Школьный оркестр как форма работы с одаренными детьми
опыты и эксперименты по музыке (4 класс)

Соломина Ираида Ивановна

Статья из опыта работы во внеурочной деятельности в ансамбле свирелей рассказывает о принципах работы, мотодике и конечном результате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_orkestr.doc45 КБ
Microsoft Office document icon moe_tvorchestvo_statya_pro_orkestr.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Классификатор по УДК 5527

Школьный оркестр как форма работы с одаренными детьми

Соломина Ираида Ивановна

МОУ гимназия № 24

г. Люберцы Московской области

учитель музыки

aida-si@mail.ru

Аннотация: статья из опыта работы педагога рассказывает о занятиях на свирели с одаренными детьми. В процессе работы коллектив юных музыкантов преобразовался в инструментальный оркестр, который с успехом выступает на музыкальных конкурсах разного уровня.

Annotation: Article from the experience of the teacher talks about the lessons in the flute with gifted children. In the process, a team of young musicians transformed into an instrumental band, which successfully performs at musical competitions of different levels.

Сегодня актуальность проблемы увеличения количества учебных часов, отводимых на образовательную область «Музыка. Искусство», остается не до конца решенной. Не стоит забывать, что возраст 6-9 лет – самый интересный и благодатный для развития творческих способностей ребенка, только в этом возрасте, когда дети смотрят на мир с широко раскрытыми глазами, когда нет еще закомплексованности, когда ребенок с интересом берется за любое новое дело, - необходимо  научить его творить и творчески мыслить, развить эмоциональную сферу деятельности, которая будет так необходима во взрослой жизни.  

Большое значение приобретают занятия музыкой, искусством, как нельзя более воздействующим на эмоциональную сферу человека. В начальных классах это пение детей в хоре. При этом обнаруживается, что у некоторых детей музыкальные данные развиты настолько слабо, что они не могут чисто интонировать и сразу включаться в процесс пения. Игра на детских музыкальных инструментах, как показывает практический опыт, опосредованно, но весьма существенно влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона, становлению чистоты певческой интонации, развивает музыкально-творческие способности.

Игру на инструментах я рассматриваю как творческий процесс, способствующий одновременно усвоению навыков игры и формированию различных музыкальных способностей через творческие проявления учащихся. У каждого ребенка разнообразны сочетания природных данных, своеобразен путь их формирования, обусловленный внутренними причинами и внешними воздействиями.

Инструментальная форма практической музыкальной деятельности устраняет психологический барьер у детей и вселяет веру в возможность активного музыкального развития, что является важной установочной предпосылкой в процессе музыкального обучения и воспитания.

В своей работе на уроках музыки я использую два вида простейших музыкальных инструментов. Это: 1) музыкальные инструменты с определенной высотой звука (свирели, металлофоны) и 2) инструменты шумовые, без определенной высоты звука (ложки, трещотки, треугольники, маракасы и др.)

Играя на элементарных музыкальных инструментах, дети с удовольствием включаются в активную музыкальную деятельность. Главное – каждый находит инструмент по душе, осваивая приемы игры и способы звукоизвлечения, каждый видит в несложной музыкальной партитуре свою роль (партию), стремиться играть в ансамбле слаженно и гармонично. В процессе такого музицирования развивается чувство ритма, тембровый слух, чувство темпа и чистота интонации. Но главное – это сопричастность к общему делу, радость совместного творческого труда, возможность творить и создавать самому. Такой урок пролетает незаметно и ребятам хочется более глубоко погрузиться в процесс работы над произведением, найти новые краски музыкальной палитры.

Так постепенно музыка из обязательных занятий на уроке перерастает у детей в потребность заниматься дополнительно, развиваться и совершенствоваться. Именно из желания детей заниматься музыкой дополнительно, в нашей гимназии  возник детский оркестр.

