы учащихся.

 

Знакомятся с термином «Увертюра»

Записывают  в  дневники  музыкальных

вп

Коммуникативные: Участвовать в диалоге. Высказывать свою точку зрения. Познавательные: Анализировать задания. Регулятивные: Планировать свою работу

V. Физминутка

2

Сейчас давайте немного передохнём и разомнёмся. Надо пальчики размять, надо пальцам погулять А пойти на физкультуру можно на клавиатуру. Побежали вправо руки, зазвучали выше звуки Если влево побежали, звуки ниже зазвучали. Вдруг пошли они вразброд, а потом наоборот А потом все пальцы вместе начали прыжки на месте. Били по прыжкам рекорды, и играли все аккорды.

Выполняют разминку.

Регулятивные: Проводить физическую разгрузку в ходе работы.

IV. Организация слушательской деятельности

16

Для этого я предлагаю вам отправиться в музыкальный театр.

- Постановку, каких спектаклей мы можем увидеть на сцене театра?

- Ребята, а что такое опера?

 -  Кто создал первую оперу?

     Первую настоящую оперу создал итальянский композитор Клаудио Монтеверди.  В ее основу был положен древнегреческий миф об Орфее. Монтеверди  стал чередовать речитативы (говор нараспев) с распевными мелодиями, выражавшими чувства, переживания героя. Эти мелодии стали называться – ариями что по - итал. означает «дух», т.к., чтобы произнести  длинную фразу, надо набрать в легкие по - больше дыхания.

Монтеверди применил одновременное пение нескольких голосов – хоры и ансамбли.

Оркестр стал играть самостоятельную роль, исполняя вступление к опере и различным действиям, создавая нужное настроение.

 Так возникла  опера.

По -  итальянски, опера означает «Труд, сочинение».

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма. Это первая русская национальная опера.

- Что вы знаете об этом  композиторе?

- Внимание на экран.

-  Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) 

великий русский композитор, родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. 

   Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: еще в детстве  он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество.

          Обучался в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга.

       Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов.

      Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии, Испании, Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина и принялся за сочинение своей первой оперы, которую назвал « Иван Сусанин», но по настоянию царской цензуры оперу пришлось переименовать в «Жизнь за царя». Лишь в советское время она получила своё первоначальное название, данное автором.

Давайте обратимся к учебнику, стр.18.

-  О каких событиях рассказывает эта опера?

-  Кто главный герой этой оперы?

- Какой подвиг совершил Иван Сусанин?

         Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612году. В это время Россия была оккупирована польскими войсками.    Польский король Сигизмунд Ш хотел посадить на русский трон своего сына – королевича  Владислава.

       Поляки, узнав, что в Костромской губернии скрывается молодой русский царь Михаил Романов, которого народ хотел избрать новым русским царем,  пытались помешать этому.

            Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. И потребовали указать им дорогу на Москву, чтобы убить Михаила.

Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой, дремучий лес, на верную гибель. Узнав правду, враги  зверски убивают его. 

      Благодаря подвигу Ивана Сусанина  враги погибли в пути, так и не найдя дороги в монастырь.

      Опера состоит из четырех действий с эпилогом.

Давайте познакомимся с главными действующими лицами оперы: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды, Сигизмунд (польский король).

Время действия: 1612 – 1613 годы

- И так, театр приглашает нас занять удобнее места и как сказал А.С.Пушкин:

        Театр уж полон; ложи блещут;

        Партер и кресла, все кипит;

        В райке нетерпеливо плещут,

        И, взвившись, занавес шумит.

Слушание:  Интродукция из оперы «Иван Сусанин»

  Интродукция – это введение. В опере это вокальный ансамбль или хор, предваряющий действия

- Послушайте, как звучит вступительная хоровая сцена оперы «Иван Сусанин»?

 - Образы,  каких героев представили? Что передает музыка?

Действие первое:

1613 год, крестьяне села Домнина, среди которых — Иван Сусанин,  его дочь Антонида и  приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю.

        Ребята, давайте представим себя в роли артистов театра.

