Технологическая карта "Музыкальная азбука"
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Технологическая карта "Музыкальная азбука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23.1._muzykalnaya_azbuka.docx25.93 КБ
Файл 23_muzyka_muzykalnaya_azbuka_1_klass.docx48.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УМК: «Школа России»                                                       1 класс        

Тип урока: «открытие» нового знания

Тема урока: «Музыкальная азбука»

Цель: ознакомление детей с элементами музыкальной грамоты

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик будет знать названия нот

Ученик будет уметь: различать ноты по звучанию

Метапредметные:

Познавательные УУД:

-понимать основные термины и понятия музыкального искусства;

-выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;

-учиться размышлять о музыке.

Регулятивные УУД:

-способность к контролю, самоконтролю;

-совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.

Коммуникативные УУД:

-формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Личностные:

-демонстрировать личностно-окрашенное  эмоционально-образное восприятие музыки;

-развивать чувство ритма.

Оборудование и ресурсы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина: «Музыка 1 класс» - М.: Просвещение, 2018. – учебник, наглядное пособие, музыкальное сопровождение, мультимедия.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1-2 мин

Цель: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята.

Начнем урок с приветствия. Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Приветствуют учителя, садятся за парты.

Приводят в порядок рабочее место.

 

Коммуникативные УУД:

-формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

II. Актуализация и пробное учебное действие

5 мин

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

 

- Сегодня, прежде чем начать наш с вами урок, я бы хотела вас познакомить с одной загадочной мелодией. Прослушайте ее и скажите, о чем она? (Звучит песня «Азбука»  А.Заруба , Б.Заходер)

- Ребята, о чем же была песенка? (Об Азбуке)

Правильно, а что такое азбука и зачем она нужна? ( Азбука- это книга и нам нужна, чтобы мы знали буквы, умели составлять слова и предложения).

- А сколько же букв в русском алфавите? (В русском алфавите 33 буквы).

- Все верно, благодаря этим буквам, мы с вами можем читать, писать, разговаривать.

Слушают мелодию. Отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД:

-формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности

III. Выявление места и причин затруднения

2-3 мин

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

- Сегодня мы начнём знакомиться еще с одной азбукой. На каком уроке мы с вами находимся? (На музыке).

- Значит и азбука у нас с вами будет? (Музыкальная). Тема нашего урока «Музыкальная азбука».

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

 -учиться размышлять о музыке.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

1-2 мин

Постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе выбора способа и средств их реализации.

- Правильно,  для чего нужна музыкальная азбука? (Чтобы записывать музыку).

- Верно. Музыка, как и наша речь, состоит из особых музыкальных звуков, которые обозначаются определёнными значками – нотами. И чтобы заниматься музыкой – петь, играть на каком-либо инструменте, сочинять, - нужно знать и понимать музыкальный язык. И сегодня мы начнём знакомиться с основными музыкальными звуками.

Отвечают на вопросы.  Слушают учителя.

V. Реализация построенного проекта

9-10 мин

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

«Музыкальная азбука» - это начало большого путешествия в страну музыки. Здесь много интересного! Постепенно, знакомясь со всеми жителями этой страны, мы много узнаем и многому научимся.  И только четыреста лет назад в Италии изобрели НОТЫ – это знаки, которыми записывается музыка.  

а сколько их всего?

 Да, их всего семь, но сколько музыкальных произведений сочинено композиторами, сколько песен написано!!!! В каждой нотке заложена огромная сила. Эта сила может нас развеселить, а может заставить плакать. А кто знает название всех семи нот.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си! (Давайте все вместе повторим)

А теперь мы не много отдохнем, а помогут нам в этом наши 7 нот.

Физ. минутка: ДО – попрыгаем на месте 1-2-3!

                                             РЕ – похлопаем в ладоши 1-2-3!

                                             МИ – побегаем на месте 1-2-3!

                                             ФА – наклоны, дружно, вместе 1-2-3!

                                              СОЛЬ – потянемся повыше 1-2-3!

                                              ЛЯ – присядем, да пониже 1-2-3!

                                              СИ – надуемся как шар 1-2-3!

                                              И все дружно спустим пар 1-2-3!!!

 Чтобы пьесу записать

Ноты нужно твердо знать!

 Есть у радуги семь красок,

А у музыки семь нот.

Только кто же без подсказок

Эти ноты разберет?

Как слова записывают с помощью букв, так и музыку записывают с помощью нот.

Эти полоски – нотный стан. На них записывают нотки. Сейчас мы посмотрим на нотки и послушаем их. Но прежде, чем это сделать, я хочу обратить ваше внимание на этот знак в начале нотного стана.

 Может кто-нибудь из вас знает, как он называется и для чего нужен?

 (скрипичный ключ, он говорит о начале любого муз произведения)

Этот ключик не простой! Расскажу я вам какой!

Я сначала нарисую Закорючку вот такую,

Дальше линию продлю, На верхушке закруглю,

Ой, какой-то вышел гусь. Я чуть-чуть его боюсь.

Нет! Я сделаю вот так: Чтобы был не гусь, а знак,

Быстро линию прямую Жирной точкой завершу я.