Все началось с того, что на курсах повышения квалификации на одном из занятий нам, педагогам музыки, взрослым людям  со среднеспециальным и высшим музыкальным образованием предложили освоить, казалось бы, простой инструмент – свирель. Поначалу все подумали, что это игрушка, вроде детских свистулек, и использовать ее можно на народных праздниках в качестве шумового инструмента. И только в процессе знакомства со свирелью стало понятно, сколько промежуточных осознанных действий нужно совершить, чтобы она зазвучала. Это и правильное межреберное дыхание, и атака звука, и распределение силы потока воздуха, и ровное голосоведение, и точное окончание звучания ноты, и многое другое.

Когда все мои старания привели к более или менее положительному результату, я влюбилась в звучание этого инструмента, все лето играла на свирели, подбирала знакомые мелодии, импровизировала… И все время думала: понравится ли этот инструмент моим ученикам, захотят ли научиться на нем играть, как смогут применить свои умения и навыки в жизни.

 Ознакомившись с методикой работы Э. Смеловой, с энтузиазмом взялась за дело. Вначале я ввела знакомство со свирелью в процесс обучения на уроках музыки. Конечно, добиться сразу хорошего результат я и не ожидала, ведь в классе большое количество учеников, кто-то схватывает все налету и хочет дальше осваивать азы, а кто-то останавливается в самом начале, так  как не может правильно извлечь звук (он просто свистит), не получается ритмически правильно сыграть мелодию и т.д.

Вот тогда и пришла идея создать ансамбль свирелей. Эти занятия стали дополнительными, на них стали приходить дети, живо и эмоционально откликающиеся на музыку, любящие (но, как правило,  не умеющие) петь и  желающие освоить какой-либо инструмент, т.к. по разным причинам в музыкальную школу они не попали.

Нотные пособия Э. Смеловой очень грамотно и доступно развивают как ритмические, так и мелодические способности каждого ребенка. Прекрасно, что начинаем обучение на свирели с левой руки, что особо развивает координацию правшей. Тактильные ощущения пальцев от соприкосновения с отверстиями в свирели дают неоценимую работу мозгу, а правильное дыхание укрепляет легкие. При игре двумя руками вырабатывается четкая координация, повышается моторика пальцев.

На уроках музыки дети знакомятся с различными элементарными музыкальными инструментами, овладевают первоначальными навыками игры на них, предлагают несложные варианты инструментальной аранжировки песен, а на  дополнительных занятиях учащиеся усваивают и закрепляют навыки игры на инструментах, разучивают новые музыкальные произведения, вносят корректировочные предложения для улучшения инструментального звучания.

На занятиях в оркестре происходит осознание необходимости кропотливого, напряженного труда, прежде чем музыкальное произведение засверкает всеми красками звучания инструментов. Очень важно, что в оркестре занимаются дети разных возрастов, с разными навыками. Приходя в оркестр из подготовительной группы, ребенок вначале исполняет в произведениях партию 3-го голоса, это голосоведения в  виде педали всего на нескольких звуках.  При этой кажущейся простоте юный музыкант должен точно соблюдать ритм,  динамику, поддерживать тембровое звучание ансамбля. В процессе разучивание пьес на занятиях каждый участник оркестра может услышать как отдельные партии, так  и звучание произведения в трех, - и четырехголосном исполнении. Постепенно участники оркестра переходят на исполнение более сложных партий, а на их место приходят новички. Самое ценное – это то, что на третьем году занятий каждый ребенок уже может играть все партии в любой пьесе,  а при необходимости в состоянии заменить любого музыканта оркестра.

В процесс работы с детским оркестром я убедилась, что ни одно произведение не дает детям такого эмоционального настроя и желания музицировать, как русская народная песня. Как показали исследования педагогов-психологов,  в  народных детских песнях особенно заметно  естественное интонирование, ведь напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его эмоций, передавая  все грани характера русского человека, его неразрывную связь с природой.