Задание: Разыграть фрагмент музыкального спектакля – оперы в классе.

Для этого предлагаю разучить  отдельные темы оперы. (Мелодии мужского и  женского хора).

- Оперы, балеты, мюзиклы.

-Опера - музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.

Слушают рассказ учителя.

Ребята вспоминают  миф об Орфее.

«…В день свадьбы умерла его юная супруга Эвридика. Очень тосковал по ней Орфей.

   Пением и искусной игрой на кифаре Орфей сумел растрогать грозных богов. Смилостивились они над ним,  и  разрешили ему спустился в подземное царство мертвых, но  с одним условием: Орфей не должен оглядываться пока не выйдут они с подземного царства.  Не сдержался Орфей, оглянулся, и лишь, взглянув на нее, снова потерял ее, теперь уже навсегда…»

 

Просмотр презентации о композиторе.

Слушают рассказ учителя

Работа с учебником (читают)

О событиях, которые происходили 300 лет назад, когда крестьянин Кузьма Минин и  князь Дмитрий Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской - войска Польского.

Герой этой оперы - костромской крестьянин Иван Сусанин,  погибает за Русь.

Учащиеся знакомятся с сюжетом оперы

Ребята знакомятся с главными действующими лицами оперы

Учащиеся слушают и анализируют  музыку.

Сначала звучит широкая, распевная, мужественная мелодия в исполнении мужского хора «Родина моя! Русская земля…»(образ воинов – защитников).

Затем звучит  быстрая, плясовая тема ее исполняет женский  хор « На зов своей родной страны». Оживленная и светлая,  мелодия близка  хороводным песням – (образ девушек, встречающих отважных бойцов).

Затем поет весь хор – музыка сильная, решительная, маршевая (сила и неустрашимость русского народа)

Коммуникативные: Уметь вступать в диалог и участвовать в нём. Высказывать свою точку зрения. Познавательные: Анализировать и структурировать полученные знания. Регулятивные: Уметь оценивать свою деятельность на уроке (самооценка). Уметь оценивать деятельность одноклассников на уроке (взаимооценка).

IX. Рефлексия

1

Я предлагаю вам поработать в парах. У вас на столе карточки с вопросами и вариантами ответов. Вам необходимо ответить на 5 вопросов.

1.Кто создал первую оперу, и какой миф был положен в ее основу?

    А) Клаудио Монтеверди

    Б) М.И.Глинка

    В) П.И.Чайковский

 2.Кто из композиторов написал оперу «Иван Сусанин»?

А) С.С. Прокофьев

Б)  М.И.Глинка

В) Н.А.Римский-Корсаков

3.Кем был Иван Сусанин?

А) Ополченец

Б) крестьянин

В) князь

4.Музыкой, каких танцев показал композитор образ польского войска? (Выбери два варианта ответа)

А) мазурка

Б) полонез

В) полька

 5.Какой подвиг совершил Иван Сусанин?

А) спас своих детей

Б) пожертвовал своей жизнью ради                  Родины, перед смертью думал не о себе, а о том, как закончится война

В) погиб в плену

     В заключении я предлагаю вам оценить наш урок и вашу работу на уроке.

 Итак, если вам понравился  урок, вы поняли материал, попрошу встать.

Если вам не понравилась тема урока или что -  то не поняли, попрошу не вставать.

Давайте похлопаем друг другу.

Я благодарю всех за работу на уроке.

Работа в парах

Ребята оценивают урок

Коммуникативные: Уметь выражать свои мысли. Познавательные: Структурировать полученную на уроке информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Иван Бунин Листопад. 4 класс

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "И. Бунин. Листопад."...

Конспект урока на тему"Моря, реки озёра России" (УМК"Школа России"4 класс)

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России. Планируемые результаты Предметные:     ·        ...

Конспект урока по истории на тему :"Патриоты России" Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Патриоты России" Школа России 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру"Золотое кольцо России", 1 урок (Школа России, 3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ихдостопримечательностями. Планируемые результаты:Предметные:- знать города, входящие в Золотое кол...