Вот и вышел ключ отличный, А зовется он скрипичный.

И второе имя есть, Напишу его я здесь: ключ соль.

-Если ноты записать по порядку, то получится звукоряд. Давайте изобразим как же ноты располагаются на нотном стане(показ на доске, дети рисуют у себя в тетр).

 Вы заметили, что названия нот – это по сути слоги русского языка. Давайте придумаем слова, где встречаются эти слоги – ноты

 « До – дом»

«Ре – репка»

« Ми – мишка

«Фа – фара»

«Соль – соль»

    «Ля – лягушка»

    «Си – синица»

Отвечают на вопросы учителя

Предметные:

Ученик будет знать названия нот

Ученик будет уметь: различать ноты по звучанию.

Познавательные УУД:

-понимать основные термины и понятия музыкального искусства;

-выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;

-учиться размышлять о музыке.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1-2 мин

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Семь всего лишь нот на свете:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ты запомни ноты эти

И со мной произнеси:

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.(Учитель вместе с детьми поет звукоряд, показывая звуковысотность рукой).

Ребята, для того чтобы закрепить знания задам вам вопросы.

1) Как называются значки, которыми записывается музыка?

2) Сколько нот в музыкальной азбуке?

3)Угадай ноты

4)Расставь ноты на нотный стан и назови их

Отвечают на вопросы учителя

Предметные:

Ученик будет знать названия нот

Ученик будет уметь: различать ноты по звучанию

 



Предварительный просмотр:

Предмет: Музыка

Класс: 1

Тема урока: Музыкальная азбука.

Цель урока: Узнать и изучить азбуку музыки, знания о нотной азбуке; учиться исполнять и слушать музыку, взаимодействовать в процессе хорового пения.

Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые результаты:

1. Формирование предметных УУД:

а) исполнять музыкальные произведения (пение, музыкально-пластическое движение)

б) общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов;

в) воплощать художественно-образное содержание (в пении, слове, движении, игре);

г) эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.

2.Формирование личностных УУД:

а) формировать мотивацию к обучению и познанию;

б) уметь давать адекватную самооценку;

в) формировать готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

3.Формирование регулятивных УУД:

а) умение удерживать цель деятельности до получения ее результата;

б) умение видеть ошибку;

в) умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

4. Формирование познавательных УУД:

а) умения эмоционально исполнять музыкальные произведения.

б) воспринимать на слух музыкальное произведение. 

в) давать образную характеристику прослушанного произведения.

5. Формирование коммуникативных УУД:

а) воспринимать различные точки зрения;

б) строить монологическое высказывание;

в) владеть диалогической формой речи;

г) ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

д) умения слушать и слышать учителя, ученика. 

Оборудование: компьютер, музыкальный материал, УМК, презентация. Е.Д.Критская Г.П.Сергеева Т.С.Шмагина «Музыка 1 класс».

Музыкальный материал:

  • «Азбука» А. Островский.
  • «Звуки музыки» Р. Роджерс
  • «Учат в школе» В. Шаинский.
  • «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковский.

Этапы урока

Содержание занятия, задания, упражнения. Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 – 2 мин). Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Дети входят в класс под песню «Азбука» А.Островского

Ребята, скажите о чем была песенка?

Зачем нам нужна азбука?

Кто может мне ответить, сколько в русском алфавите букв?

Песенка про азбуку.

Азбука нам нужна, чтобы уметь составлять слова и предложения.

С помощью букв мы читаем и пишем слоги, слова и предложения.

Нет.

Личностные: формирование положительной мотивации к обучению в школе, к урокам.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5 – 6 мин).

Цель: актуализации и пробного учебного действия.

Интересно было бы узнать, а для чего нужны 33 буквы, что можно с ними делать?

Как вы думаете, что еще можно назвать азбукой?

Азбукой, ребята, называют не только буквы. Основу чего-либо, важную и необходимую, тоже называют азбукой. Например, азбука поведения, азбука вежливости. А есть ли азбука у музыки? А хотели бы вы это узнать?

Буквы можно читать и писать.

Познавательные: ориентироваться в системе знаний.

Коммуникативные: формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: формирование эстетических чувств и представлений.

III. Выявление места и причины затруднения (2 мин).

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что составляет основу для музыки.

Как вы, ребята, думаете можно ли написать музыку буквами или цифрами?

Скажите, ребята, а можно ли записать музыку?

С помощью чего?

  1. Верно.

Нет. Буквами мы можем записать только слова песни.

Можно.

С помощью нот.

Регулятивные:

использовать определённые учителем ориентиры действия;

планировать свою

деятельность по выполнению задания.

Познавательные: осознавать необходимость нового знания.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Тема нашего урока: Музыкальная азбука. А какую цель мы сегодня поставим на урок?

Чтобы достичь нашей цели, что мы должны сделать? Давайте поставим задачи на сегодняшний урок.

Задачи:

  1. Узнать азбуку музыки (слайд 1)

Учиться исполнять и слушать музыку. (Выделенные слова написаны заранее учителем на доске, дети должны их дополнить)

Узнать и изучить азбуку музыки.