Диапазоны этих песен охватывают примарные тоны детского голоса и складываются из доступных каждому ребенку интонаций. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация между слухом и голосом. Эти мелодии достаточно легко подбираются детьми на инструментах с определенной высотой звука – свирелях и металлофонах, а также открывают безграничные возможности в музицировании и подборе аккомпанемента на инструментах без определенной высоты звука – шумовых ударных.

Ребята понимают также и необходимость сознательной дисциплины, драгоценного чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимоуважения, умения слушать товарища и работать во благо общего дела. Происходит своеобразный циклический процесс вверх по расширяющейся спирали. И здесь главное не упустить нить увлеченности учащихся, не ослабить напряжения деятельности детей по расширению музыкальных знаний, усвоению умений и навыков, что неукоснительно сказывается, как показывает практический опыт, на повышении общего уровня образованности, духовной и нравственной культуры школьников.

Но самое главное, на мой взгляд, это то, что занятия на свирели развивают в ребенке непосредственность и открытость, формируют творческую личность и помогают найти свое место в социуме. Приведу несколько интересных фактов из моей практики. Саша П. просит еще одну свирель для занятий дома. Интересуюсь: «А что, твоя свирель неисправна?» Саша с гордостью отвечает: «Я научил дедушку играть на свирели, и пока мы на занятиях в ансамбле исполняли одноголосные песни, нам с ним хватало одного инструмента. Но теперь мы хотим играть с ним на два голоса». Вика Б. на занятиях ансамбля рассказывает, с каким удовольствием ее домашние питомцы, кошка и попугай, подпевают, когда она дома разучивает новые партии. А вот Лиза Ш. нашла свой необычный способ поздравления друзей с днем рождения: она дарит музыкальные произведения на свирели. В течение нескольких лет сложилась традиция: именинник заранее заказывает песню, а Лиза подбирает ее на слух и исполняет. Затем проводят музыкальную викторину: угадывают и поют разные песни, среди них большинство народные мелодии из нотной тетради. Так наша Лиза несет народную культуру в массы.  А вот Витя К. все лето на даче дает концерты на свирели и потом с удовольствием рассказывает, как приходят его послушать и взрослые, и дети. И еще один очень важный аргумент в пользу свирелей – это благодарность  родителей за здоровье детей. По наблюдениям врачей-педиатров их пациенты, занимающиеся на свирели, значительно меньше стали болеть, а в моменты сильных эпидемий окрепшие легкие уже не дают болезни протекать с осложнениями.

Активизация формирования музыкальных способностей детей в процессе игры на элементарных музыкальных инструментах доказывает состоятельность и продуктивность этого вида музыкальной деятельности.

Задавая вопрос: «Детский оркестр в начальной школе?», можно однозначно и с уверенностью ответить на него: «Да!», ибо инструментальная деятельность детей в начальных классах ведет к неоднозначным, неординарным и, самое главное, существенным результатам в деле музыкального воспитания.

Интенсификация музыкального образования младших школьников в процессе инструментальной деятельности неразрывно должна включать две формы музыкальной работы — классную и внеклассную. Лишь в этом случае в оркестр придут дети, увлеченные музыкой, с разбуженной потребностью в расширении музыкального кругозора, с желанием участвовать в столь сложном процессе красочного созидания музыкального произведения. А игра в оркестре, в свою очередь, благотворно скажется на общем уровне музыкальной культуры в классе. От такого взаимодействия, взаимопроникновения классной и внеклассной музыкальной работы выигрывают ученики, учителя, школа, общество.



Предварительный просмотр:

Школьный оркестр как форма работы с одаренными детьми

Музыка — одна из основ гуманности души человека.

Педагог, идущий к детям с партитурой школьного дня,

слыша музыку этой партитуры в звуках детских голосов,

представляя себя у дирижерского пульта с волшебной палочкой воспитания, веря, что чудо воспитания — в его одухотворенности и преданности детям, не может не быть счастливым оттого,

что выбрал профессию педагога.

Амонашвили Ш.А.

Сегодня актуальность проблемы увеличения количества учебных часов, отводимых на образовательную область «Музыка. Искусство», остается не до конца решенной. Не стоит забывать, что возраст 6-9 лет – самый интересный и благодатный для развития творческих способностей ребенка, только в этом возрасте, когда дети смотрят на мир с широко раскрытыми глазами, когда нет еще закомплексованности, когда ребенок с интересом берется за любое новое дело, - необходимо  научить его творить и творчески мыслить, развить эмоциональную сферу деятельности, которая будет так необходима во взрослой жизни.  

Большое значение приобретают занятия музыкой, искусством, как нельзя более воздействующим на эмоциональную сферу человека. В начальных классах это пение детей в хоре. При этом обнаруживается, что у некоторых детей музыкальные данные развиты настолько слабо, что они не могут чисто интонировать и сразу включаться в процесс пения. Игра на детских музыкальных инструментах, как показывает практический опыт, опосредованно, но весьма существенно влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона, становлению чистоты певческой интонации, развивает музыкально-творческие способности.

Игру на инструментах я рассматриваю как творческий процесс, способствующий одновременно усвоению навыков игры и формированию различных музыкальных способностей через творческие проявления учащихся. У каждого ребенка разнообразны сочетания природных данных, своеобразен путь их формирования, обусловленный внутренними причинами и внешними воздействиями.

Инструментальная форма практической музыкальной деятельности устраняет психологический барьер у детей и вселяет веру в возможность активного музыкального развития, что является важной установочной предпосылкой в процессе музыкального обучения и воспитания.

В своей работе на уроках музыки я использую два вида простейших музыкальных инструментов. Это: 1) музыкальные инструменты с определенной высотой звука (свирели, металлофоны) и 2) инструменты шумовые, без определенной высоты звука (ложки, трещотки, треугольники, маракасы и др.)

Играя на элементарных музыкальных инструментах, дети с удовольствием включаются в активную музыкальную деятельность. Главное – каждый находит инструмент по душе, осваивая приемы игры и способы звукоизвлечения, каждый видит в несложной музыкальной партитуре свою роль (партию), стремиться играть в ансамбле слаженно и гармонично. В процессе такого музицирования развивается чувство ритма, тембровый слух, чувство темпа и чистота интонации. Но главное – это сопричастность к общему делу, радость совместного творческого труда, возможность творить и создавать самому. Такой урок пролетает незаметно и ребятам хочется более глубоко погрузиться в процесс работы над произведением, найти новые краски музыкальной палитры.

Так, постепенно музыка из обязательных занятий на уроке перерастает у детей в потребность заниматься дополнительно, развиваться и совершенствоваться. Именно из желания детей заниматься музыкой дополнительно, в нашей гимназии  возник детский оркестр.

Все началось с того, что на курсах повышения квалификации на одном из занятий нам, педагогам музыки, взрослым людям  со среднеспециальным и высшим музыкальным образованием предложили освоить, казалось бы, простой инструмент – свирель. Поначалу все подумали, что это игрушка, вроде детских свистулек, и использовать ее можно на народных праздниках в качестве шумового инструмента. И только в процессе знакомства со свирелью стало понятно, сколько промежуточных осознанных действий нужно совершить, чтобы она зазвучала. Это и правильное межреберное дыхание, и атака звука, и распределение силы потока воздуха, и ровное голосоведение, и точное окончание звучания ноты, и многое другое.

Когда все мои старания привели к более или менее положительному результату, я влюбилась в звучание этого инструмента, все лето играла на свирели, подбирала знакомые мелодии, импровизировала… И все время думала: понравится ли этот инструмент моим ученикам, захотят ли научиться на нем играть, как смогут применить свои умения и навыки в жизни.

 Ознакомившись с методикой работы Э. Смеловой, с энтузиазмом взялась за дело. Вначале я ввела знакомство со свирелью в процесс обучения на уроках музыки. Конечно, добиться сразу хорошего результат я и не ожидала, ведь в классе большое количество учеников, кто-то схватывает все налету и хочет дальше осваивать азы, а кто-то останавливается в самом начале, так  как не может правильно извлечь звук (он просто свистит), не получается ритмически правильно сыграть мелодию и т.д.