Регулятивные:

понимать и принимать учебную задачу.

V. Реализация построенного проекта (10 – 16 мин).

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- Ребята, перед вами клавиатура. Скажите, у какого инструмента эти клавиши?

- Посчитайте, пожалуйста. Сколько нот всего?

- Правильно. Всего семь нот. А как они называются

- А теперь давайте их споем.

- А теперь, чтобы их запомнить, давайте вместе поиграем. Подходите по одному ко мне, вытаскивайте любой листочек. Прочитайте что там написано. На ваших листочках написаны названия нот. Я буду петь, а вы, услышав свою ноту, быстренько встаете с места и также быстро садитесь. Договорились?

- С нотами мы познакомились, теперь нам нужно их куда-то поселить. А куда же мы их поселим?

- Правильно, им нужен дом. Посмотрите на слайд и скажите, пожалуйста, из чего этот дом состоит?

- А сколько линеечек, сосчитайте

- Да, ребята. Дом состоит из линеечек, и называется нотным станом. Давайте скажем вместе: нотный стан.

- Ребята, но мы видим, что на линеечках нет наших нот. Наверное, домик закрыт. И чтобы нотам попасть к себе домой, нужен ключ. Давайте с вами поможем ноткам найти этот ключ. Вам такое задание. На ваших партах лежат конвертики, а внутри буквы. Вам нужно собрать слово «ключ»

- Молодцы, ребята. Вы все справились с этим заданием и помогли нашим ноткам попасть к себе домой. Во главе вы видите тот самый ключ, без которого ноты не могут жить. А называется он «скрипичный ключ». Давайте все вместе повторим.

- Ребята, ноты дома, и нам весело и хорошо. Пришло время потанцевать и отдохнуть. Покажите мне ваше настроение.

- Давайте теперь научимся писать ноты. Буквы мы уже умеем писать и будет неплохо, если мы научимся писать ноты. У вас на столах лежат листочки с линеечками, и я написала вам для образца красной пастой скрипичный ключ и ноты. Посмотрите сначала, как я это делаю, и повторяйте в своих тетрадях.

- Давайте посмотрим, какие у вас получились красивые ноты. Поднимите свои листочки и покажите друг – другу и нашим гостям.

- А у кого – нибудь есть желание выйти к доске и написать на нотном стане?

- Дорогие ребята. Вы теперь научились писать ноты. Молодцы! Ну, а теперь давайте мы споем песенку про веселую мышку, которая жила в рояли и очень любила музыку.  Но перед тем как спеть, давайте вспомним, как мы должны вести себя при пении.

- Для начала подготовим наш голосовой аппарат к пению, т.е. сделаем голосовую гимнастику. Давайте споем распевки мягко, спокойно

- Ну а теперь споем песню

- Молодцы, ребята! Вы настоящие музыканты и так хорошо исполнили песенку о веселой мышке. А вы хотите, чтобы мышка была всегда с вами и помогала вам учится.

- Если вы захотите, то вы можете дома в своих тетрадях нарисовать мышку, а на следующем уроке нам покажете.

- Итак, дорогие ребята, мы с вами сегодня познакомились с музыкальной азбукой. Давайте вспомним, что новое сегодня мы узнали. Чтобы играть на музыкальных инструментах, петь песни, сочинять музыку мы должны знать…

- В музыке всего

- Ноты пишутся на …

- Линеечек всего….

- Эти линеечки называются …

- Во главе нот стоит …

- А также мы узнали, как они называются…

-Фортепиано

-Семь

-До, ре, ми, фа, соль, ля, си

- В дом

-Из линеечек

- Пять

-Нотный стан.

Дети выполняют задание

-Скрипичный ключ

Дети поднимают свои листочки с нарисованными нотами

Желающие выходят к доске и рисуют ноты.

Дети повторяют правила во время пения

Дети поют распевки

Дождик, дождик,
Кап, кап, кап.
Ты не капай долго так!
Хватит землю поливать,
Нам пора идти гулять!
Кап! Кап! Кап! Кап!

Исполняют песню «Веселая мышка»

- Да!

-Ноты

- Семь нот

- Линеечках

- Пять

- Нотным станом

- Скрипичный ключ

- До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си

Познавательные:

Понимать данную информацию, находить в тексте нужные сведения; выделять главное.

Коммуникативные: согласовывать свои действия с партнёром;

владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: самостоятельно определять критерии оценивания;

дают оценку своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Старинные азбуки и буквари".

Пример технологической карты урока Учитель ___________________________________________________________________________________Класс: 1 Предмет: литературное чтениеТема: Старинные азбуки и буквари...

Технологическая карта урока чтения "Прощание с Азбукой"

Цели деятельности педагога: создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; учить выразительно читать стихотворения.Планируемые результаты образования: ...

Технологическая карта урока развития речи в 3 классе по теме "Азбука вежливости. Как написать письмо."

Технологическая карта урока разработана по русскому языку в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа", но также может быть использована и учителями начальных классов, работающими по другим...

Технологическая карта урока по азбуке. Тувинский язык

здесь представлена примерная технологическая  карта урока на тувинском языке....

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"...