Вот тогда и пришла идея создать ансамбль свирелей. Эти занятия стали дополнительными, на них стали приходить дети, живо и эмоционально откликающиеся на музыку, любящие (но, как правило,  не умеющие) петь и  желающие освоить какой-либо инструмент, т.к. по разным причинам в музыкальную школу они не попали.

Нотные пособия Э. Смеловой очень грамотно и доступно развивают как ритмические, так и мелодические способности каждого ребенка. Прекрасно, что начинаем обучение на свирели с левой руки, что особо развивает координацию правшей. Тактильные ощущения пальцев от соприкосновения с отверстиями в свирели дают неоценимую работу мозгу, а правильное дыхание укрепляет легкие. При игре двумя руками вырабатывается четкая координация, повышается моторика пальцев.

На уроках музыки дети знакомятся с различными элементарными музыкальными инструментами, овладевают первоначальными навыками игры на них, предлагают несложные варианты инструментальной аранжировки песен, а на  дополнительных занятиях учащиеся усваивают и закрепляют навыки игры на инструментах, разучивают новые музыкальные произведения, вносят корректировочные предложения для улучшения инструментального звучания.

На занятиях в оркестре происходит осознание необходимости кропотливого, напряженного труда, прежде чем музыкальное произведение засверкает всеми красками звучания инструментов. Очень важно, что в оркестре занимаются дети разных возрастов, с разными навыками. Приходя в оркестр из подготовительной группы, ребенок вначале исполняет в произведениях партию 3-го голоса, это голосоведения в  виде педали всего на нескольких звуках.  При этой кажущейся простоте юный музыкант должен точно соблюдать ритм,  динамику, поддерживать тембровое звучание ансамбля. В процессе разучивание пьес на занятиях каждый участник оркестра может услышать как отдельные партии, так  и звучание произведения в трех, - и четырехголосном исполнении. Постепенно участники оркестра переходят на исполнение более сложных партий, а на их место приходят новички. Самое ценное – это то, что на третьем году занятий каждый ребенок уже может играть все партии в любой пьесе,  а при необходимости в состоянии заменить любого музыканта оркестра.

В процесс работы с детским оркестром я убедилась, что ни одно произведение не дает детям такого эмоционального настроя и желания музицировать, как русская народная песня. Как показали исследования педагогов-психологов,  в  народных детских песнях особенно заметно  естественное интонирование, ведь напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его эмоций, передавая  все грани характера русского человека, его неразрывную связь с природой.

Диапазоны этих песен охватывают примарные тоны детского голоса и складываются из доступных каждому ребенку интонаций. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация между слухом и голосом. Эти мелодии достаточно легко подбираются детьми на инструментах с определенной высотой звука – свирелях и металлофонах, а также открывают безграничные возможности в музицировании и подборе аккомпанемента на инструментах без определенной высоты звука – шумовых ударных.

Ребята понимают также и необходимость сознательной дисциплины, драгоценного чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимоуважения, умения слушать товарища и работать во благо общего дела. Происходит своеобразный циклический процесс вверх по расширяющейся спирали. И здесь главное не упустить нить увлеченности учащихся, не ослабить напряжения деятельности детей по расширению музыкальных знаний, усвоению умений и навыков, что неукоснительно сказывается, как показывает практический опыт, на повышении общего уровня образованности, духовной и нравственной культуры школьников.

Но самое главное, на мой взгляд, это то, что занятия на свирели развивают в ребенке непосредственность и открытость, формируют творческую личность и помогают найти свое место в социуме. Приведу несколько интересных фактов из моей практики. Саша П. просит еще одну свирель для занятий дома. Интересуюсь: «А что, твоя свирель неисправна?» Саша с гордостью отвечает: «Я научил дедушку играть на свирели, и пока мы на занятиях в ансамбле исполняли одноголосные песни, нам с ним хватало одного инструмента. Но теперь мы хотим играть с ним на два голоса». Вика Б. на занятиях ансамбля рассказывает, с каким удовольствием ее домашние питомцы, кошка и попугай, подпевают, когда она дома разучивает новые партии. А вот Лиза Ш. нашла свой необычный способ поздравления друзей с днем рождения: она дарит музыкальные произведения на свирели. В течение нескольких лет сложилась традиция: именинник заранее заказывает песню, а Лиза подбирает ее на слух и исполняет. Затем проводят музыкальную викторину: угадывают и поют разные песни, среди них большинство народные мелодии из нотной тетради. Так наша Лиза несет народную культуру в массы.  А вот Витя К. все лето на даче дает концерты на свирели и потом с удовольствием рассказывает, как приходят его послушать и взрослые, и дети. И еще один очень важный аргумент в пользу свирелей – это благодарность  родителей за здоровье детей. По наблюдениям врачей-педиатров их пациенты, занимающиеся на свирели, значительно меньше стали болеть, а в моменты сильных эпидемий окрепшие легкие уже не дают болезни протекать с осложнениями.

Активизация формирования музыкальных способностей детей в процессе игры на элементарных музыкальных инструментах доказывает состоятельность и продуктивность этого вида музыкальной деятельности.

Задавая вопрос: «Детский оркестр в начальной школе?», можно однозначно и с уверенностью ответить на него: «Да!», ибо инструментальная деятельность детей в начальных классах ведет к неоднозначным, неординарным и, самое главное, существенным результатам в деле музыкального воспитания.

Интенсификация музыкального образования младших школьников в процессе инструментальной деятельности неразрывно должна включать две формы музыкальной работы — классную и внеклассную. Лишь в этом случае в оркестр придут дети, увлеченные музыкой, с разбуженной потребностью в расширении музыкального кругозора, с желанием участвовать в столь сложном процессе красочного созидания музыкального произведения. А игра в оркестре, в свою очередь, благотворно скажется на общем уровне музыкальной культуры в классе. От такого взаимодействия, взаимопроникновения классной и внеклассной музыкальной работы выигрывают ученики, учителя, школа, общество.

На сегодняшний день наш ансамбль «Свирель» имеет несколько тематических концертных программ, дает концерты в детских садах и школах, а еще ансамбль является победителем   Всероссийских конкурсов «Свирель поет!» (2017) и «Играй, свирель» (2016), лауреатом 1 степени Международного конкурса имени Г. А. Струве «Музыкальный корабль» (2016), дипломантом Московского Международного фестиваля славянской музыки (2017). Участвуя в этих конкурсах и находясь с профессиональными музыкантами на одной волне, мои юные таланты вырастают духовно и эмоционально, понимают, как прекрасно, что родители привели их когда-то в школьный кружок и не представляют, что было бы, если в их жизни не было музыки…

В такие моменты чувствуешь себя совершенно счастливым человеком и понимаешь, что именно ты посадил эти благодатные ростки в маленькие и чистые души детей. Пройдет совсем немного времени, и эти ростки дадут всходы, юные души окрепнут, а музыка останется уже на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы работы с одаренными детьми

Философы считают, что все люди рождаются одаренными,а остаются таковыми далеко не все....

Формы работы с одаренными детьми

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.Дистервег...

Формы работы с одаренными детьми

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.Дистервег...

«Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»

«Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»...

Статья "Формы работы с одаренными детьми в начальной школе в рамках ФГОС"

Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 73 проводит сис­темную работу с одаренными детьми. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности бы...

«Формы работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения»

В работе с одаренными детьми необходимо учитывать психологические особенности.Ю.З. Гильбух отмечал, что одаренные дети — это дети, выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием....

Школьный оркестр как форма работы с одаренными детьми

Из опыта работы с оркестром и ансамблем во внеурочное время и в рамках допобразования...